Список использованных источников
1. Базилевич М.Е., Крадин Н.П. Архитектурные и инженерные школы подготовки архитектурных кадров в России во второй половине XIX — нач. XX в. Новые идеи нового века - 2014: материалы четырнадцатой Междунар. науч. конф. = The new Ideas of New Century—2014: The Fourteenth International Scentific Conference Proceedings: в 3 т. / Тихоокеан. Гос. Ун-т. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. — Т. 1.
2. Крадин Н.П. Архитекторы и инженеры восточных окраин (Дальний Восток, Забайкалье, Якутия, Китай). 765 персоналий. — Рукопись.
3. Старый Владивосток. — Владивосток: Изд-во «Утро России», 1992.
4. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров. 1842-1893. — СПб., 1893.
5. Историко-архитектурные памятники. Город Владивосток в цифрах и фотографиях [Электронный ресурс]. — URL: http://vladcity.com/monuments/historical-and-architectural-monuments/end (дата обращения: 03.04.2014).
6. Ильин А. Петербургский и пинский архитектор Николай Котович [Электронный ресурс]. — URL: http://brama.brestregion.com/nomer24/artic16.shtml#end (дата обращения: 04.04.2014).
7. Католический костел. История. — URL: http://shamora.info/ (дата обращения: 06.04.2014).
8. СПбГАСУ. История университета [Электронный ресурс]. — URL: http://www.spbgasu.ru/ Universitet/Istoriya/.
Н.П. Боровинских, г. Томск
Архитектурная теория и строительная практика в Томске конца Х!Х — начала ХХ в.
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь развития архитектурной теории в столичных центрах со строительной практикой в губернском городе Томске. Через описание стилистических новшеств в строительстве и декоре домов представлена последовательная смена архитектурных течений в городе: архаичная застройка, классицизм, эклектика, в том числе «русский» и «сибирский стиль», модерн.
Ключевые слова: Томская архитектура, классицизм, архитектура эклектики, модерн.
При работе над настоящим сообщением приходилось учитывать тот факт, что различные причины — пожары, ветшание зданий, активная застройка исторической части города — привели к тому, что основная масса деревянных построек в исторической части Томска является довольно поздней и относится ко второй половине XIX — началу ХХ в. Тем не менее у нас есть возможность проанализировать сохранившиеся образцы томского деревянного и каменного зодчества и попытаться выявить закономерность в смене архитектурных стилей и направлений в указанный период.
Смена архитектурных стилей напрямую связана с изменениями общественного сознания в XIX — начале XX в. При этом даже само место архитектуры в системе искусств было весьма неустойчивым. Мнение ведущих общественных деятелей порой расходилось в диаметрально противоположных направлениях. Так, например, Н.Г. Чернышевский вообще исключил архитектуру из разряда искусств, поскольку при специфичности архитектуры «невозможно ее средствами выразить идеалы революционной демократии», и это, в представлении Чернышевского, делает зодчество искусством бессодержательным, или не искусством [1]. Совершенно иного мнения придерживался ряд практикующих мастеров, которые считали, что архитектура как всякое искусство есть плод творческой деятельности, «художество совершенное», и равна другим искусствам, так как направляет человека к его
назначениям, причем архитектура воздействует на целую нацию. Подробно вопросы взаимосвязи общественного мнения и архитектуры рассмотрены в трудах Е.А. Борисовой, Е.И. Кириченко и др.
Естественно, основные споры разгорались в столичных центрах, на страницах ведущих специализированных изданий. В провинции смена архитектурных течений происходила со значительным запозданием. С начала XVIII в. в Томске появились первые каменные постройки, в основном гражданские, затем начали возводить культовые каменные сооружения, и именно с них начался период томского барокко.
В первой половине XIX в. в общегосударственном масштабе проводилась модернизация русских городов в стиле классицизм на основе принципа регулярности. Начало этому положила деятельность созданной в 1762 г. Комиссии для строения городов Санкт-Петербурга и Москвы. В 1763 г. вышел Указ «О сделании всем городам, их строению и улицам планов по каждой губернии особо», подписанный Екатериной II. Таким образом, появился общегосударственный центр по перепланировке и постройке городов. План предусматривал перепланировку всех без исключения городов империи. Комиссия проработала до начала XIX в., затем ее сменил Строительный комитет при Министерстве внутренних дел. Государство строго контролировало все элементы архитектурной системы, начиная от плана города и кончая числом окон на уличном фасаде, цветом фасадов и крыш домов, количеством этажей, которое не должно было превышать установленной нормы. Архитектурный ордер почитался приличным только для общественных сооружений и зданий, принадлежавших дворянству.
В 1830 г. в рамках модернизации был утвержден и генеральный план г. Томска, разработанный в Санкт-Петербурге архитектором Вильямом Гесте9. Классицистические постройки доминировали в Томске до 1860-х гг. В их основе лежали «образцовые» проекты, выполненные также в Санкт-Петербурге крупнейшими русскими архитекторами. В 1809-1812 гг. были изданы альбомы из серии «Собрание фасадов Его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи». Издание растянулось на несколько лет, было выпущено пять альбомов, которые содержали около 200 образцов жилых, хозяйственных, промышленных, торговых и других зданий и свыше 70 проектов заборов и ворот. «Собрание фасадов» было призвано удовлетворить самые разнообразные потребности заказчиков в зависимости от их материальных возможностей и положения в обществе. Проекты рассылались по губернским городам как образцы для фасадов вновь строящихся зданий, причем планов зданий указанные альбомы не содержали.
В качестве классицистических построек в Томске можно привести деревянный дом по пр-ту Фрунзе, 12 (бывшая ул. Нечаевская) (рис. 1). Это просторный дом особнякового типа, с мезонином. Главный фасад имеет аттиковое завершение, прикрывающее конструкцию крыши. Аттик, сочетающий в себе прямоугольную стенку и дугу, зрительно уравновешивает просматривающиеся с улицы треугольные фронтоны. Декор носит сдержанный характер, бревенчатые стены обшиты тесом.
Подобных домов сохранилось в городе крайне мало, однако и они дают представление о разнообразии альбомных образцов. В то же время классицизм сам по себе вытеснил многие здания старинной постройки. Поскольку в эстетике классицизма вся архитектура делится строго на главную и второстепенную, и к главному, имеющему значение непреходящего образца, причислено наследие Древней Греции, Рима и Ренессанса, то все созданное другими народами и в иное время, в том числе и древнерусское и русское народное искусство, расценивается как второстепенное, имеющее сугубо локальный характер. Поэтому неудивительно, что дома, построенные в Томске по древнерусским традициям (как, например, дом по ул. Октябрьская, 71 (рис. 2), были с приходом классицизма быстро вытеснены из строительной практики.
Следующий период в истории томского градостроения относится к эклектике, соединяющей разнородные художественные элементы. В истории отечественной архитектуры наиболее заметное место занимает эклектизм середины — второй половины XIX в., когда особенно широко использовались формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.). Как и предыдущие архитектурные стили, эклектика связана с явлениями социальной и духовной жизни
9 Вильям (Василий Иванович) Гесте (1763-1832). Служил архитектором Царского Села, составил генеральный план его развития. С 1810 г. возглавляет Строительный комитет МВД, который централизованно занимался составлением генеральных планов Российской империи. Участвовал в составлении альбомов «образцовых фасадов». В 1809 г. за заслуги награжден орденом Св. Владимира IV степени.
— подавлением восстания декабристов и последующей реакцией. Почва, на которой стоял классицизм — представление о гармонии интересов государства и личности — была серьезно поколеблена. В 1860-е гг. были отменены жесткие правила, регламентирующие городское строительство. Разнообразие форм стало средством, способным привести архитектуру к новому подъему.
Все вышесказанное можно подтвердить примерами застройки Томска, относящейся ко второй половине XIX — началу XX в. Деревянное зодчество, сочетающее в себе элементы русского национального стиля, барокко, классицизма, модерна, характерно для творчества томских архитекторов В.В. Xабарова10, С.В. Xомича11, П.Ф. Федоровского12, Т.Л. Фишеля13, В.Ф. Оржешко14 и др. В период эклектики получает развитие и особое направление в деревянной архитектуре Томска — сибирское необарокко.
В резном оформлении наличников, пилястр, карнизов более архаичная глухая резьба вытесняется объемной накладной. Дома еще обшиваются, но постепенно, с развитием пропильной резьбы, это делают все реже, так как открытый сруб представляет собой более удачный фон для богатого декоративного оформления дома. Дома нового стиля строятся в Татарской слободе и Заозерье, на ул. Дворянской (Гагарина) и Акимовской (Шишкова) и др. Например, два великолепных особняка, авторство которых приписывается П.Ф. Федоровскому и С.В. Xомичу, вместе составляют неповторимый ансамбль и являются украшением улицы Шишкова (рис. 3). Дом (№10) прямоугольной формы выходит на красную линию улицы Шишкова боковым фасадом. Первый этаж дома каменный, с рустовской и замковыми камнями над окнами. Эти черты характеризуют долю классицизма в постройке. Вместе с тем второй этаж дома декорирован необыкновенно пышно, в духе эклектики. Объемная накладная резьба боковин наличников и ажурная резьба надоконных и подоконных досок создают вместе выразительную художественную композицию. Другой пример - дом по ул. Октябрьской (бывшей Воскресенской), 6, в котором классицистическая композиция дома дополнена барочным декором. На фоне потемневших бревенчатых стен особенно эффектно смотрятся наличники, выполненные в технике пропильной и накладной резьбы. Надоконная доска имеет неровное, «разорванное» завершение, что характерно для барочных произведений, замысловатый, живописный и объемный узор рассчитан на просмотр с различных точек обзора. Не менее декоративна и подоконная доска, плотно украшенная растительным орнаментом. Боковины наличников декорированы витыми полуколонками и заканчиваются сложными свесами.
В конце XIX в. активно строятся доходные дома в историческом районе Томска Заозерье. Как правило, дома принадлежали весьма зажиточным владельцам, которые могли заказать проект профессиональному архитектору. Для украшения дома нанималась артель опытных мастеров-резчи-
10 Виктор Васильевич Кабаров (1843-1897) — выходец из обедневшей дворянской семьи, в 1870 г. окончил Петербургскую Императорскую Академию художеств со званием классного художника II степени «с предоставлением права производства построек».
11 Станислав-Адам Викентий-Карлов Xомич (1864 — после 1914) — выпускник Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. В 1891 г. был назначен младшим инженером при Томском губернском совете, занимался техническим устройством томских тюрем. В 1896 г. перешел на работу в Томское губернское управление. В 1897-1903 гг. был губернским архитектором Томска, затем работал одновременно губернским инженером и епархиальным архитектором и выполнял частные заказы.
Петр Федорович Федоровский (1864-1944) — выпускник Петербургской Императорской Академии художеств, автор многих зданий в Томске, в том числе Горного корпуса Технологического института, Мариинской гимназии, Гоголевского дома, особняка Смирнова и др.
12 Петр Федорович Федоровский (1864-1944) — выпускник Петербургской Императорской Академии художеств, автор многих зданий в Томске, в том числе Горного корпуса Технологического института, Мариинской гимназии, Гоголевского дома, особняка Смирнова и др.
13 Товий Лазаревич (Товье-Герш Лейзерович, Товия-Герш Лейзерович) Фишель (1869 — после 1913) — выходец из семьи мелкого торговца, выпускник Одесской рисовальной школы Общества изящных искусств и Петербургской Императорской Академии художеств. Работал в Одессе, затем был переведен в Томск. Городской архитектор Томска в 1905-1911 гг. Проектировал общественные здания, больницы, особняки и доходные дома, преподавал на подотделении инженеров гражданских сооружений в Томском технологическом институте, публиковал критические статьи в томской прессе («Сибирская жизнь» и др.).
14 Викентий Флорентинович Оржешко (1876 — после 1917) — выходец из дворянской семьи, выпускник Петербургской Императорской Академии художеств (учился в мастерской Л.Н. Бенуа). Преподаватель Томского технологического института на кафедре архитектуры, автор проектов многих жилых и общественных зданий.
ков. В результате дома смотрелись как настоящие дворцовые постройки. Торжественный характер им придавали строгая и сдержанная классическая композиция дома и декор, в котором активно использовались элементы барокко — килевидные и волютные завершения наличников, причудливо декорированные пилястры, фризы по периметру дома. Примером могут служить дома по ул. Пушкина (бывшей Иркутской), 38, где особую пышность наличникам придает «корона» над надоконной доской, или по ул. Красноармейской (Солдатской), 67/1. Дом на Красноармейской имеет компактный, устремленный ввысь объем с живописным очертанием кровли. Окна, в том числе в эркерах, украшены объемной накладной резьбой с барочными волютами в сочетании с прорезной резьбой, в которой использованы народные мотивы. Накладные розетки, ветви с широкими листьями, кар-туши — все это позволяет говорить об использовании стиля барокко.
В ходе развития эклектики шло немало дискуссий о национальном стиле в российской архитектуре, и здесь мнения были чрезвычайно разнообразными. Ряд теоретиков архитектуры считали, что всякая великая архитектура выражает дух своего народа, и подражание бесполезно. П.Я. Чаадаев совершенно не воспринимал греческую культуру, а классицизм для него был воплощением мрачных сторон русской действительности. Чаадаев считал, что высшие духовные порывы материализовали себя в готике, которая со второй половины 1820-х до 1840-х гг. приобрела в России чрезвычайную популярность [2]. Петербургскому архитектору Н.В. Дмитриеву (1856-1918) принадлежат высказывания о том, что первообразом архитектуры является народное зодчество и изба. Искусство при этом возвысило повседневное и утилитарное, сохранив национальные, народные черты [3]. Огромный вклад в дело изучения и пропаганды древнерусского зодчества внес Н.К. Рерих. Его архитектурные этюды явились первым в отечественном искусстве примером активной пропаганды шедевров народного зодчества художественными средствами. Они учили по-новому воспринимать смысл и назначение памятника, раскрывали глаза на красоту, величие, ясность и благородство старинных строений. Николаю Константиновичу принадлежат слова: «Пусть памятники не пугают нас, но живут и вносят в жизнь лучшие стороны прошлых эпох. Неужели не ясно, что памятники древности, в которых собралось все наследие былой красоты, должны быть еще более близки и ценными в нашем представлении. Не в сумраке темниц должны памятники доживать свой век, они должны светить всей праздничной жизни народа» [4].
Отголоски теоретических споров конца XIX в. нашли свое отражение в провинциальных постройках. Использование самобытных народных мотивов в деревянном зодчестве Томска мы можем видеть на примере двух домов по пр-ту Ленина, 56 и 58 (бывшая ул. Почтамтская). Два прекрасных особняка на каменных цокольных этажах с неповторимым деревянным декором. Узор наличников напоминает вышитые крестиком полотенца или скатерти (рис. 4). Совершенно очевидно, что автором являлся крупный мастер, приверженец «русского» стиля: об этом говорят и сквозные занавеси щипцов фронтонов, и ажурные подзоры, и резьба на фризах, и навершия крыш.
Надо сказать, что ситуация с внедрением «русского стиля» приняла государственный характер, как это было ранее с классицизмом. Императором Николаем I был издан специальный указ, по которому с 1838 г. образцовыми для всей страны стали проекты, разработанные К.А. Тоном15. Высочайшим указом его проекты были утверждены в качестве образцов национальной архитектуры. В православной церковной архитектуре центральным стал византийский стиль с элементами народного зодчества. С выходом в том же 1838 г. первого свода памятников «Обозрение древних русских зданий и других памятников» в 2 частях отечественное наследие начинает рассматриваться в качестве непосредственного источника русского стиля.
В Томске сохранились памятники деревянного зодчества с элементами древнерусской архитектуры, которые можно смело отнести к шедеврам мирового значения. Например, дом по ул. Белинского, 19 (бывшей Офицерской) (рис. 5). Особое внимание в нем заслуживает пышный карниз, украшенный треугольными и полукруглыми фронтонами, щипцами. Кровля своими бочкообразными кокошниками напоминает сказочные терема.
Поиски собственного исторического пути России включали стремление утвердить самостоятель-
15 Константин Андреевич Тон (1794-1881) — ректор Петербургской Императорской Академии художеств, русский архитектор, разработавший так называемый русско-византийский стиль храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему императора Николая I. Среди наиболее известных построек — Крам Криста Спасителя и Большой Кремлевский дворец.
ное величие русской культуры, восстановив утраченную в послепетровское время самобытность. Немало споров вызвало и решение вопроса о превосходстве полезного над прекрасным. Ряд авторов теоретических трудов второй половины XIX в. отдают предпочтение полезному: польза есть плод науки и не допускает субъективных умствований, которым подвержена архитектура как искусство. Социальная миссия архитектуры видится в удовлетворении насущных потребностей народа и общества, и основное ее назначение не в духовном, нравственном воздействии на общество, а в общественно-экономической функции, связанной с полезностью. Главным рассадником идей рациональной архитектуры начиная с 1850-х гг. стал Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Это представление влечет за собой полное исключение эстетических проблем из круга интересов сторонников рациональной теории. Или польза, или красота, их союз невозможен, изучение древнерусского стиля «решительно не подчиняется уразумению». Наука о стилях, как не имеющая в себе точного основания, математики, представляет характер в высшей степени условный. Русский стиль не должен приниматься в соображение гражданскими инженерами, людьми технической специальности. Питомцам института нет нужды прислушиваться к духовным потребностям общества, нет необходимости изучать древние памятники и перенимать их образцы. Гражданские инженеры решают вопросы практические: необходимо обеспечить бедственное положение неимущих классов и общего неблагоустройства русских поселений. Искусство является роскошью в эпоху, когда не устранена бедственная материальная обстановка большей части населения.
Эти споры не обошли стороной и Томск. В качестве образцов рациональной архитектуры можно рассмотреть постройки в так называемом кирпичном стиле, экономные долговечные дома, не требующие частых ремонтов (рис. 6). Преимущества применения естественного камня и облицовочного кирпича налицо. Однако и в этом случае практическая целесообразность материала сочеталась с его эстетическими качествами. Форма и размер кирпича позволяли выполнять декоративные работы, используя орнаменты русского декоративно-прикладного искусства (вышивка крестиком, вязание). Данный пример приводится только как подтверждение того, что поиски архитекторов в выборе того или иного стиля или направления в строительстве были хорошо знакомы томским мастерам.
Заслуживает внимания еще одно декоративное направление конца XIX — начала XX в., так называемый сибирский стиль. В отличие от предыдущих разработок увлечение им характерно именно для сибирских художников и архитекторов. В основе стиля лежат узоры коренных народов Сибири и собственная разработка растительных орнаментов. Xудожники использовали эти узоры при декорировании мебели, в книжных иллюстрациях, архитекторы успешно применяли в декоре наличников и других элементов домовой резьбы. Например, на надоконной доске наличников дома по ул. Красноармейской хорошо видны так называемые оленьи рожки. При декорировании наличников дома по пр-ту Ленина (бывшая Садовая) мастер успешно использовал элементы сибирской природы, хвойные деревья и шишки (рис. 7).
Проблема национального стиля отходит на второй план, когда на рубеже XIX и XX вв. разворачиваются дискуссии между приверженцами уходящей эклектики и зарождающегося модерна. Примерами модерновых построек в Томске являются дома по ул. Карла Маркса, 31, Кирова, 7, Гагарина, 42, Кузнецова, 17 и др. Дом по адресу ул. Карла Маркса, 31 (бывшая Духовская) (рис. 8) выполнен по проекту архитектора П.Ф. Федоровского для купца Родюкова. Здание украшает сложный фриз с резными кронштейнами и вставками растительного орнамента. Мелкая расстекловка окон лестничной клетки и фигурное обрамление входных дверей создают неповторимый образ памятника. Дома по ул. Кирова, 7 (рис. 9), Гагарина, 42 выполнены по проектам ведущих томских архитекторов. На ул. Кузнецова, 17 (бывшей Черепичной) по проекту В.Ф. Оржешко был возведен особняк с мансардным этажом под шатровой крышей (рис. 10). Декоративный каркас, закрывающий стыки обшивки, переходит в плавные формы кронштейнов карниза.
Заканчивая наше сообщение, хотели бы еще раз подчеркнуть уникальность томского архитектурного наследия. Даже краткий обзор сохранившихся в городе построек дает представление о том, как идеологические и теоретические поиски крупных общественных деятелей и архитекторов находили живейший отклик в строительной практике города. Xарактерно, что ближе к рубежу веков временной интервал между теоретическими поисками и находками и появлением архитектурных новшеств на улицах города значительно сократился.
Рис. 1. Жилой дом на ул. Фрунзе, 12. Снимок из Живого журнала, автор Роман Петрушин,
http://volos-t.livejournal.com/12314.html
Рис. 2. Жилой дом на ул. Октябрьская, 71. Снимок из Живого журнала, автор Роман Петрушин,
http://volos-t.livejournal.com/75817.html
Рис. 3. Жилой дом на ул. Шишкова, 10 100
Рис. 4. Оформление оконных наличников в доме по ул. Ленина, 58
Рис. 5. Дом по ул. Белинского, 19. Снимок из Живого журнала, сообщество ru_woodarch, автор Sergius Caesar, http://ru-woodarch.livejournal.com/8687.html
Рис. 6. Пример кирпичной застройки на пл. Ленина 101
Рис. 7. Оформление Рис. 8. Дом на улице Карла Маркса, 31
наличника жилого дома на пр-те Ленина
Рис. 9. Собственный дом архитектора А.Д. Крячкова на ул. Кирова, 7. Снимок из фонда Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. НГАXА, ФК. О. 1. Л. 18. Ф. 2
Рис. 10. Жилой дом по ул. Кузнецова, 17. Снимок из архива института «Сибспецпроектреставрация», на краеведческом портале «Земля Томская», http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/248/
Список использованных источников
1. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М.: Наука, 1979.
2. Богданова О.В. Архитектурный облик Томска. — Томск: Красное знамя, 2005. — С. 8.
3. Кириченко Е.Е. Архитектурные теории XIX века в России. — М.: Искусство, 1986. — С. 60.
4. Литературные взгляды и творчество славянофилов. 1830-1850-е годы. — М.: Искусство, 1978. — С. 170.
5. Алехин А.Д. Древнерусским искусством вдохновляясь // Творчество. — 1968. — №7.
УДК 72
А.П. Герасимов, г. Томск
Гражданский инженер А.Д. Крячков как проектировщик церковных зданий
в Западной Сибири
Аннотация
В статье впервые комплексно рассматриваются вопросы деятельности сибирского архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова в проектировании культовых сооружений в городах Западной Сибири.
Ключевые слова: А.Д. Крячков, жизнь и творчество архитекторов Сибири.
Жизнь и деятельность Андрея Дмитриевича Крячкова (1876-1950) в настоящее время достаточно хорошо изучены. Неиссякаемая творческая энергия, которая сопровождала его на протяжении всей жизни, огромное архитектурное наследие, оставленное им во многих городах России, дает нам право говорить о нем как о великом сибирском инженере и архитекторе. О творчестве А.Д. Крячкова много писал его ученик и последователь, профессор Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Сергей Николаевич Баландин (1930-2004). Известен самый подробный его документальный очерк «А.Д. Крячков. Сибирский архитектор», изданный в 1991 г. Новосибирским книжным издательством [1]. Много писал о творчестве А.Д. Крячкова и исследователь Томской архитектуры В.Г. Залесов [2]. По творчеству А.Д. Крячкова неоднократно защищались дипломные проекты в институтах Томска, Новосибирска, Санкт-Петербурга (Ленинграда). В данный момент мы не ставим перед собой задачу освещать все творчество архитектора. Остановимся только на некоторых этапах, которые требуют уточнений.
А.Д. Крячков не был епархиальным архитектором г. Томска, но принимал активное участие в проектировании и строительстве культовых (в основном православных) зданий и сооружений. Уже через год после окончания института он корректировал проект церкви на Песках в Томске на ул. Магистратской, о чем говорит протокол строительного отделения Томского губернского управления №107 от 11 июня 1903 г.: «Комитет по постройке храма на Песках в г. Томске, при прошении от 4 сего июня, представил проект в 2 экземплярах на постройку упомянутой церкви. Строительное отделение рассмотрело этот проект, исправленный красными чернилами младшим инженером Крячковым согласно расчету устойчивости и прочности церкви, и, найдя оный составленным в тех-ническо-строительном отношении удовлетворительно, определяет: проект этот одобрить с учетом, чтобы постройка оной церкви производилась согласно 127 ст. Уст. Стр. изд. 1900 г. под наблюдением опытного архитектора, подписка которого о принятии на себя руководства и наблюдения за постройкой церкви должна быть представлена в Строительное отделение до начала постройки — и