Таким образом, есть основания утверждать, что в прошедшем году образовательные учреждения справились с возложенной задачей, но резервы для улучшения работы использованы не все.
Система профессионального образования превращается в востребованную сферу, эффективно взаимодействующую со всеми социальными институтами.
УДК 159.9;37 ББК 88; 74
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ПАРАДИГМЕ САМОРАЗВИТИЯ
Е. Ю. Клепцова
Ключевые слова: саморазвитие; терпимое и толерантное отношение; самоутверждение; самосовершенствование; самоактуализация.
Резюме: в статье рассматриваются некоторые особенности терпимого и толерантного отношения педагогических и управленческих кадров образования в парадигме саморазвития, анализируются понятия «терпимость» и «толерантность», излагаются три формы личностно-профессионального саморазвития специалиста: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.
Переход образовательной системы из режима функционирования в режим развития предполагает значительную качественную работу по профессиональному развитию и саморазвитию всего педагогического коллектива, каждого руководителя, конкретного педагога. Крайне важно в условиях все более растущей конкурентоспособности за реалиями трудовых буден не утратить свою самобытность и авторство. В ином случае подобная деятельность будет носить декларативный характер, не интегрированный в практике современного образовательного учреждения.
Саморазвитие - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). В качестве признаков и характеристик саморазвития выступают следующие:
• превращение субъекта жизнедеятельности в субъект саморазвития (К. А. Абульханова-Славская, В. Г. Маралов, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Г. А. Цукерман, Н. А. Низовских и др.); эта проблема переходит в ранг разрешимых, если индивид приобретает способность выделять деятельность по саморазвитию в качестве самостоятельной сферы своего бытия;
• переход с одного уровня активности на другой (движение от нормативного уровня к нормативно-личностному, от нормативно-личностного -к продуктивному, от продуктивного - к продуктивно-творческому), где приобретается способность к личностной инициативе в совокупности со способно-
стью к исполнению, что дает возможность сознательного выбора средств саморазвития в виде самопознания и самовоспитания (Э. Ф. Зеер, В. К. Зарец-кий, Б. С. Братусь, В. А. Петровский, Д. В. Богоявленская, Е. А. Максимова, А. Б. Орлов, А. А. Мелик-Пашаева и др.);
• личностный выбор, то есть развитие стремления личности к субъективной свободе с возложением на себя определенной меры ответственности, что дает возможность личностного роста, в конечном итоге самосовершенствования (А. Г. Асмолов, В. Н. Дружинин, Д. А. Леонтьев, Г. В. Иванченко, Н. В. Пилипко и др.);
• развитие самосознания, которое выступает необходимым атрибутом деятельности по саморазвитию (А. К. Маркова, Е. А. Климов, Л. М. Митина, А. А. Деркач, В. Д. Брагина, В. Н. Козиева, Н. С. Глуханюк, В. А. Сластенин, И. В. Вачков, Г. Л. Тульчинский и др.).
Таким образом, субъектность саморазвития, высокий уровень личностной активности, обладание вариативными степенями субъективной свободы на фоне развитой способности к самопознанию являются признаками того, что человек действительно перешел от этапа субъекта жизнедеятельности к этапу субъекта саморазвития, при этом выделение саморазвития как самостоятельной деятельности выступает определяющим параметром оценки субъекта как автора, творящего себя [12].
Акмеологи, исследователи проблем профессионального развития выделяют три варианта (формы) личностно-профессионального саморазвития специалиста: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.
В последние годы актуализировались исследования проблем толерантности, в которых толерантность является динамично развивающим личностным феноменом, где выступает, с одной стороны, как некоторая философия, с другой - как отношенческая категория, с третьей - как культура толерантного сознания [2, 5, 7, 8, 11]. В рамках идей толерантного сознания на особом месте стоит система отношений, которые, в свою очередь, могут быть терпимыми, толерантными и нетерпимыми [8, 11].
Проблема изучения толерантности и терпимого отношения педагогических и управленческих кадров образовательной сферы в парадигме саморазвития является малоизученной, хотя и представляет определенный интерес.
Под толерантностью нами понимается свойство личности, в котором выражается отношение личности к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т. п. и проявляющееся в понижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).
Нами различаются понятия «толерантность» и «терпимость». Под терпимостью мы понимаем свойство личности, в котором выражается отношение личности к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т. п. и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов принятия (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпения (выдержка, самообладание,
самоконтроль). Терпимость дихотомична нетерпимости. Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. В основе толерантности лежит интеллектуальное убеждение, похожее на конвенциальную договоренность сторон о границах сосуществования. Терпимость как личностное образование характеризует поведение, базирующееся на усвоении аксиологических принципов ненасильственного взаимодействия. Терпимое отношение неотделимо от внутренней мотивации этой формы активности, так как терпимость предусматривает просоциальное поведение, ненасильственное взаимодействие, бескорыстные действия, не сулящие человеку внешних наград, одобрений, восхищений, поощрений, иначе говоря, терпимость непрагматична по определению и по своей природе.
За пределами терпимости оказываются формы помогающего поведения, в основании которых могут лежать корыстный расчет, эгоизм, прагматизм, самореклама, практицизм, злонамеренное воздержание и другие мотивы действий, связанные с соображением затрат и пользы от совершаемых поступков. Подобные мотивы поведения лежат в основе толерантного и нетерпимого поведения.
Саморазвитие при модели самоутверждения в профессии и жизни может характеризоваться следующими особенностями: желанием соответствовать некоторому нормативному образцу, принятому за желаемый, разделяемому большинством; стремлением быть «удобным» сотрудником для референтной группы коллег и вышестоящего руководства, соответственно, быть не хуже других, ничем особенным не выделяться, разделять и безропотно принимать требования и правила поведения подавляющего большинства: злобой и завистью к «баловням судьбы» - тем, кто собственным трудом, талантом, симпатией влиятельных людей прокладывает собственный путь и т. д.
Самоутверждаясь, человек явно не доволен своим нынешним положением, собой, испытывает стремление подчинять, властвовать, манипулировать, конкурировать, играть в сотрудничество или партнерство и т. д.
В психологической науке есть термин «самоутверждающийся» тип, введенный С. Г. Вершловским для обозначения группы учителей, проявляющих авторитаризм, отрицание или полное игнорирование в ребенке субъектности. К сожалению, практикой обыденной жизни становится грубое и нетерпимое поведение педагогов и администраторов образования к детям, некорректное отношение друг к другу, вышестоящему руководству, родителям. С. М. Рогож-никова данный тип педагога характеризует сочетанием низкого уровня само-принятия с выраженным стремлением к самосовершенствованию. Следовательно, не принимая себя, данный управленец и педагог будет нетерпим и претенциозен к другим, подвержен желанию заявить о себе в жизни, нередко за счет унижения и оскорбления других, тех, кого он считает ниже и хуже себя, или, напротив, в нарочито демонстративно тактичном и наигранно вежливом отношении к «нужным» и выгодным людям.
Поскольку самоутверждение позволяет личности заявить о себе в полной мере, основой личностной мотивации могут быть мотивы: «чем я хуже (лучше) остальных, все так делают», «я такой же, как все» или «я лучше других», «я хуже
остальных». Вариант описания некоторых форм саморазвития встречается у В. Г. Маралова [9].
Цели и способы самоутверждения зависят от сферы деятельности, актуализирующей мотивации, они очень специфичны и индивидуальны.
Если преобладает мотив «быть лучше других», то личность пытается найти такие способы самоутверждения, при которых она планирует чем-то особенным выделиться из общего окружения, проявить специфичность в заданной системе отношений того, чего нет у других, продемонстрировать лидерство, утвердиться в интеллектуальных, творческих, волевых, манипулятивных, властных, престижных и др. амбициях.
Варианты данной мотивации: «Что, я хуже других?!», «Я сам себе хозяин», «Я не допущу, чтобы другие были впереди меня, я еще покажу, на что способен!», «Все занимаются индивидуальными проектами, что, я хуже» и др. Данная мотивация может быть обусловлена также за счет отрицания пренебрежительного, отстраненного, импульсивного, высокомерного, уничижительного и иного отношения к другим.
Проявление терпимого или толерантного отношения к другим при престижной мотивации будет зависеть от культурных и национальных обычаев, этической и психологической грамотности, предусматривающих спокойное, ровное отношение к успехам и своеобразию других, отличных от собственной идентичности. В ином случае возможно нетерпимое отношение в разных его проявлениях.
Мотивация «быть хуже остальных» показывает варианты нетерпимого отношения к себе, самобичевания, самоограничения, самоуничижения, саморазрушения (пьянство, наркомания, токсикомания и т. д.), самоотрицания личности, откровенной демонстрации окружающим собственной никчемности, нехорошести, оплакивании неудач, протестном или негативистском отношении к собственной персоне. Подобная позиция манипулятивна, поскольку имеет определенные выгоды, например, окружающие часто жалеют такого «несчастного», пытаются ему сострадать, сочувствовать, прощать и не замечать многие недостатки, последний же получает с этого свои дивиденды в форме самоутверждения.
Часто встречается мотивация «быть таким же, как остальные». Способы утверждения в рамках данной мотивации варьируются от преобладания того, в чьих глазах осуществляет попытку самоутверждения человек - для себя, близких, значимого окружения, незнакомых, вышестоящего руководства и т. д. При этом человек будет делать только то, что разрешено гласными или негласными правилами референтной (значимой) группы, не пытаясь, поступить иначе. Преобладание нетерпимых тенденций в коллективе, осуждение, игнорирование, травля или осмеяние, издевательство над кем-то способствуют тому, что личность будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, игнорирует, издевается. Если принята корпоративная культура достоинства в коллективе, где приветствуется терпимость в отношении окружающих, где допустимо совершать благородные поступки и бравировать этим, значит, и член такого коллектива будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретают интеллект и умственные способности, то, сле-
довательно, проявление интеллектуальных способностей будет выступать в качестве способов самоутверждения.
Результатом самоутверждения является ощущение личностью собственной полезности, нужности, оправдание усилий или нужд как в своих глазах, так в глазах окружения. В случае «я такой же, как другие» срабатывает механизм конформизма, проявляющийся в зависимости и податливости личности от ценностных ориентаций группы, что помогает личности выжить, успокоиться, не идти вперед, не развиваться достаточно длительное время. В итоге подобное коллективное самоутверждение может привести к стагнации, остановке в личностно-профессиональном развитии, деградации.
Позиция «я не хуже остальных» может привести к чувству превосходства, своей исключительности, гордости, гордыне, когда человек начинает ощущать себя лучше, умнее, образованнее, талантливее других. Подобные ощущения «я сам себе хозяин», «чем я хуже (лучше) остальных», «я лучше остальных и краше», разумеется, спасительны и стабилизируют психику в рискованных ситуациях. Однако индивидуальное время не может быть бесконечным, поэтому неизбежное завершение жизни нужно отсрочить, полагает В. Н. Дружинин. И тогда остается продлить свою жизнь методом «социального сравнения», сократив время жизни или уменьшив спектр возможностей для реализации других людей (увольнение молодого талантливого сотрудника старым начальником, преследование и игнорирование стареющими коллегами-женщинами молодой красавицы и т. д.) [6].
Как справедливо считает В. Г. Маралов, возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда личностью ставятся более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.
Педагоги и управленцы с подобным вариантом самоутверждения отличаются неприятием себя, внутренней конфликтностью, негибкостью, стремлением к занятию властной, авторитарной, подавляющей позиции, манипуля-тивным приемам, желанием самоутвердиться за чужой счет, нетерпимостью к «инаковости». Оборотной стороной подобного поведения, часто скрываемой от посторонних, является иллюзия независимости, стремления следовать высшим интересам и ценностям, фанатичного радения за дело. Саморазвитие в данном случае достигается посредством проявления личностью допустимой выдержки, самообладания, самоконтроля в выгодной саморекламе, самопре-зентации, отложенной мести, прагматизме и т. д. Как полагает С. М. Рогожни-кова, самосовершенствование при самоутверждении идет в большей степени за счет овладения необходимыми методиками и технологиями деятельности, чем за счет развития в себе определенных личностных качеств [11].
Самосовершенствование показывает желание личности приблизиться к некоторому предвосхищаемому идеалу. Значительную роль в этом процессе играют личностная активность и авторство в стремлении к улучшению и са-
мопостроению. Однако самосовершенствование отличает направленность и осмысленность, к примеру, в культивировании желаемых личностных характеристик или в усовершенствовании навыков в социально неодобряемой деятельности (обманывать, манипулировать, использовать нецивилизованное влияние и др.). Итак, самосовершенствование, кроме стойкого позитивного эффекта (развитие управленческой компетентности, профессионального мастерства, оттачивание навыков толерантного общения и др.), может оказать на личность и существенное разрушающее воздействие, приводящее к регрессу.
Самосовершенствование побуждается за счет желания превзойти себя сегодняшнего, обогатить профессиональный и личностный опыт, приобрести значимые позитивные изменения в себе. Таким образом, целью и способами самосовершенствования являются обнаружение и развитие в себе сегодняшнем того лучшего, значимого, важного, чем не обладал вчера, существенное отличие в продуктивности и качественности результатов в зависимости от сопоставления с предыдущим жизненным этапом. Способы более детализируют общую цель. Например, цель - культивирование в себе толерантности как личностной характеристики современного управленца - будет реализовываться посредствам развитой мотивации самосовершенствования. К сожалению, нередко подобный процесс не организован, ситуативен и стихиен, когда используются случайные обстоятельства и возможности. В данном случае уместно раздробить данный процесс на отдельные этапы и рассматривать как специально организованную деятельность, большое значение в которой принадлежит волевому усилию. Например, не конфликтовать с другими, находить более «взрослые» способы разрешения сложных проблемных ситуаций при взаимодействии с «трудными» людьми, всякий раз обращая особое внимание на препятствия, барьеры общения, взаимопонимания, после чего личность срывается, проявляет нетерпимость, грубость, испытывает раздражение, обиду. Именно к этим ситуациям данный человек повышенно сензитивен (чувствителен) и из-за этого выходит из равновесия и не может конструктивно общаться. Изучение причин, истоков возникновения нетерпимости, особенностей и условий, при которых она актуализируется, своеобразия протекания и перехода в другие формы реагирования является важным в самосовершенствовании данного личностного свойства. Когда у человека вырабатывается привычка сдерживаться, уровень волевых усилий: выдержки, самообладания, самоконтроля - постепенно снижается, формируется истинная потребность в проявлении толерантности либо терпимого отношения вне значимости субъекта взаимодействия, будь то ребенок, коллега, подчиненный, родитель, представитель общественности и т. д. Удовлетворенность данной потребности обогащается в итоге индивидуально-личностным смыслом.
Результатами самосовершенствования можно считать приятные эмоциональные переживания в виде гордости за себя, свои достижения, добрые поступки, удовлетворенность собой, жизнью, окружением. Следует отметить, что, самосовершенствуясь, личность постепенно становится все более принимающей как по отношению себе, так и по отношению к другим, поскольку порог допустимого в мировосприятии и мироощущениях расширяется, границы
уважения, понимания, принятия становятся все более прозрачными, поэтому личность толерантна, терпима, с ней легко иметь и поддерживать контакт.
Самосовершенствуясь, личность ощущает жизнь более интересной, полной неизвестности и неожиданностей. При позитивном осмыслении различных вех собственной жизни личностью находятся пути дальнейшего самосовершенствования, поскольку достигается соответствие между своими возможностями и мотивами либо изменяется смысловая сфера в том направлении, в котором будет возможно поступательное развитие личности. Невозможность осознания этой альтернативы приводит к аномальному личностному развитию, нетерпимости как к себе, так и к иному, реактивному преодолению сложившихся противоречий, к появлению разного рода защитных мотивов, которые толкают к осуществлению ложнокомпенсаторной деятельности. Смысл этой деятельности сводится к тому, чтобы «законсервировать», оставить прежним внутреннее противоречие и тем самым приспособиться к нему [4, 13].
Самоактуализация является высшим этапом (уровнем) саморазвития. Свое начало она берет в самоутверждении и самосовершенствовании. В данном варианте потребность заявить о себе и совершенствовать себя отступает на второй план, не утрачивая актуальности, уступая место процессам максимальной идентичности со своей профессиональной деятельностью, профессиональным и социальным окружением, способности импровизировать, проявлять креативность при столкновении с любой деятельностью. Самоактуализация служит следствием личностной и профессиональной зрелости, поскольку самосовершенствование становится постоянным и неизменным, то важной личностной задачей является выявление в себе определенных потенциалов и реальное воплощение их в реальность.
Часто сложно провести границу между высшим уровнем самосовершенствования и собственно самоактуализацией, поэтому они имеют общие характеристики целей и мотивов деятельности.
Однако специфичность самоактуализации определяется, как полагают К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, В. Г. Маралов, задействованием в ней высших смыслов реализации себя в жизни и деятельности [1, 13, 9]. При самоактуализации отпадает потребность выстраивать программы по самоиз-менению и улучшению.
Самоактуализация, по А. Маслоу, есть образ жизни, основанный на стремлении человека стать тем, кем он может быть: «люди должны быть тем, кем они могут быть, они должны быть верны своей природе» [6]. А. Маслоу отнюдь не сводил, как интерпретируют его последователи, самоактуализацию к творческим процессам. Самоактуализацией является любой вариант реализации способностей в деятельности. Люди, не осознававшие своего потенциала, страдают заниженной самооценкой, боятся реализовать себя во внешней жизни. Самоактуализирующиеся личности, как полагает автор, наделены множеством положительных черт: более спокойно воспринимают мир вокруг себя, менее эмоциональны и более объективны, беспристрастны, не подвержены надеждам и страхам, стереотипам, не боятся проблем и возникающих противоречий, не страдают от чувства стыда, вины, тревог, привержены ка-
кой-то задаче, делу, любимой работе, склонны к уединению и независимости, нуждаются в неприкосновенной личной жизни, одиночестве, внутренне свободны и автономны, круг друзей крайне узок, хотя отношения между ними близкие: «эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но эта элита характера, способности и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти» [6], их внутренняя и внешняя жизнь непосредственна, естественна, лишена условностей, они не любят формальности и ритуалы, сопротивляются окультуриванию.
Мотивационная жизнь самоактуализирущегося человека не только богаче, она качественно отличается от мотивации среднестатистического человека, говоря о мотивации самоактуализирующейся личности, мы должны говорить не столько о потребностях физиологических уровней, сколько о метамотивах, или мотивах роста, как полагал автор идеи [10].
Цели и способы самоактуализации. А. Маслоу выделяет следующие пути (или способы) поведения, ведущие к самоактуализации: живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя; жизнь - процесс постоянного выбора: продвижения или отступления; самоактуализация - это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др. Самоактуализация означает выбор возможности роста; способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»; способность быть честным, умение брать на себя ответственность (как отмечает А. Маслоу, «всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоак-туализируется»); способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других; не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей; «пиковые» моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, гарантировать и невозможно даже искать; способность человека к разоблачению собственной психопатологии -умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их; более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней; принятие (себя, других, природы); спонтанность, простота, естественность; центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); некоторая отъединенность и потребность в уединении; автономия, независимость от культуры и среды; постоянная свежесть оценки; мистичность и опыт высших состояний; чувства сопричастности, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различение средств и целей, добра и зла; философское, невраждебное чувство юмора; самоактуали-зирующееся творчество.
А. Маслоу указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения - быть лучшим человеком, насколько это возможно.
Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из всего сказанного ранее. Самый важный результат - ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты
все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться [9].
Слава, статус, награды, популярность, престиж, любовь, которых они способны достичь, - все это становится для них менее важным, чем саморазвитие и внутренний рост. Данная личность отличается большей терпимостью к окружающим, себе, поскольку ее волнуют проблемы, выходящие за пределы собственного благополучия.
Таким образом, толерантность и терпимое отношение как личностные свойства педагогов и менеджеров образования характеризуются динамичностью развития. Психологические средства личностно-профессионального саморазвития (слово, образ, действие и др.) выступают как инструменты и орудия и как способы и приемы воздействия человеком на себя с целью достижения направленных самоизменений в обозначенных пределах. М. К. Мамардашвили утверждал, что «можно организовать себе бытие определенным образом через предоставляемые нам средства», какими являются произведения искусства, произведения мысли, культурные произведения, благодаря символам которых и через их небуквальный смысл мы можем жить человечески. Личностно-профессиональное саморазвитие толерантности и терпимого отношения может рассматриваться и как процесс прогрессивных самоизменений. Критериями прогрессивности, по Л. И. Ан-цыферовой, выступают возрастание целостности и интегративности психологической организации личности, усиление взаимосвязи ее различных свойств и характеристик, накопление новых потенций развития, расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом, другими людьми [14]. Смыслы личностно-профессионального саморазвития соотносятся со смыслами индивидуальной жизни. Вместе с тем, у человека и человечества есть общие задачи, прежде всего это развитие способности к духовному осмыслению жизни, «выращивание» жизненной философии смысла как сомысли с другими, живущими или жившими. Как говорил М. К. Мамардашвили, только вбирая в себя голоса других, мы можем оставаться живыми.
Литература
1. Абульханова К. А. Березина Т. Н. Время личности и время жизни. -СПб.: Алатея, 2001. - 216 с.
2. Асмолов А. Г., Банцекин М. Б., Бухарина Г. В., Гонтмахер Е. Ш., Дро-бижева Л. М., Миролюбова О. Д., Солдатова Г. В. Доклад Правительству РФ «О ходе реализации в 2001-2002 гг. Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.) от 15 мая 2003 г. // Век толерантности. -2003. - № 6. С. 3-33.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
4. Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. - № 2. - С. 3-13.
5. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). -М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2003. - 240 с.
6. Дружинин В. М. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Иматон, 2000. - 135 с.
7. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. 8. Вып. 14. / Под ред. В. Н. Собкина - М.: Изд-во «Центр социологии образования РАО», 2003. - 208 с.
8. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004. - 176 с.
9. Маралов. В. Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
10. Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность. - М.: Рефл-бук, 1999. -
135 с.
11. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия детьми. / Под ред. Маралова В. Г. - М.: Академический проект, 2005. - 288 с.
12. Психологические и педагогические проблемы саморазвития личности: материалы Всерос. науч.-практ. конф: В 2 ч. Ч. 1. - Киров: ВГПУ, 2002. - 229 с.
13. Слободчиков В. И., Исаев Е. Н. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
14. Проблема смысла в науках о человеке. Материалы междунар. конф. (М., 19-21 мая 2005 г.). - М.: Смысл, 2005. - 280 с.
УДК 377 ББК 74.5
КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И РЫНКА ТРУДА
Т. А. Корчак, М. Л. Вайнштейн
Ключевые слова: компетентностно ориентированное образование; профессиональное образование; рынок образовательных услуг; рынок труда; технологии профессионального образования.
Резюме: в статье рассматриваются организационно-педагогические условия соответствия рынка образовательных услуг рынку труда, осуществление которых возможно при реализации компетентностного подхода к образованию.