Список литературы
1. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теоретическая физика. В 10 т. Т. VI. Гидродинамика. М.: Наука, 1988. 736 с.
2. НесисЕ.И. Методы математической физики. М.: Просвещение, 1977. 199 с.
НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Эгамбердиева М.Х.
Эгамбердиева Мукаддас Холиковна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра теории и методики обучения родному языку, Худжандский государственный университет им. Академика Бабаджана Гафурова, г. Худжанд, Республика Таджикистан
Аннотация: статья посвящена одной из актуальных проблем общества -воспитанию толерантности. Автор раскрывает научно-теоретическое аспекты понимания сущности толерантности, которая включает в себя принятие и уважение многообразия культур нашего мира. В статье сущность толерантности характеризуется посредством анализа точек зрения в различных науках: философии, психологии, педагогике.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, терпимость, совершенствование, образование.
Одной из важнейших закономерностей развития современного общества является неуклонное сближение стран и народов, ведущее к усилению их взаимодействия и неизбежной глобализации, что требует реформирования всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и образования. Именно сфера образования должна решить задачу подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности в условиях многонационального и многоконфессионального мира, к ведению диалога культур и межкультурному взаимодействию.
Осознавая важность этой проблемы для современного общества, ЮНЕСКО в 1995 г. приняла Декларацию принципов толерантности, которая включает в себя уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, разнообразие форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Она направлена на достижение гармонии в многообразии и нацелена на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.
В современном глобальном мире толерантность является ключевой проблемой, решение которой должно обеспечить развитие свободного общества, процветание национальных государств и стабильного мироустройства.
Понятие «толерантность» исследуется в различных отраслях наук, вследствие чего существуют специфические трактовки ее содержания и сущности в каждой из них. В толковом словаре русского языка толерантность объясняется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть [5]. Сущность толерантности и ее характеристики определяются посредством анализа точек зрения в различных науках: философии, психологии, педагогики, социологии, биологии, медицины. Это привело к появлению многообразия подходов к определению сущности категории толерантности в научной литературе.
Категория толерантности формировалась длительный период времени, а ее развитие продолжается до сих пор. Процесс развития и становления толерантного
человека непосредственно связан с процессом формирования человеческого общества. Появление социальной общности «мы» в древности происходило в ходе совместной духовной и материальной деятельности людей, их общения и было результатом противостояния в борьбе за свое существование.
В первую очередь толерантность предполагает отказ от абсолютизации истины и означает утверждение нормы. Во вторых, толерантность предусматривает принятие, понимание и уважение огромного многообразия сущего мира, культур, а также форм и способов самовыражения человеческой личности и индивидуальности. Этому способствуют многообразный социальный опыт человечества, духовная культура, общение и свобода совести, мышления и убеждений.
Объединяющим понятие толерантности у разных народов является отношение к человеку и человеческому роду как к единому целому и взаимосвязанному, что подтверждается единством подходов к пониманию таких проблем современности как глобализация, экология и т.п.
Научное определение категории толерантности сталкивается с определенными трудностями, так как это понятие распространено в различных отраслях знания: философии, психологии, педагогике, политике, медицине и др. В разных энциклопедических словарях «толерантность» толкуется по-разному. Например, в Советском энциклопедическом словаре, медицинское значение «толерантность» трактуется как иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела к определенному антигену [6].
Толерантность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека и является одним из важнейших «экзистенциалов» человеческой жизни, то есть толерантность -это сложный феномен, имеющий множество аспектов и компонентов. Она имеет несколько направлений проявления и развития через многообразие форм и видов.
В науке категория «толерантность» рассматривается как признание равенства между людьми, уважение и признание многообразия человеческой культуры, норм морали, верований, отказ от насилия и доминирования какой-то одной точки зрения. Толерантность не сводится к индифферентности, конформизму, к ущемлению своих собственных интересов в угоду кому-либо или чему-либо, она предусматривает активность и взаимоуважение всех сторон.
Основными чертами толерантности являются:
- активность по отношению к происходящему;
- отсутствие равнодушия, безразличия и нерешительности;
- наличие определенной позиции, принципов и идеалов;
- разумный компромисс, уступчивость, постоянная готовность к диалогу;
- отрицание фундаментализма, при необходимости гибкость в переосмыслении своей позиции;
- отсутствие навязывания своих принципов и взглядов;
- равенство и паритет взаимодействующих сторон, что исключает патернализм, то есть доминирование или покровителем одной из сторон над другой. Патернализм часто приводит к интолерантным отношениям;
- терпимость, доверие и диалогизм в отношениях;
- отсутствие монополизма и стремления сделать свою позицию господствующей, не считаясь с позицией другого;
- признание другого мнения, уникальности и ценности человеческой личности.
Толерантность характеризует уверенность человека в себе, осознание им
надежности своих собственных взглядов, убеждений, позиций, точек зрения. Она не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Толерантный человек разъясняет свою точку зрения «другому» и убеждает без применения давления, всегда стремится достичь взаимного уважения, понимания и согласования точек зрения и интересов разных людей [3].
Проблема толерантности и интолерантности в общении и их взаимодействия мало изучена в современной педагогике и психологии.
Процессы глобализации и интернационализации в современном мире оказывают значительное влияние на развитие каждой личности, что привело к актуализации проблем толерантности, которая является важнейшим регулятором отношений личности с миром. Так, по мнению В.В. Шалина, «эти изменения обусловливают тенденцию толерантности стать политической необходимостью, закрепиться в процедуре гражданско-правовой легитимации и стать культурной нормой» [10].
В философии толерантность означает особое отношение к окружающему миру, в основу которого положена «терпимость (от лат. Юкгапйа - терпение) к иного рода взглядам, нравам, привычкам» [4]. При этом, с точки зрения философской науки, особенность данного отношения заключается в его внутренней интегративной противоречивости, то есть терпимость, как готовность принять «иное» предполагает одновременно уверенность и надежность в себе и своих собственных взглядах, убеждениях, поступках.
Феномену толерантности значительное внимание уделяется в психологии. При этом сущность толерантности и толерантной образовательной среды раскрываются посредством методологических положений культурно-исторической теории деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии, которая является одной из важнейших парадигм современной психолого-педагогической науки.
Феномен толерантности теснейшим образом связан с волевыми проявлениями человека: самообладание, выдержка, саморегуляция, которые формируются в процессе воспитания личности. Поэтому психологи, давая определение феномена толерантности, учитывают эту связь и считают, что выдержка и самообладание являются внешним проявлением толерантности.
В жизни поведение и поступки человека во многом определяются саморегуляцией, которая обеспечивает уверенность личности [2]. Саморегуляция дает возможность толерантной личности определить цель своего отношения к «другому» как построение конструктивного диалога, который становится возможным и обеспечивается его волевыми качествами. При этом саморегуляция характеризуется, в первую очередь, свободным выбором целей и средств их достижения. Волевые качества личности позволяют управлять и владеть своими эмоциями, сдерживать негативные побуждения (волевая сфера человека), а толерантность обеспечивает возможность диалога. Кроме того, по заявлению психолога М. Розенберга, «из шести выделенных образов «Я», ближе всего, к толерантности личности находится образ «Динамическое Я», так как он говорит о том, каким индивид поставил себе целью стать» [7].
В последнее время, феномен толерантности все чаще изучается учеными как социально-культурная основа ненасилия. Так, например, В.А. Ситаров и В.Г. Маралов определяют ненасилие следующим образом: «... отрицание принуждения как способа взаимодействия человека с миром, природой, другими людьми, способа решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов, утверждение и усиление способности всего живого к позитивному самопроявлению» [8, с. 28-29].
«Толерантность», «толерантные отношения», «толерантная среда», интегрируя в себе разнообразные смыслы, в педагогической науке и образовательной практике нацелены на обеспечение действительности, в которой любые проявления нетерпимости требуют новых средств и методов преодоления. Этот подход к проблеме толерантности в основном совпадает с позицией С.Л. Братченко, который пишет: «толерантность - это готовность человека выйти за пределы ограниченного круга «своих» (отделенных от «других» по любому признаку: по национальности, вере, социальному происхождению, возрасту, культуре и т.д.) навстречу равнозначных, человеческих миров» [1].
По мнению Е.Л. Стрельцовой, «толерантность в профессионально-экономической деятельности - это терпимое отношение к многообразию социокультурных, в том числе экономических моделей поведения и развития субъектов хозяйственной деятельности в правовом поле, способов реализации их в профессиональной сфере» [9]. Получается, что толерантность - это устойчивость личности к воздействиям стресса, сохранение возможностей ее социальной и психологической адаптивности, способность с достоинством выходить из конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности посредством понимания и восприятия точки зрения «другого», отказ от догм в профессиональной сфере. Сюда же можно отнести способность личности к активному развитию коммуникативной профессиональной культуры, саморазвитию и самосовершенствованию.
Анализ многочисленных исследований, посвященных проблемам толерантности, показывает, что необходимо делать принципиальное различие между толерантным отношением (уважение, невраждебность, принятие «другого») и пассивным, вынужденным примирением и принятием («терпимость слабого»), а также снисходительным временным допущением («терпимость сильного»). И так, феномен толерантности заключается в способности личности к независимому и критическому мышлению, а также выработке собственных суждений, основанных на нравственности.
Таким образом, толерантность - это терпимое отношение к многообразию культур и стереотипов поведения. Она является неотъемлемой частью системы общечеловеческих ценностей, и ее необходимо рассматривать в качестве важнейшего средства справедливого согласования многообразных интересов людей. Толерантность - это личностное качество, которое обеспечивает социальную адаптацию личности и нацелено на ее саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию и актуализацию.
Список литературы
1. Братченко С.Л.Введение в гуманитарную экспертизу образования. / С.Л. Братченко. М., 1999. 137 с.
2. Гребенюк О.С, Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие. /О.С. Гребенюк. Калининград, 2000. 572 с.
3. Зиновьев Д.В. Формирование социокультурной толерантности как фактор повышения педагогического мастерства будущего педагога. / Д.В. Зиновьев. Красноярск: СибГТУ, 2001. 71 с.
4. Краткая философская энциклопедия. М.: Нива, 1994. 457 с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Рос. фонд культуры. 2-е изд., доп. и перераб. / С.И. Ожегов. М., 1994. 928 с.
6. Прохоров А.М. Толерантность // Советский энциклопедический словарь. /
A.М. Прохоров. М., 1980.
7. Розенберг М., Спок Б. Ребенок и уход за ним. / М.Розенберг. М.: Попурри, 1997.
8. Ситаров В.А., Маралов В.Г.Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М.: Academa, 2000. / Под ред. В.А. Сластенина. /
B.А. Ситаров. М., 2000. 216 с.
9. Стрельцова Е.А. Воспитание толерантности как социокультурная и педагогическая проблема // Молодежь и экономика: новые взгляды и решения: Межвузовский сборник науч. тр. / Е.А. Стрельцова. Волгоград, 2002. С. 194-198 (0,25 п. л.).
10. Шалин В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость: Автореф.... д-ра филос. наук. / В.В. Шалин. Ростов-н/Д., 2000. 69 с.