УДК 37.015.32 + 371.135 ББК Ю940
Степанова И.А., Донгаузер Е.В.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Stepanova I.A., Dongauser E. V.
TOLERANCE AS A PROFESSIONAL TEACHER PERSONALITY TRAITS
Ключевые слова: толерантность, педагогическое взаимодействие, личностно-ориен-тированное отношение, терпение, принятие.
Keywords: tolerance; teacher interaction; personal orientated attitude; patience; acceptance.
Аннотация
Рассматривается проблема формирования толерантного отношения педагогов к субъектам педагогической реальности; обосновываются структурные компоненты толерантности, раскрывается их личностно-профессиональное значение; выявляются психолого-педагогические условия формирования толерантности как профессионального свойства личности педагога.
Abstract
Considered problem of formation of tolerant attitudes of teachers for teaching subjects of reality, justified by the structural components of tolerance, revealed their personal and professional value, identifies the psychological and pedagogical conditions for the formation of tolerance
as a professional personality traits of the teacher.
Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками. Среди всего многообразия отношений центральное место занимает толерантное отношение, в котором выражается мера принятия человека и терпения со стороны педагога в ситуациях, когда он (человек) не соответствует требованиям и ожиданиям.
Методологической основой терпимости и толерантности являются, как известно, гуманистическая философия и психология. Прежде всего, это работы М. Бубера, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, G. Allport, психология прощения, психология и педагогика ненасилия.
Для М. Бубера терпимость являет собой неотъемлемую часть диалога между «Я» и «ТЫ», при которой происходит подлинная встреча в отношениях, позициях, возможностях. В контексте теории «здоровой личности» А. Маслоу терпимость выступает как один из ведущих принципов, дающий ключ к пониманию сути человека, объясняющий специфику взаимодействия людей. Терпимость, по А. Маслоу, это один из путей самоактуализации личности, возможность выбора, личностного роста, мера принятия себя и других людей такими, какие они есть, возможность установления с окружающими доброжелательных личностных отношений.
Принцип терпимости достаточно ярко выражен в русле концепции «полноценно функционирующей личности» и недирективной терапии К. Роджерса. Оказать помощь другому человеку, в частности в решении возникающих у него проблем, можно не директивно, а опираясь на стремление человека к свободе и к позитивным изменениям. Это становится возможным благодаря безусловному принятию человека, эмпатическому пониманию и конгруэнтности. В результате стимулируется тенденция личности к
самоактуализации, реалистическому представлению о себе, снятию противоречий между «реальным я» и «идеальным я», и, следовательно, более человечному, терпимому отношению к себе и окружению.
По мнению В. Франкла, который показывает путь духовного развития человека, движущегося по пути поиска и реализации смыслов, терпимости отводится роль неотъемлимой составляющей данного развития, поскольку это развитие носит целостный характер, выражающийся в постижении ценностей созидания, переживания, отношения, и развертывается в направлении обретения свободы, независимости, гибкого реагирования на меняющиеся жизненные ситуации.
Согласно G. Allport, развитие человека происходит во взаимосвязи с социумом. G. Allport выделяет шесть критериев зрелой личности:
1. Широкие границы «Я» как способность посмотреть на себя со стороны и социальная активность;
2. Способность к теплым сердечным социальным отношениям (в том числе терпимость);
3. Эмоциональная неозабоченность и самопринятие (умение справиться с собственным эмоциональным состоянием);
4. Реалистичное восприятие, опыт и притязания;
5. Способность к самопознанию и чувство юмора;
6. Направляющая (цельная) жизненная философия1.
Таким образом, терпимость, или толерантность, является жизненно важным личностным свойством.
С позиции «Психологии прощения», разработанной Р. Аль-Мабуком, М. Сантосом, Р. Энрайтом, терпимости отводится центральная роль в проявлении прощения. Проявления прощения в межличностных отношениях могут быть определены как решение:
1. Отказаться от негативных мыслей, эмоций и поведенческих проявлений в отношении человека, который нанес незаслуженную обиду;
2. Поощрять положительные мысли, эмоции и поведенческие проявления в отношении того же обидчика, то есть, проявляя терпимость.
Достаточно полно терпимость рассматривается в «Психологии и педагогике ненасилия», разработанной В.Г. Мараловым, В.А. Ситаровым.
Ненасилие рассматривается авторами как идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни; отрицание принуждения как способа взаимодействия человека с миром, природой, другими людьми, способа решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов, утверждение и усиление стремления всего живого к позитивному самопроявлению. Базовым понятием данного направления гуманистической науки является принятие позиции ненасилия. Авторы выделяют психологические условия приобретения личностью позиции ненасилия:
- Принятие собственной личности;
- Преодоление психологических защит;
- Осознание уровня собственного эгоцентризма и приобретение ассертивности;
- Формирование терпимости.
Терпимость выступает в данной теории в качестве внутреннего гибкого механизма существования позиции ненасилия, она сориентирована на другого человека, принятие и понимание его в сопоставлении с собой и своими взглядами. Овладение терпимостью является выражением личностной зрелости2.
1 Allport, G. Nature of Prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley, 1954.
2 Ситаров, В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. - М.: Академия, 2000.
С психологической точки зрения особый интерес представляют также вопросы определения функций терпимости и толерантности, их видов, форм, психологической структуры.
Одним из центральных для психологии является вопрос о том, какова роль терпимости во взаимодействии человека с миром и другими людьми. В.А. Петрицкий выделяет следующие функции терпимости и толерантности. В рамках индивидуальной морали терпимость осуществляет коммуникативную и ориентационно-эвристическую функции. Терпимость позволяет понять партнера по общению, совместной деятельности, оптимизирует процесс общения. В рамках общественной морали В.А. Петрицкий выделяет гносеологическую, прогностическую и превентивную функции. Интегрировав выделенные В.А. Петрицким функции терпимости, которые, на наш взгляд, полностью не ограничиваются перечисленными, мы добавляем синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении больших и малых групп; трансляционную, необходимую для выполнения совместной деятельности, обучения, передачи знаний, способов деятельности и т.д.; адаптивную, предусматривающую приспособление к неблагоприятным факторам среды; активную функцию как возможность изменения чужого мнения, поведения другого человека, но без применения средств принуждения; и функцию конгруэнтно-эмпатическую. Личность, обладающая развитой эмпатией, умеющая понимать и принимать не только себя, но и партнера по общению, обладает подлинной конгруэнтностью, ориентированна на самоуважение и уважение других, сочетает внутреннюю свободу личности и самодостаточность.
А.В. Зимбули, В.А. Петрицким выделяются следующие виды терпимости, с характеристикой которых можно согласиться. Под квазитерпимостью («quasi» (лат.) - как будто, будто бы, то есть мнимые, иллюзорные, ненастоящие) понимаются виды сдержанности в контактах, когнитивных, аффективных, мотивационно-ценностных и поведенческих реакциях и оценках, внешне выступающие как терпимость. Например, сдержанное поведение педагога относительно вальяжного поведения ученика, сына директора школы.
Согласимся с определением псевдотерпимости («pseudos» (греч.) - ложные, притворные) А.В. Зимбули, которую автор трактует как случай проявления сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение. Например, проявление сдержанности с целью холодного расчета и личных выгод, лицемерие, притворство в поведении и оценках.
Различие между квазитерпимостью и псевдотерпимостью можно метафорично представить как различие между иллюзией, больным или очень богатым нетривиальным воображением и обманом.
Негативная терпимость выделяется В.А. Петрицким. Суть ее определяют мотивы равнодушия, пассивности, злонамеренного невмешательства, показного цинизма.
Л.А. Митиной описывается фрустрационная толерантность как способность противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В ее основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой.
Подлинная позитивная терпимость, на наш взгляд, основывается на понимающем сопереживании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту, а предусматривает существование его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохраняя при этом внутреннее спокойствие, самоуважение, свободу. Эмпатия позволяет партнеру по взаимодействию сосредоточиться на своих глубинных внутренних процессах, способствует личностному росту. На этой основе идет безоценочное принятие объекта нетерпимости. Во взаимодействиях с людьми это проявляется как неподдельная искренность, открытость, конгруэнтность. Принятие исключает прямое оценивание: ни
плохо - ни хорошо, ни хвалить - ни ругать. Принятие меньше всего выражается открытым текстом.
Основанная на понимании, принятии, эмпатии, терпимость объединяет в себе самодостаточность, доброжелательность, тактичность, чувство юмора и собственного достоинства, способствует постепенному познанию иных взглядов, стремлений, идеалов, обычаев, точек зрения. Таким образом, постепенно сознательно вытесняются гордыня, эгоизм, агрессивность, цинизм, равнодушие, безучастность, отстраненность, нравственнодемагогические притязания к участникам взаимодействия.
Виды терпимости, толерантности, нетерпимости проявляются в формах. Формы представляют собой способы проявления терпимого, толерантного либо нетерпимого отношения и определяются позицией, которую занимает объект в процессе взаимодействия.
Среди всего многообразия подходов к пониманию позиций: доминирование, равенство, подчинение; «Родитель», «Взрослый», «Ребенок»; «сверху», «рядом», «снизу» -мы выбираем последнюю как наиболее универсальную и нейтральную, на наш взгляд, хотя используем некоторые характеристики позиций из типологии Э. Берна.
При терпимом отношении в позиции «сверху», терпимость выступает как снисходительность, невзыскательность, покровительственное разрешение чего-то, патронаж, опека.
Толерантное отношение в позиции «сверху» выступает как высокомерие, ярко выраженная или завуалированная надменность, кичливость.
Нетерпимость проявляется в различных формах от пренебрежения до презрения, беспощадности, безжалостности, безоговорочности.
При равноправных позициях, при терпимом отношении к объекту наблюдается сотрудничество как взаимосогласование мнений, отношений в ситуациях расхождения и несовпадения взглядов, мнений, оценок и т.д. В основе сотрудничества лежит принятие другого мнения как данности, как объективно существующей реальности.
В позиции «рядом» толерантность выступает как терпение, терпеливость. Терпеливость предполагает проявление выдержки, самообладания, самоконтроля и проявляется как способность делать что-то долго, настойчиво, упорно, как умение владеть собой. В основе терпеливости лежит механизм терпения.
Нетерпимость при равноправии проявляется как отстраненность, равнодушие, безразличие, безучастность, отчужденность. В поведении данные характеристики проявляются в виде сознательного игнорирования того, что раздражает, противоречит собственным воззрениям.
В позиции «снизу» терпимое отношение принимает формы уступчивости, покладистости, вежливо-смиренного отношения, готовности подчиниться чужой воле, кротости, незлобивости, приноравливания.
При толерантном отношении в позиции «снизу» толерантность выступает в форме беспомощности как осознание невозможности изменить ситуацию, покорности, угодливости, конформизма.
При нетерпимости переживается неприятие в виде эмоционального реагирования, агрессии, бунта, злости, злорадства, открытой неприязни, стремления действовать активно, бороться - совершать хулиганские, не поддающиеся логике, анализу и здравому смыслу, объяснению поступки: ругаться, кричать, драться, наносить физический, материальный и моральный ущерб, вредительство и т.д.
Итак, подлинная терпимость, способствующая полноценному диалогу, бесконфликтности, умению строить взаимоотношения, возможна только с позиции «Взрослого», а не импульсивного либо конформного «Ребенка», или всезнающего самоуверенного «Родителя». Только в данном случае, когда в психологическом сопровождении на пути взросления человека присутствуют принятие, понимание, прощение, возможно совместное проживание ситуации, неподдельная включенность в
общение, проявление личностью аутентичности, естественности, автономности и самодостаточности, способность оказывать содействие личностному развитию близких, их внутреннему росту.
Согласно деятельностному подходу психологическая структура терпимого, толерантного и нетерпимого отношений будет рассматриваться нами в комплексе мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого и конативного (поведенческого) компонентов.
Мотивационно-ценностный компонент при терпимом отношении связан с глубоким усвоением, например, ненасилия как общечеловеческой ценности либо иной философско-этической или религиозной концепции, где провозглашаются смыслы добра, ненасилия, веротерпимости, смиренности и т.д. Соответственно, определяющей мотивацией будут являться мотивы помощи, сотрудничества, любви, содействия, сопровождения, уступчивости, снисхождения.
При толерантном отношении характерно частичное принятие какой-либо философской ценности либо некоторых ее постулатов в выгодном для себя свете с целью оправдания своего поведения, образа жизни и мышления. Основополагающими мотивами будут служить эгоцентрические мотивы собственного благополучия, удобства, прибыли, мотивы высокомерия, терпеливости, беспомощности.
В основе нетерпимого отношения лежит непринятие философско-этических ценностей, где провозглашаются идеи принятия и терпения. Посему доминирующими мотивами будут являться мотивы непринятия, безразличия, пренебрежения, желания немедленного изменения поведения, взглядов, позиций.
Когнитивный компонент при терпимом отношении выражается в умении понять происходящее, мотивацию, миропостроение противоположной стороны, включающее в себя рефлексивное сознание и мышление. Понимание способствует переструктурированию личностных смыслов и составляет важный момент личностного роста и развития. Понять что-либо - значит, соотнести предмет познания со своими знаниями и представлениями, со своим жизненным опытом, причем соотнести так, чтобы включить этот предмет в систему причинно-следственных связей, на основании которых возможно его объяснение и предсказание, его интерпретация и оценка.
Когнитивный компонент при толерантном отношении отличается частичным пониманием происходящего, соответственно непринятием или обусловленным принятием, так как принятие как психологический механизм уходит на второй план и может не актуализироваться. Терпение как психологический механизм, обусловливающий проявление толерантности, выходит на первый план. Это означает, что в ряде случаев человек проявляет терпение, а в ряде случаев нет. Ведущим же механизмом терпимости, наоборот, является принятие чего-либо как данности, проявление понимания, эмпатии, ассертивности к объекту, терпение в данном случае, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью. Таким образом, толерантность характеризуется понижением сензитивности за счет задействования механизмов принятия (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).
При нетерпимом отношении когнитивный компонент соответственно выражается в недостаточном развитии механизмов принятия и терпения, в непонимании мотивации, поведения, образа мыслей, взглядов другой стороны.
Эмоционально-волевой компонент при терпимом отношении состоит в умении преодолевать раздражительность, невыдержанность, проявлять выдержку, самообладание, самоконтроль и саморегуляцию, а при работе над собой выражается в эмпатии, любви, уважении, интересе.
Толерантное отношение может быть, с одной стороны, завуалированным видом отложенной мести, практицизма, лицемерия, саморекламы, конформизма, с другой стороны, проявлением понимания того, что в интересах дела «себе дороже» показать
истинное отношение, высказать свою позицию, а переговоры вести следует. С помощью выдержки партнеры сдерживают себя, а самообладания - перераспределяют пристрастность и избирательность внимания на интересы дела. Таким образом, в выдержке главное - сдерживающий фактор, а в самообладании - перераспределяющий. С их помощью на подготовительном этапе процесса обеспечивается господство высших мотивов над низшими, общих принципов над сиюминутными устремлениями, а на этапе исполнения соблюдаются необходимые для успешного достижения цели самоограничения.
Эмоционально-волевой компонент при нетерпимости характеризуется невыдержанностью, агрессивностью, эмоциональным реагированием в виде эмоций раздражительности, гнева, либо безразличием, эмоциональной холодностью, отстраненностью, эмоциональной неустойчивостью, пренебрежением, презрением
Конативный компонент терпимого отношения тождественен ассертивному поведению. Ассертивность имеет три основных значения: уверенность в себе и готовность принимать ответственность за свои действия; конструктивный подход к решению проблем; желание не ущемлять чужих интересов. Следовательно, под ассертивным поведением понимается принцип «живи сам и давай жить другим». Ассертивность зависит от умения выйти за пределы своего «Я», его социальной и личностной адаптации, уровня развития терпимого отношения, личностной зрелости, умения «держать паузу», стремления найти в неблагоприятно складывающейся ситуации позитивные моменты. Характеристиками ассертивного поведения могут быть: диалог, поддержка, убеждение, разъяснение, согласование, сотрудничество, помощь, объяснение, предупреждение. Преобладающие способы выражения терпимого отношения к объективной реальности зависят от занимаемой личностью позиции: «сверху», «на равных», «снизу»,
соответственно, имеют следующие формы: снисхождение при позиции «сверху»,
сотрудничество при равной позиции, уступчивость при позиции «снизу».
Толерантное отношение в конативном компоненте, на наш взгляд, характеризуется двоякостью, ситуативностью: с одной стороны, оно может быть похоже на ассертивное, с другой стороны, возможны манипуляции, морализирование, назидание, нотации, наставление, приспособление, конформизм. Преобладающие формы выражения толерантности: высокомерие при позиции «сверху», терпеливость при позиции «на равных», беспомощность при позиции «снизу».
Нетерпимое отношение проявляется в агрессивных формах поведения: диктате, требованиях, манипулировании; похвале, приказах, вербальном, эмоциональном насилии, запрете, наставлении, неприятии. Преобладающие формы выражения нетерпимости - это пренебрежение при позиции «сверху», отстраненность при позиции «на равных», импульсивность с эмоциональным реагированием при позиции «снизу».
Таким образом, нетерпимость (интолерантность) является отправной точной движения в развитии к терпимому отношению. Толерантность же представляет собой промежуточный этап между нетерпимым и терпимым отношениями, которые, в свою очередь, актуализируются при несовпадении мнений, оценок, верований, поведения других людей с мнениями, оценками, ожиданиями субъекта взаимодействия. Терпимость выполняет адаптивную и активную функции, которые дают возможность изменить чужое мнение, поведение другого человека, но без применения средств принуждения. Толерантность же дает возможность приспособления к неблагоприятным факторам, то есть носит адаптивный характер. Например, толерантность к тревоге, толерантность к чужой вере. Кроме того, терпимость синтезирует в себе действия принятия как данности, понимание, эмпатию, ассертивность, а терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью. Ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Поэтому мы
полагаем, что первоначально следует развивать толерантное сознание специалиста, а посредством его постепенно переходить к терпимому отношению.
Толерантность выступает в качестве важнейшего профессионального свойства личности педагога. И если педагог обладает данным свойством, то оно проявляется по отношению ко всем без исключения субъектам педагогической реальности, что обеспечивает эффективность процесса в целом. Педагогическая реальность включает в себя множество видов деятельности: общение, воспитание, обучение, усвоение,
организацию, социальную защиту и др. Данные деятельности часто не совпадают, но они пересекаются, и тогда участники образовательного пространства взаимодействуют как субъекты своей деятельности. Причем как субъекты деятельности данные объекты вступают во взаимодействие каждый через свою деятельность и каждый через деятельность другого. Поэтому объекты педагогической реальности - дети, родители, педагоги, коллеги, вышестоящее руководство, общественность - выступают в качестве субъектов.
В ходе педагогической деятельности проявление толерантного или интолерантного отношения к субъектам педагогической реальности определяется тем, как педагог разрешает противоречия между необходимостью со своей стороны предъявлять в соответствии с принятыми нормативами определенные требования к субъектам педагогической реальности (к детям, их родителям, коллегам, общественности, руководству). И с другой стороны, мерой реального воплощения этих требований второй стороной (детьми, родителями, коллегами и др.).
Интолерантное отношение к субъектам педагогической реальности со стороны педагога чаще всего возникает тогда, когда ребенок, коллега или родитель по тем или иным причинам не соответствует предъявленным требованиям, начинает раздражать, провоцировать скрытые, а иногда и открытые формы агрессии, враждебного отношения, стремления изменить поведение. Отсюда понятно, что если какой-либо субъект педагогической реальности не нравится педагогу, вызывает раздражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, игнорирует либо эмоционально реагирует, пытается изменить поведение, сделать замечание и т.д.
В свою очередь толерантный педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, поведение детей, родителей, коллег и пр., которые у других людей могут вызывать раздражение; способен принимать людей и их негативные качества, поведение такими, какие они есть, осознавать, что стоит изменять, а что не стоит; если же принимает решение об изменении, то делает это постепенно, ненасильственно, не причиняя ущерба другим. Такой педагог обнаруживает не только сам факт поступка, поведения, черты личности, которые могут раздражать, но и мотивы, факторы, условия, приводящие к этому. Если он сам и испытывает раздражение по поводу того или иного человека, то способен проявить выдержку, терпение, не обвиняет человека, других людей, которые якобы не оказали должного влияния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства, решать проблемы, работая как с самим человеком, так и с окружающими его людьми.
Терпимое и толерантное отношение выступают как сложные личностные образования, включающие в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты. В качестве психолого-педагогических условий формирования толерантного отношения к субъектам педагогической реальности могут выступать:
1 повышение сензитивности педагогов к идеям толерантности как гуманистической ценности;
2 личностно-ориентированное отношение педагогов ко всем субъектам взаимодействия;
3 задействование в педагогической деятельности механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятия (понимание, эмпатия, ассертивность).
Для повышения сензитивности к идеям толерантности как гуманистической ценности следует знакомить педагогов с теоретическими основами гуманистической психологии и педагогики, практической реализацией этих идей; философско-этическими учениями прошлого и настоящего, что создает прочную базу для анализа собственных отношений с другими, в том числе с детьми, их родителями, коллегами; вооружать методами и приемами построения взаимоотношений на гуманных, ненасильственных началах. Все это будет являться действенным подспорьем для личностного и профессионального развития педагога, способствовать анализу собственной личности и результатов своей педагогической деятельности.
На уровне личности позиция толерантности выступает как особая система взглядов, ценностей, мотивов, установок как результат внутреннего рефлексивного осмысления и усвоения идей толерантности как ценности, что выражается в стремлении человека строить отношения с собой, другими людьми, природой, миром без принуждения, при конструктивном разрешении проблем и противоречий посредством диалога и полилога, свободного и ответственного выбора.
Повышение сензитивности педагогов к идее толерантности как гуманистической ценности предусматривает сформированность позиции толерантности у педагогов, что, в свою очередь, является условием развития аналогичной позиции и у детей.
Следующим условием формирования толерантности педагога является личностноориентированное отношение.
Система современного отечественного образования, нацеленная на гуманизацию и демократизацию процесса, подразумевает, прежде всего, переориентацию с учебнодисциплинарной на личностную модель взаимодействия и раскрывается в рамках таких понятий, как педагогика и психология ненасилия (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров), педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, Р.У. Шакуров), гуманистическое взаимодействие (А.А. Бодалев), модель взаимодействия, базирующаяся на субъект-субъектных связях (В.А. Петровский), демократический стиль общения (В.А. Кан-Калик), устойчивоположительный тип отношений (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько), педагогические взаимодействия и технологии (Е.В. Коротаева), психолого-педагогическое сопровождение (М.Р. Битянова, Т.И. Чиркова) и др.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы показывает, что наиболее широким понятием, в рамках которого может быть рассмотрена проблема ориентированности на личностную модель взаимодействия, является понятие «взаимодействие», в частности педагогическое взаимодействие. Специфика взаимодействия в педагогической системе определяется способом разрешения основного педагогического противоречия, то есть противоречия между целями и задачами, которые ставит педагог, и целями и задачами, которые ставят дети (Ш.А. Амонашвили). В зависимости от способа разрешения данного противоречия выделяют три модели педагогического взаимодействия, построенных на системах субъект-объектных, субъект-субъектных и объект-субъектных связей.
Субъект-субъектные связи определяют педагогику сотрудничества, ненасилия, партнерства, полисубъектный подход, личностно-ориентированную модель взаимодействия. Основное противоречие преодолевается путем сотрудничества, сотворчества, взаиморазвития и партнерства. В силу этого особую ценность приобретают такие личностные свойства педагога, как способность к терпимому отношению, преодолению педагогического эгоцентризма, самореализации, творческому росту.
В.А. Ситаров полагает, что ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми напрямую связана с профессиональной активностью педагога. Поэтому при создании соответствующих условий для развития такого рода активности возникают предпосылки к ориентации на личностно-ориентированную модель взаимодействия. В качестве таких условий В.Г. Маралов видит следующие: развитие у педагогов способности к постановке и расширению педагогических задач в области
формирования личности детей; преодоление педагогических стереотипов, сложившихся в сфере обучения и воспитания; обучение анализу собственной педагогической деятельности и опыту построения педагогического труда3. То есть с позиции психологии и педагогики ненасилия ориентированность на личностную модель взаимодействия включает в себя работу по преодолению педагогических стереотипов, педагогического эгоцентризма, обучение педагогов сотрудничеству и терпимому отношению. Поэтому важно развивать у последних способность к терпению и принятию. Таким образом, третьим психолого-педагогическим условием формирования толерантности будет являться задействование механизмов терпения и принятия.
В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда педагогу необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль. Данные волевые качества позволяют «преобразовывать негативный аспект мыслей и чувств в позитивный: раздражение и гнев заменить спокойствием и терпением, зависть - доброжелательностью, коварство - великодушием, нетерпимость -состраданием, скепсис - надеждой»4. То есть суть терпения как психологического механизма состоит в сдерживании импульсивных, малообдуманных эмоциональных реакций, состояний и действий с помощью выдержки, самообладания и самоконтроля.
Выдержка особо ярко проявляется при переходе от решения к действию, когда немедленная реализация плана нецелесообразна. Это способность переносить большие напряжения, сдерживать и подавлять, когда необходимо, чувства, мысли, привычки.
Основное назначение самообладания - в перераспределении пристрастности и избирательности внимания на интересы дела. Это способность в усилении ведущего мотива либо мобилизации внутренних ресурсов на исполнение принятого решения вопреки отвлекающим побуждениям.
Выдержка и самообладание могут сочетаться с самоконтролем, выступающим атрибутом самосознания и регулирующим все сферы психической жизни человека.
Самоконтроль трактуется как осознание и оценка человеком собственных действий, психических процессов и состояний.
Таким образом, терпение как психологический механизм дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Затем терпение как психическое состояние закрепляется и перерастает в терпеливость, выступающую уже личностным свойством, обеспечивающим толерантное отношение как качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Принятие как еще один психологический механизм толерантности находит свое выражение в проявлении педагогом понимания, эмпатии, ассертивности к себе, детям, их родителям, коллегам, руководству, общественности и др. Суть механизма принятия как процесса - это включение другого в индивидуальное пространство личности.
Способность к принятию, согласно утверждению гуманистически ориентированной психологии, является базисной личностной особенностью. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и к доверию им. А это, в свою очередь, «связано с основополагающим доверием к человеческой природе и чувством глубинной сущностной общности между людьми»5.
Принятию окружающих такими, как они есть, способствует понимание. Сочувственное понимание человека, внутренних причин его поведения, меняет тип мышления педагога, помогает децентрироваться, взглянуть на те же действия и поступки людей с иных позиций.
3 Ситаров, В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. - М.: Академия, 2000.
4 Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - С. 74.
5 Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. - М.: Смысл, 1999. - С. 29.
Проявление толерантного отношения ставит приоритетность приобретения эмпатической ассертивности педагогом. При эмпатической ассертивности значимую роль в отношениях играет понимание другого, иного, нивелирование и отказ от принуждений и манипуляций: «Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет «вить из себя веревки»6. Таким образом, ассертивность выступает как ненасильственное педагогическое воздействие.
Рассматривая систему отношений в педагогическом процессе, необходимо затронуть проблемы эмпатии, эмпатического отношения. Как относительно самостоятельное направление можно выделить подход к эмпатии как к явлению, определяющему направленность личности на другого человека. В рассмотрении эмпатии мы опираемся на разработанное
Т.П. Гавриловой, Л.П. Стрелковой, Л.П. Выговской, Е.Н. Васильевой, И.М. Юсуповым,
Н.Н. Обозовым понятие феномена, который имеет множество форм проявления, и придерживаемся точки зрения Т.П. Гавриловой, Л.П. Стрелковой и других относительно двух ведущих форм эмпатии: сопереживания и сочувствия, где сочувствие
рассматривается как более высокая форма эмпатического реагирования.
А.В. Зимбули полагает, что терпимое отношение в педагогическом процессе возможно представить при помощи семантического поля, где ведущими будут - эмпатия и требовательность к субъекту. Мы согласны с данной позицией и считаем, что необходимо к исходным - эмпатии и требовательности добавить еще одну ведущую составляющую -принятие человека. Именно принятие человека, на наш взгляд, выражает терпимое отношение, только в данном случае, по нашему мнению, возможно проявление по-настоящему терпимого отношения.
Толерантное же отношение - это вторая ступень после развития в себе терпения, которая включает в себя проявление эмоциональной устойчивости при соблюдении конвенциональных договоренностей. Причем терпению здесь отводится большая роль, чем принятию. Толерантность - это право другого быть иным субъектом своей деятельности. Благодаря терпению возможно принятие собственной позиции другой стороны, его поведения, понимания, почему он, будучи субъектом собственной деятельности, ведет себя так или иначе.
Исходя из позиций терпимого и нетерпимого отношения и на основе функционирования механизмов принятия и терпения можно выделить следующие формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагогов к субъектам педагогической реальности. При позиции «сверху» при терпимом отношении к субъектам педагогической реальности наблюдается «снисхождение», при толерантном -«высокомерие», при нетерпимом - «пренебрежение - презрение». При равноправных позициях при терпимом отношении терпимость переходит в «сотрудничество», толерантность - в «терпеливость», а нетерпимость - в «отстраненность», которую можно идентифицировать с эмоциональной холодностью, безразличием. При позиции «снизу» терпимое отношение к субъектам педагогической реальности принимает форму «уступчивости», толерантное - «беспомощности», а нетерпимое отношение - формы от резко эмоционального реагирования (бунт-протест) до стремления немедленно изменить, исправить поведение, личность человека7.
Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снисхождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением времени в силу развития или неразвития механизмов принятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться.
Таким образом, толерантность мы рассматриваем как ключевую компетенцию личности педагога, которая актуализируется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей, возникает на основе функционирования механизмов терпения и принятия и тесно взаимосвязана с ориентированностью на личностную модель
6 Каппони, В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб.: Питер, 2001. - С. 163.
7 Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.
взаимодействия, эмоциональной устойчивостью, сотрудничеством и другими личностными характеристиками педагога. В качестве психолого-педагогических условий формирования толерантности к субъектам педагогической реальности могут выступать: повышение сензитивности к идеям толерантности как гуманистической ценности; личностно-ориентированное отношение ко всем субъектам педагогического взаимодействия; задействование механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятия (понимание, эмпатия, ассертивность).
Процесс развития толерантности осуществляется по спирали и проходит этапы развития терпимости (терпимого отношения). При каждой попытке развития собственного терпимого отношения личность проходит одни и те же стадии: побуждение, понимание, отношение, поддержка, действие. Чем больше осуществляется попыток в развитии в себе педагогом толерантного отношения, тем больший опыт им приобретается, тем выше уровень личностного, а соответственно, и профессионального роста и развития.
Библиографический список
1. Безюлева, Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. - М.: Вербум-М, 2GG3.
2. Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. - М.: Смысл,
1999.
3. Зимбули, А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник СПбГУ. - 1996.
- № 3. - С. 23-27.
4. Каппони, В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб.: Питер, 2GG1.
5. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.
6. Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. - М.: Академия,
2007.
7. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2GG4.
S. Петрицкий, В.А. Толерантность - универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. - СПб., 1993. - С. 139-151.
9. Психология личности: Словарь-справочник / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. - Киев: Рута, 2GG1.
10. Рахматшаева, В.А. Психология взаимоотношений. - М.: Просвещение, 2GG7.
11. Риэрдон, Б. Толерантность - дорога к миру. - М.: Бонфи, 2GG1.
12. Ситаров, В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. - М.: Академия, 2GGG.
13. Allport, G. Nature of Prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley, 1954.