Социо
огия №4 2018 Теория и методология
Толерантность, патриотизм и социальное неравенство
Иванов Р.В.
В статье рассматриваются современные условия формирования толерантности и патриотизма и влияние на этот процесс образов социального неравенства. Патриотизм и социальное неравенство приводятся в связи с процессами успешности и стагнации, постоянно происходящими в российском обществе. Автор доказывает, что в обществе, где различные формы подачи информации становятся на одну ступень с достоверностью, происходят бессистемные и непредсказуемые сдвиги в системах образов и картине мира, которые разрушают систему патриотизма.
Ключевые слова: образы социального неравенства, толерантность, информационное сообщество, современный социум, образ власти, патриотизм
Ivanov R.V.
Tolerance, patriotism and social inequality The article discusses the current conditions for the formation of tolerance and patriotism and the impact on this process of images of social inequality. Patriotism and social inequality are brought about in connection with the processes of success and stagnation that are constantly taking place in Russian society. The author argues that in a society where various forms of presenting information are at the same level with certainty, unsystematic and unpredictable changes occur in the image and world systems, which destroy the system of patriotism.
Key words: images of social inequality, tolerance, information community, modern society, image of power, patriotism
Слово толерантность (от латинского МегапНа - терпение, терпеливость, принятие) стало чрезвычайно популярным в последнее время. Нас все время призывают быть толерантными и терпимыми. Быть терпимым - значит не осудить другого человека, оставить ему возможность верить и жить так, как он сам изберет.
Но сегодня толерантность стала означать размытие ценностей, утрату своей идентичности. Толерантность прикрывает собой, во-первых, личную безыдейность и пустоту, а во-вторых, часто служит оправданием всевозможных извращений и нетрадиционности.
В образах современного общества прослеживается связь с образами восприятия основных сфер деятельности, что показательно через материалы проведенного анкетирования автором статьи в апреле-мае 2016 года среди около 1000 опрошенных студентов 1-4 курсов ИГУ (Иркутский государственный университет) и ИРНИТУ (Иркутский национальный исследовательский университет) возрастной группы от 18 до 30 лет на тему основных составляющих ценностных образов в современном обществе, соотношение составило: 43% - материальный достаток и жажда денег, 37% - известность, слава и популярность, 17% - инициативность, 3% -составили различные характеристики, такие как профессионализм, терпимость, любовь к людям, готовность жертвовать собой.
Толерантность как социальная категория и как личная стратегия значима для 55% молодежи, а нетерпимость актуальна только для 15%, остальные респонденты затруднились с ответом. Это приводит к размыванию границ и критериев патриотизма и патриотического воспитания.
В информационном обществе, где уровни и форма подачи информации становится на одну
Теория и методология_Социо
10Г11Я №4 2018
ступень с достоверностью, происходят бессистемные и непредсказуемые сдвиги в образах и картине мира. Примерами служат следующие процессы:
- внедрение комплексной системы акций во все сферы жизни общества;
- запрограммированное состояние кризиса при восприятии реальности в различных сферах;
- формирование в сознании граждан позитивного отношения к постоянному росту затрат на самообеспечение как к норме современного существования.
В финансовой сфере стремление к известности и материальному достатку в России, не подверженное идеологическому и социальному осуждению, формирует миф о бизнесе, как обязательном составляющем любой социально успешной деятельности [7].
В системе высшего университетского образования создаются стартапы, отдельные сферы медицины приобрели частный характер (стоматология, пластика, гинекология, диагностика), частные детские сады успешно конкурируют с муниципальными. Соответствующие процессы происходят в банковской сфере и в сфере пенсионного страхования.
По состоянию на 2017 год в Российской Федерации не существует ни одного государственного банка и следующим шагом является переход Государственного Пенсионного Фонда в руки частных Пенсионных Фондов.
Между социальными и национальными аспектами современного общества существует ряд образов социальной успешности и стагнации, возникавших после распада Советского общества, их вполне правомерно дуалистично противопоставлять друг другу:
- известный образ новых русских с 90-х годов XX века - образу новых русских бедных, «...Результаты использования различных методологических подходов к оценке уровня бедности на различных уровнях организации социума показывают, что в настоящее время бедных и малообеспеченных в стране в совокупности насчитывается от 45 % до 84 %... При этом малоимущее российское на селение в основном представлено работающими гражданами (63,1 %) и детьми в возрасте до 16 лет (26,3 %). Отмечается появление в России категории «новых бедных» - таких групп экономически активного
населения, которые по своему уровню образования и квалификации, демографическим характеристикам и социальному статусу никогда ранее (в советский период) не были малоимущими» [1].
- образ бизнесменов - образу бюджетников, «В 1990-х годах ввиду известной размытости статуса новых социальных групп бюджетники, бывшие очевидными аутсайдерами реформ, тем не менее, сохраняли немалый культурный и социальный капитал. За бюджетников (как электорат) боролись, их бедность педалировалась, а сами они объявлялись носителями высоких моральных качеств... Понятно, что в изменившихся условиях эти группы испытывают серьезную депривацию» [2];
- образ сотрудников полиции и силовых ведомств - образу социальных работников, в отличие от которых сотрудники полиции явно не соответствуют функциям защитников общества в сознании современной молодежи [8], по данным сотрудника Академии управления МВД России кандидата социологических наук., доцента Д.Г. Передня: «в апреле-мае 2014 г. нами проводился социологический опрос... из 100 % высказываний в отношении российской полиции 4,5 % оказались положительными, 35,5 % - нейтральными и 60 % - негативными. Для сравнения сообщим, что показатели в отношении полицейских США таковы: положительные высказывания - 42 %, нейтральные - 40,3 %, отрицательные - 7,7 %» [6].
В современном социуме активизируется и постоянно нарастает миф об усилении русской нации, способствующий сдерживанию и стабилизации социальных противоречий, он находит своё применение в:
- отношении к образу власти (миф о непогрешимости главы современного многонационального государства).
- проведении государственных праздников Дня Народного единства, 9 Мая, Дня России за период с 2013 по 2016 год происходит нарастание и усиление внешних декоративных и бутафорских составляющих. В соответствии с данными социологического опроса Исследовательского центра портала Superjob.ru, проводившегося в течение 2015 года среди 1600 человек экономически активного населения, праздник 9 Мая получил 95% положительных отзывов, как основной праздник в течение года.
Социол
[ОГИЯ №4 2018
Теория и методология
- расширении и укреплении территории Российского государства на основе примерах Южной Осетии, Чечни и Крыма.
- успешных силовых и военных операциях на Ближнем востоке.
- толерантности и патриотизме.
Чувство своего места у субъектов вырабатывается в обществе, где сформирована социальная структура, согласно которой социальные общности иерархически упорядочены и каждый член общности во взаимодействиях исходит из своего положения, занимаемого в структуре общества[9]. Социализация происходит в семье, школе, на работе, а традиции закрепляют «чувство своего места» на ментальном уровне (при формировании мировоззрения). Контроль осуществляют социальные институты. Роль социализации и социального контроля будут выполнять также неформальные сообщества. Они аккумулируют общественную активность и направляют ее на благо общества [10,11]. На смену традиционным социальным лифтам приходят новые, более актуальные и отвечающие социальным и экономическим требованиям общества.
Функции таких «неформальных сообществ» активно стремятся взять на себя НКО - приобщение российского общества к демократическим ценностям способствовало появлению различного рода некоммерческих неправительственных организаций (НКО), ставящих перед собой общественно значимые цели... большинство лидеров некоммерческих организаций являются лидерами общественного мнения [4]. Структурно образы социального неравенства в современном обществе не оформились в единую стройную систему, существуют отдельные дифференцированные направления по видам деятельности и направлениям (экономическим, социальным, национальным) наиболее популярным и признанным в социуме. Это приводит к противоречивому восприятию толерантности и патриотизма в молодежной среде и в целом в обществе.
Литература
1. Акчурин Б.Г., Сазанов И.С. Бедность в современной России: причины, особенности, пути сокращения // Вестник ВЭГУ. Уфа, Изд-во: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, 2013. № 6. С. 5-8.
2. Бляхер Л.Е. Чего боятся и как выживают бюджетники (по материалам эмпирического исследования) // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). М.: Изд-во: Общественно-политический журнал. Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз» 2016. - № 3 (82). С. 52-70.
3. Горячев И.Н. Динамическое равновесие и его формирование в современном Российском обществе // Современные проблемы науки и образования. Пенза, Изд-во: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2015. № 1-2. С. 207.
4. Заббаров А.Г. Формирование повестки дня российских некоммерческих организаций как механизм управления сетями НКО // Вестник Поволжского института управления. М., Изд-во: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2008. № 4. С. 63-69.
5. Иванов Р.В. Изменение смыслов патриотизма в молодежной среде (2010 и 2017 гг.) / / Социология. 2018. № 2. С. 108-112.
6. Иванов Р.В. Толерантность молодежи -миф или реальность // Вестник Московского института государственного управления и права. 2017. № 4 (20). С. 32-36.
7. Иванов Р.В., Полюшкевич О.А. Патриотизм и идентичность в современных российских фильмах // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2016. Т. 18. С. 44-55.
8. Исследовательский центр портала Superjob.ru. - по материалам сайта http:// www.superjob.ru/research/articles/111786/den-pobedy-glavnyj-prazdnik-strany/
9. Передня Д.Г. Образ российской полиции в сознании молодежи // Труды Академии управления МВД России. - М., Изд-во: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. - № 2 (34). С. 87-89.
10. Полюшкевич О.А. Введение в социологию управления: учебное пособие. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2013. 284 с.
11. Полюшкевич О.А., Попова М.В. Символическое конструирование территориальной идентичности (на примере топонимики Иркутска) // Урбанистика. 2017. № 3. С. 117-134.