___^ТТЕОРИИ£ДРАКТИКеРЕАЛИЗАЦИИФГО£ВТОРОГОПОКОЛЕНИЯ____
Авторы делятся опытом реализации программы «Территория толерантности», которой подчинены не только урочные и внеурочные мероприятия, но и повседневное общение педагогов с каждым учеником, с родителями. Описывается результативность Программы, конкретные результаты и методики диагностики, предлагается проект программы духовно-нравственного воспитания для обучающихся первой ступени.
Бабич Эльвира Александровна
директор,
Каргаполова Оксана Викторовна
зам. директора, Каюмова Людмила Александровна
зам. директора, Довган Татьяна Александровна
зам. директора МБОУ СОШ № 167 г. Екатеринбург [email protected]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ЖИЗНИ
Как воспитать толерантное отношение?
^______________________________________________________________________________________
Ключевые слова: всемирная Декларация принципов толерантности, программа, духовно-нравственное воспитание, толерантность, предотвращение конфликтов, межличностные, межнациональные и межгосударственные отношения, ценность и социальная норма гражданского общества, социализация учащихся.
В последние годы теме толерантности как таковой, толерантному поведению, воспитанию толерантности среди различных социумов уделяется довольно много внимания. И, как мы считаем, очень часто в этом отношении допускается непозволительный перегиб. Однако, проблема воспитания толерантного сознания подрастающего поколения так остро, как в настоящее время, никогда ранее не стояла.
Современное общество за последние годы стало более динамичным. Это обусловлено, прежде всего, большей его информативностью и вариативностью социальных взаимодействий. В связи с этим к подросткам предъявляются повышенные требования, связанные с адаптацией в различных социумах, а также требования, направленные на формирование толерантности.
Глобализация мировых проблем, состояние выживания, в котором постоянно находится человек, приводит к необходимости создания социально-психологических и педагогических условий для объединения всех участников образовательного процесса - учащихся, родителей и педагогов вокруг идеи понимания ответственности за жизнь на земле в целом и свою собственную.
Актуальность и приоритетность формирования толерантности, как одной из социальных компетенций неоднократно отмечались в программных документах органов управления образованием, начиная от «Закона Российской Федерации об Образовании» и заканчивая
«Концепцией развития образования РФ до 2020 года». Данные документы определяют необходимость построения единого социального и педагогического пространства с целью успешного формирования социальных компетенций подростков в целом.
Толерантность как специфика российского характера формировалась под влиянием многих факторов, таких как: полиэтничность и полирелигиозность общества с момента становления российской государственности и до сегодняшнего дня; суровость природных условий территории России, требующая милосердия и сострадания; геополитическое положение государства; систематическая борьба за независимость, а также историческая роль России, как собирательницы земель и защитницы обиженных и гонимых.
В современных условиях формирование толерантности, начиная с детского возраста, является не только необходимостью, но и социальной реалией. Россия является центром притяжения мигрантов, как из ближнего, так и дальнего зарубежья. Наряду с этими процессами усиливается внутригосударственные миграции. И факт увеличения доли некоренного населения, особенно крупных городов, при отсутствии терпимости может привести к всплеску напряженности, как на этнической, расовой, религиозной, так и на бытовой почве. Население российской глубинки (деревень и малых городов) чаще сталкивается с проблемой толерантности на бытовом межличностном уровне в рамках
24
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
исторически сложившегося малого социума. В то время как к населению крупных городов, вовлеченному в миграционные процессы и их демографические и социокультурные последствия, должны предъявляться повышенные требования в области формирования толерантности.
Значимость толерантности вышла за пределы какой-либо ограниченной территории и является мировой проблемой. Недаром во всемирной Декларации принципов толерантности, наряду с определением данного понятия, определяется уровень решения проблемы, а также рассматриваются различные стороны самого процесса формирования толерантности, а 16 ноября является международным днем толерантности.
Школа является частью общества. И ей присущи как все положительные, так и отрицательные тенденции в развитии. Поэтому реализация учебно-воспитательного процесса должна осуществляться в тесной и неразрывной связи с формированием толерантности, как основы гражданского общества.
И сегодня наша задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка умение достигать компромиссы, предотвращать конфликты и строить межличностные, межнациональные и межгосударственные отношения.
Воспитать подлинно гармоничную, толерантную личность возможно лишь тогда, когда человек с раннего возраста уяснит для себя не только свое место в социуме и основополагающий поведенческий постулат: «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого», но и научится требовать соблюдения этого постулата от окружающих, не оставаясь равнодушным к творящемуся вокруг него.
Толерантность - это, прежде всего, терпимость к инаковости. Но - к инаковости не выходящей за рамки правовых, культурных, социальных норм и обычаев, принятых в данной географической местности, среди нации, являющейся в этой местности титульной, народообразующей. Соответственно, дети, желательно еще в младшем школьном возрасте, должны усвоить следующее:
1. Человек обязан проявлять терпимость по отношению к лицам другого пола, возраста, национальности, внешних признаков и т. п., но только в случаях если с противоположной стороны ему не навязываются чужие и чуждые для него взгляды и предпочтения.
2. Но при этом дети должны помнить народную мудрость «никогда не поступай с людьми так, как ты не хотел бы чтобы поступали с тобой». То есть не навязывай свое мнение, свои представления о жизни тем, кто убежден в другом, при этом умей отстаивать свою позицию, не позволяя унижать себя, сумей вовремя сказать «нет», встань на пути навязчивости, агрессии, зла, сумей пресечь чужое превосходство над тобой.
Сегодня на ребенка, практически с рождения, обрушивается лавина разнообразной (подчас ненужной), и зачастую противоречивой информации, касающейся норм и правил поведения в социуме, в том числе, и в случаях, когда индивид встречается с проявлениями культуры ему чуждой, более того, непривычной.
И, первоочередной задачей родителей и педагогов в наше время становится следующее: научить ребенка отсеивать ненужную и вредную информацию (вкупе с умением ее определять), привить иммунитет к такой информации, воспитать личность, свободную от стадных инстинктов, способную самостоятельно мыслить, анализировать, выбирать подлинно собственный жизненный путь.
Таким образом, толерантность необходимо рассматривать как ценность и социальную норму гражданского общества, проявляющуюся в праве всех субъектов общества быть разными; в обеспечении гармонии между различными социальными группами данного общества; в уважении и готовности к сотрудничеству с людьми, отличающимися по своим убеждениям, внешности, образу жизни; в отказе от навязывания стереотипов и в признании многообразия мира.
Для выполнения поставленной цели в школе должен строиться процесс социализации ребенка через разработку и практическое воплощение модели толерантного воспитания личности, которой присущи терпимость, понимание и принятие другого, необходимые для осознания подростком своей роли и значимости в социуме. Через всестороннее развитие социальных взаимодействий расширяется представления подростка о социальных явлениях, накапливается опыт взаимодействия с представителями различных социумов. Современная школа позволяет сформировать социальные компетенции подростков через реализацию механизмов социального партнерства, моделирование социо-игровых ситуаций и стимулирование социальных инициатив. Опираясь на приоритеты развития образования, целесообразно представлять школу как коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт, основанный на межкультурном взаимодействии.
Педагогический коллектив ОУ в течение нескольких лет ведет работу в этом направлении. Нами принята и успешно реализуется программа «Территория толерантности». Этому направлению в нашей школе подчинены не только урочные и внеурочные мероприятия, но и повседневное общение педагогов с каждым учеником, с родителями. И эта деятельность уже дает конкретные, положительные плоды. Воспитанию подобного обращения среди учащихся существенно способствует и то, что в школе учатся дети разных национальностей из различных социальных слоев. Соответственно умение жить и общаться с людьми разных культур для нас изначально не является чем-то теоретическим, дети постигают это умение в реальной жизни ежеминутно. И лучшим доказательством тому является - выдвинутое учащимися нашей школы предложение превратить пространство школы № 167 в некий центр толерантности.
В связи с введением новых стандартов второго поколения мы разработали проект программы духовнонравственного воспитания для обучающихся первой ступени.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
25
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек» Д. А. Медведев
Нормативно-правовая база:
S Конституция РФ ст. 28 о свободе совести и ст. 29 о свободе информации
S Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4
S Закон Российской Федерации «Об образовании»
S Национальная доктрина образования S Международная конвенция «О правах ребенка» S Всеобщая декларация прав человека S Гражданский кодекс РФ S Основы законодательства РФ о культуре S Государственный образовательный стандарт S Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляется посредством разных видов деятельности:
S Воспитание в процессе обучения:
- образовательная функция урока
- развивающая функция урока
- воспитательная функция урока S Внеурочная деятельность:
- воспитание познавательных интересов
- трудовое воспитание
- гражданско-патриотическое
- воспитание
- нравственное воспитание
- спортивно-оздоровительное
- воспитание
- эстетическое воспитание
- социальное воспитание S Внешкольная деятельность
- связь семьи и школы
- микросоциум
S Организация детского самоуправления S Роль классного руководителя Условия эффективности воспитательного процесса:
S Наличие ценностно-целевой установки, разделяемой всеми его участниками;
S Разветвлённая система отношений между субъектами;
S Направления и содержания воспитательной работы;
S Управление;
S Материальная база.
Цель программы: создание условий для становления и развития высоконравственного,ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи программы:
- формирование личностной культуры;
- формирование социальной культуры;
- формирование семейной культуры. Личностная культура:
S формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала S укрепление нравственности S формирование основ нравственного самосознания личности (совести)
S формирование нравственного смысла учения S формирование основ морали S принятие базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций
S формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
S формирование способности открыто выражать и отстаивать свою позицию, проявлять
S критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам
S формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию S ответственности за их результаты S развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и
S настойчивости в достижении результата S формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
Социальная культура:
S формирование основ российской гражданской идентичности
S пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество
S формирование патриотизма и гражданской солидарности
S развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
S сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем
S укрепление доверия к другим людям S развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
S сопереживания другим людям S становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
S формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям
S формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к
S культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России Семейная культура:
S формирование отношения к семье как к основе российского общества
S формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям,
26
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
S осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим
S знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими
S традициями российской семьи Основные направления и ценностные основы:
S Я - гражданин России
S Я, моя семья, мои друзья
S Дерево сильно плодами, а человек - трудом
S Я здоровье сберегу - сам себе я помогу
S Мы в ответе за тех, кого приручили
S Красота спасёт мир
Принципы:
S Принцип ориентации на идеал S Аксиологический принцип S Принцип следования нравственному примеру S Принцип идентификации (персонификации)
S Принцип диалогического общения S Принцип полисубъектности воспитания S Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
S любовь к России, своему народу, служение отечеству, правовое государство, гражданское общество S свобода личная и национальная, доверие к людям
Задачи
S представления о политическом устройстве российского государства, о правах и об обязанностях гражданина России
S стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города
Осуществляется воспитание гражданственности патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека по нескольким направлениям:
S общественно-патриотическое;
S государственные праздники;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
S здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни
S здоровье нравственное и социально-психологическое
Задачи:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей,сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, соблюдение режима дня.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
S нравственный выбор S справедливость
S милосердие S честь S достоинство S свобода совести S уважение родителей S забота о старших и младших Задачи:
- представления о базовых национальных российских ценностях
- уважительное отношение к родителям
- бережное отношение ко всему живому
- умение признаться в плохом поступке Воспитание трудолюбия, творческого отношения
к учению, труду, жизни
Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания S уважение к труду S творчество и созидание S стремление к познанию и истине S целеустремленность и настойчивость S бережливость Задачи:
- представления об основных профессиях
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности
- представления о роли знаний, науки, в жизни человека
- бережное отношение к труду
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания S родная земля S заповедная природа S планета Земля S экологическое сознание Задачи:
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни
- элементарный опыт природоохранительной деятельности
- бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания:
S красота S гармония
S духовный мир человека S эстетическое развитие
Задачи:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни
- понимание активной роли человека в природе
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
27
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Взаимодействие семьи и школы
Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей родительские лектории (по параллелям) конференции открытые уроки и внеклассные дела индивидуальные тематические консультации родительские собрания консультации психолога, социального педагога семинары, практикумы
Вовлечение родителей и общественности в воспитательный процесс совместные творческие дела (школа, класс) помощь в укреплении материально-технической базы совместные с детьми родительские собрания родительские инициативы
Вовлечение родителей и общественности в управление школой общешкольный родительский комитет расширенный школьный родительский комитет классные родительские собрания совет школы
Ожидаемый результат
Что изменится:
S уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся
S готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе
S активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности
S приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление
S развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин
S приобщение детей к здоровому образу жизни проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.
Формирующаяся личность:
S владеет самоконтролем;
S умеет работать творчески;
S внимательный;
S Не пугается нестандартных ситуаций S Обладает индивидуальными способностями S Любит свой народ S Готов самостоятельно действовать
S Умеет самостоятельно добывать знания S Доброжелательный S Владеет самоконтролем S Способен к изменению себя
Каким образом фиксируем, замеряем:
S диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н. П. Капустиной, Л. Фридмана)
S диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А. С. Прутченкова)
S изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н. Е. Богуславской)
S диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С. Г. Макеевой)
S диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г. М. Фридмана)
S диагностика эмоционального компонента нравственного развития методика Р Р Калининой
S письменный опрос - диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»
S диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок).
Литература
1. Матросова Н. Н. Воспитание культуры мира и толерантности у школьников средствами дополнительного образования детей в рамках эксперимента «Многоязычие и поликультурность» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 6.
2. Пыж В. В., Карпович И. Е., Иванова Р. В., Исаева А. Ю. Формирование механизмов межкультурной толерантности молодежи в контексте образовательного процесса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.
3. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2
4. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: главная страница // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 2.
5. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от ос-
мысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5.
6. Шпетная Н. М. Толерантная образовательная среда гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 2.
7. Шустова Л. П. Проблема формирования толерантности старшеклассников на основе гендерного подхода в образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 2.
8. Шустова Л. П. Программа проекта «Формирование гендерной толерантности у старшеклассников» // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 3.
28
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011