Научная статья на тему 'Типы социальных ожиданий родителей в отношении образовательного учреждения (по результатам эмпирического исследования)'

Типы социальных ожиданий родителей в отношении образовательного учреждения (по результатам эмпирического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1313
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РОДИТЕЛИ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ТИПЫ ОЖИДАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ / SOCIAL EXPECTATIONS / PEDAGOGICAL PROCESS / PARENTS AS SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE / TYPES OF PARENTAL EXPECTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самарцева Ольга Кузьминична, Гудзовская Алла Анатольевна

В статье в качестве значимых, но малоисследованных субъектов образовательного пространства, имеющих специфические социальные ожидания, рассматриваются родители. Проведено эмпирическое исследование родителей, чьи дети обучаются в школах города Самары. Приводятся результаты анкетного опроса родителей в отношении оснований выбора ими школы для своих детей. Выявлены три основных типа социальных ожиданий родителей как субъектов образовательного пространства в отношении функции школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPES OF SOCIAL EXPECTATIONS OF PARENTS FOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS (RESULTS OF EMPIRICAL STUDY)

Parents are significant, but insufficiently studied agents in the educational space with their specific social expectations. The paper presents the results of the empirical study of the expectations of parents whose children are currently enrolled in schools of Samara. The study was conducted in the form of a questionnaire survey. The parents were asked to explain the grounds for their choice of the school for their children. Three main types of parents’ social expectations for a school and its functions are explained in detail.

Текст научной работы на тему «Типы социальных ожиданий родителей в отношении образовательного учреждения (по результатам эмпирического исследования)»

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

эмпирического исследования)

О. К. Самарцева, А. А. Гудзовская

В статье в качестве значимых, но малоисследованных субъектов образовательного пространства, имеющих специфические социальные ожидания, рассматриваются родители. проведено эмпирическое исследование родителей, чьи дети обучаются в школах города Самары. приводятся результаты анкетного опроса родителей в отношении оснований выбора ими школы для своих детей. Выявлены три основных типа социальных ожиданий родителей как субъектов образовательного пространства в отношении функции школы.

Ключевые слова: социальные ожидания, педагогический процесс, родители, субъекты образовательного пространства, типы ожиданий родителей.

Работа выполнена при поддержке РгНф, проект 15-06-10726 (а).

Ожидание какого-либо события, способа взаимодействия, поведения другого человека, особенностей функционирования официального института является состоянием, часто определяющим вектор эмоциональной направленности носителя ожиданий. Соответствие реальности ожиданиям этого человека или группы вызывает ответную реакцию — удовлетворения в случае соответствия и неудовольствия в противоположном случае. Такой механизм функционирования ожиданий ставит перед участниками взаимодействия, ответственными за его результаты, проблему синхронизации ожиданий и их возможностей быть оправданными.

«Хлеба и зрелищ» — с легкой руки древнеримского поэта-сатирика Ювенала одно из самых известных ожиданий современного ему народа от властей. понятие социальных ожиданий «используется для описания взаимосвязи между функционированием социальных систем и деятельностью индивидов, включенных в эти системы» [Ожидания 1983].

Ожидания разных групп населения в отношении каких-либо общественных явлений впервые стали исследоваться социологами. В. А. Ядов говорит о социальных ожиданиях как о сложившихся в процессах совместной деятельности и общения субъ-

Об авторах:

Самарцева Ольга Кузьминична

научный сотрудник Института изучения общественных явлений. E-mail:

admin@socialphenomena. org

Гудзовская Алла Анатольевна

канд. психол. наук, старший научный сотрудник Института изучения общественных явлений.

E-mail: [email protected]

Адрес для переписки: Россия, 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская,

196.

83

Социальные явления. 2015 (3)

ективных ориентациях относительно предстоящего хода событий, предопределяющих поведение членов группы. Ориентация на социальные ожидания — характерная черта социального действия [ядов 1988]. такой подход к ожиданиям лег в основу многих социологических исследований ожиданий в образовательном процессе. это работы Е. А. Литвинцевой, И. В. Желтиковой, В. федорова, М. Бокова, Е. А. чернова и др.

Из субъектов образовательного пространства наиболее часто были обследованы студенты в отношении преподавания, преподавателей и вуза в целом, учителя и ожидания в отношении их статуса. это работы А. В. загребиной, которая проводила социологические исследования ожиданий студентов вуза [загребина 2009], ф. г. зиятдиновой о соотношении ожиданий и реалий в отношении социального положения учителей [зиятдинова 2010], Е. В. пискуновой о социальной роли современного учителя [пискунова 2012]. Обзор психологических работ в отношении ожиданий учителя проделан Р. бернсом [бернс 1986].

Родители учащихся, являясь влиятельными субъектами образовательного процесса, часто остаются вне поля зрения исследователей. В последние годы у родителей появилась возможность выбирать учебное учреждение для детей, а не обучать их в школе по месту жительства. Система образования предъявляет достаточно широкий спектр учебных учреждений — с разными программами обучения, разными приоритетами, с углубленным изучением отдельных предметов.

Возможность выбора общеобразовательного учреждения ставит родителей в потенциально активную позицию и стимулирует повышение ответственности за этот шаг. Для детей 6-7 лет именно родители определяют, в какой школе (учебном заведении) будет учиться ребенок. Но и выпускники 9-11-х классов, по данным социологических исследований, в семи случаях из десяти ориентируются на родительский совет, то есть родители, с одной стороны, выступают специфическими потребителями образовательных услуг, а с другой, некоторым образом рес-пондируют «заказ» общества к системе образования.

Актуален ли для родителей вопрос выбора учебного заведения? чем они руководствуются, отдавая своего ребенка в ту или иную школу? что они видят в качестве результатов обучения? каков вектор ожиданий этих субъектов образовательного процесса относительно образовательного учреждения? эти и другие вопросы были поставлены в ходе проведенного исследования. эмпирической базой исследования явились результаты анкетного опроса и неформализованного интервью родителей учащихся города Самары. было опрошено 260 родителей, в том числе 28 % мужчин и 72 % женщин, и проведено 10 интервью (8 женщин и 2 мужчин).

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что вопрос выбора учебного учреждения актуален для части родителей. В восьми случаях из десяти родители называют два и более основания выбора учебного учреждения. большинство родителей (более двух третей опрошенных) предпочитают школу по месту жительства семьи или ближайших родственников. 25 % родителей осуществили выбор учебного учреждения с

84

О. К. Самарцева, А. А. Гудзовская

учетом современных требований, 18 % предпочли отдать ребенка в специализированную школу, с углубленным изучением некоторых предметов. Около 7 % ориентировались при выборе учебного учреждения на советы родственников.

Данные интервью позволили зафиксировать спектр репутационных характеристик, которые учитывают родители при выборе школы. это:

- отсутствие или наличие платы за обучение;

- результаты Егэ прошлых лет;

- наличие или отсутствие возможностей дополнительного образования (кружки, секции и т. д.);

- отзывы родителей о профессиональном уровне педагогического состава и стиле взаимоотношений с детьми (интернет-пространство, устные коммуникации).

по данным анкетного опроса, среди возможных результатов обучения в школе — «хорошая обученность», «психологический комфорт пребывания в школе», «воспитание хорошего человека». Моновыбор совершила одна треть участников опроса. Среди них 23 % предпочли комфортное состояние ребенка в школе. Остальные две три родителей видят результаты как сочетание двух или трех позиций. по частоте упоминания доминирует первая позиция (53,4 %), то есть требования носят функциональный характер: получение знаний, повышение образовательной компетентности ребенка. На втором месте — психологический комфорт ребенка (45 %). Наиболее распространенным является сочетание первой и третьей позиций. Родители хотят, чтобы ребенок был «хорошо обученным» и вырос «хорошим человеком». так высказались 25 % родителей. Сочетанию первой и второй, а также второй и третьей позиций отдали предпочтение по 18 % родителей.

Среди ответов родителей о том, к чему должна готовить ребенка школа, доминирует ответ «к продолжению образования» (74,3 %). Более двух третей ответов свидетельствует о том, что родители ставят перед школой задачу подготовки детей к самостоятельной деловой (49 %) и трудовой (31 %) жизни. Одна треть ответов показывает ориентированность требований на формирование у детей стиля жизни по общепринятым законам морали и нравственности, 25 % — на подготовку к семейной жизни.

Мнение родителей относительно необходимости наибольшего влияния школы либо на развитие личности ребенка, либо на обеспечение процессов социализации склоняется в пользу первого. Более двух третей опрошенных родителей считают, что максимальное влияние школы должно быть направлено на сферу личностного потенциала ребенка: развитие способностей, формирование характера, получение знаний. что касается развития сторон, обеспечивающих социализацию, то им отдают предпочтение около 20 % опрошенных.

Анализ интервью с родителями показал, то в обоснование выбора школы, с одной стороны, «встроены» ожидания родителей от образовательного учреждения, а с другой, обозначены их ценностные ориентации.

85

Социальные явления. 2015 (3)

Проведенное исследование позволило выделить по крайней мере три позиции родителей относительно выбора учебного заведения и связанных с ними социальных ожиданий. позиции определены по доминанте в комплексе ожиданий от образовательного учреждения.

первая позиция характерна для родителей, которые ожидают от образовательного учреждения прежде всего получения «хорошего образования», «хорошей обученности ребенка», «качественной образовательной подготовки». под этим понимаются знания и навыки, которые отвечают вызовам современности. Иначе говоря, ожидания родителей связаны с выполнением традиционной образовательной функции. причем эти функции родители отдают на откуп исключительно образовательным учреждениям. Данные интервью не позволили зафиксировать включенность родителей в школьный мир ребенка. Для этой позиции характерно восприятие родителями школы как ресурса для получения в дальнейшем «элитного» образования как в Российской федерации, так и за рубежом и, как следствие, достижение определенного социального статуса, то есть на институт образования возлагается функция «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность в социальной структуре общества. такой тип социальных ожиданий нами условно назван «школа как ресурс».

Вторая позиция характерна для родителей, которые во главу угла ставят наличие психологического комфорта для ребенка в образовательном учреждении и формирование «хорошего человека». это трактуется как необходимость слаженности (непротиворечивости) в ценностных полях семьи и школы. Важнейшей для этих родителей является реализация воспитательной функции образования. Для этой позиции характерно восприятие школы как партнера в образовании и воспитании детей. В данном случае родители расположены к сотрудничеству и включены в школьную жизнь ребенка. такой тип социальных ожиданий условно назван «школа как партнер».

третья позиция характерна для родителей, у которых не актуализированы и четко не обозначены ожидания относительно образовательного учреждения. эта группа родителей воспринимает школу как относительно безопасное место пребывания ребенка, то есть школа для родителей выступает своеобразной «камерой хранения». здесь наблюдается некая дистанцированность родителей от школы и школьного мира ребенка.

эмпирическая типология родителей косвенно ставит проблему их компетенции. эта проблема все чаще обсуждается педагогической общественностью. Сверхзанятость родителей и наблюдаемая у них педагогами некоторая тенденция к социальной безответственности делает проблемным становление родителей полноценными партнерами в образовательном процессе. С этой точки зрения третью позицию родителей можно отнести к зоне риска, требующей актуального участия педагогов в повышении родительской компетентности представителей этой группы.

Изучение ожиданий современных родителей в сфере образования представляет практический интерес для государственных органов управления

86

О. К. Самарцева, А. А. Гудзовская

образования и работников образовательных учреждений. Информация

0 системе ожиданий одного из субъектов образовательного пространства может позволить синхронизировать запросы родителей и возможности образовательного учреждения.

Изучение позиций родителей относительно ожиданий от современной школы является необходимой предпосылкой гармонизации интересов всех участников образовательного пространства.

Список литературы

1 Бернс Р Ожидания учителя // Бернс Р Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. С. 275-302.

2 Желтикова И. В. Место социальных ожиданий в образе будущего // Современные исследования социальных проблем. 2010. №4. С. 235-246.

3 Загребина А. В. Опыт социологического исследования ожиданий студентов вузов социального профиля // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2009. №1. С.66-71.

4 Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение учителей: ожидания и реалии // Социологические исследования. 2010. №10. С.100-106.

5 Литвинцева Е. А. Социальные ожидания относительно качества государственного администрирования социальных услуг // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №1 (31). С.20-23.

6 Ожидания социальные // Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.

7 Пискунова Е. В. Социальная роль современного учителя: ответственность, ожидания и реальность // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 2. С.9-14.

8 Федоров В., Боков М. Главные ожидания и опасения населения: динамика социальных настроений в обществе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. №3. С.4-24.

9 Чернова Е. А. Корпоративная социальная ответственность: оценки и ожидания россиян // Социология власти. 2008. №4. С.252-259.

10 Ядов В. А. Социология в России: глоссарий по книге. — М.: Изд-во Института социологии РАН. 1998.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.