Научная статья на тему 'Ожидания как элемент педагогического процесса'

Ожидания как элемент педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4248
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЖИДАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / EXPECTATIONS / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наянова Марина Венедиктовна

В публикации представлен анализ проблематики социальных ожиданий в педагогическом процессе. Предлагается обзор актуальных исследований в области ожиданий, реализуемых на базе Самарской государственной областной академии (Наяновой), а также работ, представленных для публикации в рамках научного сотрудничества по проекту «Социальные ожидания субъектов образовательного процесса как фактор развития одаренности детей школьного возраста» (РГНФ 15-06-10726 (а)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Наянова Марина Венедиктовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPECTATIONS AS AN ELEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS

The paper contains the analysis of social expectations issues in education. A review is proposed of the current research on expectations done at Samara State Regional Academy (Nayanova), as well as of papers presented for publication under the cooperation on the Project “Social Expectations of Educational Process Participants as a Factor of Giftedness Development in School-Age Children”.

Текст научной работы на тему «Ожидания как элемент педагогического процесса»

ОТ РЕДАКТОРА

ОЖИДАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

М. В. Наянова

В публикации представлен анализ проблематики социальных ожиданий в педагогическом процессе. предлагается обзор актуальных исследований в области ожиданий, реализуемых на базе Самарской государственной областной академии (Наяновой), а также работ, представленных для публикации в рамках научного сотрудничества по проекту «Социальные ожидания субъектов образовательного процесса как фактор развития одаренности детей школьного возраста» (РгНф 15-06-10726 (а)).

Ключевые слова: ожидания, педагогический процесс, субъекты педагогического процесса.

Российская система образования находится в состоянии динамичных изменений, особенно стремительно происходящих в последние десятилетия. В такие периоды обостряются потребности педагогической практики в научных разработках, позволяющих проектировать образовательную деятельность на обновленных основаниях. Ожидания являются ключевым фактором, определяющим, формирующим важнейшие элементы социальных явлений, начиная от собственно общественного порядка, и заканчивая индивидуальной мотивацией людей в ситуациях социального взаимодействия. поэтому научный коллектив Самарской областной государственной академии (Наяновой) выбрал социальные ожидания в качестве объекта исследовательской деятельности. В этой работе участвуют научные и педагогические кадры Академии, ее уникальные педагогические площадки используются для проведения экспериментальной работы и сбора данных. Крайне важно, с нашей точки зрения, привлекать к этой работе широкий круг ученых, представителей других научных школ и культур. В условиях открытого и честного сотрудничества обязательно появляются новые идеи и новые технологии.

Об авторе:

НаяноваМарина Венедиктовна

канд. пед. наук, д-р экон. наук, профессор, ректор ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)».

Адрес для переписки: Россия, 443001, Самара, ул. Молодогвардейская, 196.

E-mail: [email protected]

3

Социальные явления. 2015 (3)

Работа наших ученых, сотрудников Института изучения общественных явлений была поддержана Российским гуманитарным научным фондом, это позволяет нам еще более интенсивно заниматься заявленной темой. часть материалов, представленных в этом выпуске Социальных явлений — журнала международных исследований, стала предметом обсуждения на Международной научно-практической конференции «Социальные ожидания и их последствия в педагогическом процессе», 13-14 ноября 2015 г. Дискуссионная площадка конференции предоставила ее участникам возможность актуализировать научные основания повышения эффективности образовательной деятельности, помогла найти прикладные точки теоретических исследований, конкретизировать принципы решения стратегических задач развития российского образования.

феномен ожиданий является распространенным, но мало представленным в русскоязычной научной литературе, поэтому вызвал большой интерес не только среди представителей системы среднего образования, но и специалистов других профессиональных областей — психологов, социологов, социальных педагогов, философов, специалистов-между-народников, преподавателей вузов и других категорий работников системы образования. комплексный подход к рассмотрению любой проблемы, ее многоаспектный анализ дает возможность получения нового знания, рождающегося на межпредметных пересечениях. этот принцип касается и социальных ожиданий. фокусировка внимания разных специалистов на принципах и механизмах действия социальных ожиданий как в обществе в целом, так и в образовательной среде в частности, позволяет обнаружить интересные преломления и повороты научной мысли, ранее остававшиеся без внимания исследователей, обозначить границы изучаемых явлений.

понятие ожиданий пришло в науку из социологических и политологических исследований, в которых рассматривалась специфика ожиданий больших групп населения в отношении тех или иных общественных явлений, персонифицированных субъектов власти, институтов социализации. Ожидания в этом смысле тесно связаны с целым рядом других явлений социальной реальности: желаниями, надеждами, прогнозом, доверием. Возникают такие характеристики ожиданий, как реалистичные ожидания и нет, оправдывающиеся и нет, завышенные ожидания, обманутые ожидания, ролевые ожидания и проч.

Интерес психологии к ожиданиям, возникающим в ситуациях личного взаимодействия, открыл еще один аспект этой проблемы: определение механизмов, порождающих ожидания, и влияние ожиданий на поведение участников взаимодействия. Возникает понятие «социальные ожидания» — экспектации (от англ. expectation — ожидание). Социальные ожидания отражают нормативные представления социальных групп о поведенческих проявлениях носителя статуса, роли, позиции. Одним из возможных подходов к пониманию социальных ожиданий является рассмотрение их как опережающего отражения, которое основано преимущественно на собственных социальных установках субъекта, гендерных,

4

М. В. Наянова

этнических и других социальных стереотипах, актуальных потребностях субъекта в отношении объекта отражения.

Социальные ожидания в педагогическом процессе присущи всем его участникам: педагоги имеют установки, стереотипы, обусловливающие ожидания, в первую очередь в отношении учащихся. каждый раз, заходя в класс, педагог представляет типичную ситуацию взаимодействия, которую ожидает встретить в каждом учебном классе. Особые ожидания, как результат предшествующего опыта, возникают у учителя в отношении конкретного класса, конкретных учеников.

целый комплекс ожиданий учителей относится к другим субъектам образовательного процесса — родителям обучающихся. От того, какие установки учитель имеет в отношении родителей, будет зависеть направленность его усилий: формировать из родителей эффективных помощников образовательного процесса их детей (если установки оптимистичные) или формировать из них средство дополнительного давления на детей (если установки пессимистичны и обусловлены стереотипом, что современные родители «сняли с себя ответственность за воспитание детей»).

С определенными ожиданиями, обусловленными собственным опытом обучения в школе, приводят родители своих детей в школу. Родительские ожидания сказываются как на выборе учебного учреждения для своего ребенка, так и на тех требованиях, которые они к ребенку предъявляют, какое отношение к педагогу передают.

Дети, собираясь только в первый раз в школу, или всякий раз по дороге в школу, тоже представляют то, что их там может ожидать. На эти ожидания влияют установки их родителей, средства массовой информации, особенно продукция Интернета, внешний облик школы, педагогов, атмосфера, принятая на уроках. И такие ожидания могут быть нетерпеливыми и радостными, если в школе интересно, или, наоборот гнетущими, когда ребенок уже отчаялся встретить в школе понимание и уважение к своей личности.

таким образом, социальные ожидания относятся к реально действующим факторам педагогического процесса, так как они проявляются не только в представлениях его участников, но и весьма активно — в их поведении. Ожидания могут оправдываться или вступать в противоречие с реальной ситуацией. являясь результатом осознаваемого и неосознаваемого отношения или установок людей, они часто провоцируют осуществление именно того результата, который ожидается.

Характерным примером действия социальных ожиданий является ситуация, когда в сознании учителя формируется модель идеального ученика, который утверждает учителя в его роли успешного педагога. Детей, похожих на этот идеал, учитель воспринимает не только как хороших учеников, но и в целом как хороших людей, приятных в общении, порядочных и развитых. Дети, подходящие под противоположный образ «плохих учеников», воспринимаются в целом как безразличные, агрессивные, плохие люди, являются источником отрицательных эмоций пе-

5

Социальные явления. 2015 (3)

дагога. Образ идеального ученика превращается в стереотип ожидания, который будет сказываться в отношении учителя к ответам учеников, на характере помощи при ответах, порождает характерные высказывания в адрес успешных и неуспешных учащихся. Возникает парадокс: объективно на опрос «плохих» учеников педагог затрачивает меньше времени, чем на опрос «хороших», однако в сознании учителя, подверженного «стереотипу ожидания», ситуация субъективно переворачивается, и он искренне считает, что тратит львиную долю учебного времени на отстающих. поднятые проблемы говорят о необходимости научных поисков ответов на следующие вопросы: могут ли быть специальным образом сформированы конструктивные ожидания, которые бы повышали эффективность ситуации взаимодействия, как сказываются те или иные ожидания на личностном развитии и субъективном благополучии носителей ожиданий и участников взаимодействия.

этот номер журнала посвящен теме «Социальные ожидания и их последствия в педагогическом процессе», в нем представлены работы педагогов, психологов, психоаналитиков, российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам социальных ожиданий, прежде всего, ожиданий в педагогическом процессе.

Социально-философский анализ понятий «ожидание» и «желание» содержится в статье А. В. Нечаева (г. Самара). через обоснование социальной природы ожиданий автор приходит к пониманию их как особого вида деятельности, которому можно целенаправленно обучать, что позволит избежать большинства негативных последствий стихийно сложившихся ожиданий. Внутренние механизмы и социальные основания ожиданий исследуются еще в нескольких статьях. предметом изучения А. А. проскуриной (г. Самара) стали источники ожиданий в социуме, в частности, она показывает возможное место феномена ожиданий в материалистической парадигме общественного развития и в рамках теории социальных институтов и указывает признаки верности своей гипотезы в ходе анализа конституционных актов нескольких государств. Ю. О. черноиваненко и Валиахметова М. М. (г. Самара) анализируют закрепленные в языке и культуре значения понятий «ожидания» и «надежды» и находит подтверждения социальной, деятельностной природы этих явлений. М. Р. Арпентьева (г. калуга) изучает тонкости влияния и возникновения ожиданий в монологическом и диалогическом общении. Сравнивая особенности диалогического и монологического взаимодействий, реализующих «смыслы для себя» и «смыслы для других» на разных стадиях общения, автор в качестве центрального, ядерного момента анализа ожиданий во взаимодействии рассматривает игру. М. Р. Арпентьева подчеркивает потенциал диалогического общения в развитии субъектов общения, преображении их жизнедеятельности, в том числе, выходящие за пределы ожиданий.

подход к ожиданиям как к деятельности, требующей обучения, отражен в материалах проф. к. Руби-Дэвис (Christine Rubie-Davies) из Новой зеландии. Она приводит результаты своих эмпирических исследований социальных ожиданий педагогов. В исследовании выявлено, что педагоги отличаются уровнем позитивных ожиданий от учеников, независимо

6

М. В. Наянова

от этнических, гендерных, статусных особенностей учеников. Педагоги отличаются не только этими установками, но и формами работы, которые они используют в педагогической деятельности. эксперимент к. Руби-Дэвис состоял в том, что педагогов обучили новым формам деятельности, провели занятия, повышающие представленность позитивных ожиданий. У педагогов, которые были высокомотивированы на участие в эксперименте, эффективность результатов обучения выросла почти на треть. эти эксперименты подчеркивают необходимость обращать внимание на содержание подготовки педагогов и ставят задачу повышения их квалификации не только в содержательном ключе, но и в части формирования их практических навыков взаимодействия с детьми во время урочной и внеурочной деятельности.

Широкое освещение в этом выпуске получила тема социальных ожиданий студентов, учащихся, родителей, в отношении преподавания, педагогов, всех субъектов системы образования. Несколько статей посвящены анализу социальных ожиданий педагогов в отношении обучающихся, как участников образовательного процесса. В журнал вошли также статьи, содержащие идеи развития педагогического процесса с точки зрения подготовки педагогов к профессиональной деятельности с учетом существования фактора социальных ожиданий. т. Н. Новожилова (г. Самара) раскрывает основные противоречия современного образования, иллюстрирует свои выводы результатами собственного эмпирического исследования ожиданий студентов современного вуза от преподавателей. Она приходит к неутешительному выводу: «большинство студентов не столько ориентированы на процесс самоизменения, саморазвития», сколько на прагматичный результат в виде диплома, интересного времяпрепровождения на занятиях, хороших отношений с преподавателем. к. И. Сулима и ф. Ю. филлипова (г. Самара) анализируют социальные ожидания как фактор профессионального становления и реализации специалистов в области педагогики и психологии. Они рассмотрели социальные ожидания будущих педагогов-психологов от процесса получения образования, а также группы родителей студентов.

В статье М. С. Мышкиной (г. Самара) ожидания учителей, школьников исследуются с точки зрения представлений о них студентов-психологов. такой подход дает возможность воссоздать картину диверсификации репрезентаций образовательного процесса в условиях его поступательного организационного и содержательного реформирования на современном этапе. Образ идеального преподавателя, как инстанции, порождающей социальные ожидания рассматривается В. А. проходой (г. Москва). Он анализирует представления студентов и преподавателей вуза об идеальном педагоге. Образ идеального педагога в сознании студентов, прежде всего, оказался связан с умением преподавателя наладить контакт с аудиторией. при этом для респондентов важным оказалось и умение преподавателя заинтересовать обучающихся учебным курсом.

В номере представлены два кросскультурных исследования.

Е. Ю. Быкова (г. томск) с помощью кросскультурного анализа рассматривает трансформацию социальных ожиданий в отношении учителей, отмечает завышенные социальные ожидания в их отношении, приводящие к напряженности в отношениях с учениками, синдрому выгорания,

7

Социальные явления. 2015 (3)

апатии и массовому уходу педагогов из школы. Т. А. Парфенова и Т. В. Михайлова (г. Самара) сравнивают идеальный образ преподавателя вуза в двух выборках — российских и казахстанских студентов. Российские студенты более избирательно относятся к личным качествам преподавателя вуза, подчеркивая необходимость внешней привлекательности, оптимизма, лояльности.

Родители студентов стали участниками исследований еще в двух работах. С. В. Иванова (г. Самара) провела эмпирическое исследование содержания социальных ожиданий субъектов образовательного процесса юридических вузов. Результаты диагностики, приведенные С. В. Ивановой, показали, что при оказании помощи своим детям в выборе профессии приоритетным вектором среди родителей являются престижность и востребованность профессии. Социальные ожидания родителей абитуриентов в отношении качества профессионального образования практически отсутствуют. продолжается тема родительских ожиданий О. к. Самарцевой и А. А. гудзовской (г. Самара). Опрос родителей выявил три типа их ожиданий в отношении школы. Социальные ожидания отражены в таких родительских позициях:, как «школа как социальный лифт, ресурс», «школа как партнер», «школа как камера хранения».

Интересным представляется аспект анализа проблемы социальных ожиданий, рассматриваемый в статье А. А. гудзовской. Социальные ожидания субъектов образовательного пространства исследуются как один из социальных факторов, влияющих на актуализацию одаренности в школьном возрасте. Социальные ожидания педагогов, родителей могут выступать как конструктивные, пробуждая в ребенке готовность соответствовать высоким ожиданиям, или деструктивные, когда неверие взрослых в способности и личностные качества ребенка могут являться факторами, подталкивающими ребенка к негативным проявлениям в поведении. этот подход позволяет планировать стратегии подготовки педагогов к работе с развитием детской одаренности через осознание социальных ожиданий в отношении поведенческих и личностных проявлений одаренных детей.

Ученый-психолог Херсонского государственного университета (Украина) И. С. попович в статье представляет результаты своей многолетней работы над исследованиями социальных ожиданий личности в педагогическом процессе. Им выделены и описаны функции социальных ожиданий личности в педагогическом процессе, среди которых регуляционная, посредническая, корректирующая, ориентационная, прогностическая и др. эмпирические данные показывают зависимость функций социальных ожиданий личности от особенностей организации и содержательных характеристик учебно-воспитательного процесса.

Несколько статей затрагивают тему специальной педагогики и социальных ожиданий в ситуации коррекции психического развития детей со специальными нуждами. так, например, Е. А. павлова (г. Самара) рассматривает примеры того, как завышенные социальные ожидания родителей от детей-дошкольников приводят к перекосам в их развитии,

8

М. В. Наянова

повышению напряженности и, как следствие, к необходимости коррекции детей у специалиста-нейропсихолога.

В фокусе исследования О. В. Бочкаревой (г. ярославль) диалог. Автор рассматривает проблему формирования диалогической установки у студентов. Анализ проблемных педагогических ситуаций помогает студентам формировать диалогическую установку в процессе обмена высказываниями. Анализ взаимосвязи социальных ожиданий и особенностей межличностного общения проведен в эмоциональной статье Д. М. Львова (г. Самара). Он обозначает существование такого вида социальных ожиданий, как ожидания, лишенные определенности, и видит в них почву для конфликтного межличностного общения. Рассматривая оценочную зависимость как невротическое проявление, Н. Н. ткаченко (г. Самара) в качестве возможного провоцирующего фактора выделяет фактор социальных ожиданий. Интересное исследование представлено С. В. зориной и Ю. В. Михайленко (г. Самара), которые экспериментально исследовали социальные ожидания от людей со специфическими особенностями внешнего облика качеств, ассоциированных с детскими чертами личности и поведения — эффект Babyface. В исследовании зафиксирована гендерная специфичность оценок детского типа лица в зависимости от их пола. Мужчины с детским типом лица оцениваются как обладатели более выраженных социально желательных в межличностных отношениях качеств при снижении оценки их компетентности. эти результаты говорят о том, что наши социальные ожидания обусловлены не только стереотипами, установками, предшествующим опытом, но и особенностями внешнего облика участников взаимодействия.

как показывает тематическое содержание этого выпуска журнала, феномен ожиданий и социальных ожиданий является неотъемлемой частью педагогического процесса, вызывает исследовательский интерес ученых разных стран, ставит много задач при организации образовательного процесса и стратегического планирования подготовки педагогов к профессиональной деятельности.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.