Научная статья на тему 'Типы межличностных отношений в социальном атоме'

Типы межличностных отношений в социальном атоме Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1412
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ АТОМ / ТИПОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Протасенко Людмила Юрьевна

Представлена типология структур межличностных отношений, основанная на теории Я.Л. Морено о социальном атоме. Показана актуальность использования данной классификации в психодиагностических и психотерапевтических целях. Дан анализ структурных и содержательных характеристик социального атома человека в трех возрастных группах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the typology of structures of the interpersonal relations, based on the theory about social atom by J.L. Moreno. The urgency of use of the given classification in the psychodiagnostic and psychotherapeutic purposes is shown. The structural and substantial characteristics of social atom in three age groups are analyzed

Текст научной работы на тему «Типы межличностных отношений в социальном атоме»

УДК 159.92 3.33

Л.Ю. Протасенко ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОМ АТОМЕ

Темпы развития общества, информационный и технологический прогресс заставляют современного человека адаптироваться, по-новому выстраивать отношения с социумом и с миром в целом. Взаимоотношения приобретают новые формы, переходя от личных непосредственных контактов к опосредованным, более поверхностным и менее личностно вовлеченным. Такая тенденция в целом понятна. Она продиктована современными реалиями и темпами жизни. Достаточно много исследований посвящено межличностным отношениям, в частности отношениям дружбы, любви, привязанности. Проблеме межличностных отношений в ценностном аспекте посвятили свои работы такие отечественные авторы, как Ф.Е. Василюк, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, А. Г. Асмолов, В.Э. Чудновский, И. С. Кон, Е.И. Головаха, С.В. Петрушин и др. Но возникают вопросы, требующие особого внимания: насколько полноценно человек реализует себя в отношениях, чем обусловлен его выбор партнеров, друзей, знакомых и пр., что дают ему эти отношения? Отвечая на эти вопросы, мы сосредоточили свое внимание на особенностях структур межличностных отношений, которые выстраивает человек на протяжении всей своей жизни.

Настоящее исследование направлено на определение закономерности развития межличностных отношений человека. В этой связи была поставлена задача изучения социального атома как модели организации межличностных отношений отдельного человека.

Согласно теории Якоба Леви Морено [3], социальный атом представляет собой наименьшую, неделимую динамическую социальную структуру, которая включает в себя человека и его окружение [Там же. С. 106]. Нами были проанализированы структурные и содержательные характеристики социального атома, а также выявлена их взаимосвязь с личностными особенностями человека и его удовлетворенностью жизнью. Используя язык теории о со-

циальном атоме Морено, мы предположили, что существует взаимосвязь между объемом межличностных отношений и их качественными особенностями: широкий социальный атом характеризуется отношениями поддержки и взаимодополнительности, узкий социальный атом — наличием дефицитарной потребности и компенсаторной направленностью межличностных отношений.

В проведенном автором исследовании приняли участие 155 человек (86 женщин в возрасте от 22 до 75 лет и 69 мужчин в возрасте от 22 до 73 лет). Выборку для нашего исследования составили мужчины и женщины трех возрастных категорий: 22—28 лет (60 человек), 45—55 лет (55 человек) и 65—75 лет (40 человек).

При выборе данного возрастного диапазона мы руководствовались положением Морено о стадиальном развитии социального атома [Там же]: активное формирование социального атома (22—28 лет), его стабилизация (45—55 лет) и постепенное умирание (65—75 лет).

В нашем исследовании использовались следующие методы: методика социального атома Морено—для исследования структуры межличностных отношений; методика внешнегруппо-вой референтометрии, метод психологической автобиографии, ценностный опросник Шварца — Билски, метод репертуарных решеток — для исследования личностных особенностей и образа «Я» [1; 2; 6, с. 18]. При статистической обработке особое внимание уделялось корреляционному и кластерному анализу для определения четкой структуры социального атома и описания элементов, ее наполняющих, т. е. описания его содержания [3, 5].

Структура межличностных отношений в модели социального атома раскрывается через понятия объема, дифференцированности и плотности кругов социального атома [3, с. 107].

Мы придерживаемся позиции Морено, согласно которой основу социального атома составляет семья человека и его друзья. Численность семьи, количество друзей и знакомых будут определять

объем социального атома и его дифференциро-ванность, а сплоченность между людьми, знакомство друг с другом и дружба — плотность структуры социального атома.

Сравнительный анализ показал, что 90 % отношений, представленных в первом круге социального атома, носят положительный, конструктивный, поддерживающий характер, 88 % из них являются обоюдными, взаимными, т. е. количество вкладов примерно равно количеству получаемого от этих отношений.

Деление выборки по признаку широты социального атома выявило следующие закономерности: 1) широкая социальная сеть характеризуется высокой степенью дифференцированности, наличием четких границ между семьей, друзьями и приятелями (см. табл. 1) (отметим, что именно семья обеспечивает нашим респондентам чувство психологического комфорта, безопасности и поддержки); 2) результаты цветового теста Люшера продемонстрировали, что общение с лучшими друзьями и любимыми носит взаимно развивающий, поддерживающий, позитивный характер. При этом в референтной группе, куда попадают как друзья, так и члены семьи, отношения могут быть как позитивными, так и негативными и нейтральными.

Таблица 1

Результаты кластерного анализа связей ролевых

позиций, их цветовой характеристики по Люшеру со структурными характеристиками широкого социального атома (объем атома, объем референтной группы)

Кластер Содержание кластера

Семья Друзья Лучшие друзья Отец, мать, сын, брат, сестра, жена, общий показатель комфортности Друг, приятель Лучший друг, любимый человек, а также показатели цветового ассоциативного эксперимента, характеризующие позитивные и нейтральные отношения

В группе с узким социальным атомом границы семьи представляются более размытыми (см. табл. 2), нежели в группе с широким социальным атомом. Объем же референтной группы определяется наличием братьев или сестер, а также супруга.

Таблица 2

Результаты кластерного анализа связей ролевых

позиций, их цветовой характеристики по Люшеру со структурными характеристиками узкого социального атома (объем атома, объем референтной группы)

Кластер Содержание кластера

Семья Друзья Референтная группа Отец, мать, лучший друг, любимый человек, общий показатель комфортности, вегетативный коэффициент Лучшая подруга, показатели цветового ассоциативного эксперимента (+, Х, -) Муж, брат, сестра, показатели цветового ассоциативного эксперимента (+, Х)

Проанализировав особенности структуры широкого и узкого социальных атомов во всех возрастных выборках, мы обнаружили сходство в структурных особенностях социальной сети. Таким образом, можно предполагать, что развитие здорового социального атома зависит от развития семейных отношений, в частности отношений супружеских и детско-родительских.

Комплексный анализ особенностей структур социальных атомов позволил сделать следующие выводы:

Широкий социальный атомхарактеризует-ся наличием четкой дифференциации ролей: семейные роли, роли друзей, приятелей и знакомых, коллег и пр.

В широком социальном атоме семья имеет расширенную структуру, объединяя в себе всех родственников и супругов. С возрастом струкура семьи дополняется фигурами любимого человека (как альтернатива супруга) и лучшей подруги (как альтернатива родственника), внуков и членов их семей [4, 7]. Семья обеспечивает поддержание психологического комфорта и чувства безопасности. Можно говорить скорее о взаимной поддержке, нежели о зависимости друг от друга, а также о наличии ориентации на саморазвитие и личностный рост, так называемую человекоцентри-рованность.

Отношения в структуре узкого социального атома оказываются тесными, иногда «сковывающими» отношениями привязанности, бо-

лезненного переживания, стремления к свободе каждого из членов семьи. Они имеют явный дисгармоничный, компенсаторный характер, направленный на удовлетворение потребности в безопасности и любви, и социоцентрический характер, т. е. ориентированы на одобрение извне, следование общественным нормам и правилам.

Также важным нам представляется анализ психологических особенностей людей пожилого возраста с разными типами структур межличностных отношений. Результаты нашего исследования показали, что испытуемые с широкой социальной сетью склонны более позитивно описывать образ «Я-прошлое», нежели группа с узкой социальной сетью. Образ «Я-будущее» позволил выявить большую критичность в описании в группе с широким социальным атомом, что может свидетельствовать о большей реалистичности в оценке собственных перспектив. Эту тенденцию подтверждает описание образа «Я-идеальное», где группа с широким социальным атомом отдает предпочтение деловым качествам, а группа с узким социальным атомом подчеркивает значимость общения. Данная тенденция позволяет утверждать, что люди с широким социальным атомом больше склонны ориентироваться на себя, на собственные ресурсы, в то время как группа с узким социальным атомом выделяет как приоритетную коммуникативную сферу, черпая ресурсы из межличностного общения [4, с. 78].

Корреляционный анализ взаимосвязи структурных и функциональных характеристик социальной сети с особенностями восприятия поддержки показал, что все элементы корреляционной плеяды имеют значительные корреляции между собой. Структурообразующим элементом данной корреляционной плеяды является конструкт «количество интенсивных связей». Этот конструкт имеет значимую отрицательную связь с таким конструктом, как «информационная поддержка» (2, г = —0,39, р < 0,05), т. е. чем чаще и ближе люди контактируют друг с другом, тем больше стирается потребность в оказании какой-либо информационной помощи (люди больше узнают друг о друге, проблемах, ситуациях и т. п., не ставя перед собой цель получить или оказать информационную поддержку). Отрицательная связь наблюдает-

ся с конструктом «объем социальной сети» (3, г = —0,55, р < 0,05), т. е. в узкой социальной сети люди общаются интенсивнее, нежели в широкой. При этом с увеличением интенсивности взаимодействия количество поддерживающих связей уменьшается (4, г = —0,37), повышается общий уровень поддержки согласно многомерной шкале воспринимаемой поддержки. Интенсивность возрастает за счет уменьшения доли друзей и доли значимых других в структуре социальной сети.

-0,39

&

-0,55

-0,37/

0

©

Можно утверждать, что помощь в пожилом возрасте становится более конкретной, «предметной», больше ценятся и запоминаются инструментальные виды помощи (крупные, мелкие услуги). Эмоциональная поддержка насыщает процесс общения, делая сам факт оказания или принятия помощи не столь очевидным (принимается как само собой разумеющееся).

Проведенный анализ позволил нам сформировать определенную типологию межличностных отношений, основываясь на различиях в структурах социальных атомов.

В качестве оснований для классификации социальных сетей мы выделили три параметра:

• объем социальной сети — количество элементов, представленных в структуре (общее количество людей) — моновалентный, поливалентный;

• дифференцированность социальной сети — количество уровней социальной сети — дифференцированная, недифференцированная;

• баланс социальной сети — отношение несбалансированных отношений к общему количеству отношений (показатель взаимности отношений), характеризует общий эмоциональный фон социального атома через

выделение количества негативных, нейтральных и положительных взаимных отношений -сбалансированная, разбалансированная.

Далее мы выделяем восемь типов социо-атомических структур:

1. Сбалансированный дифференцированный моновалентный социальный атом. Характеризуется небольшим объемом (до 6 человек), распределение на кругах социального атома осуществляется по ролевому признаку. Первый круг содержит только близких родственников, причем, как правило, или обоих родителей, или супруга и ребенка, или одного родителя и ребенка. Зачастую структурные элементы социального атома составляют референтную группу индивида. В психологическом плане наблюдаются положительные поддерживающие взаимные отношения, характеризующиеся высокой сплоченностью.

2. Сбалансированный дифференцированный поливалентный социальный атом. Представляет собой обширную разветвленную сеть (не менее 16 человек). Наблюдается строгая дифференциация по ролевому признаку, а также по признаку психологической близости. Первый круг составляют члены семьи, второй — близкие друзья. Представители первого и второго круга составляют референтную группу. На психологическом уровне наблюдаются положительные поддерживающие отношения с членами семьи и друзьями. Негативные, дисгармоничные отношения представлены незначительно, средние значения показателя баланса составляют В = 0,9.

3. Разбалансированный дифференцированный моновалентный социальный атом. Узкий социальный атом (не более 6 человек). Наблюдается строгая дифференциация по ролевому признаку. В первом круге присутствуют негативные отношения, отношения однонаправленные — отношения отдачи или отношения получательства. Расположение негативно окрашенных семейных отношений на первом круге характеризует наличие ориентации на социально одобряемые нормы и компенсацию собственной психологической неудовлетворенности от данных отношений («она же моя мать, она должна быть ближе всех»).

4. Разбалансированный дифференцированный поливалентный социальный атом. Социальный

атом с большим количеством связей и отношений, характеризующийся наличием строгой дифференцированности отношений по ролевому признаку, а также наличием большого количества нестабильных разбалансирован-ных отношений. Средний показатель баланса В = 0,6. Наблюдается сильная привязанность к представителям референтной группы, которые входят как в первый, так и во второй круг социального атома.

5. Сбалансированный недифференцированный моновалентный социальный атом. Узкий социальный атом (не более 6 элементов). Отсутствует дифференциация по ролевому признаку. Основным критерием дифференциации является психологическая близость с человеком. В среднем 75 % людей, включенных в социальный атом, составляют референтную группу для индивида. Средний показатель дифференцированности D = 1,5, т. е. элементы располагаются в пределах только первого или первого и второго круга социального атома. Отношения носят характер привязанности с элементами гиперопеки и компенсации имеющихся психологических проблем. Основными потребностями, реализующимися в таких отношениях, являются потребность в безопасности, принятии и самоутверждении.

6. Сбалансированный недифференцированный поливалентный социальный атом. Широкий социальный атом, не имеющий дифференциации по ролевому признаку. Средний показатель по параметру дифференцированности D = 2,7, т. е. социальный атом имеет две или три орбиты. По параметру баланса преобладают отношения поддержки, взаимопомощи и взаимного развития. Средний показатель баланса В = 0,8.

7. Разбалансированный недифференцированный моновалентный социальный атом. Узкий социальный атом, не имеющий дифференцированной структуры, все элементы попадают в первый или первый и второй круги. Социоатомическая структура характеризуется неустойчивостью, смешанностью положительных, нейтральных и отрицательных отношений. Средний показатель по параметру баланса В = 0,5.

8. Разбалансированный недифференцированный поливалентный социальный атом. Широкий социальный атом, не имеющий дифференциации по

ролевому признаку. Средний показатель уровня дифференциации D = 2,6 (круга). Сама со-циоатомическая структура образована разными по эмоциональной окраске отношениями. Средний показатель баланса В = 0,4.

В практическом плане данная классификация несет в себе психодиагностический и психотерапевтический смысл. Мы полагаем, что использование данной классификации при выполнении методики социального атома Я.Л. Морено в диагностических целях позволяет определить вектор развития межличност-

ных отношений человека, увидеть, насколько отношения разнообразны, сбалансированы и удовлетворяют потребностям индивида. В психотерапевтическом смысле сама методика представляет собой глубокую внутриличност-ную работу, включающую в себя определенное подведение итогов, оценку имеющихся отношений по самым важным экзистенциальным характеристикам: потребности, цели, жизненные ценности. Это также позволяет человеку самому сформировать для себя образ желаемых отношений и стратегии их развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека [Текст] / Е.Ю. Коржова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена : Союз, 2002.

2. Лихтарников, А.Л. Ценностно-смысловое развитие личности: нормальное и патологическое ценностное жизненное пространство человека [Текст] / А.Л. Лихтарников // Смысловые пространства современного человека: сб. науч. статей. — СПб.: Изд-во СПбТУ, 2005. - С. 21-36.

3. Морено, Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе [пер. с англ.] [Текст] / Я.Л. Морено. — М.: Академ. проект, 2004.

4. Протасенко, Л.Ю. Взаимосвязь структуры социального атома с особенностями коммуницирова-ния и самовосприятия у людей пожилого возраста

[Текст] / Л.Ю. Протасенко // Коммуникативные стратегии информ. об-ва: мат. Всерос. науч.-теор. конф. Санкт-Петербург, 17—19 октября 2006 r. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. — С. 77—86.

5. Уэллман, Б. Место родственников в системе личных связей [Текст] / Б. Уэллман // Социолог. ис-след. - 2000. - № 6. - С. 78-87.

6. Шкала психологической близости [Текст] // Психолог тесты; под ред. А.А. Карелина. В 2 т. Т. 2. -М., 2001.

7. Smith, A.E. Determinants of quality of life amongst older people in deprived neighborhoods [Text] / A.E. Smith, J. Sim, Th. Scharf, C. Phillip-son // Ageing a. society. - Cambridge, 2004. - N 24. -P. 793-814.

УДК 378

О.Н. Чепкова

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Разработка и реализация опережающих моделей сопровождения образовательных систем в постдипломном образовании становятся, на наш взгляд, весомым вкладом в сохранение и развитие человеческого потенциала страны.

В XXI веке человек живет в условиях стремительно изменяющегося, сверхсложного, противоречивого, многомерного и многоликого мира, в котором так же стремительно нарастают глобальные проблемы, кризисные явления,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.