ИЕРАРХИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
М.И. Витковская
Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия
Классификационная проблема (системология, систематика) в социологии возникает в самых разных ее постановках, в том числе - в контексте теоретической типологизации социальных групп. Такая постановка служит цели не только систематизации знаний, и тем самым уже представляет научный интерес, но и создает предпосылки для расширения методологической базы сравнительного анализа в социологии. Социальные феномены, рассмотренные с опорой на классификацию социальных групп, могут быть изучены глубже, например, феномены трансформационных процессов, протекающих в России.
На необходимость построения классификации социальных групп многомерного характера (а в статье речь идет именно о таковой) указывает, во-первых, тот факт, что в социологической литературе еще не существует систематизированного знания о типологии групп, и, во-вторых, то обстоятельство, что многие авторы, особенно в области социальной психологии [1;2;3;5;9;12;15;22], сетуют на отсутствие единой классификации групп.
Проблематика классификации групп неразрывно связана с разделением таких областей исследования, как социология и социальная психология. Объект и предмет исследования в них зачастую совпадают, а различия прослеживаются на уровне выделения специфических аспектов исследования, определенного угла зрения на одну и ту же проблему. Если социальная психология изучает особенности групп, внутригрупповые процессы, то социология определяет место и функции групп в системе социального организма. Социологи исследуют группу как подсистему, в которой реализуются общие связи, закономерности социального целого. Обе науки занимаются поиском объективных критериев различения видов групп, следовательно, для построения общей классификации групп необходимо учитывать основания классификации и классификационные признаки, предложенные в рамках как социологической, так и социально-психологической традиции изучения групп.
Вопрос о классификации групп обсуждается многими авторами и, как отмечалось, не имеет на сегодняшний день полного ответа. Выделение видов групп связано с рассмотрением различных условий развития группы, структуры групповых отношений, срока функционирования, состава и т.д. Выбор основания для классификации обусловлен интересом исследователя к той или иной стороне жизнедеятельности группы. Существует множество классификаций, которые построены по отдельно взятым основаниям. В статье рассматриваются несколько наиболее известных классификаций, которые могут быть использованы для создания общей классификации групп. В силу того, что основания анализируемых классификаций пересекаются, можно говорить об иерархической классификации групп.
Если обратиться к истории изучения проблематики групп, можно выделить, например, такой важный классификационный признак как расположение в общественной структуре. Классификация групп на макрогруппы и микрогруппы терминологически восходит к работам Я.Л. Морено [19, С. 336.]. Морено предлагал различать группы в зависимости от их расположения в социальном пространстве, акцентируя внимание на том, что макрогруппы состоят из микрогрупп. В современной практике исследования групп классификация на макрогруппы и микрогруппы представлена в их физическом масштабе, по основанию количества индивидов в группе, где микрогруппы обозначаются как малые группы, в противоположность макрогруппам, «большим» (класс, нация, молодежь, женщины и т.д.). Разделение групп по их физическому масштабу (размеру) представлено в классификации большие -малые группы, по основанию число индивидов в группе. Число индивидов в группе диктует характер взаимодействия между членами группы. По определению Г.С. Антипиной «малая социальная группа -это малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения» [2, С. 10.].
Также было выделено такое основание как частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе (стихийные и устойчивые группы). Существуют классификации групп и по многим другим основаниям.
Социальный психолог Ш. Бюллер [12, С. 10.] подразделяет группы на естественные и искусственные (основание - факторы формирования группы). Она ссылается при этом на Ф. Тённиса, объясняющего различия между естественными и искусственно созданными группами противоположностью между «общностью» и «обществом», и на Э. Дюркгейма, противопоставляющего
«органическую солидарность» «механической солидарности». В качестве примера естественной группы приводится семья как наиболее яркий пример организации, основанной под влиянием естественных потребностей. Классическим примером искусственной группы является современное промышленное предприятие - организация, построенная на рациональных основах.
Общественные связи динамичны, поэтому социальные функции групп изменяются с течением времени. Если первоначально семья создавалась под влиянием естественных потребностей и инстинктов, то в современном мире она зачастую создается под влиянием вполне рациональных причин, - например, по причине финансовой или иной заинтересованности в партнере. Существование системы брачных контрактов подтверждает тот факт, что семья в современном обществе все чаще строится на рациональных основаниях. Правда, само возникновение феномена промышленного производства порой объясняется как усложнение, дифференциация естественных потребностей. Можно сказать, что производство удовлетворяет естественные потребности человека в еде, защите от природной стихии и т.д. Как видно, под таким углом зрения разделение групп на искусственные - естественные представляется весьма условным.
В основании классификации Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской [15, С. 8.] лежат условия формирования и функционирования малой группы. Авторы выделяют лабораторные и естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях, то есть группы, создаваемые рационально, механически; ко вторым -группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, естественно образовавшиеся. Принципиальное различие между группами обоих видов состоит в том, что в первом случае речь идет, как правило, о группах, укомплектованных случайными лицами (приглашенные добровольцы, испытуемые) на время эксперимента и с его окончанием прекращающих свое существование. Это - так называемые «пятидесятиминутные», по выражению М. Шоу, группы. Во втором случае имеются в виду преимущественно сложившиеся, группы с определенной историей и устойчивыми характеристиками.
Так как в классификации Ш. Бюллера используются терминологически схожие и даже одинаковым образом трактуемые понятия, следует отметить различия в данных классификациях. В первом случае основание деления групп - факторы, в результате влияния которых группы образуются. Во втором - речь идет об условиях формирования и функционирования групп: наблюдаем ли мы группу, существующую в естественных условиях, в «поле», либо созданную в лаборатории, искусственно, в соответствии с целями и задачами исследования. Становление группы зависит от продолжительности ее существования, поэтому вновь создаваемая реальная группа на каком-то раннем этапе своего существования напоминает типичную лабораторную группу. К тому же, лабораторная группа может существовать и в течение длительного периода времени (если эксперимент долговременный) и перерастать в другой вид группы, становиться устойчивым образованием, естественной группой. То есть и эта классификация в значительной степени условна. Очевидно, что лабораторные группы образуются рационально, то есть в рамках искусственных групп. Далее мы сталкиваемся с определением двух видов групп как «естественных». «Естественные» как сложившиеся под влиянием естественных потребностей и «естественные» как противоположность «лабораторным», то есть сложившиеся, устойчивые группы. Первое понятие включает в себя второе, группы, сформированные под влиянием естественных потребностей - это группы со своей историей и устойчивыми характеристиками. Однако дифференциация групп на естественные - лабораторные характерна и для искусственных (по терминологии Бюллера) групп. Чтобы избежать терминологической путаницы, в статье предлагается обозначить классификацию Ш. Бюллера заглавными буквами как ЕСТЕСТВЕННЫЕ -ИСКУССТВЕННЫЕ, а классификацию Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской как естественные -лабораторные, что отражает различия оснований классификаций.
Малые группы также бывают временными или относительно постоянными (в зависимости от устойчивости или времени функционирования), в терминологии Г. С. Антипиной - временными и стационарными [3, С. 59.]. Это деление целесообразно для изучения динамических процессов в группе, механизмов и эталонов группообразования, межгрупповых отношений. Эта классификация дополняет деление групп на лабораторные - естественные. ЕСТЕСТВЕННЫЕ группы могут быть как временными, так и стационарными. Например, ЕСТЕСТВЕННАЯ - естественная - стационарная группа - семья, а ЕСТЕСТВЕННАЯ - естественная - временная - посетители закусочной.
В социологии принято выделять формальную структуру - функционально обусловленную и закрепленную в инструкциях служебную систему отношений между людьми, и неформальную структуру, которая обусловлена межличностными неслужебными отношениями, и полуформальную -обусловленную деятельностью общественных организаций. Эта классификация берет свое начало от экспериментов Э. Мэйо в городе Хотторне [4, С. 217.]. Отсюда возникает классификация по основанию преобладающих отношений между индивидами в группе: формальные (по иной терминологии -официальные, организованные) - неформальные (неофициальные, спонтанные) группы, а также стоящие между - полуформальные группы [2;3;4;9;15;19;22]. Промежуточный характер общественных
организаций позволяет нам выделить их в самостоятельный тип, что не делают многие авторы. В литературе обычно отмечается только деление на формальные - неформальные. Те и другие относятся к категории ИСКУССТВЕННЫХ - естественных - стационарных групп.
Формальная организация создается для выполнения функций, строго определенных системой более высокого уровня (большими группами). Будучи однажды созданной, она характеризуется жесткой связью между элементами, ее составляющими, и остается, как правило, неизменной в течение длительного периода времени. Став членом формальной группы, индивид застает в ней уже сложившуюся систему отношений и норм. Формальная группа - элемент социальной структуры общества, она существует объективно и ее собственная структура и тип поведения определяются группой большого масштаба или обществом, как системой групп. Формальная группа по отношению к индивидам, ее составляющим, выступает чем-то внешним, независимым от их воли, желаний, эмоций и т.д. Функциональные отношения членов такой группы определяются их должностным положением. Самым простым примером данной группы может служить бригада рабочих на предприятии, школьный класс, студенческая группа, экипаж самолета и т. д.
Внутри формальной структуры может возникнуть неформальная структура. Эту группу часто называют «социально - психологической», так как в основе ее образования лежат эмоциональные отношения между ее членами. При образовании неформальных групп существенную роль играют ситуация и наличие общих интересов, поэтому некоторые исследователи их называют «группы по интересам» [3, С. 50.]. Данный вид групп имеет другую природу образования, нежели формальная. Неформальная группа возникает не по распоряжению сверху, а благодаря активности одного или нескольких индивидов. Вместо начальников в группе имеются неформальные лидеры, которые являются выразителями групповых интересов и целей, обладают авторитетом. Неформальные группы могут быть образованы как в рамках формальной группы, так и вне таковых. В первом случае неформальные группы вторичны по отношению к общей организации. Это так называемые группировки, круги друзей в рамках той или иной организации. Во втором случае неформальные группы существуют независимо от формальных, параллельно им. Они образуются на основе пространственной близости (например, соседи), общность интересов (коллекционеры, любители пива), единства психофизических характеристик (игровые группы детей, подростков - сверстников), личной симпатии (друзья) и т.д.
Г. Диркс [3, С. 52.] отмечает, что не каждая формальная группа является официальной, и потому не следует употреблять как однозначные термины «формальная», «официальная» (соответственно, «неформальная», «неофициальная») группы. Он выделяет три вида групп: формальные, или «принудительные» (он называет их еще «целевыми», или «рабочими»), неформальные
(«добровольные», или «инициативные») и «клики». К формальным или организованным группам он относит все подразделения системы управления и экономики. Эти группы имеют устав, прописанные задачи и обязанности, обладают свойствами всех формальных групп, перечисленных ранее. Неформальные же группы суть то же, что и упоминавшиеся выше группы по интересам. Следует особо отметить понятие «клики». Под «кликой» Г. Диркс понимает «особую форму неформальных групп, которые преследуют подчеркнуто эгоистические и противоречащие большим общностям цели». В них царит «подчеркнутая групповая дисциплина», они имеют свою «особую мораль», «особые интересы». Автор указывает следующие виды «клик»: с одной стороны, религиозные секты, с другой стороны, клики уголовников. Диркс считает, что общей для этих двух видов «клик» является только групповая «форма», в то время как ценностные аспекты, положительные или отрицательные, принципиально отличают эти группы. То есть неформальная группа может быть социальной и асоциальной в зависимости от преобладающей в ней системы ценностей. Примером асоциальной неформальной группы служат подростковые криминальные группировки и «клики» уголовников, а социальной неформальной - группы по интересам, коллекционеры.
В зависимости от степени близости к личности малые группы подразделяются на первичные и вторичные. Термин «первичная группа» был впервые введен в начале ХХ века американским социологом Ч.Х. Кули [17; 9], который понимал под его первичностью самую раннюю форму общения, начало социализации. Именно в первичной группе у человека впервые возникает чувство «Мы» -принадлежность к какой-то общности людей. Понятие первичность здесь выступает как синоним близости, интимности, непосредственности общения. Г.М. Андреева [1] связывает первичные группы только с семьей, где происходит полная идентификация личности с группой, противопоставляя ее вторичным группам: профессиональным, трудовым, учебным, политическим, религиозным. Однако большинство исследователей понимают первичные группы более широко. Например, Г.С. Антипина [2; 3] выделяет следующие признаки первичных групп: малочисленный состав, пространственная близость членов, непосредственность общения и взаимодействия членов группы, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов. Во вторичных группах отсутствует личностный контакт между членами. Например, для студента его группа будет первичной, а коллектив всего курса либо всех групп данной
специальности в университете - вторичной. Для рабочего бригада - первичная, а коллектив всего предприятия - вторичная группа. Как видно, определения первичной группы и малой группы фактически совпадают.
Еще одна часто встречающаяся в литературе [1, С. 16.] классификация групп - по основанию членства в группе. Это подразделение на группы членства и референтные группы. Референтная группа - «это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном». Действуя как бы самостоятельно и независимо, человек, в конечном счете, осознает свое поведение через призму взглядов и норм, которые существуют в наиболее значимой для него группе (семья, друзья, студенческая группа, трудовой коллектив). Впервые термин «референтные» группы был применен М. Шерифом [2, С. 16.], который разделил малые группы на два вида: членские (членом которых индивид является) и нечленские, или референтные (членом которых индивид не является, но с нормами которых соотносит свое поведение). Таким образом, изначально понятие референтной и членской группы (группы членства) применялись как противоположные. Однако позднее другие исследователи (Р. Мертон, Т. Ньюком и др.) распространили понятие референтной группы на все объединения, которые являются для индивида эталоном при оценке им собственного социального положения, действия, взглядов и т. д. Это могла быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.
Понятие референтной группы имеет несколько значений. Во-первых, это - социальная группа, которая берется за эталон (или критерий) при оценке собственного положения индивида. Во-вторых, это - группа, на которую ориентируются в действиях. В третьих, это - группа, право входа (или членство) в которой индивид стремится получить, то есть группа, в деятельности которой он хочет участвовать. И, наконец, референтная группа - это группа, ценности и взгляды членов которой служат в качестве социальной «рамки соотнесения» для отдельных лиц, не являющихся ее членами непосредственно.
К.Д. Давыдова [3, С. 59.] различает реальную и идеальную референтные группы. Реальная референтная группа - это общность людей или отдельные индивиды, служащие для личности эталоном реализации оптимальных для нее социальных норм и ценностей. Идеальная референтная группа- это отраженные в сознании индивида его жизненные идеалы, те идеалы, на которые он ориентируется в мыслях и действиях.
Деление групп на группы членства и референтные может быть использовано и для больших социальных групп (макрогрупп) [19, С. 337.]. Например, для рабочего в качестве референтной могут выступать предприниматели или банкиры как реальная группа, на которую он ориентирован в действиях, а в качестве идеальной - рабочий класс каким должен быть в развитом обществе и каким предстает в массовом сознании.
А.В. Петровский [2, С. 32.] выделяет две разновидности малых групп: диффузная группа и коллектив. В диффузной группе определяющими являются непосредственные отношения и непосредственное взаимодействие между индивидами (эмоциональные контакты, податливость или сопротивление групповому воздействию, психологическая совместимость и т.д.) Принципиальное отличие коллектива от диффузной группы состоит в том, что в коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами совместной деятельности, то есть ее различным содержанием. С этой точки зрения коллектив - это группа, где межличностные отношения опосредуются общественным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Группа, где роль личных интересов преобладает - диффузная. Таким образом, основание данной классификации - преобладающие цели группы: личные или общественные. Данная классификация перекликается с разделением групп на формальные - неформальные, однако, как отмечалось ранее, в рамках формальной структуры имеются и неформальные групповые образования. Например, бригаде рабочих как функциональной единице присущи как общественные цели (выполнение плана), так и личные (заинтересованность в заработной плате). Именно этот аспект отражает классификация А.В. Петровского. Таким образом, дифференциация на диффузную группу и коллектив происходит, на наш взгляд, в рамках ИСКУССТВЕННЫХ - естественных - стационарных -формальных групп, отражая проявление неформальных отношений в формальной группе.
Все рассмотренные выше классификации носят априорный характер, однако существуют апостериорные типологии, для построения которых необходим ряд измерительных процедур, такова, например, классификация К.К. Платонова [12, С. 28.]. Эта классификация строится по основаниям структура, форма деятельности и цели деятельности. Были выделены три основных типа групп: ассоциации, которые представляют собой неорганизованные случайные группы со стихийной структурой и личными целями деятельности; корпорации - внутренне организованные группы, обладающие внутренней структурой и общей деятельностью, цели которой определяются как «личные через групповые»; коллективы, характеризующиеся внутренней структурой и совместной деятельностью, общие цели которой «вынесены» за пределы группы. Эти цели диктует более крупная группа, стоящая над коллективом. Данная классификация развивается в работах Л.И. Уманского.
В основании апостериорной классификации Л.И. Уманского [16, С. 118.] лежат следующие критерии: 1) нравственная направленность; 2) подготовленность; 3) организационное единство; 4)
психологическая коммуникативность. Нравственная направленность группы оценивается по характеру целей (социальные и асоциальные), групповых ценностей, мотивов, побуждающих членов группы к действию, групповых интересов и идеалов; по преобладающим в группе взглядам и убеждениям. Именно нравственная направленность группы резко отличает одно объединение людей от другого. Единство цели группы - не механическая сумма целей каждого. Цель коллектива, как правило, общественно значима. Л.И. Уманский отмечает, что при классификации групп необходимо учитывать доминирующую систему мотивов поведения.
Подготовленность группы, как критерий для характеристики объединения, включает в себя навыки, знания, готовность и умение группы в осуществлении групповой деятельности, то есть опыт, который накопила группа в том или ином виде совместной деятельности. Речь идет о групповой, а не личной подготовленности, хотя личная подготовленность каждого члена группы, несомненно, составляет возможность общей подготовленности группы. В качестве примера Уманский приводит две группы спортсменов - хоккеистов: в одной много отлично подготовленных спортсменов, но эта группа ни разу совместно не выступала и, наоборот, группа, в которой мало хорошо обученных спортсменов, но которая, тем не менее, неоднократно выступала и, следовательно, накопила «групповой опыт», приобрела определенные навыки, умения совместной деятельности.
Следующий признак, по которому Л.И. Уманский предлагает различать группы - их организационное единство. Оно включает в себя: характер групповой структуры, действенность органов самоуправления, взаимодействие и взаимозависимость членов группы, субординационную совместимость, уровень делового согласия и сотрудничества как внутри группы, так и с другими группами и более широкими общностями, наличие и четкое «выделение» способных организаторов, деловое вхождение в группу новых членов и творческую перестройку при выбытии старых (особенно способных организаторов).
Следующее основание классификации - психологическая коммуникативность группы. Этот признак включает в себя структуру и характер отношений и связей, укладывающихся в три сферы психологической деятельности: а) интеллектуальную; б) эмоциональную и в) волевую. Отсюда -эмоциональное, интеллектуальное и волевое единство. Под интеллектуальным единством понимается возможность коллективно решать умственные, творческие задачи, интеллектуальная «атмосфера» группы, способность находить «общий язык», приходить к единым суждениям и выводам по различным вопросам оценки тех или иных мнений (групповая критичность и самокритичность). Данный параметр отражает коллегиальность выработки общего мнения, динамический баланс между интеллектуальной самостоятельностью членов группы и их конформизмом. Эмоциональное единство группы проявляется в возможности создавать высокий уровень напряжения всех духовных и физических сил при преодолении трудностей и препятствий, возможность создавать групповое усилие. Это - групповая настойчивость, решительность, групповая выдержка и смелость, способность идти на разумный риск.
В психологическую коммуникативность Л. И. Уманский включает еще два параметра: во-первых, перцептивное единство (согласованность восприятия группы) и, во-вторых, динамический стиль групповой жизни и деятельности.
На основании всех указанных признаков Л.И. Уманский предлагает следующую классификацию групп людей по уровню их развития как коллективов:
1. Группа номинальная. Это группа, существующая лишь формально, не имеющая ни одного выраженного общего признака. От случайного скопления людей (типа толпы) она отличается лишь тем, что она формально структурирована.
2. Группа-ассоциация. Это группа, имеющая общую цель (чаще одинаковость цели), официальную структуру; все же остальные признаки (подготовленность, организационное единство, психологическая коммуникативность) отсутствуют.
3. Группа-кооперация. Это такая группа, где есть единые цели, деятельность, подготовленность, которая отличает такую группу от группы, именуемой ассоциацией.
4. Группа-корпорация. Это такая группа, где есть единые цели, деятельность, подготовленность, организационное единство и психологическая коммуникативность, но по нравственной направленности такая группа чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом.
5. Коллектив, т. е. группа с общей направленностью. Эта группа обладает и всеми остальными
признаками: подготовленностью, организационным единством и психологической
коммуникативностью. Группа ставит цели с дальнейшей перспективой развития.
6. Гомоморфный коллектив. Это такой коллектив, в котором ко всем прочим качествам коллектива добавляется психофизиологическая совместимость.
Таким образом, классификации К.К. Платонова и Л.И. Уманского суть классификации апостериорные. Чтобы определить уровень развития коллектива, необходимо провести ряд измерительных процедур, например, измерить психологическую коммуникативность группы. Предлагая подобное деление и классификацию, авторы указывают на динамичность каждой группы. Рассматриваемая классификация не статична, - каждая группа находится в постоянном процессе развития и деформации, а, следовательно, сама данная классификация в значительной степени условна. К тому же эта классификация иерархична, т.к. заключает в себе фиксацию развития группы от простого к сложному, низшей стадии развития к высшей, от номинальной группы к гомоморфному коллективу как высшей стадии развития коллектива. Классификации К.К. Платонова и Л.И. Уманского - это иерархические классификации коллектива как одного из видов малых групп.
Классификацию групп в зависимости от их специфической роли и места в структуре общества дает
В.А. Гаврилов [5, С. 15-20.]. К основным видам малых социальных групп он относит: 1) малые социально-экономические группы людей, лично взаимодействующих в сфере труда, - малые трудовые коллективы (производственно-промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, учебные, воинские, научные, в сфере бытового обслуживания, просвещения и семьи); 2) малые социально-политические группы людей, представляющие в данном коллективе интересы определенных социально-политических институтов, которые функционируют в рамках всего общества, -бригадиры, начальники цехов, командиры и др.; 3) любительские (самодеятельные) малые социальные группы, преимущественно в сфере свободного времени - коллективы художественной самодеятельности, но в то же время группы хулиганов, пьяниц и т.д.; 4) малые возрастные группы, созданные на основе известного совпадения условий жизни, потребностей, привычек, интересов и т.д.; 5) группы, основанные на принадлежности к полу - женские и мужские (армейские, учебные, производственные и т.д.); 6) территориально-бытовые группы людей, объединенных по месту жительства и совместному использованию окружающей их материально-технической среды (жилищно-коммунально-бытовых удобств, помещений и т. д.) Таким образом, если наложить данную классификацию на рассмотренные ранее, то получится перекрестная классификация, где малые социально-экономические группы - это так называемые «коллективы»; малые социальнополитические группы - диффузные группы; любительские (самодеятельные) малые социальные группы - неформальные - социальные группы; группы, основанные на принадлежности к полу и территориально - бытовые группы людей - ЕСТЕСТВЕННЫЕ - стационарные группы.
Оригинальная классификация групп предложена в работах Г.М. Андреевой [1, С. 150.]. Принцип её построения - это рассмотрение реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности. Основанием здесь служит «социологическая» классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений.
Группы
Рисунок 1
Условные Реальные
Лабораторные
Естественные
Становящиеся
Развитые
Стихийные
Устойчивые
На основе рассмотрения и анализа предложенных разными авторами классификаций социальных групп, на рисунке 2 предлагается обобщенная иерархическая классификация социальных групп по
следующим основаниям:
1. Расположение в общественной структуре.
2. Количество индивидов в группе и характер взаимодействия между ними.
3. Характер членства в группе.
4. Частота и продолжительность взаимодействия между членами группы.
5. Факторы формирования группы.
6. Условия формирования и функционирования группы.
7. Продолжительность функционирования и устойчивость группы.
8. Преобладающие отношения между индивидами в группе.
9. Преобладающая система ценностей.
10. Преобладающая система отношений.
В заключение отметим, что проблематика групп является одной из «вечных» проблем социологии. С одной стороны, социологию интересует социальная типизация групп, т.е. группа как типичное (без учета его специфических особенностей), статичное образование как единица более крупной структуры. С другой стороны, применяя социологические методы сбора информации, объектом которых является малая группа, нельзя не учитывать её специфические особенности. С середины ХХ века в социологии активно развивается направление качественного анализа, объектом и предметом изучения которого становятся, среди прочего, различные виды малых групп. В качественных исследованиях анализируются, в частности, внутригрупповые процессы, которые способствуют объяснению и интерпретации социальных явлений и процессов. Чтобы лучше понять, описать и интерпретировать объект и предмет исследования, учитывая все разнообразие свойств группы и их эмпирических проявлений, необходимо определить место данного вида групп в общей иерархии социально-групповых образований, что и позволяет сделать предложенная классификация.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс , 1997.
2. Антипина Г.С. Изучение малых групп в социологии и социальной психологии. Л.: Изд-во Лен. Университета, 1967.
3. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: Изд-во Лен. Университета, 1982.
4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995.
5. ГавриловВ.А. Малые социальные группы в социалистическом обществе. М.: Знание, 1968.
6. ГоловахаЕ.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. К.: Наука думка, 1979.
7. ГолубеваН.В. Опыт исследования малых групп //Вопросы психологии. 1969. №3.
8. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.
9. Десев Л. Психология малых групп. М.: Прогресс, 1979.
10. Донцов А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
11. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.
12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн., 1976.
13. Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах // Вопросы психологии. 1971. №6.
14. Корсакова Е.И. Развитие группы как коллектива в условиях активной совместной деятельности. Рига, 1984.
15. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-пресс, 2002.
16. Крутова Е.М. Объединение людей в обществе и их особенности // Вопросы психологии. 1972. №6.
17. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея Пресс, 2000.
18. Милз Т. О социологии малых групп / Американская социология. М.: Наука, 1972.
19. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001г.
20. Найденов М.И., Кириллова Г.В., Драгунский О.Н., Набатникова Л.П. Применение социологических исследований для изучения социальных проблем трудовых коллективов. М., 1990.
21. ПаниоттоВ.И. Структура межличностных отношений. К., 1975.
22. ПетровскийА.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
23. Пэнто Р., ГравитцМ. Методы социальных наук. М., 1972.
24. Ружже В.Л., Емсеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп. М., 1983.
25. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., Добросвет, 1998.
26. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999.
Иерархическая классификация социальных групп
Рисунок 2
HIERARCHICAL CLASSIFICATION OF SOCIAL GROUPS
M.I. Vitkovskaya
The Department of Sociology Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia
Classification problems are important for every science, and for sociology as well. Social phenomena, examined from the aspect of classification of social groups, can be examined deeper. At present one common classification of groups does not exist. This article offers the hierarchical classification of social group.