Научная статья на тему 'Типовые схемы занижения таможенной стоимости'

Типовые схемы занижения таможенной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1345
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ЗАНИЖЕНИЕ / ОФФШОРЫ / "СЕРЫЕ" СХЕМЫ / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / "КАРГО-ПЕРЕВОЗЧИК" / CUSTOMS VALUE / UNDERDECLARATION / OFF-SHORE COUNTRY / ILLEGAL SCHEMES / CUSTOMS DUTY EVASION / CURRENCY LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоус Алексей Викторович

В работе проведен анализ наиболее часто применяемых недобросовестными участниками ВЭД способов и схем нарушения таможенного законодательства в части занижения таможенной стоимости перемещаемых товаров и транспортных средств. Указаны «пробелы» в таможенном и валютном законодательстве, позволяющие уменьшать суммы таможенных платежей, подлежащих уплате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The typical schemes of customs value underdeclaration

The methods and schemes of depreciation of customs value which are most frequently used by unfair competitors of foreign-economic activity are analyzed in this article. The author highlights the loopholes providing opportunities for customs duty evasion both in customs and currency legislations.

Текст научной работы на тему «Типовые схемы занижения таможенной стоимости»

А. В. Белоус

ТИПОВЫЕ СХЕМЫ ЗАНИЖЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

В работе проведен анализ наиболее часто применяемых недобросовестными участниками ВЭД способов и схем нарушения таможенного законодательства в части занижения таможенной стоимости перемещаемых товаров и транспортных средств. Указаны «пробелы» в таможенном и валютном законодательстве, позволяющие уменьшать суммы таможенных платежей, подлежащих уплате.

Ключевые слова: таможенная стоимость; занижение; оффшоры; «серые» схемы; уклонение от уплаты таможенных платежей; «карго-перевозчик».

Вопрос определения таможенной стоимости в настоящее время является одним из наиболее проблемных не только в российской, но и мировой практике. В соответствии с мировой практикой при налогообложении большинства ввозимых товаров используется адвалорная либо комбинированная ставка таможенной пошлины, т. е. процент от стоимости ввезенного товара. Размер пошлины устанавливается постановлениями Правительства РФ. Кроме того, с ввозимых товаров взимается налог на добавленную стоимость в размере 18% от стоимости товара с включенной в нее суммой таможенной пошлины и акциза. Не удивительно, что недобросовестные участники ВЭД всеми способами стараются занизить таможенную стоимость.

В настоящее время наиболее распространены случаи занижения таможенной стоимости при оформлении ввозимых товаров, что связано с достаточно высокими импортными пошлинами и политикой государства, призванной ограничить ввоз определенных товаров с целью защиты отечественного рынка и здоровья потребителей. К наиболее проблемным можно отнести товары следующих групп Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России: 84 (оборудование и механические устройства), 85 (электрические машины и оборудование), 87 (транспортные средства), 06 (цветы), 61 и 62 (одежда), 64 (обувь), 39 (пластмассы и изделия из них), 40 (каучук, резина и изделия из них), 02 (мясо и пищевые мясные субпродукты), 22 (алкогольные напитки), 69 (керамические изделия), 94 (мебель), 95 (игрушки), 72 (черные металлы) и другие. Однако это не означает, что нарушений таможенного законодательства не бывает при ввозе остальных товаров. При экспорте чаще всего занижается стоимость сырьевых товаров: леса, нефтепродуктов, черных и цветных металлов. В данном случае недобросовестные экспортеры не только уклоняются от уплаты экспортных пошлин, но и значительно занижают размер налогооблагаемой прибыли, а также сумму валютной выручки, подлежащей возврату.

Кроме того, существует целый ряд стран, при поставках товаров из которых высок риск заявления недостоверных сведений. К ним можно отнести практически все страны Юго-Восточной Азии, и прежде всего Китай, Турцию и страны Балтии. Высоким фактором риска является заключение контракта с организацией, зарегистрированной в так называемой «оффшорной» зоне (Кипр, Виргинские либо Сейшельские острова, Гибралтар и т. д.).

Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» [1] для определения таможенной стоимости существуют шесть методов: по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, метод

вычитания стоимости, метод сложения стоимости и резервный метод. Наиболее часто применяются первый метод - по цене сделки с ввозимыми товарами и шестой метод - резервный.

Наиболее распространенной в настоящее время является так называемая проблема «двойных» инвойсов. Суть проблемы сводится к тому, что зарубежным контрагентом изготавливаются два инвойса на один и тот же товар. Первый (с подлинной ценой товара) фактически выставляется российскому участнику ВЭД и представляется в таможню страны отправителя товара. Второй (с заниженной стоимостью товара) представляется в таможню на территории РФ. Данная схема является самой простой и наиболее часто применяемой. Однако в последнее время таможенным органам России удалось наладить достаточно эффективное взаимодействие с зарубежными таможенными службами ряда стран в части обмена информацией, что позволяет регулярно вскрывать подобные нарушения таможенного законодательства. Кроме того, необходимость хранения «двойных» документов и ведения «двойного» бухгалтерского учета создает значительные проблемы для участника ВЭД. Поэтому наиболее «продвинутые» нарушители таможенного законодательства создают более сложные и лучше защищенные схемы.

Крупные структуры, регулярно осуществляющие поставки товаров, обычно создают за границей (зачастую в оффшорной зоне) аффилированную организацию, фактически являющуюся структурой российского участника ВЭД. Иногда даже директором этой компании является лицо со славянской фамилией. Данная организация закупает за рубежом товары по реальной стоимости и перепродает в Россию уже по значительно заниженной цене. При этом в таможенные органы представляются подлинные документы, признать которые недостоверными нет ни малейших правовых оснований.

Естественно, при реализации подобной схемы у участника ВЭД возникают как минимум две проблемы: во-первых, в стране-экспортере эту организацию могут привлечь к ответственности за явные налоговые махинации, поскольку в данном случае она работает с большим убытком и, следовательно, не платит налоги. Во-вторых, товар стоит значительно больше тех сумм, которые можно легально перевести за рубеж для его оплаты.

Первая проблема обычно решается путем регистрации фирмы в оффшорной зоне либо в стране, правительство которой смотрит на подобные махинации сквозь пальцы. Так, для регистрации любой организации, в том числе и кредитно-банковской, в ряде стран (Сейшелы, Виргинские острова, Гибралтар, Кипр и ряд др.) достаточно уплатить первоначальный взнос в пару тысяч долларов и ежегодно уплачивать небольшую сумму. Какие-либо проверки контролирующих органов практически исключаются, как и содействие международным правоохранительным органам. Можно отметить, что большая часть бюджета стран-оффшоров формируется как раз за счет подобной деятельности. Список стран-оффшоров приведен, к примеру, в указании Центрального банка России от 12.02.2009 № 500-У [2].

Кроме того, целый ряд стран явно не стремится утруждать себя содействием международным организациям вроде Интерпола в части борьбы с контрабандой и недостоверным декларированием товаров, вывозимых с их территории. Данный факт не удивителен, если учесть, что при активной борьбе с этим явлением пострадают, прежде всего, их собственные экспортеры. К таким странам можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Китай и почти все страны Юго-Восточной Азии.

Очень популярно открытие фирм-«однодневок» в странах Балтии, экономика которой во многом живет за счет транзита товаров из Европы в Россию и обратно. Надо отметить, что подобные фирмы используются не только для целей занижения таможенной стоимости, но и для других схем нарушения таможенного и налогового законодательства.

Несмотря на определенные меры, принимаемые международным сообществом по борьбе с оффшорами, данная проблема вряд ли будет снята с повестки дня в ближайшие годы.

Для решения второй проблемы также имеется достаточное число различных способов. Так, валютное законодательство России в настоящее время значительно более либерально, чем раньше. Этим, естественно, пользуются недобросовестные участники ВЭД. В качестве наиболее простых и часто применяемых схем вывода денег за рубеж можно назвать следующие: оплата якобы оказанных иностранной фирмой услуг, что крайне затруднительно проверить; ввоз из-за рубежа «коммерческой документации» по баснословной цене (на деле документация не представляет собой никакой ценности); перевод денег с использованием банковских карт физическими лицами (для небольших партий товара). Кроме того, до сих пор применяется практика незадекларированного вывоза физическими лицами (фактически работающими на коммерческие структуры) крупных сумм наличной валюты. Данная схема чаще всего применяется при таможенном оформлении автомобилей и товаров народного потребления, ввозимых так называемыми «челноками».

С вступлением в силу Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» [3] получила распространение еще одна схема занижения таможенной стоимости ввозимых товаров, характерная для небольших организаций, осуществляющих регулярные поставки товара из-за рубежа.

При расчетах за поставляемые из-за рубежа товары в случае заключения контракта и открытия в уполномоченном банке паспорта сделки банк формирует сводную ведомость банковского контроля, с помощью которой отслеживается движение переводимых за рубеж денег и распределение их по партиям ввозимых товаров, что значительно затрудняет реализацию схем по занижению таможенной стоимости. Кроме того, органами и агентами валютного контроля (в том числе таможенными органами) постоянно осуществляется контроль за установленными законодательством и внешнеторговыми контрактами сроками ввоза импортируемых товаров, в оплату за которые в зарубежные банки перечислялись суммы валюты. В случае ввоза из-за рубежа товаров на меньшую сумму, чем было перечислено денег, к участникам ВЭД применяются штрафные санкции. В 90-е гг. прошлого столетия данная система показала высокую эффективность и позволила значительно ограничить отток капитала за рубеж.

Указанный закон, к сожалению, фактически открыл «лазейку» для вывода определенных сделок из-под контроля таможенных органов.

Этим же Законом запрещены расчеты между резидентами РФ (т. е. физическими лицами - гражданами России и российскими юридическими лицами) в иностранной валюте. Однако из данного правила есть ряд исключений. Так, п. 12 ст. 9 указанного Закона физическим лицам - резидентам России разрешается переводить в пользу иных физических лиц - резидентов России на их счета в зарубежных банках иностранную валюту в суммах, не превышающих в эквиваленте 5 000 долл. США по официальному курсу в течение одного операционного дня. Единственное ограничение - банк должен находиться в стране, являющейся членом Организации

экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) либо Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Преимуществом указанной схемы является тот факт, что в данном случае открывать паспорт сделки не требуется, так как в соответствии с требованиями ст. 20 указанного Закона он открывается только при расчетах резидентов с нерезидентами.

Таким образом, в данном случае недобросовестные участники ВЭД получают возможность каждый операционный день переводить за рубеж до 5 000 долл. США, что составит порядка 115-120 тыс. долл. в месяц только по одному физическому лицу. Естественно, что перевод денег при применении данной схемы возможен сразу несколькими физическими лицами. Отследить, какая сумма реально была потрачена на те или иные товары (транспортные средства), в данном случае невозможно.

Зачастую организации-импортеры действуют не сами по себе, а в составе крупных холдингов, занимающихся в том числе поставкой значительных объемов товаров на экспорт. В этом случае может применяться занижение таможенной стоимости экспортируемых товаров, разница между заявленной и реальной таможенной стоимостью оседает в зарубежных банках и впоследствии используется в том числе для оплаты импортируемых товаров.

С целью занижения сумм подлежащих уплате таможенных платежей широко используется такой способ, как занижение веса ввозимых товаров. Принято считать, что занижать вес имеет смысл лишь в случае, если в отношении товара применяется специфическая (в долл. либо в евро за единицу веса) или комбинированная (% стоимости, но не менее определенной суммы евро за единицу веса) ставка ввозных таможенных пошлин. Однако вес занижается участниками ВЭД и при ввозе товаров, в отношении которых применяются адвалорные (% от стоимости товара) ставки пошлин.

Дело в том, что нынедействующая система управления рисками в отношении таможенной стоимости ввозимых товаров базируется на таком понятии, как индекс таможенной стоимости, измеряемый в долл. США за кг (поскольку статистическая стоимость перемещаемых товаров измеряется в долл. США). Практически все ценовые ориентировки и профили риска, приводимые в соответствие с требованиями приказа ФТС России от 11.01.2008 № 11 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене»[4], предусматривают проведение дополнительных проверочных мероприятий в отношении конкретных товаров и участников ВЭД только в том случае, если данный индекс таможенной стоимости (далее - ИТС) ниже определенного значения. Естественно, чем ниже вес нетто товара, тем выше ИТС при равной цене за единицу продукции. Кроме того, ряд участников ВЭД регулярно завышает вес упаковки в общем весе товара. Таким образом, таможенные органы вынуждены внимательно отслеживать как вес единицы товара, так и соотношение нетто/брутто.

Целый ряд ценовых ориентировок предусматривает значительную разницу индексов таможенной стоимости одних и тех же товаров, происходящих из различных стран мира. К примеру, по одежде (61 и 62 группы ТН ВЭД России) или обуви (64 группа ТН ВЭД России) разница ИТС для европейских и китайских товаров может быть в полтора раза, а с учетом «люксовых» марок - в два. Естественно, этим пользуются определенные недобросовестные участники ВЭД, иногда оформляющие, к примеру, германские ботинки с указанием в ГТД страны происхождения - Китай.

Для целей занижения таможенной стоимости широко применяется и указание недостоверного кода ТН ВЭД России, причем зачастую это не влияет на размер ставки ввозной/вывозной пошлины. Дело в том, что ценовая информация на товары «соседних» кодов ТН ВЭД России может значительно различаться (например, «светлые» и «темные» нефтепродукты), чем иногда успешно пользуются недобросовестные участники ВЭД.

После ввоза товаров по заниженной стоимости у недобросовестных участников ВЭД возникает следующая проблема: большая разница между стоимостью товара, заявленной на таможне, и ценой конечной реализации. Помимо высокого риска выявления данного факта в ходе проверки товара после выпуска таможенной инспекцией, это влечет за собой неоправданно высокую выручку, облагаемую налогом на прибыль. Поэтому сразу после ввоза товар по документам перепродается через длинную цепочку посредников-однодневок, один из которых обычно находится в Москве, другой - во Владивостоке, третий - в Сибири и так далее. В реальности же товар следует к ближайшему магазину или рынку.

Для того чтобы иметь представление о суммах «экономии» только на таможенных платежах, можно сказать, что разница между таможенной стоимостью ввозимых товаров и конечной ценой реализации их в розничной сфере в ряде случаев составляет 400-600%.

Распространено также предоставление иностранным контрагентом-однодневкой фиктивных скидок на поставляемую продукцию. В данном случае таможенным органам затруднительно доказать недостоверность заявляемой цены товара. Обычно размер подобной скидки колеблется от 5 до 15% от стоимости товара, но может быть и больше. В случае, если регулярно оформляются большие партии товара, сумма неуплаты таможенных платежей может исчисляться десятками миллионов рублей.

До сих пор остается актуальным вопрос невключения в таможенную стоимость расходов организаций, фактически понесенных за доставку товара до границы с РФ, страхование, погрузочно-разгрузочные работы за рубежом и т. д. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» все указанные расходы входят в таможенную стоимость товаров и транспортных средств, ввозимых участниками ВЭД.

Международными правилами Инкотермс четко определено, кто из участников сделки несет ответственность за доставку и сохранность товара на конкретном участке пути. Так, если товары поставляются на условиях групп «Е» (EXW) либо «F» (FCA, FOB, FAS), ответственность за доставку товара от определенного пункта на зарубежной территории до границы с РФ несет покупатель, т. е. российский участник ВЭД. Соответственно понесенные им транспортные и страховые расходы должны включаться в таможенную стоимость.

Зачастую участники ВЭД не показывают данные расходы, тем самым значительно занижая базу обложения товаров таможенными пошлинами. В ходе посттаможенного аудита участников ВЭД, а также при получении информации от перевозчиков, уполномоченных банков и страховых компаний регулярно вскрываются подобные факты. Выявляются данные нарушения таможенного законодательства, прежде всего, путем отслеживания перечисления денежных средств участниками ВЭД через банки и бухгалтерию предприятия. После выявления подобного факта импортеру грозит крупный штраф в рамках дела об административном правонарушении, доначисление платежей и в зависимости от суммы нарушения возможно уголовное преследование.

Тем не менее недобросовестными импортерами разрабатываются достаточно сложные системы оплаты транспортных и страховых расходов, при которых декларант как бы не является их плательщиком. Можно отметить и то обстоятельство, что большинство банков, транспортных и страховых компаний, как правило, неохотно идут на сотрудничество с таможенными органами, несмотря на требования Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ).

Одним из наиболее проблемных и криминализированных направлений импорта в РФ, в том числе по направлению контроля таможенной стоимости, уже много лет является ввоз автомобилей.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718 [5] (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 943) утверждены ставки таможенных платежей при ввозе физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования. Согласно укзанному постановлению легковые автомобили, с даты выпуска которых на момент оформления прошло менее трех лет, облагаются ввозной таможенной пошлиной по ставкам, напрямую зависящим от их стоимости.

Если стоимость данного автомобиля меньше 325 тыс. руб., применяется ставка ввозной пошлины в размере 54% таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за куб. см двигателя. Если стоимость находится в диапазоне от 325 до 650 тыс. руб., ставка пошлины составит 48% таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за куб. см двигателя. Максимальная ставка пошлины применяется в отношении автомобилей, стоимость которых составляет свыше 6,5 млн. руб., - 48% таможенной стоимости, но не менее 20 евро за куб. см двигателя.

Поэтому определенные недобросовестные участники ВЭД всеми силами стараются занизить стоимость новых автомобилей. Часто в таможенные органы представляются «справки» и «экспертные оценки» всевозможных организаций, содержащие недостоверные сведения по данному вопросу.

Кроме того, поскольку стоимость автомобиля напрямую зависит от комплектации, по документам ввозимый автомобиль будет иметь только базовую комплектацию, в то время как фактически может иметь большое количество различных аксессуаров, из-за чего стоимость может значительно увеличиться до следующей ценовой категории с более высокой ставкой пошлины.

Особую проблему представляют автомобили, ввозимые из Объединенных Арабских Эмиратов, поскольку в отношении транспортных средств из указанной страны в настоящее время нет четкой, подтвержденной ценовой информации.

Чаще всего товары и транспортные средства, ввозимые с использованием схем незаконной «оптимизации» таможенных платежей, оформляются так называемыми «серыми» брокерами.

Отличие «серого» брокера от добропорядочного заключается, прежде всего, в том, что таможенное оформление здесь осуществляется либо на самого участника ВЭД, либо на подставное лицо. Дело в том, что в соответствии с требованиями ст. 144 и 320 ТК РФ таможенный брокер несет ответственность за уплату таможенных платежей, и в случае выявления факта недостоверного декларирования деньги будут взысканы с обеспечения, вносимого им на счета федерального казначейства. Кроме того, в случае неоднократного нарушения таможенного законодательства брокер может быть исключен из реестра и лишен права декларировать товары и транспортные средства.

В практике имели место случаи, когда «серый» брокер, не имевший ни аттестата, ни свидетельства о включении в реестр таможенных брокеров, оформлял товары от имени фирм, в одной из которых формальный директор и учредитель уже несколько лет находился в тюрьме, в другой - скрывался от правосудия, в третьей - «терял» паспорт за год до этого. В случае выявления факта недостоверного декларирования ответственность здесь будет нести лицо, указанное в качестве декларанта. Зачастую им бывает добропорядочный участник ВЭД. Бывают случаи, когда «серым» брокером подрабатывают сотрудники легальной брокерской фирмы, не ставя в известность свое руководство.

Отдельно необходимо остановиться на деятельности так называемых «карго-перевозчиков». Термин «карго-перевозчик» происходит от английского «cargo», что означает груз. Так таможенники называют организации, осуществляющие перевозку большого числа разнообразных грузов из разных стран мира и одновременно таможенное оформление этих грузов. Проблема для грузополучателей заключается в том, что обычно они не имеют представления о том, каким образом и по какой стоимости был продекларирован их товар. Зачастую с грузополучателей «карго-перевозчиками» взыскиваются денежные суммы для уплаты платежей в реальных размерах, но при этом декларирование осуществляется недостоверно.

Можно отметить, что бывают и обратные случаи, когда стоимость экспортируемых (импортируемых) товаров завышается, при экспорте - в целях незаконного возмещения НДС, при импорте - в целях вывода капиталов за рубеж [6].

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что проблема занижения таможенной стоимости ввозимых товаров и транспортных средств продолжает оставаться актуальной и в настоящее время, несмотря на большой объем проводимой таможенными органами работы по данному направлению. Для уменьшения количества подобных фактов необходимы скоординированные усилия подразделений таможенного оформления, отделов контроля таможенной стоимости, правоохранительного блока и таможенной инспекции.

Использованные источники

1. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

2. Указание Центрального банка России от 12.02.1999 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».

3. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».

4. Приказ ФТС России от 11.01.2008 № 11 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене».

5. Постановление Правительства РФ от 29.11.2003 № 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования».

6. Письмо ГТК России от 01.03.2002 № 01-06/8223 «Методические рекомендации по выявлению фактов лжеэкспорта и экспортных сделок с товарами, имеющими завышенную стоимость».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.