А.В. Белоус
ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОФФШОРОВ РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной работе проведен анализ использования российскими участниками ВЭД оффшоров различных типов. Дана оценка степени влияния оффшоров на экономику России. Указаны основные способы минимизации налоговых и таможенных платежей с использованием оффшорных схем.
Ключевые слова: оффшоры; иностранные инвестиции; уклонение от уплаты налогов; трансфертное ценообразование.
С начала 90-х гг. в нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как «оффшор», «оффшорные инвестиции», «оффшорная деятельность», «вывод активов в оффшоры», «трансфертное ценообразование» и тому подобные. Практически всегда данные термины имеют негативную окраску.
Российское законодательство в нынешнем виде не дает четкого определения понятию «оффшор». Более того, в международной практике оно также трактуется весьма
расплывчато. Российские ученые-экономисты дают различные толкования данному термину.
Например, по мнению профессора Института государства и права РАН Г.М. Вельяминова, «оффшор - государство или территория, предоставляющая сверхльготный налоговый режим (до 3-5% налога на прибыль) и не предусматривающая раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций» [1]. На взгляд автора, данный термин, к тому же не закрепленный законодательно, не отражает всей полноты и сложности такого явления, как оффшорный бизнес.
Наиболее свежий и полный перечень оффшоров приведен в приказе Министерства финансов РФ от 13.11.2007 № 108н (в редакции приказа Минфина России от 02.02.2009 № 10н) [2]. Список оффшоров по сравнению с предыдущими (например, в указании Центрального банка России от 12.02.1999 № 500-У) претерпел существенные изменения [3]. Обращает на себя внимание исчезновение из данного списка ряда стран Европейского союза, ранее в нем фигурировавших: Латвии, Черногории, Швейцарии, Франции, Португалии, Люксембурга, Ирландии, отдельных административных территорий Великобритании и Северной Ирландии (за исключением острова Мэн, Нормандских и Британских Виргинских Островов, Кипра, Андорры, Гибралтара, Лихтенштейна, Нидерландских Антильских Островов).
Также из списка оффшоров исчезли американские штаты Делавэр, Вайоминг, содружество Пуэрто-Рико и Американские Виргинские Острова. Каких-либо внятных комментариев со стороны представителей налоговых и правоохранительных органов о причинах исчезновения из данного списка указанных государств для широкой публики не последовало. На взгляд автора, исключение данных государств из числа оффшоров является преждевременным.
Отличительной чертой оффшорной компании является требование проведения деловых операций за пределами юрисдикции, где данная оффшорная компания официально зарегистрирована. Только в этом случае оффшорная компания освобождается от всех или большинства налогов на территории «материнской» юрисдикции. Законодательство, как правило, предписывает, чтобы управление оффшорной компанией, включая учреждение функционирующего офиса, также осуществлялось вне территории регистрации. Иными словами, оффшорная компания в большинстве случаев не может быть резидентом своей официальной юрисдикции. Отсюда и происходит термин offshore, что значит «за берегами».
Российское законодательство также не разделяет оффшоры по каким-либо признакам и не предусматривает их классификацию, что не позволяет четко разграничить степень опасности для экономических интересов страны со стороны различных типов оффшоров и принять адекватные меры для устранения угрозы.
На взгляд автора, существующие в мире оффшоры можно разделить на три группы. К первой группе можно отнести так называемые классические оффшоры, т. е. страны, предоставляющие зарегистрированным в них оффшорным компаниям, не ведущим деятельность на их территории, полное освобождение от каких-либо налогов в обмен на небольшой фиксированный ежегодный сбор и не требующие подачи бухгалтерской отчетности. К таковым относятся: Панама, Сейшельские Острова, Сент-Люсия, Содружество Доминика, Багамские Острова, Белиз, Британские Виргинские Острова, Маврикий, Маршалловы острова, Невис, острова Теркс и Кайкос и ряд других.
Вторую группу составляют юрисдикции, где установлены очень низкие или нулевые ставки налогов для определенных типов компаний, но при этом существуют требования о ведении и подаче финансовой отчетности. Это Гибралтар, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерландские Антильские Острова, Уругвай.
К третьей группе можно отнести юрисдикции, отличающиеся, в большей или меньшей степени, респектабельностью и предоставляющие в ряде случаев налоговые льготы при соблюдении определенных условий. Данные юрисдикции используются в большинстве случаев с целью избежания двойного налогообложения. Среди таких стран - Кипр, Нидерланды, США, Великобритания, Швейцария.
Выбор оффшора при ведении внешнеэкономических операций напрямую зависит от целей, преследуемых организацией, вида торговых сделок, происхождения капиталов, степени законопослушности и респектабельности участника ВЭД и многих других факторов, включая политические риски. Так, ряд крупных металлургических и нефтяных компаний, занимающихся легальным бизнесом, заинтересованных в большей прозрачности своих сделок для привлечения иностранных инвестиций и применяющих относительно законные схемы минимизации налоговых платежей, предпочитают работать через респектабельные европейские оффшоры. В свою очередь, криминальные структуры, осуществляющие, к примеру, незаконный экспорт древесины или занимающиеся «серым» импортом товаров народного потребления, скорее всего, зарегистрируют фирмы-однодневки в оффшорах первой группы. Впрочем, как показывает практика, зачастую криминальным капиталом не брезгуют и респектабельные европейские оффшоры, например та же Швейцария.
При регистрации компании ее акционерами становятся номинальные владельцы (обычно не менее двух), при этом оформляются документы, гарантирующие интересы фактического владельца фирмы; готовятся документы о проведении общего собрания; на собрании избирается директор компании (это также может быть номинальное лицо).
В ситуации, когда владелец компании по каким-либо причинам не заинтересован в том, чтобы быть директором своей компании, на него оформляется генеральная доверенность на право совершения сделок от имени компании (право подписи). Владелец компании получает право пользоваться банковским счетом, совершать любые юридические действия от имени компании. В оффшорной компании функции директора во многих случаях формально выполняет номинальный директор.
Согласно принятой в оффшорном бизнесе практике номинальный директор берет на себя обязательства не совершать каких-либо действий без соответствующей инструкции владельца оффшорной компании. Таким образом, номинальный директор функционирует пассивно, т. е. строго в соответствии с поступающими инструкциями владельца компании, либо вообще воздерживается от каких-либо действий.
Ограничения по уставному капиталу и необходимость представления финансовых отчетов в большинстве оффшоров отсутствуют. Однако это правило не действует в ряде европейских оффшоров - таких как Кипр, Швейцария, Ирландия, Нидерланды и другие.
Создать и вести оффшорную компанию в Европе, конечно, более затруднительно, чем на Британских Виргинских Островах или Сейшелах. Вместе с тем гораздо проще отстаивать свою позицию в спорах с российскими налоговыми и таможенными органами, имея коммерческие отношения с британской или швейцарской компанией, чем с фирмой, зарегистрированной в Антигуа и Барбуда. Помимо прочего, оффшорные
центры зачастую предоставляют и различного рода финансовые услуги. На этом, как правило, специализируются швейцарские банки, а также финансовые учреждения Великобритании, Лихтенштейна, Люксембурга и других европейских стран. Из стран постсоветского пространства «широкую известность» вследствие применения различного рода схем вывода капиталов, финансового обеспечения недобросовестного предпринимательства получил Parex Bank, находящийся в Латвии.
Регистрация и обслуживание оффшорной компании или банка не являются излишне обременительными и с финансовой точки зрения. Например, регистрация оффшорной фирмы на Сейшелах обойдется в среднем в 500 евро, в Великобритании - не больше 1500 евро. Ежегодное обслуживание такой компании даже в Европе с учетом ежегодной сдачи баланса, подготовки аудиторского заключения и так далее обходится не дороже 1500 евро.
Естественно, страны и территории, имеющие статус оффшоров, извлекают из него значительные выгоды. Во-первых, при регистрации любой такой компании или банка в бюджет государства или территории вносится определенная сумма. Если учесть, что ежегодно в каждом оффшоре регистрируются тысячи новых организаций, то сумма таких поступлений составляет миллионы долларов. Во-вторых, во многих оффшорах с зарегистрированных организаций взимается ежегодный сбор, что также приносит ощутимые доходы странам. В-третьих, в целом ряде оффшоров организации облагаются налогами, хоть и минимальными.
И, наконец, самая главная выгода для оффшоров заключается в прохождении через них значительных финансовых потоков, что само по себе способствует благосостоянию соответствующей территории. Так, привлеченные с помощью оффшоров денежные потоки играют важную роль в деятельности европейских финансовых центров, прежде всего британских.
В России коммерческие взаимоотношения с оффшорными организациями напрямую связаны с функционированием схем минимизации налогообложения и нарушениями таможенного законодательства при осуществлении внешнеторговых операций.
Необходимо различать «серые» и «черные» схемы перемещения товара через границу РФ. К «черным» схемам можно отнести перемещение товаров и транспортных средств с сокрытием от таможенного контроля, к «серым» - перемещение товаров с заявлением недостоверных сведений о них. В обоих случаях разработка и функционирование схем тесно связаны с использованием оффшоров.
Наиболее частым и повсеместно используемым способом уменьшения сумм таможенных платежей, подлежащих уплате, является занижение таможенной стоимости ввозимых товаров и транспортных средств. В данном случае использование оффшорной фирмы позволяет сделать данную схему практически легальной и с точки зрения российского законодательства.
Например, фирма А, расположенная в России, планирует закупить в Германии у фирмы Б товар стоимостью 100 евро за штуку. При наличии между фирмами прямого контракта и указания в документах реальной стоимости товара фирма А при ввозе товара на территорию России уплатит ввозную таможенную пошлину (к примеру, 10% таможенной стоимости) и НДС в размере 18%, всего 29,8 евро за штуку.
При использовании же оффшорной схемы находящаяся в Германии фирма Б продаст тот же товар по той же стоимости фирме С, зарегистрированной на Британских Виргинских Островах. В свою очередь, фирма С продаст этот же товар российской
фирме А уже по цене 20 евро за штуку. В этом случае сумма «экономии» на каждой единице товара составит порядка 24 евро. Причем сама сделка будет абсолютно легальной, если только таможенные или иные правоохранительные органы не сумеют доказать наличие преступного умысла в действиях фирм А и С. На практике доказать в ходе судебного разбирательства взаимозависимость фирм А и С крайне затруднительно, так как получить от оффшора какие-либо документы практически невозможно.
Аналогичные схемы применяются и при экспорте товаров. Например, фирма А экспортирует из России в США лес стоимостью 100 долл. за кубометр. Заключается контракт с фирмой С, зарегистрированной на Гибралтаре, закупающей данный товар по стоимости 50 долл. за кубометр. Далее фирма С перепродает древесину уже непосредственно в США по реальной стоимости. Стоит отметить, что при экспорте с большинства товаров в настоящее время не взимается пошлина, однако в данном случае разница в размере 50 долл. за кубометр не поступит в Россию, а останется в оффшорном банке. Помимо непоступления валютной выручки в большом размере, бюджет понесет огромные потери в виде неуплаченного налога на прибыль.
Возможны и обратные схемы, когда стоимость экспортируемых или импортируемых товаров значительно завышается. В первом случае это делается с целью незаконного возмещения НДС, во втором - с целью столь же незаконного вывода капиталов за рубеж.
Можно отметить, что подобные схемы не являются оригинальным изобретением российского бизнеса 90-х гг. С аналогичными проблемами западные страны сталкиваются с начала ХХ в., и в настоящее время так называемое трансфертное ценообразование наносит значительный ущерб экономике не только России, но и других стран.
С использованием оффшоров тесно связаны и другие схемы нарушения таможенного законодательства. Например, указание недостоверного классификационного кода или количества ввозимых товаров чаще всего происходит при исполнении внешнеторговых сделок с резидентами оффшорных зон. Вызвано данное обстоятельство тем фактом, что проверка товаров, ввезенных в рамках таких сделок, после их выпуска практически невозможна, в то время как со странами - основными контрагентами РФ налажен более-менее регулярный обмен информацией.
Излюбленным приемом недобросовестных импортеров, реализующих свои планы с использованием оффшоров, является незаконное получение льготы при ввозе различного технического оборудования. Например, одной из ключевых проблем российской промышленности является значительный износ производственного оборудования. Одной из мер, принимаемых Правительством РФ для улучшения ситуации и увеличения притока инвестиций в основные фонды, является освобождение оборудования, ввозимого в качестве вклада в уставный капитал, от уплаты ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость. Порядок предоставления льгот установлен постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 [4].
Суть данной льготы заключается в том, что иностранный учредитель может внести свою долю в уставный капитал создаваемой в России организации не деньгами, а оборудованием при выполнении ряда условий. Так, ввозимое оборудование должно относиться к основным фондам (товары народного потребления, а также подакцизные льготу не получат), должны быть внесены и зарегистрированы в налоговых органах необходимые изменения в учредительные документы. Организация не имеет права продавать ввезенное имущество.
В данном случае недобросовестные участники ВЭД используют указанное постановление для сокрытия фактического договора купли-продажи. В «оффшорной» зоне создается «иностранный инвестор» по указанной выше схеме, за рубеж перечисляются деньги для закупки товаров. Этот «инвестор» приобретает за границей дорогостоящее оборудование, затем становится соучредителем совместного с российскими предпринимателями предприятия и ввозит купленное оборудование уже в качестве вклада в уставный капитал. Далее оборудование передается российским лицам на основании договора аренды.
Наиболее проблемным в данном случае является тот факт, что таможенные органы могут привлечь участника ВЭД к ответственности и взыскать начисленные суммы платежей только в случае отчуждения ввезенного имущества, к чему не относится договор аренды. Каких-либо ограничений по стране-инвестору либо предприятию для получателя льгот не существует.
Можно отметить, что подобную схему применяют не только промышленные предприятия, на что государство могло бы закрыть глаза. Так, выявлялись случаи предоставления льгот организации, ввозившей в качестве вклада в уставный капитал игровые автоматы для казино. Естественно, что ввоз подобного оборудования явно не способствует развитию экономики России.
Точные масштабы использования российскими участниками ВЭД оффшорных схем установить крайне затруднительно. Статистика ФТС России в качестве стран-партнеров России учитывает не торгующие страны, а государства, в которые осуществляется вывоз товара либо из которых осуществляется их ввоз. К примеру, товар может ввозиться из Китая или Германии, которые и будут учитываться во внешнеторговой статистике, а торгующей страной будет Кипр или Британские Виргинские Острова. Таким образом, анализ данных статистики ФТС России не дает четкого представления о влиянии оффшоров на внешнеэкономическую деятельность РФ. Статистика же по торгующим странам в открытом доступе отсутствует.
Вместе с тем определенные выводы можно сделать на основе анализа других источников информации, например данных Банка России. Так, по данным ЦБ РФ, по итогам 2008 г. в общем объеме накопленных иностранных инвестиций доля Кипра составляла 21,5%, Люксембурга - 13%, Британских Виргинских Островов - 3,1%. Таким образом, доля «чистых» оффшоров в иностранных инвестициях составила 37,6%. Если учесть, что инвестиции Нидерландов (17,5%), Великобритании (11,6%), США (3,3%) и Ирландии (3,7%) также с высокой долей вероятности являются оффшорными, то доля оффшорных инвестиций в общем объеме составит 73,7% [5].
Таким образом, основными инвесторами российской экономики в 2008 г. фактически являлись Кипр (56,9 млрд. долл. США), Нидерланды (46,35 млрд. долл. США) и Люксембург (34,4 млрд. долл. США). На три указанные страны пришлось 137,65 млрд. долл. США из общего объема в 226,2 млрд. долл. США, т. е. порядка 60%.
Еще более наглядную картину дает анализ статистики ЦБ РФ по поступлению иностранных инвестиций в отдельные отрасли.
Так, в сельском хозяйстве доля Кипра составила 30%. В добыче полезных ископаемых доля Кипра - 15,1%, доля Нидерландов - 46,7%. В производстве пищевых продуктов, включая алкоголь и табак, доля Кипра составляет 20,7%, Люксембурга - 19,7%. В химическом производстве 45,7% объема иностранных инвестиций приходится на Швейцарию, еще 24,3% - на Нидерланды. В металлургическом
производстве доля Кипра - 10,1%, Люксембурга - 13,5%, Нидерландов - 11,1%, Великобритании - 15,5%. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды 63,2% приходится на Нидерланды, 17,3% - на Кипр, 10,3% - на Великобританию. В строительстве доля Кипра составляет 34,9%; в оптовой и розничной торговле 17,9% приходится на Кипр, 10,2% - на Люксембург, еще 24,5% - на Великобританию. По транспорту и связи 37,8% приходится на Ирландию, 14,8% - на Кипр. В операциях с недвижимым имуществом 39,9% составила доля Кипра. В предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг доля Кипра составила 11,9%, еще 15,2% приходится на Британские Виргинские Острова. Наконец, в сфере финансовой деятельности 33,4% инвестиций поступили из Кипра, еще 10,9% - из Ирландии [6].
В числе государств - получателей российских инвестиций первое место занимает Кипр (29,2%, или 15,7 млрд. долл. США), далее идут Нидерланды (20,9%, или 11,2 млрд. долл. США) и Британские Виргинские Острова (11,9%, или 6,4 млрд. долл. США) [7].
Приведенная статистика отражает реальное состояние дел в части определения масштаба использования российскими организациями оффшоров. Нет сомнений, что сумма ущерба от минимизации налогообложения с использованием указанных схем ежегодно составляет миллиарды долларов. Российский бюджет несет огромные потери в виде неуплаты таможенных пошлин, налога на прибыль организаций (при экспорте товаров), вывода капитала и тому подобного.
Вместе с тем, на взгляд автора, было бы неверно рассматривать оффшоры как абсолютное зло. С учетом нынешних реалий российской экономики зачастую именно регистрация основного бизнеса, недвижимости или финансовых активов на Кипре, Виргинских островах или в Швейцарии позволяет спасти собственность от рейдер-ских захватов или произвола государственных чиновников.
Для максимального исключения негативного влияния оффшорного бизнеса на экономику России необходим целый ряд скоординированных усилий государства. Так, необходима планомерная работа с самими оффшорными государствами с целью заключения двусторонних соглашений по обмену информацией. Таможенные и налоговые органы необходимо наделить правом самостоятельного определения базы для исчисления налогов и таможенных пошлин при внешнеторговых сделках с организациями, зарегистрированными в оффшорах. Возможно даже ввести определенные ограничения на расчеты с некоторыми странами, торговля с которыми наносит максимальный ущерб российской экономике. Наконец, необходимо усилить давление на правительства стран-оффшоров в рамках различных международных организаций. Однако для начала необходимо выработать дифференцированный подход к оффшорам различного типа в зависимости от степени и способов их воздействия на экономику России.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что общее значение оффшоров будет неуклонно падать по мере стабилизации российской экономики и укрепления финансовых и государственных институтов.
Использованные источники
1. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. М., 2004. С. 393-394.
2. Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении перечня государств
и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и не
предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)».
3. Указание ЦБ РФ от 12.02.1999 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».
4. Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».
5. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам. Официальный сайт ЦБ РФ. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/ credit_statistics/.
6. Поступление иностранных инвестиций по отдельным странам-инвесторам. Официальный сайт ЦБ РФ. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/.
7. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом. Официальный сайт ЦБ РФ. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/.