а. В. Белоус
ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЯВЛЕНИЕМ СВЕДЕНИЙ О СТРАНЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЛИ НАПРАВЛЕНИЯ ТОВАРОВ
В статье проведен анализ наиболее часто применяемых недобросовестными участниками ВЭД способов и схем нарушения таможенного законодательства в части указания недостоверных сведений о стране происхождения/направления товаров и транспортных средств. Указаны «пробелы» в действующем законодательстве по данному направлению.
Ключевые слова: страна происхождения товара; тарифные преференции; «серые» схемы; уклонение от уплаты таможенных платежей; недостоверное декларирование.
Проблема недостоверного декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, продолжает оставаться актуальной, несмотря на меры, принимаемые Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России) и другими правоохранительными органами.
Одним из способов незаконного уменьшения размера таможенных платежей, подлежащих уплате, является недостоверное заявление страны происхождения товаров.
Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены (ст. 31) или подвергнуты достаточной переработке (ст. 32) в соответствии с критериями, установленными ТК РФ, или в порядке, определенном ТК РФ [1]. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Если же в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, особо не оговариваются, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков.
Кроме того, для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством РФ, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли) (ст. 32 ТК РФ).
В настоящее время в зависимости от страны происхождения в отношении ввозимых товаров применяются следующие ставки ввозных таможенных пошлин:
1) базовая ставка пошлины - для стран, которым предоставлен режим наиболее благоприятствуемой нации;
2) 75% базовой ставки ввозной пошлины - для развивающихся стран-пользователей схемой преференций РФ;
3) ставка пошлины в размере 0% - для наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ;
4) двойная базовая ставка пошлины - для стран, которым не предоставлен режим наиболее благоприятствуемой нации.
Необходимо отметить, что преференции развивающимся и наименее развитым странам предоставляются не на все товары. Перечень данных товаров, а также список указанных стран приведены в приказе ГТК России от 25.12.2003 № 1539 [2].
Исходя из сложившейся системы, при ввозе, например, свежесрезанных роз из стран Евросоюза будет взиматься пошлина в размере 15%, но не менее 0,9 евро за килограмм, из Эквадора (развивающаяся страна) - 11,25%, но не менее 0,675 евро за килограмм, из Эфиопии (наименее развитая страна) - 0%, из Гибралтара (не предоставлен режим наибольшего благоприятствования, далее - РНБ) - 30%, но не менее 1,8 евро за килограмм.
Неудивительно, что находится значительное число желающих использовать указанную систему в целях занижения подлежащих уплате сумм таможенных платежей.
Большинству стран мира Российской Федерацией в настоящее время предоставлен РНБ, и в отношении товаров и транспортных средств, происходящих из них, применяется базовая ставка ввозной пошлины. Однако, в Россию регулярно ввозятся и товары, произведенные в странах, торгово-экономические отношения с которыми не предусматривают РНБ.
Наиболее наглядным примером здесь является Гонконг. В настоящее время в отношении товаров, происходящих из Гонконга, таможенная пошлина должна уплачиваться в двойном размере. Регулярно имеют место попытки недобросовестных участников ВЭД при экспорте товаров с территории Гонконга заявлять в качестве страны происхождения Китай. Так, неоднократно выявлялись факты, когда контракт был заключен с организацией, зарегистрированной на территории Гонконга, товары также поставлялись из Гонконга, иногда даже условия поставки указывались EXW, БОВ либо БСА Гонконг. То же самое относится и к другим странам, в отношении которых не предоставлен РНБ, - Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Гибралтар, Гваделупа и ряд других.
В данном случае многое зависит от компетентности должностных лиц таможенных органов. Можно отметить, что в соответствии со ст. 36 ТК РФ документом, однозначно подтверждающим заявленную страну происхождения товара, является сертификат, выданный компетентным органом. Таким образом, указанный сертификат является единственным документом, подтверждающим достоверность заявленной страны происхождения товара, если у таможенного органа возникли обоснованные сомнения в достоверности заявленных сведений (ст. 36 ТК РФ).
Однако если подобные товары ввозятся опытными контрабандистами, как правило, доказать факт занижения таможенных платежей затруднительно. Чтобы избежать трений с должностными лицами таможенных органов, недобросовестные
участники ВЭД, ввозящие товары из стран, в отношении которых должна взиматься двойная ставка ввозной таможенной пошлины, применяют не очень сложную схему. Контракт заключается с той же офшорной фирмой на условиях поставки БАБ, СРТ либо ББи, в товаротранспортных накладных Гонконг не фигурирует.
Незаконно получить тарифные преференции в размере 75% или 0% ставки пошлины гораздо сложнее, так как для этого необходимо выполнить ряд условий.
Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций утверждены соглашением стран СНГ от 12.04.1996 [3]. В соответствии с правилами преференция на указанные товары предоставляется только в случае непосредственной закупки их в развивающейся стране и прямой поставки в страну получателя.
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства.
Единственным документом, однозначно подтверждающим заявленную страну происхождения товара, является сертификат формы «А», выдаваемый уполномоченным органом страны-экспортера. В случае если участник ВЭД претендует на получение тарифных преференций при ввозе товара из развивающейся либо наименее развитой страны, представление указанного сертификата обязательно. ФТС России в региональные таможенные управления и таможни регулярно направляются информационные письма, в которых указывается уполномоченный орган в стране - экспортере товара, выдающий сертификаты происхождения формы «А», а также образцы подписей и оттисков печатей должностных лиц, имеющих право на выдачу указанных сертификатов.
В данном случае незаконное получение тарифных преференций возможно только при прямой подделке представляемых документов и участии должностных лиц таможенных органов.
В схеме незаконного получения преференций зачастую применяется и недостоверная классификация товаров. Например, при ввозе из Китая товаров кода 6702900000 ТН ВЭД России (цветы искусственные из прочих материалов) применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 75% от базовой ставки (15%, но не менее 0,75 евро за килограмм), поскольку Китай в настоящее время считается развивающейся страной. Однако в том случае, если цветы изготовлены из пластмассы, они должны классифицироваться кодом 6702100000 ТН ВЭД России и облагаться ввозной таможенной пошлиной в размере 100% от базовой ставки (20%, но не менее 1 евро за килограмм).
Был выявлен факт недостоверного декларирования искусственных цветов, фактически изготовленных из пластмассы, под видом цветов из прочих материалов. Таким образом, используя недостоверную классификацию товара, недобросовестный участник ВЭД пытался получить незаконную преференцию по стране происхождения.
Широко распространенным способом ухода от уплаты ввозных таможенных пошлин является заявление в качестве страны происхождения ввозимых товаров
одной из республик, входящих в состав СНГ, причем в ряде случаев к оформлению представляются совершенно подлинные документы.
В настоящее время в отношении товаров, происходящих из стран-участников СНГ, ввозная таможенная пошлина не взимается. Также не взимается вывозная пошлина в отношении товаров, вывозимых в государства-участники СНГ. Исключение составляют ряд товаров, в отношении которых при импорте на территорию РФ взимается специальная пошлина, а также экспорт сырой нефти и нефтепродуктов.
Правила определения страны происхождения товаров утверждены решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 [4]. В целом данные правила совпадают с требованиями, указанными в ТК РФ. Для подтверждения того, что страной происхождения товара является государство-участник СНГ, экспортеру выдается сертификат формы СТ-1. На определенные товары представление указанного сертификата является обязательным. Перечень указанных товаров приведен в приказе ГТК России от 31.12.2003 № 1587 [5]. В остальных случаях достаточно представления декларации о происхождении товара.
Именно на данном преференциальном режиме в отношении стран ближнего зарубежья и построены схемы ухода от ввозных и вывозных таможенных пошлин. Например, такие схемы активно применяются при экспорте лесоматериалов и импорте плодоовощной продукции, в меньшей степени при экспорте нефтепродуктов и металлов.
В ряде таможенных органов экспорт лесоматериалов в Киргизию или Таджикистан в несколько раз превышает поставки в Китай и другие страны дальнего зарубежья, непосредственно граничащие со страной назначения товара. Часто товар поставляет на условиях СРТ либо ББи железнодорожная станция, пограничная с Ираном либо Китаем. Организация таких поставок не отличается большой сложностью.
Возможны два варианта действий недобросовестных участников ВЭД. Первый вариант - товар сразу после его ввоза из России на территорию участника СНГ без выпуска в свободное обращение заявляется к режиму реэкспорта и вывозится в третьи страны, экспортные пошлины при этом не уплачиваются ни в России, ни в государстве-участнике СНГ.
Второй, более сложный вариант - товар может быть выпущен для свободного обращения на территории государства-участника СНГ и впоследствии вывезен в третью страну. В данном случае необходимо, чтобы товары, вывозимые с территории указанного участника ВЭД в третью страну, не облагались вывозной пошлиной. При построении схемы по второму варианту раскрыть ее крайне затруднительно.
Естественно, что подобные схемы негласно поощряются руководством ряда стран, в первую очередь Китая, крайне нуждающегося в поставках сырья для своей деревообрабатывающей промышленности. В настоящее время указанная проблема достаточно масштабна, значительный ущерб несут и федеральный бюджет, и лесоперерабатывающая промышленность России. Более того, можно прямо отметить, что существование подобных схем представляет угрозу планам Правительства РФ по развитию деревообрабатывающей промышленности, так как при их применении возможно продолжать беспошлинный вывоз круглого леса в Китай и другие страны.
Аналогичные схемы действуют и при экспорте других товаров, облагаемых вывозными пошлинами. В первую очередь, это касается продукции сырьевого сектора.
Серьезной проблемой является определение достоверности заявляемой страны происхождения плодоовощной продукции, ввозимой из стран Средней Азии в больших количествах. Так, при ввозе данных товаров из стран СНГ не требуется представления сертификата происхождения формы СТ-1, достаточно декларации о происхождении товара. Иначе говоря, участник ВЭД определяет страну происхождения товара сам, представляя в качестве подтверждения «справку» о закупке товара на рынке или выращивании его на полях Таджикистана либо Узбекистана. В данном случае доказать в суде, что ввозились, например, китайские яблоки вместо киргизских или иранский виноград вместо узбекского таможня не имеет ни малейших шансов. Естественно, установить факт недостоверного декларирования будет возможно, например, в случае наличия на товаре наклеек или этикеток, надписей на упаковке, подтверждающих другую страну происхождения, либо указания на это в товаротранспортных документах. Однако, как показывает практика, в последнее время таких «казусов» практически не случается.
Сложности вызывают и разные подходы к определению страны происхождения ряда товаров в России и странах СНГ.
В качестве наиболее яркого примера здесь можно привести так называемую «сахарную схему». Так, ставка ввозной пошлины на сахар белый в последние годы составляет 340 долл. СшА за тонну. Однако если сахар произведен в государстве - участнике СНГ, таможенная пошлина не взимается. Камнем преткновения здесь является вопрос, что в государствах-участниках СНГ сертификат происхождения товара СТ-1 выдается независимо от сырья, из которого произведен сахар - свекла или тростник. В России же сахар считается происходящим из стран СНГ только в том случае, если он произведен из свекловичного сырья, поскольку сахарный тростник на территории бывшего СССР не растет.
Данная ситуация связана с тем обстоятельством, что при подписании соглашения, установившего правила определения страны происхождения товаров для стран СНГ, Российская Федерация специально в отношении сахара сделала оговорку, в соответствии с которой данный товар признается происходящим с территории участника СНГ только в том случае, если он произведен из выращенного там сырья. Это условие подходит только для сахара, полученного из свеклы, так как при переработке тростникового сырья необходимое условие не будет выполнено.
В настоящее время на территории Казахстана, Украины и ряда других государств-участников СНГ действуют мощные заводы, производящие сахар как из свекловичного сырья собственного производства, так и из тростникового сырья производства Кубы, Бразилии и других стран. Закупать тростниковое сырье более выгодно в силу его дешевизны, чем и пользуются украинские, казахские и прочие сахаропроизводители.
В документах, представляемых к таможенному оформлению, обычно указывается «сахар-песок белый, произведен в Казахстане (Белоруссии, Молдавии и т. д.)». К таможенному оформлению также представляется совершенно реальный сертификат происхождения СТ-1.
В данном случае подтвердить либо опровергнуть заявленную страну происхождения возможно только путем проведения экспертизы в оборудованной надлежащим образом лаборатории. Таким образом, вопрос выявления данной схемы зависит исключительно от добросовестности и профессионализма должностных лиц таможни, проводящих отбор образцов и экспертизу сахара.
Способы минимизации таможенных платежей с недостоверным указанием страны происхождения товаров применяются также и при занижении таможенной стоимости. Дело в том, что в рамках ныне существующей системы управления рисками ФТС России устанавливает контрольный уровень цен на различные товары, причем этот уровень зависит от страны происхождения товаров. Особенно это расхождение заметно для товаров народного потребления (одежда, обувь, бытовая техника, цветочная продукция и т. д.). Так, уровень цен на одежду и обувь одинакового качества и даже одинаковых марок, ввозимую из Европы и из Китая, различается в 1,5-2 раза. Поэтому регулярно встречаются случаи, когда из Европы ввозится одежда, страной происхождения которой заявлен Китай, или цветы, страной происхождения которых заявлен Эквадор или Колумбия.
Важным является также вопрос изъятия определенных товаров из режима свободной торговли, а также применения к определенным товарам, происходящим из определенных стран, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин [6].
Ежегодно в мире проводятся сотни антидемпинговых расследований, по результатам которых в отношении определенных товаров, происходящих из определенных стран, вводятся специальные, антидемпинговые либо компенсационные пошлины. Данный вопрос сам по себе сложен и требует отдельного рассмотрения. Например, в России за последние годы подобные пошлины вводились в отношении китайских подшипников, украинских труб и арматуры, венгерских продуктов питания, европейского никельсодержащего проката и ряда других товаров. Естественно, что в подобных случаях со стороны недобросовестных участников ВЭД логичны попытки заявления недостоверной страны происхождения товара.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно отметить, что определение страны происхождения и страны направления товаров является одним из ключевых вопросов для целей таможенного контроля. Недостоверное декларирование в данном случае может обойтись федеральному бюджету в гигантские суммы. Одним из способов решения данной проблемы, помимо работы отделов товарной номенклатуры и происхождения товаров в таможнях и РТУ, может стать более тесное взаимодействие с таможенными и правоохранительными органами стран -торговых партнеров России.
Использованные источники
1. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ.
2. Приказ ГТК России от 25.12.2003 № 1539 «О предоставлении тарифных преференций».
3. Соглашение стран СНГ от 12.04.1996 «О Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций».
4. Решение Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 «О правилах определения страны происхождения товаров».
5. Приказ ГТК России от 31.12.2003 № 1587 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли».
6. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».