Типология ресурсных центров профессионального образования
столичного региона
Просветова А.В.
В статье рассмотрены принципы формирования ресурсных центров и особенности их создания в столичном регионе РФ.
In article principles of formation of the resource centre's and feature of their creation in capital region (Moscow) are considered.
Создание ресурсных центров является одним из приоритетных направлений модернизации профессионального образования в Российской Федерации, вызванным необходимостью эффективного использовании ресурсов в целях достижения нового качества образования. Ресурсные центры создаются путем концентрация различных ресурсов, необходимых для подготовки высококвалифицированных рабочих, востребованных рынком труда, в опорных единицах сети образовательных учреждений с последующим коллективным использованием созданного потенциала другими образовательными учреждениями и социальными партнерами.
Ресурсный центр является инновационной структурой, связывающий рынок труда и рынок образовательных услуг в условиях развития отношений государственно-частного партнерства образовательных учреждений с субъектами внешней среды, что создает благоприятные возможности для инновационного развития всей системы образования. Ресурсный центр является автономной [1] общественно-государственной формой взаимодействия различных субъектов профессионального образования, создающей условия для проявления личной инициативы со стороны педагогов и обучающихся, корпоративной инициативы со стороны государственных предприятий, предпринимателей и других заказчиков кадров с целью установления соответствия качества профессиональной подготовки (приобретаемых компетенций) требованиям рынка труда и общества, а также организации внешнего контроля как со стороны государства, так и со стороны потребителей и партнеров.
Масштабы и специализация ресурсного центра определяются уровнем и спецификой региональной и отраслевой инфраструктуры образования (территориальные и отраслевые факторы, количественные характеристики и степень развитости инфраструктур по уровням образования и т.д.). На сегодняшний день принципы концентрации ресурсов можно определить следующим образом:
- отраслевой - крупные промышленные предприятия, корпорации концентрируют материальную базу обучения в территориальном ресурсном центре отраслевой направленности;
- технологический - создание условий коллективного пользования ресурсами для освоения новых технологий на межотраслевой и межтерриториальной основе;
- профессиональный - создание условий коллективного пользования ресурсами для постоянного воспроизводства рабочих традиционных профессий для обеспечения ритмичности функционирования всех отраслей экономики;
- социальный - создание условий для усиления социальных связей в интересах формирования гражданского общества.
Курс столичного региона на многофункциональность и открытость профессионального образования требует реализации новых подходов и создания на их основе механизмов интенсивного взаимодействия рынка труда и производства с учреждениями профессионального образования, интеграции производственных и образовательных технологий с целью создания сервисной системы нового типа, которая предопределяет создание региональной сети ресурсных центров на базе учреждений среднего профессионального образования.
Таким образом, сформулированные определения ресурсного центра профессионального образования и принципы концентрации основных ресурсов позволяют сформировать основания для создания сети вариативных форм ресурсных центров, использующих современные ресурсы учреждений среднего профессионального образования города Москвы и направленных на создание
полнофункциональной системы непрерывного и опережающего профессионального образования в условиях развития экономики столичного региона с учетом дифференциации кадрового потенциала.
Региональная сеть ресурсных центров профессионального образования - комплекс ресурсных центров профессионального образования, предназначенный для развития интеграционных процессов сферы профессионального образования и социально-экономической сферы региона.
Сеть ресурсных центров призвана обеспечить коллективное использование и взаимодополнение создаваемых ресурсов другими единицами сети и способствовать широкому использованию новейших образовательных и высокотехнологичных производственных технологий, соответствующих технологическим, организационно-экономическим и социальным условиям функционирования инфраструктуры профессиональной реализации граждан.
В этом смысле наиболее очевидным, но трудно используемым ресурсом является кооперация всех сторон, потенциально заинтересованных в социально-экономическом развитии территории: администраций, представительной власти, промышленных предприятий, финансово-промышленных корпораций, малого и среднего бизнеса, общественных формирований, учреждений науки и образования.
Формирование региональной сети ресурсных центров обусловлено комплексом причин и доминирующих тенденций: - проведенная модернизация системы начального и среднего
профессионального образования в период с 2005 по 2010 гг. позволила существенно обновить и сконцентрировать по профилям подготовки образовательное и производственное оснащение колледжей;
- переход к новым технологиям и борьба за конкурентоспособность продукции мотивирует работодателей вкладывать средства в обновление собственных основных фондов, что порождает и усиливает разрыв между потребностями современного производства в высококвалифицированных кадрах и реальными возможностями учреждений профессионального образования по их удовлетворению;
- происходящие в настоящее время процессы укрупнения учреждений профессионального образования, интеграции образования и производства, интеграции программ профессионального образования различных уровней требуют от системы профессионального образования столичного региона оптимизации сети направлений и уровней профессиональной подготовки, а также формирования комплексной системы взаимодействия колледжей с рынком труда (предприятиями-работодателями и производителями оборудования), в том числе и для реализации опережающего обучения; актуальным направлением взаимодействия рынка компетенций и образовательных услуг и экономики региона становится создание и развитие системы карьерного менеджмента будущих рабочих и специалистов;
- переход системы профессионального образования на использование модульно-компетентностных программ, разработка новых профессиональных стандартов и введение Национальной рамки квалификаций Российской Федерации [2] обусловливают потребность в создании городской системы независимой оценки и сертификации квалификаций специалистов по основным отраслям экономики города, что может быть осуществлено сетью ресурсных центров;
- переход старшей общеобразовательной школы на профильное обучение, где ресурсные центры призваны предоставлять возможность для выбора учащимися вида будущей профессиональной деятельности;
- - развитие взаимосвязи и взаимодействия науки, образовательного учреждения и
социальных партнеров в условиях частно-государственного партнерства предопределяют организацию учебно-производственной деятельности на основе создания учебных производств.
Создание ресурсных центров осуществляется в рамках действующего законодательства и регламентируется уставами и положениями, утвержденными образовательными учреждениями и согласованными с Департаментом образования города Москвы.
Образовательные учреждения, на базе которых созданы и функционируют ресурсные центры, лицензированы по соответствующим основным и дополнительным профессиональным образовательным программам.
Современные условия развития социально-экономической среды предопределяют следующие организационно-правовые формы, разрешенные федеральным законодательством, на основе которых могут создаваться ресурсные центры:
- ресурсный центр, как автономная некоммерческая негосударственная образовательная организация, может создаваться несколькими соучредителями на основе Устава или Учредительного договора;
- ресурсный центр, в форме некоммерческого партнерства, может создаваться на базе предприятия-заказчика кадров;
- объединение юридических лиц, ассоциация (союз);
- оборудование негосударственного предприятия может быть передано во временное безвозмездное пользование государственному ресурсному центру на основе договора безвозмездного пользования;
- государственное образовательное учреждение профессионального образования, т.е. ресурсный центр, создается на базе действующего учреждения среднего профессионального образования в форме присоединения (слияния, выделения) к нему других учреждений профессионального образования, которые в свою очередь теряют статус юридического лица и становятся структурными подразделениями (отделениями, филиалами) ресурсного центра. Образование нового юридического лица связано с разработкой нового Устава и учредительных документов на основе регионального Положения о ресурсном центре;
- государственная некоммерческая кадровая корпорация может быть образована на основе специального закона или указа президента РФ.
Основными этапами создания ресурсных центров являются:
- обновление ресурсного потенциала: модернизация учебно-материальной базы,
переподготовка педагогических кадров, создание информационного и учебно-методического обеспечения,
- разработка и выстраивание сетевых взаимодействий с социальными партнерами и другими образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку по определенному профилю,
- непосредственное решение задач, стоящих перед ресурсным центром.
С учетом важности данного направления модернизации начального и среднего профессионального образования для экономики региона процесс создания ресурсных центров, как структурных подразделений образовательных учреждений в форме автономных учреждений, должен быть продолжен. Он охватит наиболее приоритетные для экономики региона профили и направления подготовки, приведет к значительному увеличению выпуска учащихся с повышенным уровнем квалификации, превращению ресурсных центров в ключевые профильные образовательные и учебнометодические единицы новой сети учреждений профессионального образования.
Библиографический список:
1. Формирование организационно-экономического механизма развития автономных учреждений довузовского профессионального образования: Организационно-методические рекомендации / Под науч.ред. М.В. Никитина. - М.: ФИРО, 2008
2. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.] М.: Федеральный институт развития образования, 2008. 14 с. ISBN 978-5-85630-021-4.
3. Бурмистрова А.С. и др. Усиление общественной составляющей в управлении начальным профессиональным образованием [брошюра].- М.: ИРПО, 2004. -60 с.
4. Волохин А.В., Никитин М.В. Инновационная модель довузовского профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства (на примере нефтегазовых профессий) // Научные исследования в образовании: Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2010. № 5.
5. Северина Т.С. Ресурсный центр «Учебный банк» // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 6. С. 12-13.
Ключевые слова: ресурсный центр, профессиональное образование, модернизации начального и
среднего профессионального образования.
Keywords: the resource centre, vocational training, modernization of initial and average vocational training