УДК 332.142.4(470.12) © Бабич Л.В.
© Леонидова Г.В.
Частно-государственное партнерство в образовании: модель управления человеческим капиталом
В статье рассматриваются вопросы управления использованием человеческого капитала как самого ценного нематериального актива, обеспечивающего переход экономики региона к инновационному пути развития. Предложена модель взаимодействия органов региональной власти, бизнес-сообщества и учреждений высшего профессионального образования на основе частно-государственного партнерства, реализация которой позволит в опережающем формате обеспечить перспективные потребности инновационной экономики в высококвалифицированных кадрах.
Человеческий капитал, использование человеческого капитала, частно-государственное партнерство в образовании, высшее профессиональное образование, подготовка кадров.
Любовь Васильевна БАБИЧ
директор филиала ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Галина Валентиновна ЛЕОНИДОВА
кандидат экономических наук, доцент, зав. лабораторией ИСЭРТ РАН [email protected]
Современные экономики остро нуждаются в высококвалифицированных кадрах, обладающих не только образовательной подготовкой, но и предприимчивостью, новаторскими, созидательными устремлениями и мотивами, способных овладевать новыми знаниями и активно управлять инновационным процессом. Условием решения главной стратегической задачи системы профессионального
образования — способности реагировать в опережающем формате на перспективные потребности инновационной экономики
— является сотрудничество бизнес-сообщества и образовательных учреждений, совместная работа и объединение усилий органов власти и управления, работодателей и образовательных учреждений на принципах государственно-частного партнерства.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 года, «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (включая перечень проектов по реализации)», утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1663-р от 17 ноября 2008 года, и Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год частно-государственное партнерство (ЧГП) определено как основа развития экономики и системы образования, что является важным условием достижения целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации.
Деятельность ЧГП в образовании регулируется рядом законодательных актов1, в которых определены принципы частногосударственного партнерства:
• паритетность в отношении ресурсов, вложенных в программу частно-государственного партнерства;
• паритетная ответственность государства и бизнеса за реализацию проектов;
• наличие равноценных рычагов влияния и механизмов контроля со стороны бизнеса и государства за реализацией программ частно-государственного партнерства;
• эффективное использование ресурсов, вложенных партнерами в систему образования2.
1 Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ; Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ; Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов образования» от 11 ноября 2006 г. № 671; Федеральный закон РФ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ.
2 Руководство по масштабному внедрению частногосударственного партнерства в образовании. — М., 2010.
- 176 с. - С. 8-9.
В то же время практически отсутствует системная стратегия реализации ЧГП в сфере образования, что выражается:
♦ в отсутствии долгосрочных стратегий развития отраслей и организаций;
♦ в явной недостаточности четко обозначенных стратегических приоритетов развития ЧГП;
♦ в неумении представителей сферы образования консолидировать все заинтересованные стороны в целях реализации планируемых программ и проектов;
♦ в неразвитости форм «горизонтального» партнерства;
♦ в преобладании взаимодействия органов исполнительной власти государства с другими социальными партнерами на основе модели «управляемой демократии»3.
В связи с этим обоснование модели частно-государственного партнерства в сфере образования в Вологодской области и явилось целью настоящей статьи.
Идеология частно-государственного партнерства получила в настоящее время достаточно широкое распространение в мире. Частно-государственное партнерство, согласно утверждению В.Г. Варнав-ского, это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг 4. При этом необходимыми условиями функционирования такого альянса являются законность, четкость, прозрачность, обоснованность и приемлемость правил игры для обеих сторон5.
3 Там же.
4 Варнавский В.Г. Альянс на неопределенный срок.
- М.: Фельд-Почта, 2004. - № 29. - С. 5-9.
5 Орлова Э.О., Советов П.М. Механизм инвестиционного взаимодействия бизнес-структур и местного самоуправления. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 184 с.
Для государства основной причиной к учреждению частно-государственного партнерства является все возрастающая потребность в первую очередь в услугах, за поставку которых несет ответственность государство6. Среди них - образовательные услуги высшего профобразования, потребность в которых за последние годы значительно возросла. С 2000 по 2011 г. наблюдалась положительная динамика численности студентов и выпускников высших учебных заведений. Значения этих показателей в расчете на 10 тыс. населения области были ниже соответствующих данных по Росии в 1,3 раза, но сопоставимы с данными по развитым странам (так, численность студентов на 10 тыс. населения во Франции составляла 360 чел., в Великобритании - 380, а в Финляндии - 590)7.
Это говорит о том, что в регионе имеются неплохие возможности для увеличения численности специалистов с высшим профессиональным образованием. Доля студентов в составе экономически активного населения (в расчете на 10 тыс. населения), являющаяся одной из непосредственных характеристик интеллектуального потенциала территории, увеличилась в период с 1995 по 2011 г. более чем в 2,5 раза и по России в целом (с 375 до 982 человек), и в ее регионах (табл. 1).
Частно-государственное партнерство в образовании - это сотрудничество между органами государственной/муниципальной власти, образовательными организациями и бизнесом по реализации проектов в сфере образования на основе объединения ресурсов и распределения рисков, доходов и затрат.
6 Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт: доклад на семинаре «Государственно-частное партнерство: новые тенденции развития транспортной инфраструктуры» // Вестник Евро-азиатского транспортного союза. - 2003. - № 3. - С. 19.
7 Российский статистический ежегодник. 2007: стат.
сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 786.
Взаимоотношения сторон ЧГП носят партнерский, равноправный характер и зафиксированы в документах (договорах, контрактах и др.). Участники частно-государственного партнерства имеют права собственности на используемые ими в партнерстве активы и иные вещные права, объединяют свои ресурсы для достижения целей проекта (программы) частно-государственного партнерства, а далее распределяют между собой обязательства и риски.
В Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года определена цель региональной системы профессионального образования: обеспечение потребностей социально-экономического комплекса региона в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах.
В связи с этим в области был принят закон «О начальном и среднем профессиональном образовании»8 и она приступила к созданию многоуровневой системы частно-государственного партнерства.
Основным организационным механизмом данной системы в профобразовании стали координационные советы по подготовке кадров (отраслевые, муниципальные), попечительские и наблюдательные советы образовательных учреждений:
■ областной координационный совет по подготовке кадров рабочих и специалистов при первом вице-губернаторе области;
■ шесть отраслевых советов по направлениям: машиностроение и металлообработка; строительство; лесной комплекс; агропромышленный комплекс, торговля, сфера услуг; дорожное хозяйство и транспорт; образование;
8 Закон Вологодской области «О начальном и среднем профессиональном образовании в Вологодской области» от 16 января 2007г. № 1553-ОЗ.
Таблица 1. Численность студентов высших учебных заведений на 10 тыс. чел. экономически активного населения, чел.
Территория Год
1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
РФ 375 587 803 815 827 826 820 993 983
СЗФО 404 652 827 841 848 858 841 981 941
Вологодская область 285 453 653 635 645 684 656 765 741
Источники: Основные показатели развития регионов Северо-Западного федерального округа. 2009: стат. сб. / Вологдастат. -Вологда, 2009; Россия в цифрах. 2011: крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 581 с.; расчеты авторов.
■ семь муниципальных советов по подготовке кадров (в городах Череповце и Вологде, Великоустюгском, Тотемском, Сокольском, Вытегорском, Грязовецком районах)9.
Координационные советы явились площадками для переговоров руководителей предприятий, образовательных учреждений и профильных департаментов и обсуждения проблемных вопросов подготовки кадров для регионального рынка.
Кроме того, Правительством области в феврале 2011 года было принято решение о создании региональной системы прогнозирования потребности в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
При участии Союза промышленников и предпринимателей формируется законодательная база для организации системного партнерства государства, бизнеса и профобразования: разработаны и внедряются документы, регламентирующие взаимодействие учебных заведений и организаций работодателей в вопросах подготовки кадров, закрепляющие учебные заведения за базовыми организациями (положение о базовой организации, форма соглашения о сотрудничестве и т.д.).
В рамках работы координационных советов идет обсуждение вопросов, связанных с разработкой нормативной базы по обеспечению формирования благопри-
9 Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования Вологодской области за 2010/2011 учебный год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu35.ru/
ятного налогового режима для работодателей, вкладывающих средства в систему профессионального образования.
Однако из зоны ЧГП выпадают высшие учебные заведения, в то время как в развитых странах они все чаще рассматриваются в качестве ключевых партнеров федеральных и региональных властей при реализации политики социально-экономического развития территорий. Именно система высшего профессионального образования, строящая образовательный процесс на основе научно-исследовательской деятельности, призвана готовить специалистов новой формации, обеспечивающих становление инновационной экономики, поэтому альянс «вуз - предприятие» должен стать средоточием эффективного формирования и использования человеческого капитала региона.
Важно включение в систему частногосударственного партнерства такого значимого сегмента регионального рынка, как малый и средний бизнес, который тоже практически остается в стороне.
Схема модели управления использованием человеческого капитала региона в интересах его инновационного развития на основе частно-государственного партнерства представлена на рисунке 1.
Реализация данной модели возможна в каждой из приоритетных отраслей промышленности региона: машиностроении, текстильном и льняном производствах, лесном комплексе и др.
Рисунок 1. Модель управления использованием человеческого капитала региона на основе частно-государственного партнерства
Для этого, по нашему мнению, необходима концентрация предприятий отрасли вокруг одного сильного учебного заведения высшего профессионального образования (или - нескольких, если программы СПО и ВПО реализуются разными учреждениями) при активной поддержке со стороны Правительства области.
Указанные субъекты имеют собственные интересы, однако эти приоритеты и цели носят согласованный характер, а их взаимодействие имеет синергетический эффект для развития и эффективного использования человеческого капитала региона (рис. 2). В соответствии с данной моделью предполагается выполнение каждым из партнеров закрепленных за ним функций.
Таким образом, функционирование ЧГП представляет собой совместную комбинацию государственных и частных
компетенций и интересов, которая, с одной стороны, позволяет властям региона решать насущные проблемы с финансированием инфраструктурных объектов и социальных программ, с другой - дает возможность частному бизнесу вкладывать деньги и получать интересующую его прибыль. Частно-государственное партнерство позволяет избежать как недостатков прямого регулирования государства, так и «провалов» рынка.
Инструментами частно-государственного партнерства, способными регулировать механизм подготовки кадров для решения конкретных производственных задач, являются институт целевой подготовки кадров и федеральное целевое квотирование бюджетных мест в вузах и федеральных учреждениях среднего профессионального образования.
Рисунок 2. Цели и функции участников частно-государственного партнерства в образовании в интересах инновационного развития региона
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
I ИНТЕРЕСАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1. Построение инновационного 1. Повышение эффективности бизнеса
сектора региональной 2. Запуск инвестиционных проектов
экономики для модернизации 3. Получение конкурентных
экономики преимуществ (в том числе и за счет
2. Повышение инвестиционной качества используемого человеческого
привлекательности региона капитала)
3. Повышениеуровня и 4. Стабильное обеспечение
качества жизни населения предприятий кадрами рабочих и
4. Обеспечение стабильных инженерных специальностей высшего
доходов регионального уровня профессиональной подготовки
бюджета 5. Повышение имиджа предприятий
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ бизнес
1. Разработка долгосрочных стратегий развития региона «Конфигурация интересов» других субъектов ЧГП, принимаетзаконы, применяет налоговое регулирование, мотивирует их к совместной деятельности по формированию и развитию человеческого капитала и т.п.
2. Софинансирование совместных проектов субъектов с целью рационального использования человеческого капитала
3. Инициирование и регулирование процессов коммуникации участников ЧГП
1. Участие в учебно-научной деятельности вуза
2. Участие в разработке учебных планов,основных образовательных программ и рабочих программ курсов
3. Участие в создании и развитии на базе вуза образовательно-производственно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей инновационную деятельность компаний и эффективное использование человеческого капитала
4. Содействие выполнению НИР и проектов, направленных на решение проблем конкретного бизнеса
1. Занятие позиций значимого «генератора» человеческого капитала
2. Получение разного рода дивидендов (экономических, статусных) отдеятельности по развитию человеческого капитала
3. Достижение технологического лидерства (формирование «ноу-хау» в сфере развития человеческого капитала)
образовательные учреждения ВЫСШЕГО профессионального образования
)
1. Согласование планов подготовки специалистов(направления подготовки, специальности, количество обучающихся)
2. Согласование учебных планов, основных образовательных программ и рабочих программ курсов
3. Обеспечение качества подготовки выпускников в соответствии стребованиями инновационного развития отрасли и региона
4. Создание на своей базе образовательно-производственно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей инновационную деятельность компаний и эффективное использование человеческого капитала
5. Выполнение НИР и проектов, направленных на решение проблем конкретного бизнеса
Постановлением Правительства Вологодской области «О порядке определения объема и структуры приема обучающихся за счет средств областного бюджета в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования» № 1371 от 27 декабря 2005 г. определен дополнительный механизм целевой контрактной подготовки. Однако анализ исполнения постановления показывает неотработанность правовых механизмов, способствующих трудоустройству
выпускников в соответствии с целевым договором (доля трудоустроенных «целевиков» ВГПУ составила 22%). Кроме того, в ряде случаев имеет место пассивное отношение вузов к взаимодействию с предприятиями и организациями по внедрению механизма целевой подготовки. Как видно из таблицы 2, федеральная квота вологодскими вузами выполнена, а целевая подготовка специалистов по договорам с предприятиями обеспечила только 82% квоты.
Таблица 2. Целевой прием по федеральной квоте и по договорам с учреждениями и организациями в вузы Вологодской области в 2009 году, чел.
Вуз Количество мест Выполнение квоты % выполнения
по федеральной квоте по договорам с учреждениями и организациями по федеральной квоте по договорам с учреждениями и организациями по федеральной квоте по договорам с учреждениями и организациями
Вологодский институт экономики и права 410 - 464 - 113,1 -
Вологодский государственный педагогический университет - 212 - 114 - 54
Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина 165 60 165 60 100 100
Вологодский государственный технический университет 57 - 43 - 75,4 -
Всего 632 272 672 174 106,3 82
Источник: Концепция кадровой политики муниципального образования «Город Вологда» до 2020 года «Вологда - город профессионалов» [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Администрации города Вологды от 28.09.2010 № 5165. - Режим доступа: http://vologda-portal.ru
Еще одним инструментом ЧГП можно назвать институт социального партнерства. Данная парадигма отношений выстраивается в сфере начального профессионального образования Вологодской области как многочисленные связи учреждений НПО с различными предприятиями, учреждениями, организациями.
К направлениям реализации социального партнерства относится организация департаментом образования работы по изучению рынка труда. Анализ показал, что образовательные учреждения согласовывают контрольные цифры приема в профессиональные образовательные учреждения с работодателями, так как на рынке труда существуют значительные различия между интересами предприятий разных форм собственности, что определенным образом влияет на сотрудничество с ними. Крупные предприятия, такие как ОАО «Северсталь», ОАО «Череповецкий сталепрокатный завод», Вологодское отделение Северной железной дороги, АОЗТ «Вологодский подшипниковый завод» и ряд других, традиционно являющиеся партнерами учреждений профессионального образования, постоянно откликаются на предложения о сотрудничестве.
Это объясняется тем, что именно они испытывают потребность в рабочих кадрах и специалистах из-за слабой привлекательности тех вакансий, которые они заявляют на рынок труда. В то же время присутствует неорганизованность работодателей, занятых малым и средним бизнесом, а также их недоверие к качеству профессиональной подготовки специалистов, что не позволяет быстро и эффективно наладить диалог с данной категорией работодателей. Однако в этой сфере есть и примеры готовности к различным формам сотрудничества, прежде всего предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Вместе с тем доля организаций и предприятий, планирующих расширить (начать) сотрудничество с учреждениями профессионального образования, не превышает 50%, а тот факт, что 35% обследованных в 2007
— 2008 гг. предприятий вообще не планировали сотрудничество, говорит о неполной эффективности института социального партнерства (рис. 3).
В настоящее время на базе одного из элементов Научно-образовательного центра — филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Вологде —
Рисунок 3. Доля организаций и предприятий, планирующих расширить (начать) сотрудничество с учреждениями профессионального образования, %
50
40 -
30 -
20 -
10 -
49
35,4
29,2
24
С учреждениями ВПО С учреждениями СПО С учреждениями НПО Не планируют
Источник: данные экспертного опроса руководителей предприятий и организаций г. Вологды, проведенного ИСЭРТ РАН.
0
прорабатываются вопросы юридического и организационного характера по созданию государственного образовательного учреждения Института регионального развития (ИРР), учредителем которого может выступить региональное правительство, а научное руководство может осуществлять Российская академия наук. Цель деятельности Института — целевая подготовка высококвалифицированных специалистов по заказу региональных и муниципальных органов управления, хозяйствующих субъектов, то есть подготовка региональной управленческой элиты. Проект реализации Института есть не что иное, как форма (модель) организации управления использованием человеческого капитала в интересах инновационного развития предприятий отрасли машиностроения и региона в целом10.
10 Ильин В.А., Гулин К.А., Ускова Т.В. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2010. - № 3. - С. 14-25.
Создание ИРР предполагает:
• интеграцию научно-образовательного комплекса с предприятиями региона с целью осуществления совместной деятельности по развитию профессиональных компетенций выпускников и построению эффективного механизма взаимодействия вузовской науки, бизнеса и власти; формирование эффективного научно-образовательного пространства11;
• научно-методическое обеспечение непрерывного образования;
• интеграцию научно-технического потенциала региона;
• формирование сети стратегических партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки кадров;
• устойчивое развитие региона и повышение его инвестиционной привлекательности;
11 Леонидова Г.В. К проблеме формирования регионального научно-образовательного пространства // Вестник ИНЖЭКОНа. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - № 1 (36). Серия «Экономика». - С. 134-142.
• повышение уровня и качества жизни населения региона.
На рисунке 4 представлена схема функционирования ИРР на примере машиностроительной отрасли, составляющей основу инновационного развития экономики региона.
В рамках деятельности ИРР партнерами, т.е. субъектами управления использованием человеческого капитала, являются:
> департамент промышленности, науки и инновационной политики Правительства области;
> ассоциация «Машиностроительные предприятия Вологодской области»;
> научно-образовательный комплекс, ядром которого является филиал ФГБОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Вологде (ИНЖЭКОН).
В предложенной модели сотрудничество участников государственно-частного партнерства возможно по следующим направлениям:
I. Департамент промышленности, науки и инновационной политики Правительства области — филиал ФГБОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Вологде: посредством активной научно-технической политики департамент управляет деятельностью ИРР в форме предоставления филиалу государственных заказов и грантов, выделения
Рисунок 4. Проект функционирования Института регионального развития (ИРР)
КОНЦЕПЦИЯ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
[ Заказчики |_,
Органы власти (Правительство Вологодской Хозяйствующие субъекты РАН
области, администрации г. Вологды и Череповца) Вологодской области
Интересы
I
П<
Повышение конкурентоспособности территории на основе развития в заданных направлениях научно-технического потенциала региона
Подготовка специалистов с учётом требований заказчика в т.ч. индивидуальных требований)
Приток молодёжи в научные организации
Цель
I ►-.!
Обеспечение баланса интересов власти, бизнеса, науки и образования на основе их интеграции
>
Учредители
РАН
Правительство Вологодской области
Единое научно-общеобразовательное пространство
ноц
і
ИНСТИТУТ
РЕГИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
Филиал в г. Череповце
ИСЭРТ РАН, аспирантура
Подразделения
Корпоративный
университет
Головной вуз в г. Вологде
______________ ^ 5^ ______________
Высококвалифицированные специалисты целевой подготовки
средств на реализацию программ развития, прямого бюджетного финансирования проектов, направленных на формирование и рациональное использование человеческого капитала региона.
II. Департамент промышленности, науки и инновационной политики Правительства области — ассоциация «Машиностроительные предприятия Вологодской области»: департамент мотивирует предприятия к сотрудничеству посредством формирования благоприятного налогового режима.
III. Ассоциация «Машиностроительные предприятия Вологодской области» — филиал ФГБОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Вологде: ассоциация участвует в работе по обеспечению качества подготовки специалистов (разработка учебных планов, основных образовательных программ, рабочих программ курсов). В качестве конечного потребителя образовательной услуги принимает участие в работе государственной аттестационной комиссии вуза. Софи-нансирует развитие на базе вуза образо-вательно-производственно-технологиче-ской инфраструктуры, обеспечивающей инновационную деятельность предприятий отрасли и эффективное использование кадров посредством их вовлечения в выполнение НИОКР
Координацию проекта может осуществлять Координационный совет, функции которого вполне созвучны действующему в Вологодской области отраслевому совету по подготовке кадров (по направлению машиностроение) и который в настоящее время регулирует взаимодействие бизнес-структур с учебными заведениями начального профессионального образования. В состав данного органа, по нашему мнению, могут войти представители всех участников ЧГП: от департамента - ответственные лица, курирующие машиностроительный комплекс региона; от ассоциации -
представители предприятий, ответственные за кадровое обеспечение и выполнение НИОКР; от вуза - директор филиала, заместитель директора по науке и заведующий выпускающей кафедрой.
Сегодня идет разработка текущего и перспективного (на среднесрочную и долгосрочную перспективы) планов развития ИРР, в которых находят отражение вопросы структуры, объема и качества подготовки кадров, развития образовательно-производственно-технологической инфраструктуры и модернизации учебноматериальной базы филиала СПбГИЭУ, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и др.
Представляется, что Институт регионального развития должен стать центром современной системы непрерывного бизнес-образования в Вологодской области, что обеспечивается наличием:
• программ высшего профобразования по подготовке инновационных менеджеров и инженеров;
• программ среднего профобразования по подготовке специалистов среднего звена (технологов и т.п.);
• Центра непрерывного образования, реализующего программы повышения квалификации и переподготовки работающего персонала предприятий;
• проекта создания молодежного научно-инновационного центра, ключевого элемента образовательно-производственно-технологической инфраструктуры проекта, своего рода ресурсной базы, имеющей современное материально-техническое оснащение и обеспечивающей возможность реализации человеческого потенциала талантливой молодежи с целью формирования критической массы человеческого капитала, способного решать задачи повышения конкурентоспособности территории;
• Центра довузовской подготовки, обеспечивающего целевую работу с талантливой молодежью.
Реализации проекта ИРР будет способствовать использование опыта филиала СПбГИЭУ в г. Вологде и ИСЭРТ РАН по индивидуализации образовательного процесса уже на первой ступени - в Научнообразовательном центре (НОЦ), который действует в области с 2003 года на базе ИСЭРТ РАН12, в частности таких форм работы, как:
> система дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи с использованием возможностей образовательно-научных и инновационных структур университета;
> проведение летних лагерей для одаренных детей и талантливой молодежи;
> прохождение студентами филиала и учащимися НОЦ практики для установления заблаговременного контакта работодателей с перспективными студентами города;
> участие студентов филиала в иностранных стажировках;
> академическая мобильность и участие студентов и преподавателей в международных программах обмена;
> создание базовых кафедр филиала в ИСЭРТ РАН.
Предложенный подход позволит руководству области решать приоритетные задачи её инновационного развития за счет рационального использования такого нематериального актива, как человеческий капитал.
12 Леонидова, Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.
- Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - № 13. - С. 90-100.
Проект соответствует основным направлениям Долгосрочной целевой программы «Комплексное развитие системы профессионального образования в Вологодской области на 2011 - 2015 годы»:
1. Совершенствование прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирование и распределение государственного задания и заказа на подготовку кадров, в том числе создание нормативной базы формирования государственного регионального заказа системе профессионального образования, на основе которого будут определяться объемы и направления подготовки в учреждениях профессионального образования.
2. Повышение востребованности выпускников учреждений профессионального образования на региональном рынке труда через организацию информационных и профориентационных кампаний по профессиям и специальностям приоритетных отраслей экономики; заключение договоров с организациями на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; профориентационную работу, повышение престижа востребованных на рынке труда рабочих профессий и специальностей.
3. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов учреждений начального и среднего профессионального образования посредством выстраивания оптимальной структуры учреждений профессионального образования, организации эффективного сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования всех уровней (школа/НПО/СПО/ ВПО) и их сотрудничества с работодателями (оборудование новых ресурсных центров учреждений профессионального образования по приоритетным направлениям экономического развития области: строительство, машиностроение и металло-
обработка, агропромышленный и лесной комплексы, деревообработка и др.; модернизация содержания профессионального образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда и требованиями работодателей).
Целесообразность этого обусловливается следующим: во-первых, данные механизмы позволят сориентировать как образовательную, так и научную деятельность
на решение практических задач, стоящих перед региональной экономикой; во-вторых, значительно расширятся возможности для повышения качества подготовки специалистов и конкурентоспособности научно-образовательных учреждений; в-третьих, будут созданы необходимые предпосылки для перехода к инновационно-ориентированной экономике.
Литература
1. Варнавский, В.Г. Альянс на неопределенный срок / В.Г. Варнавский. - М.: Фельд-Почта, 2004. -№ 29. - С. 5-9.
2. Груздов, В.В. Частно-государственное партнерство как инструмент инновационного развития /
B.В. Груздов // Право интеллектуальной собственности. - 2007. - № 2.
3. Ефимова, Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт: доклад на семинаре «Государственно-частное партнерство: новые тенденции развития транспортной инфраструктуры» / Л.И. Ефимова // Вестник Евро-азиатского транспортного союза. - 2003. - №3.
4. Ильин, В.А. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития / В.А. Ильин, К.А. Гулин, Т.В. Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2010. - № 3. -
C. 14-25.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
6. Леонидова, Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллек-туализации человеческого капитала: методы и формы осуществления / Г.В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - № 13. - С. 90-100.
7. Леонидова, Г.В. К проблеме формирования регионального научно-образовательного пространства / Г.В. Леонидова // Вестник ИНЖЭКОНа. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - № 1 (36). - Серия «Экономика». - С. 134-142.
8. Орлова, Э.О. Механизм инвестиционного взаимодействия бизнес-структур и местного самоуправления / Э.О. Орлова, П.М. Советов. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 184 с.
9. Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования Вологодской области за 2010/2011 учебный год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu35.ru/
10. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 671 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов образования».
11. Руководство по масштабному внедрению частно-государственного партнерства в образовании. -М.: Изд-во МАКС Пресс, 2010. - 176 с.
12. Стратегия развития образования в Вологодской области на период до 2020 года: одобрена Постановлением Правительства области от 3 марта 2009 г. № 398.
13. Федеральный закон РФ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ.
14. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ.
15. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ.