Научная статья на тему 'Типология педагогических условий профессионального самосовершенствования в учебной деятельности'

Типология педагогических условий профессионального самосовершенствования в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Г. А.

Рассматриваются актуальные проблемы успешного управления про-цессом профессионального самосовершенствования в ходе учебной деятель-ности. Предлагается анализ педагогических условий, определяются цели и задачи внешних, внутренних и интегрирующих условий, которые способст-вуют развитию профессионального самосовершенствования студентов будущих педагогов, а во взаимодействии и интеграции они повышают эф-фективность данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDAGOGICAL CONDITIONS TYPOLOGY OF PROFESSIONAL SELF-PERFECTION IN TUITION

The article deals with the urgent problem of successful professional self-perfection process management in tuition. The analysis of pedagogical conditions is given together with the object and tactical scheme, inner and integrating conditions, which contribute to the development of professional self-perfection of future teachers, in interaction and integration they improve the efficiency of a given process.

Текст научной работы на тему «Типология педагогических условий профессионального самосовершенствования в учебной деятельности»

14. Соловьев Вл. Критика отвлеченных начал / Вл. Соловьев // Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1. 744 с.

Леонтьева Ольга Валентиновна -

концертмейстер кафедры «Теория и методика музыкального образования» Педагогического института

Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

УДК 377.5:61

Г.А. Клименко

ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются актуальные проблемы успешного управления процессом профессионального самосовершенствования в ходе учебной деятельности. Предлагается анализ педагогических условий, определяются цели и задачи внешних, внутренних и интегрирующих условий, которые способствуют развитию профессионального самосовершенствования студентов -будущих педагогов, а во взаимодействии и интеграции они повышают эффективность данного процесса.

G.A. Klimenko

PEDAGOGICAL CONDITIONS TYPOLOGY OF PROFESSIONAL SELF-PERFECTION IN TUITION

The article deals with the urgent problem of successful professional self-perfection process management in tuition. The analysis of pedagogical conditions is given together with the object and tactical scheme, inner and integrating conditions, which contribute to the development of professional self-perfection of future teachers, in interaction and integration they improve the efficiency of a given process.

Понимание процесса профессионального самосовершенствования студентов - будущих учителей как сознательного целенаправленного процесса повышения уровня своей профессиональной компетентности, развитие профессионально значимых качеств в соответствии с требованиями к профессии, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития, с необходимостью предполагает рассмотрение его содержания через учебную деятельность.

Учебная деятельность выступает структурообразующим основанием профессионального самосовершенствования, пропедевтически влияет на него, стимулирует и обеспечивает новообразование личности студентов.

Для успешного управления процессом профессионального самосовершенствования студентов - будущих учителей необходимо создать педагогические условия в ходе учебной

деятельности, под влиянием которых у них будут постоянно совершенствоваться профессионально важные для педагога качества, формироваться соответствующие потребности и мотивы.

Условие, в понимании философов, - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливающее), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества [15].

К педагогическим мы относим те условия, которые сознательно создаются в учебном процессе и которые должны обеспечить наиболее эффективное формирование и протекание нужного процесса.

Под условиями в данном случае следует понимать нечто самостоятельно существующее, в деятельности трансформирующееся в предмет, являющееся совокупностью всех субъективно значимых реализованных условий.

Многие исследователи отмечают, что профессиональное начало в обучении возможно лишь при наличии определенных условий, а именно:

- преподаватель должен способствовать возникновению и развитию потребности в поиске; поисковой учебно-творческой деятельности обязательно должна сопутствовать положительная мотивация; преподавателю необходимо предусмотреть вариативные пути организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых (А.П. Тряпицына, И.Л. Бим, Л.В. Садомова);

- развитию профессионально важных личностных качеств будут способствовать: закрепленное в «Я-концепции» индивида позитивное отношение к себе как субъекту и объекту познания и творчества; активный внутренний диалог субъекта обучения; сотворчество как ведущий вид взаимодействий и отношений; приоритет целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя; актуализация и закрепление потребности в профессиональной деятельности, обеспечение ей высокого места в общей иерархии потребностей; многовидовость и разнообразие профессиональных проявлений личности; осознание и нивелировка штампов и стереотипов мышления и самовыражения (М.А. Давыдова);

- при организации учебной деятельности преподавателю необходимо также помнить о важности выбора стратегии воздействия. Исследователи предлагают два пути: а) стратегию формирования, то есть развитие, идущее извне, понимаемое иногда как вмешательство во внутренний мир личности, навязывание ей выработанных способов, норм деятельности и поведения; б) стратегию развития, то есть развитие, идущее изнутри, предполагающее стимулирование активности, самостоятельности, ответственности обучаемого, проявление уважения к его личности, раскрытие заложенных в нем возможностей, развитие творческого потенциала.

Величайшие гуманисты современности (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш.А. Амонашвили и др.) считают, что главное условие профессионального развития личности заключено в самом человеке, в его открытости конструктивному творчеству, в психологической безопасности, в свободе личности [15, 9, 1].

Мы придерживаемся точки зрения тех исследователей, которые подразделяют условия развития профессионально важных личностных качеств на внешние или объективные и внутренние или субъективные. Данный подход опирается на концепцию С.Л. Рубинштейна о детерминации индивидуально-психического развития человека внутренними и внешними факторами [11].

На основе изложенного выше мы считаем, что наиболее целесообразным является выделение трех групп педагогических условий, оказывающих влияние на процесс профессионального самосовершенствования студентов - будущих учителей в учебной деятельности:

1) внешних (объективных) условий;

2) внутренних (субъективных) условий;

3) интегрирующих педагогических условий, на базе которых наиболее полно проявят себя внешние и внутренние.

Целью внешних (объективных) условий является организация и стимулирование процесса профессионального самосовершенствования в ходе учебной деятельности, уточнение особенностей управления данным процессом.

К этой группе условий мы относим:

- сотворческое субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и студентов;

- необходимость творческого педагога;

- формирование индивидуального стиля деятельности;

- создание ситуаций успеха;

- развитие гуманитарных способностей студентов.

1. Сотворческое субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и обучаемых.

Сотворчество - предметный процесс совместного поиска истины как способа развития самих его участников, их самосознания.

Подтверждением сказанному выше служат слова В.А. Сластенина о том, что самые оригинальные решения дают желаемый эффект в той мере, в какой они опираются на сотворчество обучаемого [13].

2. Необходимость творческого педагога.

Исследователями установлено, что профессиональное самосовершенствование возможно не иначе, как через сотворчество с талантливой, творческой личностью.

Согласно экспериментальным данным, приведенным Л.И. Рувинским, творческий педагог, воспринимая каждую стоящую перед ним задачу как уникальную и предлагая оригинальные способы ее решения, тем самым передает («транслирует») свой творческий потенциал обучаемым. С таким преподавателем студенты более самостоятельны, инициативны, способны к поиску неординарных решений, нежели с педагогом, придерживающимся стандартных функционально-ролевых приемов воздействия [12].

3. Формирование индивидуального стиля деятельности.

Стиль рассматривается исследователями как комплексная характеристика индивидуальных особенностей человека, специфика которого определяется содержательной стороной мотивационной сферы, чертами личности, свойствами темперамента, индивидуальными различиями познавательных процессов; как система наиболее эффективных приемов и способов организации обучаемым своей самостоятельной работы [10].

4. Организация педагогом ситуаций успеха.

Ситуация успеха - это разновидность педагогической ситуации, которая формирует у обучаемых субъективное состояние готовности включиться в учебный процесс на уровне своих возможностей и которая обеспечивает условия для такого включения. Являясь на каждом этапе учебной деятельности средством воспитания положительного отношения к учению, ситуация успеха одновременно становится условием перерастания положительного отношения в активное, сознательное, профессиональное отношение к деятельности в целом. Таким образом, ситуация успеха развивает нестандартное мышление, стремление к творческому самопроявлению, формирует в обучаемом, в частности, в студенте, позицию активного участника процесса познания [8].

5. Развитие гуманитарных способностей студентов - будущих учителей.

Способности - это реализуемые и развиваемые, а также развивающиеся в процессе

той или иной деятельности врожденные свойства (задатки) личности.

Под гуманитарными способностями личности исследователи понимают такие духовные способности человека, обладание которыми необходимо для освоения наук, связанных не только с человековедением, но и с освоением и созиданием тех или иных видов искусства. Видовая структура гуманитарных способностей довольно обширна: музыкальные, художественные, литературные, лингвистические и другие.

Целью внутренних (субъективных) условий является формирование личностных, психологических механизмов профессионального самосовершенствования студентов - будущих учителей.

К группе внутренних (субъективных) условий нами отнесены:

- эмоционально-ценностное отношение обучаемых к педагогической деятельности;

- способность студентов к рефлексивной деятельности;

- наличие внутренней свободы личности.

1. Эмоционально-ценностное отношение студентов - будущих учителей к педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность человека неразрывно связана с его эмоциями и ценностными ориентациями, так как человек ничего не делает без потребностей, без мотивов, без соответствия предстоящего дела системе его ценностей.

Педагогический аспект проблемы, с точки зрения Н.А. Забелиной, состоит в том, чтобы широкий спектр объективных ценностей мира сделать предметом осознания как особых потребностей личности, сделать так, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, ее ценностными ориентациями [6].

2. Способность студентов - будущих учителей к рефлексивной деятельности.

В целом ряде философских и психологических исследований доказан тезис о педагогической деятельности как системы с рефлексией. Необходим периодический «выход» личности в рефлексивную позицию, осознание собственной деятельности.

Рефлексия порождает две цели и, соответственно, две стороны отношения человек -мир: выразить, воспроизвести мир в себе и выразить, воспроизвести себя в мире. Известны различные типы и уровни рефлексии: мировоззренческая, методологическая, нормативная, аксиологическая, психологическая, которые реализуются в таких операциях, как проверка, обоснование, выбор, предпочтение и т.д. Рефлексирующее сознание контролирует процесс получения, построения, проверки знаний, критически осмысливает все этапы деятельности [7].

В качестве форм проявления рефлексивных процессов выделяют критичность мышления субъекта деятельности, стремление к доказательности, к обоснованию своей позиции, способность ставить вопросы, вести дискуссию, а также готовность к адекватной самооценке.

3. Наличие внутренней свободы личности.

Под свободой понимается возможность проявления субъектом своей воли на основе познания законов природы и общества (С.И. Ожегов), а также способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Мы разделяем позиции тех исследователей, которые считают, что темпы прогресса в развитии непосредственно зависят от степени свободы, которой располагают люди в процессе своей деятельности.

Поэтому преподавателю помимо создания условий «внешней» свободы (отсутствие неодобрительных оценок, стрессов; возможность выбора) необходимо поддерживать и развивать у студентов умение превращать свои сущностные потенции в факт свободы, что предполагает внутреннюю раскрепощенность, небоязнь ошибки, отсутствие тревожности, напряженности, открытость восприятия, душевное спокойствие, оптимизм и т.п., т.е. внутреннюю свободу личности. Именно субъективный, личностный элемент свободы оказывает влияние на степень и меру самореализации личности, которые, в свою очередь, обусловливают границу и глубину стремления к свободе.

Целью интегрирующих условий является организация такой учебной деятельности и создание такой ее атмосферы, на базе которой наиболее глубоко и ярко проявят себя внешние и внутренние условия.

В качестве главного интегрирующего и определяющего педагогического условия нами выделена гуманистически ориентированная творческая учебная деятельность, поскольку мы считаем, что без организации такой деятельности невозможно в полном объеме осуществить, претворить в реальную практику обучения студентов внешние и внутренние условия

развития их профессионального самосовершенствования.. Профессиональное самосовершенствование может осуществляться только в деятельности, носящей профессиональный характер, потому что опыт педагогической деятельности нельзя передать рассказами о нем. Лишь включение обучаемых в процесс педагогической деятельности обеспечит овладение опытом его осуществления.

Учебная деятельность способствует профессиональному самосовершенствованию человека потому, что процесс познания использует учение как механизм мобилизации и развития потенциальных возможностей личности, в том числе ее профессионального, творческого потенциала. Подтверждение этому мы находим, например, в исследовании А.П. Тряпицы-ной, которая отмечает, что учебно-познавательная деятельность обеспечивает проявление сущностной характеристики творчества как способа самореализации личности преподавателя и обучаемого, как «механизма» развития личности [14]. Всякая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, - профессиональная, творческая.

Итак, учебная деятельность представляет собой ту конкретность, которую можно непосредственно наблюдать, прогнозировать, организовывать, подвергать эмпирическому изучению. Если подобрать педагогические условия, действия, адекватные деятельности и индивидуальным особенностям личности, то она может быть реализована на различном типологическом фоне.

Мы придерживаемся точки зрения исследователей-гуманистов (А. Маслоу и др.), которые отмечают, что главная задача педагога состоит в том, чтобы «помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено, а не обучать его, «отливая» определенную форму, придуманную кем-то. Учение, направленное «извне», должно уступить место учению, направляемому «изнутри», благодаря чему открывается путь к самоактуализации личности» [9]. Осуществить данный подход возможно лишь в гуманистической парадигме образования. Поэтому мы считаем, что учебная деятельность, способствующая профессиональному самосовершенствованию, должна быть гуманистически ориентированной. Содержание гуманистически ориентированной учебной деятельности определяется системой общечеловеческих ценностей, выражается в открытости к проблематизации, диалогу, индивидуализации педагогического взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. 124 с.

2. Библер В.С. Мышление как творчество / В.С. Библер // Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. С. 35-38.

3. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам / И.Л. Бим, Л.В. Садомова // Иностранные языки в школе. 1998. № 6. С. 27-33.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 246 с.

5. Давыдова М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам / М.А. Давыдова. М.: Высшая школа, 1990. 128 с.

6. Забелина Н.А. Учет социально-личностных факторов в обучении иностранным языкам (на материале языкового ф-та пед. вуза): автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Н.А. Забелина. М., 1995. 22 с.

7. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения / А.С. Золотняко-ва. Ростов н/Д: Феникс, 1979. 140 с.

8. Зорин С.М. Интегральное искусство и общение / С.М. Зорин // Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности. М.: Высшая школа, 2003. 96 с.

9. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу; пер. с англ. // Психология личности: Тексты. М.: Просвещение, 1982. 184 с.

10. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н.Ю. Посталюк. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. 96 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 268 с.

12. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности / Л.И. Рувинский. М.: Мысль, 1984.

132 с.

13. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Гар-дарики, 2002. 568 с.

14. Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: дис. ... докт. пед. наук / А.П. Тряпицына. Л., 1991. 296 с.

15. Философский словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 588 с.

16. Rogers C.K. A Way of Being / C.K. Rogers. Boston, 1980. 134 с.

Клименко Галина Александровна -

старший преподаватель кафедры «Немецкий язык» Педагогического института

Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

УДК 377.5:61

Г.К. Паринова

СИСТЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОДУКТИВНО-ОБОБЩАЮЩЕГО ПОДХОДА

Рассматривается новый подход к совершенствованию профессиональной подготовки студентов - продуктивно-обобщающий. Его суть состоит в том, что механизм продуктивного обобщения в образовательной деятельности обеспечивает интеграцию ее компонентов со сферами развития личности и ее самопроцессами, что ведет к достижению высокого уровня готовности будущих учителей к педагогической деятельности.

G.K. Parinova

STUDENTS PROFESSIONAL TRAINING PERFECTION SYSTEM ON THE BASE OF A

PRODUCTIVE RESUMPTIVE APROACH

This article presents new approach to the perfection of professional training - productively resumptive. Its main point is that the mechanism of productively resumptive in the educational activity provides the integration of its components with the spheres of the development of the personality and its self process. This leads to the high level of readiness of the future teachers for their pedagogical activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.