Научная статья на тему 'Организационно-педагогическое обеспечение творческого саморазвития студентов в условиях гуманитаризации образования'

Организационно-педагогическое обеспечение творческого саморазвития студентов в условиях гуманитаризации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залуцкая Светлана Юрьевна

Статья посвящена проблемам творческого саморазвития студентов в условиях гуманитаризации современного образования. В ней затронуты отдельные вопросы организационно-педагогического обеспечения творческого самосовершенствования обучающихся в вузе, дается характеристика эффективных технологий, основных принципов и условий образовательного процесса, имеющего целью творческое саморазвитие студентов в учебно-познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическое обеспечение творческого саморазвития студентов в условиях гуманитаризации образования»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО...

УДК 378

С. Ю. Залу икая

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В нормативно-правовых документах, обеспечивающих образовательную систему в России, указывается на то, что «... школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Именно опираясь на богатейший опыт российской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного гуманитарного и художественного образования» [1, с. 10].

Признание человека приоритетной ценностью, а его развитие главной целью современного образования предполагает особый подход к организации образовательного процесса и созданию на его основе образовательного пространства, в котором превалирует гуманистический компонент.

Как известно, образование, в том числе и высшее профессиональное, представляет собой «целостный, систематически организованный процесс обучения и воспитания личности, обеспечивающий ее развитие, включающий в себя определенную цель или комплекс целей, совокупность средств достижения этой цели (принципы организации образовательного процесса; подлежащее усвоению содержание образования; технологии организации совместной деятельности педагогов и обучаемых, педагогические условия) и планируемый результат» [2, с. 21]. Это позволяет проводить анализ современного состояния образовательного процесса в вузе через целевой, содержательный, технологический, ценностный и результативный компоненты.

Например, цель как системообразующий компонент образовательного процесса должна включать в целевой компонент не только передачу и усвоение культурных норм и образцов, выработанных человечеством, не простое наследование сотворенного, а создание, сотворение нового в окружающем мире и в самом себе, что является истинной целью и основным смыслом человеческого существования. Поэтому «содержание цели организуемого и направляемого педагогом процесса, обеспечивающего воспитание творческой личности, не исчерпывается включением в нее дополнительной задачи развития познавательных сил и способностей обучаемых. В цель современ-

ного образовательного процесса как важный компонент входит формирование готовности обучаемых к созданию и развитию собственного творческого потенциала» [3, с. 108].

В отношении традиционно понимаемого содержательного компонента вузовского образования отметим, что передаваемое знание, построенное по предмето-центричному принципу в логике отдельных наук, как правило, исключает познающего субъекта из содержания обучения. Другими словами, традиционное содержание образовательного процесса, ориентированное на усвоение обучаемыми основ наук, зачастую не ставит своей задачей помочь студентам в осмыслении собственного «Я», не обеспечивает личностного уровня восприятия знаний. Содержание современных учебных дисциплин наполнено объективными знаниями, но в нем недостаточно представлены историко-культурная и социокультурная составляющие. Образовательный процесс, стимулирующий творческое саморазвитие обучаемых, предполагает формирование у них целостных представлений «в контексте истории и культуры, осмысление ими собственных потребностей, анализ интеллектуальных и физических возможностей, чтобы активно присваивать накопленный человеческий опыт, преобразовывая его и самих себя» [2, с. 243]. Следовательно, представление об образовании как о деятельности, актуализирующей и развивающей творческое начало обучаемых, делает значимой тенденцию усиления в современном содержании образования гуманитарной составляющей.

Отметим, что в настоящее время предпринимаются попытки реализации названной тенденции, осуществляемые в основном двумя способами. «Первый - это насыщение гуманитарным, личностно-ориентированным содержанием учебных программ изучаемых в вузе гуманитарных и естественно-научных дисциплин инвариантного компонента учебного плана. Второй способ - это включение в вариативный (региональный) компонент учебного плана специальных курсов пси холого-педагоги ческой поддержки: самопознания, самообразования, самовоспитания и развития личности студента в образовании» [4, с. 52]. При моделировании образовательного процесса учитываются оба направления.

Технологический компонент образовательного процесса, способствующего актуализации творческих возможностей личности обучаемого, представлен технологиями, 1) отличающимися гуманитарной, личностноориентированной направленностью и развивающим характером; 2) обеспечивающими создание благоприятного психологического климата творческой деятельности, демократическую атмосферу общения, взаимодействия;

3) предоставляющими участникам образовательного процесса субъектные позиции для реализации творческого самоопределения и саморазвития;

4) использующими такой стиль педагогического взаимодействия, который

поддерживает и стимулирует готовность обучаемых к творческой самореализации и саморазвитию.

Выделим также доминирующие признаки технологий обучения и воспитания студентов, использование которых в силу гуманистического характера способствует достижению заявленных целей. Как нам кажется, таким показателем является в первую очередь направленность на обучение способам самостоятельного творческого решения задач и проблемных ситуаций; актуализация субъектного опыта студентов; обучение навыкам конструктивного взаимодействия и творческой самореализации; обеспечение эффективного педагогического менеджмента процессом профессионально-творческого саморазвития студентов; стимулирование личностного роста обучаемых; гармонизация психического состояния; формирование установки на творческую самореализацию.

Для решения поставленных задач в основу подобных технологий заложен ряд концепций, применимых в том числе и в высшем профессиональном образовании: среди них концепции личностно-ориентированного обучения (В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), развивающего и проблемного обучения (В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин и др.), обучения как диалога культур (В. С. Библер и др.), педагогики сотрудничества, сотворчества педагогов и обучаемых в учебном процессе (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Е. Н. Ильин и др.), фасилитаторской педагогики (А. Маслоу, Ю. А. Миславский, К. Роджерс), оптимизации психологического климата коллектива обучаемых (Н. П. Аникеева, А. И. Санникова, И. Е. Шварц и др.).

Таким образом, к числу технологий обучения, интенсивно способствующего творческому саморазвитию студентов в условиях гуманитаризации образования, могут быть отнесены технологии развивающего обучения; проблемного обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология развития гуманитарного мышления; технология управления творческим ростом личности обучаемого с учетом ее индивидуальности; технология коллективной творческой деятельности и другие.

Ценностный компонент представляется особенно важным, когда речь идет об активизации процесса гуманитаризации образования, и предполагает «устойчивую ориентацию личности, обладающую высоким уровнем эмоционального интеллекта и эмоциональной креативностью на переживание ценных эмоций, возникающих в результате целостного восприятия окружающего мира и осознания фундаментальных общечеловеческих ценностей как своих личных» [5, с. 12], а также формирование у обучаемых отношения к учебно-познавательной дельности как личностно значимой, как к сфере творческой самореализации.

В качестве одного из условий создания внутренних механизмов творческого саморазвития личности на основе её эмоционально-ценностного самоопределения выделяют отбор содержания и структурную организа-

цию учебного процесса, который должен быть организован с опорой на природные способности обучаемого и вместе с тем должен быть направлен иа создание эмоционально насыщенной среды, богатой ценностным общением, ориентированным на формирование базовых ценностей, получение эстетических эмоций от творческой деятельности, создания новых гуманитарных знаний, совместного поиска истины и др. Так, создавая целостную картину социальной жизни на основе интеграции знаний из философии, этики, истории, политологии, социологии и т. п., педагог может формировать у студентов ценностные ориентиры, гуманистические позиции, которые помогут им более осознанно ориентироваться как в событиях прошлого, так и в проблемах современного мира. В э том случае данные различных наук выступают не локально, а как одна из сторон общей проблемы духовного мира человека, формирования его эстетических и духовно-нравственных ценностей, обогащения конкретных представлений личности об окружающей действительности, человеке, природе, обществе.

Результативный компонент помимо традиционных критериев количества и качества усвоенных знаний, умений и навыков по их объему, прочности, воспроизводимости, свойству переноса требует также иметь ввиду критерии сформированное™ навыков творческого саморазвития и ориентацию студентов как будущих специалистов на творческий, преобразовательный и созидательный характер взаимодействия с профессиональной средой, окружающим миром и с самим собой.

Острая необходимость современного общества в таких творческих личностях, специально подготовленных в вузе к преобразованию себя и окружающей действительности, получили общественное признание и оформление в законодательных документах и официальных материалах, посвященных образованию [1]. Эти потребности совпадают с изначально присущими человеку способностями и потребностями в творческой адаптации и самореализации в динамично изменяющемся мире. Следовательно, обрело актуальность приведение образовательной практики высшей школы в соответствие с требованиями общества и потребностями личности.

Подобный общественный спрос определяет предложение в сфере образовательных услуг и находит свое отражение в государственном заказе, который заключается в обеспечении качественного усвоения на творчески преобразующем уровне обязательного объема знаний, умений, навыков, компетенций, определенных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, а также в обеспечении подготовки специалистов к самостоятельной жизни в обществе и участию в производстве. В гаком контексте социальный заказ личности, исходя из ее социальных и духовных потребностей, включает в себя освоение методологии творческого самосовершенствования, овладение технологией творческой самореализации. Включение социального заказа личности в систему

целей современного высшего образования обусловливает, на наш взгляд, необходимость ориентирования образовательного процесса в вузе на формирование умений и навыков профессионально-творческого саморазвития студентов.

Для успешного решения выдвинутой задачи образовательного процесса, ориентированного на творческое саморазвитие студентов в условиях гуманитаризации образования, определим совокупность принципов, реализация которых обеспечит целенаправленное формирование творческого потенциала личности и создание развивающего образовательного пространства. Они носят общепедагогический характер:

- принцип гуманизации, согласно которому в центр образовательного процесса поставлен студент, признание самоценности и бережное отношение к его личности, уважение его потребностей, права на индивидуальную траекторию развития и обеспечение защищенности;

- принцип гуманитаризации, означающий усиление гуманитарной составляющей в содержании учебных дисциплин с целью обогащения обучаемых знаниями об окружающем мире и месте человека в нем, о творческой самодетерминации личности, об аксиологическом аспекте творчества человека, оценивание знаний в качестве средства в системе «человек - мир», а не цели образовательного процесса;

- принцип демократизации, определяющий соответствующий стиль взаимоотношений участников образовательного процесса, субъект-субъектный характер их взаимодействия, предоставление права на самоопределение;

- принцип учета взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики, предполагающий согласованное применение педагогических методов убеждения и внушения в образовательном процессе, мотивацию творческого саморазвития студентов, создание ситуаций успеха, имеющих целью осознание потенциального уровня своих способностей. Это также обеспечение безопасности работы обучаемых за счет обязательного включения наряду с дискуссионными и рефлексивными процедурами нерефлексивных процедур, работающих «на слияние»: установление эмоционального чувства общности, доверия, защищенности и поддержки; специальная организация учебного материала, предоставляющая студентам возможность выбора содержания учебных заданий или способов решения учебных творческих задач, снимающая излишнее напряжение и боязнь неудач;

- принцип развивающего характера обучения, суть которого заключается в ориентации обучающих технологий на развитие студента как субъекта учебной деятельности (на обучение способам творческого решения задач и проблем);

- принцип личностно-ориентированной направленности обучения, определяющий ориентацию образовательного процесса на развитие студента как целостной уникальной личности, а не отдельных его свойств и качеств;

- принцип индивидуализации, определяющий улет личностных и индивидуально-психологических особенностей обучаемых (характера «Я-кон-цепции», направленности личности, ее ценностных ориентаций, уровня волевой саморегуляции и др.), а также уровня творческого развития;

- принципы системности и последовательности, означающие целенаправленность и согласованность вносимых изменений во все компоненты образовательного процесса, на всех его этапах и в отношении всех субъектов.

Указанные принципы предопределяют содержание образования, обеспечивающее достижение сформулированных выше целей. Для того чтобы содержание образования, определенное государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, было усвоено натвор-чески-прсобразующем уровне и способствовало творческому саморазвитию личности, его, на наш взгляд, необходимо дополнить знаниями о психологии и педагогике творчества, в том числе творческого самоопределения и саморазвития; представлениями о творческой самодетерминации личности, о творческом потенциале человека и современных данных о возможных способах его развития; знаниями о специфике творчества, о творческом подходе в решении частных и общих, личностных, учебных и профессиональных задач с учетом современных философских, психологических и педагогических теорий; знаниями об аксиологическом аспекте творчества человека в соотнесении с духовно-нравственными ценностями.

Учитывая, что функционирование и развитие образовательной системы зависит от ее внутренних свойств (личностных свойств ее субъектов), от внешних обстоятельств, в которых она функционирует (среды), а также от внутрисистемных отношений, определим комплекс педагогических условий, при которых образовательный процесс обеспечивает реализацию поставленных целей. Условия могут включать в себя обеспечение обучаемым субъектной позиции, предоставление возможности саморазвития в образовательном процессе; диалогический, фасилитаторский стиль педагогического общения; опора на коллективное и индивидуальное творчество в организации учебной деятельности студентов; индивидуальный подход к обучаемым, активизация их личностного развития; компетентность преподавателя в управлении творческим саморазвитием студентов; создание на основе образовательного процесса гуманистически ориентированного развивающего образовательного пространства [3].

Как видно, в совокупность педагогических условий организации образовательного процесса в качестве необходимого условия эффективного решения проблемы творческого саморазвития «следует включать наличие развивающего образовательного пространства. Это обусловлено тем, что образовательный процесс, рассматриваемый как система, функционирует в конкретной среде образовательного учреждения, определенным образом структурируя ее, выступая при этом источником организующих влияний и

одновременно испытывая на себе воздействия среды» [6, с. 73]. Среда может быть благоприятной, способствовать выполнению функций (мотивационной, технологической, информационной и др.) педагогического обеспечения творческого саморазвития обучаемого, а может препятствовать их реализации.

Суть мотивационной функции заключается в ориентации мотивационной сферы обучаемых на задачи личностного самопознания, самоопределения, саморазвития. При реализации данной функции педагог помогает студенту осознать потребность в развитии своего творческого потенциала, ориентирует его на творческое саморазвитие. При этом следует заметить, что в процессе обучения мотивация изменяется вместе с личностными изменениями студента, поэтому нуждается в постоянном, целенаправленном педагогическом управлении. Приведем пример подобных изменений мотивов обучения, (таблица)

Динамика мотивов обучения у студентов гуманитарного профиля (в % к общему числу)

Мотивы Контингент студентов Средний показатель

2 курс 3 курс \ 4 курс 5 курс

Когнитивные 10,0 6,6 14,5 11,8 10,7

Творческое саморазвитие 50,8 57,7 55,3 62,4 56,5

Коммуникативные 32,4 27,5 22,0 26,8 25,9

Утилитарные 61,3 77,5 37,6 43,7 55,0

Профессиональные 37,7 48,2 45,2 44,0 43,8

По приведенным данным ясно, что в процессе обучения не претерпевают существенных изменений и являются доминирующими, значимыми мотивы творческого саморазвития и профессиональной, практической ориентации. Это позволяет преподавателю апеллировать в процессе познания к творческой самореализации личности, ее самодвижению, стремлению выйти за пределы заданного.

Информационная функция педагогического обеспечения состоит в трансляции студентам знаний о феномене творчества, знаний о собственной индивидуальности, ознакомление их со способами осуществления творческой деятельности и приемами творческого саморазвития.

Технологическая функция педагогического обеспечения формирования творческого саморазвития студентов заключается в предоставлении им необходимых условий и средств для реализации этого процесса. Это, как было указано выше, обучение умениям и навыкам творческого саморазвития, самостоятельного конструирования процесса творческого самосовершенствования.

Практика свидетельствуют о том, что комплексное и систематическое применение совокупности средств организации образовательного процесса, нацеленного на творческое саморазвитие студентов в условиях гуманитаризации современного образования, обеспечивает положительную динамику в изменении уровня формирования творческого саморазвития обучаемых, практически всех его компонентов, «существенно расширяет индивидуальные границы в овладении студентами методологией и технологией творческого самосовершенствования и кроме того, обеспечивает создание мотиваци-онно-стимулирующей атмосферы, которая складывается в образовательном процессе» [7, с. 176].

Таким образом, мы делаем вывод о том, что целенаправленное совершенствование системы педагогического обеспечения учебно-познавательной деятельности выступает одним из важных элементов творческого саморазвития студентов средствами образования, а в качестве результата предполагает сформированную потребность обучаемых в творческом саморазвитии; способность воспринимать себя как суверенный источник творчества; умение конструктивно общаться с окружающими; активное участие в профессиональной деятельности на творческом уровне; адекватную самооценку на основе осуществления рефлексивной деятельности.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.

2. Санникова, А. И. Развитие творческого потенциала школьников в образовательном процессе. Дис...д-ра.пед.наук / А. И. Санникова. - Оренбург, 2002.-368 с.

3. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы / Е. В. Бондаревская-. Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 1997. - 191 с.

4. Цукерман, Г. А., Мастеров, Б. М. Психология саморазвития / Г. А. Цукер-ман, Б. М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 1995. - 198 с.

5. Кашекова, И. Э. Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетическое направления: авгореф.дис.. .канд.пед, наук / И. Э. Кашекова. - М., 1998. - 22 с.

6. Ананьев, Б. Г. О человеке как объекте и предмете воспитания / Б. Г. Ананьев // Человек как предмет познания. — М.: Наука, 2000. С. 245—333.

7. Поляков, С. Д. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе / С. Д. Поляков. — М.: Сентябрь, 1999. —308 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.