Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
БАРДИНА Екатерина Г еннадьевна, кандидат ветеринарных наук, старший преподаватель кафедры «Бе- Статья поступила в редакцию 22.11.2010 г.
зопасность жизнедеятельности». © Е. Г. Бардина
УДК 377.3.091.21 л. м. КАЛАШНИКОВА
Приморский институт железнодорожного транспорта (филиал ДВГУПС), г. Уссурийск
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
Проблема педагогической поддержки личности студента техникума является одной из востребованных в современной науке и образовательной практике. В условиях развития профессионального образования, которое должно играть опережающую роль в развитии нашего общества (а его упорно пытаются превратить только в сферу оказания образовательных услуг), все же акценты переносятся на личностное развитие студента, его самосовершенствование, актуализацию личностных ресурсов в становлении как человека и как профессионала. Ключевые слова: педагогическая поддержка, личностное развитие, личностноориентированный подход, профессионально-личностное развитие.
Основными тенденциями развития современного образования, наряду с интенсивным обновлением технологий, расширением межкультурного взаимодействия, демократизацией и гуманизацией, возрастанием роли человеческого капитала, является создание такой системы профессионального образования, которая могла бы повысить уровень готовности личности к ответственному и осознанному выбору своего жизненного пути, готовить человека к жизни в быстро меняющихся условиях. Для создания такого образовательного процесса необходимо выстраивать уклад жизни образовательных учреждений среднего профессионального образования на принципах педагогики сотрудничества и сотворчества студентов и преподавателей.
Современное образование постепенно становится для человечества особой культурно-общественной сферой, в которой педагоги, реализующие гуманистическую парадигму образования, получили возможность средствами образования создавать реальную практику гуманистических отношений. Анализ развития гуманистических идей в педагогике (Ш.А. Амонаш-вили [1], Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков [2], И. С. Якиманская [3] и другие) показывает, что ведущими являются идеи гуманного отношения к личности студента, поддержка творческого начала в человеке, предоставление условий для полноценного развития личности, поддержка способности к саморазвитию.
Теоретические и практические аспекты педагогической поддержки представлены в трудах А.Г. Асмо-лова [4], О.С. Газмана [5], и др., в которых определены основные механизмы, принципы, условия, виды и способы оказания педагогической и психологической поддержки личностного развития студентов в образовательном процессе. В данной трактовке психологическая поддержка выступает как одна из составляющих педагогической поддержки, которая рассматривается как многомерный процесс, сосредоточенный на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствующий сохранению и развитию веры в се-
бя, свои возможности, повышению резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, создание оптимальных условий для личностного развития.
Педагогическая поддержка в большей степени выступает как технология организации личностного взаимодействия преподавателя и студента, как процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология.
В систему среднего профессионального образования (СПО) меньше всего проникли инновационные изменения, оно остается более консервативным, чем другие его уровни. С одной стороны, в ситуации демографического спада в учебные заведения среднего профессионального образования приходят абитуриенты, которые нуждаются в особом внимании, в выявлении ресурсов их профессионально-личностного развития, в создании дидактических условий, способствующих реализации индивидуальных программ обучения и развития, в выстраивании педагогического взаимодействия на принципах личностно-ориентированного подхода с обязательным использованием технологии педагогической поддержки.
С другой стороны, в системе СПО сложилась ситуация, которая характеризуется тем, что большая часть преподавателей не имеет специальной педагогической подготовки (инженеры, экономисты, мастера производственного обучения), что существенно затрудняет оказание помощи и поддержки личностному развитию студентов.
Анализируя сложившуюся образовательную ситуацию в сфере среднего профессионального образования, можно увидеть некоторые противоречия:
— между новыми теоретическими подходами и недостаточной практической готовностью педагогического коллектива работать в парадигме личностноориентированного образования;
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
— между потребностями в педагогической поддержке со стороны студента и неспособностью и неготовностью ее оказания со стороны педагогов;
— между потребностью образовательных учреждений СПО в повышении эффективности педагогической деятельности и отсутствием адекватных научнообоснованных и практико-ориентированных моделей педагогической поддержки.
На наш взгляд, система педагогической поддержки профессионально-личностного развития студентов ОУ СПО будет эффективной, если будут созданы следующие условия:
— концептуальные, где педагогическая поддержка рассматривается как сложная, высокотехнологичная, «психологоемкая» система педагогического взаимодействия; как процесс, сосредоточенный на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствующий укреплению и восстановлению веры в себя и свои возможности, повышению резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, как процесс создания оптимальных условий для личностного развития;
— содержательные: которые определяются стратегическими документами развития ОУ, комплексноцелевыми программами сопровождения образовательного процесса, где педагогами ОУ СПО будет принята гуманистическая парадигма образования и освоена технология педагогической поддержки студентов в их развитии, адаптации к социальной ситуации обучения в ОУ СПО; своевременно будут выявляться индивидуальные особенности, образовательные и личностные проблемы студентов, а программа педагогической поддержки будет выстроена с учетом выявленных проблем; все субъекты образовательного процесса будут ориентированы на личностное саморазвитие студентов;
— технологические, выступающие в основных формах взаимодействия при педагогической поддержке: собеседование, консультирование,игровое моделирование, тренинги, заседания учебно-воспитательной комиссии, совета по профилактике нарушений, организация взаимопомощи, разнообразных видов творческой деятельности и др.
— критериальные, включающие в себя уров-невые, системно-структурные, ролевые и социальнопсихологические характеристики социальной зрелости личности. Система педагогической поддержки в образовательном учреждении должна быть построена на основе принципов комплексности, поэтапности, дифференцированности, индивидуализации, личностной направленности.
В зарубежных исследованиях педагогическая поддержка рассматривается как школьное консультирование, психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования в США; как коучинг — помощь и содействие личности в позитивных изменениях в Австралии; как помощь в ситуации выбора, как опекунство, пасторская забота, как курс личностного и социального образования в Англии; как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути в Голландии [6].
Психологическая поддержка выступает как составная часть педагогической поддержки, является ее неотъемлемым звеном. Сущность психологической поддержки заключается в преобразованиях, затрагивающих личность. Она определяется уровнем осознания личностью собственных проблем и мерой помощи, которая может быть оказана педагогом в личностном становлении студента ОУ СПО, поэтому поддер-
жка не может иметь неограниченный характер, она ограничена мерой понимания ситуации самим студентом, способами, адекватными пониманию создавшейся ситуации, уровнем развития субъектности студента, нравственно-волевыми его качествами. Процесс психологической поддержки обозначает, опредмечивает себя актами саморазвития, побуждаемыми не только системой внешних стимулов (требований, ожиданий, возможностей), но, прежде всего, системой внутренних побуждений — стремлениями, убеждениями, интересами, установками самой личности. Парадигмальными и методологическими основаниями модели педагогической поддержки служат идеи личностно-развивающего подхода, субъ-ект-субъектного характера педагогического взаимодействия, нравственной сущности воспитания.
Механизмами, задающими личностное развитие и саморазвитие, являются обретенная рефлексия и субъ-ектность личности.
Рефлексия как регулятивный механизм связан с внутренними преобразованиями — осмыслением и переосмыслением стереотипов мышления и их эвристическим преодолением, это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации: во-первых, рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о содержании, способах и средствах своей деятельности; во-вторых, позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; в-третьих, делает человека (социальную систему) субъектом своей активности.
Направление в интерпретации феномена педагогической поддержки предполагает ее рассмотрение в качестве принципа всей гуманистически ориентированной системы образования (всех ее субъектов). Именно в этом значении его чаще всего используют практики. Если существующая или проектируемая воспитательная система ориентирована на реализацию гуманистическою подхода к взаимодействию преподавателей и студентов, поддержка в ней приобретает смысл принципа педагогической деятельности, то есть становится важнейшим педагогическим кредо людей, работающих в системе СПО со студентами.
Под педагогической поддержкой мы понимаем систему педагогической деятельности, раскрывающую личностный потенциал человека, включающую помощь студентам, преподавателям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей (проблем). Выделение проблемы студента в качестве стержня, на котором удерживается педагогическая поддержка как деятельность конкретного педагога с конкретным студентом, является попыткой выделить специфику педагогической поддержки как особой деятельности, отличной от обучения и воспитания, требующей от педагога умения задавать направление и управлять, таким образом, динамикой развития студента. Основным направлением педагогической поддержки является помощь педагога в личностном развитии студента, направленная на актуализацию собственных внутренних сил и резервов самореализации. О. С. Газман [5] в качестве предмета психолого-педагогической поддержки рассматривал процесс совместного с ребенком определения его интересов и целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), способствующий сохранению и развитию нравственного потенциала личности и достижению желаемых результатов в учении, самовоспитании, общении.
Определяя место педагогической поддержки между социализирующими процессами — воспитанием,
обучением и процессами становления отношений субъекта к фактам собственной жизнедеятельности — процессами индивидуализации, — можно предположить, что педагогическая поддержка направлена на то, чтобы выйти на проблемы студента как «точки его отчуждения» от тех педагогических воздействий, которые направлены на него и обусловлены целями воспитания и обучения; помочь субъекту преобразовать эти «точки» в самообразовательную ситуацию, т.е. ситуацию, которая дает ему личный опыт решения возникшей проблемы; далее—увидеть собственный смысл во взаимодействии со взрослыми; и, наконец, построить свою линию поведения, которая признается воспитанником как значимая и необходимая для него. Предметом их взаимодействия является отношение студента к себе в ситуации проблемы. Это принципиально отличается от предмета взаимодействия между педагогом-предметником и обучаемого или воспитателем и воспитуемым. Там предметом взаимодействия выступают знания, нормы, образы и т.д. В педагогической поддержке предмет никогда не отчужден от ребенка, ее целью является «создание» субъектной позиции ребенка.
Серьёзным остается вопрос о том, что следует «поддерживать» в растущем человеке. На наш взгляд, поддерживать и развивать следует субъектность, то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой).
Теоретической основой педагогической поддержки в образовании и личностном развитии служат: че-ловекоцентрированный подход К. Роджерса [6]; лич-ностно ориентир ованная ситуация В. В .Серикова [ 2], как основа технологии личностно-ориентированного образования; проектирование условий для учащихся, в которых они могут создавать себя средствами культуры, диалога с другими личностями по Н.Г. Алексееву [7]; личностно ориентированное образование культурологического типа по Е.В. Бондаревской, сущность и назначение которого — образование Человека.
Предметом деятельности педагога по поддержке в образовании выступает процесс совместного с воспитанником преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно достигать результатов.
Педагогическая поддержка, как мы выяснили, непосредственно связана с такими понятиями, как педагогическая помощь, педагогическое сопровождение. А в оптимально организованной педагогической практике, как показывают последние исследования, педагогическая поддержка как система преобразуется в психолого-педагогическое сопровождение личностного развития студента [8].
В качестве культурно-образовательной среды, способствующей созданию внешних условий для саморазвития личности, является современное образовательное учреждение среднего профессионального образования, что требует оценки его места в системе образования с позиций сегодняшнего и перспектив завтрашнего дня.
Обобщая вышеизложенное, можно определить педагогические условия организации педагогической поддержки студентов в профессиональном образовательном учреждении среднего профессионального образования.
Первое условие состоит в безоценочном восприятии преподавателем личности, наличие педагогических установок, понимающих и принимающих внутренний мир обучаемых.
Также необходима организация деятельности по получению обратной связи от обучаемых, оказание помощи преподавателям в выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Вторым условием организации педагогической поддержки студентам является реализация программ профессионально-личностного развития самих студентов. Для актуализации внутренних факторов саморазвития личности необходимы внешние условия, обязательными среди которых являются следующие:
1. Формирование профессиональной направленности: мотивов, потребностей, жизненного опыта студентов, профессиональных планов, представлений, ожиданий.
2. Развитие самосознания личности: адекватной самооценки, перевода требований общества к профессии в требования к себе.
3. Организация и психологическое сопровождение образовательного процесса как условия, обеспечивающего профессиональное становление личности выпускника.
Библиографический список
1. Амонашвили, Ш. А. Как живете, дети? [Текст] : пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили, - Москва : Просвещение, 1986. — 176 с.
2. Сериков, Г. Н. Элементы теории системного управления образованием [Текст]. В 3 ч. Ч. 1. Системное видение образования / Г. Н. Сериков. -Челябинск : ЧГТУ, 1994. - 169 с. - ISBN 569600203Х.
3. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. - Издание 2-е. — М., 2000. - 112 с. - ISBN 5-88753-007-3.
4. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А. Г. Асмолов // Вопросы образования : ежеквартальный научно-образовательный журнал : издается с 2004 года / Ред. Я. И. Кузьминов, Е. Н. Пенская. -Москва : МаксПресс , 2008.-№ 1. — С. 65-87.
5. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века [Текст] : идея свободы ребенка в образовании как пед. цель / О. С. Газман // Клас. рук. - 2000. - № 3. -С. 6-33.
6. Роджерс, К. Становление личности : взгляд на психотерапию [Текст] / К. Роджерс : перевод с английского ; общ. ред. и пре-дисл. Исениной. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с. - ISBN 5-04-008274-6.
7. Алексеев, Н. Г. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения [Текст] / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А. А. Смирнов, О. А. Конопкин. - Москва : Педагогика, 1979. -№ 2. -С. 164- 170.
8. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] = Motivation and personality / А. Маслоу. - 3-е издание. - СПб. : Питер, 2003. - 352 с. -ISBN 5-318-00616-7.
КАЛАШНИКОВА Людмила Михайловна, преподаватель специальных дисциплин.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2010 г.
© Л. М. Калашникова
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ