ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ
1 2 Вартанян Н. , Стричко А.В.
1Вартанян Назели - студент, направление подготовки: экономика;
2Стричко Анна Валерьевна - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, институт сферы и обслуживания ипредпринимательства (филиал) Донской технический институт, г. Шахты
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные типы личности, на которые делятся, преподаватели по физкультуре различных учебных заведений, и представлен анализ преподавателей физкультуры в различных учебных заведениях. Ключевые слова: теория личности, педагогика в физ. воспитании, типы людей.
Как известно, педагогическая деятельность есть деятельность социальная. При раскрытии сущности социализации акцентируется внимание на ее двустороннем характере: с одной стороны, тенденция социальной типизации, а с другой - тенденция к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Индивидуальность любого человека характеризует широкий набор свойств, но интенсивность проявления их различна и детерминируется как природными факторами, так и жизненным опытом, сформированным, как правило, под воздействием социальных интеракций. В процессе профессиональной адаптации длительного характера может происходить как психофизиологических, так и типологических свойств личности. На основе существующих законов, обусловливающих механизмы компенсации и оптимизации личностных структур, рельефно выраженные у конкретного индивида «свойства образуют кластеры, связки, сцепления, синдромы, становясь устойчивыми симптом комплексами, дающими возможность исследователям говорить о типах и типологиях». Ведущая задача применения типологических процедур в психологических исследованиях заключается в вычленении подгрупп индивидов, обладающих достаточным сходством по множеству выделенных свойств, с последующим анализом внутренней взаимосвязи этих характеристик или общих особенностей деятельности, реакций, поведения, социальных установок и других психических проявлений, узко специфичных для каждой из обнаруженных типических совокупностей. Применение типологического подхода дает возможность для более правильного отражения предмета изучения, в качестве которого выступает целостная организация определенных черт или свойств личности, обусловливающая как специфичность, так и устойчивость ее психических феноменов. За основу изучения черт личности современного педагога по физической культуре под воздействием профессии был взят типологический подход профессиональных предпочтений Дж. Хохланда. Его достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Он является своеобразным эталоном, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением, а направленность является наиболее значимой подструктурой личности. Согласно предположению автора, каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей, которые являются результатом взаимодействия множества факторов: социокультурных, личностных и других, например влияние семьи, родителей и других значимых лиц, квалификация и опыт предыдущей работы и т.д. Под влиянием этих факторов личность первоначально предпочитает одни и отвергает другие виды
деятельности и социальной активности. Затем эти виды деятельности становятся преобладающими интересами, ведущими к развитию определенных способностей. Интересы и способности личности формируют, по мнению Дж. Хохланда, определенные личностные диспозиции, определяющие восприятие человеком окружающего мира, его чувства, мысли и действия. Американский психолог выделил шесть типов людей: реалист (Р-тип), интеллектуал (И-тип), социальный (С-тип), конвенциональный (К-тип), предприимчивый (П-тип) и артистический (А-тип), для каждого из которых оптимальной является определенная группа профессий или форм деятельности. Для расширения психодиагностических возможностей своей теории Дж. Хохланд ввел понятие конгруэнтности, однородности и дифференцированной. В силу того, что различные личностные типы имеют разные интересы, способности, диспозиции, они стремятся окружить себя такими людьми, пред- метами, материалами и решать такие проблемы, которые конгруэнтны их запросам. Люди ищут та- кое окружение, которое позволило бы им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблемы и брать на себя соответствующие запросам роли. То есть Р-тип ищет реалистическое окружение, С-тип - социальное и т.д. Важнейшими со- ставными частями окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность и времяпровождение вне работы, досуг человека. Однородность - понятие, применяемое как к типам личности, так и типам окружения. Так как реальная личность или окружение содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной. Дифференцированность. Некоторые личности или окружения более «чистые», т.е. демонстрируют большую принадлежность к одному типу и меньшую другим. Тогда как есть личности и окружения, в которых разные типы представлены в примерно равных пропорциях. Эти типы считаются слабо дифференцированными. Исследование типологии профессиональных предпочтений было проведено среди специалистов по физической культуре учреждений образования разного типа: учителей физической культуры общеобразовательных учреждений (74 человека, из них 20 женщин), преподавателей физического воспитания высших учебных заведений (80 человек, из них 27 женщин), тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮК ФП) (80 человек: 52 мужчины, 28 женщин) и тренеров-преподавателей по видам спорта школ высшего спортивного мастерства (ТТТВСМ), спортивных клубов (СК), обществ (80 человек: 57 мужчин, 23 женщины), всего 314 человек.
Характеризуя в целом особенности профессиональных предпочтений педагогов по ФК, можно говорить о наличии всех выделенных в концепции Дж. Хохланда типов с выраженным преобладанием С-тип и П-типов. Типы И, Р и А занимают промежуточное положение между типа- ми С и П и К-типом, имеющим наименьшие профессиональные предпочтения среди педагогов по ФК. Социальный тип кода является наиболее выраженным в обследуемой выборке, но первое место в Коде занял предприимчивый тип. Среди обследованных групп С-тип наиболее предпочитаем в среде преподавателей ФВ вузов и тренеров-преподавателей, работающих с детьми, по гендерному составу - среди педагогов-женщин. П-тип - среди учителей ФК и тренеров-преподавателей по видам спорта, работающих со взрослым населением. Учитывая значительную представленность элементов реалистического типа, дополняющих предприимчивую и социальную направленность профессиональных предпочтений специалистов по ФК, можно говорить о конгруэнтности профессионально-личностных типов педагогов по ФК профессиональному окружению, в котором реализуется педагогическая деятельность. Это дополняет концепцию Дж. Хохланда об условиях и факторах конгруэнтности профессиональных диспозиций личности. Необходимо отметить, что в среде преподавателей ФВ вузов среди направленностей Кодов выделяется И-типов. Объясняется это тем, что среди видов деятельностей, характерных педагогам всех специализаций, у преподавателей высшей школы особо выделяется научно-исследовательская работа. Среди обследуемой выборки преподавателей ФВ вузов 43.8% (35 преподавателей) имели ученую степень кандидата педагогических наук по специальностям 13.00.04 - теория и методика физического
76
воспитания и спортивной тренировки, 13.00.01 - педагогика, имели звание доцента, профессора или обучались в аспирантуре. Научно-исследовательская деятельность преподавателя высшей школы предполагает: сбор, систематизацию, анализ информации; выполнение сложных или абстрактных заданий; решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий; независимую, самостоятельную работу с опорой на самого себя; выполнение научной или лабораторной работы; предпочтение размышлений действиям. Среди обследуемой выборки педагогов по ФК обнаружена незначительная представленность так называемого конвенционального (конформистского) типа (К-тип) и артистического типа (А-тип): 6.3% и 6.1% соответственно. А-типы наиболее часто встречаемы среди трене- ров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей, чья деятельность предполагает организацию физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, организацию досуга в лагерях отдыха, что требует творческих проявлений: музицировали, литературных и художественных умений и навыков. Кроме того, в выборке присутствовали тренеры по таким видам спорта, как художественная и спортивная гимнастика, спортивная акробатика, фигурное катание, которые требуют проявления исключительных способностей восприятия и моторики, творческих способностей. Исследование психологических особенностей профессиональной деятельности педагогов по ФК обнаруживает ряд видов действий, успешность исполнения которых обеспечивается чертами, свойственными К-типу. Это такие, например, виды деятельности: - сбор и анализ информации о физическом развитии и физической подготовленности, спортивном мастерстве населения (в частности, учителя ФК выполняют большой объем работы по выполнению нормативов программ по физическому воспитанию, «губернаторских», «президентских» тестов и т.д.); - сбор и анализ выступлений учеников, спортсменов на соревнованиях; - ведение отчетной документации; - самостоятельная работа с информацией. В ходе эмпирических исследований нами установлена следующая особенность: педагоги внутренне «отторгают» названные виды деятельности, нередко считают их «лишними», отрывающими специалиста от основной деятельности.. Исследуя форсированность направленности личности педагогов по ФК на определенную сферу профессионального развития, видим, что в среднем % педагогов имеет высокую однородность и слабую дифференцированность профессиональных предпочтений, что свидетельствует о снижении интереса к иным видам деятельности. Состав педагогов по ФК различных специальностей, обнаруживших высокую однородность и слабую дифференцированность профессиональных предпочтений.
Таблица 1. Специалисты-преподаватели
Специальность %
Учителя ФК общеобразовательных школ 35,1
Преподаватели ФВ вузов 36,3
Тренеры-преподаватели детей 32,5
Тренеры-преподаватели по видам спорта 31,3
Всего всех 33,8
Полученные нами результаты совпадают с у вырождениями Н.А. Аминова что для педагогической профессии оптимальным является социальный тип личности и что определенных успехов в данной деятельности могут достичь представители предприимчивого и артистического типа в отличие от реалистического и конвенционального и не подтверждают исследования Я.Д. Лебедева, И.А. Иродовой о небольшом числе предприимчивого типа среди педагогов. Поскольку типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров в рамках любого из психологических типов и не устанавливает непреодолимых преград к личностному росту и др., знание типов личности и типов профессиональной среды, типологических особенностей
личности педагогов по ФК в процессе профессионального становления позволит: - не только адекватно использовать их природные склонности и способности, но и оказывать помощь в формировании индивидуального стиля деятельности, позволяющего компенсировать не- достаток развития одних компонентов развитием других; - сделать предположения относительно их удовлетворенности, динамики мотивации достижений, стремления к совершенствованию; - прогнозировать адаптационные процессы и эффективно решать одни и те же профессиональные задачи людям с различным сочетанием общенациональных компонентов в структуре личности, что в конечном счёте поможет найти средства к достижению целей, профессиональному становлению более лёгким путём.
Список литературы
1. Гавердовский Ю.К., Мамедов Ф.П. От первой «проводки» - до соревнований // Гимнастика, 1980. № 1.
2. Семенов Л.П. Важная сторона подготовки гимнастов. Гимнастика, 1972. № 1.
3. Ченегин В.М. Методы контроля за тренировочными нагрузками в спортивной гимнастике // Гимнастика. 1987. № 1.
4. Чебураев В.С., Королёва И.В. Пульсовая характеристика тренировочного процесса гимнасток 10-12 лет // Гимнастика. 1983. № 1.
5. Укран М.Л., Надыров А.Л. О факторах, влияющих на спортивно-технические достижения гимнастов // Гимнастика. 1976. № 1.
6. Розин Е.Ю., Титов Ю.Е. Некоторые аспекты многолетнего перспективного планирования подготовки гимнастов высокой квалификации // Гимнастика, 1976. № 1.
РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Гирлина Н.Г.
Гирлина Нина Георгиевна - учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3, г. Сургут
Аннотация: в статье приведены примеры формулировки заданий, направленных на отработку умений и навыков работы с различными источниками информации, которые можно использовать на уроках географии.
Ключевые слова: источники информации, функциональная грамотность чтения, задания, умения, тексты.
Для географии, одного из предметов школьного курса, где ведущую роль играет познавательная деятельность, необходимым условием успешного освоения предмета школьниками является их умение работать с различными источниками информации: текстами, картами, графиками и диаграммами и другими. Это связано, в первую очередь с тем, что практически вся географическая информация связана с различными жизненными ситуациями, событиями в мире, мировыми проблемами. Такая информация встречается в различных источниках: в средствах массовой информации, на Интернет-сайтах, в художественной и научной литературе, в статистических сборниках, на картах различного содержания. Еще недавно человеку достаточно было уметь читать, писать, производить арифметические расчеты. В настоящий момент необходимо уметь использовать полученные знания для решения жизненных задач, то есть возрастает роль прикладных знаний. Время требует, чтобы школа научила школьника находить в информационном потоке нужную информацию, размышлять на ней, понимать, интерпретировать и использовать ее в своей деятельности для достижения своих собственных целей. С каждым