Интенсивность работы, выполняемой гимнастами томского спортивного класса в упражнениях на перекладине, имеет ярко выраженный волнообразный характер, в то время как интенсивность у гимнастов спортивного класса г. Северска имеет тенденцию непрерывного повышения.
Динамика интенсивности выполняемых элементов на перекладине в первую неделю гимнастами г. Томска находится на уровне 0.9 эл./мин, во вторую и третью недели интенсивность достигает 2.9 эл./ мин и 4.7 эл./мин соответственно, после чего в четвертую неделю следует спад до 3.1 эл./мин.
Интенсивность работы, выполняемой гимнастами г. Северска на перекладине в первую тренировочную неделю, равна 1.4 эл./мин. Во вторую и третью недели на перекладине виден подъем уровня интенсивности до 1.5 эл./мин и 1.9 эл./мин соответственно. Четвертая тренировочная неделя г. Северска на перекладине характеризуется максимальной интенсивностью за весь исследованный период - 2.9 эл./мин.
Периодом максимальной интенсивности работы, выполняемой на перекладине гимнастами г. Томска, является третья неделя (4.7 эл./мин), а в
тренировочном процессе северского спортивного класса - четвертая (2.9 эл./мин).
На основе анализа четырех недель в целом можно сказать, что работа, выполняемая на перекладине гимнастами г. Северска менее интенсивна, чем тренировочный процесс г. Томска в среднем в 1.5 раза.
Таким образом, за весь исследуемый период из всех видов гимнастического многоборья наибольшая интенсивность работы, выполняемой юными гимнастами, отмечается на коне-махе в учебно-тренировочном процессе гимнастов как г. Северска (4.9 эл./мин), так и г. Томска (3.15 эл./мин).
Таким образом, обобщая, можно сказать следующее:
1. За четыре предсоревновательные недели из всех видов гимнастического многоборья наибольшая интенсивность отмечается на коне-махе в учебно-тренировочном процессе как гимнастов г. Се-верска (4.9), так и гимнастов г. Томска (3.15).
2. Динамика интенсивности выполняемой нагрузки гимнастами г. Северска превышает аналогичный показатель гимнастов г. Томска в 1.1 раза за четыре микроцикла до соревнований.
Поступила в редакцию 20.12.2006
Литература
1. Гавердовский Ю.К., Мамедов Ф.П. От первой «проводки» - до соревнований // Гимнастика. 1980. № 1.
2. Семенов Л.П. Важная сторона подготовки гимнастов // Там же. 1972. № 1.
3. Ченегин В.М. Методы контроля за тренировочными нагрузками в спортивной гимнастике // Там же. 1987. № 1.
4. Чебураев В.С., Королёва И.В. Пульсовая характеристика тренировочного процесса гимнасток 10-12 лет // Там же. 1983. № 1.
5. Укран М.Л., Надыров А.Л. О факторах, влияющих на спортивно-технические достижения гимнастов // Там же. 1976. № 1.
6. Розин Е.Ю., Титов Ю.Е. Некоторые аспекты многолетнего перспективного планирования подготовки гимнастов высокой квалификации // Гимнастика. 1976. № 1.
7. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. М., 1972.
8. Укран М.Л. Спортивная гимнастика. М., 1971.
9. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. М., 2004.
УДК 796.01:316
Л.Г. Чернышева
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Дальневосточный государственный гуманитарный университет, г. Хабаровск
Как известно, педагогическая деятельность есть деятельность социальная. При раскрытии сущности социализации [1] акцентируется внимание на ее двустороннем характере: с одной стороны, тенденция социальной типизации, а с другой - тенденция к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.
Индивидуальность любого человека характеризует широкий набор свойств, но интенсивность проявления их различна и детерминируется как природными (наследственными) факторами, так и жизненным опытом, сформированным, как правило, под воздействием социальных интеракций [2, 3]. В процессе профессиональной адаптации длительного характера может происходить изменение
как психофизиологических, так и типологических свойств личности [4].
На основе существующих законов, обусловливающих механизмы компенсации и оптимизации личностных структур, рельефно выраженные у конкретного индивида «свойства образуют кластеры, связки, сцепления, синдромы, становясь устойчивыми симптомокомпексами, дающими возможность исследователям говорить о типах и типологиях» [5, с. 359].
Ведущая задача применения типологических процедур в психологических исследованиях заключается в вычленении подгрупп индивидов, обладающих достаточным сходством по множеству выделенных свойств, с последующим анализом внутренней взаимосвязи этих характеристик или общих особенностей деятельности, реакций, поведения, социальных установок и других психических проявлений, узко специфичных для каждой из обнаруженных типических совокупностей [6, 7]. Применение типологического подхода дает возможность для более правильного отражения предмета изучения, в качестве которого выступает целостная организация определенных черт или свойств личности, обусловливающая как специфичность, так и устойчивость ее психических феноменов.
За основу изучения черт личности современного педагога по физической культуре под воздействием профессии был взят типологический подход профессиональных предпочтений Дж. Холланда [8]. Его достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. По мнению автора, тип является некой идеальной, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является своеобразным эталоном, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением, а направленность является наиболее значимой подструктурой личности.
Согласно предположению автора, каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей, которые являются результатом взаимодействия множества факторов: социокультурных, личностных и других, например влияние семьи, родителей и других значимых лиц, квалификация и опыт предыдущей работы и т.д. Под влиянием этих факторов личность первоначально предпочитает одни и отвергает другие виды деятельности и социальной активности. Затем эти виды деятельности становятся преобладающими интересами, ведущими к развитию определенных
способностей. Интересы и способности личности формируют, по мнению Дж. Холланда, определенные личностные диспозиции, определяющие восприятие человеком окружающего мира, его чувства, мысли и действия.
Американский психолог выделил шесть типов людей: реалист (Р-тип), интеллектуал (И-тип), социальный (С-тип), конвенциональный (К-тип), предприимчивый (П-тип) и артистический (А-тип), для каждого из которых оптимальной является определенная группа профессий или форм деятельности.
Для расширения психодиагностических возможностей своей теории Дж. Холланд ввел понятие конгруэнтности, однородности и дифференциро-ванности.
В силу того, что различные личностные типы имеют разные интересы, способности, диспозиции, они стремятся окружить себя такими людьми, предметами, материалами и решать такие проблемы, которые конгруэнтны их запросам. Люди ищут такое окружение, которое позволило бы им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблемы и брать на себя соответствующие запросам роли. То есть Р-тип ищет реалистическое окружение, С-тип - социальное и т.д. Важнейшими составными частями окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность и времяпровождение вне работы, досуг человека.
Однородность - понятие, применяемое как к типам личности, так и типам окружения. Так как реальная личность или окружение содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной.
Дифференцированность. Некоторые личности или окружения более «чистые», т.е. демонстрируют большую принадлежность к одному типу и меньшую другим. Тогда как есть личности и окружения, в которых разные типы представлены в примерно равных пропорциях. Эти типы считаются слабо дифференцированными.
Исследование типологии профессиональных предпочтений было проведено среди специалистов по физической культуре учреждений образования разного типа: учителей физической культуры общеобразовательных учреждений (74 человека, из них 20 женщин), преподавателей физического воспитания высших учебных заведений (80 человек, из них 27 женщин), тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮК ФП) (80 человек: 52 мужчины, 28 женщин) и тренеров-преподавате-лей по видам спорта школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), спортивных клубов (СК), обществ (80 человек: 57 мужчин, 23 женщины), всего 314 человек.
Характеризуя в целом особенности профессиональных предпочтений педагогов по ФК (рисунок и таблица), можно говорить о наличии всех выделенных в концепции Дж. Холланда типов с выраженным преобладанием С- и П-типов. Типы И, Р и А занимают промежуточное положение между типами С и П и К-типом, имеющим наименьшие профессиональные предпочтения среди педагогов по ФК. Социальный тип КОДа является наиболее выраженным в обследуемой выборке, но первое место в КОДе занял предприимчивый тип.
Среди обследованных групп С-тип наиболее предпочитаем в среде преподавателей ФВ вузов и тренеров-преподавателей, работающих с детьми, по гендерному составу - среди педагогов-женщин. П-тип - среди учителей ФК и тренеров-преподава-телей по видам спорта, работающих со взрослым населением. По гендерному составу количество мужчин с П-типом более чем в 2 раза превышает количество женщин.
Р-тип, обнаруженный на третьем месте по направленности КОДов, наиболее часто встречается среди тренеров-преподавателей как детского, так и взрослого населения и также относится к «мужскому» типу. Учитывая значительную представленность элементов реалистического типа, дополняющих предприимчивую и социальную направленность профессиональных предпочтений специалистов по ФК, можно говорить о конгруэнтности профессионально-личностных типов педагогов по ФК профессиональному окружению, в котором реализуется педагогическая деятельность. Это допол-
няет концепцию Дж. Холланда об условиях и факторах конгруэнтности профессиональных диспозиций личности.
Необходимо отметить, что в среде преподавателей ФВ вузов среди направленностей КОДов выделяется И-тип. Объясняется это тем, что среди видов деятельностей, характерных педагогам всех специализаций, у преподавателей высшей школы особо выделяется научно-исследовательская работа. Среди обследуемой выборки преподавателей ФВ вузов 43.8 % (35 преподавателей) имели ученую степень кандидата педагогических наук по специальностям 13.00.04 - теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки, 13.00.01 - педагогика, имели звание доцента, профессора или обучались в аспирантуре. Научно-исследовательская деятельность преподавателя высшей школы предполагает: сбор, систематизацию, анализ информации; выполнение сложных или абстрактных заданий; решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий; независимую, самостоятельную работу с опорой на самого себя; выполнение научной или лабораторной работы; предпочтение размышлений действиям.
Среди обследуемой выборки педагогов по ФК обнаружена незначительная представленность так называемого конвеционального (конформистского) типа (К-тип) и артистического типа (А-тип): 6.3 % и 6.1 % соответственно.
А-типы наиболее часто встречаемы среди тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей, чья деятельность предполагает
С-тип
Совокупность КОДов
Профессиональные предпочтения учителей ФК общеобразовательных школ
С-тип | Р-тип | К-тип | И-тип | А-тип На первом месте в КОДе Направленность КОДов профессиональных предпочтений учителей ФК общеобразовательных школ
1 П 1 11—1,—,
I А-тип I П-ти
I И-тип
Р-тип С-1
Совокупность КОДов Профессиональные предпочтения тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования
I П-ти
Р-тип I А-ти
К-тип I И-тип
Совокупность КОДов Профессиональные предпочтения преподавателей вузов
На первом месте в КОДе Направленность КОДов профессиональных предпочтений преподавателей вузов
На первом месте в КОДе
Направленность КОДов профессиональных предпочтений тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования
Совокупность КОДов Профессиональные предпочтения тренеров-преподавателей по видам спорта
На первом месте в КОДе
Направленность КОДов профессиональных предпочтений тренеров-преподавателей по видам спорта
Представленность личностных типов в профессиональных предпочтениях: а - учителей; б - преподавателей вузов; в - тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей; г - тренеров-преподавателей по видам спорта
б
а
в
г
организацию физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, организацию досуга в лагерях отдыха, что требует творческих проявлений: музицирования, литературных и художественных умений и навыков. Кроме того, в выборке присутствовали тренеры по таким видам спорта, как художественная и спортивная гимнастика, спортивная акробатика, фигурное катание, которые требуют проявления исключительных способностей восприятия и моторики, творческих способностей.
Исследование психологических особенностей профессиональной деятельности педагогов по ФК обнаруживает ряд видов действий, успешность исполнения которых обеспечивается чертами, свойственными К-типу. Это такие, например, виды деятельности:
- сбор и анализ информации о физическом развитии и физической подготовленности, спортивном мастерстве населения (в частности, учителя ФК выполняют большой объем работы по выполнению нормативов программ по физическому воспитанию, «губернаторских», «президентских» тестов и т.д.);
- сбор и анализ выступлений учеников, спортсменов на соревнованиях;
- ведение отчетной документации;
- самостоятельная работа с информацией.
В ходе эмпирических исследований нами установлена следующая особенность: педагоги внутренне «отторгают» названные виды деятельности, нередко считают их «лишними», отрывающими специалиста от основной деятельности. И все же небольшое количество К-типов, равномерно распределенных среди всех групп обследованных (от 3 до 7 человек), свидетельствует, что среди педагогов имеются личности, предпочитающие структурированную деятельность, работу по инструкции, определенным алгоритмам с преобладанием невербальных способностей, слабых организаторских способностей, в то же время требующих хороших моторных навыков.
Исследуя сформированность направленности личности педагогов по ФК на определенную сферу профессионального развития (табл. 1), видим, что в среднем >4 педагогов имеет высокую однородность и слабую дифференцированность профессиональных предпочтений, что свидетельствует о снижении интереса к иным видам деятельности.
Состав педагогов по ФК различных специальностей, обнаруживших высокую однородность и слабую дифференцированность профессиональных предпочтений
Специальность %
Учителя ФК общеобразовательных школ 35.1
Преподаватели ФВ вузов 36.3
Тренеры-преподаватели детей 32.5
Тренеры-преподаватели по видам спорта 31.3
Всего всех 33.8
Полученные нами результаты совпадают с утверждениями Н.А. Аминова [9, с. 24], что для педагогической профессии оптимальным является социальный тип личности и что определенных успехов в данной деятельности могут достичь представители предприимчивого и артистического типа в отличие от реалистического и конвенционального и не подтверждают исследования Я.Д. Лебедева, И. А. Иродовой [10] о небольшом числе предприимчивого типа среди педагогов.
Поскольку типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров в рамках любого из психологических типов и не устанавливает непреодолимых преград к личностному росту [11, 12 и др.], знание типов личности и типов профессиональной среды, типологических особенностей личности педагогов по ФК в процессе профессионального становления позволит:
- не только адекватно использовать их природные склонности и способности, но и оказывать помощь в формировании индивидуального стиля деятельности, позволяющего компенсировать недостаток развития одних компонентов развитием других;
- сделать предположения относительно их удовлетворенности, динамики мотивации достижений, стремления к совершенствованию;
- прогнозировать адаптационные процессы и эффективно решать одни и те же профессиональные задачи людям с различным сочетанием операциональных компонентов в структуре личности, что в конечном счете поможет найти средства к достижению целей, профессиональному становлению более легким путем.
Поступила в редакцию 21.06.2006
Литература
1. Педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. пед. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997.
2. Малых С.Б. и др. Основы психогенетики. М., 1998.
3. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.
4. Ильин Е.П., Фукин А.М. Дифференциальная психофизиология профессиональной и учебной деятельности. Казань, 1997.
5. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.
6. Тамм Я.Ф. Применение процедуры типологизации в социально-психологическом исследовании личности: Дис. ... канд. психол. наук. Л., 1979.
7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: Учеб. пос. Самара, 1995.
8. Holland J.L. Making vocational choices: a theory of carrers: Englewood Cliffs. New Jersey. Prentice-Hall, 1973.
9. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1997.
10. Лебедев Я.Д., Иродова И.А. Структурно-функциональные описания в дидактике и обоснование возможности личностно ориентированного обучения // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34).
11. Кирюшин И.А. Роль тревожности в типах личности. Хабаровск, 2005.
12. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. С. Лорие. М., 2001.
УДК 796.42
О.Н. Бобина
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ С УЧЕТОМ МОТОРНЫХ АСИММЕТРИЙ
Томский государственный педагогический университет
Актуальность. Успешность спортивной деятельности, способность человека к адаптивному поведению, обучаемость и способность к саморегуляции зависит от организации функциональных асимметрий. За прошедшие годы стала очевидной правомерность различия моторной, сенсорной, психической асимметрии человека, а также выделения индивидуального профиля асимметрии (ИПА), под которым понимается присущее каждому субъекту определенное сочетание функциональных асимметрий.
Моторная (двигательная) асимметрия, напрямую связанная с сенсорной и психической, имеет большое количество вариаций и определяет характер выполнения двигательного действия. Как показали наши предварительные исследования, силовые асимметрии ног могут оказывать негативное влияние на пространственно-временные параметры преодоления барьера, приводя к потерям скорости на дистанции и снижению эффективности обучения технике этого упражнения.
Ряд авторов по результатам своих исследований пришли к выводу о необходимости коррекции двигательных асимметрий в сторону их снижения для достижения более высокого спортивного результата [1-6]. Все они единодушны в том, что упражнения для подобной коррекции целесообразно включать уже на этапе начальной подготовки.
Мы полагали, что выравнивание двигательных асимметрий приводит не только к повышению спортивного результата, но и успешности освоения техники двигательных действий студентами физкультурных вузов. Однако сложившиеся подходы в обучении студентов технике двигательных дейс-
твий не предусматривают возможности повышения эффективности процесса обучения за счет оценки и учета асимметрий конечностей, что и послужило основанием к проведению данного исследования.
Цель исследования - обоснование использования методических приемов в обучении технике барьерного бега, направленных на снижение влияния моторных асимметрий ног на эффективность техники преодоления барьера.
Результаты исследования. В проведенном ранее эксперименте по определению приоритетности конечностей в проявлении физических качеств и по их участию в двигательных действиях, в том числе барьерном беге, было выявлено следующее.
- Предпочтение конечности связано с видом выполняемого упражнения.
- Приоритет конечности (преимущество, выражающееся в лучшем спортивном результате) связан с характером физического упражнения. Конечность, приоритетная в одном упражнении, может не являться приоритетной в другом.
- Наиболее информативным для барьерного бега является тест, выявляющий приоритетность ноги в силовой выносливости - полуприсед в упоре у стены, выполняемый отдельно для правой и левой ног на время.
- При выполнении барьерного бега одни студенты используют в качестве толчковой более «сильную» по тесту на силовую выносливость ногу - ТН (+), другие - более «слабую» - ТН (-) (см. табл. 1).
- В том и другом случаях наблюдаются потери скорости, но в разных фазах барьерного бега, однако коэффициент относительной эффективности барьерного бега выше у тех, кто использует более сильную ногу в качестве толчковой1*.
1 Коэффициент эффективности барьерного бега (Кэфф) был введен нами и представляет отношение времени бега до первого барьера ко времени бега по дистанции с преодолением трех барьеров.