Научная статья на тему 'Типологические особенности профессиональных предпочтений личности педагога по физической культуре'

Типологические особенности профессиональных предпочтений личности педагога по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1879
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Л. Г.

Л.Г. Чернышева. Типологические особенности профессиональных предпочтений личности педагога по физической культуре В статье представлены результаты исследований черт личности современного педагога по физической культуре различных специальностей под воздействием профессии на основе типологического подхода профессиональных предпочтений Дж. Холланда.L.G. Chernysheva.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological Peculiarities of Professional Preferences of Physical Training Teacher This paper presents some results of personal traits of Physical Training teachers. Different personality characteristics connected with profession are studied on basis of typological approach of professional preferences by J. Holland.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности профессиональных предпочтений личности педагога по физической культуре»

Интенсивность работы, выполняемой гимнастами томского спортивного класса в упражнениях на перекладине, имеет ярко выраженный волнообразный характер, в то время как интенсивность у гимнастов спортивного класса г. Северска имеет тенденцию непрерывного повышения.

Динамика интенсивности выполняемых элементов на перекладине в первую неделю гимнастами г. Томска находится на уровне 0.9 эл./мин, во вторую и третью недели интенсивность достигает 2.9 эл./ мин и 4.7 эл./мин соответственно, после чего в четвертую неделю следует спад до 3.1 эл./мин.

Интенсивность работы, выполняемой гимнастами г. Северска на перекладине в первую тренировочную неделю, равна 1.4 эл./мин. Во вторую и третью недели на перекладине виден подъем уровня интенсивности до 1.5 эл./мин и 1.9 эл./мин соответственно. Четвертая тренировочная неделя г. Северска на перекладине характеризуется максимальной интенсивностью за весь исследованный период - 2.9 эл./мин.

Периодом максимальной интенсивности работы, выполняемой на перекладине гимнастами г. Томска, является третья неделя (4.7 эл./мин), а в

тренировочном процессе северского спортивного класса - четвертая (2.9 эл./мин).

На основе анализа четырех недель в целом можно сказать, что работа, выполняемая на перекладине гимнастами г. Северска менее интенсивна, чем тренировочный процесс г. Томска в среднем в 1.5 раза.

Таким образом, за весь исследуемый период из всех видов гимнастического многоборья наибольшая интенсивность работы, выполняемой юными гимнастами, отмечается на коне-махе в учебно-тренировочном процессе гимнастов как г. Северска (4.9 эл./мин), так и г. Томска (3.15 эл./мин).

Таким образом, обобщая, можно сказать следующее:

1. За четыре предсоревновательные недели из всех видов гимнастического многоборья наибольшая интенсивность отмечается на коне-махе в учебно-тренировочном процессе как гимнастов г. Се-верска (4.9), так и гимнастов г. Томска (3.15).

2. Динамика интенсивности выполняемой нагрузки гимнастами г. Северска превышает аналогичный показатель гимнастов г. Томска в 1.1 раза за четыре микроцикла до соревнований.

Поступила в редакцию 20.12.2006

Литература

1. Гавердовский Ю.К., Мамедов Ф.П. От первой «проводки» - до соревнований // Гимнастика. 1980. № 1.

2. Семенов Л.П. Важная сторона подготовки гимнастов // Там же. 1972. № 1.

3. Ченегин В.М. Методы контроля за тренировочными нагрузками в спортивной гимнастике // Там же. 1987. № 1.

4. Чебураев В.С., Королёва И.В. Пульсовая характеристика тренировочного процесса гимнасток 10-12 лет // Там же. 1983. № 1.

5. Укран М.Л., Надыров А.Л. О факторах, влияющих на спортивно-технические достижения гимнастов // Там же. 1976. № 1.

6. Розин Е.Ю., Титов Ю.Е. Некоторые аспекты многолетнего перспективного планирования подготовки гимнастов высокой квалификации // Гимнастика. 1976. № 1.

7. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. М., 1972.

8. Укран М.Л. Спортивная гимнастика. М., 1971.

9. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. М., 2004.

УДК 796.01:316

Л.Г. Чернышева

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Дальневосточный государственный гуманитарный университет, г. Хабаровск

Как известно, педагогическая деятельность есть деятельность социальная. При раскрытии сущности социализации [1] акцентируется внимание на ее двустороннем характере: с одной стороны, тенденция социальной типизации, а с другой - тенденция к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Индивидуальность любого человека характеризует широкий набор свойств, но интенсивность проявления их различна и детерминируется как природными (наследственными) факторами, так и жизненным опытом, сформированным, как правило, под воздействием социальных интеракций [2, 3]. В процессе профессиональной адаптации длительного характера может происходить изменение

как психофизиологических, так и типологических свойств личности [4].

На основе существующих законов, обусловливающих механизмы компенсации и оптимизации личностных структур, рельефно выраженные у конкретного индивида «свойства образуют кластеры, связки, сцепления, синдромы, становясь устойчивыми симптомокомпексами, дающими возможность исследователям говорить о типах и типологиях» [5, с. 359].

Ведущая задача применения типологических процедур в психологических исследованиях заключается в вычленении подгрупп индивидов, обладающих достаточным сходством по множеству выделенных свойств, с последующим анализом внутренней взаимосвязи этих характеристик или общих особенностей деятельности, реакций, поведения, социальных установок и других психических проявлений, узко специфичных для каждой из обнаруженных типических совокупностей [6, 7]. Применение типологического подхода дает возможность для более правильного отражения предмета изучения, в качестве которого выступает целостная организация определенных черт или свойств личности, обусловливающая как специфичность, так и устойчивость ее психических феноменов.

За основу изучения черт личности современного педагога по физической культуре под воздействием профессии был взят типологический подход профессиональных предпочтений Дж. Холланда [8]. Его достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. По мнению автора, тип является некой идеальной, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является своеобразным эталоном, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением, а направленность является наиболее значимой подструктурой личности.

Согласно предположению автора, каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей, которые являются результатом взаимодействия множества факторов: социокультурных, личностных и других, например влияние семьи, родителей и других значимых лиц, квалификация и опыт предыдущей работы и т.д. Под влиянием этих факторов личность первоначально предпочитает одни и отвергает другие виды деятельности и социальной активности. Затем эти виды деятельности становятся преобладающими интересами, ведущими к развитию определенных

способностей. Интересы и способности личности формируют, по мнению Дж. Холланда, определенные личностные диспозиции, определяющие восприятие человеком окружающего мира, его чувства, мысли и действия.

Американский психолог выделил шесть типов людей: реалист (Р-тип), интеллектуал (И-тип), социальный (С-тип), конвенциональный (К-тип), предприимчивый (П-тип) и артистический (А-тип), для каждого из которых оптимальной является определенная группа профессий или форм деятельности.

Для расширения психодиагностических возможностей своей теории Дж. Холланд ввел понятие конгруэнтности, однородности и дифференциро-ванности.

В силу того, что различные личностные типы имеют разные интересы, способности, диспозиции, они стремятся окружить себя такими людьми, предметами, материалами и решать такие проблемы, которые конгруэнтны их запросам. Люди ищут такое окружение, которое позволило бы им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблемы и брать на себя соответствующие запросам роли. То есть Р-тип ищет реалистическое окружение, С-тип - социальное и т.д. Важнейшими составными частями окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность и времяпровождение вне работы, досуг человека.

Однородность - понятие, применяемое как к типам личности, так и типам окружения. Так как реальная личность или окружение содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной.

Дифференцированность. Некоторые личности или окружения более «чистые», т.е. демонстрируют большую принадлежность к одному типу и меньшую другим. Тогда как есть личности и окружения, в которых разные типы представлены в примерно равных пропорциях. Эти типы считаются слабо дифференцированными.

Исследование типологии профессиональных предпочтений было проведено среди специалистов по физической культуре учреждений образования разного типа: учителей физической культуры общеобразовательных учреждений (74 человека, из них 20 женщин), преподавателей физического воспитания высших учебных заведений (80 человек, из них 27 женщин), тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮК ФП) (80 человек: 52 мужчины, 28 женщин) и тренеров-преподавате-лей по видам спорта школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), спортивных клубов (СК), обществ (80 человек: 57 мужчин, 23 женщины), всего 314 человек.

Характеризуя в целом особенности профессиональных предпочтений педагогов по ФК (рисунок и таблица), можно говорить о наличии всех выделенных в концепции Дж. Холланда типов с выраженным преобладанием С- и П-типов. Типы И, Р и А занимают промежуточное положение между типами С и П и К-типом, имеющим наименьшие профессиональные предпочтения среди педагогов по ФК. Социальный тип КОДа является наиболее выраженным в обследуемой выборке, но первое место в КОДе занял предприимчивый тип.

Среди обследованных групп С-тип наиболее предпочитаем в среде преподавателей ФВ вузов и тренеров-преподавателей, работающих с детьми, по гендерному составу - среди педагогов-женщин. П-тип - среди учителей ФК и тренеров-преподава-телей по видам спорта, работающих со взрослым населением. По гендерному составу количество мужчин с П-типом более чем в 2 раза превышает количество женщин.

Р-тип, обнаруженный на третьем месте по направленности КОДов, наиболее часто встречается среди тренеров-преподавателей как детского, так и взрослого населения и также относится к «мужскому» типу. Учитывая значительную представленность элементов реалистического типа, дополняющих предприимчивую и социальную направленность профессиональных предпочтений специалистов по ФК, можно говорить о конгруэнтности профессионально-личностных типов педагогов по ФК профессиональному окружению, в котором реализуется педагогическая деятельность. Это допол-

няет концепцию Дж. Холланда об условиях и факторах конгруэнтности профессиональных диспозиций личности.

Необходимо отметить, что в среде преподавателей ФВ вузов среди направленностей КОДов выделяется И-тип. Объясняется это тем, что среди видов деятельностей, характерных педагогам всех специализаций, у преподавателей высшей школы особо выделяется научно-исследовательская работа. Среди обследуемой выборки преподавателей ФВ вузов 43.8 % (35 преподавателей) имели ученую степень кандидата педагогических наук по специальностям 13.00.04 - теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки, 13.00.01 - педагогика, имели звание доцента, профессора или обучались в аспирантуре. Научно-исследовательская деятельность преподавателя высшей школы предполагает: сбор, систематизацию, анализ информации; выполнение сложных или абстрактных заданий; решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий; независимую, самостоятельную работу с опорой на самого себя; выполнение научной или лабораторной работы; предпочтение размышлений действиям.

Среди обследуемой выборки педагогов по ФК обнаружена незначительная представленность так называемого конвеционального (конформистского) типа (К-тип) и артистического типа (А-тип): 6.3 % и 6.1 % соответственно.

А-типы наиболее часто встречаемы среди тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей, чья деятельность предполагает

С-тип

Совокупность КОДов

Профессиональные предпочтения учителей ФК общеобразовательных школ

С-тип | Р-тип | К-тип | И-тип | А-тип На первом месте в КОДе Направленность КОДов профессиональных предпочтений учителей ФК общеобразовательных школ

1 П 1 11—1,—,

I А-тип I П-ти

I И-тип

Р-тип С-1

Совокупность КОДов Профессиональные предпочтения тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования

I П-ти

Р-тип I А-ти

К-тип I И-тип

Совокупность КОДов Профессиональные предпочтения преподавателей вузов

На первом месте в КОДе Направленность КОДов профессиональных предпочтений преподавателей вузов

На первом месте в КОДе

Направленность КОДов профессиональных предпочтений тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования

Совокупность КОДов Профессиональные предпочтения тренеров-преподавателей по видам спорта

На первом месте в КОДе

Направленность КОДов профессиональных предпочтений тренеров-преподавателей по видам спорта

Представленность личностных типов в профессиональных предпочтениях: а - учителей; б - преподавателей вузов; в - тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей; г - тренеров-преподавателей по видам спорта

б

а

в

г

организацию физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, организацию досуга в лагерях отдыха, что требует творческих проявлений: музицирования, литературных и художественных умений и навыков. Кроме того, в выборке присутствовали тренеры по таким видам спорта, как художественная и спортивная гимнастика, спортивная акробатика, фигурное катание, которые требуют проявления исключительных способностей восприятия и моторики, творческих способностей.

Исследование психологических особенностей профессиональной деятельности педагогов по ФК обнаруживает ряд видов действий, успешность исполнения которых обеспечивается чертами, свойственными К-типу. Это такие, например, виды деятельности:

- сбор и анализ информации о физическом развитии и физической подготовленности, спортивном мастерстве населения (в частности, учителя ФК выполняют большой объем работы по выполнению нормативов программ по физическому воспитанию, «губернаторских», «президентских» тестов и т.д.);

- сбор и анализ выступлений учеников, спортсменов на соревнованиях;

- ведение отчетной документации;

- самостоятельная работа с информацией.

В ходе эмпирических исследований нами установлена следующая особенность: педагоги внутренне «отторгают» названные виды деятельности, нередко считают их «лишними», отрывающими специалиста от основной деятельности. И все же небольшое количество К-типов, равномерно распределенных среди всех групп обследованных (от 3 до 7 человек), свидетельствует, что среди педагогов имеются личности, предпочитающие структурированную деятельность, работу по инструкции, определенным алгоритмам с преобладанием невербальных способностей, слабых организаторских способностей, в то же время требующих хороших моторных навыков.

Исследуя сформированность направленности личности педагогов по ФК на определенную сферу профессионального развития (табл. 1), видим, что в среднем >4 педагогов имеет высокую однородность и слабую дифференцированность профессиональных предпочтений, что свидетельствует о снижении интереса к иным видам деятельности.

Состав педагогов по ФК различных специальностей, обнаруживших высокую однородность и слабую дифференцированность профессиональных предпочтений

Специальность %

Учителя ФК общеобразовательных школ 35.1

Преподаватели ФВ вузов 36.3

Тренеры-преподаватели детей 32.5

Тренеры-преподаватели по видам спорта 31.3

Всего всех 33.8

Полученные нами результаты совпадают с утверждениями Н.А. Аминова [9, с. 24], что для педагогической профессии оптимальным является социальный тип личности и что определенных успехов в данной деятельности могут достичь представители предприимчивого и артистического типа в отличие от реалистического и конвенционального и не подтверждают исследования Я.Д. Лебедева, И. А. Иродовой [10] о небольшом числе предприимчивого типа среди педагогов.

Поскольку типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров в рамках любого из психологических типов и не устанавливает непреодолимых преград к личностному росту [11, 12 и др.], знание типов личности и типов профессиональной среды, типологических особенностей личности педагогов по ФК в процессе профессионального становления позволит:

- не только адекватно использовать их природные склонности и способности, но и оказывать помощь в формировании индивидуального стиля деятельности, позволяющего компенсировать недостаток развития одних компонентов развитием других;

- сделать предположения относительно их удовлетворенности, динамики мотивации достижений, стремления к совершенствованию;

- прогнозировать адаптационные процессы и эффективно решать одни и те же профессиональные задачи людям с различным сочетанием операциональных компонентов в структуре личности, что в конечном счете поможет найти средства к достижению целей, профессиональному становлению более легким путем.

Поступила в редакцию 21.06.2006

Литература

1. Педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. пед. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997.

2. Малых С.Б. и др. Основы психогенетики. М., 1998.

3. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.

4. Ильин Е.П., Фукин А.М. Дифференциальная психофизиология профессиональной и учебной деятельности. Казань, 1997.

5. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.

6. Тамм Я.Ф. Применение процедуры типологизации в социально-психологическом исследовании личности: Дис. ... канд. психол. наук. Л., 1979.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: Учеб. пос. Самара, 1995.

8. Holland J.L. Making vocational choices: a theory of carrers: Englewood Cliffs. New Jersey. Prentice-Hall, 1973.

9. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Лебедев Я.Д., Иродова И.А. Структурно-функциональные описания в дидактике и обоснование возможности личностно ориентированного обучения // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34).

11. Кирюшин И.А. Роль тревожности в типах личности. Хабаровск, 2005.

12. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. С. Лорие. М., 2001.

УДК 796.42

О.Н. Бобина

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ С УЧЕТОМ МОТОРНЫХ АСИММЕТРИЙ

Томский государственный педагогический университет

Актуальность. Успешность спортивной деятельности, способность человека к адаптивному поведению, обучаемость и способность к саморегуляции зависит от организации функциональных асимметрий. За прошедшие годы стала очевидной правомерность различия моторной, сенсорной, психической асимметрии человека, а также выделения индивидуального профиля асимметрии (ИПА), под которым понимается присущее каждому субъекту определенное сочетание функциональных асимметрий.

Моторная (двигательная) асимметрия, напрямую связанная с сенсорной и психической, имеет большое количество вариаций и определяет характер выполнения двигательного действия. Как показали наши предварительные исследования, силовые асимметрии ног могут оказывать негативное влияние на пространственно-временные параметры преодоления барьера, приводя к потерям скорости на дистанции и снижению эффективности обучения технике этого упражнения.

Ряд авторов по результатам своих исследований пришли к выводу о необходимости коррекции двигательных асимметрий в сторону их снижения для достижения более высокого спортивного результата [1-6]. Все они единодушны в том, что упражнения для подобной коррекции целесообразно включать уже на этапе начальной подготовки.

Мы полагали, что выравнивание двигательных асимметрий приводит не только к повышению спортивного результата, но и успешности освоения техники двигательных действий студентами физкультурных вузов. Однако сложившиеся подходы в обучении студентов технике двигательных дейс-

твий не предусматривают возможности повышения эффективности процесса обучения за счет оценки и учета асимметрий конечностей, что и послужило основанием к проведению данного исследования.

Цель исследования - обоснование использования методических приемов в обучении технике барьерного бега, направленных на снижение влияния моторных асимметрий ног на эффективность техники преодоления барьера.

Результаты исследования. В проведенном ранее эксперименте по определению приоритетности конечностей в проявлении физических качеств и по их участию в двигательных действиях, в том числе барьерном беге, было выявлено следующее.

- Предпочтение конечности связано с видом выполняемого упражнения.

- Приоритет конечности (преимущество, выражающееся в лучшем спортивном результате) связан с характером физического упражнения. Конечность, приоритетная в одном упражнении, может не являться приоритетной в другом.

- Наиболее информативным для барьерного бега является тест, выявляющий приоритетность ноги в силовой выносливости - полуприсед в упоре у стены, выполняемый отдельно для правой и левой ног на время.

- При выполнении барьерного бега одни студенты используют в качестве толчковой более «сильную» по тесту на силовую выносливость ногу - ТН (+), другие - более «слабую» - ТН (-) (см. табл. 1).

- В том и другом случаях наблюдаются потери скорости, но в разных фазах барьерного бега, однако коэффициент относительной эффективности барьерного бега выше у тех, кто использует более сильную ногу в качестве толчковой1*.

1 Коэффициент эффективности барьерного бега (Кэфф) был введен нами и представляет отношение времени бега до первого барьера ко времени бега по дистанции с преодолением трех барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.