УДК 371 ББК 74.200.554
Е. И. Кибенко
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ТАГАНРОГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени А. П. ЧЕХОВА
Аннотация. В статье раскрывается содержание дисциплины «Физическая культура» по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Будущие педагоги за время обучения в вузе обязаны получить глубокие знания о своем организме, повысить грамотность в сфере физической культуры и спорта, научиться рационально использовать средства и методы физического воспитания направленные на сохранение и укрепление здоровья, только в этом случае они смогут активно участвовать в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий во время работы в школе. В этом направлении работают все педагоги физического воспитания ТГПИ имени А. П. Чехова.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, физическая культура, спорт, учебные отделения, компетентностный подход, компетенции, физкультурно-спортивная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия, здоровый образ жизни.
E. I. Kibenko
PHYSICAL EDUCATION STUDENTS of TAGANROG STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE
named after A. P. CHEKHOV
Abstract. The article reveals the discipline «Physical culture» in the direction of preparation 050100 Pedagogical educations. Future teachers during training at the university are required to obtain in-depth knowledge about their bodies, improve literacy in the field of physical culture and sports, learn to rationally use the tools and methods of physical education aimed at the preservation and promotion of health, only in this case they can actively participate in the preparation and conduct of sports and recreation activities while working in the school. In this direction work all teachers of physical education TGPI named A. P. Chekhov.
Key words: physical education students, physical culture, sport, training department, competence-based approach, competence, sports activities, sports and recreational activities, healthy lifestyle.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется в объеме 400 часов [8].
Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты на основании медицинского осмотра врачебной комиссии распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности [10].
В основное учебное отделение зачисляются студенты, которые по результатам медицинского обследования были отнесены к основной и подготовительной (не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные) медицинским группам.
В специальное учебное отделение зачисляются студенты, которые по данным медицинского обследования были определены в специальную медицинскую группу (СМГ).
В спортивное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность, проявившие желание углубленно заниматься одним из видов спорта в спортивной секции.
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» содержит три основных раздела: теоретический, практический, контрольный. Все разделы взаимосвязаны и направлены на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:
- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) [8].
Обязательный теоретический раздел учебной программы предлагается к изучению в форме лекций. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности [7]. Лекционный курс читается по следующим темам: «Физическая культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»; «Социально-биологические основы физической культуры. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья»; «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности»; «Спорт. Социальные функции спорта. Основы спортивной тренировки»; «Студенческий спорт. Индивидуальный выбор и особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений»; «Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями»; «Психологические основы эффективности тренировочного процесса. Спортивная форма как проявление высшей готовности к соревнованию»; «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом»; «Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов»; «Физическая культура в профессиональной деятельности будущего педагога»; «Личность и ее формирование в процессе занятий физической культурой и спортом. Общение в спорте как социально-психологическое явление» и др.
Практический раздел дисциплины в свою очередь делится на два подраздела - методико-практический и учебно-тренировочный. Методико-практические занятия проводятся в каждом учебном отделении по одной программе. Учебно-тренировочные занятия имеют различную направленность.
Методико-практические занятия, направлены на сохранение и укрепление здоровья, рациональное использование средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышение эффективности учебного труда. Большое внимание также уделяется организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности, методам самоконтроля, профилактике профессиональных заболеваний и травматизма используя средства физической культуры. В качестве форм методико-практической подготовки используются ролевые, имитационные, психотехнические игры, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения, в процессе которых выявляется степень готовности студентов к практическому овладению определенной методикой. Например, при изучении темы «Методика составления вариантов и проведения утренней гигиенической гимнастики (зарядки)», большое внимание уделено формированию у обучающихся общекультурной компетенции (ОК-5) - готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (ПК-7) -готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. Для этого на учебном занятии студенты учатся самостоятельно составлять план проведения утренней гигиенической гимнастики без предмета, и с предметом (гимнастическая палка, скакалка, гантели и др.). От обучающегося требуется: объяснить значимость каждого общеразвивающего упражнения применяемого при составлении комплекса и умение провести утреннюю гигиеническую гимнастику. В результате студенты должны знать: средства и методы проведения утренней гигиенической гимнастики (зарядки), типы дыхания; уметь: составить варианты утренней гигиенической гимнастики, использовать различные типы дыхания при проведении зарядки; владеть навыками организации и проведения утренней гигиенической гимнастики. При освоении темы «Методика психорегулирующей тренировки» материал дает возможность студентам овладеть общекультурными компетенциями (ОК-5) - готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья и (ОК-7) - готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе, а также общепрофессиональной компетенцией (ОПК-4) - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности и профессиональной компетенцией в области педагогической деятельности (ПК-4) - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. Для этого студенты знакомятся с различными методами регуляции психических состояний. Большое внимание уделяется знакомству с аутогенной тренировкой, автором которой является немецкий врач И. Г. Шульц, а также успокаивающей частью психорегулирующей тренировки, которую разработал российский врач психотерапевт А. В. Алексеев. Существует много методов, позволяющих защитить психику человека от вредных воздействий и настроить ее на преодоление стрессовых
состояний, но на первом месте, по мнению А. В. Алексеева, стоит психическая саморегуляция, ведь умение успокаивать себя - важнейшее умение в нашей жизни [1; 6]. В результате обучающиеся должны знать: методы регуляции психического состояния и методику психорегулирующей тренировки; уметь: использовать простейшие методы психической саморегуляции для повышения защитных свойств организма и достижения физического оздоровления, а также овладеть навыками психической саморегуляции, что очень важно для учителей-предметников, так как у педагогов среди профессиональных заболеваний выявлен высокий уровень сердечно -сосудистой патологии (синдром вегето-сосудистой дистонии, гипотоническая болезнь, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда), язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Причем женщины чаще болеют гипотонической болезнью и вегето-сосудистой дистонией, а мужчины - язвенной болезнью, инфарктом миокарда, гипертонической болезнью [2].
Особенности трудовой деятельности накладывают отпечаток на самочувствие учителя. Выделены основные раздражители, которые приводят к нервно-психическому напряжению центральной нервной системы и к ее заболеванию. В основном они вызваны психосоциальными (отношение между педагогами и администрацией, коллективом и т.п.), психофизическими (нарушение гигиенических условий труда, шум детей) и психологическими (личное отношение к своей профессии: интерес, удовлетворенность) условиями [2]. Научно доказано, что тот, кто подавлен, не способен дать выход своим эмоциям значительно чаще подвергается сердечным и язвенным заболеваниям.
Для сохранения и укрепления здоровья будущего учителя во время проведения методико-практических занятий изучаются следующие темы: «Методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и спортом. Простейшие методики самооценки работоспособности», «Методика проведения самостоятельного тренировочного занятия оздоровительной направленности», «Кондиционные и координационные способности человека», «Профилактика травматизма. Методы оказания первой помощи при наиболее распространенных травмах у занимающихся физической культурой и спортом», «Основы методики самомассажа», «Методы оценки и коррекции осанки», «Методика корригирующей гимнастики для глаз», «Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда» и др. [6].
Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. Проводятся они по следующей схеме:
- в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания к ее освоению;
- на занятии преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;
- студенты при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания практически, под наблюдением преподавателя;
- под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполненных заданий, студентам даются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов [7].
Учебно-тренировочные занятия в основном учебном отделении нацелены на общую физическую подготовку (ОФП) с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она способна обеспечить повышение общей физической работоспособности, улучшить деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Большое внимание на занятиях уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, формированию жизненно важных двигательных умений и навыков, профессионально-прикладной физической подготовке. Для совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств довольно часто используются спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол и др.
Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. Выбор видов спорта имеет определенную мо-тивационную направленность: укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения; повышение функциональных возможностей организма; психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности, овладение жизненно необходимыми умениями и навыками; активный отдых [10]. Однако для участия в спортивных играх студенты должны иметь специальную подготовку: физическую, техническую, тактическую, психологическую, знать правила соревнований, иметь элементарные судейские навыки. Поэтому зачастую педагоги при проведении учебно-тренировочных занятий используют подвижные игры и эстафеты, которые отличаются от спортивных игр несложными правилами и простотой исполнения, что в свою очередь дает возможность будущим учителям-предметникам повысить уровень профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (ПК-7) - готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
Моторная (двигательная) плотность во время проведения учебно-тренировочных занятий в основном учебном отделении чаще всего не опускается ниже 50 %. Интенсивность нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС) колеблется в пределах 130-160 уд./мин. [10].
Учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении строятся на основании соблюдения принципов спортивной тренировки (цикличности, волнообразности, единства общей и специальной подготовки и др.) и зачастую преследуют цель - достижение наивысших спортивных результатов [4; 5; 10].
Тематика теоретического раздела и методико-практических занятий в специальном медицинском отделении не отличается от той программы, которую осваивают студенты основного учебного отделения. Свою специфику имеют только учебно-тренировочные занятия, которые в основном носят профилактическую и реабилитационно-оздоровительную направленность. Преимущественно они нацелены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности, а также устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности студентов.
Учебные группы в специальном медицинском отделении комплектуются с учетом пола и уровня функционального состояния студентов. Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального учебного отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: «А», «Б», «В» и лечебную [10].
В группу «А» - зачисляются студенты, имеющие сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов дыхания и нервной системы. Группа «Б» - формируется из студентов имеющих хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), печени, почек, эндокринной системы и прочие заболевания. Группа «В» - комплектуется из студентов имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата. Лечебная группа состоит из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья [10].
Возможно объединение групп «А» и «Б» в одну группу для занятий физической культурой, так как характер приспособления организма к физической нагрузке при этих заболеваниях во многих отношениях одинаков. Если малочисленность студентов с одинаковыми заболеваниями не позволяет сформировать учебную группу, то распределение может осуществляться по функциональному состоянию внутри группы (сильная «А» и слабая «Б» подгруппы). Внутригрупповое распределение осуществляется преподавателем физической культуры совместно с врачом. В сильной подгруппе «А» занимаются в основном студенты с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, а также временно зачисленные в СМГ до полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы. В подгруппе «Б» учебные занятия ведутся со студентами, у которых имеются необратимые патологические изменения, часто обостряются хронические заболевания, имеются врожденные аномалии развития двигательного аппарата.
Физическая нагрузка в специальных медицинских группах строго и индивидуально регламентируется. Исключаются упражнения требующие: больших физических напряжений, продолжительной работы на выносливость, натуживания, длительной задержки дыхания, сильных сотрясений. Исключаются виды спорта, требующие больших и предельных физических нагрузок. Моторная плотность занятий в СМГ невысока, интенсивность нагрузки по ЧСС индивидуальна и колеблется в пределах 120-150 уд./мин. [10].
Контрольный раздел обеспечивает в каждом учебном отделении оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала студентами. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, которые основаны на использовании двигательной активности. Для этого преподавателями кафедры физической культуры разрабатываются обязательные и дополнительные упражнения-тесты не ниже определенного минимума для студентов разных учебных групп.
Студенты спортивного учебного отделения в установленные сроки выполняют обязательные контрольные упражнения-тесты и зачетные требования вместе со студентами основного отделения (таблица 1).
Таблица 1
Контрольные упражнения-тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
Наименование упражнений-тестов м. / ж. Оценка в очках
«5» «4» «3» «2» «1»
1. Быстрота (скоростно-силовая подготовка)
1.1. Бег 100 м (сек.)* м. 13,2 13,8 14,0 14,3 14,6
ж. 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Окончание таблицы 1
1.2. Прыжок в длину с места (см) м. 250 240 230 223 215
ж. 190 180 168 160 150
2. Сила и силовая выносливость
2.1. Подтягивание на перекладине м. 15 12 9 7 5
(кол-во раз)*
2.2. Поднимание туловища из положения ж. 60 50 40 30 20
лежа на спине (кол-во раз)*
2.3. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) м. 15 12 9 7 5
2.4. Сгибание и разгибание рук в упоре ж. 49 34-48 17-33 6-16 1-5
лежа с колен (кол-во раз)
2.5. Поднимание ног к перекладине м. 10 7 5 3 2
(кол-во раз)
2.6. Подтягивание в висе лежа (перекла- ж. 20 16 10 6 4
дина на высоте 90 см) (кол-во раз)
2.7. Приседание на одной ноге, без опоры м. 10 8 6 5 4
о стену (кол-во раз)
2.6. Приседание на одной ноге, опора о ж. 8 6 5 4 3
стену (кол-во раз)
3. Гибкость
3.1. Наклон туловища (см) м. +10 +6 0 - 5 <-5
ж. +10 +6 0 - 5 <-5
4. Скоростная выносливость
Челночный бег 40 сек. м. 10п. 9п. 9м. 9п. 8п.9м. 8п.
(расстояние: 1 площадка = 18 м) ж. 9п. 8п.9м. 8п. 7п.9м. 7п.
5. Общая выносливость
5.1. Бег 3000 м (мин., сек.)* м. 12.00 12.35 13.10 13.50 14.00
5.2. Бег 2000 м (мин., сек.)* ж. 10.15 10.50 11.15 11.50 12.15
* Обязательные тесты, которые проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, активность проведения студентом самостоятельных занятий в каникулярное время, и в конце - как определяющие сдвиг за прошедший учебный период [7].
Для оценки физической подготовленности студентов специального учебного отделения в основном используются следующие контрольные упражнения-тесты: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для женщин - руки на опоре высотой до 50 см); подтягивание на перекладине (мужчины); поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (женщины); прыжки в длину с места; бег 100 м; бег: мужчины - 3000 м, женщины - 2000 м (без учета времени); тест Купера (12-минутное передвижение (бег+ходьба)); упражнения: с мячом, со скакалкой, на гибкость и др. [7].
Полный перечень контрольных упражнений-тестов для СМГ и результаты для оценки их выполнения определяет кафедра физической культуры, с учетом особенностей занимающихся и индивидуальных отклонений в состоянии здоровья студентов.
Перевод обучающихся из специального учебного отделения в основное учебное отделение (подготовительную или основную группу) осуществляется при условии положительных результатов полученных во время учебных занятий и по рекомендации врача после успешного окончания семестра или учебного года. В специальное учебное отделение перевод студентов может проводиться в любое время учебного года по медицинскому заключению [10].
Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» не допускаются. Результаты врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений докладываются и обсуждаются на заседании кафедры и совета вуза в целях разработки мероприятий по совершенствованию учебного процесса [7].
С целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности занятия физической культурой и спортом рекомендуется во всех учебных отделениях планировать, придерживаясь следующей схемы:
- в начале недели занятия физическими упражнениями должны активизировать психофизическое состояние организма студента;
- в середине недели физическая активность направлена на сохранение высокого уровня работоспособности;
- в конце недели занятия физической культурой и спортом должны способствовать устранению недельного кумулятивного утомления [10].
Грамотное планирование учебных занятий по физическому воспитанию способствует не только приобретению знаний из области физической культуры и спорта, умелому их использованию на практических занятиях для совершенствования физической подготовленности и освоения новых двигательных действий, но также чрезвычайно важно для развития организаторских, коммуникативных, конструктивных и других умений и навыков, для налаживания межличностных отношений в учебной группе, что в дальнейшем, безусловно, повысит уровень компетентности будущих учителей-предметников при организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися школ [3; 5].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеев, А. В. Преодолей себя! - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 280 с.
2. Виленский, М. Я. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1980. - 104 с.
3. Занина, Т. Н. Основы профессионального мастерства учителя физической культуры / Т. Н. Занина, И. А. Сыроваткина, Г. В. Хвалебо // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. - С. 21-26.
4. Кибенко, Е. И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. - С. 32-36.
5. Кибенко, Е. И. Педагогическое моделирование физкультурно-спортивной деятельности студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Кибенко; Южный федеральный университет. - Таганрог, 2008.
6. Кибенко, Е. И. Физическая культура: методико-практические занятия: учебно-метод. пособие / Е. И. Кибенко; под ред. проф. Г. Ф. Гребенщикова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2014. - 252 с.
7. Приказ государственного комитета РФ по высшему образованию «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://zakon. law7.ru/legal2/se17/pravo17166/index.htm.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://base.garant.ru/197487/
9. Хало, П. В., Лебединская, И.Г., Сыроваткина, И. А. Оценка эффективности применения подвижных игр и игровых упражнений с использованием элементов произвольного полимодального внимания / П. В. Хало, И. Г. Лебединская, И. А. Сыроваткина // Актуальные проблемы современного образования. Научный поиск: мат-лы заочной международ. науч.-практ. конф. - 2013. - № 4.1. - С. 43-45.
10. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. -М.: Академия, 2007. - 480 с.
УДК 37 ББК 74.04
О.Н. Кирюшина
КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Для реализации разработанной концепции целостного развития и эффективного использования научного потенциала системы образования обоснованы теоретические положения адекватной координации развития его ресурсов, основанием которой служат результаты наукометрических исследований научно-педагогической деятельности.
Ключевые слова: научный потенциал, ресурсы, комплексное исследование, результаты исследований в области образования, структурно-количественные модели, научно-информационная база, координация.
O. N. Kiryushina
THE COMPLEX RESEARCH OF REGIONAL PROBLEMS OF EDUCATION
Abstract. For implementation of the developed concept of complete development and effective use of scientific potential of system of education theoretical provisions of adequate coordination of develop-