Научная статья на тему 'Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста различных функциональных типов конституции и их роль в донозологической диагностике нарушений артериального давления'

Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста различных функциональных типов конституции и их роль в донозологической диагностике нарушений артериального давления Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
470
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Томилова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста различных функциональных типов конституции и их роль в донозологической диагностике нарушений артериального давления»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ КОНСТИТУЦИИ И ИХ РОЛЬ В ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

Томилова Е.А.

Тюменская государственная медицинская академия,

Кафедра нормальной физиологии, г. Тюмень

Известно, что в возникновении, течении и исходе сердечно-сосудистой патологии наряду с действием разнообразных факторов внешней среды важная роль принадлежит психосоциальным и личностным влияниям (В.Бройтигам и соавт., 1999). Особое место при этом отводится вегетативному статусу, а также личностной и ситуативной тревожности и другим психофизиологическим характеристикам. При этом к настоящему времени большинством исследователей признается, что истоки наиболее распространенной патологии сердечнососудистой системы - артериальной гипер- и гипотензий взрослых следует искать в детском и подростковом возрасте. Вместе с тем, до настоящего времени нет единой точки зрения на данную проблему, что во многом определяется как большим диапазоном индивидуальных колебаний важнейших показателей жизнедеятельности здорового организма, так и разным уровнем его резистентности к различным факторам окружающей среды.

В связи с этим целью настоящего исследования явилось установление взаимосвязи системного кровообращения и психофизиологических особенностей, в частности личностной и ситуативной тревожности у младших школьников 1-11 групп здоровья с различным уровнем привычной двигательной активности (ПДА) - разных функциональных типов конституции.

За методологическую основу проводимых исследований была взята концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности (Колпаков В.В. и соавт., 2003, 2008).В обследовании участвовало 168 детей младшего школьного возраста г. Тюмени. В работе использовались: анкетирование и шагометрия для определения ПДА, метод определения тревожности (проективный тест тревожности Амена), субтест «Шифровка», тест Векслера для изучения устойчивости, концентрации, переключения и объема внимания, клиническое обследование, включающее измерение АД, ЧСС, функциональные пробы.

По объему общей двигательной активности выделены функциональные типы конституции (ФТК) с низкой, средней и высокой ПДА. Каждый функциональный тип имеет свои физиологические особенности. По сравнению с I группой (низкая ПДА - ФТК I) у мальчиков и девочек с высокой ПДА (ФТК III) отмечались в покое наименьшие показатели частоты сердечных сокращений, ударного объема, минутного объема крови, систолического индекса и наибольшие показатели жизненной емкости легких, систолического, диастолического, среднего артериального давления, общего периферического сопротивления сосудов и кистевой силы.

Дополнительно был изучен уровень ситуативной тревожности (СТ), а также было произведено распределение ее уровней в зависимости от выраженности (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий). В целом, средние показатели тревожности у I и III групп детей (мальчиков и девочек НПДА и ВПДА) соответствовали нижней границе выше среднего (индекс тревожности - ИТ>45 баллов). Исключение составила группа со средним уровнем ПДА, где уровень ситуативной тревожности соответствовал верхней границе средней градации.

Как у мальчиков, так и у девочек наблюдалась общая тенденция - повышение уровня ситуативной тревожности в I (НПДА - ФТ -1) и Ш(ВПДА- ФТ-3) группах. Анализ процентного распределения обследуемых по выраженности тревожности (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) показал, что в целом средний уровень преобладал в структуре II группы (СПДА - ФТ-2) и соответствовал 43,6% у мальчиков и 46,9% у девочек. В тоже время в I и в III группах было наименьшее количество лиц, имеющих низкий уровень тревожности (соответственно 4,0% и 5,1% у мальчиков , 2,8% и 3,2% у девочек) и наибольшее количество детей с высоким уровнем СТ (24,0% и 23,1% у мальчиков и 22,2% и 22,6% у девочек) .

Кроме того, по индексу ситуативной тревожности, имелась разнонаправленная зависимость от типа ПДА. Так, у дошкольников I группы была установлена сильная отрицательная корреляционная зависимость (г= -0,78), а у лиц III группы сильная прямая (г=0,82). У дошкольников II группы (СПДА) данная зависимость была наименее выражена (г=0,52). Разнонаправленность зависимости между СТ и ПДА носила не только количественный, но и качественный характер. Так, методом неформализованного наблюдения при проведении качественного анализа ситуативной тревожности у детей обоего пола было выделено два вида ее проявления: гетероагрессивная и аутоагрессивная. Причем у детей I группы повышенная ситуативная тревожность имела аутоагрессивную форму, в то время как у лиц III группы - гетероагрессивную.

При оценке функциональных резервов и адаптивных возможностей у мальчиков и девочек с различным уровнем ПДА в каждой группе превалировал нормотонический тип восстановления пульса и АД после стандартной физической нагрузки. Однако, у детей с низкой ПДА дополнительно отмечались гипотоническая и дистоническая реакции, а у детей с высокой ПДА восстановление в 37,8% у мальчиков и 41,5% у девочек проходило по гипертоническому типу. При этом у школьников с ВПДА наряду с гипертоническим типом восстановления ЧСС и АД после стандартной физической нагрузки, а у школьников с НПДА - с гипо- и дистоническом типами были установлены наиболее высокие показатели СТ по индексу тревожности (от 65 до 80%).

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Таким образом, комплексный подход при обследовании детей с оценкой привычной двигательной активности, физического развития, психофизиологических характеристик и физической готовности позволяют выделить критерии донозологической диагностики нарушения артериального давления у детей. Так, на основе проведенных исследований и анализа полученных данных дети с повышенной ситуативной тревожностью (гетероагрессивная форма) и гипертоническим типом восстановления ЧСС и АД после стандартной физической нагрузки, а также дети с повышенной ситуативной тревожностью (аутоагрессивная форма) и гипо- и дистоническим типом восстановительных реакций нами отнесены к «группе риска» в отношении возможного развития артериальной гипертензии (ФТ-3 - ВПДА) и артериальной гипотензии (ФТ-1 - НПДА).

Проводимые исследования кроме фундаментально-концептуального научного обоснования типологической вариабельности физиологической индивидуальности человека, имеют и существенное прикладное значение. Комплексная оценка функционального типа с учетом физического развития и психофизиологических составляющих, а также изучение системных реакций организма как единого целого на воздействие факторов окружающей среды с установлением общих механизмов резистентности к конкретным формам патологии являются определяющими в решении с физиологических позиций социально значимых вопросов жизнедеятельности человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.