Другой путь искали специалисты из области психологии (Мя-каньков В.Б., Николаев А.Н., 2003), которые определили десять наиболее значимых черт характера у арбитров, позволяющие им стабильно работать на протяжении всего сезона, а затем, на основе показателей уровня того или иного психологического фактора делали вывод о степени готовности арбитра, его профессиональном мастерстве.
Этот метод, безусловно, интересен, однако способен отразить лишь одну из граней необходимой многосторонней подготовленности арбитра, а именно, его психологическую устойчивость в работе.
Признанный авторитет в области подготовки футбольных арбитров В.Г. Липатов (2004), оценивая уровень и качество работы арбитра, ставит на первое место его репутацию. Хорошая репутация судьи - сложившееся общественное мнение о его достоинствах - и есть оценка качества деятельности арбитра.
Становится очевидным, что существующие методики оценки деятельности судьи не могут дать полной оценки многогранной деятельности арбитра и полной картины его способностей, что подчеркивает актуальность и своевременность разработки новых современных методик.
С.Н. Мишарина, Р.Н. Гаврилина
Типологическая характеристика проявлений мотивационной и двигательной сферы подростков с умственной отсталостью в соответствии с половой принадлежностью
Как показывает анализ научно-методической литературы, нарушение интеллекта у детей школьного возраста в большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы.
Среди причин, способствующих ухудшению здоровья учащихся, специалисты называют снижение уровня их мотивации к занятиям физической культуры (Вавилов Ю.Н. с соавт., 2000; Борисова Л.Г., Кириллова А.И., 2006; С.Н. Мишарина с соавт., 2008).
В работах многих авторов указывается на нарушения моторики умственно отсталых детей (Шпитальная О.А., 1998; Недоленко С.В., 2000; Певзнер М.С., 2001; Д.В. Григорьев, 2003). Наибольшую потребность в развитии психомоторики испытывают школьники-подростки 12-14 лет (В.П. Озеров, 1989). Специфические особенности моторики у всех умственно отсталых школьников связаны, прежде всего, с недостатками высших уровней регуляции действий, что «порождает низкую эффективность операционных процессов деятельности» (Козленко Н.А., 1991).
272
Обследование школьников с легкой степенью умственной отсталости проводилось на базе специальной (коррекционной) образовательной школы № 46 Калининского административного района Санкт-Петербурга. В обследовании приняли участие 44 ребенка (30 мальчиков и 14 девочек) в возрасте 15,21±1,53 лет, ученики 58 классов.
В целях изучения мотивационного аспекта деятельности подростков в процессе физического воспитания был проведен опрос (в виде анкетирования), который дополнялся методом фиксированной беседы.
В процессе исследования оценивались показатели, характеризующие способность к точному управлению движениями по темпу и усилию в пространстве, способность к реагированию (время простой и сложной двигательной реакции), способность к поддержанию максимально возможного темпа движений (частота движений за единицу времени), способность к максимальному усилию, моторная асимметрия.
Анализ ответов респондентов показал, что факт общего улучшения состояния здоровья во взаимосвязи с занятиями физическими упражнениями отмечают 96 % девочек и 87 % мальчиков. В отсутствии такой взаимосвязи уверены около 3 % мальчиков. Остальные дети не могут составить собственного мнения по этому вопросу, поэтому выбрали вариант ответа: «Не знаю». Полученные результаты в целом мы рассматриваем как положительную ориентацию детей-инвалидов к занятиям физическими упражнениями, при этом мальчики проявляют больший скепсис, чем девочки. Однако уровень знаний школьников, в том числе и о положительном влиянии физических упражнений на здоровье человека, явно недостаточен. Подтверждает данный вывод и тот факт, что не удовлетворены уровнем своих знаний в сфере адаптивной физической культуры и спорта 17 % девочек и 26 % мальчиков.
Мотивы посещения уроков физической культуры у мальчиков и девочек различаются следующим образом.
Реализовать потребность в двигательной активности на уроке физической культуры и получить при этом хорошие отметки считают для себя важным по 86 % девочек. В 79 % случаев они ходят на уроки физической культуры потому, что считают необходимым заботиться о своем здоровье. Такое же количество респондентов (по 79 %) хотят заслужить одобрение учителя и интересно провести время на уроке с одноклассниками, а 64 % детей занимаются на уроке физической культуры, чтобы получить удовольствие от самого процесса занятий.
Иерархия мотивов у мальчиков представлена следующим образом. Для подростков важно укрепить свое здоровье (в 91 % случа-
273
ев), научиться управлять своим телом (78 %), получить удовольствие от процесса занятий физическими упражнениями (75 %), получить хорошие отметки (75 %), интересно провести время (72 %), заслужить похвалу учителя (59 %) и повысить свой авторитет среди окружающих (в 50 % случаев).
Анализ ответов респондентов позволил определить, какие по характеру упражнения предпочитают воспитанники в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Оказалось, что девочки-подростки с большим удовольствием выполняют упражнения, направленные на развитие функции равновесия (79 % опрошенных), на силу (71 %), на гибкость позвоночника и подвижность суставов (64 %), а также выносливость (57 % опрошенных). Их сверстники предпочитают выполнять задания, развивающие быстроту (в 81 % случаев), силу (78 %) и точность движений (в 78 % случаев).
Таким образом, девочки продемонстрировали свою установку на гармоничное физическое развитие, в то время как для мальчиков наиболее важными являются качества, традиционно ожидаемые в нашем обществе от мужчины.
Определена склонность школьников в выборе видов физических упражнений.
Девочки предпочитают на уроках физической культуры заниматься бегом (в 86 % случаев), подвижными и спортивными играми (58 %), а также лазанием, гимнастикой и велосипедом (по 50 %).
Мальчики-подростки выбирают чаще игры, в том числе спортивные (84 % опрошенных), велосипед (78 %), бег (75 %), плавание (72 %), лазание и метание (по 63 % респондентов). Средства физической культуры, которым отдали предпочтение мальчики, только частично могут помочь им в развитии качеств, декларированных ими как «важные».
Уровнем своей физической подготовленности в целом недовольны 14 % школьниц и 16 % их сверстников. Удовлетворены своей физической подготовленностью 86 % девочек и 84 % мальчиков. Остальные учащиеся оценили ее как очень хорошую.
Таким образом, анализ ответов детей с умственной отсталостью, обучающихся в образовательном коррекционном учреждении, показал, что использование физических упражнений является важным условием в формировании и совершенствовании позитивных компонентов мотивационной сферы подростков с умственной отсталостью к получению знаний, умений и навыков в сфере АФК. Установлено, что мотивы подростков к посещению уроков физической культуры различаются в соответствии с половой принадлежностью. Мотивы у девочек более разнообразны, чем у мальчиков. Если доминирующими мотивами у девочек являются достижение и призна-
274
ние результата в физическом развитии, то у мальчиков - укрепление своего здоровья.
Обследование моторно-психических проявлений школьников позволило выявить следующие типологические особенности в соответствии с половой принадлежностью.
У мальчиков оказались лучше, чем у девочек показатели времени простой двигательной реакции на звуковой стимул (на 0,08с) и реакции на движущийся объект (на 0.06с, р<0,05). При этом следует отметить, что у школьниц определяется выраженная заторможенность оценки своих реакций.
Подростки демонстрируют высокий уровень точности в воспроизведении заданного темпа (50% от мах). Девочки оказались несколько точнее по теппинг-тесту левой рукой на 1 удар за 10с, а мальчики - правой рукой на 4 удара за 10с.
Значение показателя кистевой динамометрии у мальчиков значительно превышает этот же показатель у девочек, что соответствует нормальному половозрастному различию в исследуемой возрастной группе. Средний показатель кистевой динамометрии на правой и левой руках у мальчиков превосходит полученный результат среди девочек на 6кг (р<0,05).
Тенденция развития в сторону праворукости, отмеченная по теппинг-тесту, подтверждается в оценке кистевой динамометрии независимо от пола подростков.
Результат точности оценки пространственной величины в 50 см определен как средний. Однако у мальчиков величина ошибки оказалась на 1см меньше, чем у девочек. Известно, что развитие этой способности является важным во всех типах деятельности школьников и составляет основу их сенсорно-перцептивных способностей.
Таким образом, между группами мальчиков и девочек выявлены достоверные различия (р<0,05) по показателям реакции на движущийся объект и оценке усилия по динамометрии.
Л. В. Никулин, М. Б.Фарберов
Физическое воспитание в высших учебных заведениях для поддержания профессионального долголетия и профилактики наиболее распространенных заболеваний
Как известно, основной признак живого организма - обмен веществ и энергий. В организме непрерывно идут пластические процессы, процессы роста, образования сложных веществ, из которых состоят клетки и ткани. Параллельно происходит обратный процесс разрушения. Нормальное протекание этих процессов требует рас-
275