УДК 796.01:612
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ЗРИТЕЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Кандидат педагогических наук, доцент А. Б. Медников,
Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. Контактная информация для переписки: 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128, [email protected]
в статье приведены результаты тестирования 129 учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы (56 мальчиков и 73 девочки) по показателям зрительной асимметрии и двигательных способностей по системе «Еврофит». Установлено, что в раннем юношеском возрасте взаимосвязь между показателями двигательных качеств неоднозначна не только в связи с гетерохронностью развития и различиями по полу, но и с функциональной асимметрией по зрению.
Ключевые слова: двигательные способности; зрительная асимметрия; пол; корреляция.
введение. В физическом воспитании и спорте различают понятия «способность» (потенциальная возможность адекватности модельной характеристике), «подготовленность» (уровень развития функциональных систем, обеспечивающих проявление способности) и «готовность» (мобилизационное состояние в конкретный период подготовленности). Чаще используется понятие двигательных (физических) качеств как интегральной характеристики наличных двигательных возможностей, обусловленных врожденными и приобретенными особенностями человека [4].
Структура спортивных способностей определяется общими способностями (в их числе особенности нервной системы) и специальными способностями (в их числе двигательные способности - координационные, силовые, скоростно-силовые, выносливость и гибкость). Их изучение предполагает использование принципов системности, функциональности, адаптации и индивидуального развития [2].
В нашей стране разработан тест оценки уровня двигательной подготовленности учащихся, отвечающий требованиям надежности и простоты, позволяющий сравнить подготовленность школьников разного возраста и пола [5]. В его состав вошли бег на 1000 метров,
прыжок в длину с места и подтягивание (юноши) или отжимания (девушки). Каждое упражнение оценивается по регрессивной балльной шкале. Однако главный недостаток этого теста состоит в том, что учащиеся с разными возможностями могут компенсировать низкие результаты в одних упражнениях высокими в других.
В Европе разработана унифицированная методика контроля физической подготовленности школьников - тест «Еврофит» [1]. Для каждой двигательной способности используется одно или несколько контрольных упражнений. Из таблицы 1 видно, что, например, силовая выносливость тестируется в отличие от других тестов по длительности удержания виса на перекладине (выносливость рук) и при повторном подъёме туловища из положения лёжа - сгибание - разгибание (выносливость туловища). Скоростные качества - в беговом тесте 10х5 метров и в перекрёстном тесте на быстрое перемещение рук. Гибкость оценивается по пробе из положения сидя наклон туловища с одновременным вытягиванием рук вперед; равновесие тела - по длительности балансирования стоя одной ногой на опоре; общая (кардиореспираторная) выносливость - по показателям челночного бега с постепенно возрастающей скоростью и теста PWC170; максимальная сила: статическая - с помощью кистевой динамометрии, а взрывная - по результатам прыжка в длину с места.
Можно спорить о правомерности отнесения челночного бега к тестам, характеризующим общую выносливость, а также и скоростные качества, хотя в отечественной системе педагогического тестирования принято считать челночный бег критерием определения координационных способностей. Тем не менее, ценность «Еврофита» заключается в реализации принципов системности и функциональности. В пределах даже одной группы двигательных качеств (силовых, быстродействия, выносливости, координационных)
могут не обнаруживаться внутренние связи между входящими в неё простыми и сложными качествами, поэтому их изучают и развивают отдельно.
К генетически заданным факторам, лимитирующим двигательные способности, относится индивидуальный профиль функциональной асимметрии. Роль право- и леворукости в проявлении двигательных способностей достаточно исследована. Однако практически не рассматривалась роль зрительной асимметрии от-
носительно показателей двигательного анализатора. В проведенном нами исследовании [3] установлено, что наличие у курсанта левосторонней зрительной асимметрии является природной предпосылкой более широкого диапазона специальных способностей по сравнению с правосторонней зрительной асимметрией. Поскольку зрительный анализатор функционально охватывает 2/3 коры больших полушарий головного мозга, а монокулярная проба легко и быстро выполняется
Таблица 1
Структура контроля физической подготовленности по тесту "Еврофит"
Тестируемые качества Оцениваемая характеристика Содержание теста
1. Общая выносливость 1. Кардиореспираторная выносливость 1. Челночный бег с постепенно возрастающей скоростью 2. Тест PWC170
2. Максимальная сила 1. Статическая сила 2. Взрывная сила 1. Кистевая динамометрия 2. Прыжок в длину с места
3. Силовая выносливость 1. Силовая выносливость рук 2. Силовая выносливость туловища 1.Вис на перекладине 2. Повторный подъем туловища из положения лежа
4. Скоростные качества 1. Скорость бега 2. Скорость движений руками 1. Бег 10х5 метров 2. Перекрестные движения руками
5. Гибкость Подвижность позвоночника Из положения сидя наклон туловища с одновременным вытягиванием рук вперед
6.Равновесие Равновесие тела Балансирование стоя одной ногой на опоре
Таблица 2
Показатели двигательных способностей у подростков 8-9 классов при разной зрительной асимметрии (М±т)
Показатели 9 класс 8 класс
зрительная асимметрия зрительная асимметрия
Мальчики
правая (19) левая(6) правая (19) левая (12)
Равновесие (с) 4,42 ± 0,74 6,00 ± 2,05 2,58 ± 0,91 2,42 ± 0,82
Наклоны (см) 8,74 ± 1,83 6,17 ± 4,56 11,05 ± 1,23 9,42 ± 1,29
Сгибания - разгибания (к-во) 34,79 ± 0,88 31,33 ± 2,58 30,21 ± 1,20 30,00 ± 2,04
Прыжок в длину с места (см) 205,95 ± 3,32 207,00 ± 6,47 194,26 ± 4,42 200,67 ± 6,45
Челночный бег (с) 19,25 ± 0,54 19,78 ± 1,43 14,42 ± 1,05 15,90 ± 1,05
Теппинг-тест (с) 8,99 ± 0,16 9,10 ± 0,37 11,92 ± 0,90 10,31 ± 0,83
Бег 6-минутный (м) 1331 ±40 1175±93 1266±30 1242±77
Удержание тела в висе (с) 24,84 ± 2,83 11,67 ± 5,27 31,79 ± 3,96 43,92 ± 5,28
Д евочки
Равновесие (с) 7,50 ± 0,80 6,43 ± 1,45 0,88 ± 0,28 0,76 ± 0,30
Наклоны (см) 13,06 ± 1,68 17,43 ± 3,34 14,69 ± 1,11 13,62 ± 1,68
Сгибания - разгибания (к-во) 29,89 ± 0,78 27,71 ± 1,13 27,50 ± 0,71 27,29 ± 0,73
Прыжок в длину с места (см) 174,56 ± 2,85 166,86 ± 6,24 179,04 ± 2,68 176,19± 3,33
Челночный бег (с) 21,20 ± 0,46 21,84 ± 0,69 16,37 ± 0,96 17,31 ± 0,75
Теппинг-тест (с) 9,56 ± 0,11 9,64 ± 0,21 11,33 ± 0,78 9,90 ± 0,72
Бег 6-минутный (м) 1072±40 1137 ± 46 1064±26 1054±44
Удержание тела в висе (с) 12,72 ± 2,25 12,29 ± 2,56 21,96 ± 1,48 21,86 ± 2,81
Корреляционный анализ выявил взаимосвязи на уровне р<0,05^р<0,01.
в условиях группового тестирования, а также в литературе отсутствуют данные о роли зрительной асимметрии в проявлении двигательных качеств, в данном исследовании мы использовали только этот показатель.
Другая проблема связана с подготовкой курсантов вузов и колледжей силового профиля, где сейчас проводится набор и среди лиц женского пола. Поэтому требуют переосмысления данные о физической подготовленности школьников, начиная уже с 8-9 классов, которые в будущем могут стать потенциальными абитуриентами Университета МВД и военных училищ.
Методика. У учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ (56 мальчиков и 73 девочки) измерялись показатели зрительной асимметрии по системе «Евро-фит» - показатели чувства равновесия (с), челночного бега 10х5 метров (с) и 6-минутного бега (метры), наклонов вперед (см) и сгибания - разгибания туловища (кол-во раз), теппинг-теста (с), прыжка в длину с места (см), длительности удержания виса на перекладине (у мальчиков на высокой перекладине из виса, а у девочек - на низкой перекладине из виса лежа).
Результаты. Показатели были дифференцированы по классу, полу и зрительной асимметрии. Согласно полученным данным, различия в двигательных способностях между мальчиками 9 и 8 классов оказались преимущественно у лиц с правосторонней зрительной асимметрией. Аналогичная закономерность наблюдалась и у девочек (таблица 2).
Общей закономерностью у мальчиков 9 класса вне зависимости от зрительной асимметрии является отрицательная взаимосвязь показателя равновесия с силовой выносливостью туловища при сгибании - разгибании и аэробной выносливостью (бег 6-минутный); ожидаемая положительная взаимосвязь между показателями длительности теппинг-теста и челночного бега.
У мальчиков 8 класса общими закономерностями оказались взаимосвязи между силовой, аэробной выносливостью и дальностью прыжка в длину с места. В отличие от мальчиков 9 класса обнаружена отрицательная корреляция показателей челночного бега и теппинг-теста.
Особенным у мальчиков 9 класса при правосторонней зрительной асимметрии оказалась корреляция аэробной выносливости с показателями челночного бега и теппинг-теста. При левосторонней зрительной асимметрии аэробная выносливость коррелирует с показателями наклонов вперед и сгибания - разгибания туловища.
У мальчиков 8 класса особенной при правосторонней зрительной асимметрии является отрицательная взаимосвязь длительности удержания равновесия с силовой выносливостью рук, туловища, аэробной выносливостью и дальностью прыжка с места. При левосторонней асимметрии особенностей нет.
Общих закономерностей у девочек 9 класса при право-левосторонней зрительной асимметрии нет, поскольку в случае левосторонней зрительной асимметрии у девочек отсутствуют какие-либо корреляции между двигательными качествами. У девочек 8 класса общим оказывается взаимосвязь между двумя показателями выносливости (рук и туловища) и отрицательная корреляция показателей челночного бега и теп-пинг-теста.
Особенной у девочек 9 класса является роль только правосторонней зрительной асимметрии в положительной связи силовой выносливости туловища с аэробной выносливостью и дальностью прыжка в длину с места.
У девочек 8 класса особенной при правосторонней зрительной асимметрии является положительная взаимосвязь аэробной выносливости с силовой выносливостью туловища и дальностью прыжка в длину с места.
При левосторонней зрительной асимметрии у девочек 8 класса особенной оказалась корреляция аэробной выносливости с гибкостью при наклонах и силовой выносливостью рук.
Резюме. В раннем юношеском возрасте взаимосвязь между показателями двигательных качеств неоднозначна не только в связи с гетерохронностью развития и различиями по полу, но и с функциональной асимметрией по зрению.
При сравнении показателей двигательных способностей относительно возраста или пола необходимо учитывать функциональную асимметрию не только традиционно по конечностям, но и по зрению.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Годик М. А., Бальсевич В. К., Тимошкин В. Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 5. - С. 24-32.
2. Кривенцов А. Л. Специальные способности. Сущность и условия формирования в спортивной деятельности // Материалы совместной научно-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИ-ИФК. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001. - С. 51-55.
3. Медников А. Б. Зрительная асимметрия в системе специальных способностей курсантов // Инновационные технологии в образовательном процессе // XV Южно-Российская научно-практическая конф. - Краснодар, 2013.
4. Терминология спорта: толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, Д. А.Тышлер. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001. - 480 с.
5. Хасин Л. А., Рафалович А. Б. Тест для оценки физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ / Физическая культура, спорт и здоровье нации: мат. между-нар. конгр. - СПб., 1996. - С. 347.
MOTOR ABILITIES AND VISUAL ASYMMETRY IN EARLY YOUTHFUL AGE
A. Mednikov, Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Sciences,
Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation.
Contact information: 350005, Krasnodar city, Yaroslavskaya str., 128, [email protected]
The results of examination of such indices as visual asymmetry and motor abilities of 129 eight-form and nine-form pupils of general school (there are 56 boys and 73 girls) according to the system "Eurofit" are given in the article. It is proved that the interrelation of indices of motor characteristics in early youthful age is not identical, not
only because of heterogeneous development and gender differences, but also because of functional visual asymmetry.
Key words: motor abilities; visual asymmetry; sex (gender); correlation.
УДК 612.8
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ УРОВНЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ВОЗРАСТНОМ ПРОМЕЖУТКЕ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
Аспирант С. А. Серопян,
кандидат педагогических наук, доцент А. Г. Заболотний, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп.
Контактная информация для переписки: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, [email protected]
Измерение времени реакции широко используют в качестве критерия сенсорной чувствительности, оценки функционального состояния ЦНС, для анализа когнитивных процессов и индивидуальных различий (1, 2, 3). Преимущественное рассмотрение времени реакции в качестве компонента такого физического качества, как быстрота, не снижает значимости характерологических знаний, полученных при ее изучении, а также при выявлении факторов, влияющих на эффективность ее проявле-
ния. Этим обусловлено внимание к исследованию латентного периода двигательной реакции (ЛПДР) как составного показателя быстроты.
Ключевые слова: латентный период двигательной реакции; преддействие; быстрота.
В физиологии быстрота определяется как комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени (4). С точки зрения педагогики быстро-