уровне только у мальчиков и девочек, имеющих высокий уровень физической подготовленности, и у мальчиков, имеющих средний уровень физической подготовленности. У мальчиков и девочек, имеющих низкий уровень физической подготовленности, число респондентов, положительно отвечающих на вопрос «Хочешь ли ты заниматься физическими упражнениями, каким-либо видом спортивной или физкультурной деятельности?» снижается до 40 и 38%, соответственно.
ВЫВОДЫ
Школьники, имеющие низкий уровень физической подготовленности, в большой мере определяющий успеваемость по физической культуре, имеют высокий уровень тревожности, связанной с уроком физической культуры, и высокий уровень психоэмоциональной напряжённости. Однако различия показателей психоэмоционального состояния наблюдаются у девочек, имеющих различный уровень физической подготовленности, начиная с 12 лет, а у мальчиков - начиная с 13 лет.
У школьников, имеющих низкий уровень физической подготовленности, с возрастом снижается желание заниматься физическими упражнениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М. : Медицина, 1997. - 236 с.
2. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2004. - 127 с.
3. Немцев, О.Б. Формирование физической культуры личности студентов на занятиях в секции общей физической подготовки / О.Б. Немцев, Р.С. Козлов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 3. - С. 145-160.
4. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 1 : Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. - М. : Владос, 2001. - 384 с.
5. Столяров, В.И. Проект "СпАрт" и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления России (основные идеи и первые итоги реализации) / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 10-14.
Контактная информация: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Олег Федорович Жуков, кандидат педагогических наук, доцент,
Фархад Акифович Акчурин, аспирант,
Ульяновский государственный университет
Аннотация
В статье рассматриваются особенности морфофункционального развития детей с легкой степенью умственной отсталости. Данные показатели сравниваются со стандартами физического развития, подготовленности, работоспособности здоровых школьников г. Ульяновска.
Ключевые слова: школьники, умственная отсталость, физическое развитие, физическая подготовленность, физическая работоспособность.
THE PECULIARITIES OF MORPHOFUNCTIONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AT THE AGE OF 12-13 YEARS WITH LIGHT DEGREE OF MENTAL
RETARDATION
Oleg Fedorovich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Farhad Akifovich Akchurin, the post-graduate student,
The Ulyanovsk State University
Annotation
The article shows the peculiarities of morphofunctional development of children with light degree of mental retardation. These results have been compared with the standards of physical development, preparedness, capacity for work for health pupils in Ulyanovsk.
Key words: the pupils, the mental retardation, the physical development, the physical training, the physical capacity for work.
ВВЕДЕНИЕ
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство обусловливает проблему создания условий для максимальной коррекции нарушений развития у детей. Важная роль в решении данной задачи принадлежит физическому воспитанию и спортивной деятельности.
Это объясняется следующими обстоятельствами: физкультурно-спортивные занятия позволяют не только накапливать двигательный опыт, воспитывать физические качества ребенка, но и способствуют проявлению личных качеств умственно отсталых школьников, расширяют общение данных лиц со здоровыми сверстниками. То есть физическая культура и спорт выступают еще и важным фактором социализации данных детей.
Процесс физического воспитания и спортивной тренировки детей с умственной отсталостью будет более эффективным, если при его организации будут учитываться особенности их морфофункционального развития.
Нами было проведено исследование, целью которого явилось выявление особенностей морфофункционального развития детей с легкой степенью умственной отсталости. В исследовании приняли участие учащиеся 12 - 13 лет в количестве 100 человек коррекционных школ VIII вида № 18 и № 19 г. Ульяновска, а также воспитанники детского дома «Парус».
МЕТОДИКА
Применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; методы исследования физического развития (антропометрия, физиометрия); тестирование физической подготовленности; исследование физической работоспособности (велоэргометрия).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В нашем исследовании физическое развитие определялось по общепринятой методике. Определялись следующие показатели физического развития: антропометрические (длина с точностью до 1 см и масса тела с точностью до 0,5 кг); физиометриче-ские (жизненная емкость легких с точностью до 50 кубических см, сила мышц правой и левой кисти, кг).
В таблице 1 представлены показатели физического развития умственно отсталых школьников 12-13 лет в сравнении со стандартами физического развития школьников г. Ульяновска [3].
Как видно из таблицы 1, все показатели физического развития мальчиков 12-13 лет, имеющих отклонения в умственном развитии, имеют более низкие значения в
сравнении с их здоровыми сверстниками.
По таким показателям, как длина тела, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия правой и левой рук выявлены достоверно более высокие значения у здоровых школьников по сравнению с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Исключение составляет показатель окружности грудной клетки у умственно отсталых детей, где не было выявлено достоверных различий по сравнению со здоровыми школьниками. Не выявлено также достоверных различий по такому параметру физического развития, как масса тела.
Таблица 1
Особенности физического развития школьников 12 - 13 лет с легкой степенью
умственной отсталости
Показатели физического развития Возраст, лет Школьники с умственной отсталостью М+ш Здоровые школьники М+ш Разница в % / достоверность различий
Длина тела (см) 12 138,4+0,27 142,8+0,32 3,2*
13 144,9+0,36 147,7+0,4 1,9*
Масса тела (кг) 12 34,1+0,45 34,4+0,31 0,9
13 37,3+0,56 37,9+0,41 1,6
ОГК (см) 12 67,1+0,32 68,1+0,31 1,5
13 69,8+0,4 70,6+0,33 1,1
ЖЕЛ (мл) 12 1649+26,2 1811+17,7 9 8**
13 1834+19,1 2011+21,2 9,6**
Сила мышц правой кисти (кг) 12 12,8+0,08 14,6+0,19 14,0 *
13 14,5+0,16 16,9+0,21 16,5 *
Сила мышц левой кисти (кг) 12 10,1+0,23 13,2+0,18 30,6**
13 12,3+0,19 15,5+0,22 26,0**
Примечание: * - различия достоверны при Р< 0,05; ** - различия достоверны при Р< 0,01
В процессе исследования физической подготовленности определялись показатели: в беге 30 м (с); челночном беге 3х10 м (с); в 6-минутном беге (м); подтягивании на высокой перекладине (количество раз); наклоне туловища вперед (см); прыжок в длину с места (см).
С помощью этих тестов оценивались такие физические качества, как быстрота, координационные способности, скоростно-силовые качества, сила, выносливость, гибкость.
В таблице 2 представлены показатели физической подготовленности умственно отсталых школьников в сравнении со стандартами физической подготовленности школьников г. Ульяновска [2].
Из таблицы видно, что умственно отсталые дети 12 - 13 лет отстают по степени развития физических качеств по всем показателям в сравнении с их сверстниками, обучающимися в общеобразовательной школе. Причём различия между показателями физической подготовленности детей с легкой степенью умственной отсталости и здоровых школьников практически все достоверны.
Наибольшие различия наблюдаются в тестах, характеризующих общую выносливость, силовые и скоростно-силовые качества во всех двух исследуемых возрастах.
Под физической работоспособностью понимают способность человека выполнить максимум работы в определённой зоне мощности. Высокая физическая работоспособность служит показателем стабильного здоровья, а низкое её значение рассматривается как фактор риска для здоровья. Как правило, высокая физическая работоспособность связана с более высокой двигательной активностью и низкой заболеваемостью [4].
Для выявления физической работоспособности использовалась методика Л.И. Абросимовой, В.Е. Карасик [1].
Таблица 2
Особенности физической подготовленности школьников 12 - 13 лет с легкой сте-_________________________пенью умственной отсталости_____________________________
Двигательные тесты Возраст (лет) Школьники с умственной отсталостью М+ т Здоровые школьники М+ т Разница в % / достоверность различий
Бег 30 м, с. 12 7,53+0,176 5,5+0,02 -26,9*
13 6,68+0,169 5,31+0,02 -20,5*
Челночный бег 3х10 м, с. 12 9,58+0,21 8,71+0,03 -9,1
13 8,9+0,216 8,38+0,03 -5,8
6-минутный бег, м. 12 855,84+29,17 1213,9+9,1 41,8**
13 1025,0+35,87 1255,2+7,66 22,4**
Подтягивание на перекладине, кол-во раз 12 2,04+0,79 6,0+0,27 194,1**
13 3,84+0,78 5,9+0,23 53,6**
Наклон туловища вперед, см. 12 5,07+0,29 6,9+0,25 36,1*
13 5,2+0,17 6,6+0,24 26,9*
Прыжок в длину с места, см. 12 136,9+4,5 166,5+0,95 21,6*
13 155,14+3,66 173,7+0,93 11,9*
Примечание: * - различия достоверны при Р< 0,05; ** - различия достоверны при Р< 0,01
Результаты исследования физической работоспособности детей с умственной отсталостью представлены в таблице 3.
Таблица 3
Особенности физической работоспособности школьников 12 - 13 лет с легкой ________________________степенью умственной отсталости____________________________
Показатели физической работоспособности Возраст (лет) Школьники с умственной отсталостью М+ т Здоровые школьники М+ т Разница в % / достоверность различий
РШС 170, 12 444,75+15,35 678,8+51,6 52,6**
кгм/мин 13 492,85+18,33 709,1+62,4 43,8**
Примечание: * - различия достоверны при Р< 0,05; ** - различия достоверны при Р< 0,01
Как видно из таблицы, в обеих возрастных группах у детей, имеющих отклонения в умственном развитии, показатели физической работоспособности имеют значительно более низкие значения, что свидетельствует о ее существенно более низком развитии.
Также было установлено, что различия между показателями физической работоспособности детей с легкой степенью умственной отсталости и здоровых школьников в 100% случаев достоверны.
ВЫВОДЫ
В результате проведенных исследований было выявлено, что дети 12-13 лет с легкой степенью умственной отсталости существенно и в большинстве случаев достоверно отличаются от здоровых сверстников по всем показателям морфофункционального развития.
Это связано, во-первых, с объективными причинами, потому что умственная отсталость всегда есть результат недоразвития или поражения головного мозга. Поражение коры головного мозга влияет в той или иной степени на двигательные области мозга, приводящие к изменениям в худшую сторону со стороны моторнодвигательной сферы.
Во-вторых, существующие подходы к физическому воспитанию умственно отсталых школьников являются малоэффективными и ограниченными. Два часа в неделю не способны удовлетворить потребности умственно отсталого школьника в двигательной активности и не могут положительно влиять на их морфофункциональное
состояние.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абросимова, Л.И. Определение физической работоспособности детей и подростков / Л.И Абросимова, В.Е. Карасик // Медицинские проблемы физической культуры. - Киев, 1978. - Вып. 6. - С. 38-41.
2. Левушкин, С.П. Стандарты физической подготовленности школьников г. Ульяновска / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков. - Ульяновск : УИПК ПРО, 2004. - 32 с.
3. Левушкин, С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников г. Ульяновска разных типов телосложения / С.П. Левушкин ; Ульяновский гос. ун-т. -Ульяновск : Изд-во Ул ГУ, 2004. - 60 с.
4. Левушкин, С. П. Самоконтроль школьника при занятиях физической культурой и спортом / С.П. Левушкин; Ульяновский гос. ун-т. - Ульяновск : Изд-во Ул ГУ, 2000. - 48 с.
Контактная информация: [email protected]
УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, ЗАЩИТЫ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье проведено изучение адаптации к хроническому психофизическому стрессу, уровня напряженности основных психологических защит и характерологических особенностей у высококвалифицированных спортсменов.
Ключевые слова: психологическая защита, психологическое тестирование, высококвалифицированный спортсмен.
THE LEVEL OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION, PROTECTION AND
CHARACTEROLOGIC FEATURES OF HIGHLY SKILLED ATHLETES
Jury Jurevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health,
St. -Petersburg
Annotation
The article studied the adaptation to chronic psychophysical stress, the level of intensity of basic psychological protection mechanisms and characterologic features demonstrated by highly skilled athletes.
Keywords: the psychological protection, the psychological testing, the highly skilled athlete.
Спорт высших достижений предъявляет к спортсменам жесткие требования. Высокие результаты обеспечиваются не только тренировкой физических качеств, но и психоэмоциональной подготовкой спортсмена. Одним из условий качественной подготовки спортсмена является создание высокого порога притязаний, усиленного амбициозностью его жизненных установок. Весь комплекс психоэмоциональных, моральных, интеллектуальных качеств в период подготовки и в момент соревнования мобилизуется на достижение высокого результата. При этом высоким результатам в спорте соответствует пик не только физической, но и психологической формы.
Цель психологической защиты - снижение уровня эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения человека. Наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее