6. Pryazhnikov, N.S. and Pryazhnikova, E.Yu. (2004), Psychology of work and human dignity, publishing house “Academy”, Moscow, Russian Federation.
7. Shcherbakova, E.A. (2011), “Personal features of the high-class military pilot”, Messenger of the Adygei state university, Maikop, Release 2, pp. 216 - 220.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.12.2012.
УДК 796 (G76)
ТИПИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ПАРАМЕТРАМ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье отражена актуальность исследования познавательной активности студентов и особенно студентов вузов физической культуры; отражены результаты типизации студентов по данным литературных источников; приводится критический анализ выдвинутых учеными-педагогами попыток типизации студентов; здесь показаны особенности учебной деятельности студентов вузов физической культуры; приводится программа исследования познавательной активности студентов физкультурных вузов и возможности создания системы педагогических средств их развития.
Ключевые слова: познавательная активность, специфика учебной деятельности, типизация, критерии типизации познавательной активности, личностные качества, признаки познавательной активности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p50-55 TYPIFICATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE ON PARAMETERS OF THEIR INFORMATIVE ACTIVITY
Yury Yuryevich Zhukov, candidate of pedagogical sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article reflected the urgency of the study of the cognitive activity of students and especially of students of VUZ (Institute of Higher Education) of physical culture; the results of the typification of students according to the data of literary sources are reflected; the critical analysis of the presented by scien-tist-teachers attempts in typification of students is given; the special features of the training activity of the students of VUZ (Institute of Higher Education) of physical culture are shown here; the study program of the cognitive activity of the students of physical culture VUZ (Institute of Higher Education) and possibility of designing of the system of the pedagogical means of their development is given.
Keywords: cognitive activity, specific character of training activity, typification, criterion of typi-fication of cognitive activity, personal qualities, signs of cognitive activity.
В настоящее время в России наблюдаются быстро протекающие изменений в социально-экономическом укладе жизни людей. В этих условиях вопросы профессионального становления личности, ее самоопределения и самореализации в профессиональной деятельности приобрели особую актуальность. Названные компоненты профессионального становления личности немыслимы без определенной ее активности, особенно в период обучения в вузе. Есть основания предполагать, что высокая познавательная активность студентов является условием их профессионального становления.
В условиях новой и изменяющейся социально-экономической реальности часть студентов оказалась в состоянии потерянности и неопределенности в отношении своего
профессионального будущего. Это не может не сказаться на их активности в учебной и учебно-профессиональной деятельности.
Перед преподавателями и работниками управления вузов появилась задача оказания помощи студентам, лишенным достаточно выраженной мотивации и, соответственно активности к учебной деятельности. Для организации такой педагогической помощи требуется знание особенностей, факторов и роли познавательной активности в становлении специалиста. Это особенно актуально в вузах физической культуры, поскольку у большой части студентов выражена доминанта активности в отношении занятия спортом.
Есть основания предположить, что развитие познавательной активности студентов является основным, основополагающим резервом повышения качества профессионального образования в вузах. Но такое предположение требует эмпирического исследования и обоснования.
Студенческий возраст - это период самостоятельного личного и профессионального самоопределения, когда человек не только адаптируется к новым условиям деятельности и общения, но и впервые в своей жизни формирует собственные стратегии познания и среду развития (Современные психолого-педагогические ..., 1974). Все это требует высокой активности.
В вузах физической культуры проблема повышения познавательной активности студентов имеет свою специфику. Здесь учатся спортсмены, многие из которых являются действующими спортсменами, а некоторые находятся в периоде кульминации спортивной карьеры и поэтому не демонстрируют высокой познавательной активности. С поступлением выпускников в вуз, их познавательная активность может измениться, поскольку «происходят значительные изменения идеальных представлений о профессии, о ее целевых и смысловых составляющих» (Слободчиков В. И., Исаев Н. А. 1995., с. 73). Однако это изменение может носить как позитивный, так и негативный характер.
Для работы со студентами физкультурных вузов необходимо изучение возможностей дифференцированного подхода в учебной деятельности. Для этого необходимо осуществить типизацию студентов вузов физической культуры по параметрам их познавательной активности, что ранее не делалось.
По А. Н. Леонтьеву (1975) и В. А. Петровскому (1992), активность личности выступает одним из базовых источников ее развития. Активность интегрирует мотивы, потребности и цели учебной деятельности студентов, а также их знания и способности.
Возникает вопрос о признаках познавательной активности. По мнению Д. Б. Богоявленской (1983), основным ее признаком может служить интеллектуальная инициатива
- способность продолжать мыслительную деятельность как в рамках поставленных задач, так за ними.
Выраженность познавательной активности, по мнению Г. И. Щукиной (1988), имеет следующие признаки: стремление задавать преподавателю вопросы; стремление к познавательной работе; использование приобретенных знаний, умений и навыков (по крайне мере - в общении); выраженность эмоциональных переживаний в процессе познания; высокая степень сосредоточенности и устойчивости внимания.
В современной педагогике и педагогической психологии представлены всевозможные классификации студентов, отражающие разные типы познавательной активности в вузе. Они позволяют также выявить состав «групп риска», - тех студентов, которые испытывают сложности в обучении. При этом, одним из важных факторов, определяющих успешность и удовлетворенность учебой, является познавательная активность студента.
Б. И. Додонов (1884), а также Н. М. Симонова (1982), по критерию познавательной активности выделяются следующие типы личности учащихся: 1) направленность на сам процесс учебной деятельности; 2) направленность на ее результат; 3) установка на внешнюю оценку этой деятельности; 4) ориентированность на «избегание неуспеха» в резуль-
тате учебной деятельности. Ориентация исключительно на «избегание неуспеха» значительно снижает не только интерес к учебе, но и ее успешность. Такая типизация студентов вряд ли правомерна, поскольку отсутствует ее единый критерий: первые два типа построены на основании групп мотивов учебной деятельности, последние - на основании мотивационных качествах личности студентов.
В современной педагогике, выделяют всего три типа студентов по их учебной активности (Педагогика и психология., 2002): 1) студенты с широким кругом интересов, которые не ограничиваются лишь учебной деятельностью, которые проявляют активность в разносторонней профессиональной подготовке; 2) студенты с четкой ориентацией на узкую специализацию, которые ориентированы лишь на выбранную профессию, и все не связанное с профессиональной подготовкой, не вызывает у них интереса; 3) у студентов этого типа познавательная активность устремлена лишь на усвоение знаний и умений только в рамках заданной программы и демонстрируют низкий уровень активности. Предложенная типизация совершенно не охватывает все многообразие типов учащихся в отношении их познавательной активности и позволяет типизировать лишь активную часть студентов.
Предложенная типизация совершенно непригодна для выделения типов студентов вузов физической культуры по их познавательной активности. Это связано с тем обстоятельством, что большая часть студентов обладает высоко выраженной познавательной активностью, однако направленной на занятия спортом. А эти занятия, являются частью их профессиональной подготовки. Получается, что это часть студентов вузов физической культуры проявляют высокую познавательную активность, но не напрямую, а косвенно.
В этом же издании предлагается и другая типизация учащихся по их отношению к учебной деятельности. Выделяется пять групп (там же).
Первую группа состоит из студентов, которые проявляют познавательную активность повсеместно во всех ситуациях учебной деятельности. Студенты этой группы достигают высоких результатов в учебе.
Студенты второй группы характеризуются относительно невысокой выраженностью познавательных интересов. Они также активны в различных учебных ситуациях, но на получение глубоких знаний ориентированы недостаточно (действуют по принципу «всего понемногу»).
Для студентов третьего типа характерна избирательная познавательная активность, они устремлены на получение знаний узкопрофессионального характера, а в определенных случаях даже ограничивают свою активность. Студенты этого типа успешно осваивают специальные предметы, но по смежным дисциплинам имеют невысокие успехи.
Для студентов четвертого типа характерна неустойчивость познавательных интересов. Они так же проявляют интерес только лишь к дисциплинам, которые им легко даются и нравятся, а некоторые из дисциплин они иногда просто игнорируют.
И, наконец, к пятому типу относятся студенты с низкой мотивацией к учебе и с низким уровнем познавательной активности. Именно их иногда называют «лентяями и лодырями». Многие из них и поступали-то в вуз случайно, например, выполняя желание родителей или для получения отсрочки от призыва в армию.
В данном издании, хотя и дана определенная попытка характеризовать выделенные типы, они по существу, все-таки, имеют количественные различия - выраженность потребности и, соответственно, познавательной активности в учебной деятельности. Воспользоваться данной типизацией так же нельзя. Однако в качестве причины отказа от нее выступает не то, что в основу типизации положен количественный критерий, а то, что результаты получены не на основе эмпирических данных.
Для содержательной типизации целесообразно обратится к психологическим качествам учащихся. Такую попытку предпринимал Н. Ю. Щербаков (1998). Он определил
личностные факторы успешности учебной деятельности студентов в вузе и, соответственно, разделил студентов на типы: 1) «честолюбивые», обладающие относительно высокой мотивацией достижения, выраженной активностью в учебе; 2) «интересующиеся», у которых выражены познавательные интересы; проявляют креативность и охотно делятся знаниями с другими студентами; 3) «добросовестные» студенты, для которых характерна как низкая мотивация достижения, так и познавательная активность: они ориентированы на качественное выполнение того, что требуют преподаватели; 4) «неорганизованные способные», для которых характерно отсутствие отчетливых мотивов и познавательной активности; они, как правило, неуспешны в учебе, однако свои интересы и способности реализуют в занятиях «по интересу».
К сожалению, для исследований практического характера, как и для практической деятельности, направленной на использование дифференцированного подхода в повышении познавательной активности студентов и такая типизация не подходит. Это можно подтвердить тем обстоятельством, что в основу типизации положены психологические качества, которые в студенческом возрасте являются относительно устойчивыми.
Поскольку задача повышения уровня познавательной активности студентов, стоящая перед современной педагогикой высшей школы является острой и безотлагательной, то типизация необходима. Особенно остро проблема типизации студентов по их познавательной активности, как отмечалось выше, стоит в физкультурных вузах.
Исследование педагогических средств развития познавательной активности студентов вузов физической культуры должно начинаться с выявления типов этих студентов. Типизация, при этом должна соответствовать следующим требованиям.
1. Исследование должно носить экспериментальный характер.
2. В качестве признаков познавательной активности должны выступать не психологические качества, не мотивация и даже не показатели успешности учебной деятельности. Признаки типизации должны характеризовать саму познавательную активность.
3. Число этих признаков должно быть достаточно большим, чтобы можно было провести факторный или кластерный анализ. Для первоначального набора этих признаков целесообразно использовать метод экспертных оценок, где в качестве экспертов могут выступить как преподаватели (в том числе и спортивных дисциплин, а также тренеры), так и студенты.
4. В число признаков должны войти и косвенные характеристики учебной деятельности: в вузах физической культуры это активные занятия спортом и физической культурой.
На основе полученных учебно-типических групп (по количественному и качественному критериям) и с учетом факторного веса признаков познавательной активности может быть разработана батарея методик:
- измерения выраженности познавательной активности;
- определения принадлежности того или иного студента к одной из типичных групп студентов.
В отношении студентов вузов физической культуры можно предположить, что:
- компоненты их познавательной активности имеют свою специфику и решающее значение в их учебной успеваемости;
- познавательная активность студентов различных спортивных специализаций различна; а у студентов такой специализации, как адаптивная физическая культура, она отличается существенно;
- существует возможность создания эффективной системы развития познавательной активности студентов физкультурных вузов, с помощью которой можно существенно повысить их успеваемость и, соответственно, успешность их деятельности на педагогической практике.
Наступила пора разработать и апробировать систему совершенствования высшего
физкультурного образования в современной России и повышения его качества за счет эффективного развития познавательной активности у студентов вузов физической культуры в условиях реализации болонского соглашения на основе эмпирического изучения ее компонентов, факторов и ее учебно-профессиональной ценности.
Для этого требуется решить следующие группы задач.
Первая группа - это задачи, относящиеся к констатирующему исследованию и направленные на изучение самого феномена познавательной активности, а также ее факторов. Конкретно:
1. Выявить состав компонентов познавательной активности и индикаторов ее проявления.
2. Определить типы познавательной активности (внешние и внутренние, избирательные и общие).
3. Определить выраженность, вариативность и взаимосвязи компонентов познавательной активности студентов.
4. Выявить демографические, психологические, социальные и спортивные факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры.
Вторая группа - это задачи, относящиеся к формирующему исследованию и направленные на выявление социальной ценности познавательной активности, поиск и апробацию средств ее развития. Конкретно:
1. Установить характер взаимосвязей между показателями познавательной активности, с одной стороны, и профессионального самоопределения, учебной успеваемости по основным дисциплинам (специализации, теории физической культуры, педагогики, психологии и успешности профессиональной деятельности в период педагогической практики) с другой.
2. Определить характер влияния профессионального самоопределения на успеваемость в учебной деятельности, и успешность практической деятельности (в период педагогической практики).
3. Определить характер влияния учебной успеваемости на успешность практической деятельности в период педагогической практики.
4. Разработать модель развития познавательной активности у студентов вузов физической культуры.
5. Разработать условия, принципы, этапы развития познавательной активности студентов физкультурных вузов.
6. Подобрать и разработать средства развития познавательной активности у студентов вузов физической культуры.
7. Разработать систему развития познавательной активности студентов физкультурных вузов.
8. Апробировать систему развития познавательной активности у студентов вузов физической культуры.
Решив эти задачи, появится возможность построения педагогической системы развития познавательной активности студентов вузов физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Додонов, Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности / И. Б. Додонов // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 126-130.
2. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
3. Педагогика и психология высшей школы / под общ. ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов на Дону, 2002. // иЯЬ: http://krotov.info/lib_sec/shso/71_rost1.html. -Дата обращения 10.01.2012.
4. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. -
М. : Феникс, 1992. - 321 с.
5. Симонова, Н. М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Симонова Н.М. ; Московский гос. пед. ин-т. - М., 1982. - 15 с.
6. Слободчиков, В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 381 с.
7. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2 : [сб. ст.] / ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. - Л. : Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1974. - 254 с.
8. Щербаков, Н. Ю. Проблемы личностно-профессионального самоопределения студентов и создание индивидуализированной развивающей среды / Н. Ю. Щербаков // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. - СПб., 1998. - С. 160-178.
REFERENCES
1. Dodonov, B.I. (1984), “Structure and dynamics of motives of activity”, Psychology Questions, No. 4, pp. 126-130.
2. Leontyev, A. H. (1975), Activity, consciousness, personality, publishing house Politizdat, Moscow, Russian Federation
3. Ed Bulanova-Toporkova M.V. (2002), Pedagogics and psychology of the higher school, Rostov-on-Don, available at: http://krotov.info/lib_sec/shso/71_rost1.html
4. Petrovsky V.A. (1992), Psychology of not adaptive activity, Phoenix, Moscow, Russian Federation.
5. Simonova, N.M. (1982), Pilot study of structure of motivation at assimilation of a foreign language in higher education institution: dissertation, Moscow, USSR.
6. Slobodchikov, V.I. and Isaev, I.I. (1995), Psychology of the person. Introduction in subjectivity psychology, pulsing house “SHKOLA-PRESS”, Moscow, Russian Federation.
7. Ed. Ananyev B,G and , Kuzmina N. V. (1974), Modern psikhologo-pedagogical problems of the higher school, Issue 2, publishing house Leningrad State Yniversity, USSR
8. Shcherbakov, N.Yu. (1998), “Problem of personal and professional selfdetermination of students and creation of the individualized developing space”, the Person: identity, creativity, course of life. SPb. pp. 160-178.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2012.
УДК 796.966
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ХОККЕЯ НА ЛЬДУ В
УКРАИНЕ
Вячеслав Дмитриевич Завальнюк, аспирант,
Национальный Университет физического воспитания и спорта Украины,
(г. Киев, Украина)
Аннотация
В статье раскрыто содержание этапов развития хоккея в Украине с учетом новых социальных условий. Этапы имеют различия по количественным и качественным характеристикам факторов, которые влияют на его развитие. В своей совокупности они объедены в группы. Первая группа факторов представляет собой исторические, юридические, экономические (базовые основы) развития вида спорта в стране. Вторая группа факторов связана с рациональной системой управления видом спорта, где значение имеют различия степени участия государственных и общественных организаций. Сформирован определенный порядок действий, алгоритм по обеспечению процесса выхода украинского хоккея из кризиса и его дальнейшего развития с учетом конкретных целевых установок.