УЧЕБНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ
Ю.Ю. ЖУКОВ,
Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта,
г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей психологической компетентности студентов, ее практической ценности, а также ее учебных факторов, таких, как учебная и личностная познавательная активность и активность набора учебных баллов балльно-рейтинговой системы обучения в вузах физической культуры.
Ключевые слова: учебная познавательная активность, учебная успеваемость, активность набора учебных баллов, успеваемость по психологии, успешность прохождения тренерской практики.
Abstract
In the article are reflected the results of an empirical study of the special features of the psychological competence of students, its practical value and so its training factors, such as training and personal cognitive activity and the activity of the collection of the training marks of the scale-number - rating system of instruction in Institute of Higher Education on physical culture.
Key words: training cognitive activity is training progress, the activity of the collection of training marks, progress on psychology, success of the passage of practice.
Введение
Тренеру по спорту в своей деятельности приходится устранять множество проблем психологического характера, которые А.Н. Николаев [7] сводит в четыре большие группы: психодиагностику спортсменов, общее психологическое воздействие (взаимодействие), специальное психологическое воздействие и устранение проблем, не связанных со спортом, но влияющих на него. Для этого требуется определенная психологическая компетентность тренеров, которую они приобретают в процессе обучения в вузах физической культуры. При этом возникает множество вопросов по двум поводам: по оптимальности набора учебных психологических предметов, включенных в образовательную программу, и по поводу активности самих студентов в учебной деятельности.
Подобные вопросы возникают у преподавателей и других гуманитарных специальностей. Однако это особенно актуально в отношении студентов вузов физической культуры, имеющих ярко выраженную специфику: совмещение учебной и спортивной деятельности.
На первый взгляд кажется, что познавательная активность студентов не может не оказывать влияния на уровень их профессиональной компетентности, на их учебную успеваемость. Однако в этом можно и усомниться. Обращение к специальной педагогической литературе показало, что большинство авторов мнение о значении познавательной активности в успешности учебной деятельности сформировали как априорное. Экспериментальных исследований на этот счет не проводилось. Актуальность выявления связей между компонентами познавательной активности и компетентности студентов сохраняется. Ведь если познавательная активность является фактором учебной успеваемости студентов, то важно найти ответы на вопросы об иерархии компонентов познавательной активности по критерию
их учебной ценности, а также о том, какие из показателей учебной успеваемости наиболее чувствительны к воздействию факторов учебной познавательной активности.
Цель исследования - определить факторы психологической компетентности будущих тренеров, относящиеся к их учебной деятельности.
Задачи исследования - выявление характера зависимости психологической компетентности от познавательной активности и ее влияние на успешность прохождения тренерской практики физкультурных вузов.
Гипотезы: все компоненты познавательной активности студентов достоверно связаны со всеми компонентами их психологической компетентности, а на успешность тренерской деятельности выпускников оказывают влияние лишь компоненты психологической компетентности практического характера.
Полученные результаты данного исследования помогут определить ориентиры для подбора и разработки педагогических средств развития этой активности, а также подбора изучаемых психологических дисциплин, что не может не сказаться на качестве подготовки специалистов.
Исследование проводилось на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта. В качестве испытуемых выступили 36 студентов данного вуза, очного отделения, старших курсов (после прохождения тренерской практики). Выборка испытуемых репрезентативна по возрасту и полу. Важно и то, что выборка репрезентативна и по спортивной специализации: испытуемые были представителями контактных, художественных и рекордных видов спорта, по классификации Л. К. Серовой [9].
Методики исследования
Психологическая компетентность определялась посредством оценки учебной успеваемости по психологическим дисциплинам. Успеваемость оценивалась
с помощью анкеты закрытого типа. Выявлялась конечная успеваемость (по оценкам ведущих данную дисциплину преподавателей - по 10-балльной системе). Выставлялись оценки по девяти учебным предметам: психология; возрастная психология; психология физической культуры и спорта (психология ФКС); психология массовой коммуникации; психология успеха; психолого-педагогические аспекты профессионального мастерства (психология профессионального мастерства); психодиагностика; психологический практикум; психология управленческой деятельности.
Для определения познавательной активности использовалась специально разработанная методика исследования ее компонентов у студентов вузов физической культуры [4]. Данная методика создана на основе признаков, разработанных Л.В. Суховой [10]. С помощью этой методики определялись общее значение учебной познавательной активности и ее компоненты.
Для определения познавательной активности (как свойства личности) использовалась методика экспериментального типа «Нерешаемая задача» [2].
Для измерения активности набора учебных баллов балльно-рейтинговой системы обучения в самостоятель-
В наибольшей мере она выражена по психологии успеха, психологии массовых коммуникаций и по психодиагностике. Получены относительно низкие коэффициенты вариативности (от 12,9 до 15,7%). Между собой все показатели учебной успеваемости, как и следовало ожидать, тесно взаимосвязаны.
Показатели познавательной активности. Ранее было выявлено, что познавательная активность как свойство личности имеет среднюю выраженность (5,5 балла из 10-ти возможных) при коэффициенте вариации 32,7% [2].
Компоненты учебной познавательной активности у студентов-спортсменов относительно низки, за исключением волевых усилий и устойчивости внимания, проявляемых на занятиях. Особенно низки показатели активности при домашней подготовке к занятиям. Оказа-
ной работе студентов физкультурных вузов использовалась анкета шкального типа. Оценивались 26 заданий.
Оценка успешности деятельности на тренерской практике выставлялась методистами с помощью 10-балльной системы по трем критериям: успешность написания профессиональной документации; качество проводимых занятий; успешность проведения соревнований. Выставлялась общая оценка.
Значения всех показателей переводились в стэны (в стандартные баллы) с десятичной разрядностью. Все показатели подчиняются закону нормального распределения, что было определено по программе SPSS.
Результаты исследования
Прежде чем представить особенности взаимодействия компонентов познавательной активности и психологической компетентности учебной успеваемости, необходимо обратиться к тому, насколько выражены эти показатели (табл. 1).
Показатели психологической компетентности. Психологическая компетентность в целом выше средней (М = 6,57 из 10-ти), но по различным дисциплинам она мало различается: коэффициент вариации равен 9,59%.
лось, что часть студентов учится «по интересу», а другая часть - «по необходимости» [2].
В отношении активности набора учебных баллов, по данным исследования, проведенного ранее [3], были получены следующие выводы. Желание выполнять задания балльно-рейтинговой системы у студентов-спортсменов невысокие. Они выше оценивают значимость выполнения заданий с репродуктивной формой их выполнения и низко оценивают творческие задания -отображение текстов в форме таблиц и схем, а также написание эссе по вопросам изучаемой дисциплины. Студенты-спортсмены в недостаточной мере используют возможности набора баллов и выполняют другие задания, нежели их сокурсники, не занимающиеся спортом. У студентов-спортсменов по большинству заданий
Таблица 1
Компоненты психологической компетентности студентов вузов физической культуры
(п = 36; в стэнах)
Учебная успеваемость М д v
Психология 6,26 0,81 12,9
Возрастная психология 5,29 0,79 14,9
Психология ФКС 6,74 0,93 13,8
Психология массовой коммуникации 7,11 1,12 15,7
Психология успеха 7,24 1,08 14,9
Психология проф. мастерства 6,55 0,98 15,0
Психодиагностика 7,07 1,05 14,8
Психологический практикум 6,88 0,95 13,8
Психология управления 6,03 0,92 15,3
Успеваемость в целом 6,57 0,93 14,1
оценка их значимости выше реальной активности. Подготовка рефератов и анализ практических ситуаций у спортсменов значительно ниже отмеченной ими же значимости. Студенты-спортсмены при высокой оценке значимости поиска ответов на контрольные вопросы и подготовки к экзаменам мало используют эти средства набора учебных баллов.
Особенности взаимосвязей показателей познавательной активности и психологической компетентности. Личностная познавательная активность взаимосвязана с успеваемостью лишь по двум учебным предметам - по психология ФКС (г = 0,46 при р < 0,01) и по психоди-
агностике (г = 0,40 при р < 0,05). Данная взаимосвязь трактуется однозначно: именно познавательная активность оказывает влияние на успешность изучения этих психологических дисциплин, а не наоборот, поскольку первая отличается относительной устойчивостью.
Число статистически достоверных коэффициентов корреляции между 7-ю показателями учебной познавательной активности и 9-ю показателями психологической компетентности равно 20-ти, что составляет около 33% от числа возможных связей. При р < 0,01 получено 7 коэффициентов (11%; табл. 2).
Таблица 2
Достоверные взаимосвязи познавательной активности и психологической компетентности студентов вузов физической культуры (и = 36; жирным шрифтом выделены связи при р < 0,01)
Учебная познавательная активность Психологическая компетентность
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Волевые усилия 0,34 0,51 0,46 0,35
Интерес к учебе 0,55 0,41 0,47 0,40 0,39
Самостоятельность в учебе 0,39 0,34
Организация процесса учебы 0,44 0,42 0,41
Интегрирование учебного материала 0,36 0,39 0,34
Надситуативная активность 0,38 0,33
Комфортность учебной деятельности 0,48 0,36
Обозначения: 1 - Психология. 2 - Возрастная психология. 3 - Психология ФКС. 4 - Психология массовой коммуникации. 5 - Психология успеха. 6 - Психология профессионального мастерства. 7 - Психодиагностика. 8 - Психологический практикум. 9 - Психология управления.
Можно сказать, что ожидаемая тесная взаимосвязь учебной познавательной активности и учебной успеваемости эмпирически частично подтвердилась. Из числа факторов познавательной активности, оказывающих влияние на учебную успеваемость, можно выделить три наиболее значимых фактора: интерес к учебе, волевые усилия и организацию процесса учебы.
Наиболее зависимыми от учебной познавательной активности являются показатели успеваемости по следующим дисциплинам: по психологии ФКС, психологии успеха и психологии профессионального мастерства.
При анализе таблицы заметна тенденция: можно выделить две группы дисциплин - обусловленные познавательной активностью учебы «по воле» (психология, возрастная психология и психология успеха) и учебы «по интересу» (психология ФКС, психология профессионального мастерства, психология массовой коммуникации и психодиагностика).
Есть основания полагать, что обнаруженные здесь достоверные взаимосвязи трактуются определенно: компоненты познавательной активности являются факторами, а показатели психологической компетентности -переменными. Так можно утверждать исходя из того, что учебная познавательная активность проявлялась и измерялась раньше, чем проявлялась и измерялась психологическая компетентность.
Получены важные для практической деятельности сведения. Появляется ответ на вопрос: что нужно
изменять в плане повышения познавательной активности для повышения учебной успеваемости?
Другая группа компонентов познавательной активности - активность в наборе баллов балльно-рейтингового обучения с показателями психологической компетентности связана следующим образом (табл. 3).
Как показывает таблица, получено достаточно много достоверных взаимосвязей: 25 из 72-х возможных (34%).
Наиболее значительное влияние на повышение психологической компетентности в процессе учебы оказывает частое выполнение следующих заданий (по различным учебным дисциплинам и даже не по психологическим): подготовка к зачетам и экзаменам; конспектирование лекций; анализ практических ситуаций. В наибольшей зависимости от частоты выполнения заданий балльно-рейтинговой системы обучения находится успешность обучения по следующим дисциплинам: по психологии ФКС; возрастной психологии; психологии успеха; по психологии управления.
Компетентность по различным учебным дисциплинам обусловлена частотой выполнения различных заданий: компетентность по психологии, возрастной психологии, психологии массовой коммуникации, психологии успеха и психологии профессионального мастерства находится в зависимости от частоты выполнения традиционных заданий - конспектирования лекций и подготовки к зачетам и экзаменам; а компетентность по психоло-
Таблица 3
Достоверные взаимосвязи активности набора рейтинговых учебных баллов и психологической компетентности студентов вузов физической культуры (п = 36)
Активность набора баллов балльно-рейтингового обучения Психологическая компетентность
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Конспектирование лекций 0,36 0,33 0,34 0,39 0,33 0,40
Выступление с докладом 0,41 0,37
Написание текстов (рефератов, эссе, писем) 0,40 0,38
Анализ практических ситуаций 0,56 0,44 0,34 0,51 0,67
Составление кроссвордов по дисциплине 0,33
Составление словаря по темам дисциплины 0,35
Подготовка к зачетам и экзаменам 0,48 0,54 0,37 0,35 0,41 0,40 0,43
Выполнение курсовых работ 0,35
Пояснение. В таблицу включены лишь часто выполняемые задания и имеющие достоверные взаимосвязи. Обозначения: 1 - Психология. 2 - Возрастная психология. 3 - Психология ФКС. 4 - Психология массовой коммуникации. 5 - Психология успеха. 6 - Психология профессионального мастерства. 7 - Психодиагностика. 8 - Психологический практикум. 9 - Психология управления.
гии ФКС, психологии успеха, психодиагностике и по психологическому практикуму зависит от частоты выполнения такого задания, как анализ практических ситуаций.
Особенности взаимосвязей показателей психологической компетентности и успешности профессиональной тренерской деятельности. Определим корреляционные связи между компонентами психологической компетентности и показателем успешности прохождения студентами учебной практики по тренерской деятельности. Были получены всего две достоверные корреляционные взаимосвязи.
Психологическая компетентность в сфере физической культуры и спорта оказывает влияние на успешность профессиональной деятельности тренеров (г = 0,43 при р < 0,01).
Компетентность по психологии профессионального мастерства также влияет на показатели успешности тренерской деятельности (г = 0,35 при р < 0,05).
Таким образом, успешность практической деятельности будущих тренеров по спорту лишь частично зависит от их психологической компетентности, от компетентности по двум психологическим дисциплинам из девяти.
Объяснение столь низкой зависимости можно найти посредством определения корреляционных зависимостей успешности профессиональной деятельности и качественных характеристик преподавания психологических дисциплин.
Выводы
1. Психологическая компетентность студентов -выпускников вузов физической культуры выше средней как в целом, так и по различным дисциплинам. Особенно это справедливо по отношению к психологии успеха, психологии массовых коммуникаций и к психодиагностике.
2. Познавательная активность и почти все ее компоненты у студентов-спортсменов относительно низки,
а особенно - в отношении домашней подготовки к занятиям. Часть студентов учится, проявляя волю, а другая часть учится «по интересу». Студенты-спортсмены склонны выполнять задания балльно-рейтингового обучения с репродуктивной формой их выполнения, творческие же задания они высоко не оценивают. При этом оценка значимости заданий выше реальной активности.
3. Личностная познавательная активность студентов влияет на их учебную успеваемость по двум учебным предметам - по психологии физической культуры и спорта, а также по психодиагностике. Наибольшее влияние на учебную успеваемость оказывают следующие компоненты учебной познавательной активности: интерес к учебе, волевые усилия и организация процесса учебы. Наиболее зависимыми от учебной познавательной активности являются показатели успеваемости: по психологии физической культуры и спорта, психологии успеха и психологии профессионального мастерства. Учеба «по воле» положительно влияет на успеваемость по общей и возрастной психологии, а также по психологии успеха, учеба «по интересу» - на успеваемость по психологии физической культуры и спорта, психологии профессионального мастерства, психологии массовой коммуникации и по психодиагностике.
4. Подготовка к зачетам и экзаменам, конспектирование лекций и анализ практических ситуаций оказывают наибольшее влияние на повышение психологической компетентности в процессе учебы. Успешность обучения по психологии физической культуры и спорта, возрастной психологии, психологии успеха и по психологии управления находятся в наибольшей зависимости от частоты выполнения заданий балльно-рейтинговой системы обучения.
5. Лишь компетентность в сферах спортивной психологии и психологии профессионального мастерства оказывает влияние на успешность профессиональной деятельности тренеров.
Литература
1. Жуков Ю.Ю. Типизация студентов вузов физической культуры по параметрам их познавательной активности / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 50-55.
2. Жуков Ю.Ю. Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. -№ 2 (96). - С. 61-66.
3. Жуков Ю.Ю. Особенности балльно-рейтингового обучения в зависимости от познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. -№ 3 (97). - С. 62-67.
4. Жуков Ю.Ю. Методика исследования признаков познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). -С.51-58.
5. Жуков Ю.Ю. Профессиональное самоопределение и успеваемость студентов вузов физической культу-
ры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 62-67.
6. Жуков Ю.Ю. Познавательная активность как фактор успеваемости студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 44-50.
7. Николаев А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев. - СПб.: СПб ГАП-ПО, 2005. - 284 с.
8. Рокицкий П.Ф. Биологическая статистика / П.Ф. Ро-кицкий. - Минск: Вышэйш школа, 1973. - 320 с.
9. Серова Л.К. Психологическая классификация видов спорта / Л.К. Серова // Психологические основы педагогической деятельности / Материалы 32-й научной конференции (Санкт-Петербург, 29 ноября 2005 г.). -СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - С. 42-43.
10. Сухова Л.В. Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере негосударственного высшего образовательного учреждения): дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Сухова. -Тольятти, 2000. - 184 с.
References
1. Zhukov Yu.Yu. Typification of students of higher education institutions of physical culture in parameters of their informative activity / Yu.Yu. Zhukov // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2012. - № 12 (94). -P. 50-55.
2. Zhukov Yu.Yu. Features of interrelations of personal and educational informative activity indicators in students of higher education institutions of physical culture / Yu.Yu. Zhukov // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2013. - № 2 (96). - P. 61-66.
3. Zhukov Yu.Yu. Features of mark and rating training depending on informative activity of students of higher education institutions of physical culture / Yu.Yu. Zhukov // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2013. -№ 3 (97). - P. 62-67.
4. Zhukov Yu.Yu. Methodics for research of signs of informative activity of students of higher education institutions of physical culture / Yu.Yu. Zhukov // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2013. - № 5 (99). - P. 51-58.
5. Zhukov Yu.Yu. Professional self-determination and progress of students of higher education institutions of physi-
cal culture / Yu.Yu. Zhukov // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2013. - № 8 (102). - P. 62-67.
6. Zhukov Yu.Yu. Informative activity as a factor of progress of students of higher education institutions of physical culture / Yu.Yu. Zhukov // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2013. - № 9 (103). - P. 44-50.
7. Nikolaev A.N. Psychology of the trainer in sport for children and young people. - SPb.: SPb GAPPO, 2005. -284 p.
8. Rokitsky P.F. Biological statistics / P.F. Rokitsky. -Minsk: Vysheysh school, 1973. - 320 p.
9. Serova L.K. Psychological classification of sports / L.K. Serova // Psychological bases of pedagogical activity / Materials of the 32nd scientific conference (St. Petersburg, on November 29, 2005). - SPb.: NSU of P.F. Lesgaft, 2006. - P. 42-43.
10. Sukhova L.V. Development of informative activity in vocational training of future experts (on the example of non-state highest educational institution): thesis of candidate of pedagogic sciences / L.V. Sukhova. - Tolyatti, 2000. - 184 p.