Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
ТИП РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОДУКТА и его параметры
О.Е. ГЕРМАНОВА,
доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет e-mail: [email protected]
Н.Н. ВОЛОХОВ,
кандидат экономических наук, ассистент, Азово - Черноморская государственная агроинженерная академия
Используя первичные данные об объемах производства, реализации и переработке молока в Ростовской области, рассчитаны параметры, характеризующие полиструктурный тип рынка этого продукта.
Ключевые слова.Параметры полиструктурного типа рынка.
Коды классификатора JEL: й40.
В российской экономике на развивающихся рынках продолжается формирование институциональной среды, обусловливающей характер конкурентных отношений и тип рынка. Названные процессы имеют место и на рынках сельскохозяйственных продуктов, где конкурентная среда деформирована многочисленными барьерами и сформировалось множество относительно обособленных региональных рынков. В условиях значительного ослабления функции государства в области регулирования производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, ряда сохраняющихся признаков кризисного состояния аграрной отрасли теоретический и практический интерес представляет выявление характера, особенностей конкурентных отношений, степени развития конкуренции и типа рынков сельскохозяйственных продуктов. Исследование такого рода позволяет обосновать методы и инструменты государственного регулирования аграрного рынка, выработать меры по ограничению нарастающих монополистических тенденций и развитию конкурентных отношений в классических формах, по ослаблению барьеров, препятствующих свободному передвижению товаров и затрудняющих формирование единого рынка.
Особый интерес динамика названных процессов представляет для работников сельскохозяйственных предприятий, руководителей крестьянских фермерских хозяйств, которые учитывают в повседневной практической деятельности состояние конкурентной среды, особенности рыночных структур и влияние внешних факторов на экономические показатели.
Проанализируем основные параметры, в совокупности определяющие тип рынка сельскохозяйственных продуктов на примере молока. Исходными показателями, характеризующими степень развития конкуренции, являются емкость, насыщенность и самообеспеченность рынка сельскохозяйственной продукцией. Емкость продовольственного рынка С определяется максимально возможным объемом реализации продукта при существующих платежеспособном спросе, товарном предложении и розничных ценах. При прочих равных условиях емкость рынка зависит от численности населения N в регионе и норм потребления Н и измеряется произведением С=НИ. Из года в год в силу неустойчивости объемов производства, изменения цен и уровня до© Германова О.Е., 2008 © Волохов Н.Н., 2008
ходов населения емкость рынка изменяется. Так, в Ростовской области объем производства картофеля и растительного масла превышает потребности населения. В то же время объем производства ряда продуктов изменяется из года в год и обеспечивает потребление на уровне ниже нормы на душу населения: молока и молочных продуктов - на 40-45%, мяса и мясопродуктов - на 25-30%, фруктов - на 70-80%.
Насыщенность рынка й рассчитывается отношением объемов производства продукта V к емкости его рынка й = (V/С)■ 100%. Емкость и насыщенность продовольственного рынка находится в прямой зависимости от развития производства, которое в свою очередь определяется урожайностью культур и продуктивностью животных. Названные показатели используются для оценки величины товарооборота, объема необходимых ресурсов. Кроме того насыщенность определяется отношением объемов собственного производства сельскохозяйственной продукции к емкости рынка.
Насыщенность основных продовольственных рынков в Ростовской области в 2004 году составила по хлебу и хлебопродуктам 81,6% (208,8% в 2005 году), молоку и молочным продуктам - 53%, растительному маслу - 106%, мясу и мясопродуктам - 69,5% (85,9% в 2005 году), яйцу - 96% (107,6% в 2005 году), овощам и бахчевым - 89% и 22% по фруктам. Доля продукции, произведенной конкурентами за пределами области, составила соответственно по хлебу и хлебопродуктам 18,4%; 47% по молоку, 30,5% по мясу и мясным продуктам, 11% по овощам и 78% по фруктам. В другие годы насыщенность рынка хлебом и хлебопродуктами, яйцом, овощами и бахчевыми приближалась к 100%. Практически полностью заполнен продукцией производителей - конкурентов рынок фруктов. Из общего объема фруктов, ввозимых на территорию Ростовской области, около 90% импортировано из-за рубежа.
Самообеспеченность основными продуктами как соотношение объемов собственного производства и внутреннего потребления является одним из показателей, характеризующих степень развития конкуренции и тип рыночной структуры. Сравнение показателей насыщенности и самообеспеченности свидетельствует о том, что часть произведенной продукции, которая могла бы заполнить свободные рыночные ниши, вывозится за пределы области.
Оценим конкурентные позиции производителей молока, степень развития и характер конкуренции, тип рынка молока и молочной продукции в Ростовской области. Названный рынок является одним из основных сегментов продовольственного рынка, доля его продукта в розничном обороте продовольствия колеблется в пределах 10-15%.
В производстве молока и молочных продуктов в Ростовской области наблюдалась та же тенденция, что и общероссийская. Сокращение поголовья крупного рогатого скота привело к уменьшению объемов производства молока практически в 2 раза, о чем свидетельствуют данные табл. 1.
Таблица 1.
производство молока во всех категориях хозяйств в Ростовской области,
тыс. т [2; 3; с. 832]
Ростовская область Доля в ЮФО, % Доля в РФ, %
1990 1690,1 22,0 3,03
1995 1057,6 20,05 2,70
2000 835,9 19,24 2,59
2004 904,5 19,69 2,83
2005 872,8 8,72 2,82
2006 884 17,98 2,81
Резкое сокращение численности скота в крупных сельскохозяйственных предприятиях сопровождалось увеличением поголовья в личных подсобных хозяйствах. Во многих районах производство продукции животноводства сосредоточилось в этих
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
хозяйствах. Спад производства молока был обусловлен также увеличением затрат кормов, увеличением себестоимости производства центнера молока, снижением продуктивности коров и качественных показателей молока. Данные таблицы 2 иллюстрируют динамику производства и реализации молока.
Таблица 2.
показатели производства и реализации молока в Ростовской области в 2002-2005 гг. [6]
2002 2003 2004 2005 2005 к 2002,%
Количество продукции, центнеров 131965 118948 119635 118576 89,9
Полная себестоимость 1 центнера реализованного молока, руб. за центнер 400 461 528 594 148,5
Цена реализации 1 центнера молока, руб. 368 426 539 650 176,6
Прибыль, убыток от реализации молока тыс. руб. -41794 -41384 13014 66643
Рассчитано авторами по источнику [6].
За 2002-2005 годы совокупные затраты на корову выросли на 46,2%, себестоимость центнера молока - на 48,5 %, цена за центнер - на 76,6%. Полная себестоимость центнера молока была выше цены реализации в 2002-2003гг., убытки от продажи молока во всех хозяйствах достигали 42 млн. руб. в год. Только в последующие 20042005 гг. предприятия получили прибыль, соответственно 13,014 млн. руб. и 66,643 млн. руб. В результате снижения производства практически в два раза сократилось потребление молока на душу населения: с 376 кг в 1990 до 224 кг в 2005 году при медицинских нормах потребления 392 кг в год.
Конкурентная среда на рынке молока представлена, прежде всего, структурой ее субъектов: производителей, перерабатывающих предприятий, как основных покупателей молока, и потребителей конечной продукции. Основными конкурентами среди производителей являются сельскохозяйственные предприятия и личные подсобные хозяйства, табл. 3.
Таблица 3.
производство молока по категориям хозяйств Ростовской области, тыс. т [1; с. 17; 3; с. 443]
Годы Все категории хозяйств Сельскохо- зяйственные предприятия Уд. вес в общем объеме, % X с СЦ Уд. вес в общем объеме, % КФХ Уд. вес в общем объеме, %
2000 835,9 177,7 21,3 618,5 74,0 39,7 4,7
2003 932,8 1603 17,2 724,8 77,7 47,7 5,1
2005 872,7 144,2 16,52 672,9 77,10 55,6 6,37
2006 884 135,2 15,29 683,4 77,3 65,4 7,4
Данные таблицы свидетельствуют о неуклонном снижении доли молока, производимого в сельскохозяйственных предприятиях, и повышении ее в личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйствах. Однако личные подсобные хозяйства не стали сильными конкурентами предприятиям на рынке молока и испытывают огромные трудности со сбытом. Каждое хозяйство в отдельности производит незначительную долю общего предложения продукта. Удаленность сельскохозяйственных предприятий и ЛПХ от перерабатывающих предприятий, неразвитость потребительской кооперации снижают остроту конкурентной борьбы. В результа-
те агрохолдинги и сельскохозяйственные предприятия в Краснодарском и Ставропольском крае, специализирующиеся на производстве молока, располагающие мощностями для хранения и транспортировки продукции, сложившимися прочными связями с торговыми предприятиями, приобретают дополнительные конкурентные преимущества.
Оценка состояния конкуренции затрудняется большим количеством производителей и различным соотношением сельскохозяйственных предприятий и ЛПХ в районах области. Определив удельный вес ЛПХ в производстве молока в каждом районе Ростовской области по состоянию на 01.01.2005 года, классифицируем производителей в три группы. Так, в 5 районах области в ЛПХ производится менее 60% общего объема молока, производимого в этих районах, и, следовательно, более 40% молока производится в сельскохозяйственных предприятиях. В 31 районе области ЛПХ производится более 60% общего объема молока и в 7 районах - более 90%. Следовательно, в целом по области более 77% общего объема молока производится в условиях натурального хозяйства и мелкотоварного производства.
Динамика обобщающего показателя - объема и доли молока, произведенного в сорока трех районах области, характеризует рынок производителей молока как рынок чистой конкуренции. Индекс концентрации - доля на рынке молока первых четырех районов составил 24,21%, первых десяти районов - 61,5%. По такому показателю, исчисленному не только по районам, но и по предприятиям, рынок является неконцентрированным. Следовательно, непосредственные производители молока реализуют продукцию в условиях совершенной конкуренции и низкой степени концентрации рынка.
Основными и крупнейшими покупателями молока являются предприятия молочной промышленности. В области переработкой молока занимаются 63 предприятия, включая сельскохозяйственные предприятия, имеющие специализированные цехи. Часть сырья не перерабатывается в области, а вывозится, главным образом из северных районов, за ее пределы. Последнее обстоятельство и снижение объемов производства привели к тому, что производственные мощности перерабатывающих предприятий используются на 20-50%.
Немаловажное значение имеет следующее обстоятельство. Перерабатывающие предприятия выступают своеобразными локальными монополистами, способными влиять на уровень цен. Закупая сырье по заниженным ценам, они поставили многие сельскохозяйственные предприятия перед необходимостью строительства собственных перерабатывающих цехов. Создание перерабатывающих мощностей в хозяйствах - производителях молока сузило сырьевую базу и снизило загрузку производственных мощностей предприятий перерабатывающей промышленности.
В цехах малой и средней мощности выход товарной продукции с единицы сырья низок, глубина переработки сырья невелика, потери сырья значительны; ценные вторичные продукты не используются; цена, качество и ассортимент продукции не в состоянии конкурировать с продукцией специализированных предприятий. В результате повышается себестоимость продукции и снижается ее конкурентоспособность.
В поставках сырья до 60% занимает молоко, собираемое в ЛПХ, и его объем можно увеличить. Но недостаточно развитая сеть закупочных пунктов молока у населения как стационарных, так и мобильных, недостаток специализированного транспорта для доставки молока на перерабатывающие предприятия не способствуют повышению загрузки их производственных мощностей и показателей конкурентоспособности продукции.
Основными покупателями молока для его переработки и крупными посредниками между производителями и потребителями в 2007 году являлись 32 завода области. О закупках молока 10 наиболее крупных предприятий свидетельствуют данные табл. 4.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Таблица 4.
Закупка молока предприятиями молочной промышленности Ростовской области в 2007 г., тыс. т [4]
Наименование предприятия Закупка молока, тыс. т Доля в общем объёме закупленного молока, % Доля в общем объеме товарной продукции, %
ОАО “Кагалыницкий молокозавод” 25177 16,85 23,23
ОАО “Молочный завод “Новочеркасский” 16163 10,82 12,83
ООО “Белый медведь” 12100 8,10 0, 00
ОАО “Тацинский молочный завод” 8402 5,62 5,48
ЗАО “Волгодонский молочный комбинат” 7565 5,06 6,06
ОАО “Таймолпром Матвеево-Курганский” 7036 4,71 4,84
ОАО сыродельный завод “Семикаракорский” 5403 3,62 3,59
ООО “Тарасовский маслозавод” 4351 2,91 1,92
ОАО “Таганрог-Молоко” 3439 2,30 3,03
ОАО молочный завод “Орловский” 3195 2,14 1,66
Итого: 149393 100,00 100,00
Итоговая строка характеризует закупки молока всеми перерабатывающими предприятиями области. В таблице приведены данные для 10 предприятий.
Максимальная доля в общем объеме закупленного молока ОАО "Кагальницким молокозаводом" составляет 16,85%, в товарной продукции - 23,23%.
Пороговая доля рынка используется для выделения предприятий, занимающих доминирующее положение. Российским законодательством установлен простой количественный критерий для отнесения того или иного предприятия к категории предприятий - монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке. Он определен в 35%. Как свидетельствуют данные таблицы 4, на рынке молока в Ростовской области таких предприятий нет.
Удельный вес только каждого из 6 предприятий отрасли в общих закупках молока составляет более 5% (в таблице не названо ОАО «Сальское молоко» - 9,22%), и только доля двух ОАО превышает 10%. В связи с увеличением производства молока в личных подсобных хозяйствах постепенно увеличиваются закупки сырья крупными предприятиями у населения. Наибольший удельный вес в общем объеме закупок молока у населения в 18% приходится на ОАО «Сальское молоко», г. Сальск.
Так как пороговая доля рынка определяется объемом производства отдельного предприятия, то она не характеризует структуру рынка в целом. Для исследования структуры рынка используют индекс концентрации СЯ, характеризующий долю нескольких г (3, 4, и более) фирм в общем объеме рынка:
Ыг=±% = Ъ>'
¿=1 У ¿=1
где й - общий объем выпуска (закупок молока), qi - объем выпуска г-ой фирмы, Si -рыночная доля каждой фирмы. Индекс не отражает в полной мере состояние конкуренции, так как рассчитывается для отечественных производителей и не учитывает импорт, но характеризует наличие или отсутствие в отрасли небольшого числа доминирующих фирм. Наличие доминирующих фирм характерно для олигополии в отличие от совершенной и монополистической конкуренции.
Из приведенных данных следует, что индекс концентрации трех крупнейших фирм, определяемый по доле в общем объёме закупленного молока, составляет 35,77%, что меньше 45%. Этот же индекс, исчисленный по доле в общем объеме товар-
ной продукции, равен 36,06. Учитывая, что индекс концентрации рассчитан для трех, а не четырех, фирм, можно оценивать его как неконцентрированный. Для умеренно концентрированного рынка индекс концентрации составляет 45-70%.
Чем выше значение данного показателя, тем сильнее рыночная власть крупнейших фирм, тем сильнее степень концентрации и слабее конкуренция. На исследуемом рынке значение индекса, определяемого по доле в общем объеме закупленного молока, для четырех крупнейших фирм составляет 41,39, для десяти фирм - 62,13, что дает основание рассматривать рынок как неконцентрированный. Следующее обстоятельство свидетельствует, что процесс повышения степени концентрации рынка молока продолжается. Если в 2003 году в области закупали и перерабатывали молоко 40 предприятий - ОАО, ЗАО и других предприятий, то 2007 году их было 32. При заданном распределении рыночных долей выход небольшой фирмы из отрасли повышает уровень рыночной концентрации. Из рассматриваемого рынка за четыре года «ушли» сразу 8 фирм.
При измерении рассматриваемого индекса концентрации исследователь сам выбирает число фирм и определяет их долю в общем объеме выпуска, в нашем случае, в общем объеме закупленного молока. Если происходят слияния фирм, которые не входят в число выделяемых трех, четырех и т.д., то слияния повышают уровень концентрации в отрасли, что не отражается в коэффициенте. Такого рода процессы наблюдаются среди предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.
Оценим состояние конкуренции на рынке молочной продукции между предприятиями молочной промышленности Ростовской области. Исходные данные табл. 5 используем для исчисления параметров, определяющих тип рынка молока.
Таблица 5.
Показатели оценки состояния конкуренции на рынке молока Ростовской области в 2006-2007гг. [4]
с? ГС с о Ч Номер ранга, R с? а: с? а: 2 с? 2 с? с С? с ё
Наименование предприятия 2006 2007 R 2006 2007 2006 2007 2007 2007
ОАО “Кагальниц-кий молокозавод” 0,1651 0,2323 1 0,1651 0,2323 0,0273 0,0540 0,1401 0,0196
ОАО “Молочный завод “Новочеркасский” 0,1214 0,1283 2 0,2427 0,2566 0,0147 0,0165 0,0964 0,0093
ОАО “Сальское молоко” 0,0783 0,0786 3 0,2348 0,2357 0,0061 0,0062 0,0533 0,0028
ЗАО “Волгодонский молочный комбинат” 0,0646 0,0606 4 0,2585 0,2426 0,0042 0,0037 0,0396 0,0016
ОАО “Тацинский молочный завод” 0,0435 0,0548 5 0,2175 0,2740 0,0019 0,0030 0,0185 0,0003
ОАО “Таймолп-ром Матвеево-Курганский” 0,0485 0,0484 6 0,2908 0,2904 0,0023 0,0023 0,0235 0,0006
ОАО “Кашарский маслозавод” 0,0266 0,0471 7 0,1860 0,3298 0,0007 0,0022 0,0016 0,0000
ОАО сыродельный завод “Семи-каракорский” 0,0538 0,0359 8 0,4300 0,2868 0,0029 0,0013 0,0288 0,0008
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Окончание табл. 5.
ООО “Ростовский завод плавленых сыров” 0,0296 0,0335 9 0,2662 0,3017 0,0009 0,0011 0,0046 0,0000
ОАО “Молоко” Обливский район 0,0279 0,0330 10 0,2789 0,3301 0,0008 0,0011 0,0029 0,0000
ОАО “Таганрог-Молоко” 0,0387 0,0303 11 0,4262 0,3336 0,0015 0,0009 0,0137 0,0002
ООО “Астро-Эра” г. Миллерово 0,0237 0,0293 12 0,2842 0,3515 0,0006 0,0009 -0,0013 0,0000
ООО “РиФ” Моро-зовский район 0,0230 0,0267 13 0,2994 0,3465 0,0005 0,0007 -0,0020 0,0000
ООО “Тарасовс-кий маслозавод” 0,0105 0,0192 14 0,1467 0,2683 0,0001 0,0004 -0,0145 0,0002
ООО “Союз Семикаракорских сыроделов” 0,0000 0,0170 15 0,0000 0,2557 0,0000 0,0003 -0,0250 0,0006
ОАО молочный завод “Орловский” 0,0135 0,0166 16 0,2157 0,2661 0,0002 0,0003 -0,0115 0,0001
ОАО “Маслосыр Милютинское” 0,0108 0,0146 17 0,1828 0,2485 0,0001 0,0002 -0,0142 0,0002
ЗАО “Севдонмо-локо” Шолоховский район 0,0168 0,0145 18 0,3016 0,2613 0,0003 0,0002 -0,0082 0,0001
ОАО “Молоко”, п. Багаевский 0,0165 0,0140 19 0,3131 0,2660 0,0003 0,0002 -0,0085 0,0001
ОАО АФ “Кагаль-ницкая” 0,0168 0,0134 20 0,3362 0,2676 0,0003 0,0002 -0,0082 0,0001
ЗАО ‘Тадонеж”, п. Веселый 0,0123 0,0097 21 0,2579 0,2039 0,0002 0,0001 -0,0127 0,0002
ОАО “Азовский молочный завод” 0,0151 0,0094 22 0,3326 0,2068 0,0002 0,0001 -0,0099 0,0001
ОАО “Песчано-копский молочный завод” 0,0058 0,0085 23 0,1343 0,1960 0,0000 0,0001 -0,0192 0,0004
ООО “Молоко”, Шолоховский район 0,0057 0,0073 24 0,1362 0,1748 0,0000 0,0001 -0,0193 0,0004
ССПОК “Молочное дело” Моро-зовский район 0,0060 0,0072 25 0,1501 0,1795 0,0000 0,0001 -0,0190 0,0004
ООО “Чехов” Неклиновский район 0,0061 0,0065 26 0,1575 0,1692 0,0000 0,0000 -0,0189 0,0004
ООО “Аксайское молоко” 0,0040 0,0012 27 0,1090 0,0321 0,0000 0,0000 -0,0210 0,0004
ООО “Казанский молзавод”, 0,0000 0,0011 28 0,0000 0,0318 0,0000 0,0000 -0,0250 0,0006
Верхнедонской район ООО “Мега-Олимп” 0,0000 0,0009 29 0,0000 0,0255 0,0000 0,0000 -0,0250 0,0006
ООО “Белый медведь” 0,1157 0,0000 30 3,4709 0,0000 0,0134 0,0000 0,0907 0,0082
ИТОГО 1 1 465 9,8247 6,8650 0,0795 0,0960 0,2500 0,0483
Рассчитано авторами по источнику 4.
Простейший индекс концентрации, не учитывающий размеры фирм в отрасли, равен обратной величине числа фирм 1/п. Ограниченность практического применения индекса определяется тем, что в его измерении все фирмы предполагаются одинаковыми по размеру. Для предприятий, закупающих молоко, он равен 0,031.
Следующий индекс, характеризующий тип рынка, индекс Хиршмана-Херфинда-ля представляет собой сумму квадратов долей всех фирм в отрасли и зависит как от
п
числа фирм на рынке, так и от распределения рыночных долей НН1 = I . Ин-
1=1
декс при суммировании взвешивает рыночные доли фирм с помощью их собственных значений. Так, названный индекс для 32 предприятий, перерабатывающих молоко в Ростовской области, составил в 2006 году 0,0795, в 2007 - 0,0960. Если учесть доли всех не только предприятий, но и цехов сельскохозяйственных предприятий, перерабатывающих молоко, то его значение существенно понизится.
Теоретически значение индекса 0,096 можно интерпретировать как наличие в отрасли 10 фирм одинакового размера. Но в отрасли реально функционирует 32 предприятия и величина, обратная числу фирм 1/32=0,031, оценивает влияние числа фирм на уровень концентрации. Разность (НН1 -1/ п = 0,065) является составляющей индекса Хиршмана-Херфиндаля, которая формируется за счет параметра с2, отражающего разброс рыночных долей (с - коэффициент вариации размеров фирм). Так как значение анализируемого индекса меньше 0,18, то рынок молока оценивается как неконцентрированный. Чем меньшие значения принимает индекс, тем сильнее конкуренция и слабее рыночная власть.
Индексы Ханна и Кея также измеряют концентрацию, как и индекс Хиршмана-
п
Херфиндаля, но учитывают различные веса фирм в отрасли: НН1 =
1=1
а - положительная величина, значение которой определяется исследователем в соответствии с весом фирмы.
Индекс Холла-Тайдмана рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм
рынка: , где Я{ - ранг фирмы на рынке по убывающей ве-
личине (самая крупная фирма имеет ранг 1), qi - доля фирмы. Максимальное значение индекса равно 1 в условиях монополии, минимальное значение равно 1/ п, где п - число фирм в отрасли. Особенностью индекса Холла-Тайдмана является учет ранга фирмы по степени ее значимости, что позволяет более глубоко проанализировать рыночную структуру отрасли. Для 32 предприятий Ростовской области значение индекса в 2006 году составило 0,0536, в 2007 году - 0,0786.
Столь существенное изменение индекса объясняется двумя причинами. За названный период прекратили свою деятельность 8 из 40 предприятий по переработке молока, изменились их позиции на рынке и ранг ряда предприятий.
Коэффициент участия в конкурентной борьбе - простейший оценочный параметр конкуренции, определяемый числом фирм на рынке, принимает значения от 0 до 1. На рынке молока он не изменялся в течение 2006-2007 гг. и равен 0,967. Выше отмечалось, что с рынка ушли 8 предприятий, перерабатывающих молоко. Это обстоятельство не изменило рыночную структуру, которая по названному признаку характеризует рынок молока как рынок монополистической конкуренции.
На рынке совершенной конкуренции фирма получает максимальную прибыль при условии P = MC, если цена равна предельным издержкам. Поэтому для изме-
- д п г Р-МС
рения монопольной власти индексом А. Лернера ]_, =---------- в нем предельные
Р
издержки можно заменить ценой продукта на совершенно конкурентном рынке.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Прежде чем исчислить названный индекс, рассмотрим условия ценообразования на рынке молока.
Закупочные цены на молоко формируются под влиянием природно-климатических условий, организационно-экономических форм хозяйствования, уровня технической оснащенности хозяйств, условий сбыта, наличия избытка или дефицита молока на региональном рынке. В некоторых районах производство молока дотируется местными властями при условии его продажи по договорным ценам перерабатывающим предприятиям района. Цены на молоко, закупаемое у населения, ниже цен, по которым реализуют продукцию сельскохозяйственные предприятия.
Так, средняя цена реализации одного центнера молока в Ростовской области выросла с 368 руб. в 2002 до 696,7 руб. в 2006 году. В этот период цена на молоко, закупаемое у населения, колебалась от 2,15 руб. до 4,0 руб. за литр, на молоко, закупаемое в сельскохозяйственных предприятиях - от 3,5 до 4,9 руб. за литр. В ряде регионов закупочная цена повышалась до 800 руб. за центнер. Отсутствие открытой доступной информации о складывающихся ценах порождает условия, в которых продавцы и покупатели действуют по принципу «согласен - не согласен»
Диапазон закупочных цен свидетельствует об отсутствии единого регионального рынка молока в области и сложившихся локальных рынках практически в каждом районе. В названных условиях предприятия, перерабатывающие молоко, реализуют монопольную власть. Цену в 8 руб. за литр будем рассматривать как самую высокую. Средняя цена в рассматриваемый период составляла 6,97 руб.; цена на молоко, закупаемое у населения, - 4 руб.; цена на молоко, закупаемое у сельскохозяйственных предприятий - 5 руб. за литр. Тогда индекс А. Лернера равен соответственно величинам: 0,12; 0,5; 0,375.
По значению средней цены и коэффициента L = 0,12 рынок молока является рынком работающей конкуренции. Для такого рынка индекс изменяется в пределах 0,1- 0,2. При цене на молоко, закупаемое у населения, L = 0,5 и перерабатывающие предприятия выступают по отношению к населению в качестве монополистически конкурентных фирм. Перерабатывающие предприятия закупают молоко у сельскохозяйственных предприятий на монополистически конкурентном рынке, индекс монопольной власти здесь составляет 0,375. Согласно теории рынок является монополистически конкурентным при изменении индекса от 0,3 до 0,5 в зависимости от числа фирм.
Таким образом, по показателю монопольной власти рынок молока, рассматриваемого как сырье для перерабатывающих предприятий, является рынком монополистической конкуренции без существенной дифференциации его продукта. Показателем дифференциации может служить жирность и другие параметры молока.
Показатель дисперсии рыночных долей используется для измерения степени не-1 п
равенства фирм о2 = —I ^ -1/п)2 . Для 32 предприятий Ростовской области, зап г=1
купающих и перерабатывающих молоко, дисперсия в 2007 году составила 0,0151; для 10 предприятий, представленных в таблице 3, дисперсия рыночных долей составила
0,00409. Дисперсия служит для измерения неравенства в размерах фирм и косвенным показателем концентрации. Неравенство в размерах 10 предприятий меньше неравенства в размерах 32 предприятий.
Кроме проанализированных параметров рынка молока рассчитаны коэффициент концентрации рынка, составивший 0,1842; коэффициент интенсивности конкуренции под влиянием концентрации рынка, составивший 0,8158; показатель интенсивности конкуренции, учитывающий доли конкурентов на рынке молока, составил 0,0448. Значения названных коэффициентов не изменялись в 2006-2007 гг.
Коэффициент концентрации рынка учитывает доли предприятий в закупках молока (можно рассчитать по доле в товарной продукции) и ранг предприятий,
изменяется в пределах от нуля до единицы. Чем выше значение коэффициента, тем больше концентрация рынка и меньше интенсивность конкуренции. Его значение свидетельствует о низкой концентрации рынка молока в Ростовской области. По значению коэффициента интенсивность конкуренции под влиянием концентрации рынка низкая, предприятия закупают молоко в своем географическом сегменте рынка.
Значение показателя интенсивности конкуренции, учитывающего доли конкурентов на рынке молока, характеризует ее высокую степень.
Косвенный измеритель интенсивности конкуренции от рентабельности был равен 0,979 в 2006 году и 0,906 - в 2007 году. Рентабельность измерялась отношением совокупной прибыли к общему объему продаж. При высокой рентабельности рынка фирмы достигают своих целей с меньшей степенью конфликтности по отношению к конкурентам, что снижает интенсивность конкуренции. Значение коэффициента свидетельствует о невысокой интенсивности конкуренции, т.е. рентабельность производства на рынке молока слабо влияет на интенсивность конкуренции.
Предприятия молочной промышленности испытывают трудности в реализации продукции. Короткие сроки хранения, малые мощности холодильных установок приводят к тому, что производство и реализация продукции осуществляются преимущественно в региональных масштабах. На рынки соседних регионов выходят только предприятия, наладившие выпуск пастеризованной продукции с длительным сроком хранения. Рынок поделен между торговыми структурами, устанавливающими наценку до 100 и более процентов. Высокие цены на молочную продукцию снижают спрос населения, хотя, как отмечалось, ее потребление в Ростовской области ниже норм на 37,2% и ниже, чем по стране, на 4,7% [5; с. 51].
Рассчитанные показатели таблицы 6 используем в определении типа рынка молочной продукции.
таблица 6.
Оценка параметров конкуренции между предприятиями молочной промышленности Ростовской области.
Показатели 2006 2007
Количество заводов по переработке молока 30 30
Индекс Херфиндаля - Хиршмана 795, 26 959,77
Дисперсия рыночных долей 0,0272 0,0150
Индекс Холла - Тайдмана 0,0536 0,0786
Коэффициент участия в конкурентной борьбе 0,967 0,967
Индекс концентрации для 4 крупнейших предприятий рынка 46,25 32.17
Индекс концентрации для 10 крупнейших предприятий рынка 75,87 62,58
Коэффициент концентрации рынка 0,1842 0,1842
Косвенный измеритель интенсивности конкуренции по рентабельности 0,979 0,906
Показатель интенсивности конкуренции, учитывающий доли конкурентов на рынке 0,0448 0,0448
Рассчитано на основе данных таблицы 5.
Проанализировав значение и динамику важнейших параметров рынка молока в Ростовской области, приходим к выводу о невозможности однозначного определения структуры этого рынка. По одним показателям он является рынком чистой или совершенной конкуренции, по другим - рынком монополистической конкуренции без дифференциации продукта, но наличии монопольной власти у перерабатывающих
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
предприятий, выступающих локальными монополистами в пределах районов области и устанавливающих монопольно низкие закупочные цены; в показателях концентрации отражаются намечающиеся олигополистические тенденции. Среди потребителей конечной продукции наблюдается совершенная конкуренция.
литература
1. Агропромышленный комплекс Ростовской области. Ростов н/Д. 2006. С. 17.
2. Производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах всех категорий. М.2006.
3. Ростовская область в цифрах 2006. Стат. сб. Ростов н/Д. 2007. С. 832.
4. Состояние предприятий молочной промышленности. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. Ростов н/Д. 2007.
5. СмертинаЕ.н. Исследование регионального рынка молочных продуктов. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №1. С. 51.
6. Финансовые показатели сельскохозяйственных предприятий в 2002-2005 гг. Стат. сб. Ростов н/Д. 2006.
7. Hannah L., Kay J.A. Concentration in Modem Industry: Theory, Measurement and the UK Experience. London: The Macmillan Press, 1977. P. 52-55.
8. Германовао.Е., лебедева Г.в. Влияние на прибыль сельскохозяйственных предприятий изменений в производительности и в возмещении издержек производства. // Экономический вестник Ростовского государственного университета.2004. Том 2. № 2.