Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 22-32.
УДК 159.923
С. В. Чернобровкина, Т. В. Федорова
ТИП ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ХАРАКТЕРИСТИК КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема коммуникации и коммуникативных характеристик современных дошкольников является остро актуальной. Непосредственное общение современных детей друг с другом обедняется, вытесняется виртуальным взаимодействием. Развитие коммуникативных способностей детей возможно благодаря сотрудничеству и принятию со стороны родителей. В статье представлены результаты исследования влияния детско-родительских отношений на коммуникативные характеристики дошкольников и их статус в группе сверстников.
Ключевые слова: коммуникативные характеристики личности; коммуникативные способности; социометрический статус; реакции во фрустрационных ситуациях межличностного взаимодействия; детско-родительские отношения.
S. V. Chernobrovkina, T. V. Fedorova
TYPE OF THE CHILD PARENTAL RELATIONS
AS THE FACTOR OF CHARACTERISTICS OF THE COMMUNICATIVE SPHERE AND THE SOCIOMETRIC STATUS AT PRESCHOOL CHILDREN
The problem of communication and communicative characteristics of modern preschool children is sharply urgent. Direct communication of modern children is forced out by virtual interaction. Development of communicative abilities of children is possible thanks to cooperation and acceptance from parents. Results of a research of influence of the child parental relations on communicative characteristics of preschool children and their status in group of peers are presented in article.
Keywords: communicative characteristics of the personality; communicative abilities; the socio-metric status; frustration reactions in the situations of interpersonal interaction; the child parental relations.
В настоящее время проблема формирования и развития коммуникативной сферы у детей стоит особенно остро. Ускоряющийся темп жизни, высокая занятость родителей, повышенная эмоциональная напряженность, увлеченность гаджетами, Интернетом, сетевыми играми приводят к существенному сокращению общения родителей и детей, а также нарушению гармонии в детско-родительских отношениях, как следствие, - серьезные трудности в общении со сверстниками и взрослыми у многих дошкольников. Многие дети не умеют согласовывать действия с партнером по общению, сопереживать и сорадоваться, выражать симпатию.
© Чернобровкина С. В., Федорова Т. В., 2017
Дошкольный период имеет особую значимость для развития и становления личности человека, формирования отношения к себе и другим людям. Это жизненно важный период в развитии ребенка: формируются основы физического, психического здоровья, закладываются особенности эмоционального, социального и культурного поведения.
С момента рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом: через эмоциональное общение со взрослыми, через предметы, окружающие его, игрушки происходит постепенное становление и развитие коммуникативной сферы личности. Известный отечественный психолог М. И. Лисина, рассматривая значение формирования
коммуникативной компетентности у до-школьников,подчеркивает, что при недостаточно сформированной способности к общению в детстве могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно [1].
Дошкольное детство - значимый этап в жизни ребенка. Данный возраст является прямым продолжением раннего детства в плане общей сензитивности, в этот период дошкольник овладевает социальным пространством человеческих отношений [2].
Одной из ведущих потребностей ребенка является общение, которое приобретает внеситуативно-личностную форму. Данное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, и на фоне разнообразной деятельности: трудовой, познавательной. Оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым [1].
Общение со сверстниками оказывает влияние на личность дошкольника. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, в результате чего совершенствуется эмоционально-личностная сфера ребенка.
Общение дошкольников отличается широким спектром коммуникативных действий: множество обращений, требований; ребенок может проявить жалость, а может и обидеть другого ребенка [3].
Примерно с 3-4 лет ребенок при помощи коммуникации способен решать более широкий спектр задач, а именно умеет управлять поведением партнера по общению, добиваться желаемого. Также ребенок учится оценивать свои действия и поступки, соотносить их с поступками других, данная особенность связана с формированием самооценки дошкольника [3; 4].
Общение со сверстниками, в отличие от общения со взрослыми, характеризуется более выраженной эмоциональностью. По данным В. В. Ветровой, дети в общении со
сверстниками используют мимику в девять-десять раз больше, чем при общении со взрослыми. Подобная выраженная экспрессивная реакция связывается с возрастанием интереса, значимости общения с детьми, при этом общение со взрослым не теряет своей популярности (цит. по: [2]).
Еще одна особенность общения со сверстниками заключается в нестандартности и нерегламентированности. Дети не стремятся придерживаться каких-либо норм поведения, они проявляют самые разнообразные реакции, движения, действия. Нерегламентированность общения со сверстниками позволяет ребенку показать свою оригинальность, уникальность. Общение со взрослым всегда предполагает, что взрослый является эталоном нормативности поведения, а особенности общения со сверстниками позволяют использовать даже самые нестандартные и неожиданные средства общения [4].
В период от двух до семи лет можно наблюдать два перелома в сфере общения детей. Под переломом понимается изменение потребностей, мотивов, целей общения. Так, первое изменение наступает к 4-5 годам жизни ребенка. Как уже отмечалось, в этот период резко возрастает роль личности сверстника. До четырехлетнего возраста для детей наибольший интерес представляет общение со взрослыми, игрушками. Теперь ребенок предпочитает игру со сверстником, потребность в общении с детьми значительно возрастает. Второе изменение связано с налаживанием более крепких и глубоких отношений со сверстниками. Таким образом, мы можем наблюдать такое проявление, как дружба [2].
Е. О. Смирнова выделяет три этапа развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками. По аналогии с характеристиками общения со взрослыми, предложенными М. И. Лисиной [1], автор предлагает выделять три формы общения со сверстниками [3].
Первая форма - эмоционально-практическая. В период 2-4 лет дети стремятся получить одобрение от сверстника в проявлении шалостей и забав. Ребенку хочется добиться внимания и участия партнера по общению. Эмоциональный отклик становится особо значимым в общении со сверстником. Дети подражают друг другу и подстраиваются под действия другого. Подобное явление легко пронаблюдать в группе дошкольников: дети легко подхватывают звук или слово
и начинают повторять его. Также происходит и с движениями, настроениями и т. д. Общение ситуативно, неустойчиво. Подобный тип общения позволяет ребенку ощутить свою целостность с другими людьми, группой.
Когда общение начинает опосредоваться речью, наступает второй этап - ситуативно-деловой (примерно от 4 до 6 лет). В этот период происходит бурное развитие ролевой игры, которая приобретает коллективную форму. Дети распределяют между собой роли, контролируют друг друга. В середине дошкольного возраста наблюдается возникновение такой формы взаимодействия, как сотрудничество. Если на этапе эмоционально-практического общения дети играли рядом, но не вместе, то тут дети активно вступают в контакт, участвуют в общем деле и вынуждены согласовывать свои действия для достижения результата. Наряду с сотрудничеством возникает потребность в уважении, признании со стороны сверстников. Дети стремятся привлечь к себе внимание и понять, как относятся к нему другие. Интересуются успехами сверстников.
И наконец, третья форма общения - внеситуативно-деловая, которая формируется к 6-7 годам жизни ребенка. В этот период примерно половина речевых обращений к сверстникам носит внеситуативных характер. Дети делятся тем, где они были, чем занимались, что нового узнали, а также дают оценки действиям других. На этом этапе проявляется «чистое общение», т. е. общение, которое не сопровождается практическими действиями. Дети могут продолжительное время просто разговаривать друг с другом [3].
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется личностное отношение к сверстнику.
В дошкольном возрасте активно развиваются коммуникативные качества личности: эмпатичность, доброжелательность, непосредственность, открытость в общении, инициативность и др. Кроме того, формируются коммуникативные действия и умения: организационные (умение выступать инициатором общения, игр, лидерство в отдельных видах деятельности, владение организаторскими навыками); перцептивные (способность познавать других людей, признание мнения партнера по общению); оперативные (свободное владение вербальными и невербальными
средствами общения, удержание контакта продолжительное время) [5].
Среди факторов формирования коммуникативной компетентности у детей выделяют благоприятный психологический климат в группе детского сада и семье, характер отношений со значимыми взрослыми, а также индивидуальные особенности самого ребенка.
Одним из показателей коммуникативной компетентности дошкольников является его социометрический статус в группе сверстников. Актуальность его изучения обусловлена в первую очередь тем, что ребенок проводит достаточно длительное время в стенах дошкольного учреждения. Кроме того, место в группе сверстников и соответствующие этому месту отношения оказывают влияние на формирование личностных свойств, самооценки ребенка.
Понятие «социометрический статус» было введено Я. Морено. Автор рассматривал его как положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений определял как совокупность эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус индивида в группе - это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников [6].
В дошкольный период дети становятся более разборчивыми в общении, происходит дифференциация группы, вследствие которой можно наблюдать лидеров (звезд), предпочитаемых и отвергаемых участников группы. Уже в процессе наблюдения за детьми можно сделать вывод о том, какие дети пользуются наибольшей популярностью у сверстников. Объективные данные можно получить при помощи социометрических методик, опроса педагогов [7].
Исследователь Е. О. Смирнова утверждает, что к старшему дошкольному возрасту дети проявляют большую устойчивость и избирательность предпочтений в сфере общения, детские объединения также характеризуются устойчивостью [3].
Автор В. С. Мухина, говоря о специфике общения детей в группе, отмечает, что в дошкольном возрасте впервые складывается общественное мнение и возникает явление конформизма. Дети прислушиваются к мнению сверстников и подчиняются мнению
большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям. В то же время общение со сверстниками формирует у детей критичность к мнениям, словам, поступкам, их независимость от чужих суждений и желаний, создает «сверстниковую зону ближайшего развития» [2].
Я. Л. Коломинский в своих трудах отмечает, что одной из важных специфических особенностей детской группы является соотношение формальной и неформальной структур. В организованных детских сообществах, так же как и в любой другой группе, существуют обе эти структуры. Однако у детей формальная структура менее значима [8].
Анализируя отношения к сверстникам предпочитаемых и пренебрегаемых детей, Е. О. Смирнова выделяет следующие отличительные особенности:
1. Популярные дети проявляют больше социального одобрения, эмоциональной вовлеченности в дела сверстников, чем непопулярные.
2. Успехи других детей воспринимаются популярными более положительно, чем непопулярными. В экспериментальных исследованиях непопулярных детей успех другого обижал, огорчал либо оставлял равнодушными.
3. Все популярные дети, вне зависимости от уровня общительности и инициативности, стремились помогать другим детям, бескорыстно участвовали в делах других. Непопулярные не стремятся оказывать помощь сверстникам.
4. Популярные дети даже в позиции «обиженного» стремились разрешить конфликтную ситуацию мирным путем. А непопулярные, как правило, находили выход в обвинении и в проявлении агрессивных реакций.
Обобщая вышесказанное, автор делает вывод о том, что популярным членам группы свойственна кооперация, а непопулярные дети склонны прибегать к конкуренции [3].
Причин низкого социометрического статуса ребенка в группе может быть множество: от детско-родительских отношений до стиля общения педагогов с детьми. Непринятие родителями своего ребенка, особенно мамой, холодность и отстраненность являются негативными факторами в формировании личности дошкольника и, как следствие, его статуса в группе сверстников.
В цикле исследований Д. Баумринд рассматривает связь черт характера ребенка
с факторами родительского контроля и эмоциональной близости. На основе своих наблюдений исследователь выделила три типа детско-родительских отношений, которым соответствуют особенности детей (цит. по: [9]).
Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети. Любящий и понимающий родитель, как правило, заслуживает авторитет у ребенка. Авторитетные родители предпочитают не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им. В то же время не реагируют на капризы, проявляют твердость при детском манипулировании. Дети таких родителей обычно любознательны, им легче усваивать социально приемлемые формы поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками, они становятся популярными в группе.
Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Считают, что ребенку следует предоставлять минимум свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле и авторитету. Такие родители предпочитают эмоциональную дистант-ность с детьми, они скупы на похвалы, при этом часто указывают на неудачи. Между авторитарными родителями и детьми редко возникает чувство привязанности. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается страх перед наказанием и доминирует чувство вины, как правило, слабо развит самоконтроль. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и, вследствие этого, несчастны.
Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Такие родители позволяют детям делать все, что им захочется, не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение. У детей существуют проблемы с дисциплиной, нередко их поведение становится трудноуправляемым. Снисходительные родители в таких случаях приходят в отчаяние, реагируют очень остро: грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Ребенку в таких условиях сложно
предугадывать реакцию родителей, последствия своих действий.
Автор делает вывод о том, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями [9].
Говоря о формировании коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, следует учесть, что семья, будучи важнейшим социальным институтом, оказывает существенное влияние. От развития коммуникативных навыков ребенка зависит его общение со сверстниками и, следовательно, положение в группе, или социометрический статус.
Одной из причин низкого социометрического статуса ребенка являются чрезмерно завышенные требования со стороны родителей, когда за малейшее отступление от жестких норм и правил следует порицание и наказание. Зачастую ребенок не в силах справиться с поставленными задачами, боится допустить ошибку, огорчить родных, сделать что-то не так. В подобной ситуации низкий социометрический статус - это следствие, порожденное страхом отступления от норм и правил, устанавливаемых взрослыми [10].
Таким образом, детско-родительские отношения оказывают существенное влияние на коммуникативную сферу дошкольников. От того, как в семье выстраиваются отношения между детьми и взрослыми, зависит уровень развития коммуникативных навыков ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми.
Проблемой нашего эмпирического исследования было предположение о влиянии дет-ско-родительских отношений на коммуникативную сферу и социометрический статус дошкольников в группе сверстников.
От преобладающего типа детско-роди-тельских отношений зависят коммуникативные способности ребенка, его реакции во фрустрирующих ситуациях межличностного общения и его место в группе дошкольников.
Объект исследования: характеристики коммуникативной сферы дошкольника и его социометрический статус в группе сверстников.
Предмет исследования: тип детско-родительских отношений как фактор характеристик коммуникативной сферы и социомет-
рического статуса дошкольников в группе сверстников.
Цель исследования: выявить взаимосвязь и влияние типа детско-родительских отношений с характеристиками коммуникативной сферы дошкольника и его социометрическим статусом в группе сверстников.
Задачи исследования:
1) определить типы детско-родительских отношений в семьях дошкольников;
2) выявить уровень развития коммуникативных способностей дошкольников;
3) определить типы и направленность фрустрационных реакций дошкольников в ситуациях межличностного взаимодействия;
4) определить социометрический статус дошкольников в группе сверстников;
5) выявить влияние типа детско-родительских отношений на коммуникативные способности, тип и направленность фрустрационных реакций, а также на социометрический статус дошкольника в группе сверстников.
Теоретическая гипотеза: тип детско-родительских взаимоотношений является фактором характеристик коммуникативной сферы и социометрического статуса дошкольника в группе сверстников.
Эмпирические гипотезы:
1. В детско-родительских отношениях в семьях обследуемых дошкольников высокие показатели имеют следующие типы: контроль, принятие, сотрудничество, удовлетворенность отношениями с ребенком.
2. Большинство детей имеют высокий и средний уровень коммуникативных способностей.
3. Фрустрационные реакции детей в ситуациях межличностного взаимодействия характеризуются экстрапунитивной направленностью и эгозащитным типом реакции.
4. В группе дошкольников большинство детей имеют положительный социометрический статус.
5. Типы детско-родительских отношений: принятие, сотрудничество, эмоциональная близость, последовательность, удовлетворенность отношениями с ребенком - оказывают положительное влияние на коммуникативные способности и социометрический статус ребенка в группе сверстников.
В исследовании приняли участие 50 человек, из них - 24 ребенка (18 девочек
и 6 мальчиков) дошкольного возраста (воспитанники БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 270»), 24 родителя, а также 2 педагога-воспитателя, привлеченных в качестве экспертов. Все дети, принявшие участие в исследовании, посещают подготовительную группу детского сада, средний возраст детей - 6 лет.
Для сбора эмпирических данных использовались следующие психодиагностические методики: опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (И. М. Марковская) [11], методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошколь-
ников» (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова) [5], тест фрустрационных реакций Розен-цвейга (детский вариант) [12], социометрический тест «Два домика» (Т. Д. Марцинков-ская) [11].
Статистическая обработка включала использование методов первичной описательной статистики, критерия Колмогорова -Смирнова (2), ^критерия Стьюдента, метода ранговой корреляции Спирмена (гж), дисперсионного анализа (ANOVA).
Результаты исследования типов детско-родительских отношений представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Выраженность типов детско-родительских отношений в обследуемой группе, %:
1 - нетребовательность - требовательность; 2 - мягкость - строгость; 3 - автономность - контроль; 4 - эмоциональная дистанция - близость; 5 - отвержение - принятие; 6 - отсутствие сотрудничества -сотрудничество; 7 - тревожность за ребенка; 8 - непоследовательность - последовательность; 9 - воспитательная конфронтация в семье; 10 - удовлетворенность отношениями с ребенком
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство характеристик дет-ско-родительских отношений имеет средние значения. Наибольший разброс данных наблюдается по следующим параметрам: требовательность к ребенку со стороны родителя, воспитательная конфронтация в семье.
В целом это говорит о положительных отношениях родителей с детьми в обследуемой группе. Высокая степень удовлетворенности может свидетельствовать о доверительности и благоприятности детско-роди-тельских отношениях, пониженной конфликтности. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного
развития личности ребенка, его самооценки и доброжелательного отношения к другим людям и окружающему миру.
Опрос родителей показал, что для них характерен низкий уровень тревожности за ребенка, что, безусловно, является положительным явлением, так как при повышенной тревожности и гиперопеке у детей формируются обидчивость, неспособность бороться с трудностями, инфантилизм.
Наблюдается некоторое снижение показателя эмоциональной близости родителя и ребенка, которое отражает не только откровенность родителя, но и представление родителя о близости к нему ребенка, желание де-
литься самым сокровенным и важным с родителем.
Таким образом, рассматривая все характеристики детско-родительских отношений, можно сказать, что в исследуемой группе у родителей достаточно благоприятные отношения с детьми: средний уровень требовательности, строгости, контроля, эмоциональной близости, последовательности и сотрудничества; сниженный уровень тревожности за ребенка и воспитательной конфронтации, при этом высокая степень принятия ребенка и удовлетворенность взаимоотношениями.
Гипотеза о том, что в детско-роди-тельских отношениях высокие показатели имеют следующие характеристики: контроль, принятие, сотрудничество, удовлетворенность отношениями, - подтвердилась частично.
Для исследования коммуникативных способностей дошкольников использовалась методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова). В основе методики лежит метод экспертных оценок. Экспертами выступили педагоги-воспитатели группы детского сада.
Результаты исследования коммуникативных способностей детей представлены в таблице 1.
Таблица 1 Коммуникативные способности дошкольников
Уровень коммуникативных способностей Количество человек Проценты
Очень высокий 2 8,33
Высокий 6 25
Средний 10 41,67
Низкий 6 25
Анализ полученных результатов показывает, что среди дошкольников преобладает средний уровень коммуникативных способностей. Дети со средним уровнем коммуникативных способностей избирательны в общении, недостаточно инициативны, принимают предложения более активных сверстников, при этом могут выражать свое мнение и свои интересы.
Следует отметить достаточно высокий процент (25 %) детей с низким уровнем коммуникативных способностей. Это дети, которые проявляют недоверие к окружающим. У таких детей коммуникация часто носит эгоцентрический характер; ребенок не учиты-
вает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, провоцирует конфликты. В общении со взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы, следовать нормам и правилам общения; нередко агрессивен со сверстниками.
В то же время четверть всех испытуемых обладает высокими коммуникативными способностями. Дети легко вступают в контакт, проявляют активность в общении со взрослыми и сверстниками, охотно включаются в совместную деятельность, принимают на себя функцию организатора, выслушивают сверстников, согласовывают с ними свои предложения.
Гипотеза о том, что в группе преобладают дети с высоким и средним уровнем коммуникативных способностей, подтвердилась частично.
Изучение особенностей фрустрационных реакций детей в ситуациях межличностного взаимодействия проводилось с помощью детского варианта теста фрустрационных реакций Розенцвейга. Результаты исследования представлены на рисунке 2.
Анализ результатов показывает, что большинству детей свойственна экстрапуни-тивная направленность реакции. Интрапуни-тивная и импунитивная направленность реакции характерны примерно в равной степени для исследуемой группы. Следует отметить, что для детей дошкольного возраста считается нормой проявлять в большей степени экс-трапунитивные реакции, так как дети еще недостаточно самокритичны и повышенно требовательны к окружающим.
По типу реакции у дошкольников в исследуемой группе преобладает препятственно-доминантный тип реакции, что говорит о склонности детей в ситуации фрустрации чрезмерно фиксироваться на препятствии. Испытуемые с преобладанием данного типа реакций воспринимают широкий круг социальных ситуаций как стрессовые, травмирующие, угрожающие. Доминирующей мотивацией является мотивация избегания неудач, что приводит к снижению инициативности, пассивности, зависимости от авторитетных фигур. Очевидно, что повышение оценок по данному типу происходит за счет снижения оценок по другим, более активным типам.
Наименее популярен тип реакции с фиксацией на удовлетворении потребности, который является наиболее конструктивным
ответом на фрустрирующую ситуацию и показывает, согласно С. Розенцвейгу, в какой степени субъект проявляет фрустрационную толерантность и способен решать возникшую проблему.
Таким образом, соотношение типов фрустрационных реакций детей в ситуациях межличностного общения свидетельствует о низкой фрустрационной толерантности личности ребенка.
Рассматривая полученные данные в сопоставлении с возрастными нормативными показателями, следует отметить, что в целом направленность реакции соответствует возрастным нормам (стандартизации Е. Е. Дани-
ловой), за исключением препятственно-доми-нантного типа реакции, который почти в два раза превышает нормативные показатели.
Гипотеза о доминировании у дошкольников экстрапунитивной направленности и эгоза-щитного типа фрустрационных реакций в ситуациях межличностного взаимодействия подтвердилась частично.
Для изучения социометрического статуса дошкольников в группе сверстников использовали методику Т. Д. Марцинковской «Два домика». Соотношение групп детей с разным социометрическим статусом представлено на рисунке 3.
Рис. 2. Соотношение фрустрационных реакций разной направленности и разных типов у дошкольников:
направленность реакции: Е - экстрапунитивная; I - интрапунитивная; М - импунитивная; тип реакции: O-D — препятственно-доминантный; E-D - эгозащитный; N-P - потребностно-
настойчивый
Рис. 3. Соотношение групп детей с разным социометрическим статусом, %
Социометрические статусы в группе «популярные» и «предпочитаемые» являются благоприятными. Соответственно, статусы «пренебрегаемые» и «изолированные» являются неблагоприятными, свидетельствующими о высокой вероятности наличия проблем у дошкольника с выстраиванием гармоничных отношений со сверстниками.
В обследуемой группе не было выявлено изолированных детей, не получивших ни одного выбора, что свидетельствует о благоприятных отношениях дошкольников.
В таблице 2 представлено соотношение групп детей с положительным и отрицательным социометрическим статусом, а также среднее значение положительных выборов детей.
Та блица 2
Соотношение социометрических показателей детей в группе
Показатели Социометрический статус
отрицательный положительный
Количество детей, % 33,3 62,7
Среднее значение положительных выборов, балл 15,6 24,75
Таким образом, большую часть группы составляют дети, имеющие положительный социометрический статус. Полученный результат говорит о достаточно благоприятном психологическом климате в исследуемой группе детского сада.
Гипотеза о том, что в исследуемой группе большинство детей имеют положительный социометрический статус, подтвердилась.
Основной задачей нашего исследования было выявление влияния типов детско-родительских отношений на коммуникативные способности, фрустрационные реакции в межличностных отношениях и социометрический статус дошкольника в группе сверстников.
Статистически достоверные коэффициенты влияния (р < 0,05) указанных переменных представлены в таблице 3.
Таблица 3
Влияние типов детско-родительских отношений на характеристики коммуникативной сферы и социометрический статус дошкольников
Типы детско-родительских отношений Коммуникативные способности Социометрический статус Фрустрационные реакции
Е - экстрапуни-тивная реакция 0^ -препятственно-доминантный тип Е^ -эгозащитный тип ^Р -потребностно-настойчивый тип
Автономия - контроль - - - F = 5,93** - -
Отвержение - принятие F = 3,78* F = 7,52** - - F = 3,62* -
Отсутствие сотрудничества - сотрудничество - F = 4,2* F = 3,55* - F = 6,62** F = 3,64*
Удовлетворенность отношениями с ребенком F = 4,95* - - - - -
* - влияние значимо при р < 0,05; ** - влияние значимо при р < 0,01.
Полученные данные свидетельствуют о следующих закономерностях. Родительский контроль оказывает значимое прямолинейное влияние на препятственно-доминан-тный тип фрустрационной реакции ребенка. Чем больше родители контролируют ребенка, тем в большей степени он склонен в ситуации фрустрации фиксироваться на препятствии. Ребенок указывает на различные
свойства другого человека, ситуации взаимодействия (к примеру, жестокость, благоприятность или незначительность), но не стремится активно разрешать фрустрирую-щую ситуацию.
Считаем важными полученные значимые показатели прямолинейного влияния принятия ребенка на его коммуникативные способности и социометрический статус. Чем
в большей степени родители принимают ребенка, тем более высок уровень его коммуникативных способностей и тем более благоприятен его социометрический статус в группе. Данные закономерности указывают на определяющую роль принятия ребенка родителями как фактора его благополучия в группе сверстников.
Было получено криволинейное влияние родительского принятия на эгозащитный тип фрустрационной реакции у ребенка. Средним показателям принятия соответствуют высокие показатели эгозащиты, высоким показателям принятия соответствуют низкие показатели эгозащиты. Ребенок, получающий внимание и поддержку со стороны родителей, не стремится к самозащите в форме обвинения себя или других.
Значимым типом детско-родительских отношений является также сотрудничество. Было обнаружено прямое влияние сотрудничества на социометрический статус ребенка в группе. Чем более выражено сотрудничество с ребенком в семье, тем более благоприятен его статус в группе сверстников. Формы сотрудничества со взрослым расширяют возможности ребенка во взаимодействии со сверстниками.
Выявлено обратное влияние сотрудничества на потребностно-настойчивый тип фру-страционной реакции в ситуациях взаимодействия. Чем в большей степени выражено сотрудничество родителей и ребенка, тем в меньшей степени ребенок склонен фиксироваться на препятствии и указывать на неразрешимость проблемы.
При этом выявлено прямое влияние сотрудничества на экстрапунитивную направленность и эгозащитный тип фрустрационной реакции. По нашему мнению, это связано со следующим. С повышением сотрудничества повышаются указанные реакции ребенка. Сотрудничество предполагает восприятие ребенка как помощника, как равного партнера. Но далеко не всегда ребенок дошкольного возраста способен справиться с ответственностью, возлагаемой на него родителем, не каждую работу он может выполнять качественно в силу своего возраста и опыта. Таким образом, если ребенок чувствует, что подводит родителя, не справляется с какой-либо деятельностью, он начинает искать виноватых, перекладывать ответственность на других. Выбор эгозащитно-го типа может выражаться в агрессии и отрицании своей вины, самообвинении и отказе от
самостоятельного принятия решений. В самом благоприятном варианте эгозащитный тип может выражаться в том, что, несмотря на уязвимость и ранимость, испытуемый способен подавить агрессию, достичь компромисса в проблемных ситуациях за счет высокого развития рефлексивных способностей и коммуникативных качеств.
Проведенный анализ показал влияние удовлетворенности родителем отношениями с ребенком на его коммуникативные способности. Обнаружено криволинейное влияние. Высокая и низкая удовлетворенность родителей отношениями приводит к снижению показателя коммуникативных способностей у ребенка. Средний уровень удовлетворенности отношениями способствует проявлению высоких коммуникативных способностей детей. Именно при среднем уровне удовлетворенности отношениями родители оптимально критичны в отношении самих себя, ребенка и характеристик взаимодействия, что дает возможность ребенку адекватно строить отношения со сверстниками.
Гипотеза о положительном влиянии характеристик принятия, сотрудничества, эмоциональной близости, последовательности родителя, удовлетворенности отношениями с ребенком на коммуникативные способности и социометрический статус ребенка в группе сверстников подтвердилась частично.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В семьях обследуемых дошкольников существуют благоприятные детско-родител-ские отношения: средний уровень требовательности, строгости, контроля, эмоциональной близости, последовательности и сотрудничества, сниженный уровень тревожности за ребенка и воспитательной конфронтации, при этом высокая степень принятия ребенка и удовлетворенность взаимоотношениями.
2. В обследуемой группе дошкольников преобладают дети со средним уровнем коммуникативных способностей.
3. Большинству детей свойственна экстра-пунитивная направленность фрустрационных реакций в ситуациях межличностного взаимодействия, что для детей дошкольного возраста считается нормой. У дошкольников преобладает препятственно-доминантный тип фруст-рационных реакций, что говорит о склонности испытуемых в ситуации фрустрации чрезмерно фиксироваться на препятствии.
4. Большую часть группы составляют дети, имеющие положительный социометрический статус, что свидетельствует о достаточно благоприятном психологическом климате в обследуемой группе детского сада.
5. Обнаружено статистически достоверное влияние принятия ребенка на коммуникативные способности и социометрический статус детей, сотрудничества между родителем и ребенком, удовлетворенности отношениями на коммуникативные способности ребенка. Получены статистически значимые показатели влияния характеристик детско-родительских отношений на фрустрационные реакции детей: влияние родительского контроля на препят-ственно-доминантный тип реакции детей; принятия - на эгозащитный тип реакции детей; сотрудничества - на экстрапунитивную направленность, эгозащитный и потребностно-неустойчивый типы реакции детей.
Таким образом, нами были выявлены типы детско-родительских отношений, которые выступают факторами характеристик коммуникативной сферы у дошкольников: принятие, сотрудничество, удовлетворенность отношениями с ребенком, родительский контроль.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
2. Мухина В. С. Детская психология : учебник для студентов педагогических институтов
Сведения об авторах
Чернобровкина Светлана Владимировна -
канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия); e-mail: [email protected].
Федорова Татьяна Викторовна - студент факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия); e-mail: timoty0204 @gmail.com.
Для цитирования
Чернобровкина С. В., Федорова Т. В. Тип дет-ско-родительских отношений как фактор характеристик коммуникативной сферы и социометрического статуса у дошкольников // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 22-32.
/ под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
3. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 5-15.
4. Смирнова Е. О. Проблемы общения ребенка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. -1996. - № 6. - С. 76-87.
5. Диагностика социального развития ребенка : учебно-методическое пособие / под. ред. А. М. Щетининой. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
6. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. -М. : Аспект Пресс, 2001.
7. Детская практическая психология / под ред. М. Д. Марцинковской. - М. : Владос, 2000. -345 с.
8. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.
9. Семья в психологической консультации / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М. : Педагогика, 1989. - 208 с.
10. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 2000.
11. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб. : Речь, 2000. - 150 с.
12. Фрустрация. Понятие и диагностика : учебно-методическое пособие для студентов специальности 020400 «Психология» / сост. Л. И. Дементий. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. - 68 с.
About the authors
Chernobrovkina Svetlana Vladimirovna -
Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social Psychology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia); e-mail: [email protected].
Fedorova Tatyana Victorovna - Student of the Faculty of Psychology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia); e-mail: [email protected].
For citations
Chernobrovkina S. V., Fedorova T. V. Type of the Child Parental Relations as the Factor of Characteristics of the Communicative Sphere and the Sociometric Status at Preschool Children. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 2, pp. 22-32. (in Russian).