Научная статья на тему 'Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учётом активного приобщения к информационно-коммуникационным технологиям)'

Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учётом активного приобщения к информационно-коммуникационным технологиям) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3719
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / SOCIAL DEVELOPMENT SITUATION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕР / COMPUTER / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY FORMATION / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION SKILLS / ИГРА / GAME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батенова Юлия Валерьевна

В старшем дошкольном возрасте изменяется содержание и мотивы общения, приобретаются коммуникативные навыки и умения, следовательно, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе коммуникативный. Коммуникативную компетентность детей дошкольного возраста обусловливают социальные рамки, их половозрастные и индивидуальные особенности, предметно-практическая деятельность, организация учебно-воспитательной работы, специфика пространства общения. В современной социокультурной ситуации коммуникативное развитие дошкольников в значительной мере опосредуется информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Результаты проведённого анкетирования 712 родителей дошкольников, посвящённого выявлению роли ИКТ в жизни ребёнка, помогли ответить на вопросы о наиболее популярных ИКТ, частоте и способе их использования, изменении поведенческих особенностей дошкольников в связи с активным использованием компьютера, а также включенности родителей в процесс взаимодействия дошкольников с ИКТ. Сведения об изменениях в развитии личностных качеств дошкольника в новой социальной ситуации развития встречаются во многих исследованиях, основанных на данных конкретных наблюдений, материалах экспериментов, но при этом теоретически обоснованных объяснений явно недостаточно. Характерными положительными чертами современных дошкольников стали: осознание своей личностной значимости, независимость, высокая информатизированность и готовность овладевать новыми технологиями. К отрицательным чертам можно отнести нарушения психоэмоциональной сферы (синдром дефицита внимания, гиперактивность, тревожность), неготовность к сотрудничеству, подмену важнейшей для данного возраста сюжетно-ролевой игры иными видами деятельности, и, как следствие, отсутствие полноценных контактов со сверстниками. Психолого-педагогическое воздействие на современных дошкольников целесообразно осуществлять с учётом, с одной стороны, их индивидуально-личностных особенностей, с другой стороны на основе игровых технологий, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SPHERE PRESCHOOL CHILDREN IN CONTEMPORARY SOCIOCULTURAL SITUATIONS (INCLUDING ACTIVE CONNECTION TO INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES)

In the older preschool age, the content and motives of communication change, communicative skills and skills are acquired, therefore, one of the components of the psychological readiness for schooling is formed the communicative one. Communicative competence of children of preschool age determines the social framework, their sex and age and individual characteristics, subject-practical activities, the organization of teaching and educational work, the specifics of the space of communication. In the modern socio-cultural situation, the communicative development of preschool children is largely mediated by information and communication technologies (ICT). The results of the questionnaire survey of 712 parents of preschool children devoted to the identification of the role of ICT in the life of the child helped to answer questions about the most popular ICT, the frequency and the way of using them, changing the behavioral characteristics of preschool children in connection with the active use of computers, and the involvement of parents in the interaction of preschool children with ICT. Information on changes in the development of the personal qualities of a preschool child in a new social development situation is found in many studies based on data from specific observations and experimental data, but in this case, theoretically justified explanations are not enough. Characteristic positive features of modern preschoolers are: awareness of their personal significance, independence, high informatizirovannost and readiness to master new technologies. Negative features include violations of the psychoemotional sphere (attention deficit disorder, hyperactivity, anxiety), unwillingness to cooperate, substituting other types of activity for the given age of the story-role game, and, as a consequence, the lack of full contacts with peers. Psychological and pedagogical impact on modern preschoolers is advisable to implement, taking into account, on the one hand, their individual and personal characteristics, on the other hand on the basis of gaming technologies that ensure the full development of the child.

Текст научной работы на тему «Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учётом активного приобщения к информационно-коммуникационным технологиям)»

УДК 159.9: 37.032

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ (С УЧЁТОМ АКТИВНОГО ПРИОБЩЕНИЯ К ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ)

© 2017

Батенова Юлия Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

педагогики и психологии детства Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454005, Россия, Челябинск, Проспект Ленина, 69, e-mail: batenovauv@cspu.ru)

Аннотация. В старшем дошкольном возрасте изменяется содержание и мотивы общения, приобретаются коммуникативные навыки и умения, следовательно, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Коммуникативную компетентность детей дошкольного возраста обусловливают социальные рамки, их половозрастные и индивидуальные особенности, предметно-практическая деятельность, организация учебно-воспитательной работы, специфика пространства общения. В современной социокультурной ситуации коммуникативное развитие дошкольников в значительной мере опосредуется информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Результаты проведённого анкетирования 712 родителей дошкольников, посвящённого выявлению роли ИКТ в жизни ребёнка, помогли ответить на вопросы о наиболее популярных ИКТ, частоте и способе их использования, изменении поведенческих особенностей дошкольников в связи с активным использованием компьютера, а также включенности родителей в процесс взаимодействия дошкольников с ИКТ. Сведения об изменениях в развитии личностных качеств дошкольника в новой социальной ситуации развития встречаются во многих исследованиях, основанных на данных конкретных наблюдений, материалах экспериментов, но при этом теоретически обоснованных объяснений явно недостаточно. Характерными положительными чертами современных дошкольников стали: осознание своей личностной значимости, независимость, высокая инфор-матизированность и готовность овладевать новыми технологиями. К отрицательным чертам можно отнести нарушения психоэмоциональной сферы (синдром дефицита внимания, гиперактивность, тревожность), неготовность к сотрудничеству, подмену важнейшей для данного возраста сюжетно-ролевой игры иными видами деятельности, и, как следствие, отсутствие полноценных контактов со сверстниками. Психолого-педагогическое воздействие на современных дошкольников целесообразно осуществлять с учётом, с одной стороны, их индивидуально-личностных особенностей, с другой стороны - на основе игровых технологий, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка.

Ключевые слова: дошкольный возраст, социальная ситуация развития, информационно-коммуникационные технологии, компьютер, формирование личности, коммуникативная компетентность, навыки общения, игра.

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SPHERE PRESCHOOL CHILDREN IN CONTEMPORARY SOCIOCULTURAL SITUATIONS (INCLUDING ACTIVE CONNECTION TO INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES)

© 2017

Batenova Julia Valerievna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department

Pedagogy and psychology of childhood South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454005, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: batenovauv@cspu.ru)

Abstract. In the older preschool age, the content and motives of communication change, communicative skills and skills are acquired, therefore, one of the components of the psychological readiness for schooling is formed - the communicative one. Communicative competence of children of preschool age determines the social framework, their sex and age and individual characteristics, subject-practical activities, the organization of teaching and educational work, the specifics of the space of communication. In the modern socio-cultural situation, the communicative development of preschool children is largely mediated by information and communication technologies (ICT). The results of the questionnaire survey of 712 parents of preschool children devoted to the identification of the role of ICT in the life of the child helped to answer questions about the most popular ICT, the frequency and the way of using them, changing the behavioral characteristics of preschool children in connection with the active use of computers, and the involvement of parents in the interaction of preschool children with ICT. Information on changes in the development of the personal qualities of a preschool child in a new social development situation is found in many studies based on data from specific observations and experimental data, but in this case, theoretically justified explanations are not enough. Characteristic positive features of modern preschoolers are: awareness of their personal significance, independence, high informatizirovannost and readiness to master new technologies. Negative features include violations of the psychoemotional sphere (attention deficit disorder, hyperactivity, anxiety), unwillingness to cooperate, substituting other types of activity for the given age of the story-role game, and, as a consequence, the lack of full contacts with peers. Psychological and pedagogical impact on modern preschoolers is advisable to implement, taking into account, on the one hand, their individual and personal characteristics, on the other hand - on the basis of gaming technologies that ensure the full development of the child.

Keywords: preschool age, social development situation, information and communication technologies, computer, personality formation, communicative competence, communication skills, game.

Дошкольное детство как важнейший период развития личности

Личность ребёнка начинает формироваться с раннего детства. Именно в этом возрасте он приступает к познанию окружающего мира, осваивает разнообразные действия с предметами, овладевает речью, приобретает опыт эмоционального общения с взрослыми. Происходит стремительное развитие в физическом, психологическом, умственном плане, а приобретаемые качества становятся тем базисом, на котором основывается вся его дальнейшая жизнь. В дошкольном возрасте у ребёнка складываются мотивационные (интересы

человека, основные потребности и мотивы поведения), инструментальные (средства достижения соответствия целей, удовлетворяющих актуальным потребностям и мотивы поведения), стилевые черты личности (характер, способности, темперамент, манеры) [1].

Принципиальная важность дошкольного детства заключается в том, что, по словам А.Н. Леонтьева, оно является периодом первоначального формирования личности, периодом становления личностных «механизмов» деятельности. В дошкольные годы развития ребёнка устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта - единства

личности. Именно потому, что период дошкольного детства является периодом фактического формирования психологических механизмов личности, он так важен [2]. Федеральный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как самоценный, качественно своеобразный этап жизненного пути, уникальный периодом человеческой жизни. Дошкольное детство представляет собой период активного освоения социального пространства. Дошкольник открывает мир человеческих отношений и познаёт их специфику благодаря общению с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. В детстве закладывается фундамент для дальнейшего развития, происходит приобщение к знаниям об окружающем мире, формирование морально-этических норм, усвоение общезначимых ценностей [3].

С точки зрения И.А. Мироновой, можно выделить ряд критериев формирования личности в дошкольном возрасте: 1) существование ребёнка в рамках социальных отношений; 2) развитие дошкольника в контексте психических отношений к себе и окружающему миру; 3) проявление способности к самооценке, соподчинении мотивов, динамике развития чувств, развитии воли, определённой направленности личности; 4) сформиро-ванность всех звеньев самосознания; 5) усвоение базовых норм и правил поведения [4].

Исследования коммуникативной сферы дошкольника в психологической науке

В старшем дошкольном возрасте изменяется содержание и мотивы общения, приобретаются коммуникативные навыки и умения, следовательно, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Так, М.И. Лисина подчёркивает роль общения как важнейшего фактора психического развития дошкольника. Исследовательница отмечает, что общение для ребёнка - это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать информацию другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые эмоционально окрашенные отношения, согласовывать свои действия с окружающими [5]. Т.А. Репина выделяет три основных структуры в рамках коммуникативного взаимодействия дошкольников детской группы: 1) актометрическая структура включает объективные взаимосвязи дошкольников, которые возникают благодаря совместной деятельности в свободном общении; 2) социометрическая структура предполагает круг предпочитаемого общения дошкольника с другими детьми; 3) перцептивная структура включает существующие в группе взаимные оценки [6].

В.С. Мухина указывает, что дошкольный возраст представляет собой период овладения социальным пространством человеческих отношений в ходе общения с близкими взрослыми, а также в процессе игровых и реальных отношений с другими детьми. В этом возрасте получают такие фундаментальные для детского развития виды активности, как общение с взрослым и творческая игра. Личностное, умственное, эмоциональное развитие младших дошкольников происходит в процессе и благодаря развитию коммуникативной сферы. Благодаря коммуникативной сфере мир младшего дошкольника из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей [7].

Согласно концепции Е.В. Субботского, именно в дошкольном возрасте на уровне вербального поведения возникают границы между обыденной и необыденной реальностью сознания, которые в начале младшего школьного возраста укрепляются. Именно на данном возрастном этапе осуществляется «расслоение» обыденной реальности детского сознания (зависимой и независимой, контролируемой произвольными усилиями и неконтролируемой); складываются на вербальном уровне наиболее фундаментальные характеристики индивидуального детского сознания: представления о стабильности объекта, магической и физической причинности,

которые используются ребенком для объяснения событий и явлений окружающего мира, рациональные представления о времени и пространстве [8].

Ребёнок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними - как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ждёт. Специфика общения со сверстниками состоит в том, что общение с ними более многообразно, чем общение с взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении с взрослыми, например, способность придумывать новые игры. При общении со сверстниками все виды деятельности ха-растеризуются яркой эмоциональной насыщенностью. Дошкольник овладевает способностью к сочувствию другому, переживанию чужих радостей и печалей как своих собственных, может принять иную точку зрения. Все формы обращения к сверстникам менее регламентированы, у ребенка больше возможность проявлять инициативу [9]. К концу дошкольного возраста формируется высшее достижение коммуникативной деятельности, которым является внеситуативно-личностная форма общения, приходящая на смену ситуативно-деловой и внеситуативно-познавательной. Интересы старших дошкольников уже не ограничиваются окружающими предметами и явлениями, но распространяются на мир людей, их поступки, человеческие качества, отношения. Отличительной особенностью общения на этом этапе становится стремление к взаимопониманию и сопереживанию с взрослыми, потребность в них [10].

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что коммуникативная сфера дошкольников включает как собственно речевое развитие, так и сферу отношений с другими людьми, как с взрослыми, так и с ровесниками. Таким образом, можно говорить об их коммуникативной компетентности. По мнению В.Н. Куницыной и соавторов, коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету [11]. Е.В. Руденский подразумевает под коммуникативной компетентностью способности: 1) к социально-психологическому прогнозу коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; 2) к социально-психологическому программированию процесса общения с опорой на своеобразие коммуникативной ситуации; 3) к осуществлению социально-психологического управления процессами общения в коммуникативной ситуации [12]. Л.В. Чернецкая включает в данное понятие следующие компоненты:

1) эмоциональный (эмоциональная отзывчивост, эмпа-тия, чувствительность к другому, способность к сопереживанию; 2) когнитивный (познание другого человека, способность принять его точку зрения, предвидение чужого поведения, эффективное решение различных проблем); 3) поведенческий (способность к сотрудничеству, совместная деятельность, инициативность, адекватность в общении и др.) [13].

Коммуникативная компетентность подразумевает владение социокультурными нормами и стереотипами речевого общения. Имеется в виду знание приемов диа-логизации речи: умение употреблять обращение в различных формах, умение искренне выразить свою оценку того или иного факта или события, обычно вызывающего отклик, ответное сопереживание; умение прогнозировать эмотивные реакции собеседников [14]. Наиболее значимыми для детей дошкольного возраста являются следующие коммуникативные умения: 1) умения, связанные с восприятием: умение дослушать и выслушать, умение учитывать эмоциональное состояние партнёра;

2) умения по ориентации в ситуации общения: умение

Батенова Юлия Валерьевна psychological

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ... science

учитывать особенности собеседника, умение учитывать ситуацию общения; 3) умения, связанные с воспроизведением: учёт в собственной речи эмоционального состояния партнёра, умение согласовывать действия, мнения с потребностями партнёров и корректировать их; 4) умения, связанные с участием в разговоре: умение поддерживать беседу как со взрослыми, так и с детьми, умение отбирать материал, интересный для собеседника [15].

Коммуникативная компетентность по праву считается ведущей, так как она служит базой для становления других социально значимых компетентностей и рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, важнейшая предпосылка его дальнейшего благополучия в интеллектуальном и социокультурном развитии, в освоении разнообразных видов деятельности. Коммуникативную компетентность детей дошкольного возраста обусловливают социальные рамки, их половозрастные и индивидуальные особенности, предметно-практическая деятельность, организация учебно-воспитательной работы, специфика пространства общения. Социальную ситуацию развития ребенка, формирующуюся потребность в общении с взрослыми и сверстниками, совместную деятельность и обучение можно рассматривать как условия развития коммуникативной компетентности старших дошкольников, которые создают зону ближайшего развития ребенка [16].

Особенности коммуникативной компетентности современного дошкольника

В рамках современной социокультурной ситуации коммуникативное развитие дошкольников в значительной мере опосредуется информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Это подтверждается результатами проведённого нами анкетирования родителей дошкольников, посвящённого выявлению роли ИКТ в жизни ребёнка. Исследовательские материалы были получены путём опроса 712 родителей дошкольников, посещающих ДОО г. Челябинска (в возрасте от 20 до 43 лет, с различным уровнем образования и социальным статусом). В рамках исследования были поставлены вопросы о наиболее популярных ИКТ, частоте и способе их использования, изменении поведенческих особенностей дошкольников в связи с активным использованием компьютера, а также включенности родителей в процесс взаимодействия дошкольников с ИКТ.

Мы выявили, что более половины респондентов указывают на наличие у детей опыта взаимодействия с компьютером. Средний возраст дошкольников, использующих компьютер, составляет три с половиной года, а к моменту поступления в школу активными пользователями ИКТ являются более 70%; детей. Большая часть родителей допускают взаимодействие дошкольников с компьютером начиная с трёх лет, при этом контролируют данный процесс единицы. Взаимодействие триады «ребёнок - компьютер - взрослый» характерно только для развивающих и обучающих игр, в то время как в других видах компьютерной активности ребёнку предоставляется самостоятельность. Также следует отметить, что мальчики, по сравнению с девочками, являются более опытными и активными пользователями ИКТ, проводят за компьютером больше времени и посвящают его, как правило, играм, а не обучению. ИКТ заняли важное место в жизни дошкольников, причём и присутствие продолжает быстро возрастать. На сегодняшний момент они обладают такой значимостью, что принципиально важной задачей становится грамотное сопровождение данного взаимодействия родителями. Раннее начало использования дошкольниками компьютеров оказывает существенное влияние на становление их индивидуально-личностных особенностей.

Сведения об изменениях в развитии личностных качеств дошкольника встречаются во многих исследованиях, основанных на данных конкретных наблюдений, материалах экспериментов, хотя теоретически обоснованных объяснений явно недостаточно. Так, указыва-290

ется на повышение тревожности дошкольников (особенно старших), на уменьшение активности в главной для дошкольников ролевой игре, в которой происходит децентрализация и формирование позиции «Я» в системе общественных отношений, более раннее проявление кризиса трех лет (ближе к двум годам), связанного с развитием феномена самостоятельности «Я сам» [17]. Во многом указанные особенности обусловлены изменением социальной ситуации развития: новыми ритмами и скоростями в организации жизни, отказом от традиционных норм поведения, новыми целями и потребностями окружающих ребёнка людей, а также существенно возросшим влиянием телевидения и интернета.

У современных дошкольников существенно видоизменилось понимание сущности игры, что обусловливается, прежде всего, их увлечением не реальными, ролевыми, а компьютерными играми. Они изменяют характер и структуру общения ребенка, прежде всего, со сверстниками, ставя его в рамки особой индивидуальной игры. Но индивидуальная игра не требует согласования собственной позиции с позицией другого человека, следовательно, способствует утверждению личной, единственно верной точки зрения дошкольника на всё происходящее, поддерживает детский эгоцентризм. Такая игра способствует уходу от реального мира, погружению в замкнутый мир индивидуальных желаний, ограниченных рамками узкосемейных отношений.

Характеризуя сюжетно-ролевую игру детей, воспитатели отмечают частую потерю детьми инициативы, заниженные показатели воображения, что требует активизации позиции педагога. Сказывается в какой-то степени загруженность, плотность программы занятий детей, когда для раскованной самостоятельной игры остается мало времени. Организация игры и развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте становится сложной и важной проблемой. Решение этой проблемы предполагает не только поиск путей развертывания игровой деятельности, но и более глубокий анализ структуры и ее особенностей на этапе дошкольного детства в контексте процессов социализации и индивидуализации в новых условиях [17].

На усиление процессов индивидуализации в среде дошкольников указывают И.А. Дядюнова и М.Ю. Индык [18]. Исследователи отмечают, что современные дети, подобно их сверстникам прошлого века, усваивают такие нормы взаимоотношений, как взаимопомощь, готовность помочь товарищу. Отличие заключается в том, что современные дошкольники высказывают новые суждения: помогать, конечно, нужно, но, во-первых, только тогда, когда об этом тебя попросят. Выявились различия и в проявлении доброты и бескорыстия. Подобные изменения в детях, в их оценках поступков сверстников, в определении собственной линии поведения объясняются, в первую очередь, социальными изменениями. В 90-е годы прошлого века, в период пересмотра жизненных ориентиров и ценностей, преобладающей стала ориентация на индивидуальность, на независимость людей друг от друга, на сосредоточенность на себе, своих успехах. Дети, как известно, отражают все особенности мира взрослых, они активно присваивают их формы взаимодействия с окружающим миром, с людьми [18].

О.А. Комарова провела исследование, посвящённое выявлению черт современного дошкольника путём интервьюирования и анкетирования педагогов-практиков. Согласно полученным результатам, в описаниях детей прошлого века прослеживались характеристики, отражающие застенчивость детей, скромность, незащищенность, самостоятельность, ответственность, отзывчивость, взаимовыручку и взаимоподдержку в коллективе, признание непоколебимости авторитета взрослого. К положительным чертам современных детей были отнесены: 1) большая информированность и эрудированность современного ребенка, способность «делать недетские умозаключения», «рассуждать на взрослые темы»;

2) умение размышлять над смыслом своих действий и действий партнера - ребенка, взрослого; 3) раскрепощенность, свобода от условностей, смелость, общительность; 4) высокая познавательная активность, интерес к разным сторонам действительности. Педагоги связывают наличие данных черт у детей с влиянием общества, ориентированного на индивидуализацию, с появлением, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, знакомству с большим, постоянно растущим объемом информации, расширением возможностей для семейных путешествий в разные страны [19].

С другой стороны, были выявлены следующие негативные характеристики современного дошкольника: 1) повышенная тревожность, агрессивность, драчливость (педагоги связывают данные проявления с влиянием телевидения и компьютерных игр в больших объемах, недопустимых для возраста); 2) низкий уровень концентрации внимания, рассеянность; 3) низкие навыки самообслуживания (даже в старшем дошкольном возрасте не все дети могут правильно одеться, зашнуровать ботинки и т.п.); 4) зависимость от компьютера и гаджетов, интерес к компьютерным играм зачастую в ущерб сюжетно-ролевым; 5) сниженная дисциплинированность, трудности в выполнении общих для коллектива правил; 6) концентрация на собственных интересах, желаниях, стремлениях, неумение слушать и слышать партнера по общению; 7) сниженная творческая активность; 8) выраженный ориентир на наглядность часто в ущерб слуховому восприятию; 9) низкие физические показатели, слабое здоровье; 10) размытость ценностных ориентиров; 11) неумение играть в сюжетно-ролевые игры; 12) проблемы в речевом развитии (звукопроиз-ношение, «скудность» словарного запаса, неразвитость коммуникативных навыков) [19].

Л.Ф. Обухова и И.А. Корепанова отмечают, что редукция игровой деятельности в дошкольном возрасте способствует недоразвитию мотивационно-потребност-ной сферы ребенка, а также воли и произвольности, что, в свою очередь, ведет к нарушениям в личностном развитии - не формируются необходимые поведенческие механизмы, к концу дошкольного возраста дети остаются зависимыми от ситуации и от внешних требований взрослого. Произвольность как внутреннее качество личности не складывается - ребенок подчиняется непосредственным указаниям взрослого, его оценки и требования представляют собой главный стимул (и мотив) детского послушания и самоограничения. При отсутствии внешнего контроля резко снижается самоконтроль, дети не готовы к самостоятельной организации осмысленной деятельности. Во многих исследованиях и наблюдениях фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень воображения современных дошкольников. Им оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники несколько десятилетий назад. Современные дети затрудняются назвать в игре несколько деревьев, фруктов или городов, сочинить сказку, придумать сюжет и пр. [20].

По уровню развития общения с взрослым современные дети в целом несколько отстают от возрастной нормы. У большинства пятилетних дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, которая соответствует младшему дошкольному возрасту (3-4 года). Их интересы ограничены предметными действиями и не выходят за пределы конкретной ситуации. Соответствующая возрасту внеситуативно-познавательная форма общения зафиксирована только у трети обследованных детей, причем у многих из них снижена инициативность в общении - познавательные интересы детей развиты недостаточно. Ребенок предпочитает следовать за предложениями и указаниями взрослого. Только около 20% обследованных пятилеток обнаружили достаточно высокий уровень развития общения с взрослым.

Данные о коммуникативной компетентности в обще-

нии со сверстниками свидетельствуют о явно недостаточной социальной компетентности у 25% детей, об их беспомощности в отношениях со сверстниками и неспособности разрешать простейшие конфликты. Более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имели выраженный агрессивный характер. Полученные результаты свидетельствуют, что агрессивность стала нормой жизни для значительной части дошкольников. Это достаточно опасная тенденция, которая должна вызывать тревогу взрослых, общества. Только около четверти детей продемонстрировали достаточно высокую социальную компетентность и оказались способны к конструктивным и самостоятельным решениям предложенных проблемных ситуаций [20].

По мнению О.А. Комаровой, причины формирования негативных личностных черт современного дошкольника во многом обоснованы не только влиянием социально-экономических факторов в целом, но и большой занятостью современных взрослых, которые много времени проводят на работе, а в домашних условиях часто не общаются со своими детьми, взамен предлагая им посмотреть мультфильмы, найти себе занятие в планшете, компьютере. Проблема сегодняшних родителей состоит также в низком уровне игровой культуры. Они не умеют и не знают, как играть с детьми в традиционные сюжет-но-ролевые игры, не осознают их ценности для гармоничного развития ребенка, и поэтому крайне важной задачей является организация просветительской деятельности педагога с семьей по данной проблеме [19].

Характерные черты коммуникативной сферы современного дошкольника

Подытоживая вышесказанное, отметим, что в рамках современной социокультурной ситуации коммуникативная сфера дошкольников характеризуется рядом особенностей: 1) осуществление взаимодействия не только в рамках непосредственного общения, но и при помощи информационно-коммуникационных технологий; 2) ориентация на удовлетворение, прежде всего, своих собственных коммуникативных потребностей; 3) усиление прагматизма, социальной обусловленности тех или иных действий; 4) увеличение аналитической составляющей детской коммуникации; 5) отсутствие навыков успешного разрешения конфликта. Безусловно, влияние социума на становление коммуникативной сферы - объективная данность, во многом определяющая формирование и развитие всех индивидуально-психологических особенностей ребёнка. Вместе с тем, мы полагаем, что методически обоснованное психолого-педагогическое воздействие на дошкольника способно эффективно скорректировать недостатки его коммуникативной сферы. Кроме того, это воздействие на современных дошкольников целесообразно осуществлять с учётом, с одной стороны, их индивидуально-личностных особенностей, с другой стороны - на основе игровых технологий, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ожиганова Т.В. Социальная и педагогическая ценность дошкольного детства / Т.В. Ожиганова, Н.А. Владимирова, А.Ш. Щигалова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015.

- №4. - С. 14 - 17.

2. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009.

- 680 с.

3. Казьмина Е.В. Дошкольное детство - самоценный период в жизни человека / Е.В. Казьмина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - №39. - С. 9 - 13.

4. Миронова И.А. Личность как феномен в дошкольном возрасте / И.А. Миронова // Психология и педагогика. - 2010. - №16-1. - С. 167 - 177.

5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина. - М., 1997. - 168 с.

6. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. - М.: Пе-

дагогика, 1988. - 230 с.

7. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности / В.С. Мухина. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 640 с.

8. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир / Е.В. Субботский. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.

9. Губина Е.Г. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников / Е.Г. Губина // Университет XXI века: Научное измерение: Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2010. - С. 239 - 241.

10. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Носко. - Владивосток, 2003.

11. Куницына В.Н. Межличностное общение /

B.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. -СПб: Питер, 2005.

12. Руденский Е.В. Социальная психология / Е.В. Рденский. - СПб: Питер, 2000.

13. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: Практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

14. Привалова С.Е. Реализация коммуникативного направления в период дошкольного детства /

C.Е. Привалова // Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - Т. 1. - №2. - С. 272 - 275.

15. Привалова С.Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства / С.Е. Привалова // Педагогическое образование в России.

- 2015. - №7. - С. 213 - 217.

16. Гришняева И.В. Основные способы и направления развития коммуникативной компетентности старших дошкольников / И.В. Гришняева // European Research. - 2016. - №3. - С. 69 - 71.

17. Сайко Э.В. Современный дошкольник как феномен развития / Э.В. Сайко // Мир психологии. - 2010.

- №1. - С. 3 - 10.

18. Дядюнова И.А. Современный ребёнок-дошкольник среди нас / И.А. Дядюнова, М.Ю. Индык // Государственные образовательные стандарты: Проблемы преемственности и внедрения: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.А. Жестковой. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - С. 677 - 680.

19. Комарова О.А. Современный дошкольник: взгляды педагогов-практиков / О.А. Комарова // Дошкольное образование в современном мире: Опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - М., 2016. - С. 83 - 86.

20. Обухова Л.Ф. Современный ребёнок: шаги к пониманию / Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова // Психологическая наука и образование. - 2010. - №2. -С. 5 - 19.

Статья поступила в редакцию 04.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.