УДК 159.922
ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА И КОММУНИКАТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
© 2019 И. И. Чубова1, А. М.Лаврук2
1канд. психол. наук, доцент кафедры дефектологии и психологической коррекции
e-mail: ujiecnbr@ yandex. ua
2обучающаяся 2 курса магистратуры, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
e-mail: [email protected]
ЛНР, Луганск, ГОУВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
В статье проанализированы особенности сформированности речевого этикета и коммуникативной способности старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведен сравнительный анализ данных способностей между группами детей с общим недоразвитием речи III уровня и группой детей с нормой развития речи.
Ключевые слова: речевой этикет, коммуникативная способность, общее недоразвитие речи
На современном этапе развития общества интернет и цифровые средства связи оказывают влияние на коммуникативные стороны жизни людей. Родители маленьких детей, чаще всего сами молодые люди, активно погруженные в виртуальное общение через гаджеты, меньше уделяют внимания своим детям. Педагоги, врачи, дефектологи отмечают увеличение детей с общим недоразвитием речи. Данное нарушение требует специальной коррекционной работы.
Речевой этикет - система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке [Ярцева 1990].
Коммуникативная способность включает в себя коммуникативные знания, умения и навыки. Коммуникативная способность предполагает формирование навыков речевого этикета. Слова приветствия, благодарности, прощания, извинения формируют коммуникативную способность ребенка.
Л.И. Божович, A.A. Люблинская, Д.Б. Эльконин в своих исследованиях отмечали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, именно в общении ребенок усваивает культуру. Л.С. Выготский отмечал, что обучение обуславливает развитие. Задача взрослых передать ребенку опыт, знания, основы коммуникативной культуры и этикета.
А.Г. Арушанова отмечает, что, усваивая этикетную лексику, ребенок "присваивает" часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится [ Арушанова 1999].
Т.М. Юртайкина отмечает, что «введение словесных формул речевого этикета в
Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками оказывает влияние на духовно-нравственное развитие ребенка» [Юртайкина 1999]. М.И. Лисина рассматривала становление общения как коммуникативной деятельности. Важнейшая роль в становлении речи принадлежит коммуникации между взрослыми и детьми. Ребенок начинает говорить в ситуациях общения и со стимулирующим воздействием взрослого [Лисина 1995].
Общее недоразвитие речи - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы.
Формирование речевого этикета рассматривается как процесс овладения ребенком этическими нормами речевого общения. В данном процессе важно привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру речевого общения, формировать коммуникативные способности. Особенно данная задача становится актуальной для детей с общим недоразвитием речи.
С целью изучения уровня сформированности речевого этикета и коммуникативной способности у дошкольников с ОНР III уровня было проведено экспериментальное исследование на базе ГДОУ ЛНР «Молодогвардейский детский сад № 27 "Ладушки"».
В эксперименте приняли участие две группы: группа детей с нормативным развитием речи и группа детей с общим недоразвитием речи. В группе детей с недоразвитием речи 12 человек (7 мальчиков и 5 девочек). Средний возраст детей 5,5 лет.
В группе детей с нормативным развитием 12 человек (6 мальчиков и 6 девочек). Средний возраст 5,5 лет.
Рассмотрим полученные в констатирующем эксперименте данные.
Результаты полученные по методике «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина). Цель методики - выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками. Оценивались следующие параметры:
1) выбор ситуации общения;
2) активность ребёнка в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявлять инициативу и развивать тему общения;
3) чувствительность к словам и действиям взрослого, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;
4) общий интерес и эмоциональная вовлечённость ребёнка в содержание общения: раскованность, интерес к теме разговора, эмоциональный комфорт.
В группе детей с нормой развития речи повышенной чувствительности к партнеру нет, средний уровень выраженности качеств показали 3 дошкольника (25%), 9 человек продемонстрировали средний уровень коммуникативной компетентности (75%). В группе детей с общим недоразвитием речи высокого уровня нет 0%, 3 человека (25%) обнаружили средний уровень проявления всех качеств в общении, 8 человек (66,6%) - слабый уровень коммуникативной компетентности и один дошкольник (8,3%) оказался с низким уровнем коммуникативной компетентности. Можно отметить, что дети с ОНР практически не проявляли сами инициативу в беседе, их эмоциональный интерес слабо дифференцирован, дошкольники не могут развивать тему общения.
Методика «Рукавички» (автор Г.А. Цукерман) позволила изучить отношения детей со сверстниками и коммуникативные умения.
В группе с нормой развития речи 2 ребенка взаимодействовали на высоком уровне (16,7%), 8 человек (что составляет 66,6%) соответствовали среднему уровню, 2 дошкольника показали низкий уровень взаимодействия со сверстниками. В группе
Чубова И. И., Лаврук А. М. Особенности сформированности речевого этикета и коммуникативной способности
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
детей с общим недоразвитием речи III - высокого - уровня коммуникации не оказалось. Коммуникативная способность большинства детей 66,6% (8 человек) сформирована на низком уровне. 4 дошкольника взаимодействуют на среднем уровне общения (33,4%).
Методика «Социометрия» (автор Е.О. Смирнова) выявила статусное положение детей внутри группы. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.
В группе детей с ОНР 3 ребенка (25%) заняли положение «отверженных». По другим методикам, позволяющим оценить коммуникативную компетентность, данные дети показали также низкие результаты. Можно отметить, что дети с более высоким социометрическим индексом владеют речевым этикетом и коммуникацией на более высоком уровне. В группе с нормой развития речи определены «звезды» коммуникации, в целом можно отметить более высокий индекс сплоченности и более высокие коэффициенты коммуникативной компетентности у детей данной группы. Один из детей данной группы занял положение «отвергаемого», так как проявляет много агрессивных тенденций в общении с одногруппниками.
Методика «Закончи историю» (автор Р.Р. Калинина) позволила оценить осознание детьми этических норм.
В группе с нормой речи 3 человека (25%) на высоком уровне понимали нравственные нормы ситуаций, правильно оценивали поведение детей. 6 человек проявили понимание этических норм на хорошем уровне. На низком уровне в данной группе никого не оказалось. В группе с ОНР нет высокого и хорошего уровней понимания этических норм, большинство детей (8 человек, 66,6%) показали средний уровень. 4 человека (33,4%) - низкий уровень.
Методика «Мозаика» (автор Т.А. Абрамова) исследовала степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника.
Изучались следующие критерии:
1. Характер участия в действиях сверстника, то есть окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).
2. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.
3. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». В группе с нормой речи 2 человека (16,7%) показали высокий уровень по всем изучаемым параметрам, 8 детей (66,6%) - хороший уровень, 2 ребенка (16,7%) -средний уровень. В группе среди детей с общим недоразвитием речи высокого уровня не обнаружено. Хороший уровень развития показали 2 человека (16,7%), 8 человек взаимодействуют со сверстниками на среднем уровне (66,6%) и 2 ребенка (16,7 %) на низком уровне.
Сформированность речевого этикета и уровня коммуникативной способности старших дошкольников с общим недоразвитием речи по всем методикам ниже, чем у детей в группе с нормой развития речи. В коммуникативных ситуациях со сверстниками такие параметры, как разговорчивость, способность проявлять инициативу и развивать тему общения у детей с общим недоразвитием речи ниже, чем у сверстников с нормой развития речи. Дети с общим недоразвитием речи III уровня не проявляют инициативу в беседе, их эмоциональный интерес слабо дифференцирован,
Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
дошкольники не могут развивать тему общения.
Социометрическая методика позволила отметить, что дети с более высоким социометрическим индексом владеют речевым этикетом и коммуникацией на более высоком уровне. В группе с нормой развития выявлен более высокий индекс сплоченности и выше коэффициенты коммуникативной компетентности у детей данной группы. Возможность эмоционального взаимодействия со сверстниками у детей с общим недоразвитием речи беднее выражена, чем у сверстников с нормой развития речи.
Библиографический список
Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников. М.: Мозаика, 1999. 272 с.
Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 688 с.
Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М.: Педагогика, 1995. 256 с.