Научная статья на тему 'Формирование творческих способностей преподавателя средствами арт-технологий'

Формирование творческих способностей преподавателя средствами арт-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональная компетентность / креативность / профессионально важные качества педагога. / professional competence / creativity / professionally important qualities of a teacher.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колчина В. В., Мохаммад Сарвар М. А.

Цель исследования – условия формирования творческих способностей преподавателя посредством арт-педагогической технологии. В статье представлены этапы творческого процесса педагога в контексте психологических фаз творчества, а также классификация интрапсихических механизмов взаимодействия участников образовательного процесса. Научная новизна заключается в разработке параметров диагностики структурных компонентов профессионально важных качеств педагога (когнитивный, личностный, мотивационный, рефлексивный, эмпатический компоненты). В результате исследования выявлено ведущее значение интеркорреляционной взаимосвязи интеллектуальной и индивидуальной креативности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колчина В. В., Мохаммад Сарвар М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of teacher's creative abilities using art technologies

The purpose of the study is the conditions for the formation of a teacher's creative abilities through art-pedagogical technology. The article presents the stages of the teacher's creative process in the context of the psychological phases of creativity, as well as the classification of intrapsychic mechanisms of interaction between participants in the educational process. Scientific novelty lies in the development of diagnostic parameters for the structural components of professionally important qualities of a teacher (cognitive, personal, motivational, reflective, empathic components). As a result of the study, the leading importance of the intercorrelation relationship between the intellectual and individual creativity of the teacher was revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование творческих способностей преподавателя средствами арт-технологий»

Formation of teacher’s creative abilities using art technologies

Kolchina Vera Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Ural State Economic University, Yekaterinburg

Mohammad Sarwar Mohammad Anwar, PhD of Judicial sciences, Senior Lecturer, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Moscow

The purpose of the study is the conditions for the formation of a teacher’s creative abilities through art-pedagogical technology. The article presents the stages of the teacher’s creative process in the context of the psychological phases of creativity, as well as the classification of intrapsychic mechanisms of interaction between participants in the educational process. Scientific novelty lies in the development of diagnostic parameters for the structural components of professionally important qualities of a teacher (cognitive, personal, motivational, reflective, empathic components). As a result of the study, the leading importance of the intercorrelation relationship between the intellectual and individual creativity of the teacher was revealed.

Keywords: professional competence; creativity; professionally important qualities of a teacher.

Цитировать: Колчина В.В., Мохаммад Сарвар М.А. Формирование творческих способностей преподавателя средствами арт-технологий // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 332-338. EDN: UAAADT. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.60

Колчина Вера Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург

Мохаммад Сарвар Мохаммад Анвар, кандидат юридических наук, доцент кафедры Теории и практики иностранных языков, Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва

Цель исследования – условия формирования творческих способностей преподавателя посредством арт-педагогической технологии. В статье представлены этапы творческого процесса педагога в контексте психологических фаз творчества, а также классификация интрапсихических механизмов взаимодействия участников образовательного процесса. Научная новизна заключается в разработке параметров диагностики структурных компонентов профессионально важных качеств педагога (когнитивный, личностный, мотивационный, рефлексивный, эмпатический компоненты). В результате исследования выявлено ведущее значение интеркорреляционной взаимосвязи интеллектуальной и индивидуальной креативности педагога.

Ключевые слова: профессиональная компетентность; креативность; профессионально важные качества педагога.

УДК 378

5.8.7

Колчина В.В., Мохаммад Сарвар М.А.

Формирование творческих способностей преподавателя средствами арт-технологий

Введение

Реализуемые в настоящее время государственные меры в сфере обучения и воспитания подразумевают особое внимание к формированию у студентов таких индивидуальных свойств, как креативность и независимость, дополняемых достойным уровнем эрудированности и общей культуры. Выполнение названных задач в значительной степени зависит от компетентности специалистов в области образования, их умения передавать необходимые знания в непростых социальных условиях, характерных для современного социума. В научной литературе профессиональная деятельность педагога высшей школы позиционируется как творческий и достаточно тяжелый труд [11, 15]. Этой точки зрения придерживается подавляющее большинство авторов [1, 9, 13] на протяжении уже нескольких десятилетий. Сложность данной деятельности выражается в многообразии составляющих, в качественной разнородности взаимосвязей, существующих между данными элементами, а также между ними и тем контекстом, в котором реализуется образовательный процесс. Эффективному выполнению преподавателем его профессиональных обязанностей препятствуют следующие объективные факторы: 1) приоритизация задачи взращивания креативных, нестандартно мыслящих личностей (в связи с возрастанием роли демократических и гуманистических ценностей в современной педагогике); 2) возникновение разных типов образовательных учреждений (благодаря чему у людей появилось право отдать предпочтение тому или иному уровню образования, той или иной его форме); 3) предоставление педагогу широкого диапазона возможностей почти в каждом аспекте выполняемой им деятельности, в том числе при выборе теоретических основ и методики обучения, подготовке базовой учебной документации – плана и программы, определении содержательной стороны изучаемой информации и выстраивании этапной структуры ее освоения (во всех ситуациях, где прежде можно было действовать единственно возможным образом, в соответствии с весьма жесткими официальными требованиями); 4) рассмотрение исследовательской компетентности преподавателя, его готовности к творческому восприятию собственной профессии в качестве важнейших характеристик, от которых зависит уровень профессионального мастерства педагога.

Для успешного противостояния данным факторам творчески мыслящий работник должен отказаться от использования клишированных подходов и методов, интенсифицировать творческую составляющую своего труда, ужесточить требования к себе как к профессионалу. Творческий потенциал личности педагога оказывает огромное влияние на результативное обучение специалистов, способствуя осуществлению креативной стратегии обучения творчеству при выстраивании готовности обучаемого к непрерывной работе с информационной средой. Труд педагога является творческим по самой своей сути, что обусловлено уникальностью имеющихся условий, а также неповторимостью личности каждого учащегося и того, кто отвечает за его интеллектуально нравственный облик. Любое решение, принимаемое преподавателем, должно базироваться на этих «непостоянных величинах». Он может (способен и имеет право) обучать, воспитывать и развивать других только в той степени, в какой обучен, воспитан и развит он сам. Высокий результат на этом поприще возможен лишь при условии непрерывного совершенствования собственных педагогических навыков и умений, своего профессионального мастерства. В настоящее время разработано множество педагогических технологий, нацеленных на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы обучающихся: визуальная арт-технология (рисунок, лепка, песочная технология); музыкальная арт-технология; сказочная арт-технология и т.д. [3, 5, 8]

Основная часть

Главная миссия современного образования состоит в том, пишет А.В. Морозов [12], чтобы активировать творческое начало личности, раскрыть ее созидательные возможности. Реализовать подобную задачу способны только преподаватели, которые сами являются творцами, то есть специалистами с обнаруженным и проявленным в необходимой степени творческим потенциалом. Опираясь на выводы предшественников, А.В. Морозов заключает, что в наши дни отнюдь не каждый педагог высшего образования способен к реализации вышеуказанной задачи. Условия, сформировавшиеся в социуме и сфере образования, диктуют потребность в работнике нового типа, который может справляться со своими профессиональными обязанностями в динамично меняющемся социальном контексте. Современный преподаватель должен отличаться не только высоким уровнем общего развития и мастерством в области педагогики и психологии, но и нестандартным подходом к устранению разнообразных трудностей психолого-педагогического характера, а также способностью выстраивать собственную деятельность как творческий процесс, что отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, в Национальном проекте «Образование» и федеральном проекте «Экспорт образования» до 2024 года, а интернационализация отечественного образования трактуется как создание условий для существенного повышения конкурентоспособности учебных заведений, предоставляющих высшее образование, посредством разработки и реализации международных англоязычных программ, а также через обмен студентами с зарубежными вузами (академическая мобильность).

Важно отметить, что для дополнительного образования с учетом возраста контингента одной из наиболее эффективных технологий является артпедагогика, которая крайне эффективно сочетается с тренинговыми формами. Для разработки и последующей апробации арт-педагогической технологии нам необходимо сослаться на следующие основания:

- понимание творчества как отдельного вида деятельности;

- рассмотрение структуры деятельности, ее этапов;

- анализ структуры творческой деятельности, выделенной В.А. Кан Каликом [10];

- рассмотрение интрапсихических механизмов творчества, выделенных и предложенных А.Я. Пономаревым [14].

В.А. Кан-Калик, изучая вопрос педагогического творчества и считая его одним из приоритетных и важных направлений работы учителя, указывает на структуру педагогической творческой деятельности и предлагает следующие этапы творческого процесса педагога [10]:

- постановка учебно-воспитательных задач, на основе которых происходит рождение авторского алгоритма решения этих задач;

- разработка плана действий, что находит свое отражение в осознании и уточнении конкретной цели, накопление наблюдения за объектом, анализ и выбор лучшего способа решения;

- реализация педагогического замысла непосредственно в самой деятельности; анализ и оценка (в том числе и критическая) результатов творчества.

Приведенная последовательность этапов творческого процесса носит характер, относящийся к внешним проявлениям в деятельности учителя. В свою очередь Я.А. Пономарев, занимаясь вопросами внутриличностной природы творческого процесса, предлагает психологические фазы творчества [14]:

- фаза логического анализа;

- фаза интуитивного решения, когда в сознании возникает образ побочного продукта, который возникает под воздействием предметов и явлений, включенных во взаимодействие субъекта. В результате чего осознание факта решения может прийти неожиданно, например, в виде инсайта;

- фаза вербализации интуитивного решения, на которой происходит вербализация способа найденного решения и осознается схема его принятия;

- фаза формализации вербализованного решения, придание найденному решению окончательной, логически завершенной формы.

Фазы, предложенные Я.А. Пономаревым, являются стимулирующими, побудительными механизмами педагогического творчества. В свою очередь, мы дополнили данную классификацию интрапсихических механизмов и добавили следующие фазы:

- фаза формализации знаний, на которой осуществляется процесс отображения возникшего замысла в понятиях и категориях;

- фаза актуализации и применения профессионально-личностных ресурсов (навыков и компетенций педагога), с помощью которых замысел обретает предметный;

- фаза рефлексии (самоанализа).

Интегрировав этапы творческого процесса, предложенные В.А. Кан-Каликом, и интрапсихические фазы творчества, рассмотренные Я.А. Пономаревым, а также этапы творческой деятельности, мы создали артпедагогическую технологию. Технология – это в широком смысле «инструмент» деятельности. Соответственно, в основе технологии лежит структура деятельности, в том числе и творческой, а также учитываются специфика и содержание задач обучения, ориентированных на развитие творчества.

Задачи, конкретные действия должны актуализировать и «запускать» внутриличностный механизм творчества учащихся. Опираясь на данные выводы, мы описали арт-педагогическую технологию. Таким образом, интегрировав структуру педагогической творческой деятельности (В.А. Кан-Калик), фазы интрапсихических механизмов творческого процесса (Я.А. Пономарев) и предложенную нами структуру творческой деятельности, на основании общепринятых в психологии этапов творчества, мы разработали модель арт-педагогической технологии.

Преподаватель знакомит обучающихся с особенностями и спецификой артпедагогического подхода в образовании и развивающими, и обучающими возможностями артпедагогических средств, как инструмента реализации творческого замысла педагога фаза логического анализа; фаза интуитивного решения. Разработка замысла - фотосредства - ИЗО-средства - анализ литературных произведений и отрывков - анализ видеоматериалов и художественных фильмов - музыкальные средства - танцевальные (двигательные) средства - средства театрализации - работа с куклами. На данном этапе преподаватель наглядно демонстрирует применение арт-педагогических методов на занятии. На этом этапе у обучающихся происходит стимулирование и побуждение к действию и формирование творческого замысла. Преподаватель дает студентам задание, предполагаемое в рамках изучения определенной темы, выполнение которого предполагает использование арт-педагогических средств. У обучающихся начинает формироваться план действий, с помощью которого им удастся достичь поставленной творческой цели и реализовать педагогический замысел вербализация интуитивного решения; фаза формализации вербализованного решения. Происходит поиск и применение необходимых ресурсов, для реализации задуманной творческой цели. Воплощение замысла выступает в виде презентации учащимися получившихся продуктов их творческой деятельности, их интерпретация и раскрытие основной педагогической цели и идеи фаза формализации знаний; фаза актуализации [2].

Поэтапное описание действий участников образовательного процесса с используемыми арт-педагогическими средствами представлено в таблице 1.

Таблица 1 Действия субъектов образовательного процесса в рамках арт-педагогической технологии

Содержание фазы Арт-педагогические средства Действия преподавателя

и обучающихся

1. Педагогический замысел - фотосредства

- ИЗО-средства на данном этапе происходит насыщение учащихся теоретическим материалом в рамках предполагаемой дисциплины. Далее преподаватель знакомит обучающихся с особенностями и спецификой арт-педагогического подхода в образовании и развивающими и обучающими возможностями арт-педагогических средств, как инструмента реализации творческого замысла учителя

фаза логического анализа;

фаза интуитивного решения

2. Разработка замысла - фотосредства

- ИЗО-средства

- анализ литературных произведений и отрывков

- анализ видеоматериалов и художественных фильмов

- музыкальные средства

- танцевальные (двигательные) средства

- средства театрализации

- работа с куклами На данном этапе преподаватель наглядно демонстрирует применение арт-педагогических методов на занятии. На этом этапе у обучающихся происходит стимулирование и побуждение к действию и формирование творческого замысла. Преподаватель дает студентам задание, предполагаемое в рамках изучения определенной темы, выполнение которого предполагает использование арт-педагогических средств.

У учащихся начинает формироваться план действий, с помощью которого им удастся достичь поставленной творческой цели и реализовать педагогический замысел

вербализация интуитивного решения;

фаза формализации вербализованного решения

3. Воплощение замысла - Фотосредства

- ИЗО-средства

- анализ литературных произведений и отрывков

- анализ видеоматериалов и художественных фильмов

- музыкальные средства

- танцевальные (двигательные) средства

- средства театрализации

- работа с куклами Происходит поиск и применение необходимых ресурсов, для реализации задуманной творческой цели. Воплощение замысла выступает в виде презентации учащимися получившихся продуктов их творческой деятельности, их интерпретация и раскрытие основной педагогической цели и идеи

фаза формализации знаний;

фаза актуализации

4. Анализ и оценка результатов творчества - анализ литературных произведений и отрывков

- анализ видеоматериалов и художественных фильмов

- музыкальные средства

- танцевальные (двигательные) средства С помощью разработанных оценочных карт обучающиеся производят оценку результативности и эффективности выполненного задания по определенным критериям. Рефлексия также проходит в форме вербального обсуждения совместно с преподавателем и одногруппниками. Формулируются выводы и возможные пожелания

фаза рефлексии

Таким образом, под арт-педагогической технологией мы предлагаем понимать относительно гибкую и вариативную последовательность этапов и интрапсихических фаз творческой деятельности, на каждой из которых предполагается использование арт-педагогических средств и осуществление действий преподавателя и обучающихся, направленных на творческое решение учебных задач.

Результаты и обсуждения

Исследование креативности педагогов и ее влияния на эффективность образовательного процесса в рамках дополнительного профессионального образования осуществлялось в Институте иностранных языков Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» (РУДН) в Центре дополнительного профессионального образования с привлечением экспериментальной и контрольной групп по 26 человек. При реализации педагогического эксперимента мы поставили две цели. Во-первых, исследовать уровень развития креативностии и степень ее влияния на эффективность образовательного процесса в рамках дополнительного профессионального образования. Во-вторых, разработать приемы формирования креативности и изучить динамику развития в процессе формирующего этапа эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента мы ориентировались на принципы формирования профессиональной креативности [7]:

- модульно-интегральный принцип формирования способностей, принцип когнитивно-эмоционального перехода;

- принцип проблемного обучения;

- принцип взаимовлияния родственных систем.

Результаты диагностики профессиональной креативности сопоставлялись по параметрам [6, 16]:

- интеллектуальная креативность (модифицированный тест Вильямса);

- индивидуальная креативность (тест Е.Е. Туник);

- эмоциональная креативность (тест Дж. Эверилла);

- социальная креативность (Д. Кейфер).

Диагностика структурных компонентов профессионально важных качеств педагога (далее ПВК) осуществлялась по следующим параметрам [4]:

- когнитивный компонент, включающий в себя следующие параметры: социальный интеллект, вербальная и невербальная креативность (социальный интеллект: адаптированный вариант теста социального интеллекта Дж. Гилфорда; вербальная и невербальная креативность: методика диагностики вербальной и невербальной креативности Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным);

- личностный компонент, включающий в себя следующие параметры: потребность в признании, самовыражении, межличностном общении, факторы Кеттела (многофакторный опросник Кеттела, тест А.А. Давыденко);

- мотивационный компонент, включающий в себя следующие параметры: мотивация к достижению успеха, мотивация к избеганию неудач, склонность к риску и мотивация к самореализации в профессии (расширенный комплекс методик Т. Эллерса, мотивация к самореализации в профессии Т.А. Веринюк);

- рефлексивный компонент, включающий в себя следующие параметры: рефлексия поведения и рефлексия мышления (диагностика уровня развития рефлексивных умений и рефлексии мышления Г. Айзенк);

- эмпатический компонент, включающий в себя следующие параметры: эмоциональный отклик и восприятие эмоций (методика диагностики эмпатии В.В. Бойко, методика диагностики уровня эмоционального отклика и восприятия эмоций Дж. Торчвуд).

Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о среднем уровне развития профессионально важных качеств педагогов. Наиболее развитым является когнитивный компонент профессионально важных качеств, наименее – рефлексивный компонент. Полученные результаты объясняются спецификой обучения, где основной упор делается на развитие когнитивной сферы, рефлексия же, как известно, без целенаправленного и систематического развития формируется с большим трудом. Результаты диагностики однородны для контрольной и экспериментальной группы испытуемых, что свидетельствует о практически равной выборке на данном этапе. Наименее развитыми являются такие параметры, как невербальная креативность и рефлексия мышления, что связано с необходимостью систематической тренировки данных качеств. Личностный компонент профессионально важных качеств развит весьма умеренно в связи с отсутствием высокого уровня мотивации испытуемых.

Корреляции данных параметров достаточно полно исследованы в работах Т. Завех, которая доказала, что проявление личностных характеристик в профессиональной деятельности напрямую зависит от мотивационной сферы личности. Следует заметить, что при сравнении индивидуальных результатов диагностики только 5% респондентов обеих групп имеют высокий уровень сформированности любого из заявленных параметров. Эффективность решения профессиональных задач диагностировалась с помощью комплекса методик оценки профессионализма педагога и эффективности решения профессиональных задач (А.В. Распопов, Л.Л. Акимова). Следует отметить, что ни один из респондентов не занимался практической психологической деятельностью, что может являться значимым фактором. Анализ результатов диагностики позволяет сделать выводы о том, что по всем показателям данная выборка однородна, за исключением малозначимых отличий. Показатели находятся в пределах средних значений.

Заключение

Наибольшую глубину взаимосвязей показывают следующие параметры: оригинальность, сложность, любознательность, воображение, пластичность, аутентичность. Наименьшую: название, беглость, рискованность, эффективность. Исходя из этого, можно заявить о ведущем значении в интеркорреляционной взаимосвязи интеллектуальной и индивидуальной креативности, что можно объяснить спецификой образовательного процесса, направленного преимущественно на развитие когнитивных свойств, к числу которых относится интеллектуальная креативность, по сути своей являющаяся тождественной дивергентному мышлению (Е. Торранс). Значение же индивидуальной креативности объясняется особенностями психологической профессии, где личностные качества являются одним из важнейших и широко представленных компонентов ПВК.

Рассматривая результаты интеркорреляционного анализа компонентов креативности экспериментальной группы испытуемых, можно сделать вывод о недостаточной сформированности профессиональной креативности, т.к. для данного вывода необходима большая глубина и число взаимосвязей.

Уровень корреляций между суммарными показателями социальной креативности и рефлексивного компонента ПВК, на наш взгляд, является средством для формирования социальной креативности в ходе формирующего этапа эксперимента, это подтверждается исследованиями Д. Кейфера о влиянии уровня развития рефлексивных умений и уровня развития рефлексии поведения на сформированность социальной креативности. Вместе с тем следует отметить отсутствие взаимосвязи интеллектуальной креативности с эмпатическим компонентом и эмоциональной креативности с когнитивным. Подобная тенденция связана со сложностью во взаимодействии когнитивной и эмоциональной сфер. Данное препятствие преодолимо при реализации принципа трансформации когнитивного в эмоциональное и эмоционального в когнитивное в ходе формирующего этапа эксперимента. При этом следует заметить практическое отсутствие взаимосвязей между компонентами креативности и мотивационным компонентом ПВК педагога. Данное явление свидетельствует в первую очередь о недостаточной роли мотивационной сферы в креативном процессе у испытуемых, что необходимо учесть при подготовке и реализации формирующего этапа эксперимента. Говоря о принадлежности креативности к структуре ПВК педагога, с учетом силы и количества взаимосвязей, можно сделать вывод о том, что профессиональная креативность является частью данной структуры. Однако при таком уровне сформированности ее компонентов о значительной роли в системе ПВК педагога говорить нельзя.

Определение и уточнение факторов, способствующих развитию профессиональной креативности, являются одним из направлений проведенного нами экспериментального исследования. Одним из важных аспектов развития творческих способностей является тренинговая деятельность, а также арт-терапевтические технологии.

Описание опыта реализации арт-педагогической технологии позволяет свидетельствовать о подтверждении ее вариативности и универсальности.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, Академия, 2002. – 416 с.

2. Базелюк Е.И. Диагностические показатели креативности и их динамика: автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 2008. – 19 с.

3. Бакеева Л.Р. АРТ-технологии: специфика применения в образовании // Студенческий научный форум: материалы XI Международной студенческой научной конференции. – 2019. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018011490 (дата обращения: 24.09.2023 )

4. Барышева Т.JI. Креативность. Диагностика и развитие. - СПб., 2002. – 203 с.

5. Блинова Ю.Л. Психолого-педагогическое сопровождение процесса взаимодействия участников образовательного сообщества средствами мультимодальных арт-технологий//Психология и психотехника. - 2018. - № 2. - С. 1-10.

6. Богомолова М.В. Влияние обогащённой среды на развитие интеллекта и креативности: автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2008. – 22 с.

7. Джемс У. Психология / под. ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 367 с.

8. Дмитриева Е.Н., Биляева Д.А. Достоинства и риски инновационных технологий в обучении иностранному языку // Психологическая безопасность образовательной среды: материалы IV Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 84-90.

9. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов. - М., 2003. – 336 с.

10. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - М.: НИИВШ, 1977. - 64 с.

11. Ломакина Т.Ю., Фирсов Г.А. и др. Система поддержки карьеры различных категорий населения в контексте непрерывного развития личности: монография. – М., 2008. - 125 с.

12. Морозов А.В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. н. – М., 2004. - 445 с.

13. Орешкина А.К., Сергеева М.Г. Образовательный процесс в социальном пространстве системы непрерывного образования: учебник. – М., 2015. - 114 с.

14. Пономарёв Я. А. Психология творения. - Воронеж, 1999. - 475 с.

15. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Среднее профессиональное образование. - 2012. - №53. - С. 3-15.

16. Сергеева М.Г. Создание и функционирование лаборатории инновационных образовательных технологий как путь совершенствования и модернизации учебного процесса // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - №1(32). - С. 14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.