Development of educaton
Пурик Э. Э.,
доктор пед. наук, профессор кафедры «Дизайн», ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Россия, г. Уфа
кандидат искусствоведения, доцент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет,
Ахмадуллин М. Л.,
Россия, г. Уфа
Шакирова М. Г.,
канд. пед. наук, доцент кафедры «Технологическое образование»,
Бирский филиал ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет, Россия, г. Бирск
УДК 378.4/7.012
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Исследование посвящено анализу актуальных проблем современного дизайн-образования, выявлению специфики креативности как ведущего профессионального качества дизайнера. Дизайн как вид профессиональной деятельности чрезвычайно разнообразен, но в любой его области необходимы такие качества, как креативность, умение отойти от стереотипа и посмотреть на проблему с различных сторон. Дизайнер — творческая личность, обладающая способностью решать одновременно проблемы художественно-эстетического и функционального, эргономического, прикладного характера. Для достижения качественных результатов в профессиональной подготовке дизайнера необходимо развитие креативной среды, которая достигается за счет практических упражнений, а также в ходе тренингов, направленных на развитие креативного мышления, способностей критически осмысливать результаты как чужой, так и собственной творческой деятельности. При изучении креативности встает один из основных вопросов — выявление личностных качеств, с которыми она связана. Авторы выделяют художественно-творческие способности и художественно-образное мышление. Это качества более специфические, связанные с искусством, что собственно и определяется понятием художественного. В исследовании рассматриваются основные пути создания креативной среды в процессе дизайн-проектирования, а также принципы организации процесса профессиональной подготовки дизайнеров.
Ключевые слова: дизайн-образование, креативность, креативная среда, профессиональное развитие, дизайн-концепция, визуализация, визуальная культура, изобразительные способности, художественно-творческие способности.
THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF CREATIVE ACTIVITIES
The issue is devoted to the analysis of actual problem of contemporary design education, the specificity of creativity as a leading designer's professional quality. Design as a professional activity is extremely varied, but in any area that requires qualities such as creativity, ability to move away from the stereotype and look at the problem from different angles. Designer is a creative person with the ability to solve problems at the same time aesthetic and functional, ergonomic, applied nature. To achieve quality results in the professional training of the designer it is necessary to develop a creative environment, which is achieved through practical exercises and during training sessions aimed at developing creative thinking, ability to critically interpret the results as another's, and their own creative activity. In the study of creativity arises one of the basic questions to identify the personal qualities with which it is associated. The authors emphasize the artistic and creative abilities and artistic creative thinking. It's more specific qualities associated with art, in fact, is determined by the concept art. The study examines the main paths to building a creative environment in the process of design engineering, as well as the principles of professional designers studies.
Key words: design education, creativity, creative environment, professional development, design concept, visualization, visual culture, visual capabilities, artistic and creative abilities.
IN DESIGN STUDIES
Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2
Современная система дизайн-образования направлена на формирование у студентов таких качеств, как способность адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, готовность решать творческие проблемы различной степени сложности, направленные на создание нового, оригинального продукта.
Креативная составляющая дизайн-образования требует разработки обучающих технологий нового типа, позволяющих развивать способности вырабатывать гибкую стратегию действий в постоянно меняющихся условиях с учетом постоянно меняющихся требований. Дизайнеру необходимы такие профессиональные качества, как гибкое, творческое мышление, умение проанализировать проблему с различных сторон и предложить множество вариантов ее решения. Дизайнер — творческая личность, обладающая способностью создавать форму объекта, решая проблемы художественно-эстетического и функционального, прикладного характера.
Профессиональная подготовка дизайнеров сегодня характеризуется противоречием между потребностью в профессионалах, обладающих гибким, комбинирующим типом мышления, креативностью, с одной стороны, и консервативностью обучающих технологий — с другой.
Развитие способностей к нестандартному, гибкому мышлению, созданию нового, оригинального, социально значимого конечного результата предполагает разработку принципиально новых подходов к организации деятельности студентов. Как известно, личность, способная к продуцированию новых идей, к принятию нестандартных решений формируется лишь в процессе активной, самостоятельной творческой деятельности. Такая учебно-творческая деятельность студентов предполагает передачу не столько способов деятельности, сколько развитие способностей к осознанному принятию решения и его поэтапному воплощению.
Профессиональная подготовка дизайнера — одна из областей художественного образования, заметно отличающаяся по своей направленности на решение не только художественных, но и сугубо практических, подчас коммерческих задач. В условиях динамично развивающейся экономики система профессиональной подготовки должна формировать у будущего дизайнера такие универсальные качества, как гибкость в смене сфер и способов деятельности, готовность к решению проблем с опорой на имеющиеся знания и представления. Креативная составляющая профессии дизайнера требует от него гибкости и мобильности в большей степени, чем это необходимо в других областях деятельности. Сфера профессиональных интересов дизайнера включает освоение достижений техники, экономики, социологии, психологии, эстетики и искусства. Умение интегрировать полученные знания и вырабатывать
Развитие образования
гибкую стратегию действий в процессе постоянного саморазвития должно быть приоритетом в профессиональной подготовке будущего дизайнера [7].
В практике дизайн-образования проблема развития образно-пластического мышления решается в единстве с обучением способам визуализации собственного замысла. Это процесс обучения способам воплощения задуманного средствами ручной и компьютерной графики с использованием художественных средств, таких как равновесие, ритм, форма, линия, тон, цвет, фактура, пропорции, масштаб и т.д. Пластическое мышление формируется через практическое освоение графического языка, понимание законов художественной формы.
Профессиональное развитие будущего дизайнера осуществляется благодаря развитию интеллектуальной сферы, которая характеризуется такими качествами, как продуктивность, с одной стороны (т.е. способность выдавать несколько способов решения проблемы), и критичность (способность к адекватной оценке готовых решений и выбору оптимального) — с другой. Профессиональный склад мышления дизайнера представляет собой использование приемов решения проектных задач, принятых в конкретной области дизайна, способов анализа профессиональных ситуаций, выработке образа-концепции, обладающей как утилитарными, так и художественно-эстетическими достоинствами [8].
В создании образа-концепции большое значение имеет уровень развития креативности студентов, являющейся одним из основных профессионально значимых качеств дизайнера.
Креативность в современном ее понимании — уровень творческой одаренности, общая способность личности к творчеству, составляющая относительно устойчивую характеристику личности. При изучении креативности встает один из основных вопросов — выявление личностных качеств, с которыми она связана. Такими качествами являются художественно-творческие способности и художественно-образное мышление. Это качества более специфические, связанные с искусством, что собственно и определяется понятием художественного.
Художественно-образное мышление, понимаемое как специфическая способность человеческого сознания, развивается в процессе деятельности по созданию и восприятию произведений искусства, включает как интеллектуальную сферу сознания, так и эмоциональные переживания человека.
Художественно-образное мышление становится профессиональным только благодаря творческому опыту, полученному в ходе практической деятельности по освоению языка искусства. Развитие художественно-образного мышления будет успешным, если у студента будут сформированы представления о способах визуализации задуманного, воплощения концепции в конкретную зрительно воспринимае-
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016, (16), № 2
Development of educaton
мую форму. Для этого используются возможности таких учебных дисциплин, как:
- рисунок и живопись, позволяющие освоить навыки создания изображения;
- основы композиции (пропедевтика) и формообразование, развивающие способность к формированию образа-концепции, подчинять изображаемое конкретной идее, передавать определенное эмоциональное состояние, образную характеристику. Здесь уже нет места изображению ради изображения, от студента требуется решение поставленной задачи, максимально эффективное раскрытие задуманной идеи художественными средствами.
Художественно-творческие способности — способности к созданию художественного образа, передаче собственного восприятия мира и его оценки средствами искусства.
Понятие «креативность», с нашей точки зрения, не является синонимом понятия «творческие способности». Художественно-творческие способности, на которые традиционно ориентируется художественное образование, предполагают наличие таких составляющих, как развитые воображение и зрительное восприятие, владение техникой изображения, высокая эмоциональность, что позволяет создавать художественные образы.
Креативность — более общее качество личности, способность к созданию чего-то нового, которое предполагает легкость, гибкость, оригинальность, точность при достижении решения, а также умение оформить результат работы в законченный продукт. Креативность — универсальное качество личности, которое зависит от индивидуального склада мышления, среды, условий обучения.
Наряду с выявлением личностных качеств, с которыми связана креативность, художественно-творческими способностями и художественно-образным мышлением, для изучения креативности необходимо определить ее компоненты. Согласно П. Торренсу, это:
1) повышенная чувствительность к проблемам, к недостаточности или противоречивости знаний;
2) действия по определению этих проблем, по выдвижению гипотез, их проверке и изменению, по оформлению результата;
3) беглость, четкость, гибкость мышления [3].
При таком понимании креативности становится
очевидным, что для ее развития необходимо создание особо организованной образовательной среды, обеспечивающей условия для работы воображения, свободного выражения личностью собственного понимания проблемы. Это, по сути, означает создание образовательной среды, основанной на принципах:
- комфортности и безопасности;
- доступности;
- активности каждого участника образовательного процесса;
- диалогичности;
- единства технологических и художественно-эстетических составляющих обучения.
Таким требованиям отвечает понятие «креативная среда», активно развивающееся в современном дизайн-образовании.
Традиционное художественное образование ориентирует обучающегося на приближение к академическим образцам, тогда как дизайн-образование требует умения выбирать каждый раз принципиально новые подходы, возможно, не связанные с глубоким эмоциональным переживанием проблемы.
Креативность дизайнера — это умение гибко строить профессиональную деятельность в соответствии с собственными представлениями о профессиональных критериях качества, требованиями заказчика, моды и др. Способности к созданию оригинального продукта, обладающего новизной, к быстрой выработке решений, нахождению наиболее приемлемого, оптимального результата — качества, поддающиеся тренировке в большей степени, нежели художественно-творческие способности. Тренировка таких качеств происходит в процессе решения творческих задач по проектированию с использованием таких методов, как метод клаузур, мозговой штурм, критическое обсуждение, творческие практикумы.
История дизайн-образования (Баухауз, Ульмская школа дизайна) показывает, что принципы подготовки художников для промышленности, собственно дизайнеров, отличны от академической системы подготовки художников [2;4;5;6]. В основе обучения дизайнеров лежат следующие положения, обусловленные характером будущей профессиональной деятельности:
1. Единство технологии и искусства. Изучение широкого ряда материалов (стекло, керамика, дерево, текстиль, металл и др.) и технологий их обработки для решения как утилитарных, так и художественно-эстетических проблем.
2. Единство изобразительной деятельности (академический рисунок и живопись, академическая скульптура) и творческих упражнений (творческий практикум), позволяющих экспериментировать с художественно-выразительными средствами: композицией, линией, точкой, пятном, тоном, цветом, фактурой и т.д.
3. Единство творчества (создание оригинального продукта) и функции (учет экологической, экономической и эргономической составляющих).
Профессиональная деятельность дизайнера определяет принципы построения системы профессиональной подготовки дизайнеров, построенной с учетом следующих требований:
ВШИт USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. 2016, (16), № 2
1. Проблемность обучения, призванная стимулировать креативность, настраивающая студентов на поиск.
2. Коллективный характер деятельности студентов: от критических обсуждений творческих проектов до совместной работы над проектами.
3. Практико-ориентированный характер обучения, необходимость их активного участия в практике работы дизайнерских коллективов, бюро и т.п., то есть реальный выход на производство.
В основе организации процесса обучения — от теоретических до практических проблем — лежит потребность в развитии дивергентного мышления, неудовлетворенности единственным решением, поиске разнообразных путей решения.
Вариативность — основное требование к организации профессиональной деятельности студентов-дизайнеров, поскольку от них требуется способность к выработке множества идей, поиску новых вариантов решения (композиционного, цветового, технологического и т.д.), выполнению многочисленных вариантов эскизов.
Параллельно происходит развитие конвергентного мышления, что требует умения выбрать оптимальный вариант, доработать и успешно завершить его.
Система профессиональной подготовки основана на формировании личности будущего дизайнера, обладающего гибкостью мышления, креативностью, умением находить разнообразные пути решения задачи, выбирать среди них оптимальные, обосновывать свой выбор.
Умение критически оценивать и отбирать материал на основе знакомства с практикой российского и мирового дизайна предполагает наличие развитой
Литература
1. Ахмадуллин М. Л., Мельников В. А., Воронина Е. М. Основные положения академического рисунка // Проблемы строительного комплекса России: материалы IV международной научно-технической конференции при IV международной специализированной выставке "Строительство, архитектура, коммунальное хозяйство-2000 ". Уфа: УГНТУ 2000. С. 11.
2. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие. М.: Гардарики, 2007. 303 с.
3. Матюшкин А. М. (ред.) Фигурная форма А теста творческого мышления Э. Торранса, адаптированного сотрудниками Общесоюзного центра "Творческая одаренность" НИИ ОПП АПН СССР. М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1990. 45 с.
4. Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна. Учебник для вузов. Казань: Дизайн-квартал, 2008. 288 с.
Развитие образования
визуальной культуры, основанной на едином комплексе способностей к восприятию и творчеству. Профессионал, хорошо знакомый с национальными дизайнерскими школами, творчеством конкретных их представителей, опирается в своей работе на их опыт, что помогает создавать новый продукт, развивая и совершенствуя опыт предшественников. При этом усвоение опыта дизайнерских и художественных школ не механическое соединение зрительных впечатлений, оно основано на развитии критического мышления, которое позволяет:
— увидеть и понять концепцию проекта, образно-пластическое решение и авторский стиль;
— осознать сильные и слабые стороны концепции и способов ее воплощения;
— проанализировать художественно-пластические, формальные средства, использованные автором.
Выводы
Таким образом, современное дизайн-образование основано на принципиально новых подходах к обучению, обучающим технологиям, учитывающих опыт отечественных и зарубежных дизайнерских школ и развивающих его с качественно новых позиций, требующих активности, мобильности личности. Эффективность системы дизайн-образования, находящейся в процессе разработки и становления, определяется тем, насколько будут решены вопросы, связанные с развитием креативности студентов, формированием способностей к критическому мышлению, анализу и творческому применению имеющегося опыта в собственной профессиональной деятельности.
5. Пигулевский В.О. Дизайн. Диспозитив в культуре. Ростов-на-Дону: Антей, 2013. 188 с.
6. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1. М., 2007. 432 с.
7. Шакирова М.Г., Пурик Э.Э. Оценка творческих работ как средство профессионального развития дизайнера // Новые идеи нового века-2014: материалы Четырнадцатой Международной научной конференции: в 3 т. (15 февраля, 2014). Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. 3 т. С. 435-441.
8. Шакирова М.Г., Пурик Э.Э. Адекватная самооценка процесса и результата проектно-художественной деятельности как средство профессионального развития студентов // Дизайн и архитектура в современном социокультурном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции: под редакцией Бахтизина Р.Н., 2013. С. 98-110.
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016, (16), № 2
Development of educaton
Literature
1. Akhmadullin M. L., Melnikov V A., Voronina E. M. The main provisions of academic drawing // The problems of the construction complex of Russia: materials of IV international scientific and technical conference at the IV international specialized exhibition "Construction, architecture, utilities-2000 ". Ufa: USPTU. 2000. P. 11.
2. Lavrentiev A. N. History of design: a tutorial. M.: Gardariki, 2007. 303 p.
3. Matyushkin A. M. (ed.). Figural form A of the test of creative thinking TORRANCE, E. adapted by the staff of the all-Union center "Creative talent" SRI DPP APS of the USSR. M.: Publishing house of the research Institute DPP APS of the USSR, 1990. 45 p.
4. Mikhailov S., Mikhailova A. The fundamentals of design. Textbook for high schools. Kazan: the Design quarter, 2008. 288 p.
5. Pigulevskaya V. O. Design. The dispositif in the culture. Rostov on Don: Antei, 2013. 188 p.
6. Runge V F. History of design, science and technology. KN.1. M., 2007. 432 p.
7. Shakirova M. G., Purik E. E. The evaluation of creative works as a means of professional development designer // New ideas of New century 2014: proceedings of the Fourteenth International scientific conference: 3 (15 February 2014). Khabarovsk: Publishing house of Pacific State University, 2014. 3 T. P. 435-441.
8. Shakirova M. G., Purik E. E. Adequate self-assessment process and outcome of design and artistic activities as a means of professional development of students // Design and architecture in the modern socio-cultural space: materials of the International scientific-practical conference: edited Bakhtizin R. N., 2013. P. 98-110.
Вulletin USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. 2016, (16), № 2