УДК 658.512.23
13.00.00 Педагогические науки
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Алексеева Ирина Викторовна
д.п.н., профессор, зав.кафедрой дизайна
89282715l59@mail.ru
Паллотта Валентина Ивановна к.п.н., доцент кафедры дизайна pallotta@yandex.ru
Гжельский государственный университет п.Электроизолятор, Раменский р-н, Московская обл., Россия
В статье выявляется проблема несоответствия современного профессионального образования структуре потребностей рынка труда. Рассматривается возможность формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна посредством развития личностных качеств при дизайн-деятельности. Авторами предлагается решение проблемы, которое заключается в направленности вузовского образования на формирование компетентностной модели дизайнера. Понятие дизайна представляет собой художественно-проектную деятельность на основе развитого проектного мышления, которое базируется на творческом мышлении и практическом мастерстве, подкрепленное самоорганизацией личности. Компетентность включает знания, умения, способности, личностные качества и при определенных условиях данные категории могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности. Под методами формирования профессиональных компетенций авторы подразумевают определенные приемы и способы взаимодействия преподавателя и бакалавров дизайна при проектной деятельности, которые соответствуют компетентностному подходу в образовании, направленные на формирование и развитие социальных, коммуникативных, профессиональных и других качеств личности. Это позволяет студентам наиболее полно реализоваться в современных социально-экономических условиях. В современном образовательном процессе при подготовке бакалавров дизайна авторы выделяют методы активизации учебной деятельности, организации самостоятельной работы и исследовательской активности студентов, как наиболее способствующие формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущих дизайнеров
UDC 658.512.23 Pedagogical sciences
THE DEVELOPMENT OF DESIGN THINKING OF BACHELORS AS A WAY OF PROFESSIONAL COMPETENCES FORMATION
Alekseeva Irina Viktorovna
Dr.Sci.Ped., professor, Head of the Department of
Design 89282715159@mail.ru
Pallotta Valentina Ivanovna
Can.Ped.Sci., associate Professor Department of
Design
pallotta@yandex.ru Gzhel state University,
p. Elektroizolyator, Ramenskiy R-n, Moscow region, Russia
The article reveals the problem of inconsistency of modern professional education structure of the labor market needs. The considered possibility of formation of professional competence of bachelors of design through the development of personal qualities in the design activity. The authors propose a solution to the problem, which is to focus University education on the formation of the model competence designer. The concept design represents the art and design work based on advanced design thinking, which is based on creative thinking and practical skills, backed up by self-organization of personality. Competence includes knowledge, skills, abilities, personal qualities and under certain conditions, these categories may be considered from the standpoint of professional competence. The authors mean by the methods of formation of professional competence of certain techniques and ways of interacting of the teacher and the bachelors of design in project activities that conform to the competence approach in education aimed at the formation and development of social, communicative, professional and other qualities of the person. This allows students more fully realized in modern socio-economic conditions. In the modern educational process by preparation of bachelors of design the authors identify methods of activization of educational activity, organization of independent work and research activity of students, as most conducive to the formation of common cultural and professional competences of future designers
Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ, МЕТОД, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ДИЗАЙН, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОЕКТ
Keywords: EDUCATION, METHOD, TO PROFESSIONAL OF COMPETENCE, DESIGN, DESIGNING, PROJECT
йо1: 10.21515/1990-4665-133-049
В современных условиях развития вузовского образования в России выявлена проблема инерционности и слабой реакции системы образования на внешние факторы социума, несоответствия профессионального образования структуре потребностей рынка труда, отсутствия эффективного взаимодействия учебных заведений с работодателями, которые недостаточно принимают участия в вопросах образовательной политики. Решение выше обозначенных проблем заключается в направленности вузовского образования на формирование компетентностной модели специалиста. Качество подготовки выпускника вуза в сфере дизайна оценивается степенью сформированности общекультурных и профессиональных компетенций.
Состав компетенций бакалавров дизайна и виды их профессиональной деятельности определяет Федеральный государственный образовательный стандарт по данному направлению. Исходя из положения о том, что проект является важнейшей составляющей инженерной культуры, то дисциплины «проектирование», «дизайн-проект» имеют первостепенное значение при подготовке будущих дизайнеров. Дизайн-проектирование - универсальный тип деятельности, направленный на создание объектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Цикл проекта от возникновения идеи до полного завершения состоит из следующих стадий: концепция (разработка идеи), моделирование, конструирование, технологическая подготовка и реализация проекта.
Одной составляющей из элементов проектной культуры является проектное мышление. Проектное мышление сродни творческому. Однако в
дополнение к свойствам творческого мышления, природа дизайнерского воображения сочетает фантазию с умением вообразить объект проектирования на фоне одновременно нескольких контекстов. Совмещение в сознании дизайнера различных образов возможно при мысленном использовании так называемого «экрана», куда проецируются сразу несколько имеющихся воображений.
Поскольку деятельность дизайнера направлена на создание, прежде всего, утилитарных вещей, организованных по законам гармонии с эстетической точки зрения, то введение в инженерную культуру, основанную на эргономике необходимо для формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна.
Дизайн представляет собой художественно-проектную деятельность, основу которой составляет развитое проектное мышление, базирующееся на творческом мышлении и практическом мастерстве, подкрепленное самоорганизацией личности.
Дизайн как вид художественного проектирования объединяет научно-технический и художественно-образный подходы к построению модели будущего объекта и способа ее описания. Свобода творчества дизайнера внешне имеет целый ряд ограничений. С одной стороны, дизайнер, как деятель искусства, должен наращивать культурный потенциал общества, развивать взыскательность и вкус в обществе, с другой — его обязанность учитывать социально-экономические, функциональные, технологические, эргономические и другие законы и требования.
Специфика дизайн-деятельности, представляющая собой творческий процесс проектирования гармоничных средовых объектов, удовлетворяющих утилитарным и духовным потребностям человека, сочетающий в себе художественно-образный, научно-исследовательский и технический подходы определяет вектор профессионального обучения
бакалавров дизайна. Основой формирования способностей к проектному творчеству является выполнение бакалаврами дизайна ряда проектов на протяжении от первого до последнего курса обучения. Продуктивному формообразованию средовых объектов бакалаврами дизайна способствуют не только наличие художественно-образного мышления, но и знание законов композиции, тектоники, эргономики, технических и технологических характеристик материалов. Вышеперечисленные знания увеличивают горизонты творческой деятельности бакалавров дизайна.
Обязательные дисциплины «Конструирование» и
«Материаловедение» раскрывают понимание свойств современных строительных и отделочных материалов, что позволяет умножить возможности проектной деятельности студентов-дизайнеров. В большей степени их интеграция с предметом «Проектирование» и вовлечение студентов в квазипрофессиональную деятельность способствует преобразованию знаний, умений и навыков в профессиональные компетенции бакалавров дизайна. Данный вид деятельности в современных образовательных условиях является одной из форм контекстного обучения, направленного на разрешение противоречия между учебной и профессиональной деятельностью для достижения высокого профессионального уровня выпускника вуза. [1]
Компетентность включает знания, умения, способности, личностные качества и при определенных условиях данные категории могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности. Именно на практических занятиях по дизайн-проектированию при активной самостоятельной деятельности студентов, координируемой преподавателем, формируются профессиональные компетенции, вырабатывается творческое отношение к проектной задаче, самостоятельность в принятии решений.
Чтобы создать креативный и грамотный проект, студенту необходимы аналитические навыки при выявлении и решении проектной задачи, а так же умение синтезировать из приобретенных знаний собственное проектное решение, основанного на художественно-образном и функциональном соответствии объекта проектирования. Интеграция научного познания и художественного мастерства является непременным условием обучения бакалавров дизайна в вузе и целиком и полностью зависит от методики обучения, в том числе, методов обучения проектной деятельности. [2]
Под методами формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна мы подразумеваем определенные приемы и способы взаимодействия преподавателя и студентов направления дизайна, соответствующие компетентностному подходу в образовании, направленные на формирование и развитие социальных, коммуникативных, профессиональных и других качеств личности студента, которые позволят ему наиболее полно реализоваться в современных социально-экономических условиях.
В современном образовательном процессе при подготовке бакалавров дизайна следует выделить методы активизации учебной деятельности, организации самостоятельной работы студентов, и исследовательской активности, как наиболее способствующие формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущих дизайнеров.
Основным критерием отбора вышеперечисленных методов обучения студентов-дизайнеров является направленность парадигмы образования на формирование активной творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию и являющейся конкурентоспособной на рынке труда. Метод проектов является одним из ведущих и базирующихся на познавательной активности студентов. Методом проектов считается метод
достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы дизайн-исследования, которая должна завершиться реальным практическим результатом. Основным, центральным звеном проективного обучения является концепт, идея, замысел решения проблемы, имеющей для студента профессионально или жизненно важное значение.
Проектная деятельность является одним из методов включения бакалавров дизайна в процессы профессиональной деятельности проектирования, конструирования, моделирования и исследования в сфере дизайна, который интегрирует в себе художественное и техническое начало, требует от профессионала, занимающегося данным видом деятельности наличие особого дизайнерского типа мышления, проектного по своей сути. Проектное мышление базируется на способностях личности к конкретно-образному, объемно-пространственному, интегративному мышлению, мыслительному конструированию, пространственному воображению. Применение метода проектов в совокупности с проблемным и исследовательским методами в подготовке бакалавров дизайна способствует развитию проектного мышления и формированию общекультурных и профессиональных компетенций.
Художественное проектное мышление является ключевой характеристикой, способствующей успешной реализации выпускника направления Дизайн в профессиональной деятельности. Наличие данного качества специалиста-дизайнера невозможно без знакомства с инженерной культурой.
Литература:
1. Вербитский А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
2. Кольцова Е. А. Формирование профессиональных компетенций при обучении бакалавров дизайна методом композита.//Теория и практика общественного развития: международный научный журнал. 2015. URL: http://teoria-practica.ru/anons-novogo-nomera (дата обращения: 11.09.2017)
References:
1. Verbitskij А.А. Aktivnoe obuchenie V vysshej shkole: kontekstnyj роёЬоё. М.: Vysshaja shkola, 1991. 207 s.
2. Kol'cova Е.А. Formirovanie professional'nyh kompetencij рп obuchenii bakalavrov dizajna metodom kompozita.//Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2015. URL: http://teoria-practica.ru/anons-novogo-nomera (data obrashhenija: 11.09.2017)