литература
1. Алексеев В.П. Системное проектирование термоустойчивых радиотехнических устройств и систем. - Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2004. - 316 с.
2. Алексеев В.П., Баранов И.А. Особенности электротеплового моделирования тепловых процессов в конструкциях электронных приборов космического назначения с учетом экспериментальных исследований // Новые исследования в разработке техники и технологии. 2016. №2. С. 26-41.
3. Дульнев Г.Н., Тарновский Н.Н. Тепловые режимы электронной аппаратуры. Ленинград: Энергия, 1971. 248 с.
4. Залетаев В.М., Капинос Ю.В., Сургучев О.В. Расчет теплообмена космического аппарата. М.: Машиностроение, 1979, 208 с.
компьютерное моделирование графических моделей
Кулешова А.А, Демидова Ю.Д.
развитие креативности дизайнера в процессе обучения в вузе
В современном мире уверенное развитие различным сферам бизнеса обеспечивают множество уникальных дизайнерских идей и открытий. Условия конкуренции порождают список имен успешных дизайнеров, чей гений и характер личности стали эталоном креативности. Это касается стиля, конструкции, поверхностных и структурных свойств материалов, новаторских технологий и пр. Сформировать необходимый уровень креативности будущего дизайнера - одна из основных образовательных задач в вузе. Целью данной научной работы является анализ методов развития креативности в условиях образовательного процесса в вузе. Задачами исследования определены: анализ основных показателей креативности и описание творческих приемов и механизмов ее развития в процессе обучения.
Показателями креативности можно назвать установку на новизну, творче-
ское экспериментаторство многих известных дизайнеров. Например, в области костюма это К. Баленсиага, П. Карден, Х.Чалаян, Иссей Мияке, М. Марджела и многие другие. К. Баленсиага - создал стиль 50-х годов в моде и «открыл» все возможные силуэтные формы платья. Пьер Карден не только изобрел новую эстетику геометрического кроя костюма 60- х годов, но имел порядка 1000 патентов на различные предметы дизайна. Иссей Мияке в 80- годы предложил новую пластику формы костюма на основе гофрированных материалов. Хусейн чалаян до сих пор блестяще экспериментирует с самыми разными приемами кинетического формообразования одежды: светодиодами, подъемными механизмами, стрейчевыми материалами, биологически и химически активно воздействующими веществами.
Анализ продуктивности различных креативных дизайнеров не дает однозначного понимания природы их гения. Судьбы, творческие подходы и авторские манеры у всех разные. Из разных источников знаменитые дизайнеры черпают вдохновение. Но одаренность можно назвать общим показателем их креативности. Как системное качество психики, одаренность формируется на протяжении всей жизни, проявляется в способности к продолжению познания за рамками требований заданной ситуации, в интеллектуальной активности - в способности «видеть в предмете нечто новое, такое, чего не видят другие», что и определяет возможность более высоких достижений [3].
Для большинства дизайнеров характерны такие показатели креативности как прозорливость, как способность интуитивно выбрать те силуэты, цвета, темы творческого вдохновения, которые станут популярными среди большинства по-требителей[1]. Оригинальность мышления и гибкость характеризуют креативную личность дизайнера с точки зрения показателя его способности действовать в условиях жестких ограничений и требований. Гибкость определяет, например, способность предложить неожиданные художественные решения в рамках типовых условий технических возможностей и стандартных требований для обновления ассортимента выпускаемой продукции. Показателями также являются способность преобразовывать предыдущие достижения, ответственность и умение осуществить выбор, мотивировать, убедить в своей правоте.
Творческий процесс создания композиции в дизайне - сложное явление, в котором переплетаются и обуславливают друг друга эмоционально-интуитивные и интеллектуально-логические принципы творческой деятельности человека [2]. Художественные образы, положенные в основу идеи фэшн-проекта, определяют концепцию авторского подхода дизайнера. От концепции зависит успех. Наглядное представление концепции - это эскизы, в которых автор осуществляет поиски идей на основе образных ассоциаций. Активному «пробуждению» творческого мышления помогают учебные задания и упражнения. Например, индивидуальные задания по разработке трендлуков и эскизов ассортиментного ряда новых моделей, а также мудборда, в котором ассоциации в форме визуальных образов выложены вместе, чтобы передать настроение, эмоциональную атмосферу в определенном контексте. Мудборды определяют направление выбора художественных средств и методов для реализации идеи в материале.
Созвездие активных элементов мозга порождает ассоциации, которые возникают в результате новых комбинаций между идеями. Ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Различают три пути креативных решений, основанных на ассоциациях: через интуитивную прозорливость, через нахождение сходства между отдаленными элементами (идеями), через опосредование одних идей другими. Метод ассоциаций - это путь чувственного исследования творческой темы и познания выбранного источника вдохновения сначала через образы, а затем посредством выявления логики связей явлений с описанием особых качеств и свойств, которые вызвали определенную эмоцию, образ, ощущение.
Образно-ассоциативный метод проектирования использует совокупность приемов чувственного восприятия, эмоционального всплеска, воспоминания, переложенного на язык графики, цвета, формы, линий, пластики ритма и т.д. Операции практического и теоретического освоения действительности подчинены решению конкретной задачи бессознательно воздействовать формой на органы чувств, вызвать необходимый отклик и узнавание. При формообразовании модели образно-ассоциативный механизм работает как совокупность графических приемов, приемов бумагопластики, способов формообразования, целесообразных действий, направленных на упорядочение проектного процесса. Метод отражает повторяемость приемов и путей дизайнерской практики, которые впоследствие определяют закономерности формирования проектной модели.
В результате освоения креативных техник на различных этапах дизайн-проекта по разработке коллекции дизайнер приобретает способности легко ориентироваться в ситуациях с высокой степенью неопределенности, потенциальной многовариантности, поиском ассоциаций. Оттачивается беглость и уверенность генерирования идей на стадии эскизов, быстрота реакции по выбору образа, ведущих трендов по цвету, силуэту и форме, манера изображения.
Наличие необычных ассоциаций характеризует креативное мышление. Ассоциации возникают как ответная реакция на реальные объекты действительности или же на образы в сознании, воображении художника. К реалистичным ассоциациям относятся принципы использования творческого источника, которые задают определенное содержание и форму объекту дизайна, стимулируют творческую активность. Формулировка концепции проектирования, заостренная на определенной значимой проблеме, требует от дизайнера способности выбора ее решения вразрез общепринятому мнению; личной манеры и мотивации исполнения работ; новизны и оригинальности проекта в целом.
Значительно повышается уровень креативности дизайнера в результате освоения проектного метода ассоциаций. Суть метода - в сравнении далеких друг от друга явлений, предметов, качеств.
Целевая взаимосвязь образных характеристик различных объектов делает метод ассоциации основой продуктивной проектно-преобразовательной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели.
таким образом, в данной работе научные представления о креативности
рассмотрены как ряд показателей творческой личности: одаренность, гибкость, уверенность, способность к образно-ассоциативному мышлению. Личные наблюдения, опыт педагогической деятельности и анализ результатов выполнения творческих заданий студентами на пропедевтических курсах таких дисциплин как «Архитектоника», «Пропедевтика», «Цветоведение и колористика» показывают, что на развитие общей креативности дизайнера активно влияют такие показатели креативности как гибкость и образно-ассоциативное мышление. таким образом, показатели креативности в процессе выполнения учебной деятельности развиваются, что необходимо для профессиональной деятельности дизайнера. Именно креативно мыслящие дизайнеры являются двигателем в мире моды и искусства.
Опыт показывает, что связь между элементами проектной практики в разных областях знаний, формирует креативность общего характера, которая развиваясь в сфере дизайна, выходит за профессиональные и временные рамки и определяет такой уровень дизайнерского мышления и развития личности, который позволяет легко адаптироваться к условиям постоянно обновляющегося окружающего мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нагорских т.Н. дизайн костюма: теория, практика, образование: Коллективная монография под общ. ред. д.т.н., проф. Черуновой И.В. - Шахты: Изд-во ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2015 г. - 162 с.
2. Проценко А.С., Кулешова А.А. Манипуляции с материалами в дизайне костюма // Сборник материалов I Всероссийской (с участием граждан иностранных государств) научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Научная весна-2016». - Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2016. - С. 307 - 312.
3. Хоменко Ю.А. Особенности функционирования системы выявления, развития и поддержки интеллектуально одаренных детей в условиях многоуровневого университетского комплекса: монография/ «Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса» [под ред. А.Г. Сапронова].- Шахты ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2011. - 166 с.