УДК 373.5 Р.Н. Лаврина
Особенности педагогической поддержки учащихся в пенитенциарной системе
В данной статье рассмотрены особенности педагогической поддержки развития положительной социальной идентичности в пенитенциарной системе. Поэтапно рассмотрена педагогическая поддержка учащихся в разрезе гуманизации
Ключевые слова: Пенитенциарная система, педагогическая поддержка, ресоциализация, гуманизация, положительная социальная идентичность.
RN Lavrina
The peculiarities of teacher’s support of pupils in prison system
This article discusses the peculiarities of pedagogical support, directed on the development of positive social identity of pupils in prison system. The pedagogical support of students is gradually considered in the context of humanization.
Key words: prison system, pedagogical support, re-socialization, humanization, positive social identity.
Педагогическая деятельность в пенитенциарной системе имеет свои особенности, которые обусловлены жесткой правовой регламентацией, ограниченными возможностями воздействия на социум, влиянием пенитенциарной субкультуры на учащихся и др.
Современное состояние пенитенциарной педагогики характеризуется тенденциями развития социальных отношений как в России, так и в международном сообществе: повышение значимости общечеловеческих, гуманистических ценностей, открытость деятельности пенитенциарных учреждений в сотрудничестве с российскими и международными общественными, правозащитными организациями, а также с религиозными конфессиями [2].
В исправительном учреждении педагогическая деятельность учителя включает в себя совокупность целей, задач, содержания, форм, средств, реализуемых в процессе партнерства учителя и осужденных, осуществляемого на основе гуманистических идей, выдвижением на передовые позиции развития общественных отношений, духовно-нравственных ценностей, укреплением
человеческого ресурса в формировании социальной активности личности, перестройке ее индивидуального мышления.
Интегральная индивидуальность осужденного характеризуется как личность с присущими только ей особенностями, а также как представитель одной из групп осужденных с его ценностями, установками, мотивацией и направленностью поведения; носитель социально-культурных и морально-нравственных ценностей поколения молодежи, отражающих типологическое поведение осужденного положительной направленности. Каждая из названных позиций индивидуальности характерным образом влияет на содержание педагогической поддержки осужденных, которая с учетом их особенностей изменяет социальную активность целостной личности и повышает ее адаптивные способности к условиям жизнедеятельности в семье и здоровом социуме после исполнения наказания.
Как социально-педагогическая компонента деятельности всех субъектов ресоциализации осужденного педагогическая поддержка развития положительной социальной идентичности способствует исправлению, коррекции, перевоспитанию, социальной реабилитации осужденных.
Категория «ресоциализация» применительно к деятельности пенитенциарных учреждений рассматривается как социально ориентированный процесс оказания осужденным разноуровневой помощи юридического, психологического, медико-психолого-педагогического, материального, организационного и иного характера с учетом карательных воздействий условий строгой изоляции, позволяющей осужденному после освобождения нести социальную ответственность за свое поведение и жизнь в обществе, не нарушая законов.
Ресоциализация в местах лишения свободы, таким образом, рассматривается как целостный процесс исправления, коррекции, воспитания, перевоспитания, социально-педагогической поддержки осужденного с использованием карательно-воспитательных, образовательновоспитательных, трудотерапевтических и иных технологий в едином пространстве исправительного учреждения и здорового социума [3].
В качестве доминирующих положений концепции педагогической поддержки развития положительной социальной идентичности выступают принципы дифференциации, индивидуализации, гуманизации межличностных отношений, демократизации исправительновоспитательной деятельности.
Целью педагогической поддержки рассматривается ресоциализация осужденных, а основным средством педагогической коммуникации выступает общение во всех направлениях педагогической работы, осуществляемой в исправительном учреждении, как сфера проявления социальной активности и формирования адаптивных способностей учащихся.
Педагогическая поддержка осуществляется адресно на основе целостного представления о личности осужденного: его индивидуальных и психологических особенностях, состояния здоровья, интересов, потребностей, возможных отклонений в развитии, умения анализировать и контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях, о характере влияния средовых факторов, наличия умения и навыков участия в социально значимых видах деятельности.
Педагогическая поддержка в процессе ресоциализации осужденных молодежного возраста, характеризующихся положительной направленностью поведения, позволяет выработать у этой категории лиц благоприятный социально-личностный прогноз на полноценную жизнедеятельность в условиях здорового социума после освобождения.
Осужденных молодежного возраста, совершивших преступления условно можно разделить на четыре типологические группы по характеристике качества поведения:
Относительно нормальное;
Слабо выраженное отклонение;
Умеренно выраженное отклонение от нормального поведения;
Сильно выраженное отклонение от нормального поведения.
На диагностическом этапе педагогической поддержки ведется данное сопоставление выделенных групп учащихся, осуществляется по проявлению таких параметров, как семейное положение, образование, наличие квалификации и трудового стажа до осуждения, число судимостей, особенности проявления трудолюбия, дисциплинированности, выдержанности, чувства собственного достоинства и других, что позволит в дальнейшем выявить динамику их ресоциализации в зависимости от интенсивности и объема содержания положительной системы социальных связей и отношений (положительной социальной идентичности).
На поисковом этапе ставится цель поиска трудностей, принятие учеником ответственности за возникновение и решение проблемы. Учитель должен оказать помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению, обсудить возможные последствия непринятия действий по решению поставленной проблемы, направить на положительное, социально ориентированное решение.
Договорной этап - это проектирование совместных действий педагога и осужденного. Самостоятельное преодоление трудностей позволяет учащемуся проектировать свои действия, принимать усилия для решения выявленной проблемы.
Деятельный этап имеет целью морально-психологическую поддержку ученика, защиту его интересов на пути развития положительной социальной идентичности. Средством педагогической поддержки на этом этапе могут стать примеры: поддержка и «расшатывание» избранной позиции для формирования устойчивости или отказа от выбранной позиции.
Рефлексивный этап - совместное с осужденным обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация успешности или неуспешности развития положительной социальной идентичности, разрешимости или неразрешимости новых вариантов развития, выявление состояния и чувств учащихся, создание учителем условий для самооценки предпринятых действий и их результатов.
Таким образом, технология педагогической поддержки развития положительной социальной идентичности осужденных включает:
- первичное изучение и адаптацию осужденного к условиям лишения свободы, информирование о том, когда и при соблюдении каких требований он может ускорить свое освобождение;
- выявление позитивного жизненного и социального опыта осужденного, положительных и отрицательных свойств и качеств, умений и навыков заниматься общественно значимыми видами деятельности;
- определение оптимальных вариантов и стратегии воздействия на степень социальнонравственной запущенности осужденного и сопровождение его поведении до уровня относительно нормального;
- установление психологического контакта с учащимся и выявление его потребностей в интегративном содержании педагогической поддержки;
- накопление осужденным опыта ситуативной саморегуляции поведения положительной направленности и его активизация в системе воспитывающих социальных связей и отношений;
- восстановление возможных контактов с близкими людьми по месту проживания;
- подготовка к жизни на свободе.
Организация индивидуальной педагогической поддержки направлена на усиление осознания осужденными положительно направленных жизненных целей, ориентированных на условия жизни свободного человека, формирование у него нравственно-ценностных ориентиров поведения и деятельности. Осужденному необходимо оказывать поддержку в овладении методами и приемами самовоздействия, а также социальной активизации поведения (адекватно степени социальнонравственной запущенности), контролировать изменение степени социально-нравственной запущенности до уровня, когда поведение характеризуется как относительно нормальное и возможно закрепление конечных результатов.
Литература
1. Кульневич С.В. Педагогика личности. - Воронеж, 1997. - С. 156-177.
2. Сломчинский А.Г. Гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук (13.00.01). Екатеринбург, 2009. 41 с.
3. Фомин Н.С. Теоретические основы социально-педагогической поддержки осужденных в процессе их ресоциализации. - М.: ИСПС РАО, 2004. - 247с.
Лаврина Роза Николаевна, учитель математики, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3 при исправительном учреждении ОВ 94/8.
Ьаугта Roza Nikolaevna, teacher of mathematics at Evening (shift) secondary school № 3 in the correctional institution OB94/8. 670031 г. Улан-Удэ, ул. Академическая, пр.2, д.1, e-mail: [email protected]
УДК 371.3.016:501+81 Л.Б. Лубсанова
О системе заданий, направленной на формирование математических понятий у младших школьников в условиях двуязычия
В статье раскрыты педагогические условия формирования математических понятий у младших школьников и требования к системе заданий.
Ключевые слова: билингвизм, математические понятия, младшие школьники, система заданий.
L.B. Lubsanova
About the system of tasks, directed on the formation of mathematical concepts of schoolchildren in conditions of bilingualism
The article deals with the pedagogical conditions of development of mathematical concepts in school and the requirement to the system of tasks.
Key words: bilingualism, mathematical concepts, schoolchildren, system of tasks.
Как показывает анализ практики в школе, отбор заданий для терминологической работы с младшими школьниками, способствующей формированию у них того или иного понятия, осуществляется учителями в основном на интуитивном уровне и не обоснован какими-либо четкими
76