N 3 (4) Сентябрь 2016
Актуальный вопрос
удк 37 Педагогические основы
пенитенциарной социальной
работы
Виноградов Виктор Викторович ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации
Аннотация: В статье определяется концептуальный подход педа-гогизации исправительной среды мест лишения свободы в процессе пенитенциарной социальной работы, основанный на реализации в нем комплекса выявленных психолого-педагогических компонентов. Ключевые слова: психосоциальная работа, социальное научение, социальное воспитание, образовательное и профессиональное направление, социально-педагогическая поддержка осужденных.
Одна из главных социально-педагогических задач уголовно-исполнительной системы России в настоящее время — позитивное изменение исправительной среды мест лишения свободы. Изменения будут позитивными, если они максимально способствуют исправлению и ресоциализации осужденных. В ходе исследования нами выявлены основные направления, которые при комплексной реализации в процессе исправления осужденных будут этому способствовать.
Психосоциальная работа с осужденными
является психолого-педагогическим компонентом ресоциализации осужденных. Основная ее цель состоит в оказании психологической помощи и социально-педагогической поддержки осужденных в исправительном учреждении для преодоления социально-психологического неблагополучия. В центре внимания психосоциальной работы находится психика осужденного, которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением, т. е. жизнедеятельностью.
Nauchno-prakticheskiy zhurnal
UDC 37
Pedagogical foundations of the prison social work
Vinogradov Viktor Viktorovich, leading scientific employee of Research Institute of the Federal penitentiary service of Russia, doctor of sciences (pedagogy), associate professor, honored teacher of the Russian Federation
Annotation: The article defines the conceptual approach of pedagogical correctional environment in the prison in the prison the process of social work based on the implementation of its complex psychological and pedagogic components. Keywords: psychosocial work, social learning, social education, educational and professional direction, socio-pedagogical support of prisoners.
Центральный тезис психосоциальной работы — здоровая психика обеспечивает оптимальную жизнедеятельность. В случае возникновения нарушений в психике нарушается и жизнедеятельность человека, и наоборот, деструктивные изменения в жизни человека ведут к деструктивным изменениям его психики.
Организационные и методические принципы психосоциальной работы: добровольность, внерелигиозность, внепартийность, целесообразность, системность воздействия, технологичность, стандартизация, комплексность, сочетание групповой и индивидуальной работы,
просоциальная ориентация, природосообраз-ность, культуросообразность, субъектность клиента, тренинговый формат, наблюдаемость результатов.
Психосоциальный подход в работе с осужденными может включать теории психоанализа, положения теории систем и экологической теории, коммуникационной теории, гендерной теории, теории малых групп, когнитивной и бихевиористской теорий, а также теорию кризисов.
Психосоциальная работа носит как индивидуальный, так и групповой характер: осуществляется психологическая коррекция
No. 3 (4) September 2016
Actual question
не только личности отдельного осужденного (ой), но и системы отношений его (ее) ближайшего окружения. Методика психосоциальной работы с осужденными включает совокупность методов индивидуального и группового консультирования и индивидуальной или групповой, преимущественно со-циоцентрической психотерапии.
Социальное научение осужденных — педагогический компонент ресоциализации осужденных, представляющий собой социально-педагогический процесс усвоения необходимых социальных знаний осужденными и формирование на их основе индивидуального опыта конкретных действий в сложившихся социальных обстоятельствах исправительного учреждения и за его пределами после освобождения. Оказывает существенное влияние на формирование самосознания [1, с. 34] осужденных, а, следовательно, и на их социальное развитие.
Содержание социального научения включает в себя знания об обществе, отношениях в группе, об основных направлениях работы над собой в оказании самопомощи [2, с. 118-123]. Отсюда видно, что результатом социального научения будут такие социальные знания, на основе которых будут сформированы социальные действия, умения и навыки, способствующие овладению приемами самопомощи.
Социальное воспитание осужденных — педагогический компонент ресоциализации осужденных, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для формирования их социальной активности, выводящей на тот или иной уровень со-
циального развития. Определяется по таким основным качествам, как целенаправленность, исполнительность, самостоятельность, добросовестность, бережное отношение к средствам труда, способность к творческому выполнению трудовых операций, взаимоуважение ко всем участникам деятельности.
Современная концепция социальной работы называется концепцией самопомощи [3, с. 56]. Согласно ей социальная активность личности понимается не только как способность преобразовывать и изменять окружающую действительность, но и изменять саму себя. Поэтому добавим в плане развития субъект-ности личности осужденного такие дополнительные качества как самоутверждение, социальная адаптивность, самовоспитание, социальное саморазвитие. Отсюда видно, что от степени достижения субъектности и будет зависеть и степень достижения осужденным того или иного уровня социального развития.
Продуктивность активности личности определяется многими условиями, важнейшими из которых являются достигнутый уровень социального развития и характер деятельности. Учебно-трудовые задания, общественные поручения, формы общения должны соответствовать развитию личности осужденного — ее потребностям, интересам, интеллекту. Если это условие нарушено, деятельность становится недоступной, а включение в такую деятельность наносит ущерб развитию личности. Деятельность, в которую включаются осужденные, оказывает развивающее и воспитывающее влияние при условии ее оптимальной трудности, а вместе с тем и
Научно-практический журнал
доступности. Социальное развитие личности осужденного проходит успешнее, когда он осознает развивающее влияние деятельности. Это возможно, когда выполнение, какой-либо общественной деятельности является для осужденного и личностно-значимым делом. В данном случае эту деятельность осужденного можно считать личностно-ориенти-рованной воспитывающей деятельностью.
Наилучшие условия социального развития личности осужденного создаются при общении в коллективе. При этом объединенный коллектив осужденных и сотрудников исправительного учреждения является средством этого развития. В таком коллективе социальное развитие личности происходит более эффективно благодаря организованному наставничеству.
Наибольший эффект социального развития личности осужденных достигается при включении их в различные виды творчества (литературного, художественного, театрального, музыкального, народного, декоративно-прикладного, производственного, управленческого, медиатворчества). Значительный вклад в социальное развитие вносят творческие группы осужденных по интересам в данных направлениях, где особо следует отметить органы самоуправления осужденных, группы самопомощи и взаимопомощи, при условии создания благоприятного микроклимата в коллективе осужденных.
Социально-педагогическая поддержка осужденных — педагогический компонент ресоциализации осужденных, который определяется как многоуровневая система пе-
дагогически ориентированной социальной работы с осужденными, направленная на их ресоциализацию посредством формирования у них перспективных жизненных целей, интересов, установок и мотивации поведения по социально-ролевому самоопределению в таких сферах жизнедеятельности как семья, общее и профессиональное образование, межличностное общение, трудовая деятельность, свободное времяпрепровождение; восстановление социально-трудового статуса и утраченных социальных связей после исполнения наказания [4].
Социально-педагогическая поддержка осужденных рассматривается в едином пространстве исправительного учреждения и открытой социальной среды. Ее субъектами выступают: исправительное учреждение с коллективами его структурных подразделений; иные государственные и общественные институты; семья; властные структуры; педагогические, социально-защитные, правовые, религиозные, оздоровительные, коммерческие сообщества.
Современная концепция социально-педагогической поддержки осужденных предусматривает их ресоциализацию. Условиями эффективности этого процесса рассматриваются: формирование общественного мнения о пенитенциарных учреждениях как составной части гражданского общества; востребованность специалистами исправительных учреждений содержательного взаимодействия с другими институтами государства и общества; педагогическую компетентность их согласованной деятельности; личностную и со-
N 3 (4) Сентябрь 2016
Actual question
циальную направленность исправитель-но-воспитательной работы с осужденными; гуманизацию и демократизацию взаимоотношений осужденных в исправительных учреждениях, дифференциацию содержания и технологий социально-педагогической поддержки осужденных; доступность трудовой, образовательной, культурно-спортивной и других видов позитивно направленной деятельности в целях ресоциализации осужденных; использование социально-педагогических технологий в управлении деятельностью исправительного учреждения как субъекта государственно-общественной системы.
Образовательное направление. Одна из основных функций образования в современном мире — социальная [5, с. 161]. Через его социальную функцию проявляются воля и идеология, политика государства, общества, правящей политической партии в области образования. Данная функция образования способствует социальной ориентации человека, выбору его жизненного пути его социальному развитию. Именно это определило тот факт, что получение общего образования является одним из основных средств исправления осужденных [6, с. 5-6]. Таким образом, в социально-педагогическом плане образовательная деятельность осужденных рассматривается как общественно полезная деятельность, которая направлена на достижение ими социально значимых результатов исправления и способствует удовлетворению потребности их самовыражения, развитию их субъектности. Если эта деятельность приобретает со стороны осужденного личностно
значимый характер, то тогда образовательная деятельность становится личностно ориентированной, и будет активно способствовать разностороннему развитию личности осужденного, в том числе и социальному.
Профессиональное направление. Для успешной ресоциализации, социальной адаптации и исправления осужденных в исправительных учреждениях осуществляется их профессиональное образование в различных формах. Профессиональная подготовка осужденных является одним из основных средств их исправления [7]. На базе многих исправительных учреждений созданы центры трудовой адаптации осужденных (около 50 % исправительных учреждений их уже имеют), работают профессионально-технические училища и их филиалы, филиалы колледжей, техникумов и вузов. Данное направление активно способствует социальному развитию осужденных, их исправлению и ресоциали-зации.
Концептуально позитивное изменение исправительной среды мест лишения свободы возможно при комплексной реализации психосоциальной работы,социального научения, социального воспитания, образовательного и профессионального направлений работы с осужденными в условиях их социально-педагогической поддержки.
Примечания
1. См.: Словарь основных психолого-педаго-
МаисИпо-ргакйсИеБЙу иИигпа!
гических понятий / под ред. М. И. Рожкова. Ярославль, 1998.
2. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. 3-е издание, испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
4. Фомин Н. С. Теоретические основы социально-педагогической поддержки осужденных в процессе их ресоциализации: монография. М.: ИСПС РАО, 2004. 247 с.
5. Современная энциклопедия социальной работы. М, 2008.
6. Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 2 ст. 9). М, 2007.