Научная статья на тему 'Тестовый контроль по дерматовенерологии для студентов медицинского факультета в условиях кредитно-модульной системы'

Тестовый контроль по дерматовенерологии для студентов медицинского факультета в условиях кредитно-модульной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретельник А. В., Лесницкий А. А.

Показано принципи підготовки, стандартизації та виконання якірних тестів для студентів медичного факультету в умовах кредитно-модульної системи. Якірні тести, складені за модульною системою, дозволяють об’єктивно та прозоро оцінювати знання студентів, сприяють підвищенню якості підготовки, роблять навчальний процес більш ефективним та сучасним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретельник А. В., Лесницкий А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DERMATOVENEROLOGY TEST CONTROL FOR STUDENTS OF MEDICAL FACULTY UNDER CONDITIONS OF THE CREDIT-MODULAR SYSTEM

The principles of preparation, standardization and use of anchor tests for students of medical faculty under conditions of the credit-modular system are shown. The anchor tests, comprised along the modular system, make it possible to objectively and transparently evaluate the students’ knowledge, make the training process more effective and contemporary.

Текст научной работы на тему «Тестовый контроль по дерматовенерологии для студентов медицинского факультета в условиях кредитно-модульной системы»

УДК 616.147: 378-085

Тестовый контроль по дерматовенерологии для студентов медицинского факультета в условиях кредитно-модульной системы

Веретельник А.В., Лесницкий А.А.

Запорожский государственный медицинский университет

ТЕСТОВИЙ КОНТРОЛЬ З ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИ ДЛЯ СТУДЕНТ1В МЕДИЧНО-ГО ФАКУЛЬТЕТУ В УМОВАХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОТ системи Веретельник О.В., Люницкий О.А.

Показано принципи подготовки, стандартизаци та ви-конання ягарних теспв для студенев медичного факультету в умовах кредитно-модульноТ системи. Яюрш тести, складенi за модульною системою, дозволяють об'ективно та прозоро оцшювати знання студентiв, сприяють пiдвищенню якостi пiдготовки, роблять на-вчальний процес бiльш ефективним та сучасним.

THE DERMATOVENEROLOGY TEST CONTROL FOR STUDENTS OF MEDICAL FACULTY UNDER CONDITIONS OF THE CREDIT-MODULAR SYSTEM Veretelnik O.V., Lesnitskiy O.A.

The principles of preparation, standardization and use of anchor tests for students of medical faculty under conditions of the credit-modular system are shown. The anchor tests, comprised along the modular system, make it possible to objectively and transparently evaluate the students' knowledge, make the training process more effective and contemporary.

Целью Болонского процесса является обес печение схожести и совместимости систем высшего образования государств, подписавших Болонскую декларацию (1999 г.). В основе Болонского процесса лежит убеждение, что в эпоху глобализации необходимо стремиться к максимальной совместимости систем высшего образования; это мнение разделяют многие европейские страны и академические организации [6, 8, 9].

В основу методологии организации учебного процесса, согласно требованиям Болонской декларации, положена кредитно-модульная система [1]; в связи с этим, на медицинском факультете ЗГМУ разработан проект учебной программы на основе кредитно-модульной системы.

В условиях современной интеграционной тенденции высшего образования [6], Кафедра дер-

матовенерологии ЗГМУ направляет свои усилия на обеспечение должного качества организации учебного процесса и его интенсификации на медицинском факультете. Самостоятельная работа студентов обеспечивается всеми научно-методическими средствами:

- учебниками, пособиями;

- методическими разработками;

- видео- и мультимедийными материалами.

Новой формой научно-методического обеспечения учебной деятельности на Кафедре является пакет учебно-методических материалов, содержащий:

- структурированную на модули и кредиты учебную программу по специальности (разработанную согласно учебному плану);

- структуру зачетного кредита определенного модуля;

Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология 1-4 (10)' 2007

Веретельник А.В., Лесницкий А. А. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ..

- описание вида самостоятельной работы студентов;

- тесты для самоконтроля и окончательного контроля;

- перечень литературы по курсу обучения.

Всё это подготовлено в электронном формате на носителях и помещено в компьютерной сети университета.

Главные цели и задания преподавания дерматовенерологии на медицинском факультете направлены на усвоение теоретических знаний (этиологии, патогенеза, диагностики, клинических проявлений, лечения, профилактики) и овладение практическими навыками в изучении наиболее распространенных кожных и венерических заболеваний. На базе теоретических знаний и приобретенных практических навыков по методике физикального, лабораторного, инструментального обследования, требуется научить студентов методике дифференциальной диагностики, обоснования и формулирования клинического диагноза у курируемого больного; студент должен знать:

- современные классификации заболеваний;

- группы лекарственных препаратов, механизмы их действия, показания и противопоказания для их назначения;

- физиотерапевтические методы лечения.

Особенностью перехода на кредитно-модуль-

ную систему организации учебного процесса является необходимость внедрения тестовой формы контроля знаний студентов на всех этапах учебы [2, 4, 5]. Тесты успеваемости - это совокупность тестовых стандартизированных заданий, которые используются, как диагностический инструментарий для оценки уровня знаний студентов [5]. Тесты успеваемости складываются из тестовых заданий, построенных на основании теоретических вопросов или задач с заданным форматом поиска ответов. Длина (банк, батарея) теста определяется количеством тестовых заданий, входящих в его состав.

К преимуществам тестового контроля относятся:

- его унифицированность, стандартизация;

- возможность одновременно охватывать контролем всех студентов;

- возможность систематически делать «срезы успеваемости», уменьшить затраты времени преподавателей по осуществлению контроля.

Разработка тестов для поточного и промежуточного контроля может быть осуществлена с учетом основных критериев, которые определяют качество тестового материала [3, 5]:

- критерий надежности - характеризует степень стабильности результатов измерения, степень воспроизведения результатов тестов при повторных измерениях;

- критерий валидности - определяет степень соответствия теста качеству, что измеряется уровнем достижений студента в познавательной деятельности;

- критерий точности - позволяет оценить величину ошибки в измерениях определенного качества;

- критерий объективности - сводит к минимуму влияние субъективных факторов; это осуществляется с помощью объективной процедуры измерения, обработки и интерпретации результатов тестов.

При разработке тестов наиболее важными и доступными для подсчетов являются критерии точности и валидности.

Критерий точности позволяет определить величину ошибки измерений, требует внимательного отношения к объему батареи тестовых заданий, на основе которых осуществляется оценка студентов. Необходимо учитывать, что точность тестовых измерений зависит от количества тестовых заданий в батарее [3]; таким образом, тест, состоящий из:

- десяти тестовых заданий, обеспечивает ошибку оценки 50 %;

- 25 тестовых заданий - 25 %;

- 100 тестовых заданий - 10 %;

- 400 тестовых заданий - 5 %.

Эти соотношения важно учитывать при со-

1-4 (10)' 2007

Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология

ставлении тестов как промежуточного, так и итогового контроля. Учет критерия валидности при разработке тестов требует составления их в четком соответствии с учебной программой, на контроль которой они направлены. Валидность является принципиальным вопросом, с которого должен начинаться процесс разработки тестов

[9, 10].

Учитывая вышеизложенные требования, на Кафедре созданы компьютерная база якорных тестов по всем разделам кожных и венерических болезней с отражением вопросов этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, дифференциальной диагностики и лечения кожных и венерических заболеваний. Подготовлены и изданы сборники тестовых заданий в соответствии с программным материалом, которые разделены

ЛИТЕРАТУРА

1. Вища освгга Укра!ни i Болонський процес: Навчальний пошбник / За ред. В.Г. Кременя. - Тернотль, 2004 - 384с.

2. Кремень В.Г. Болонський процес i стан вищо!

освгги в Укра!т / Мгжнародний семшар «Вища освiта в Укра!т та Болонський процес». - Кшв, 13-14 травня 2004 р.

3. Мгнерян В.Е. Методичш основи тдготовки та

проведення навчальних завдань в медичних вузах: Метод. посiбник. - К., 2004. - 80 с.

4. Наказ МОЗ Украни вщ 22.03.2004 р. № 148

«Про заходи щодо реалiзацil положень Бо-лонсько! деклараци в системi вищо! медично! та фармацевтично! освгги».

5. Основн засади розвитку вищо! осв^и в Ук-ра!ш в контекстi Болонського процесу (документа i матерiали 2003-2004 рр.) / За ред.. В.Г. Кременя, М.Ф. Степки, Я.Я. Болюбаш, В.Д.

на соответствующие модули. Тестирование проводится на каждом занятии, а также в конце цикла. На каждом занятии студентам предлагаются тесты длиной по 20-30 вопросов, а на итоговых - 100 вопросов. Ответы студенты заносят на специальный бланк, и на основе полученных результатов выставляется соответствующая оценка. Результаты тестирования являются составной частью рейтинга студента, который учитывается при проведении зачета.

Таким образом, якорные тесты, составленные по модульной системе, способствуют улучшению качества подготовки студентов, делают учебный процесс более эффективным и позволяют объективно оценивать знания студентов [7, 8].

Шинкарук та ш.. - К-Тернотль: Вид-во ТДПУ iM. В. Гнатюка, 2004. - 147 с.

6. Пидаев А.В., Передерий В.Г. Болонский про-

цесс в Европе. Что это такое и нужен ли он Украине? Возможна ли интеграция медицинского образования Украины в Европейское образовательное пространство? - Одесса: Изд-во ОГМУ, 2004. - 192 с.

7. American Board of Family Practice Diplomats

statistics. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2001 - 61 p.

8. Activity in Family Medicine at the 125 US Medical

Schools and in Geographically Separated Campuses. - Lynwood, Kan.: American Academy of Family Physicians, 2001. - 123 p.

9. Stephens G.G. The Intellectual Basic of Family Practice. - Tucson, Ariz.: Winter Publishing, 1982. - 196 p.

Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология 1-4 (10)' 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.