Научная статья на тему 'Тестирование в образовательном процессе технического вуза: из опыта реализации программы «Темпус»'

Тестирование в образовательном процессе технического вуза: из опыта реализации программы «Темпус» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / С-ТЕСТ / КЛОУЗ-ТЕСТ / ДИНАМИКА / ПРОЕКТ «ТЕМПУС»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахуба Лилия Федоровна

В статье предпринята попытка анализа возможности применения автоматизированных С-тестов в процессе обучения иностранным языкам в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестирование в образовательном процессе технического вуза: из опыта реализации программы «Темпус»»

группой преподавателя Немецкой службы академических обменов (Германия), а также более высокая мотивация студентов. Благодаря партнёрским связям с техническими университетами Германии и Австрии 6 студентов прошли включённое обучение в вузах этих стран, либо обучались на летних языковых курсах.

Несмотря на достигнутые успехи, следует отметить необходимость работы над улучшением грамматической стороны речи. Достаточно хорошо владея терминологией из области ме-хатроники, студенты испытывают трудности при продуцировании неподготовленной речи для обсуждения повседневных ситуаций. При подготовке студентов к мониторингам, где используются С-тесты, а также в качестве текущего контроля необходимо чаще их использовать, чтобы студенты обрели навык работы с таким видом контроля.

Заключение

Все участники данного проекта - студенты, преподаватели специальных дисциплин, преподаватели-лингвисты - несомненно, получили разносторонний положительный опыт в овладении немецким языком и его препода-

вании. Методы, открытия и находки, освоенные в процессе реализации проекта, должны найти применение в практике преподавания профессионально ориентированного немецкого языка по другим специальностям.

The training to professional - guiding communication at High School

A.A. Plisenko

The article reads the experience of teaching German as a foreign language at Leibniz University, Hannover. The innovative programme, worked out at The Centre for Applied Linguistics and Special Languages, consists of 3 parts: Ling-Ing., Lingo-Skript., Lingo-Phon. We were acquainted with its theoretical basis and practical implementation within the Tempus project.

Плисенко Алевтина Анатольевна - заведующая кафедрой немецкого и романских языков Иркутского государственного технического университета, канд. филол. наук, доцент.

ТЕСТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ТЕМПУС»

Л.Ф. Рахуба

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа возможности применения автоматизированных С-тестов в процессе обучения иностранным языкам в техническом вузе.

Ключевые слова: тестирование, С-тест, клоуз-тест, динамика, проект «ТЕМПУС».

Введение

В современном Российском образовании признается необходимость совершенствования традиционной системы контроля знаний, умений и навыков обучающихся. В связи с этим наблюдается рост интереса к педагогическому тестированию как со стороны практиков, так и со стороны теоретиков от педагогики. Тестирование считается одним из наиболее объективных методов оценки качества образования.

Однако, научный уровень тестирования в отечественном образовании (разработка тестов, проведение тестирования, обработка и представление результатов) в настоящее время признается не соответствующим международным стандартам в области тестиро-

вания [1]. К сожалению, на практике получили большое распространение «любительские, учительские, дилетантские» тесты, т.е. тесты, составленные без учета научно обоснованных требований к тестовым материалам. Такие «тесты» используются в системе внутривузов-ского мониторинга качества образования. По нашему мнению, результаты «любительского тестирования» нельзя использовать в качестве достоверных, надежных данных об успешности образовательного процесса в вузе.

Решение проблемы должно быть, на наш взгляд, комплексным, т.е. предполагается принятие разных мер для того, чтобы тестирование в вузе стало в действительности одним из наибо-

лее объективных методов оценки качества образования. К таким мерам можно отнести, к примеру, привлечение специалистов-тестологов, создание центра тестирования, повышение квалификации вузовских преподавателей по направлению, связанному именно с разработкой и использованием тестовых технологий.

Одним из направлений этой работы может быть изучение международного опыта тестирования, а также автоматизация тестирования, в частности, использование апробированных тестов, разработанных при помощи специальных компьютерных программ.

В этой связи интерес может представлять опыт международного сотрудничества Российских и зарубежных вузов в рамках проекта «ТЕМПУС» «Улучшение языковой политики в Российских технических университетах».

Применение С-тестов в процессе обучения иностранным языкам в техническом вузе

В качестве одного из важнейших компонентов специализированной подготовки студентов в рамках проекта можно рассматривать мониторинг их учебных достижений в области владения иностранным языком (ИЯ). Под мониторингом понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебных достижениях студентов. В данной статье предпринята попытка анализа одного из элементов мониторинга, а именно процедуры сбора информации, которая осуществлялась посредством тестирования знаний и умений студентов.

Поскольку одной из главных целей проекта являлось изучение и внедрение новых форм иноязычной подготовки в рамках существующей образовательной системы высшей технической школы, автор попытался исследовать возможности применения использованных в проекте способов тестирования в процессе общей и профессиональноориентированной подготовки по ИЯ в вузе. Интерес для исследования, в частности, представляет возможность применения автоматизированных С-тестов в процессе обучения ИЯ по преподаваемым в вузе дисциплинам.

С-тесты, по нашим наблюдениям, пока не нашли широкого распространения в практике обучения ИЯ в техническом вузе. Этот вывод был сделан на основании того факта, что в предлагаемых на разных уровнях учебных материалах для высшей технической школы (учебниках, пособиях, тестовых материалах) практически не представлены задания типа заданий С-теста. Причем это относится как к отечественной, так и к зарубежной учебной литературе, которая используется в процессе обучения ИЯ.

В методической литературе представлено довольно подробное описание С-теста. Этот вид теста также называют клоуз-тестом или тестом дополнения, тестом восстановления. В С-тесте, как разновидности клоуз-теста, в каждом втором слове текста пропускается вторая половина букв. Методика составления такого теста при помощи специально разработанной программы LingoFox не представляет особых трудностей для любого преподавателя. Так, для того, чтобы составить тест, необходимо просто ввести текст объемом не менее 100 и не более 300-400 слов. При этом текст должен представлять собой законченное по смыслу, логически обоснованное изложение фактов или событий, в котором почти не упоминаются имена собственные, а слова, которые затем автоматически пропускаются, достаточно легко могут быть восстановлены за счет контекста.

Процесс тестирования с использованием С-тестов представляет собой заполнение испытуемыми пропусков теми словами, которые они находят необходимыми для восстановления содержания всего текста. При этом начальные буквы этих слов уже приведены. Таким образом, поле поиска слов для испытуемых ограничивается.

Считается, что полное и однозначное восстановление текста С-теста может быть достигнуто только носителем языка, причем далеко не всегда [2]. В случае с иностранным языком результаты тестирования зависят от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст, восстановить связи между описанными событиями, фактами. Это в свою очередь связано, прежде всего, с владением обучающимся соответствующей лексикой, а также степенью развития у него языковой догадки.

Зарубежные исследования показывают, что в процессе выполнения С-теста способность понять информацию текста связана с развитием целого ряда языковых компетенций, включая умения семантической, синтаксической, морфологической, лексической, орфографической «обработки» материала [3].

Следует отметить, что в настоящее время наблюдаются разногласия среди исследователей относительно эффективности С-тестов, сомнения в их валидности, надежности и, соответственно, применимости для конкретных целей. Так, в исследовательской литературе приводятся примеры, показывающие, что способность многих людей восстанавливать текст, «отгадывать слова» не зависит от их языковой компетентности [4].

В то же время имеются данные, подтверждающие эффективность клоуз-тестирования как средства контроля в обучении иностранному языку [2, 5].

По нашему мнению, целесообразность применения С-тестов в процессе иноязычной языковой подготовки не вызывает сомнения. Однако, на наш взгляд, требуются серьезные исследования области применения этих тестов, определение их принципиальных целей, возможностей и, соответственно, места в процессе обучения.

В этом отношении могут представлять интерес некоторые обобщения, сделанные автором в результате анализа результатов тестирования с применением С-тестов в рамках проекта «ТЕМПУС».

Согласно проекту трижды было проведено тестирование студентов с применением С-тестов в течение периода с сентября 2008 года по декабрь 2009 года. Целью тестирования являлось определение уровня языковой компетентности студентов. Групповые и индивидуальные результаты тестов тщательно анализировались, обсуждались, и использовались для педагогической диагностики (при этом учитывались результаты двух видов тестирования: при помощи клоуз-тестов и устного собеседования). Так, анализ результатов первого тестирования позволил выявить уровень владения обучающихся иностранным языком согласно Европейским стандартам и, на основании этого, определить цели дальнейшей языковой подготовки. Второе, промежуточное тестирование было проведено с целью получения обратной связи, т.е. информации об эффективности обучения, его соответствии целям проекта. Результаты третьего тестирования, которое было проведено через несколько месяцев после окончания обучения, позволили подвести окончательные итоги проекта - определить достигнутый студентами уровень языковой компетентности, проследить его динамику и сделать общие выводы об эффективности всего проекта.

Результаты двух видов тестирования в совокупности показали следующую динамику языковой компетентности студентов СибАДИ: 1 этап - 9%; 2 этап - 32%; 3 этап - 50%. Таким образом, был выявлен рост начального уровня владения ИЯ студентов СибАДИ, который составлял 9%, до уровня 50% (вместо запланированного уровня 33%).

Интересен тот факт, что динамика индивидуальных результатов по двум видам тестирования абсолютно разная, что может объясняться индивидуальными психофизио-

логических особенностями испытуемых. Так, некоторые студенты продемонстрировали улучшение результатов С-теста и одновременное ухудшение результатов устного тестирования. Результаты других студентов были прямо противоположными. При этом иногда общий индивидуальный результат оставался неизменным. У некоторых студентов (их подавляющее меньшинство) наблюдалось улучшение результатов двух видов теста.

В итоге по двум видам тестов в группе из двадцати студентов тринадцать испытуемых продемонстрировали рост уровня языковой компетентности, уровень владения ИЯ трех испытуемых остался неизменным, у четырех студентов обнаружилась отрицательная динамика.

Если индивидуальные результаты С-тестов и устных тестов очень разнообразны и, взятые по отдельности, не позволяют судить об изменении языковой компетентности отдельных студентов, то групповые показатели по разным видам тестов очень красноречиво показывают общую, групповую динамику языковой компетентности. В частности, было установлено улучшение показателей клоуз-тестирования в данной группе на 5-6%. Улучшение показателей устного тестирования немного меньше.

Таким образом, описанный опыт тестирования с применением С-тестов продемонстрировал возможность и целесообразность их использования с целью определения группового уровня языковой компетентности. В рамках существующей в вузе образовательной практики эти данные, на наш взгляд, целесообразно использовать в ходе внутриву-зовского мониторинга качества образования: в целом в области языковой подготовки, а также качества подготовки по отдельным языковым дисциплинам, факультетам вуза.

Что касается индивидуальных результатов клоуз-тестирования, то они могут применяться не с целью диагностики, а с целью обучения, в частности, иноязычной лексике. Кроме того, систематическое, обоснованное использование С-тестов в качестве контрольнотренировочных заданий в процессе обучения ИЯ, как показал опыт проведения занятий в рамках проекта «ТЕМПУС», а также опыт, описанный в исследовательской литературе, может способствовать развитию языковой догадки и, в целом, мышления студентов.

Заключение

Тестирование уровня языковой компетентности студентов, осуществленное в ходе реализации проекта «ТЕМПУС» «Улучшение языковой политики в Российских технических

университетах» можно оценить как достаточно полезный опыт с точки зрения возможности его применения в образовательном процессе технического вуза. Анализ результатов тестирования, а также опыт применения С-тестов в ходе занятий по языковой подготовке студентов позволили сделать следующие выводы: 1) С-тесты могут использоваться в качестве одного из эффективных средств диагностики уровня обученности студентов вуза, что может способствовать совершенствованию управления, корректировки процесса обучения ИЯ, а также осуществлению внутривузов-ского мониторинга качества образования по языковым дисциплинам; 2) клоуз-тестирование и, в частности, автоматически разработанные С-тесты могут и должны использоваться в ходе текущей вузовской иноязычной подготовки в качестве контрольно-тренировочных упражнений, т.к. выполняют не только обучающую, но и развивающую функции.

Библиографический список

1. Шадриков, В., Розина, Н. Централизованное тестирование: проблемы и перспективы [текст] / Высшее образование в России. - 2000. - № 1. С. 27-31.

2. Третьякова, Т.Г. Использование си-теста для измерения общей языковой компетенции [электронный ресурс] : http://article.ranez.ru

3. Ashley J. Hastings. Error analysis of an English C-Test: Evidence for integrated processing [электронный ресурс] : http://www.c-test.de

4. Robert Lado. Analysis of native speaker performance on a cloze test. [электронный ресурс] : http://ltj.sagepub.com

5. Александрова, Г. П. Использование клоуз-тестов для контроля обученности различным видам речевой деятельности [электронный ресурс] : http://festival.1september.ru

Testing in the teaching process of technical higher school: from the practice of “TEMPUS” program realization

L.F. Rakhuba

An attempt to analyze the possibility of using automated C-tests in foreign language teaching at technical higher schools is made.

Рахуба Лилия Федоровна - доцент кафедры иностранных языков Сибирской автомобильнодорожной академии. Область научных интересов: педагогика и методика высшего образования, методика преподавания иностранных языков. Имеет 30 публикаций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Б.О. Гриднева, Е.Л. Ржевская

Аннотация. В статье рассматриваются новые тенденции в преподавании иностранного языка в рамках международного проекта Темпус, главной целью которого является введение курса «Профессиональный иностранный язык» в образовательную программу студентов технического вуза.

Ключевые слова: компетентность, межкультурная коммуникация, профессиональная коммуникация, тандем, рынок труда.

Введение

В настоящее время приоритетной задачей высшей школы провозглашена качественная профессиональная подготовка специалиста, где основным показателем уровня качественной подготовки является его профессиональная конкурентоспособность, которая является результатом синтеза его профессиональной, социальной и индивидуальной компетентности, обеспечивающий ему уверенность в своих силах и способность выдерживать состяза-

ние на развивающемся в условиях глобализации рынке труда.

Профессиональная направленность в обучении иностранному языку в рамках проекта «Темпус»

Отвечая этим требованиям, в нашем университете в рамках реализации проекта Тем-пус «Обновление лингвистической политики технических вузов России» был пересмотрен традиционный подход к обучению иностранного языка в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.