вистические исследования. На базе корпусов можно легко сформировать списки активной лексики студентов, частотные списки терминов для использования в курсе «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации».
Библиографический список
1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. М., 2000. №2. С. 3-10.
2. Макарова Т.А. Ситуационный метод обучения обществознанию //http: //festival/1september/ru/artides
3. Комарова Ю. А.. О принципах обучения в интенсивном курсе иностранного языка для научных работников. http://linguact.hyperlink.ru/artides/komarova.htm
Increasing students’ motivation for learning a foreign language
M.I. Popova
The increasing technical universities students’ motivation for learning languages may be facilitated by the use of interactive cooperation methods, modern information technologies and professionally oriented teaching materials.
Попова Мария Иннокентьевна - канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка (для технических специальностей) Иркутского государственного технического университета. Область научных интересов: когнитивная лингвистика, методика преподавания иностранных языков. Имеет 28 публикаций. E-mail: [email protected]
О ФОРМАХ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЕКТЕ
Н.А. Шаламай
Аннотация. В статье представлены основные формы измерения общей профессиональной языковой компетенции студентов: си-тестов (C-Tests) и устного собеседования (Speaking), записываемого на видеокамеру. Высказываются основные преимущества и недостатки данных форм диагностики. Делается вывод о возможности использования полученных результатов в дальнейшем мониторинге студентов, в частности, разработке корректирующей методики в процессе обучения английскому языку для специальных целей (ESP).
Ключевые слова: формы измерения общей языковой компетенции, си-тест, устное собеседование, LingoFox, обработка данных тестирования, мониторинг.
Введение
В настоящее время Иркутский государственный технический университет (ИрГТУ) принимает участие в проекте ТЕМПУС «Совершенствование языковой политики в российских технических вузах». В рамках этого проекта в группах студентов 3-4 курса специальности «нанотехнологии» проводились практические занятия по английскому языку для специальных целей (ESP).
Измерение общей профессиональной языковой компетенции
Практические занятия по английскому языку были призваны помочь студентам совершенствовать их навыки чтения и письма на английском языке на уровне необходимом для исследования в предметной области «нанотехнологии»; навыки необходимые для
понимания лекций, семинарских обсуждений, участия в беседах, чтениях устных докладов по специальности. Измерение общей профессиональной языковой компетенции студентов осуществлялась с помощью интегративных си-тестов (C-Tests) и устного собеседования (Speaking), записываемого на видеокамеру.
Си-тест является разновидностью клоуз-теста. Т.Г. Третьякова пишет, что, несмотря на традиционное использование в названии контролирующего материала слова тест, си-тесты тестами не являются, поскольку в них нарушается свойство локальной независимости тестовых заданий, согласно которому результат выполнения одного задания не зависит от результата выполнения другого [2]. (Си-тест составлен на основе единого текста с общей тематикой, и правильное заполнение
одного пропуска способствует заполнению связанных с этим местом текста пропусков). Трудность си-теста определяется трудностью исходного неискаженного текста [1].
Следует сказать, что до участия в проекте такие формы измерения в преподавании ESP нами не применялись. Между тем, как показало тестирование студентов, си-тесты (C-Tests) и устное собеседование (Speaking), записываемое на видеокамеру, могут оказаться очень полезными для определения общего уровня владения языком студентов. В предложенных си-тестах, сконструированных из текстов научно- популярного характера, испытуемым предлагалось восстановить каждое второе слово, в котором была пропущена вторая половина букв. Количество слов с пропуском в каждом тесте - 100. Пилотное тестирование студентов проходило в режиме on-line. Изначально тестовые результаты студентов были невысоки (средний балл - 46). Одной из причин невысоких результатов явилось то, что студенты ранее не выполняли подобные тестовые задания в данном формате. Предте-стовые задания на немецком языке также создали дополнительные трудности испытуемым, изучающим английский язык. В дальнейшем частое использование си-тестов на практических занятиях по ESP способствовало повышению результатов студентов (средний балл второго и третьего тестирования- 61 и 85). Используемые си-тесты создавались с помощью новой для нас, преподавателей ИрГТУ, компьютерной программы LingoFox, которая была предоставлена участниками проекта ТЕМПУС, преподавателями университета г. Ганновера (Германия). LingoFox -это программа не только для преподавателей, но и для студентов, желающих углубить свои знания немецкого, английского, испанского, французского, итальянского, португальского и латинского языков посредством самостоятельных упражнений. Благодаря этой простой в использовании программе можно составлять разной степени сложности различные виды клоуз-теста, лексические упражнения, задания на орфографию и синтаксис (Cloze-Test, Scramble exercises, Crossword puzzles etc.) из считываемых компьютером текстов, задания на проверку понимания текстов; делать выборку по грамматическим темам предложений, которые затем могут быть обработаны данной программой в упражнения.
Устное собеседование (Speaking) проводилось для того, чтобы выявить уровень подготовленности студентов вступать в вербальную профессиональную коммуникацию. Сту-
дентам было предложено выбрать и описать на английском языке картинку, иллюстрирующую их будущую специальность. Следует отметить, что этот вид измерения уровня сфор-мированности навыков говорения у студентов используется в практике преподавания ESP и в нашем вузе. Вместе с тем, он не всегда позволяет получить достоверные, надежные данные и обеспечить достаточно объективную оценку навыков говорения у студентов. Часто оценка носит субъективный характер. На оценку преподавателя влияют предыдущий процесс общения со студентом, его личностные установки по отношению к оцениваемому студенту. Определенное воздействие оказывают также факторы, которые условно можно назвать «эмоциональной составляющей». В этой связи для обеспечения надежности измерений навыков говорения у испытуемых студентов используется видеокамера. Тем не менее, как показало устное собеседование студентов, участвующих в проекте, подобный вид диагностики имеет свой недостаток. Так, например, во время устного собеседования выяснилось, что наличие видеокамеры вызывает психологический дискомфорт у студентов. Представляется, чтобы избежать подобной проблемы в будущем, необходимо записывать на видео не только устные собеседования со студентами, но и практические занятия по ESP, лекции и семинары по специальности, проводимые на английском языке.
Заключение
В заключение отметим, что формы диагностики общей профессиональной языковой компетенции студентов, применяемые в рамках проекта ТЕМПУС, позволяют достаточно надежно и точно измерить уровень владения английским языком для специальных целей и выразить результаты в числовом эквиваленте (баллах). Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем мониторинге студентов, который предполагает разработку корректирующей методики, ориентированной непосредственно на личности студентов в процессе их обучения ESP.
Библиографический список
1. Третьякова Т.Г. Нетрадиционная обработка результатов выполнения си-тестов/ Т.Г. Третьякова.- http://arxiv.org/ftp/
2. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов/ М.Б. Челышкова. - М.: Логос, 2002.- 432с.
Forms of testing specific linguistic competence of the students involved in the project
N.A. Shalamay
The article demonstrates the main forms of testing specific linguistic competence of the students involved in the project TEMPUS: C-TEST and Speaking recorded on digital video. Advantages and disadvantages of these forms are
highlighted. The results of testing may be used in the further monitoring of the students and developing correcting methods in the teaching of English for specific purposes.
Шаламай Наталья Анатольевна - ст. преп. кафедры английского языка Иркутского государственного технического университета. Область научных интересов - когнитивная лингвистика, методика преподавания иностранных языков. Имеет 7 публикаций.
СОЗДАНИЕ ТАНДЕМА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
О Б. Жак
Аннотация. В статье рассматривается метод тандема как средство обучения иностранному языку для специальных целей. Задачей тандема является создание пары, состоящей из двух специалистов: преподавателя инженерно-технической дисциплины и преподавателя иностранного языка. Задачей первого является подготовка курса по техническому направлению, в то время как задачей второго становится методическое и лингвистическое сопровождение курса. Данный метод может стать успешным при создании курса «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации».
Ключевые слова: формирование профессиональной компетенции, методическая поддержка, лингвистическая поддержка, организация курса.
Введение
В настоящее время к выпускникам технических ВУЗов предъявляются высокие требования в сфере профессиональной компетенции с целью сделать их конкурентоспособными на рынке труда, как в России, так и за рубежом. Будущим специалистам необходимо иметь отличные профессиональные навыки, быть психологически готовыми к работе и кроме того в число требований, предъявляемых к современным специалистам, входит владение иностранным языком на достаточно высоком уровне.
Работа тандемов
Иркутский Государственный Технический университет вступил в проект Темпус три года тому назад. Целью стала интенсивная подготовка студентов старших курсов по иностранному языку. Преподаватели должны были разделиться следующим образом: преподаватель и группа студентов, обучающихся по программам: базовый английский язык и англий-
ский язык в сфере профессиональной коммуникации, а также преподаватель - специалист и преподаватель - языковед, в задачу которых входила подготовка курса по инженерной специальности на иностранном языке. Таким образом, для реализации проекта по предложению немецкой стороны были созданы тандемы. Задачей статьи - является анализ работы тандема по дисциплине «Гидрогеология нефтегазоносных бассейнов». Данная тема вошла в проект в качестве новой дисциплины. Она также была включена в подготовку студентов специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин».
Мы приступили к работе в ноябре 2008 года. Первоначально нашей работой стало составление лекции по предмету «Гидрогеология нефтегазоносных бассейнов» и проведение их лингвистической коррекции. Время показало, что работа тандема не должна ограничиваться только подачей лекционного материала. Первый мониторинг показал, что