ТЕРРОРИЗМ КАК ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЗЛО СОВРЕМЕННОСТИ
ВОСКАНЯН ВЕНЕРА САНАСАРОВНА
Доцент кафедры физического воспитания, по черезвычайным ситуациям и гражданской обороны, Армянский государсвенный экономический университет, Ереван, Армения
ПЕТРОСЯН НЕДА РЕВИКОВНА
Ассистент кафедры физического воспитания, по черезвычайным ситуациям и гражданской обороны, Армянский государсвенный экономический университет, Ереван, Армения
Аннотация. В статье анализируются исторические и цивилизационные предпосылки возникновения терроризма. Современный мир отклонился от идеологии гуманизма и больше не руководствуется принципом просвещения, что подразумевает отклонение от первоначальных идей. Терроризм настолько распространен, что требует неотложных превентивных мер, иначе разрушительные действия приведут к дестабилизации и распаду общества. Террористические акты не всегда связаны с убийством, но всегда сопровождаются с угрозами, ужасом, насилием и предупреждениями.
Ключевые слова: терроризм, кризис, предупредительные меры, насилие, деструктивные шаги, дестабилизация общества, гуманизм, мотивация, правосудие.
Что такое терроризм? Современный человек не сталкивается с дилеммой соответствующих понятий для его интерпретации и описания. Однако многие люди имеют обобщенные и расплывчатые представления о том, что такое терроризм на самом деле. Многих не устраивает простое и реальное объяснение этого понятия, и авторы многих исследований сходятся во мнении, что дать однозначное объяснение очень сложно.
С 70-90-х годов прошлого века стало распространятся понятие «международный терроризм». Хотя действия террористов не всегда связаны с убийством, но содержат угрозу, террор, насилие, предупреждения. Цели тоже могут быть разными: чисто корыстными, основанными на получении прибыли, политические и т.п. Террористические акты совершаются также ради идеи. Сегодня количество известных в мире террористических организаций достигает 500, а их годовой бюджет составляет не менее 20 миллиардов долларов [1, с. 45].
Терроризм - это преступление, которое может быть совершено одним лицом против другого или против нескольких лиц или объектов. Действия в одиночку сегодня не характерны для терроризма как международного преступления [2, с. 41].
Ричард Фальк, известный американский специалист по вопросам международного права, комментирует, что терроризм — это форма политического насилия, не имеющая адекватного морального и правового оправдания, независимо от того, кто предпринимает такой шаг, группа революционеров или правительство [3, стр. 36]. В литературе понятия «террор» и «терроризм» используются для трактовки разных явлений, которые, однако, объединяет одно - применение насилия в отношении отдельных лиц, социальных групп и классов. По другим толкованиям, терроризм - это форма насилия, мотивированная политическими целями, это периодическое запугивание власти, которое осуществляется в политических, социальных, революционных целях [4, с. 37]. Что же касается истории терроризма, то она, по мнению некоторых исследователей, насчитывает два столетия. Однако Йорданов, говоря об истоках терроризма, относит его к библейским временам [5, с. 24]. Он считает Каина первым «террористом», убившим брата, а другие «террористы», продолжившие его дело, несут «печать Каина». Терроризм был обычным явлением в древние времена в виде государств и стремящихся к власти отдельных лиц.
Терроризм можно классифицировать по-разному в соответствии с разными стандартами и категориями:
. терроризм, осуществляемый государством в международных отношениях, . терроризм против диктаторов,
. терроризм, совершаемый государством против других стран,
. терроризм государства, против народа, определенного класса, социальной группы, организации, секты,
. терроризм, осуществляемый фанатиками,
. терроризм, осуществляемый людьми с психическими расстройствами, . терроризм против правительства, . терроризм во имя власти [5, с. 55].
Однако что заставляет человека идти на такой шаг и даже ценой собственной жизни лишать жизни невинных людей? Истоки терроризма разнообразны. Основные источники возникновения следует искать в национальных особенностях и этнических войнах. Сегодня как никогда терроризм связан с исламским миром и исламом. Характеризуя исламский терроризм, основным источником его распространения являются исламские общественно-религиозные формирования в Саудовской Аравии, Судане, Иране, Пакистане и Афганистане, уместно использование таких терминов, как «самый», «величайший из всех». За последние двадцать пять лет эти террористы самые фанатичные и самые активные. Они больше всех захватили заложников, убили людей, взорвали бомб. И им в большей степени, чем другим, удалось повлиять на международную политику [6, с. 247]. Поэтому логично задаться вопросами, как и почему возник исламиский терроризм, какое влияние на него оказала политическая ситуация в мире, что такое исламский фундаментализм и что общего у него с исламским терроризмом? Исламские террористические группировки тесно связаны между собой, потому что у них есть общий враг - западный образ жизни и Израиль как государство неверующих. Они имеют достаточно сильную финансовую базу за счет экстремистских исламских организаций, действующих во всех мусульманских странах. В действительности же фундаментализм вовсе не отождествляется с политическим радикализмом, экстремизмом и не является опосредованно причиной терроризма [7, с. 54]. Террористы-фанатики меньше всего заботятся об «очищении» ислама, а корни терроризма лежат в ненависти к Западу, которая носит не религиозный, а культурно-цивилизационный, психологический, политический характер.
На основании информации о мировоззренческих и идеологических основах исламского радикализма можно сделать вывод, что исламизм нельзя рассматривать как борьбу между бедными и богатыми. Проблема бедности и материальной отсталости не занимает в их мировоззрении главного места, а развитие транспортных средств и международного сообщения увеличивает риски террористической деятельности. Заложив бомбу в одном месте, террорист может уничтожить целый пассажирский самолет из другого, более безопасного места. А развитие информационных технологий в последние годы дает возможность проповедовать экстремистские идеи. Особенно широко используется Интернет. У многих террористических группировок есть собственные веб-страницы. И парадокс в том, что, в отличие от многих государственных учреждений и отдельных граждан, они используют Интернет для беспрепятственного распространения своих проповедей. Тому, что терроризм стал глобальной проблемой, способствует порой чрезмерное внимание к ним средств массовой информации. Если в один день происходят такие трагические события, как стихийные бедствия, землетрясения, наводнения, цунами и т.п., а в другом месте в результате теракта взорвано здание или самолет, то можно смело сказать, что в центре внимания газет и СМИ теракт появится на страницах как главное событие дня. Таковы критерии выбора актуальных вопросов средствами массовой информации. В этом смысле террористическая
деятельность более ценна и предпочтительна для электронных и печатных СМИ при отборе событий для освещения новостей дня [8, с. 198].
В новую эпоху терроризма представители СМИ не только попадают под жесткую цензуру, но и становятся мишенью террористов либо как объект терроризма, либо как средство и фактор, способствующий осуществлению террора. Сейчас многие специалисты пришли к выводу, что террористы изменили свой почерк, свою тактику и методы своих действий. Другими словами, в результате террористы хотят видеть не большое количество жертв, а людей, которые смотрят на сцены насилия. Они стремятся к максимальной огласке и хотят сделать свои сообщения доступными для широкой аудитории через все возможные средства массовой информации. Даже если убийца промахнется или бомба не взорвется, террористам достаточно того, что об их намерении сразу станет известно многим. Терроризм как своеобразное явление сопровождается с чувством ужаса. «Ужас (terreur) это аффективное состояние человеческой души в связи с ожидаемой опасностью, которое есть неописуемо великий страх» [9, с. 278]. Ужас - это прежде всего психическое состояние, более напряженное, чем страх, в котором может оказаться каждый, столкнувшись со смертельной опасностью: извержением вулкана, горящим лесом, войной, насилием или возможным насилием. Таким образом, если не рассматривать естественные факторы, любой вид насилия может быть квалифицирован как терроризм, если это насилие действительно наводит ужас на своих жертв. Однако тогда определение терроризма становится слишком широким. Современные словари определяют терроризм как: «акт насилия, преступление, которое регулярно совершается для того, чтобы держать в страхе определенные группы людей» [9, с. 725]. Такое определение терроризма требует как минимум двух действующих лиц: террориста и жертвы террора, и особенных отношений между ними, в соответствии с правилами, продиктованными террористом. Невозможно однозначно интерпритировать террориста и субъекта террора, так как это зависит от особенностей системы. Один и тот же субьект может быть террористом в одной системе и жертвой террора в другой. Терроризм всегда имеет цель, смысл, идеологию, а насилие, в основном, лишено этих явлений [10, с.32]. По этом мы отмечаем, что это особенная форма самовыражения, так как она непроизвольна, всегда продумана и систематизирована.
Терроризм, как и любое социальное явление, имеет свои истоки и мотивирован политическими, экономическими, этническими и религиозными факторами. Похоже, это реакция угнетенных, непонятых, отвергнутых и бедных групп. Это их месть за неравенство, несправедливость и дискриминацию. «Терроризм не рождается из ничего. У него есть причины, которые редко оправдывают это явление, но всегда его объясняют», — считает французский политолог К. Жюльен [11, стр. 12]. Здесь они пытаются возместить зло злом, но процесс требует много невинных жертв. Они пытаются добиться справедливости и сделать так, чтобы их голоса были услышаны. Террористами не рождаются, они становятся террористами при определенных социальных условиях, влияющих на поведение, психику, мышление и восприятие личности. Терроризм также можно определить как тактику, основанную на насилии. Терроризм отличается от других видов насилия своей осознанностью и организованностью, поэтому можно сделать вывод, что это скорее рациональное явление, чем иррациональное. Это похоже на математический расчет, который используется для достижения определенной цели. Неважно, рациональна эта цель или нет. Использование терроризма, как показал опыт, приводит к обратному результату.
«Непонятно, — отмечает французский политолог Жан Бешлер, — каким образом убийство нескольких капиталистов может привести к уничтожению капитализма» [12, стр. 22]. Терроризм, вне зависимости от его реальных последствий, рационален, поскольку для достижения своей цели террористы среди множества средств выбирают одно. Начиная со Спартака и его союзников, заканчивая Хиросимой и Нагасаки, терроризм представляет собой продуманную тактику с рациональным оттенком. Его главная цель не разрушение и смерть, а
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
их угроза. Терроризм всегда служил инструментом, этот метод так же стар, как и сама политика, и не является одной из особенностей нового времени. Если в случае коллективного насилия есть два актора (толпа и ее жертва), то в акте терроризма есть и третья - органы власти или общественность, к которым апеллирует террористическая организация или террорист. Иными словами, террор может быть направлен не на сам объект, а на другие скрытые цели. Например, основная цель массовых расстрелов или сожжении неверных на костре - наказание. Таким образом, для того чтобы наказание было полезным, оно «должно оказывать более эффективное воздействие на невиновных», поскольку «таким образом они избегают опасности, которую несет с собой преступление» [12, с. 34]. Главным критерием наказания должна быть польза для общества. Наказания были первоначально установлены с целью устрашения, и по этому об их строгости следует судить не столько по тому, как они действуют на виновных, сколько по тому, какое впечатление они производят на невиновных. Речь идет не о наказании за совершенные грехи, а о предотвращении таких процессов. Робеспьер, один из вождей великой французской революции, утверждал, что смерть осужденного не только не служит элементом устрашения, но и противоречит преследуемой цели; с одной стороны, это способствует состраданию к казненному, с другой стороны, постоянное наличие сцен казни как бы создает «иммунитет» к крови и к смерти. Она не влияет на уменьшение количества преступлений, но позволяет людям приспособиться к сценам насилия и крови, и в конечном итоге приводит к увеличению числа преступлений. Будучи адаптивным существом, человек, присутствуя в каком-либо процессе, невольно делает этот процесс для себя рефлексивным. Другой французский революционер, Тален, утверждал, что терроризм не может сделать общество более свободолюбивым, потому что он делает нацию аморальной, в результате чего общество становится «неспособным принять свободу», потому что страх приучает людей к рабству. Хотя правосудие не является синонимом доброжелательности, ее нельзя путать с терроризмом, даже если она действительно порождает страх. Правосудие направлено против процессов, а терроризм против отдельных лиц независимо от их действий. Таким образом, виды страха кардинально отличаются друг от друга. Правосудие, по Талену, порождает «страх, связанный с определенными обстоятельствами, то есть чувство страха, следующего за преступлением, рациональный страх перед другими», терроризм вызывает «непреодолимые душевные муки, несмотря на чувство невинности» [13, с. стр. 17-34]. Правосудие порождает «разумный» страх, поскольку наказание назначается в соответствии с заранее установленными и определенными стандартами, применимыми только к виновной стороне. С другой стороны, терроризм сеет всеобщий страх, потому что это акт насилия. Он угрожает всем, виновен он или нет и осуществляется случайным образом без мотива или доказательства. Терроризм — это «царство» беспорядка и разнузданности. Насилие порождает насилие. Когда кто-то подвергается террору, последует ответная реакция, даже если у жертвы террора больше нет онтологической реальности. Это не линейный равномерный процесс, а спиральный. На каждом следующем витке спирали совершенствуются количество и форма насилия [14, с. 6072]. И чем больше развивается наш мир, тем больше способов и возможностей террора, следовательно необходима решимость в принятии эффективных мер по предотвращению терроризма и в борьбе с ним во всех его формах и проявлениях как с тяжким и серьезным преступлением, не имеющим никакого оправдания, какими бы ни были его мотивы или происхождение. Нужен скоординированный подход по борьбе с терроризмом на всех уровнях, включая сотрудничество между государствами, с соответствуюшими международными и региональными организациями, а в случе необходимости наладить государственно-частные партнерские отношения с частным сектором, с деловыми кругами, с гражданским обшеством и средствами массовой информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глобальный терроризм в 2003 году, Доклад госдепартамента США,
2. Лутовинов В., Морозов Ю., Терроризм - угроза обществу и каждому человеку, ОБЖ, 2000 № 9
3. Мирский Г., Дракон встаёт на дыбы (О международном терроризме) // Мировая экономика и международные отношения. М., 2002
4. Мирский Г., Дракон встаёт на дыбы (О международном терроризме), Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 3
5. Иорданов М., Дело № 666. Террор. Махачкала: Юпитер, 2002
6. Кожушко Е.П., Современный терроризм: Анализ основных направлений/ Под общ. ред. А. Е. Тараса Мн: 2000
7. Мирский Г. И., «Политический ислам» и западное общество. // Полис № 1, 2001
8. Антонян Ю.М.,Терроризм. Криминологическое и уголовноправовое исследование, М. 1998.
9. Философия-энциклопедический словарь. Под ред. доктора философских наук А. А. Ивана. М., 2006
10. Ясперс К., Смысл и назначение истори, М., 1991
11. Денисов В.В., Философия насилия, М., 2008
12. Генифе П., Политика революционного террора 1789-1794, М., 2003
13. Генифе П., Насилие и террор, М., 2003
14. Ениколопова С., Понятие Агрессии в современной психологии, М., 2001