УДК 343
Юридические науки
Осташев Алексей Анатольевич, студент 2-ого курса кафедры «Цифровая криминалистика», МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
ТЕРРОРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОДЕЯННОЕ
Аннотация: В представленной работе рассматривается терроризм как социально-опасное явление, его понятие, отличительные черты и взаимосвязь с понятием «экстремизм». В историческом ракурсе рассмотрены виды терроризма с примерами и кратко проанализированы причины терроризма. На основе статистических данных и анализа современного российского антитеррористического и уголовного законодательства дана оценка эффективности деятельности правоохранительных органов и силовых структур по противодействию терроризму на территории Российской Федерации. Отдельно рассмотрен вопрос ответственности и наказания за террористические деяния по УК РФ. Конечная цель работы - дать представление о терроризме и террористической деятельности в 21 веке.
Ключевые слова: Терроризм, террористическая деятельность, террористический акт, ответственность, наказание, антитеррористическое законодательство.
Annotation: The presented work considers terrorism as a socially dangerous phenomenon, its concept, distinctive features and relationship with the concept of "extremism". In a historical perspective, the types of terrorism are considered with examples and the causes of terrorism are briefly analyzed. On the basis of statistical data and analysis of modern Russian anti-terrorist and criminal legislation, an assessment of the effectiveness of the activities of law enforcement agencies and power structures in countering terrorism on the territory of the Russian Federation is
given. The issue of responsibility and punishment for terrorist acts under the Criminal Code of the Russian Federation is considered separately. The ultimate goal of the work is to provide an insight into terrorism and terrorist activities in the 21st century.
Key words: Terrorism, terrorist activity, act of terrorism, responsibility, punishment, anti-terrorist legislation.
Введение. Понятие «терроризм» происходит от латинского «terror», что означает «страх» или «ужас» и очень точно передаёт цель - посеять панику в обществе, устраняя своих политических противников силовым путём. Террор существовал ещё с древних времён, с течением веков приобретая всё более характерные для него особенности - создание атмосферы всеобщего страха, публичный характер исполнения, физическое и/или психологическое воздействие на объект подчинения. В истории сохранились упоминания об иудейской секте сикариев (1-ый в. н. э.), секте ассасинов (11-13 вв.), Народной воле (2-я пол. 19 в.), Красных бригадах (1970 г.) - это примеры организаций, рассматривающих метод физического устранения своих идеологических, политических оппонентов в качестве необходимости для достижения своих целей. В конце 20 века стал набирать силу религиозный терроризм исламского типа и появилось понятие «международный терроризм»; с развитием технологий телекоммуникаций в 21 веке появился цифровой (кибер-) терроризм. Однако терроризм - это угроза обществу. Терроризм - угроза сохранению территориальной целостности государства, его политической, экономической и социальной стабильности. Террор и терроризм обесценивают человеческие жизни, ставят себя над законом, способствуют росту преступности, способны распространяться за пределы одного государства. Какие формы приобрёл терроризм на данный момент времени? В чём причины неискоренимости террористических идеологий? Какие правовые средства может противопоставить распространению терроризма российское законодательство и, наконец, какое наказание должны нести террористы?
Определение террористической деятельности. Отличие терроризма от экстремизма. Существуют отличительные черты, по которым можно дифференцировать определённый вид деятельности как террористический. В первую очередь, это силовой метод достижения одним человеком или группой лиц определённых целей (политических, идеологических, экономических, религиозных). Во вторую очередь, такая деятельность связана с устрашением, запугиванием мирного (гражданского) населения или создания угрозы для жизней людей или имущества.
В Российской Федерации законодательно закреплены понятия «терроризм», «террористическая деятельность» и «террористический акт». Их определения содержатся в статье 3 Федерального закона 06.03.2006 N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" [15]. Терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения» органами государственной власти или органами местного самоуправления, деятельность, связанная с «устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». Терроризм включает в себя несколько элементов: саму идеологию терроризма (идеи, теории, концепции); террористические структуры (террористические и экстремистские организации); террористическую практику, т.е. террористическую деятельность. В широком смысле «терроризм» понимается как все действия террористической направленности. Террористическая деятельность включает в себя методы, способы подготовки и реализации террористического акта (теракта); подстрекательство к теракту; организацию преступной организации «для реализации террористического акта»; «вербовку, вооружение, обучение и использование террористов»; пособничество (в т.ч. информационное) в подготовке или реализации теракта; «пропаганду идей терроризма...». Законодательно к террористической деятельности относятся составы преступлений, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ [14]. В узком смысле «терроризм» понимается непосредственно как террористический акт -
совершение «действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба» в целях «дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций», равно как для воздействия на принятие ими решений, или «угроза совершения указанных действий в тех же целях». Понятие «террористический акт» содержится и в одноимённой статье 205 УК РФ [14]. В ней террористический акт определён как «взрыв или поджог», но, с точки зрения законодательства, неразъяснённым остался вопрос об «иных действиях», характеризующих конкретное деяние именно как террористическое. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" [10] к «иным» отнесены действия, которые «сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом» и дан примерный перечень таких действия - аварии на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов и т.д. Тем самым, во избежание правовой коллизии, юридически разграничены 3 вышеприведённых понятия. Терроризм понимается как система определённых взглядов и ценностей, краеугольным камнем которых является применение насилия и устрашения. Террористическая деятельность - это непосредственное практическое содержание этого учения. Террористический акт - частный случай такой деятельности, выражающийся в практических конкретных действиях (совершение взрыва, поджога и т.д.).
Необходимо также различать понятия «терроризм» и «экстремизм». Экстремизм, или экстремистская деятельность - данные понятия взаимозаменяемы, - деятельность, направленная на «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни» [16]; и, помимо прочего, «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность». Официальная правовая позиция, отражающая взаимосвязь двух понятий, закреплена в п. 15 Стратеги противодействия экстремизму в Российской
Федерации до 2025 года [12]: «крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии». Экстремизм, во-первых, включает в себя деятельность, не являющуюся насильственной, но грубо нарушающей права и свободы граждан; во-вторых, он направлен на идеологическое (политическое) преобразование общества, тогда как терроризм используется для дестабилизации общества. Тем самым законодательно разграничивается деятельность экстремистского характера - преступления против государственной власти, и деятельность террористического характера -преступления против общественной безопасности, в том числе преступления против мира и безопасности человечества. Неоспоримым останется тот факт, что и экстремизм, и терроризм как крайняя его форма являются примерами антиобщественного (девиантного) поведения.
Виды и причины терроризма. Цифровой терроризм 21 века. Существует много видов терроризма и террористической деятельности. Классифицировать терроризм можно по следующим основаниям: 1. По целенаправленности - основными и наиболее известными из них являются политический, националистический, религиозный, криминальный, цифровой (кибер-) терроризм. 2. По количеству привлекаемых лиц террор может быть одиночным, т.е. реализовываться отдельными индивидами, стремящимися своими действиями найти поддержку населения (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль), либо же коллективным, когда за террористическими акциями стоят какие-либо организации (народовольцы, эсеры, Ирландская республиканская армия ИРА). 3. По масштабам терроризм бывает внутренний (к таковому иногда относят штурм Капитолия 6 января 2021 года в США) и международный (исламские радикальные группировки).
Политический терроризм представляет собой тактику политической борьбы, заключающаяся в применении (или в угрозе применения) субъектами политики организованного насилия в целях коренного или частичного изменения конституционного строя либо экономических порядков в стране.
Примерами его проявления служит фашистский режим в Италии 1922-1945 гг., Белый и Красный террор в России периода Гражданской войны 1917-1922 гг.
Националистический терроризм ставит своей целью формирования отдельного государства для своей этнической группы. Он выражается в утверждении превосходства определенной нации или расы и направлен на разжигание национальной нетерпимости. Его сторонники именуют свою деятельность «освободительной войной». В мире такими организациями являются «Страна басков и свобода» в Испании или Армянская революционная армия. Период политического и экономического кризиса в России в 90-х годах характеризовался усилением сепаратистских (стремление к отделению, обособлению) настроений в некоторых регионах страны, в частности, в Чечне, что привело в ряду вооружённых столкновений внутри страны (получивших название Первой чеченской (1994-1996 гг.) и Второй чеченской войн (19992000 гг.).
Религиозный терроризм в массовом сознании связывается, прежде всего, с радикальным исламизмом. Он появился в конце 80-х годов 20 века Ближнем и Среднем Востоке и с тех пор приобрёл черты международного терроризма и стал глобальной проблемой для многих государств мира. Религиозный терроризм может характеризоваться как борьбой между собой приверженцев религии (мусульмане и иудеи) или внутри одной веры (католики-протестанты), так и борьбой со светской властью вообще для утверждения власти религиозной. На рубеже 21 века исламский терроризм стал особенно распространён (теракт 11 сентября 2001 года в США). Например, из 33 террористических организаций, запрещённых на территории Российской Федерации [2], большинство составляют именно исламистские организации крайнего толка - «Аль-Кайда», «Братья-мусульмане», «Движение Талибан», «Исламское государство» и другие. Российский учёный-правовед, доктор юридических наук С. М. Кочои, считает, что существующая Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации нуждается в уточнении. Так, информационную работу по разъяснению сущности религиозного
терроризма «следует проводить среди групп населения (этнических и конфессиональных), вовлечения которых в терроризм добиваются международные террористические организации» [8, с. 33]. Анализируя опыт зарубежных стран, он также указывает на то, что, Россия могла бы, например, перенять мировой опыт (программы) по психологической и медицинской реабилитации жертв религиозного терроризма.
Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов устрашения, применяемыми террористическими организациями. Активизации деятельности криминальных группировок в целом сопутствуют нестабильная ситуация в стране - в России наиболее ярким примером стали заказные убийства бизнесменов или политиков в 90-е годы 20 века.
С развитием информационных технологий и появлением сети «Интернет», появилось такое понятие как «компьютерный (цифровой) терроризм», или «кибертерроризм». Его сущность заключается в конкретных атаках на компьютерные системы, способных повлечь серьёзное нарушение функционирования инфраструктурных объектов (объекты атомной промышленности или электроэнергетики), а также в совершение иных действий, нарушающих функционирование компьютеров и/или телекоммуникационных сетей. Он может являться как самостоятельной формой осуществления террористической деятельности, так и быть составной частью проводимой террористической организацией политики. В силу идеологических, религиозных, политических или социальных мотивов в медиапространстве могут быть совершены следующие кибертеррористические акты: получение несанкционированного доступа к государственным и военным секретам, кража или уничтожение информации неопределённого круга пользователей путём внедрения вирусных программ, захват теле- и радиовещания каналов СМИ с целью распространения дезинформации, подавление линий связи, проведение информационно-психологический кампаний. Частным примером
информационного терроризма являются сообщения о ложном минировании какого-либо объекта инфраструктуры (аэропорта, больницы, школы, вокзала). В УК РФ подобные действия квалифицируются по ст. 207 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» [14]. Подготовленные многочисленные сообщения о заложенной бомбе или готовящемся теракте способны нанести существенный ущерб даже без причинения материального вреда и человеческих жертв. По получении соответствующего сигнала производится немедленная эвакуация жителей, находящихся непосредственно рядом с предполагаемым заминированным объектом, останавливается работа данного объекта. Информационный терроризм крайне опасен тем, что формирует в обществе атмосферу напряжённости и неуверенности в собственной безопасности не самим террористическим актом, а угрозой его применения. С частичным снятием ограничительных мер, введённых в связи с распространением коронавирусной инфекции, по всей России активизировались ложные сообщения об угрозе взрывов в школах, торговых центрах, магазинах, судах. В Подмосковье, например, не раз проходила информация о «минировании» всех школ и детских садов, которая ни разу не подтвердилась [3]. Тем самым террористы, во-первых, реализуют свою непосредственную цель - посеять панику среди населения, а во-вторых, следят за работой правоохранительных органов в поисках новых путей реализации своей деятельности.
Причин, по которым люди создают террористические организации, совершают поджоги, организовывают политические убийства, осуществляют захват заложников, закладывают взрывные устройства очень много. Основными являются следующие: 1. Национальные и религиозные проблемы, которые имеют для определенной группы людей большое значение. Невозможность решения проблем мирным путём, т.е. в рамках закона, подталкивает людей к силовому их решению. Национальные и религиозные противоречия в обществе опасны, поскольку их несвоевременное разрешение приводит к затяжным противостояниям и даже открытым столкновениям с
противниками. 2. Социально-экономические проблемы - они могут быть вызваны социальным расслоением общества, концентрацией политической или экономической власти у небольшой группы людей, владеющими средствами производства. Это, с одной стороны ведёт к усилению недовольства со стороны большинства населения, с другой - вызывает ответные карательные меры меньшинства, стремящего сохранить своё положение (ярким примером здесь стала Февральская революция 1917 года в России). Также к социально-экономическим проблемам относится повышение уровня безработицы. 3. Социокультурные проблемы, связанные низким уровнем правовой грамотности населения [4] или отсутствие государственной политики в области идеологии гражданского общества, ведут к усилению криминогенной обстановки. 4. Военные конфликты, в рамках которых террористические организации способны набрать силу - по примеру организаций боевиков в Сирии с 2015 года. Недовольство военной элиты в стране тоже может привести к силовому захвату власти и установлению режима военной диктатуры - хунты (Греция, Чили в 2-ой половине 20 века), с вытекающим из этого террора по отношению к своим политическим оппонентам. Список причин, способствующих появлению терроризма этим не ограничивается. Ключевым фактором, на субъективный взгляд, будет являться воспитание человека в социуме, привитие ему определённых ценностей, обучение нормам морали и нравственности.
Уголовное и антитеррористическое законодательство РФ. Статистика. Начало 2000-х годов в России характеризовалось громкими терактами. 9 мая 2002 года террористический акт в Каспийске (Дагестан), захват заложников в Москве на Дубровке (Норд-Ост) 23-26 октября 2002 года, теракт на Замоскворецкой линии московского метрополитена 6 февраля 2004 года, захват террористами школы №1 в Беслане 1 сентября 2004 года, нападения на здания силовых ведомств 13 октября 2005 года в Нальчике (Кабардино-Балкария), взрыв на Черкизовском рынке в Москве 21 августа 2006 года, теракт на железной дороге (скоростной поезд «Новый экспресс») 27 ноября 2009 года. Пик террора пришёлся на 2003 год - по данным Федеральной
службы государственной статистики был совершён 561 террористический акт [11]. Благодаря координации сил органов правопорядка и силовых структур, принятию соответствующих нормативно-правовых актов, направленных на предупреждение террористической деятельности, количество террористических актов начало неуклонно снижаться. Крупные теракты продолжались - взрыв в терминале аэропорта «Домодедово» 24 января 2011 года, двойной теракт в Волгограде 29-30 декабря 2013 года, взрыв в петербургском метрополитене 3 апреля 2017 года - однако наметилась тенденция к значительному сокращению совершённых терактов. По сравнению с первой половиной 2000-х, когда ежегодно совершались более сотни взрывов, с начала 2010-х годов ежегодно количество терактов не превышает нескольких десятков: 2016 года - 25, 2017 год - 37, 2018 - 31 теракт соответственно [17, с. 181]. Подобные цифры свидетельствуют о качестве работы спецслужб по своевременному предотвращению террористической деятельности. Всего преступлений, попадающих под действие главы 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» [14] за 2018 год совершено 11156, за 2019 -10234, за первое полугодье 2020 года - 3973 [13]. Однако это общая статистика по осуждённым за все статьи, составляющие 24 главу УК РФ. По заявлению Генпрокуратуры РФ в 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера [1], из которых 71 было предотвращено на стадии подготовки. Тем самым, говоря об эффективности проводимой государственными органами антитеррористической политики, нужно знать юридическую основу, созданную для борьбы с терроризмом.
Первоначально правовая база борьбы с терроризмом на территории Российской Федерации ограничивалась Уголовным Кодексом РФ, принятым в 1996 году. Глава 24 УК РФ в первоначальной редакции содержала всего несколько статей (ст. 205 «Террористический акт», ст. 207 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» [14]), непосредственно регулирующих ответственность за террористическую деятельность. В 2006 году, на смену Федеральному закону от 25.07.1998 "О борьбе с терроризмом", был принят
Федеральный закон «О противодействии терроризму». В нём содержатся основополагающие начала государственной политики РФ по борьбе с терроризмом: основные понятия, принципы, организационные основы и полномочия органов федеральных органов исполнительной власти, правовой режим контртеррористических операций и т.д. Данный ФЗ, наравне с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» и Уголовным кодексом составляют правовую основу противодействия терроризму в Российской Федерации. Однако перечень нормативно-правовых документов вышеприведёнными федеральными законами не ограничивается. В первую очередь, основополагающим документом является Конституция РФ; следом идут международные договоры, определяющие место России в борьбе с международным терроризмом (например, Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма); далее следуют федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (Указ Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»), Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Отдельного внимания заслуживает Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы от 2018 года [7]. В нём изложены как законодательные, так и «организационные механизмы противодействия идеологии терроризма», включающие в себя культурно -просветительские и воспитательные мероприятия среди населения. В первую очередь, такого рода мероприятия (общественно-политические, культурные, спортивные) нацелены на молодёжь, на формирование их «активной гражданской позиции, направленной на неприятие идеологии терроризма». Для этого организуется совместная работа органов МВД, ФСБ, Росгвардии с Росмолодёжью, Минпросвещения, Минобразования. Также в Плане особое внимание уделяется информационному пространству и сети «Интернет». Помимо контроля органами исполнительной власти за интернет-ресурсами, содержащими террористические материалы, на них возлагается задача
привлечения лидеров общественного мнения, т.е. лиц, оказывающих «влияние на мнение населения, .интерпретируя содержание и смысл распространяемой ими информации о происходящих событиях» (например, блогеров на площадке YouTube). Целью предлагаемых мер указывается защита населения от пропагандистского (идеологического) воздействия различного рода террористических организаций. Важными правовыми документами, впервые закрепившими основы государственной антитеррористической политики, стали Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.) и более современная Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г.). Стратегия обобщает положения об основных понятиях, источниках угроз, механизмах реализации, этапах и ожидаемых результатах; содержит комплексный план развития общества и государства [5], которое должно реализовываться, например, через «активное вовлечение в работу по противодействию экстремизму общественных объединений и других институтов гражданского общества» [12], тем самым объединяя усилия органов государственной власти и населения в борьбе с экстремизмом и его различными проявлениями (в т.ч. с терроризмом).
Вопросы ответственности и наказания за террористические деяния по УК РФ. С учётом общественной опасности терроризма, за преступления террористической направленности Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации [14] предусмотрена уголовная ответственность. Степень ответственности зависит от степени тяжести совершённого преступления - от штрафа (ст. 207 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризм» нижний предел - штраф до 200 тысяч рублей) до лишения свободы (вплоть до пожизненного лишения свободы - верхний предел по ч. 2 ст. 205 «Террористический акт»). Установлена ответственность за такие действия террористической направленности, как финансирование терроризма, склонение, вербовку лица в деятельность террористической организации, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности
и т.д. К преступлениям террористической направленности относятся преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (глава 29 УК РФ), как «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» (ст. 277 УК РФ) или преступления против мира и безопасности человечества (глава 34 УК РФ), как «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» (ст. 360 УК РФ). Отличительной чертой назначения наказания лицам, осуществляющим террористическую деятельность, являются значительные сроки лишения свободы [6]. Максимальный срок лишения свободы за совершение террористических преступлений по совокупности преступлений может составлять до 30 лет и по совокупности приговоров до 35 лет. В целях назначения судом справедливого наказания, в 2012 году Пленум Верховного Суда РФ издал Постановление N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности". В частности, часть 1 Постановления определяет «цели дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений» обязательным признаком террористического акта, в соответствии с чем суду при рассмотрении дела нужно учитывать всю совокупность обстоятельств преступления - «время, место, способ, обстановку, орудия и средства совершения преступления, характер и размер наступивших или предполагаемых последствий» [10].
Уголовное законодательство России предусматривает смертной казни в качестве высшей меры наказания (в отличие, например, от наказания за квалифицированное убийство по ч. 2 ст. 105 УК РФ). Однако для широкой общественности такой подход вызывает вопросы, поскольку действия террористов нередко приводят к человеческим жертвам. В случае отмены моратория на смертную казнь в России, по мнению Осташева А.А, была бы создана правовая возможность для применения смертной казни в качестве высшей меры наказания за преступления, предусмотренные ч. 1,2,3 ст. 205 «Террористический акт», ч. 3 ст. 205.1 «Содействие террористической
деятельности», ч. 1 ст. 205.4 «Организация террористического сообщества и участия в нём», ч. 1. ст. 205.5 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации» [9, с. 316-317]. В пользу такого решения выступала бы, во-первых, экономическая нецелесообразность многолетнего или пожизненного содержания идейных террористов, а во-вторых, готовность самих террористов-смертников к смерти. Однако на данный момент таких изменений в уголовном законодательстве РФ не предвидится. Первостепенным остаётся вопрос предотвращения террористических актов, усиления антитеррористического контроля, повышения эффективности профилактических мер среди населения.
Заключение. Терроризм остаётся одной из главных угроз для всего человечества. Наиболее опасные его формы - международный и информационный терроризм требуют объединения усилий государств мира. Участие Российской Федерации в таких международных организациях, как Организация Объединённых Наций (ООН), Совет Европы, Интерпол позволяет российским правоохранительным структурам и ведомствам перенимать опыт других стран в противодействии терроризму. Тем не менее, невозможно уничтожить терроризм как явление, не устранив его первопричин. Они кроются в каждом отдельном государстве, а по мере нарастания, могут затронуть и весь мир. Для успешного противостояния террористическим идеологиям необходима, во-первых, стабильная политическая и экономическая ситуация, исключающая появление радикально настроенных группировок, стремящихся изменить конституционный строй. Во-вторых, социальное спокойствие, выражающееся в равных правах и возможностях для всех представителей различного социального статуса, расы, национальности и т.д.; решение национальных и религиозных проблем. В-третьих, профилактика возможного распространения экстремистских идеологий среди населения, формирование социальной базы по противодействию экстремизму и терроризму. В-четвёртых, наличие национальной правовой базы, т.е. системы нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность силовых структур по предотвращению
террористических деяний, а также устанавливающих соразмерную преступлениям террористической направленности ответственность. По субъективному мнению автора Россия на данный момент времени является одной из стран, успешно реализующих государственную антитеррористическую политику по вышеприведённым критериям.
Библиографический список:
1. Генпрокуратура назвала число террористических преступлений в 2020 году - Российская газета https://rg.ru/2021/02/03/v-rossii-vyroslo-chislo-kiberprestuplenij.html (Дата обращения: 24.03.2021).
2. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (Дата обращения: 24.03.2021).
3. Информация о "минировании" всех школ и детсадов в Подмосковье оказалась ложной - Происшествия - ТАСС https://tass.ru/proisshestviya/11006579 (Дата обращения: 24.03.2021).
4. Карасёва М. Ю. Понятие свободы личности как объекта уголовно-правовой охраны // Юридические науки, 2006, №2, с. 187-193.
5. Карасёва М. Ю. Прибыль как показатель эффективности работы предприятия // Экономика и предпринимательство, 2015, №3-2 (56), с. 667-670.
6. Карасёва М. Ю. Уголовная ответственность за преступления против свободы личности / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Рос. ун-т дружбы народов (РУДН). Москва, 2007.
7. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665).
8. Кочои С. М. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: перспективы совершенствования с учётом опыта борьбы против
религиозного терроризма // Всероссийский криминологический журнал, 2020, №1, с. 30-37.
9. Осташев А.А. Вопросы применения и отмены смертной казни в России и за рубежом // E-Scio, 2020, №12 (51), с. 311-325.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 (ред. от 03.11.2016) "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности".
11. Российский статистический ежегодник - 2006 г. Федеральная служба государственной статистики https://gks.ru/bgd/regl/b06_13/IssWWW. exe/Stg/d01/10-01.htm (Дата обращения: 22.03.2021).
12. "Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года" (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753) (ред. от 29.05.2020).
13. Судебный департамент. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2020 года http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5460 (Дата обращения: 22.03.2021).
14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021).
15. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О противодействии терроризму".
16. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О противодействии экстремистской деятельности".
17. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах 2019 год https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/rus19.pdf (Дата обращения: 23.03.2021).