Терроризм и насильственный экстремизм в СНГ на примере Республики Казахстан
А. Калдыбек1, М. Тыныбекова1, А. Орынбек2
1 Казахского Национального Университета им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан Altynserik@mail.ru, Ms.tynybekova@inbox.ru
2Евразийский Национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан
anorynbek@gmail.com
Аннотация. Глобальной угрозой международному миру и безопасности в современных условиях является международный терроризм и насильственный экстремизм. В связи с расширением географии и увеличением риска терроризма, незаконченными локальными и региональными вооруженными конфликтами растет, усиливается деятельность террористических организации. В данной работе будет подробно описана деятельность Казахстана, направленная противодействию терроризма и экстремизма. Кроме того, в статье рассмотрены основные меры для борьбы с терроризмом, а также для того, чтобы определить портрет потенциального террориста. Казахстан сотрудничает с региональными организациями, и стремиться предотвратить распространение терроризма.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, КНБ, ИГИЛ, социальная сеть, СНГ, Центральная Азия, Казахстан, ООН.
Для цитирования: Калдыбек А., Тыныбекова М., Орынбек А. Терроризм и насильственный экстремизм в СНГ на примере Республики Казахстан. Постсоветские исследования. 2021;4(5):388-399.
Terrorism and violent extremism in the CIS on the example of the Republic of Kazakhstan
Altynserik Kaldybek1, Madina Tynybekova1, Anel Orynbek2
1Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan Altynserik@mail.ru, Ms.tynybekova@inbox.ru 2L. N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Kazakhstan
anorynbek@gmail.com
Abstract. The global threat to international peace and security in modern conditions is international terrorism and violent extremism. In connection with the expansion of geography and an increase in the risk of terrorism, unfinished local and regional armed conflicts, the activities of terrorist organizations are increasing. This paper will describe in detail the activities of Kazakhstan aimed at countering terrorism and extremism. In addition, the article discusses the main measures to combat terrorism, as well as to determine the portrait of a potential terrorist. Kazakhstan cooperates with regional organizations and strives to prevent the spread of terrorism.
Keywords: terrorism, extremism, violent extremism, NSC, ISIS, social network, CIS, Central Asia, Kazakhstan, UN.
For citation: Kaldybek A., Tynybekova M., Orynbek A. Terrorism and violent extremism in the CIS on the example of the Republic of Kazakhstan. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;5(4):388-399. (In Russ.)
Расширение географии и повышение риска терроризма, неразрешенные региональные и локальные вооруженные конфликты, которые образовывают терроризм и экстремизм, растущее участие
транснациональных структур
организованной преступности в
международной террористической
деятельности и расширение международных масштабов незаконного оборота наркотиков
и оружия представляют глобальную угрозу международному миру и безопасности в современных условиях1.
Современный терроризм и экстремизм непосредственно угрожают интересам государств-участников СНГ и всего мирового сообщества. В этих условиях государства-участники СНГ считают своим приоритетом содействовать формированию в мире стабильной, справедливой,
демократической и эффективной системы международных отношений, основанной на общепринятых принципах и нормах международного права.
ООН является и должна быть фундаментальным звеном в такой системе, главным центром регулирования
международных отношений. Государства-участники СНГ выступают за то, чтобы мировое сообщество под эгидой ООН и на прочной основе международного права разработало и осуществило глобальную стратегию реагирования на новые вызовы и угрозы.
Государства-участники СНГ считают, что международное сотрудничество должно стать эффективным инструментом в борьбе с терроризмом и экстремизмом, и выступают за укрепление своей правовой базы в соответствии с Уставом ООН, Советом Безопасности и резолюциями ООН. Генеральная Ассамблея ООН.
Государства-участники СНГ намерены активно участвовать в международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом, которое осуществляется как под эгидой ООН, так и в рамках региональных организаций. Борьба с терроризмом и экстремизмом является одним из приоритетов государств-участников СНГ.
Государства-участники СНГ считают борьбу с терроризмом и экстремизмом одной из важнейших задач обеспечения своей национальной безопасности и призывают к дальнейшему укреплению сотрудничества в
этой области. Непосредственной
обязанностью каждого государства является защита отдельных лиц от терроризма и экстремизма и предотвращение
террористической и экстремистской деятельности на его территории, в том числе против интересов других государств и их граждан, от предоставления убежища террористам и экстремистам. создать систему борьбы с финансированием терроризма и экстремизма и положить конец террористической и экстремистской пропаганде.
Государства-участники СНГ
сотрудничают в борьбе с терроризмом и экстремизмом и используют все свои возможности, в том числе потенциал национальных правоохранительных органов и спецслужб, а также других государственных учреждений,
занимающихся борьбой с терроризмом и
2
экстремизмом.
Кроме того, угроза терроризма в Казахстане играет все более важную роль в отношениях с США, которые в 2006 г. были на рекордно высоком уровне. Казахстан занял место Узбекистана в качестве предпочтительного партнера в Центральной Азии как для России, так и для США. Благодаря усилиям Казахстана по борьбе с терроризмом страна заняла 94-е место среди 130 стран в Глобальном индексе терроризма 2016 г., опубликованном Институтом экономики и мира. Чем выше позиция в рейтинге, тем сильнее влияние терроризма на страну. 94-е место Казахстана ставит его в группу стран с наименьшим влиянием терроризма3.
С 2006 г. в стране запрещены такие международные террористические
организации как «Аль-Каеда»4, «Курдский народный конгресс», «Исламское движение Узбекистана»5, «Асбат-аль-Ансар»6, «Братья
1 Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма https://www.cisatc.org/1289/135/152/276 (Дата обращения: 19.05.2021).
2 Там же.
3 «Глобальный индекс терроризма» (PDF). www.visionofhumanity.org. Архивировано из оригинального (PDF) 10 января 2017 г.
4 Организация, запрещенная в РФ.
5 Организация, запрещенная в РФ.
6 Организация, запрещенная в РФ.
мусульмане»1, движение «Талибан»2, движение «Боз курт», «Жамиат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-и-Тайба»3, «Общество социальных реформ»4. Кроме того, по решению суда в этот список были включены «Хизб-ут Тахрир-аль-Ислами»5, «Аум Синрикё»6 и «Организации освобождения Восточного Туркестана»7. Несмотря на формальность работы по борьбе с терроризмом осужденных в стране за террористическую деятельность с каждым годом увеличивалось. Если в 2003 г. осужденных за террористическую деятельность было 16 человек, в 2004 г. - 20, 2005 г. - 6, то в 2019 г. это число возросло до 140 человек.
Казахстан имеет всеобъемлющую контртеррористическую правовую базу. Гражданам запрещено воевать в иностранных войнах. Правительство применяет двунаправленный подход к нескольким возвращающимся бойцам ИГИЛ8, проводя реабилитацию одних, одновременно арестовывая и преследуя других.
11 июля 2017 г. президент подписал закон, который позволяет правительству лишать казахстанцев гражданства, если они осуждены за ряд «тяжких преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом», а также за другие расплывчатые преступления, такие как причинение «серьезного вреда жизненно важным интересам» государства.
Правоохранительные органы
продемонстрировали высокую способность выявлять, сдерживать и реагировать на террористические инциденты. План правительства по борьбе с терроризмом позволил расширить межведомственное сотрудничество, координацию и обмен информацией, но степень, в которой это произошло, оставалась неизвестной. При Министерстве внутренних дел было четыре специальных подразделения по борьбе с терроризмом, и одно - при Комитете
национальной безопасности (КНБ), главном агентстве безопасности и разведки. До и во время EXPO 2017 г. в Астане службы безопасности укрепляли ресурсы и
" 9
возможности для защиты мягких целей.
Казахстанская пограничная служба (КПС), входящая в состав КНБ, использует специализированное оборудование для паспортного контроля, что позволяет сотрудникам проверять поддельные документы. Сотрудники КПС проходят подготовку по профилированию рисков в Государственном департаменте США для выявления торговцев людьми и террористов, а также подготовку подразделения K9 для контртеррористических операций. В последние годы Казахстан усилил охрану на своей южной границе, добавив радарные системы, инспекционное оборудование и транспортные средства, а также специализированные мобильные
инспекционные группы. Правительство активно работало над тем, чтобы предотвратить выезд казахстанцев на борьбу за границу в Сирию и Ирак в соответствии с резолюцией 2178 (2014 г.) Совета Безопасности ООН. В октябре КНБ объявил, что в 2017 г. казахстанцы не выезжали в зоны конфликта.
Суды выносили многочисленные приговоры за пропаганду «экстремизма» и терроризма, а также за вербовку и заговор террористических актов, хотя лишь немногие из них были связаны с обвинениями или угрозами насилия. Заместитель председателя КНБ Н. Билисбеков объявил 12 декабря 2017 г., что службы безопасности предотвратили 11 «террористических атак» в 2017 г., хотя позже он уточнил, что это число включает участки для поездок в зоны конфликта. Хотя правительство не публикует ежегодные статистические данные об арестах, связанных с борьбой с терроризмом, СМИ регулярно сообщают об этой теме. Например, в сообщениях прессы
1 Организация,
2 Организация,
3 Организация,
4 Организация,
5 Организация,
6 Организация,
запрещенная в РФ. запрещенная в РФ. запрещенная в РФ. запрещенная в РФ. запрещенная в РФ. запрещенная в РФ.
7 Перечень зарубежных организаций, запрещенных в РК https://egov.kz/cms/ru/articles/religion/zaprewennye ordanizacii
8 Организация, запрещенная в РФ.
9 Интернет ресурс/ https://www.exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/114872/
указывалось, что в ноябре КНБ арестовал четырех человек, утверждая, что они накопили оружие и пропагандировали ИГИЛ. Однако некоторые случаи, которые правительство определило как
«экстремизм», не были связаны с терроризмом, например, шестилетний тюремный срок, вынесенный алматинскому мужчине, обвиняемому только в том, что на его мобильном телефоне звучат песни на арабском языке, восхваляющие Аллаха. 1
Противодействие финансированию терроризма: Казахстан входит в Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, региональный орган в стиле Целевой группы по финансовым мероприятиям. Правительство устанавливает уголовную ответственность за финансирование терроризма в соответствии с международными стандартами, незамедлительно замораживает и конфискует известные террористические активы. Правительство контролирует и регулирует перевод денег / денежных средств и другие услуги денежных переводов и требует сбора данных для электронных переводов (т. е. Требует имя отправителя и получателя, адрес и номер счета). Кроме того, власти регулярно распределяли названия организаций, включенных в режим санкций Совета Безопасности ИГИЛ (ДАИШ) и «Аль-Каиды», среди финансовых учреждений. Комитет по статистике преступлений Генеральной прокуратуры сообщил, что девять судебных дел о финансировании терроризма были переданы в судебную систему, но информация о судимости недоступна. Нерегулируемый финансовый сектор Казахстана
относительно невелик.
В 2000-2004 гг. правоохранительные органы страны задержали и выдворили за пределы страны 8 граждан Узбекистана, которые скрывались от правосудия в нашей стране. Кроме того, в 2004-2005 гг. были задержаны 11 граждан России, Узбекистана и ряда других стран по подозрению в терроризме. Этот период характеризуется
учащением случаев вербовки в террористические группировки граждан страны, активизацией подпольных ячеек международных террористических
организаций. Одним из громких случаев ликвидации террористической группы является задержание и уничтожение сети «Жамаат моджахедов Центральной Азии», действовавших на территории южного и западного Казахстана. В эту группу помимо граждан Узбекистана, Кыргызстана входили и граждане Казахстана. С этого периода в различных источниках информации появляются сведения о том, что граждане Казахстана участвуют в деятельности террористических организаций на территории Афганистана, Пакистана.
Если в начале 2000-х гг. страна глобальному индексу терроризма находилась на 88-93 местах из 163 стран мира согласно данным Vision of Humanity, то уже в 2011-2013 гг. по индексу терроризма страна поднялась на порядко выше. (в 2011 г. - 49 место, 2012 г. - 55, 2013 г. - 67). Этот период характеризуется как раз активизацией местных ячеек
террористических организаций.
[Сатбалдина, Кыздарбекова, Калгужинова 2014: 135]. Иными словами, Казахстан, считавшийся наименее подверженной угрозе терроризма страной, в этот период начал упоминаться в различных экспертных сводках.
Так, в 2008-2009 гг., по официальным данным, в стране было предотвращено 7 терактов. Поэтому проблема терроризма, когда-то казавшаяся нам далекой и виртуальной, сегодня приобретает характер прямой угрозы национальной безопасности. Этот период характеризуется также резким учащением случаев участия граждан Казахстана в террористической деятельности на территории других стран. В июле 2009 г. во время спецоперации, проведенной в Дагестане, было убито 8 боевиков, у 5 из которых, обнаружены казахстанские паспорта. В июле того же года кыргызские спецслужбы задержали 18 человек по подозрению в причастности к
1 Государственный департамент США, Страновые отчеты о терроризме, 2017 г. - Казахстан, 19 сентября
2018
г.,
доступно
по
адресу:
https://www.refworld.org/docid/5bcf1f9dc.html
террористической деятельности в Бишкеке и на юге страны, среди которых были и граждане Казахстана. В 2010 г. во время спецоперации в Таджикистане среди убитых боевиков был террорист с казахстанским паспортом1.
С 2011 г. начался новый этап, когда противостояние государства и
террористического подполья приобрело открытый характер. Несмотря на то, что тенденция роста террористических актов было налицо, государство оказалось не готово к такому вызову.
С мая 2011 г. террористы перешли к активным действиям. Взрыв в здании Департамента Комитета Национальной безопасности в Актобе (на западе страны) стал первым открытым актом терроризма в современной истории Казахстана. Взрыв был совершен гражданином 1986 г. при помощи самодельного взрывного устройства небольшой мощности. Террорист подорвавшись погиб на месте. В результате взрыва никто не погиб, однако это событие вызвало резонанс в обществе и стал катализатором к более активным действиям террористов. Огромное влияние
ваххабитских движений на умы молодых, недовольных социально-экономическим положением в стране все больше привлекло граждан к участию в деятельности террористических организаций.
В июне 2011 г. в ходе проведения контртеррористической спецоперации в РК был объявлен повышенный уровень террористической опасности впервые в истории [Шибутов, Абрамов 2012: 6].
Серия спецопераций, проведенных в 2011 г. показали, что спящие террористические группировки начали открытое противостояние с властями.
Еще одна волна террористических атак прокатилась в 2016 г. когда в городе Актобе на западе Казахстана приверженцами нетрадиционных религиозных течений было
1 Терроризм в Казахстане: от виртуального к
реальному... https://kursiv.kz/news/tendencii-
^^руашуа/20 П-07/ten^orizm-v-kazakhstane-ot-уц1иа1тао-к-геа1тти
совершено нападение на оружейный магазин, а затем и на войсковую часть № 6655 Национальной гвардии Казахстана. В результате кровавого теракта погибло 25 человек, 4 гражданских лиц, 3 военных и 18 террористов. 2 Президент Казахстана Н.Назарбаев во время выступления 8 июня сообщил, что террористический акт организован приверженцами радикальных псевдорелигиозных течений, инструкции они получили из-за рубежа. Позже он уточнил, что террористы являются сторонниками нетрадиционного
религиозного течения салафизм.3
После событий 2011-2016 гг. в стране была усилена работа по противодействию терроризму. Кроме принятых нормативно-правовых актов, была принята программа по противодействию религиозному
экстремизму и терроризму на 2018-2022 гг., которая призвана усилить методы борьбы с деструктивными организациями,
структурировать алгоритмы действий спецслужб, повысить эффективность проводимой работы, в том числе просветительской и информационной. Усилиями правоохранительных органов производится мониторинг интернет-ресурсов на предмет наличия материалов экстремистского характера. Также в практическом плане была реализована норма закона «О связи», обязующая регистрировать абонентские устройства связи.
Противодействие насильственному экстремизму (ПНЭ).
Казахстан все еще реализует пятилетнюю государственную программу по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, которая была принята в 2013 г. Эта программа не является эквивалентом национальной стратегии ПНЭ, и программа в значительной степени опирается на
4
правительство.
Инициативы правительства Казахстана в области ПНЭ были направлены на
2 Из истории терактов в Казахстане https://inbusiness.kz/ru/post/iz-istorii-teraktov-v-1<а/а1Ыапе
3 Назарбаев о теракте в Актобе: Это была вылазка последователей салафизма
https://informburo.kz/novosti/nazar baev-o-terakte-v-aktobe-eto-bv1a-vv1a/ka-pos1edovate1ev-sa1aГi/ma.htm1
4 [Mamyrayimov 2013: 81-92]
предотвращение «радикализации», с целью обучения и предоставления альтернатив молодежи для социальных программ и экономических возможностей. Инициативы по установлению верховенства закона отсутствуют, и правительство предприняло шаги по ограничению пространства для независимых групп гражданского общества, одновременно финансируя несколько неправительственных организаций,
ориентированных на ПНЭ. Религиозные эксперты из подконтрольного правительству Комитета по делам религий и региональных отделений напрямую обращаются к группе риска. Правительство продолжало работу по реабилитации и реинтеграции с лицами, осужденными за то, что правительство считало правонарушениями, связанными с "экстремизмом", и их родственниками, хотя результаты зарождающихся программ все еще были неясны. Правительство сосредоточило свои усилия по предотвращению задержания и судебного преследования вербовщиков и
прозелитистов, которые разделяют то, что правительство считает «экстремистскими» идеями. Большинство осужденных вербовщиков были помещены в исправительные колонии общего режима на три-шесть лет.
Правительство подвергает цензуре онлайн-контент, стремясь уменьшить «экстремистские» сообщения. Религиозные лидеры обращались к молодежи через официальные сайты, такие как E-Islam. Подконтрольные правительству
религиозные эксперты создали группы в социальных сетях, таких как Facebook и ВКонтакте, где они размещали информацию и отвечали на вопросы пользователей о «религиозном экстремизме». Должностные лица Комитета по делам религии провели тренинги для местных имамов, неправительственных организаций и средств массовой информации.
Региональное и международное сотрудничество: Казахстан участвует в контртеррористической деятельности в рамках Организации Договора о
коллективной безопасности, которая создала совместную целевую группу для предотвращения распространения
террористических и «экстремистских» идей в Интернете. Казахстан является членом Антитеррористического центра СНГ, в котором находится банк данных о запрещенных террористических и экстремистских организациях, доступный для правоохранительных органов и органов финансовой разведки государств-членов. Генеральная прокуратура и Комитет по делам религий сотрудничали с ОБСЕ в противодействии семинарам по
насильственному экстремизму и терроризму. В декабре 2017 г. Казахстан выступил соавтором резолюции 2396 Совета Безопасности ООН о возвращении и перемещении иностранных боевиков-террористов.
По данным Генеральной прокуратуры, Комитета правовой статистики и специальным счетам видно, что число людей, арестованных силами безопасности за террористические преступления, увеличилось почти в десять раз за последние пять лет - с девяти до восьмидесяти человек.
Ниже вы найдете данные о социальном статусе и биографии всех задержанных, а не только тех, кто был привлечен к ответственности. Возраст, род занятий, присутствие сотрудников
правоохранительных органов и
должностных лиц и доля повторных правонарушителей были указаны.
Всего из 166 человек - 99 человек в возрасте от 21 до 29 лет и 41 человек в возрасте от 30 до 39 лет. Получается, терроризм — это дело молодых людей и мужчин среднего возраста - на путь терроризма обычно не идут слишком молодые или слишком зрелые. Большинство террористов - 140 человек - безработные. Среди террористов практически нет людей со средним уровнем дохода. 1
Также авторы уделяют внимание части по предотвращению и противодействию насильственному экстремизму. Одним из основных принципов центральноазиатских
1 Составлен портрет типичного казахстанского террориста / https://sunna.press/?p=3034
мер против материалов насильственного экстремизма в интернете является применение уголовных наказаний для тех, кто признан виновным в их создании и распространении. В данном разделе рассматривается второй основной принцип: применение блокировки контента как государствами, так и платформами социальных сетей для ограничения распространения контента НЭ в киберпространстве Центральной Азии. Затем в нем рассматриваются незаконодательные подходы к предотвращению
насильственного экстремизма в форме программ обучения и вовлечения.
Различные подходы к противодействию и предотвращению НЭ в Центральной Азии предпринимались национальными властями, платформами социальных сетей, местными и международными организациями и гражданским обществом. Их попытки можно сгруппировать в три основные категории:
• блокировка и удаление контента: это основной инструмент предотвращения НЭ онлайн. Включает выявление и устранение правительствами, платформами и наблюдательными группами онлайн-контента, содержащего признаки НЭ (блокировка контента), аккаунтов, страниц;
• образование: использование национальными правительствами и их ведомствами, НПО и международными организациями обучающих мероприятий для информирования и защиты общественности от радикализма онлайн посредством разработки учебной программы с учетом рисков и контрпропаганды, а также посредством реализации образовательных реформ, направленных на продвижение широких и сбалансированных образовательных систем;
• участие местного сообщества: обсуждение и работа НПО и международных организаций с местными сообществами и гражданским обществом, направленные на укрепление
1 «Насильственный экстремизм в Центральной Азии, 2018: обзор террористических групп, законодательства стран ЦА и правоприменительной практики по противодействию насильственному
сопротивляемости уязвимых групп и
реабилитацию лиц, подвергшихся
радикализации.1
И далее рассмотрим основной инструмент по противодействию и предотвращению НЭ: блокировка и удаление контента.
Ниже приведен обзор нормативно-правовой основы в странах Центральной Азии для ограничения доступа к экстремистскому контенту с помощью интернет-блокировки.
Ограничение доступа к интернет-контенту (или блокировка контента) является основным инструментом противодействия экстремистской идеологии онлайн в Центральной Азии. Эти страны с высокой степенью централизации, президентской системой правления (Узбекистан и Таджикистан) используют внесудебный (административный) метод -блокировку. В Кыргызстане, который имеет парламентскую систему правления, блокировка происходит по решению судебных органов в, в то время как Казахстан использует и внесудебные, и судебные блокировки. В системах, практикующих внесудебную блокировку, нет надежных и обновленных регистров, документирующих решения и практику ограничения доступа к интернет-ресурсам.
Государства Центральной Азии рассматривают свое киберпространство как границу геополитического противостояния. Размывая национальные границы, интернет стал инструментом «мягкой силы», с помощью которой отстаиваются
внешнеполитические и экономические цели крупных держав, в том числе исламистских игроков, иногда в ущерб суверенитету государств Центральной Азии, которые рассматривают контроль над интернетом как способ противодействия, а блокировку нежелательного интернет-контента под предлогом противодействия экстремизму -как один из наиболее действенных механизмов. Эти методы приобрели значимость после «арабской весны», которая
экстремизму онлайн» (PDF)
https://www.gcedclearinghouse.org/sites/default/files/res ources/190265rus.pdf
ясно продемонстрировала, как интернет можно использовать в качестве инструмента для стимулирования политических, социальных и экономических изменений, а социальные сети стали инструментом для внешнего политического вмешательства против суверенных государств.
Характер и масштабы угроз Центральной Азии со стороны международных экстремистских организаций изменились. Многие преимущества интернета - простой и повсеместный доступ, отсутствие географической привязки, неограниченная аудитория, высокая скорость передачи данных, защищенная связь и анонимность -используются экстремистами для создания эффективных платформ для доступа и распространения радикальных идеологий, планирования атак и привлечения новых приверженцев. Первичный этап вербовочной деятельности практически полностью перешел в онлайн-пространство.
Экстремистские организации активно используют социальные сети для сбора и анализа пользовательских данных с целью выявления потенциальных новобранцев. Государства пытаются противостоять распространению радикальной идеологии через интернет, ограничивая доступ к такому контенту, как они делают это традиционным способом.
Открытый и децентрализованный характер интернета и его роль в демократизации, появлении глобального гражданского общества и усилении взаимозависимости воспринимаются как угроза стабильности политических режимов в Центральной Азии. Фильтрация и блокировка интернет-контента под лозунгом борьбы с экстремизмом также могут быть использованы для подавления политической критики и голосов несогласных. Наличие расплывчатых правовых определений термина «экстремизм» увеличивает этот риск для свободы выражения мнений.
Нынешняя практика блокировки интернет-контента в Центральной Азии противоречит международным нормам и соглашениям. В резолюции ООН говорится, что ограничение доступа к контенту должно соответствовать критериям необходимости и соразмерности, и что решения о блокировке
контента должны быть судебными и независимы от вмешательства. Посредники должны получать «почтальонскую неприкосновенность», при которой ответственность за незаконный контент несут создатели и распространители такого контента. Провайдеры не могут нести общую ответственность за мониторинг информации. Аналогичные позиции в отношении цифровых прав приняты Всеобщей декларацией прав человека и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
В Казахстане действует, так называя гибридная система, когда существуют механизмы как внесудебной, так и судебной блокировки интернет-сайтов. Согласно Казахстанскому законодательству, все интернет-ресурсы признаны в качестве СМИ, соответственно на них также распространяются процедуры,
предусмотренные Законом «О СМИ». В случае признания судом информации, распространяемой по информационно-коммуникационным сетям, противоречащей закону уполномоченные государственные органы, операторы связи, собственники интернет-ресурсов обязаны приостановить либо прекратить распространение на территории Республики Казахстан продукции, либо выпуск СМИ. Решение суда о приостановлении распространения интернет- ресурса влечет запрет на использование доменного имени на срок не более трех месяцев, решение суда о прекращении распространения интернет-ресурса влечет отмену регистрации доменного имени в течение одного года. Законом Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» также запрещаются использование сетей и средств связи для осуществления экстремизма, издание и распространение экстремистских материалов. Деятельность собственника или распространителя средства массовой информации приостанавливается или запрещается судом в случае осуществления
экстремизма с использованием этого средства массовой информации.1
Внесудебная блокировка также разрешена Законом Казахстана «О связи». До апреля 2014 г. блокировка сайтов могла быть осуществлена только по решению суда, пока не была внесена новая статья в Закон «О связи», согласно которой в Казахстане была легализована процедура внесудебных блокировок по решению Генерального прокурора Республики Казахстан. Согласно данной статье, в случаях использования сетей и (или) средств связи, а также для распространения информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности,
Генеральный прокурор Республики Казахстан может временно приостановить работу сетей и (или) средств связи, оказание услуг связи, доступ к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации. В декабре 2016 г. в статью были внесены поправки, согласно которым расширился список органов, которые могут приостановить работу сетей.
Блокировка контента широко и постоянно применяется казахстанскими властями. В 2017 г. все платформы, на которых размещается пользовательский контент, подвергались периодической блокировке, часто без какого-либо публичного обоснования. Социальные сети и приложения связи Казахстана иногда ограничиваются, а скорость интернета падает во время политически чувствительных событий. Пользователи сообщают о трудностях с доступом к Facebook, Instagram, YouTube и большинству услуг Google в течение нескольких часов вечера, когда политические оппоненты в прямом эфире транслируют интервью онлайн, находясь за рубежом. Регулятор ввел автоматизированную систему мониторинга для идентификации запрещенного контента. Новые законодательные поправки вынуждают интернет-провайдеров
отслеживать онлайн-пространство для
1 Байкулова И.С., https://digital.report/irina-bavkulova-
vurist-internet-po-suti-eto-otrazhenie-
nashev- deystvitelnosti/
обнаружения якобы незаконного контента с санкциями, если они не могут его удалить.
Самая частая причина, которая используется для обоснования ограничений на онлайн-контент, - это экстремизм. В марте 2018 г. в ответ на многочисленные жалобы граждан по поводу блокировки некоторых социальных сетей и мессенджеров Министерство информации и коммуникаций сообщило, что обязано во исполнение решения суда предпринимать действия по удалению материалов движения «Демократический выбор Казахстана», которое признано судом экстремистской организацией. Многочисленные другие запросы о блокировании экстремистского контента или об апелляции блокировок в настоящее время рассматриваются в ходе непрозрачных судебных разбирательств.
• В 2017 г. около 9000 сайтов, пропагандирующих терроризм, экстремизм, насилие и самоубийства, были заблокированы, по словам министра информации и коммуникаций Республики Казахстан. В марте 2017 г. министерство объявило, что в 2016 г. было заблокировано в общей сложности 32000 незаконных онлайн-ресурсов.
• С 2009 по 2018 гг. органы Республики Казахстан сделали запросы на удаление 146606 видеороликов YouTube со ссылкой на требования Закона Республики Казахстан «О борьбе с терроризмом», из которых платформа удалила 72618 видео за нарушение принципов сообщества YouTube. Никаких подобных запросов не было сделано Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.
• За 2014-2018 гг. Республика Казахстан направила 52 запроса об ограничении доступа к своему контенту за нарушения национального законодательства, все из которых, кроме двух, касались Закона «О противодействии терроризму». Никаких подобных запросов не было сделано Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.2
2 «Насильственный экстремизм в Центральной Азии, 2018: обзор террористических групп, законодательства стран ЦА и правоприменительной
Анализ социальных сетей показывает, что у насильственного экстремизма есть богатая экосистема в киберпространстве Центральной Азии, и она, вероятно, будет расширяться. Нынешний резонанс и значение этого сообщения, возможно, преувеличены, так как радикализация насильственного экстремизма в Центральной Азии в целом очень низкая. Учитывая, что наиболее подвержены риску молодые люди, и что структурные факторы, способствующие радикализации -экономическая стагнация, трудовая миграция и отсутствие возможностей дома -не показывают признаков ослабления, этот резонанс может со временем возрасти, и его необходимо отслеживать.
Никакой единый подход к противодействию или предотвращению насильственного экстремизма в Центральной Азии, вероятно, не будет эффективным. В краткосрочной перспективе наиболее жестокие сайты необходимо будет отфильтровать и заблокировать с помощью законных средств, но их будет очень мало. Большинство сайтов - это сайты, для которых экстремистский контент представляет собой дискурс оппозиции или недовольства, часто по законным жалобам. Они требуют участия, а не репрессий, ведь инакомыслие, которое они отражают, не должно перетекать в более широкое сообщество, и реагирование правительства не должно скатиться к «неправомерному антиэкстремизму». Взаимодействие с гражданами также необходимо для формирования цифровой грамотности и информированности общественности, от чего зависит безопасность общества от насильственного экстремизма.
Практически среди террористов нет людей во властных структурах - даже бывших. Судя по всему, госслужба - все-таки является показатель успешности в жизни и успешной социализации.
Кроме того, согласно рейтингу стран мира по индексу терроризма 2020 г. Казахстан занимает 93 место среди 135 стран. Считается, что это неплохое место.1
практики по противодействию насильственному экстремизму онлайн» (PDF)
Суммируя все данные, мы можем прийти к простому выводу: террористы в Казахстане - это молодые люди, которые пытались найти место в жизни и не нашли его, в основном безработные, без денег, не имеющие хорошего образования перспектив. Учитывая люмпенизацию и количество безработных в стране, следует отметить, что для терроризма есть благодатная почва и он будет только расти. Основы сокрытия террористов могут быть устранены только путем соревновательной подготовки, нормальных социальных условий и работы с молодежью. Насильственный экстремизм является проблемой растущей общественной и законодательной озабоченности в Центральной Азии, вызванной
столкновением технологий, демографии и политики идентичности в регионе. Влияние этих факторов усиливалось тем фактом, что население этих стран начало отходить от своей законодательной базы. Эта напряженность оставляет вакуум, который могут использовать участники НЭ, при этом некоторые сообщества все больше привлекаются к региональным конфликтам в Сирии и Афганистане.
С проявлениями и движущими силами насильственного экстремизма будет сложно бороться. Плохо сформулированные определения экстремизма и
институциональная слабость привели к правовой неопределенности,
избирательному и непредсказуемому правоприменению, политически
мотивированным судебным преследованиям, вторжению в частную жизнь и ограничениям на свободу совести, которые дискредитируют усилия правительства по противодействию экстремизму. Отсутствие скоординированного законодательного реагирования еще более затрудняет сотрудничество в борьбе с цифровыми силами насильственного экстремизма, особенно когда социальные сети и платформы находятся за пределами этих юрисдикций и вне сферы действия национального законодательства и региональных соглашений.
1 Рейтинг стран мира по индексу терроризма // https://gtmarket.ru/ratings/global-terrorism-index
Анализ социальных сетей показывает, что у насильственного экстремизма есть богатая экосистема в киберпространстве Центральной Азии, и она, вероятно, будет расширяться. Нынешний резонанс и значение этого сообщения, возможно, преувеличены, так как радикализация насильственного экстремизма в Центральной Азии в целом очень низкая. Учитывая, что наиболее подвержены риску молодые люди, и что структурные факторы, способствующие радикализации -экономическая стагнация, трудовая миграция и отсутствие возможностей дома -не показывают признаков ослабления, этот резонанс может со временем возрасти, и его необходимо отслеживать.
В долгосрочной перспективе взаимодействие, основанное на тщательных исследованиях и мониторинге, является наиболее надежным решением проблемы насильственного экстремизма. Для успешного противодействия
насильственному экстремизму потребуется масштабная и комплексная стратегия, которая учитывает как структурные движущие силы, так и политические реалии через общую приверженность цифровому гражданству и потребует
скоординированного ответа со стороны правительств и гражданского общества на национальном и на региональном уровнях. Для этого потребуется способность приглашать сообщества, которые в настоящее время занимаются
насильственным экстремизмом, к нормализованному политическому
дискурсу, в то же время создавая пространство для такого дискурса посредством законодательства в соответствии с международными нормами, касающимися свободы выражения мнений и цифровых прав.
Терроризм и экстремизм являются угрозами безопасности уже долгое время, но его можно ослабить и победить, разрабатывая механизмы борьбы с этой опасностью. Республика Казахстан смогла вовремя аккумулировать свои силы в борьбе с терроризмом как, например:
• Ежегодные антитеррористические учения;
• Прозрачность информации о произошедших терактов;
• Работа над ошибками, а также анализ каждого случая;
• Инициатива в борьбе с нестабильностью на афганском регионе;
• Постоянная информационная работа с гражданским населением по поводу вербовки террористическими организациями;
На данный момент Правительство активно и повсеместно борется с терроризмом, как на территории государства, так и за рубежом в рамках организаций по безопасности. Можно подчеркнуть, что руководство страны адекватно оценивает угрозу. Активно предпринимаются действия по недопущению возвращения граждан страны, которые вовлекались в террористические акты заграницей в силу того, что они могут создать группировки на территории Казахстана. Их на законодательном уровне лишают
гражданства Республики Казахстан. Ведутся профилактические работы со всеми слоями общества по недопущению их вербовки. 1
Изучая проводимые меры, можно заметить работу над ошибками руководства страны, которая реформирует
правоохранительные органы,
совершенствует нормативно-правовые акты, проводит профилактические работы с населением. Все данные действия позитивно сказываются на обеспечении национальной безопасности Республики Казахстан.
Список литературы
Байтенова Н. Экстремизм и терроризм в Казахстане. Вестник КазНУ. Серия религиоведение, 2017.
1 Казахстан объединился для глобальной безопасности. (2014). Казахстан и глобальная безопасность - соединяя восток и запад.
Бурова Е., Назарбетова А. Профилактика экстремизма. Успехи и трудности»: Материалы международной научно-практической конференции (г. Нур-Султан, 4 апреля 2019 г.) / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой. Нур-Султан: КИСИ при Президенте РК, 2019. 208 с.
Дусметова С.И., Налибай А.А. Проблема терроризма в Республике Казахстан // Постсоветские исследования, 2020. Т.3. №4.
Ибраев Е.Е. Противодействие к религиозному экстремизму и терроризму в Казахстане // Актуальные научные исследования в современном мире. Номер: 12-3 (56), 2019 С. 74-78.
Мамыраимов Т. Терроризм в Казахстане: факторы и истоки // Пути к миру и безопасности. 2013. № 2 (45). С. 81-92.
Романовский Г.Б. Правовые основы противодействия терроризму в Республике Казахстан // Наука. Общество. Государство, 2018.
Черняев М.С., Трусова А.А. Угроза терроризма в Центральной Азии: предпосылки, направления, проблемы региональной безопасности // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 6. С. 470-478.
Шибутов М., Абрамов В. Терроризм в Казахстане. 2011-2012 гг. Алматы, 2012.
Шопабаев Б.А. Некоторые проблемы борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом в Республике Казахстан // Стратегии противодействия вызовам преступности в России на современном этапе. Краснодарский университет МВД России. 2016. с. 144-149.
References
Bajtenova N. Ekstremizm i terrorizm v Kazahstane. Vestnik KazNU. Seriya religiovedenie, 2017.
Burova E., Nazarbetova A. Profilaktika ekstremizma. Uspekhi i trudnosti»: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Nur-Sultan, 4 aprelya 2019 g.) / Pod obshch. red. Z.K. SHaukenovoj. — Nur-Sultan: KISI pri Prezidente RK, 2019. 208 s.
Chernyaev M.S., Trusova A.A. Ugroza terrorizma v Central'noj Azii: predposylki, napravleniya, problemy regional'noj bezopasnosti // Postsovetskie issledovaniya. 2020. T. 3. № 6. S. 470-478.
Dusmetova S.I., Nalibaj A.A. Problema terrorizma v Respublike Kazahstan // Postsovetskie issledovaniya, 2020. T.3. №4.
Ibraev E.E. Protivodejstvie k religioznomu ekstremizmu i terrorizmu v Kazahstane // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. Nomer: 12-3 (56), 2019 S. 74-78.
Mamyraimov T. Terrorizm v Kazahstane: faktory i istoki // Puti k miru i bezopasnosti. 2013. № 2 (45). S. 81-92.
Romanovskij G.B. Pravovye osnovy protivodejstviya terrorizmu v Respublike Kazahstan // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo, 2018.
Shibutov M., Abramov V. Terrorizm v Kazahstane. 2011-2012 gg. Almaty, 2012.
Shopabaev B.A. Nekotorye problemy bor'by s religioznym ekstremizmom i terrorizmom v Respublike Kazahstan // Strategii protivodejstviya vyzovam prestupnosti v Rossii na sovremennom etape. Krasnodarskij universitet MVD Rossii. 2016. s. 144-149.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Калдыбек Алтынсерик, магистр в Altynserik Kaldybek, Master in
области международных отношений, International Relations, Al-Farabi Kazakh
Казахский национальный университет им. National University. Almaty, Kazakhstan. Аль-Фараби. Алматы, Казахстан.
Тыныбекова Мадина, магистр в Madina Tanybekova, Master in
области международных отношений, International Relations, Al-Farabi Kazakh
Казахский национальный университет им. National University. Almaty, Kazakhstan. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан.
Орынбек Анель Нурланкызы, магистр Anel Nurlankyzy Orynbek, Master in
в области международных отношений, International Relations, L. N. Gumilyov
Евразийский Национальный университет им. Eurasian National University, Nur-Sultan,
Л. Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан. Kazakhstan.