Постсоветские исследования. Т.3. № 4 (2020) Проблема терроризма в Республике Казахстан С.И. Дусметова, А.А. Налибай
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. Являясь лидером региона Центральной Азии, Казахстан встречается лицом к лицу с различными угрозами безопасности, которые направлены на дестабилизацию страны и региона, в общем. Терроризм является одной из крупнейших угроз в связи, с чем правительство страны активно вырабатывает меры и инструменты по противодействию терроризму. Терроризм было незнакомым явлением для страны до 2011-2012 гг., когда граждане столкнулись с первыми актами террористической активности. Данные акты стали новостью не только для граждан, но для и силовиков, которые до этого не сталкивались с такого рода операциями. Даже в документах по обеспечению национальной безопасности страны, борьба с терроризмом не стояла в приоритете и считалась только внешней угрозой до 2011 г. Несмотря на вышеупомянутое утверждение необходимо подчеркнуть, что, Казахстан официально всегда активно поддерживал все инициативы, направленные на борьбу с терроризмом. Данному факту свидетельствуют активная работа страны в рамках Контртеррористического Комитета ООН, присоединение ко всем международным конвенциям о борьбе с терроризмом. Авторы анализируют угрозы терроризма и экстремизма Республики Казахстан, дают оценку работе в этом аспекте безопасности. Также оценена работа служб РК при террористических актах: в городе Актобе в 2016 г., в городе Тараз в 2011 г. и другие. Учитывая, что Казахстан уже сталкивался с такими случаями и уже выработал некие механизмы действий в таких ситуациях, автор делает вывод, что государство способно не только верно реагировать на проблему, а также имеет механизмы предупреждения экстремизма и терроризма, благодаря тесному тандему работы страны и региональных организаций.
Ключевые слова: Республика Казахстан, развитие, терроризм, террористические акты, противодействие, радикализация.
Terrorism in the Republic of Kazakhstan S.I. Dusmetova, A.A. Nalibay
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. As the leader of the Central Asian region, Kazakhstan is faced with various security threats that are aimed at destabilizing the country and the region in general. Terrorism is one of the biggest threats in connection with which the government is actively developing measures and tools to counter terrorism. Terrorism was an unfamiliar phenomenon for the country until 2011-2012, when citizens faced the first acts of terrorist activity. These acts became news not only for citizens, but also for security officials who had not encountered such operations before. Even in the documents on ensuring the national security of the country, the fight against terrorism was not a priority and was considered only an external threat until 2011. Despite the aforementioned statement, it must be emphasized that Kazakhstan has officially always actively supported all initiatives aimed at combating terrorism. This fact is evidenced by the country's active work in the framework of the UN Counter-Terrorism Committee, adherence to all international conventions against terrorism. The authors analyze the threats of terrorism and extremism of the Republic of Kazakhstan, evaluate the work in this aspect of security. The work of the RK services in terrorist acts was also evaluated: in the city of Aktobe in 2016, in the city of Taraz in 2011 and others. Given that Kazakhstan has already encountered such cases and has already developed certain mechanisms for action in such situations, the author concludes that the state is able not only to respond correctly to the problem, but also has mechanisms to prevent extremism and terrorism, thanks to the close tandem of the work of the country and regional organizations/
Keywords: Republic of Kazakhstan, terrorist acts, counteraction, radicalization, terrorism.
Введение.
В век глобализационных процессов трудно избежать одну из самых актуальных проблем мировой системы - терроризма. Особенно для быстро развивающихся государств, потому что страны по типу Республики Казахстан привлекают террористические организации по нескольким причинам:
1. Рост исламизации среди населения и расслоение общества. Так называемые неблагополучные члены общества подвержены риску вербовки ваххабитами и позволяют создать достаточно большие общины;
2. Быстрые темпы роста в стране также создают прецеденты развития экстремистских организаций;
3. Непосредственная близость к неустойчивому к терроризму региону - Афганистану;
4. Почти до 2011 г. государство не хотело классифицировать события как терроризм, что дало фору террористам для подготовки к терактам. Тем временем в обществе появились общины, которые начали строго следовать правилам религиозных общин.
5. Подготовка спецслужб была не на надлежащем уровне, чтобы противостоять террористам, так как не имели такого опыта ранее.
6. Определенную роль сыграли и социальные сети, которые активно пропагандировали запрещенную деятельность в интернете.
Именно эти угрозы подвигли Казахстан на вступление в Шанхайскую пятерку в 1996 г., позже переименованной в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС) (2001 г.). Республика Казахстан играет важную роль в данном регионе, как в политическом смысле, так и географическом. Будучи региональным лидером, не может не реагировать на проблематику не только внутри государства, но и на всем регионе. Главной причиной вступления Казахстана в ШОС было желание выработать механизмы противодействия центрально-азиатскому терроризму и экстремизму, обезопасить граждан своего государства и весь регион. Первостепенной идеей создания ШОС стала борьба против сепаратизма, терроризма и экстремизма в государствах-членах данной организации.
На региональном уровне Казахстан присоединился к таким антитеррористическим организациям как: ОДКБ, РАТС ШОС, АТЦ СНГ и т.д.
Нормативно-правовая база ответственно отработана, тому свидетельствуют закон от 1999 г. «О борьбе с терроризмом», который указывает порядок работы госорганов и силовых структур, а также обязанности и гарантии граждан в связи с противодействием терроризму. В содержании данного закона четко прописано, что все организации деятельность, которых направлена на дестабилизацию государства, носит террористический характер, подвергает опасности население страны - строго запрещены и будут строго наказаны согласно Конституции Республики Казахстан.
Позже в 2003 г. для эффективности совместной работы всех силовых структур в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом был создан Антитеррористический центр указом Первого Президента РК Нурсултаном Назарбаевым. Согласно указу АТЦ имел юрисдикцию по координации всех ведомств по борьбе с терроризмом.
В Шанхайской Конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (Шанхай, 15 июнь 2001 г.)1 организация сотрудничества определяет термин «терроризм» как:
а) какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в Приложении к настоящей Конвенции, и как оно определено в этом договоре;
б) любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, ко-
1 Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15.06. 2001) [Электронный ресурс] - Режим доступа: Шр8://опНпе.7акоп.к7Моситеп1/?^с^=1027029#ро8 =0;96
гда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон;
Казахстан уделяет важное место этому вопросу, поэтому в законе «О борьбе с терроризмом» от 13 июля 1999 г., находится следующее объяснение терроризма в соответствии с пунктом 5 статьи 1 в глава 1 -«Террористическая идеология влияния резолюций, принимаемых государственными органами или международными организациями угрозой совершения насильственных преступлений в целях страха перед людь-ми»1.
Развитие терроризма в Республике Казахстан.
Появление терроризма в Казахстане можно разделить на этапы, в которых четко прослеживается эволюционный процесс становления радикальных течений.
Первый этап:
Конец 1990-х - начало 2000-х гг.: первые случаи терроризма появляются в Казахстане сразу после обретения независимости: радикальные группы воспользовались политической и экономической неустойчивостью государства в период становления суверенности страны. Чаще всего, это иностранные террористы, преследуемые собственными странами за участие в незаконных военизированных формированиях;
Второй этап:
Начало - середина 2000-х гг.: в этот период отмечается рост случаев вовлечения и участия граждан Казахстана в террористической деятельности, как на территории сопредельных стран, так и в зарубежных странах. Именно этот период выделяется в истории Казахстана, как развитие террористических акций на всем центрально-азиатском регионе.
Третий этап:
1 «О борьбе с терроризмом» от 13 июля 1999 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://online.zakon.kz/Document/?doc_id= 1013957
2005-2011 гг.: в этот отрезок времени появляются террористы из числа граждан Казахстана, которые проводят террористические акции на территории страны. Этот период называют пиком распространения террористических настроений в регионах страны. Число граждан Казахстана, над которыми возбудили уголовные дела за совершение преступлений, связанных с экстремизмом и террористической деятельностью, растет именно с 2005 по 2011 гг.
Основные события 2011 г., которые вызывают особый интерес, происходили в городе Атырау, Жамбыле и Актобе, они являются крупными регионами страны, что поворотным моментом для государства. Впервые именно тогда на повестку дня вынесли существование международного терроризма, грозящего существованию мирного населения.
Взрыв в Актобе был террористическим актом в городе Казахстане 17 мая 2011 г. Злоумышленник проник в штаб-квартиру казахстанских служб безопасности в регионе и подорвал бомбу смертника, убив себя и ранив двух других. Казахстанские чиновники признали, что нападение было связано с исламскими экстремистами.
Еще один террористический акт был совершен в Таразе 12 ноября 2011 г. Исламский сторонник джихадизма убил четырех сотрудников сил безопасности и двух мирных жителей.
Два взрыва произошли в городе Атырау на западе Казахстана 31 октября 2011 г.. Первая бомба, спрятанная в корзине возле штаб-квартиры местного правительства, взорвалась незадолго до 9:00 по местному времени. Вскоре после этого у здания прокуратуры произошел еще один взрыв. Вскоре после этого у здания прокуратуры произошел еще один взрыв [Арис 2013].
Казахстан - считающийся самой стабильной страной в регионе впервые столкнулся с прямой угрозой внутри государства. Все случаи были связаны с религиозным экстремизмом, посредством вербовки других террористических организаций, запрещенных в Республике Казахстан. До этих случаев не уделялось должного внимания подходу терроризма к религиозному экстремизму, поскольку это эта тема не была
актуальной ранее. Это привело к возрастающей связи между терроризмом и религией в регионе.
Четвертый этап:
На этом последнем этапе произошло увеличение нападений со стороны радикальных религиозных экстремистов. Данный период характеризуется распространением исламских экстремистских группировок и их террористической деятельности в Казахстане, чтобы подорвать основы общества. Одним из случаев, выделяется последняя крупная террористическая атака, которая произошла 5 июня 2016 г. в городе Актобе. В этот день Актобе стал местом комплексной террористической атаки. Военизированная группа исламских радикалов, сначала атаковала два магазина оружия, возле которых они вступили в перестрелку с полицией, чтобы проникнуть на местную военную базу. Тогда общее число жертв составило 17 человек [Асабаев, Умирзакова 2009]. В Казахстане смертная казнь отменена с 2007 г., но Конституция предусматривает, что этот закон не распространяется на радикальные группы террористов. Тогда террористов обезвредили и ликвидировали в течение суток.
Казахстан, несмотря на развитие радикальных террористических организаций, власти быстро реагировали и восстанавливали безопасность в кротчайшие сроки, благодаря постоянным антитеррористическим мерам, выработанным совместно с ШОС.
Факторы развития терроризма на территории Республики Казахстан
Проанализировав статистику, можно увидеть, что во многих террористических актах были замечены ваххабитские ячейки. Данные ячейки были сформированы в регионах, население которых в основном были приезжими и имели невысокий доход, что вело к высокой разнице в социальном слое. Среди них преобладала безработная молодежь, которая не имела специальности, не служила в армии и не принадлежала к определенной части общества.
Если рассмотреть религиозный фактор, то можно заметить, что в те года (2011-2012 гг.) на территории Казахстана функционировали 2408 суннитских мечетей и можно было заметить тенденцию их роста, как в
количестве, так и в размерах. Тогда и началась пропаганда и расцвет ваххабитов. Так как проповедники ислама и религиозных ценностей говорили обыденные вещи, которые призывали к терпению и толерантности. В то время как проповедники ваххабитов всеми путями пытались заинтересовать и привлечь молодых неграмотных людей на свою сторону. Существенную роль сыграл и язык пропаганды, если имамы в мечетях в большинстве случаев говорят на казахском, а проповедники ваххабитов активно использовали русский язык - для привлечения большей аудитории. Таким образом, даже близкие родственники не понимали, как их член семьи пошел на теракт и другие противозаконные действия.
Необходимо исследовать и социальные причины, которые способствовали развитию терроризма. Первой уязвимой отраслью стала сфера образования хоть и правительством регулярно выделяются баснословные деньги на развитие. Точнее безработные выпускники вузов, которые не знают, что им делать и куда пойти работать подвергаются вербовке в силу слабого развития критического мышления, религиозного образования. На рынке отсутствует спрос на многие специальности, которыми владеет молодежь, а другие специальности являются низкооплачиваемыми. Помимо образования очень много конструктивных ошибок, которые были выявлены после возникновения террористических образований. Если даже смотреть на процесс социализации человека с детства, то можно заметить, что нет условий для удовлетворения таких нужд как занятие спортом или хобби. Множество молодых людей в погоне за мечтой переехали в город, где встретились с большими проблемами адаптации в ходе которого и потерялись. В то время как ваххабитские общины и приютили их с целью использования в своих целях.
Ряд экономических причин также должны быть учтены, которые способствовали развитию ваххабизма: низкий уровень доходов населения относительно высоких цен на товары и услуги, высокий уровень безработицы, большая разница между зарплатами в разных слоях.
В итоге необходимо упомянуть граждан или членов общества, которые наиболее
уязвимы в вовлечение в ряды террористов. Согласно статистике, террористические акты были совершены по частоте: заключенными, провинциалами в городах, безработной молодежью, социопатами, пострадавшими от действий правоохранительных органов, беженцы из соседних стран. Все вышеперечисленные представители общества сами того не осознавая привели к расцвету террористических группировок, которые направили все свои силы на дестабилизацию государства.
Антитеррористическая деятельность
РК
Благодаря совместной работе с ШОС -Казахстан смог стабилизировать вопросы между регионами: вынести на повестку дня проблему трансграничных рек, а также найти механизмы устранения приграничных вопросов во всем центрально-азиатском регионе. Стоит отметить, что именно Казахстан выступает инициатором скорейшего решения афганской проблемы: укрепление Афганистана, в качестве суверенного, мирного и нейтрального государства. ШОС выражает мнение, что в Афганистане, по большому счету, решается судьба всего региона. И хотя организация не вовлечена напрямую в военные действия, она оказывает силам международной коалиции в Афганистане ценную, а порой и незаменимую поддержку. Например, создание Контактной группы «ШОС — Афганистан» мотивировалось обеспокоенностью стран ШОС негативным развитием ситуации в ИРА и намерением наладить конкретный консультативный диалог с Кабулом. Подписание соответствующего Протокола состоялось 4 ноября 2005 г. в Пекине на уровне Исполнительного секретаря ШОС и Чрезвычайного и полномочного посла Афганистана в КНР. В задачу контактной группы входила выработка предложений и рекомендаций о сотрудничестве по вопросам, представляющим взаимный интерес, а ее деятельность определялась в форме консультативных встреч на базе Секретариата ШОС или афганского посольства в Пекине. Состав Группы должен был формироваться из Постпредов государств — членов при Секретариате ШОС, должностных лиц Секретариата и старших дипломатов Посольства. Было также зафик-
сировано, что прекращение деятельности группы осуществляется только по взаимной договоренности [Bailes, Dunay, Guang, Troitskiy 2007].
15 мая 2006 г. Решением СМИД ШОС был утвержден Регламент работы представителей ШОС в КГ, в котором, в частности, отмечалось, что на ее заседаниях представители ШОС выступают с согласованных позиций, а при наличии возражений по той или иной позиции со стороны одного государства — члена она считается несогласованной и на заседания Группы не выносится 1 . Благодаря ШОС решается проблема Центральной Азии и Афганистана, т.к. террористические группировки на территории Афганистана создают прецедент опасности проникновения радикальных группировок на территорию Казахстана.
Одним из механизмов антитеррористической деятельности являются военные учения. Они регулярно проводятся среди членов, чтобы способствовать сотрудничеству и координации против терроризма и других внешних угроз, а также для поддержания регионального мира и стабильности 2 . Был проведен ряд совместных военных учений ШОС. Первый из них был проведен в 2003 г., причем первый этап проходил в Казахстане, а второй - в Китае. С тех пор Китай и Россия объединились для проведения масштабных военных игр в 2005 г (Peace Mission 2005), 2007 и 2009 гг. под эгидой Шанхайской организации сотрудничества. Более 4000 солдат приняли участие в совместных военных учениях в 2007 г. (известных как «Мирная миссия 2007»), которые проходили в Челябинской области у Уральских гор, как было согласовано в апреле 2006 г. на встрече министров обороны ШОС. Все учения прозрачные и открыты для СМИ и общественности. После успешного завершения военных игр обсуждалось и присоединение Индии к таким учениям в
1. 1 Создание группы «Афганистан-ШОС», официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://rus.sectsco.org/about_sco/20190716/565424.html
2. 2 Евразийский совет по иностранным делам. (2015). Растущая роль Центральной Азии в войне с террором.
будущем и о том, что ШОС берет на себя военную роль.
Мирная миссия 2010 г., проведенная 925 сентября в казахстанском учебном районе Матыбулак, привела к тому, что более 5000 человек из Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана проводят совместное планирование и оперативные ма-невры1 [8].
В период председательства РК в ШОС было завершено формирование трехуровне-го механизма взаимодействия по вопросам борьбы с наркотической угрозой в рамках ШОС. Казахстан внес существенный вклад в разработку Антинаркотической стратегии государств-членов ШОС на 2011-2016 гг.
Именно во время казахстанского пред-седательствования был подписан Протокол о взаимопонимании между Региональной антитеррористической структурой ШОС (РАТС ШОС) и Центрально-Азиатским информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом нарко-ти-ческих средств и психотропных веществ. На стадии согласования находится вопрос о подписании Меморандума о взаимопонимании ШОС с Управлением ООН по наркотикам и преступности2.
Для Казахстана существенным является тот факт, что взаимодействие с ШОС приносит нашей стране определенные успехи в геополитическом и стратегическом планах. Деятельность ШОС способствовала интеграции Китая в структуру регионального взаимодействия, тем самым Казахстан получил надежные гарантии безопасности, в том числе неприменения ядерного оружия, подписав ряд стратегических договоренностей с Китаем
В рамках ШОС Казахстан ставит и более амбициозные цели: он стремится со временем выйти на лидирующие позиции. Эти амбиции республика подкрепляет своими успехами как во внешней, так и во внутренней, прежде всего экономической, политике. Собственно говоря, именно грамотная политика в области социально-экономического реформирования, проводимая Правитель-
ством Казахстана, уже позволила республике выйти в число лидеров экономического роста среди постсоветских государств.
Выводы.
Терроризм и экстремизм являются угрозами безопасности уже долгое время, но его можно ослабить и победить, разрабатывая механизмы борьбы с этой опасностью. Республика Казахстан смогла вовремя аккумулировать свои силы в борьбе с терроризмом как, например:
• Ежегодные антитеррористические учения;
• Прозрачность информации о произошедших терактов;
• Работа над ошибками, а также анализ каждого случая;
• Инициатива в борьбе с нестабильностью на афганском регионе;
• Постоянная информационная работа с гражданским населением по поводу вербовки террористическими организациями;
На данный момент Правительство активно и повсеместно борется с терроризмом, как на территории государства, так и за рубежом в рамках организаций по безопасности. Можно подчеркнуть, что руководство страны адекватно оценивает угрозу. Активно предпринимаются действия по недопущению возвращения граждан страны, которые вовлекались в террористические акты заграницей в силу того, что они могут создать группировки на территории Казахстана. Их на законодательном уровне лишают гражданства Республики Казахстан. Ведутся профилактические работы со всеми слоями общества по недопущению их вербовки.
Изучая проводимые меры, можно заметить работу над ошибками руководства страны, которая реформирует правоохранительные органы, совершенствует нормативно-правовые акты, проводит профилактические работы с населением. Все данные действия позитивно сказываются на обеспечении национальной безопасности Республики Казахстан.
1 Казахстан объединился для глобальной безопасности. (2014). Казахстан и глобальная безопасность -соединяя восток и запад.
2 Там же.
Библиографический список
Арис С. (2013). Шанхайская организация сотрудничества. Картографирование многосторонности в переходный период, 2. IPI.
Асабаев М., & Умирзакова Л. (2009). Новая форма религиозного экстремизма в Казахстане: деструктивные секты и культы. Центральная Азия и Кавказ, 1.
Bailes, AJK, Dunay, P., Guang, P. & Troitskiy, M. (2007). Шанхайская организация сотрудничества. Программный документ SIPRI, 17. Bromma, CM Gruppen.
Казахстан объединился для глобальной безопасности. (2014). Казахстан и глобальная безопасность - соединяя восток и запад.
Об авторах: Дусметова Севара Икрамовна - магистр в области международных отношений,
РУДН, (e-mail: kedvesem9@gmail.com), Налибай Айдос Адилбайулы - магистр в области
международных отношений, РУДН, (e-mail: aidos_nalibai@mail.ru).
References
Aris S. (2013). Shanghai Cooperation Organization. Mapping multilateralism in transition, 2. IPI.
Asabaev M., & Umirzakova L. (2009). A new form of religious extremism in Kazakhstan: destructive sects and cults. Central Asia and the Caucasus, 1.
Bailes, AJK, Dunay, P., Guang, P. & Troitskiy, M. (2007). Shanghai Cooperation Organization. Policy Paper SIPRI, 17. Bromma, CM Gruppen.
Kazakhstan has teamed up for global security. (2014). Kazakhstan and global security - connecting east and west.
About the author: Dusmetova Sevara Ikramovna - Master in International Relations, RUDN University, (e-mail: kedvesem9@gmail.com), Nalibay Aidos Adilbayuly - Master in International Relations, RUDN University, (e-mail: aidos_nalibai@mail.ru).