Научная статья на тему 'Терроризм и меры борьбы с ним'

Терроризм и меры борьбы с ним Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1519
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пучнин Владимир Михайлович

The article looks at the nature of terrorism and analyses the basic measures to struggle against it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORISM AND MEASURES TO STRUGGLE AGAINST IT

The article looks at the nature of terrorism and analyses the basic measures to struggle against it.

Текст научной работы на тему «Терроризм и меры борьбы с ним»

щей юрисдикции реализация данного закона, с учетом низкого уровня правовой воспитанности граждан нашего государства, представляется проблематичной [12]. Необходимо побудить граждан на проявление правовой активности, на полное и эффективное использование всех правовых средств в практической деятельности, в том числе и возможностей третейского суда. Данную работу должно взять на себя государство. Принятие закона, регулирующего порядок образования и деятельности третейского суда, -первый шаг в этом. Вторым шагом является необходимая помощь со стороны государства в реализации данного закона. Однако эта деятельность со стороны государства должна быть ограниченной. Излишнее вмешательство государства в регулирование деятельности третейского суда превратит его в суд, аналогичный государственному, страдающему излишним формализмом и бюрократией. Исчезнут все преимущества третейского суда. Это отпугнет конфликтующие стороны от обращения в третейский суд. С другой стороны, это вмешательство государства необходимо для того, чтобы общество преодолело настороженное отношение к третейскому суду и поняло его целесообразность и необходимость. Одной из первоочередных задач государства в этом направлении является помощь в организации третейских судов в

субъектах Федерации. Организация третейских судов есть одно из направлений судебной реформы, берущей начало от «Концепции судебной реформы», представленной Президентом РСФСР в 1991 году [13].

1. Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). 2002. №30. Ст. 3091.

2. История советского суда / Под ред. И.Т. Голякова. М., 1948. С. 68-79.

3. Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. М., 1996. С. 116.

4. СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 62-70.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002. С. 456.

6. СЗРФ. 2001. №23. Ст. 2288.

7. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002. С. 192.

8. СЗРФ. 2001. №53. Ст. 5149.

9. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. С.-Пб., 2001. С. 17.

10. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002. С. 192.

11. Зайцев А.И., Кузнецов Н.В., Савельева Т.А. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров: Учебное пособие. Саратов, 2000. С. 79.

12. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994. С. 103

13. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. №44. Ст. 1453.

ТЕРРОРИЗМ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМ В.М. Пучнин

Puchnin V.M. Terrorism and measures to struggle against it. The article looks at the nature of terrorism

and analyses the basic measures to struggle against it.

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности. Терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему пре-

имущества перед правовыми, социальными методами разрешения конфликтов в обществе. Он формирует и усиливает в обществе чувство страха, которое подавляет, в свою очередь, позитивную активность личности. Как и всякое иное действие, направленное на причинение смерти, и даже в большей степени, чем другие действия такого рода, терроризм обесценивает жизнь. Нельзя не отметить, что терроризм способен привести к

свертыванию государственных, юридических социальных гарантий и свобод личности, поскольку он вызывает со стороны государства контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового государства.

В русском языке существуют понятия «террор», «терроризм», «террористический акт» и сравнительно недавно появились выражения «международный терроризм», «государственный терроризм». В толковом словаре В.И. Даля подчеркивается нацеленность терроризма - устрашить смертью, насилием [1]. С.И. Ожегов в своем словаре уточняет: «Террор - физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам» [2]. Некоторые исследователи, такие как В. Емельянов и М. Ильчиков считают, что террор используется политическими силами, находящимися во власти, опирающимися на властные структуры и репрессивный аппарат подавления, армию, различные спецслужбы и так далее, а терроризм относится к оппозиционным силам, выступающим против «истеблишмента» и являющимися объективно стороной более слабой [3]. Таким образом, можно определить, что в научной литературе под террором, терроризмом, террористическим актом понимается устрашение насильственными методами противника, то есть конкретного физического лица (лиц), исполняющего государственные, политические или другие общественные функции, а также отмечается уголовная направленность многих из них.

Законодательство РФ, в частности Закон РФ «О борьбе с терроризмом», определяет терроризм как насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его

государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений [4].

Современный терроризм - это не только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе, это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Примеры Афганистана, Таджикистана, Чечни и стоящих за ними мощных покровителей показывают, что террористические группировки способны вести диверсионно-террористические действия, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах.

Вообще в теории и мировой практике известны три основных вида террора:

1) внутренний - соответствующие действия граждан одного государства против соотечественников на собственной территории;

2) транснациональный - соответствующие действия граждан одного государства против соотечественников на территории иностранного государства; 3) международный - соответствующие действия групп граждан, единых или смешанных по национальному составу, против любых лиц на территории третьих стран [5].

Можно выделить еще два вида терроризма, встречающихся на практике:

- националистический - стремление к ликвидации или установлению господства одной нации над другой (гитлеровский фашизм);

- религиозный - борьба приверженцев, последователей различных религий и сект друг с другом, стремление к свержению светской власти (христианская и католическая церковь на Западной Украине, иранский исламизм). Терроризм любого вида, какими бы мотивами он не обуславливался, как бы политизирован ни был, следует рассматривать как явление криминальное, подлежащее обстоятельному криминологическому анализу. Важно определить идеи и психологию тех лиц, которые совершают террористические акты.

Для личности террориста характерно негативное мироощущение, которое возникает под воздействием ряда факторов. В первую очередь к ним относится несоответствие между образом идеальной модели мира и самого себя в реальной действительности и возможностями самореализации. Это противоречие с идеалом трансформируется в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности; в результате для личности террориста характерна позиция «Я хороший, мир плохой». Эта позиция становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдать любые деструктивные действия. Таким образом, деятельность террористов принимает характер деструктивной самореализации. При этом через отрицание зарождается новая умозрительная концепция уверенности в своей правоте, которая сводит на минимум возможности позитивного воздействия на террористическую группу и отдельного террориста[6].

На этой почве возникают деструктивные культы как система мировоззрения и мироощущения. Ядро деструктивных культов составляют, как правило, искренние фанатики, готовые идти на смерть ради своих убеждений. Весьма актуальным представляется психологический анализ личности и поведения террористов-одиночек, которые последнее время поставили много вопросов перед правоохранительными системами разных стран, получили широкое отражение в средствах массовой информации и вызвали большой общественный резонанс. Генезис формирования и динамики поведения личности террориста-одиночки напрямую зависит от таких факторов как воспитание, образование, мироощущение, возможности самореализации в современной жизни, общества, которое окружает данного террориста. Механизм террора заложен в человеке очень глубоко, замаскирован пластами словесных обоснований. Чаще всего террористическим действиям дает толчок чувство безвыходности из той ситуации, в которой оказалось некое меньшинство, психологический дискомфорт, который побуждает его оценивать свое положение как драматическое. Это может быть меньшинство национальное, как, скажем, баски, корсиканцы, бретонцы, ирландцы. Или же меньшинство, объединяющееся по каким-то идеологическим убеждениям или религиозным мотивам. Во всех случаях

мотивация схожа: наш народ, наша культура, наш язык, наша вера на грани исчезновения, а поскольку нашим доводам никто не внемлет, остается лишь язык насилия.

Организация террора требует для террориста внутреннего самооправдания. Задача -вовлечь большую массу людей, для которых либо цели террора столь высоки, что оправдывают любые средства, либо столь неразборчивы в средствах, что готовы реализовать любую поставленную задачу. Через «возвышенные мотивы» обычно вовлекают молодежь, которая, в силу умственной и моральной незрелости, легко принимает радикальные национальные, социальные или религиозные идеи. Вовлекают ее чаще всего через тоталитарные (то есть полностью подавляющие волю людей и подчиняющие их только воле «вождя» «учителя»), религиозные или идеологические секты типа «Аум Синрике» или «Красных бригад».

Длительное нахождение членов террористических групп в конспиративной обстановке при интенсивной террористической тренировке, включающей и специальные (ведущие к зомбированию) технологии психологической обработки, приводит к появлению специфической среды, которую, по аналогии с уголовной средой, можно назвать террористической средой с особым типом сознания людей, составляющих эту среду.

Во-первых, это примитивное, чернобелое, но религиозно-фанатическое мировосприятие, практически никогда не анализирующее конечные цели и результаты террора. Во-вторых, ощущение своего превосходства над «простыми смертными», что отменяет или уменьшает разборчивость в средствах террора. В-третьих, малая чувствительность в отношении своих и чужих страданий, при высокой готовности убивать и умирать, и высокой террористической тренированности.

В отличие от простой уголовной среды, террористическая среда непременно объявляет себя лидером понимания и защиты неких высших идеалов или интересов и как бы берет на себя обязательство воплотить их в жизнь. Для формулировки и заявления обществу этих идеалов в каждой террористической среде имеется группа «интеллектуалов-теоретиков» - первичный идеологический центр, вокруг которого и организуются боевые террористические формирования.

Одновременно оппозиционным группам населения дают понять, что в обмен на обязательства, взятые на себя террористической организацией, эти группы тоже должны взять на себя обязательство поддержки террористов. Возникает своеобразная круговая порука, позволяющая лидерам террористов требовать от указанных групп финансирования, снабжения, укрывательства, поставки рекрутов и тому подобное. Этим в террор прямо или косвенно втягиваются уже большие группы населения, создающие его социальную базу и затрудняющие создание в обществе сопротивления терроризму.

Такая террористическая среда, состоящая из идеологического центра, боевых формирований и социальной базы, - уже достаточно эффективный инструмент в руках тех, кто ее контролирует.

Важно отметить, что причины терроризма связаны с социальными, социально-политическими и государственно-правовыми явлениями и процессами, имеющими объективный характер.

К сожалению, в период становления российской государственности в 1991-1994 годах высшее военно-политическое руководство России не только не использовало зарубежный и имеющийся отечественный опыт борьбы с терроризмом, но и допустило прямое попустительство образованию на территории Чеченской республики террористического режима. Пользуясь поддержкой лидеров международного терроризма под «знаменем» радикального исламизма, политические руководители этой республики в период с 1991 по 1999 годы практически способствовали геноциду русскоязычного населения, проживающего на ее территории, организации серии террористических актов в ряде регионов РФ, оправдывали зверские расправы исламских фундаменталистов над гражданами иностранных государств и похищения людей. В этот период была создана 40-тысячная армия вооруженных боевиков, специально подготовленных к проведению крупномасштабных террористических операций на Кавказе и в других регионах России.

В 1999 году удар терроризма оказался настолько мощным и неожиданным, что застал российскую правоохранительную систему малоподготовленной к борьбе с ним. Неполная готовность системы безопасности России к противодействию терроризму, не-

адекватность ответных действий, как и их запаздывание, были связаны с недостатками функциональной нацеленности оргструктур антитеррора, с попытками использовать одну и ту же схему действий силовых ведомств при разных по масштабу, содержанию, целям и мотивациям проявлениях терроризма в нашей стране.

В результате противодействия терроризму в РФ вышли за рамки традиционной борьбы с отдельными вооруженными формированиями. Для ликвидации очага терроризма на региональном уровне, принявшего международный размах, мы вынуждены были использовать все структуры государства, в том числе его военную организацию. Отражение вторжения террористов в Дагестан, очистка от бандформирований территории Чечни, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов на территории России приняли форму контртеррористической операции.

Для России вопросы противодействия терроризму стали особо актуальными. Террористические акты в Москве, Буйнакске, Буденновске, Волгодонске, Каспийске, выступления вооруженных террористов в Дагестане и Чечне получили резонанс не только в нашей стране, но и приобрели мировое значение, особенно в связи с террористическим актом в «Норд-Осте». Противоборство с чеченскими террористами вышло за рамки обеспечения безопасности России и ныне превратилось в борьбу за безопасность Европы и других регионов.

Сегодня очевидно, что стране нужна общегосударственная система мер противодействия терроризму, которая смогла бы обеспечить безопасность каждого гражданина РФ и нейтрализовать любую угрозу проявления вооруженного экстремизма в России. Данная система должна включать в себя:

- сотрудничество между правоохранительными, следственными и судебными органами;

- активизацию просвещения и улучшение подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности, включая разработку специальных курсов профессиональной подготовки по борьбе с терроризмом;

- обеспечение эффектного контроля над оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими опасными материала-

ми, которые попадают в руки лиц, могущих использовать их в террористических целях;

- расширение сотрудничества между различными правоохранительными и судебными органами с уделением должного внимания уважению основных прав человека;

- разработку программ общего правового просвещения и расширения осведомленности общества путем привлечения средств массовой информации с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой террористическое насилие;

- эффективную защиту свидетелей террористических актов, судей и работников уголовного правосудия, участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах;

- разработку руководящих принципов для средств массовой информации в целях недопущения создания сенсаций и оправдания террористического насилия;

- определение направлений сотрудничества между государствами в уголовноправовых вопросах на всех уровнях системы обеспечения соблюдения законов и уголовного правосудия.

Антитеррористическая политика государства должна строиться на следующих основаниях:

- совершенствование законодательной и международно-правовой базы по контролю над терроризмом;

- сочетание секретности при проведении контртеррористических операций и актов с обеспечением гласности в деятельности правоохранительных органов при профилактике терроризма;

- обеспечение полноценных юридических прав всем участникам процессов, связанных с контролем над терроризмом;

- осуществление контроля в условиях национальной и международной законности.

- взаимодействие правоохранительных органов и специальных подразделений по предупреждению и борьбе с терроризмом;

- разработка и использование общих и специальных методов социальной профилактики террористических актов;

- использование в предупреждении актов терроризма и международного терроризма достижений правовых, гуманитарных, технических наук.

В этой связи разработка механизма борьбы с терроризмом должна строиться с

учетом множества факторов. Вначале необходимо изучить теоретические аспекты терроризма. Что представляет собой терроризм как общественное явление? Виды терроризма и террористических акций по организаторам, исполнителям, целям формирования, объектам, формам и методам. Наиболее оптимальные направления борьбы с терроризмом, в том числе профилактические мероприятия, и только потом переходить к выработке конкретных мер.

Исторический опыт России и современный зарубежный опыт показывают, что борьба с терроризмом - это прежде всего разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность. Правильная постановка этих форм деятельности позволяет выявлять террористические организации на этапе формирования организационных структур, а террористические акты пресекать на стадии планирования и подготовки. Актуальным является вопрос о том, какую позицию необходимо занимать власти в отношении террористов, выполнять их требования или нет.

В мировой практике сложилось два кардинально-противоположных пути. Сторонником первого является Израиль, считающий, что террористов необходимо уничтожать при всех обстоятельствах, даже если это повлечет гибель заложников. Второй путь борьбы с терроризмом заключается в умении вести переговоры.

Практическими мерами, направленными на пресечение терактов в России, могли бы стать: выделение в составе Вооруженных Сил РФ специально подготовленных подразделений в составе бригад специального назначения, организация их тесного взаимодействия с существующими антитеррористи-ческими центрами; скорейшее оснащение этих центров и формирований Вооруженных Сил необходимыми современными средствами для борьбы с группировками террористов.

Для другой важнейшей меры борьбы с терроризмом могло бы стать предоставление учебных центров и полигонов Министерства обороны для обучения личного состава специализированных антитеррористических подразделений и отработки вопросов взаимодействия с формированиями Вооруженных Сил РФ в борьбе с крупными экстремистскими вооруженными формированиями.

Немаловажной задачей для Вооруженных Сил РФ при этом представляется обучение личного состава умению проводить специальные антитеррористические действия во взаимодействии с войсками МВД и силами ФСБ в любых условиях, в том числе в городах, на море, в горах и других населенных пунктах.

В качестве одной из практических мер могла бы стать также организация обмена информацией, получаемой по каналам Главного штаба, других органов военной разведки в системе мониторинга состояния внешней и внутренней безопасности Российской Федерации.

Использование при этом зарубежного и российского опыта в борьбе с терроризмом может в значительной степени обогатить отечественную теорию и практику противодействия терроризму. XXI век без терроризма будет возможен лишь в том случае, если все политические силы откажутся от применения методов насилия, поскольку их реализация окажется бесперспективной.

Не может не волновать тревожная тенденция «психологического привыкания» населения к террористическим актам, восприятие взрывов, захватов заложников, «разбо-

рок» между конфликтующими группами за сферы влияния как неизбежных спутников современной жизни. Подобное «привыкание» ослабляет восприятие остроты общественной опасности деяний, создает впечатление их «обыденности», многочисленные жертвы преступлений приобретают как бы обезличенный вид. Ремарк в свое время сказал, что «смерть одного человека - это смерть, а смерть двух миллионов - только статистика». Терроризм и состоит в насаждении в обществе, в сознании людей такого состояния.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956. Т. 4. С. 319.

2. Словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. М., 1953. С. 735-736.

3. Емельянов В.П. Терроризм как явление и как состав преступления. Харьков, 1999. С. 87-89.

4. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЭ «О борьбе с терроризмом» (с изменениями от 7 авг. 2000 г.).

5. Ляхов Е.Г., Попов A.B. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. М., 1999. С. 167-173.

6. Кудрявцев В.H., Эминов В.Е. Криминология. М., 2001. С. 273-275.

НАКАЗАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

М.В. Юкжина

Yuyukina M.V. Punishment and its role in relations governed by criminal law. The article looks at one

issues of law - criminal punishment and its role in relations gov-

of the most complicated and many-sided erned by criminal law.

Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно правовой науке. Ее значение определяется тем, что уголовное право регулирует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. Деяние, как тонко подметил И.С. Таганцев, «чтобы быть преступным, должно быть воспрещено законом под страхом наказания, причем этот страх не есть что-либо отвлеченное, не есть факт, только пугающий того, кто посягает на нормы права, а реально, им ощущаемое последствие

такого посягательства, действительное наказание, как проявление того особого юридического отношения, которое возникает между карательной властью и ослушником введенной авторитетной воли законодателя» [1].

Исторически институт наказания развивался от частного к публичному. В догосу-дарственных общественно-родовых формациях санкции за нарушение коллективных либо личных интересов носили, соответственно, общественный либо межличностных характер. Например, изгнанию из общины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.