7 (196) - 2013
УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 343.97
терроризм и экстремизм как глобальная угроза миру
и задачи правоохранительных органов по противодействию данным проявлениям
A. В. КАРПОВ,
доктор юридических наук,
проректор Столичного института бизнеса и управления E-mail: av-k. 07@mail. ru
B. В. ЛОМАКИН, кандидат юридических наук,
доцент кафедры противодействия экстремизму и терроризму Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России E-mail: lomakirina@yandex. ru
В статье рассматриваются новейшие методы и способы деятельности террористических центров и организаций, в том числе международных. Приводится классификация отдельных террористических организаций и их структура. Анализируются произошедшие трансформации в методах деятельности, задачах, тактике, стратегии и направленности террористических посягательств. Приводятся правовые основы по противодействию терроризму в Российской Федерации, делается ряд важных выводов о необходимости опережающего совершенствования методов и средств в деятельности правоохранительных органов по противодействию преступлениям террористической направленности.
Ключевые слова: террористическая деятельность, терроризм, предупреждение терроризма, международное сотрудничество.
Терроризм во всех его формах и проявлениях по своим масштабам и результатам, по своей бесчеловечности и жестокости превратился в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.
Терроризм (террор) не имеет четко фиксированного содержания. Понятие «терроризм» произошло из латинского языка (terror — страх, ужас), близко к понятиям «терроризировать», «держать в повиновении», «запугивать», «творить расправу» и т. д.
Российское законодательство в ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 J№ 35-Ф3 «О противодействии терроризму» указывает, что терроризм является идеологией насилия и практикой воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанной с устрашением населения и (или) иными формами противоправных и насильственных действий.
Террористическая деятельность включает в себя:
• организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию теракта;
• подстрекательство к теракту;
• организацию незаконного вооруженного формирования (НВФ), преступного сообщества
- 37
(преступной организации), организованной
группы для реализации теракта; • вербовку, обучение, вооружение и использование террористов и т. д.
Для некоторых стран, а также множества организаций и групп людей терроризм стал способом решения политических, религиозных, стратегических и национальных проблем.
Терроризм является не просто набором чисто технических приемов. У тех, кто им занимается, существует определенное мировоззрение.
Они могут принадлежать к левой или к правой части политического спектра, они могут быть националистами, религиозными фанатиками и даже интернационалистами. При этом актуальными факторами, формирующими террористические угрозы, являются:
1) реализация стратегических планов по дестабилизации региональной и мировой обстановки;
2) операции так называемого «ложного» терроризма для достижения иных целей и планов;
3) устойчивая связь географии повышенной террористической активности с регионами добычи углеводородов и редких металлов;
4) обострение предпосылок «войны за пресную воду» в государствах Центральной Азии и других странах;
5) расползание радиоактивных компонентов и специальных биологических, бактериологических материалов, выведение их в неконтролируемый оборот, повышение реальной угрозы радиологического, биологического и химического терроризма;
6) качественные изменения религиозного, националистического и политического терроризма, сделавшие его новой формой ведения необъявленной войны и т. д.
Необходимо отметить, что Северный Кавказ является одним из таких сложных регионов России, с различными национально-этническими, религиозными, тейповыми и клановыми хитросплетениями и проблемами.
Здесь располагается 6 наиболее сложных по национальному составу субъектов Российской Федерации — Дагестан, Северная Осетия — Алания, Ингушетия, Чечня, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария. Таким образом, при организации правоохранительными органами мероприятий и специальных операций по пресечению преступной деятельности и противодействию преступности необходимо учитывать то обстоятельство, что боль-
шинство народностей данных регионов относится к различным национально-этническим и в особенности языковым группам:
• северно-кавказской (нахско-дагестанцы, абха-
зо-адыги);
• алтайской (основные — карачаевцы, балкарцы,
кумыки);
• индоевропейской (основные—осетины, курды).
Также для правоохранительных и иных органов исполнительной власти является важным и то обстоятельство, что Северный Кавказ — это регион распространения и столкновения двух основных мировых религий — ислама и христианства. Практически все коренное население региона исповедует ислам суннитского направления, а местные христиане — православие.
Северный Кавказ — регион России, который ощутил на себе весь пресс мирового исламского фундаментализма, радикально-религиозного экстремизма «ваххабитского» или «салафистского» толка, добивающегося замены светского права нормами шариата с финансовой поддержкой из-за рубежа со стороны спецслужб и общин Турции, Саудовской Аравии, Кувейта, а также Англии, США. При этом используется практическое направление радикально-религиозного феномена «ал-ваххабийа», которое вступает в острые конфликты с политикой властей в российских регионах, устоявшимися традициями основной массы верующих и духовенством и проповедует всеобщий «джихад».
Например, в ходе оперативно-розыскных мероприятий УБОП при МВД Татарстана и специальных мероприятий, осуществленных УФСБ Российской Федерации по Республике Татарстан, в г. Набережные Челны выявлена организованная группа, исповедующая радикальные экстремистские взгляды и относящая себя к «Хазб-ут-Тахрир аль-Ислами». При этом данная организация Верховным Судом РФ еще в 2003 г. признана террористической и на территории России ее деятельность запрещена.
Участники данной организации оказались глубоко законспирированной, диверсионно-террорис-тической группой. Основная цель была направлена на участие в построении тоталитарного государства «Халифат» или «Кавказский эмират».
Подобные группировки действуют на территории многих субъектов Федерации, они хорошо знакомы с правилами конспирации, разведки, контрразведки и методами проведения оперативно-
розыскных мероприятий. Структурное построение данных организаций имеет четко выраженную иерархичность, где низшим звеном являлась ячейка, так называемая «халька», объединяющая 5 послушников — так называемых «дорисов», которые не знают о существовании и количественном составе других «халок».
Участники данных группировок знают друг друга по кличкам (данный прием используется подпольщиками во всем мире, что сводит риск разоблачения к минимуму). «Халькой» руководит «мушриф», т. е. учитель, который обычно руководит только одной «халькой». В свою очередь, «мушриф» подчиняется «накибу» — помощнику районного уровня, далее следуют так называемый «мусоид» (помощник «масула») и «масул» — руководитель областной организации.
Так называемый «мутамад» является главным руководителем диверсионно-террористического бандподполья.
Железная дисциплина делает данные группировки практически неуязвимыми. Вместо арестованного «мушрифа», «накиба» либо «мутамада» занимает другой, ранее подготовленный член диверсионно-террористической организации. Преемственность руководства осуществляется беспрекословно и не обсуждается остальными членами экстремистского бандподполья.
Таким образом, дальнейшее развитие радикального и политического терроризма и национально-этнического и религиозного экстремизма является тревожным сигналом для всей правоохранительной системы нашего государства, а также тех государств, которые граничат с Российской Федерацией. Эта проблема превратилась в узел хитросплетений и острейших вопросов, которые стали угрозой безопасности и территориальной целостности государств.
В настоящее время, по мнению правоохранительных органов и экспертов, в Российской Федерации действуют несколько десятков или даже сотен экстремистских организаций и групп, а в мире насчитывается около 500 террористических организаций различной террористической направленности, которые можно разделить на несколько видов.
1. Левый терроризм — проявляется в странах Латинской Америки (например Перу, Бразилия, Аргентина), такие движения и группы как «Ту-памарос», «Сепдеро-Яуминосш», «Герильерос», Революционное движение «Тупак Амару» и др.
Иногда выделяют левый терроризм в государствах Европы, например в Германии, Италии действуют организации «Фракция Красной армии РАФ», «Движение 2 июня», «Красные бригады», «революционные ячейки» и др.
Отличают также левый терроризм в других странах (Испания, Франция, Япония, США), например такие террористические организации, как «ГРАПО», «Аксьен Дарект», «Движение 17 ноября», «КАЯ», «Тюкаку-ха», «Хадзама», «Черные пантеры», «ОСА» и др.
2. Ультраправый терроризм — это десятки неофашистских и праворадикальных группировок Италии (около 30), Германии (около 50), например таких как «Подпольная организация Вервольфа», «Викинг-югенд», «Германские группы действия», «Военно-спортивная группа Гофмана» и др.; во Франции насчитывают около 25 террористических группировок, таких как «ОАС», «ФАНЕ» и др.; в Испании 11 группировок — «Команда Бенито Муссолини», «Новый порядок», «Новая линия», «Христово воинство» и др.
Выделяют правый терроризм в США, например организации «Арийская нация», «Арийская республиканская Армия» и др.
3. Националистический терроризм — наиболее активно проявляется в Ольстере (Северная Ирландия), например «ИРА», «Временная группировка ИРА», «Ирландская национально-освободительная армия», «ИАП», «ПИРА», «ЭТА»;
в Индии, например, «Силы Халистана», «Ша-хиды Хальсы», «Силы коммандос Халистана» и др.;
в Шри-Ланке, например, «Тигры освобождения Тамил Элама»;
в Турции, Иране, Ираке, например, «Курдская рабочая партия (КПР)», «Курдский национальный фронт освобождения», «Столичная группа мести», «Партия Дашнакцутюн», «АСАЛА»;
в Китае — это около 26 террористических организаций, например «Национальный революционный фронт Восточного Туркистана», «Искра Родины», «Лобнорские тигры», «Уйгурские терор-ганизации» и др.;
в Израиле — «Мивцах эвлохим», «КАХ»; в Палестине — «ООП», «Аль-Фатх», «Черный сентябрь», «Фатх-РС», «Вооруженный отряд 17», «ФНБ», «НФОП» и др.
Главными источниками распространения терроризма под прикрытием религии ислам (его ошибочно многие называют исламский терро-
ризм) являются исламские общественно-религиозные «ваххабитские» организации Королевства Саудовской Аравии, Пакистана, Судана, Ирана и Афганистана, которые считают своими главными врагами западный образ жизни, а также Израиль как государство неверных, оккупировавшее священные земли ислама.
Самые активные и фанатичные террористы — это представители нескольких старейших организаций исламских фундаменталистов, таких как «Братья Мусульмане» (основана в Египте в 1928 г. Хасаном аль-Банной); международная группировка «Исламский джихад», действующая почти во всех арабских и некоторых неарабских странах (возникла в 1970 г.); «Амаль» (возникла в Ливане в 1974 г.); «Джамаат уль-Фукра» (основана в 1980 г. в Бруклине, США, негром американского происхождения Хусейном Абдаллахом); «Аль-Каида» (основана в 1989 г. саудовцем Усамой бен Ладеном и арабским «афганцем» Муххамедом аль-Массари).
Также в недавнем прошлом Усама бен Ладен создал объединенную международную организацию «ваххабитских» террористов «Исламский мировой фронт борьбы против евреев и крестоносцев», куда вошли «Аль-Каида», «Аль-Гамаа аль-Исламийия» (Египет), «Аль-Джихад» (Египет), «Харакат аль-Ансар» (Кашмир), «Джихад» (Бангладеш), «Совет и реформа» (Афганистан), «Общество богословов (талибов)» (Пакистан); движение «Вооруженная исламская группа» и целый ряд других, не менее жестоких, фанатичных партий и движений.
Формы и методы борьбы с терроризмом в современных условиях носят достаточно динамичный и разнообразный характер.
При этом наиболее важными направлениями должны являться идеологическая, политическая, религиозная работа, введение финансовых санкций, ограничений, моратория на отдельные виды деятельности, уголовное преследование международных преступников — террористов, в том числе через Интерпол и Европол, контртеррористические и спецоперации, ограничение на въезд и выезд во многие страны и многое другое, перечень этих средств и методов достаточно широк.
Основными нормативными документами по линии антитеррористической деятельности органов внутренних дел являются приказы МВД России, в основном с грифом «Для служебного пользования». Среди негрифованных можно назвать, например, приказ МВД РФ от 10.01.2006 № 2 «О мерах по
совершенствованию подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
Однако захват больницы в Буденновске, школы в г. Беслан, теракты в московском метро, на Дубровке, нападение на Нальчик в 2005 г., взрывы двух пассажирских самолетов, вылетевших из Москвы, а также иные крупные террористические акты по объему действий и наступившим последствиям превосходят планируемые показатели по противодействию им и показывают, что оперативно-розыскная деятельность в аспекте антитеррористических и антиэкстремистских мер со стороны силовых структур не в полной мере охватывает весь комплекс мероприятий, направленных на борьбу с террористической угрозой, в том числе и по причине межведомственной разобщенности и дублирования некоторых функций.
В современных условиях правоохранителям и специальным службам необходимо повсеместно внедрять в практику информационные системы, позволяющие проводить автоматический анализ досье на террористов с данными об их связях, финансовом и ресурсном обеспечении, особенно на этапе планирования и подготовки террористических акций.
Главная и наиболее сложная задача таких систем и комплексов — прогнозирование временного интервала и места будущих террористических акций. Для этого необходимы совершенствование и соответствующие изменения в методическом, научном и материально-техническом обеспечении, в учебном процессе и законодательстве, связанные с конфидентным аппаратом и подготовкой специалистов в оперативных и специальных подразделениях.
Приоритет мер по предупреждению терроризма должен выражаться в профилактике и заблаговременном принятии контрмер, разведке и контрразведке, направленных на предупреждение террористических актов, в сочетании гласных и негласных методов работы, в комплексе с антитеррористическими мерами органов федеральной, региональной власти и местного самоуправления. Многие из них определены в положениях федерального законодательства и ведомственными нормативными правовыми актами, в том числе в ст. 5 «Организационные основы противодействия терроризму» Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».
Необходимо иметь в виду, что методы деятельности террористических организаций не стоят на месте и в них постоянно происходят структурные изменения, трансформируются задачи, тактика и стратегия. В частности, в последнее время участились преступные посягательства, которые включают в себя:
1) нанесение наиболее крупных ударов по газопроводам, нефтепроводам, убийство высокопоставленных чиновников, проведение информационно-психологических акций и ударов по странам, являющимся так называемыми «лидерами» современной цивилизации;
2) переориентацию террористических и экстремистских организаций в стремлении шире овладевать компонентами ядерного, биологического, бактериологического и химического оружия; переход к более крупным террористическим актам с опорой на возможности транснациональных террористических и экстремистских группировок, действующих непосредственно в самих государствах; использование финансовых ресурсов и связей с организованной преступностью, наркобизнесом, торговлей оружием, взрывчатыми веществами, людьми;
3) широкое использование интеллектуального и образовательного уровня террористических и организованных преступных группировок; сращивание политического и уголовного терроризма с руководящим ядром националистических, религиозно-сектантских, фундаменталистских сообществ;
4) все большую направленность террористических актов на представителей власти и сотрудников правоохранительных органов и специальных служб, религиозных деятелей, в том числе муфтият республик Северного Кавказа, Татарстана, Башкортостана.
В связи с этим, а также в связи с новыми угрозами в адрес российской государственности продолжается системное реформирование сил и средств борьбы с терроризмом. Указом Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» создан Национальный антитеррористический комитет (НАК) под председательством директора ФСБ России, в составе которого 300 сотрудников ФСБ и несколько сотрудников ФСО.
Одними из главных задач принятия такого решения являются правильно выбранная тактика, стратегия, взаимодействие специальных служб и органов государственной власти в осуществлении специальных антитеррористических операций, проведении оперативно-розыскных мероприятий с учетом необходимости кратчайшего выполнения
возникших задач. От того, насколько полно они базируются на имеющейся к данному моменту оперативной и иной информации, зависит эффективность деятельности сотрудников и подразделений в целом, а также межведомственных антитеррористических комиссий и комитетов, созданных на различных уровнях власти (в том числе из подразделений ФСБ, СВР, МВД, ФСО, МЧС, МИД, Минобороны, Минз-дравсоцразвития, Мининформации и связи России и т. д.) под представительством таких руководителей государства, как Секретарь Совета безопасности РФ, заместителей Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, заместителей Председателя Государственной Думы Федерального Собрания.
Довольно значимым органом в борьбе с терроризмом и экстремизмом является сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС, 2001 г.), которая стала реальным фактором стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе.
В рамках ШОС создана региональная антитеррористическая структура, которая продолжает формировать специальные базы данных, обновлять и уточнять перечень террористических и сепаратистских организаций, разрабатывать и отшлифовывать механизмы противодействия незаконному обороту взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.
Учитывается и то обстоятельство, что фактически давно наступило время для разработки и внедрения системы общемировой идентификации взрывчатых веществ, что позволило бы путем оперативно-розыскных мероприятий быстро и точно определить исходные данные взрывчатки, которые помогли бы в поиске террористов и их пособников, а также изготовителей.
Также основными задачами борьбы с терроризмом и экстремизмом в современных условиях должны стать:
1) углубление, расширение и более тесное взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, координация антитеррористической деятельности на международном уровне, создание антитеррористического центра в рамках ООН;
2) отказ от двойных стандартов оценки и использования терроризма во внешней и внутренней государственной политике. Нельзя рассматривать терроризм как национально-освободительное движение или религиозное самоутверждение;
3) выявление и установление жесткого контроля со стороны мирового сообщества за деятельностью
международных террористических сетей, уничтожение их центров и штаб-квартир, баз подготовки и других террористических структур;
4) объединение всего мирового сообщества против идеологии терроризма. Только совместными межгосударственными усилиями возможно сократить или даже уничтожить социально-идеологическую базу террористического движения, снизить уровень ее поддержки за счет проведения информационно-пропагандистских, межконфессиональных и социально-экономических мероприятий;
5) выявление и подавление центров идеологического обеспечения террористического движения, в том числе в сети Интернет. Общественная изоляция, лишение внешней и внутренней поддержки, разобщение террористической среды (путем внедрения долговременного агентурного аппарата или создание «легендированных антитеррористических структур»);
6) контроль со стороны мирового сообщества и отдельных государств за международными финансовыми потоками. В качестве правовой основы возможно использование Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Конвенция открывает возможность арестов, судебного преследования лиц, причастных прямо или косвенно к финансированию терроризма, превентивных мер по выявлению и ликвидации источников доходов и ограничение движения таких средств через границу, потому как крупные террористические акты невозможно провести без мощного финансового обеспечения.
Важно отметить, что 6 марта 2006 г. был принят Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а 20 апреля 2006 г. принят Федеральный закон № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма», что потребовало внесения изменений в ряд других российских законодательных актов. В связи с этим был принят Федеральный закон от 27.07.2006 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».
Важнейшая роль упомянутых законов заключается в определении и законодательном закреплении правовых и организационных основ борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядка координации и взаимодействия субъектов Российской
Федерации, участвующих в антитеррористической деятельности, в том числе средствами вооруженного воздействия, их прав и обязанностей, а также гарантий граждан, которым причиняется вред в связи с участием в продлении антитеррористической операции или в результате террористической акции.
К указам Президента РФ в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом можно отнести Указ Президента РФ от 30.06.2003 № 715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», Указ Президента РФ от 17.06.2003 № 680 «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и др.
После произошедших в 2010 г. терактов на транспортной инфраструктуре Москвы в настоящее время по указанию Президента РФ осуществляется разработка комплексной Программы противодействия терроризму на транспорте, а также разрабатывается Программа по борьбе с организованной преступностью и террористическими проявлениями в Северо-Кавказском федеральном округе, которые могут существенно повлиять на антитеррористическую деятельность.
Вместе с этим необходимо устранять причины вхождения людей в радикальные, террористические организации националистической, экстремистской и религиозной направленности, потому как факторами, влияющими на противоправное поведение людей, являются растущее социальное и материальное расслоение в нашем обществе, коррупция в органах власти, безработица. Это также осложняет криминальную обстановку и активизирует транснациональную преступность в субъектах РФ.
Результаты исследований свидетельствуют о глубоких провалах в социальной политике и воспитательной, пропагандистской и профилактической работе. Явления социальной и психологической деформации проникли во все сферы общественной жизни. Сложность их разрешения обусловливается недостаточностью системы воспитательного и психологического воздействия на лиц, не приспособленных к общественной среде. Отсутствует предметная работа по адаптации и социализации выходцев из террористической и экстремистской среды и лиц, сочувствующих бандподполью. Также не проводится работа с членами семей преступников, ликвидированных или осужденных за терроризм.
В этой ситуации основное значение в практической плоскости организации правоохранительной деятельности приобретают вопросы социальной профилактики и использования новых, нестандартных методов и подходов по влиянию на общественную среду, в том числе через лидеров и авторитетных представителей национально-этнических общностей, религиозных деятелей для реализации государственными, общественными и политическими организациями идеологического воздействия, пропаганды и контрпропаганды в части противодействия террористической преступности.
Таким образом, грамотное и своевременное использование органами законодательной и исполнительной власти целого комплекса мер социального, правового, организационного, финансово-экономического, оперативно-профилактического и иного характера, направленных на выявление, предупреждение и пресечение террористических и экстремистских проявлений, может привести к коренному перелому в борьбе с террористическими группировками и организациями.
Как показывает проведенный анализ, острота проблем и значимость их решения в рамках действующего российского законодательства ставит перед правоохранительными органами, осуществляющими деятельность по борьбе с терроризмом и экстремизмом, сложные задачи, решение которых требует правового разграничения и комплексного подхода с охватом всех государственных и общественных сфер, применение новых нетрадиционных методов в борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Наиболее важными задачами является работа на опережение в действиях оперативных подразделений МВД и ФСБ России, органов Следственного комитета при прокуратуре РФ, прежде всего с такой позиции, как:
• обеспечение всестороннего расследования и справедливого судопроизводства, защиты свидетелей, исключение родственной и коррупционной составляющей, нейтрализация давления на участников уголовного судопроизводства, особые меры в отношении подозреваемых;
• обеспечение режима содержания под стражей в местах лишения свободы лиц, осужденных за террористическую и экстремистскую деятельность;
• минимизация последствий терактов, работа с пострадавшими, социальная реабилитация пострадавших сотрудников и членов их семей, а также потерпевших от терактов;
• работа с кадрами правоохранительных органов
по устранению текучки кадров, их адресная
подготовка с учетом специфики региона, выявление фактов предательства.
Дальнейшее противодействие террору заключается в выявлении террористических и экстремистских групп на ранней стадии их формирования, пресечение их трансформации в крупные сообщества (что можно предотвращать путем проведения оперативных мероприятий с использованием всех возможностей агентурного аппарата, а также культивирование в рядах террористов и их пособников разного рода взаимного недовольства, подозрительности и т. д. с использованием агентов-боевиков, агентов-провокаторов, агентов-двурушников и т. д.). В целом необходимо постоянно совершенствовать механизмы и формы борьбы с терроризмом.
Список литературы
1. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ.
2. О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма: Федеральный закон от 20.04.2006 № 56-ФЗ.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: Федеральный закон от 27.07.2006 № 153-ФЗ (ред. от 07.02.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
4. О мерах по противодействию терроризму: Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116.
5. О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.06.2003 № 715.
6. О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом: Указ Президента РФ от 17.06.2003 № 680.
7. О мерах по совершенствованию подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации: приказ МВД РФ № 2 от 10.01.2006.