Научная статья на тему 'Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере противодействия террористической деятельности «Исламского государства»'

Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере противодействия террористической деятельности «Исламского государства» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1772
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / INTERNATIONAL TERRORISM / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / "ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" / COMBATING / ISIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агапов П. В., Иванов Р. С.

Предмет. Международный терроризм занимает особое место в системе угроз безопасности России. Постепенно он превратился в специфическую форму агрессии и вооруженной борьбы и стал вполне сопоставим со средствами ведения современной войны. При этом основным трендом международного терроризма в последние годы стал трансграничный феномен международной террористической организации «Исламское государство». Комплексный характер мер, применяемых для противодействия данному явлению, обусловливает необходимость международного сотрудничества правоохранительных органов. Цели. Рассмотрение основных направлений и механизма сотрудничества правоохранительных органов по совместной деятельности, направленной на противодействие «Исламскому государству». Методология. Методологией исследования послужил криминологический и правовой анализ особенностей и потенциальных угроз, исходящих от «Исламского государства». Результаты. Установлено, что имеющийся в распоряжении правоохранительных органов набор организационно-правовых, информационно-коммуникационных и экспертно-криминалистических средств является эффективной предпосылкой для согласования усилий с зарубежными партнерами по осуществлению совместной антитеррористической деятельности. При этом основными формами международного сотрудничества правоохранительных органов по противодействию «Исламскому государству» могут быть: использование института запроса о правовой помощи; обмен информацией; участие сотрудников правоохранительных органов различных государств в совместных следственных действиях, оперативно-розыскных мероприятиях, осуществляемых на территории других государств; осуществление уголовного преследования и выдача (экстрадиция) лиц, обвиняемых в преступлении или осужденных за их совершение на территории другого государства. Выводы. Сделан вывод о том, что реализация механизма международного сотрудничества правоохранительных органов может способствовать повышению эффективности противодействия трансграничным угрозам безопасности заинтересованных государств, исходящих в том числе и от международной террористической организации «Исламское государство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агапов П. В., Иванов Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation of law enforcement agencies in countering terrorism of the Islamic State of Iraq and Syria

Importance International terrorism is of special significance, considering security threats of Russia. Comprehensive measures for countering terrorism necessitate international cooperation of law enforcement agencies. Objectives The research overviews key areas and the mechanism for cooperation among law enforcement agencies in combating the ISIS. Methods The research relies upon a criminological and legislative analysis of specifics and potential threats of the Islamic State. Results Law enforcement agencies were proved to have a set of organizational, legislative, information, communication, expert and criminological tools, which are an effective premise for coordinating efforts with foreign partners to combat joint anti-terrorist activities. Conclusions and Relevance We conclude that the mechanism for international cooperation of law enforcement agencies, if implemented, will increase efficiency of combating cross-border security threats, including those expressed by the ISIS.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере противодействия террористической деятельности «Исламского государства»»

ISSN 2311-875X (Online) Угрозы и безопасность

ISSN 2073-2872 (Print)

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Павел Валерьевич АГАПОВа% Роман Сергеевич ИВАНОВ"

а доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму, Научно-исследовательский институт Академии Генеральной прокуратуры РФ, Москва, Российская Федерация kafedraup212@mail.ru

ь научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму,

Научно-исследовательский институт Академии Генеральной прокуратуры РФ, Москва, Российская Федерация irs_ch74@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 25.11.2015 Одобрена 14.12.2015

УДК 343.341.1 JEL: K14, K33, K42

Ключевые слова:

международный терроризм, противодействие, международное сотрудничество, правоохранительные органы, «Исламское государство»

Аннотация

Предмет. Международный терроризм занимает особое место в системе угроз безопасности России. Постепенно он превратился в специфическую форму агрессии и вооруженной борьбы и стал вполне сопоставим со средствами ведения современной войны. При этом основным трендом международного терроризма в последние годы стал трансграничный феномен международной террористической организации «Исламское государство». Комплексный характер мер, применяемых для противодействия данному явлению, обусловливает необходимость международного сотрудничества правоохранительных органов. Цели. Рассмотрение основных направлений и механизма сотрудничества правоохранительных органов по совместной деятельности, направленной на противодействие «Исламскому государству».

Методология. Методологией исследования послужил криминологический и правовой анализ особенностей и потенциальных угроз, исходящих от «Исламского государства». Результаты. Установлено, что имеющийся в распоряжении правоохранительных органов набор организационно-правовых, информационно-коммуникационных и экспертно-криминалистических средств является эффективной предпосылкой для согласования усилий с зарубежными партнерами по осуществлению совместной антитеррористической деятельности. При этом основными формами международного сотрудничества правоохранительных органов по противодействию «Исламскому государству» могут быть: использование института запроса о правовой помощи; обмен информацией; участие сотрудников правоохранительных органов различных государств в совместных следственных действиях, оперативно-розыскных мероприятиях, осуществляемых на территории других государств; осуществление уголовного преследования и выдача (экстрадиция) лиц, обвиняемых в преступлении или осужденных за их совершение на территории другого государства.

Выводы. Сделан вывод о том, что реализация механизма международного сотрудничества правоохранительных органов может способствовать повышению эффективности противодействия трансграничным угрозам безопасности заинтересованных государств, исходящих в том числе и от международной террористической организации «Исламское государство».

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. как документ, содержащий в себе комплексный план стабильного развития и безопасности государства на долгосрочный период, описывая угрозы национальной безопасности в пограничной сфере, причисляет к таковым деятельность международных

террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий1.

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: утв. Указом Президента РФ

Существует мнение, что конкретные террористические акты, совершенные на территории России, в большом числе случаев не обходятся ныне без так называемого «иностранного элемента» и по своей природе являются актами международного терроризма. Наличие такого иностранного элемента может быть как прямым (участие иностранцев в совершении терактов, финансирование их из-за рубежа и т.д.), так и косвенным - определяемым главной целью современного международного

от 12.05.2009 № 537.

)urnal/national/ 187

терроризма, которой является переустройство мира на иных, более справедливых, по мнению террористов, началах. Так теракты, совершаемые на территории одного государства, представляют угрозу международному правопорядку и безопасности, что всегда наносит ущерб нескольким государствам [1].

Руководством по борьбе с международным терроризмом [2], разработанным Международной организацией уголовной полиции - Интерполом, перечислены отдельные признаки международных террористических актов. В частности, акт терроризма рекомендуется рассматривать как международный, если цели, объявленные террористами, затрагивают несколько стран; начало и окончание преступления происходят на территории нескольких стран; средства преступной деятельности поступают из другой страны; ущерб наносится нескольким странам или международным организациям; жертвами преступления становятся граждане различных стран или участники мероприятий, проводимых международными организациями.

Анализ публикаций и иных материалов по

проблемам преступности террористической

2

направленности позволяет сделать вывод о том, что наиболее опасной (в том числе и для Российской Федерации) и активно развивающейся международной террористической организацией, претендующей на квазигосударственные функции и влияние на международные и внутригосударственные процессы в ряде стран, а также на создание на территориях проживания мусульман непризнанного государственного образования - халифата, является «Исламское государство» (далее - ИГ)3. Решением Верховного Суда РФ от 29 декабря 2014 г. ИГ признано террористической организацией и ее деятельность запрещена на территории России4.

2 См., например: Темирханова А.Е. Угроза со стороны ИГИЛ в Центральной Азии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 66-68; Маркедонов С.М. Глобальные террористические угрозы: северокавказское эхо // Обзор НЦПТИ. 2015. № 5. С. 22-27; Манойло А.В., Журавель В.П. Европейский союз перед угрозой новой волны террористических актов и цветных революций // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3. С. 55-62.

3 На ИГ распространяются международные санкции в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, принятыми против «Аль-Каиды» и связанных с ней организаций (резолюции Совета Безопасности ООН от

17.06.2014 № 2161; от 15.08.2014 № 2170 и от 24.09.2014 № 2178).

Международная террористическая организация «Исламское государство» была образована в 2006 г. в Ираке в результате слияния 11 радикальных исламистских группировок, ранее входивших в международную террористическую организацию «Аль-Каида».

Отдельными исследователями утверждается, что создание «Исламского государства» было бы невозможно без американской оккупации Ирака в 2003-2011 гг. и, как следствие, разрушения иракских политических институтов, в том числе двух «несущих конструкций» иракской государственности при режиме Саддама Хусейна -вооруженных сил и политической партии «Баас» [3]. При этом члены партии и бывшие военнослужащие иракской армии, являющиеся последователями суннизма, подверглись репрессиям и гонениям со стороны нового правительства Ирака во главе с премьер-министром Нури аль-Малики. Данные действия властей привели к радикализации суннитской общины, чем воспользовались экстремистские группировки ваххабитского и салафитского толка для укрепления своих позиций среди населения. Лидер движения Абу Мусаб Заркауи, являвшийся руководителем одной из наиболее активных террористических организаций в регионе («Аль-Каида в Месопотамии»), используя мотивы религиозной ненависти суннитов к шиитам, сформировал новую террористическую организацию на основе салафитской идеологии, которая в отличие от ваххабизма Аль-Каиды была популярна среди суннитов Ирака.

Первым названием организации было «Исламское государство Ирака и Леванта - ИГИЛ», и до 2012 г. о ней не было известно широкой общественности. В глобальном информационном пространстве сведения о деятельности ИГИЛ стали доступны в феврале 2012 г., когда группа в составе 1 200 вооруженных членов этой организации перешла границу с Сирией для помощи сирийским силам оппозиции, ведущим боевые действия с правительственными войсками Б. Асада. Наличие в составе руководства ИГИЛ бывших кадровых офицеров армии С. Хусейна обусловило планирование и ведение войсковых операций против правительственных сил, а также осуществление грамотной, с военной точки зрения, организации всех видов обеспечения и логистики.

4 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2014 по делу № АКПИ14-1424С.

Осенью 2013 г. отряды ИГИЛ взяли под контроль провинцию Ракка на севере Сирии, богатую нефтяными месторождениями. Торговля нефтью и финансирование со стороны неправительственных организаций Катара позволило ИГИЛ расширить свое влияние на территории Ирака и Сирии5. Дополнительными источниками финансирования организации стали деньги, захваченные в Мосульском филиале иракского центрального банка (400 млн долл. США) и дань, взимаемая с предпринимателей на значительных

контролируемых территориях [3]. Общая площадь контролируемой ИГИЛ территории по состоянию на 2014 г. оценивалась в 40-90 тыс. км2, а численность проживающего на ней населения, преимущественно состоящего из суннитов, в 8 млн чел.6

Полученные финансы, поддержка суннитского населения захваченных районов Сирии и Ирака позволили группировке изменить свое название на ИГ и объявить о новой цели - создании всемирного халифата и консолидации вокруг себя всего исламского сообщества.

За 2013-2014 гг. ИГ получило поддержку значительного количества радикальных

экстремистских и террористических организаций, действующих в регионах Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки7.

Так, по сообщению РИА8, одной из первых группировок, примкнувших к ИГИЛ, стал отряд боевиков из Центральной Азии «Сабри Джамаат», насчитывающий более 70 бойцов (преимущественно узбекской национальности). Отряд в полном составе присягнул на верность ИГ в марте 2014 г. В дальнейшем о поддержке ИГИЛ заявили такие террористические организации, как «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП), «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ), филиппинская джихадистская группировки «Абу Сайяф», «Джемаа Исламия», пакистанская «Джамаат-уль-Ахрар», египетская экстремистская группировка «Воины халифата

5 Тесленко Е.С., Пеструилова Н. Н. Феномен «ИГИЛ» // Виктимология. 2015. № 1. С. 34-39.

6 Тарасов С. Ближний Восток: диагностика будущего года. ИА REGNUM. URL: http://regnum.ru/news/polit/1881238.html

7 Безкади Ф. Роль международного сообщества в борьбе с терроризмом в Сирии // Международный научный журнал. 2015. № 3. C. 13.

8 Гулиева Э., Левченко С. Исламское государство (ИГ) -исламистская террористическая организация, основная база которой находится на территории Ирака и Сирии.

URL: http://tass.ru/info/1264570l

http://fin-izdat.

Египта», центральноазиатские боевики «Катибат аль-Имам Бухари», синайская радикальная группировка «Ансар Бейт аль-Макдис», нигерийская исламистская группировка «Боко харам», алжирская радикальная исламистская группировка «Аль-Мурабитун».

Исследователи отмечают, что в настоящее время «Исламское государство» состоит из трех основных групп9. Первой группой является основное руководство (в своем большинстве иракцы), которое с 2010 г. возглавляет Абу-Бакр аль-Багдади. Он претендует на всю полноту власти над организацией и возглавляет ее военное, административное и религиозное направления деятельности. Используя слово «халиф», аль-Багдади заходит еще дальше и претендует на власть над всеми мусульманами во всем мире.

Вторая основная группа состоит большей частью из иракцев, а также сирийцев, которые присягнули на верность аль-Багдади и выполняют военные или административные обязанности.

Третья основная группа состоит из иностранных боевиков-террористов, прибывших более чем из 80 стран, присутствие которых позволило ИГ превратиться из организации, состоявшей из нескольких сотен, в силу, насчитывающую в своих рядах тысячи человек10.

Специалисты затрудняются дать точную оценку численности сторонников данной

террористической организации, но большинство сходится во мнении, что в рядах ИГ воюет от 70 до 90 тыс. чел. [4].

Угрозы, связанные с деятельностью данной международной террористической организации, ее численность, интенсивность проведения террористических акций и другие показатели обусловили особое внимание международного сообщества и отдельно взятых государств к проблеме противодействия ИГ. В настоящее время в отношении ИГ Советом Безопасности ООН на своих 7198-м, 7242-м и 7272-м заседаниях приняты соответственно резолюции от 17.06. 2014 № 2161, от 15.08.2014 № 2170 и от 24.09.2014

9 Элдиб А.М. Исламское государство Ирака и Леванта и Российская Федерация // Вестник науки и образования. 2015. № 7 (9). С. 103-108.

10 Доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями от 3 ноября 2014 года на имя Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюциями 1267 (1999) и 1989 (2011) по организации «Аль-Каида» и связанным с ней лицам и организациям, согласно пункту (а) приложения к резолюции 2083 (2012) Совета Безопасности ООН.

)ита1/пайопа1/ 189

№ 2178. Помимо России группировка признана террористической США, Канадой, Великобританией, Австралией, Турцией, Египтом, ОАЭ, Индией, Индонезией, а также Лигой арабских государств.

Боевики ИГ неоднократно выступали с угрозами в адрес руководства России. В сети YouTube выложены видеоролики, в которых они угрожают началом действий на Северном Кавказе11. Основными отличительными чертами

деятельности «ИГ» в настоящее время являются:

1) попытка легитимизации власти на захваченных территориях путем построения квазигосударства с монархической формой правления и государственной идеологией в виде ислама;

2) использование идеологии насилия, реализуемой с помощью специальных психологических операций. Элементами данной идеологии являются псевдосуннитские проповеди, обращение к потенциальным неофитам посредством средств массовой информации, социальных сетей, информационно-коммуникационной сети Интернет;

3) порядок финансирования организации, включающий в себя такие нестандартные для других террористических организаций методы, как добыча и продажа нефти, разграбление памятников истории и культуры и торговля захваченным антиквариатом, работорговля и продажа урожая зерновых, выращиваемых в контролируемых районах Ирака;

4) масштабность ведения боевых действий, планирование войсковых операций, использование всех видов боевого обеспечения, включая разведку, связь, инженерную подготовку.

Экспертным сообществом и политиками неоднократно подчеркивалось, что ИГ является реальной угрозой безопасности Российской Федерации. Актуальность данных угроз проявляется:

• в вовлечении (вербовке) граждан Российской Федерации для участия в боевых действиях на территории Сирии, Ирака, Ливии и Афганистана;

• в организации и финансировании деятельности экстремистских сообществ, а в отдельных случаях и создании законспирированных ячеек

11 См., например: «ИГИЛ угрожает России».

URL: http://youtube.com/watch?v=1MvsKDF3UNE

190 http://fin-izdat.r

на территории Российской Федерации в целях изыскания людских ресурсов для ведения будущей масштабной террористической войны;

• в организации каналов незаконной миграции для доставки террористов в Российскую Федерацию и третьи страны;

• в коррумпировании представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью создания условий для функционирования на территории Российской Федерации.

В перспективе, в зависимости от развития геополитической обстановки и военных действий в Сирии и Ираке, возможны также:

— попытки захвата власти в населенных пунктах с преимущественным проживанием мусульманской общины;

— осуществление преступлений террористической направленности в целях устрашения населения и последующей дезорганизации властных и общественных институтов в юго-восточных приграничных регионах Российской Федерации, имеющих значительную концентрацию натурализованных и нелегальных мигрантов, прибывших через российско-казахстанскую государственную границу;

— совершение посягательств на военнослужащих и членов их семей в целях устрашения и принуждения к отказу от участия в любых формах антитеррористической деятельности как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами;

— активизация криминального бизнеса, связанного с посягательством на интересы Российской Федерации в пограничной сфере (контрабанда товаров, изъятых из оборота, культурных ценностей, торговля людьми через государственную границу, рэкет в отношении предпринимателей, придерживающихся суннитского вероисповедания).

Перечисленные специфичные признаки указанной международной террористической организации и угрозы, актуальные для Российской Федерации, обусловливают комплексный характер мер, принимаемых для противодействия ИГ, необходимым условием реализации которых является международное сотрудничество правоохранительных органов. По мнению некоторых экспертов, международное

сотрудничество государств в борьбе с

преступностью обусловлено характером преступности, представляющей угрозу мировому сообществу [5].

Правовой основой данного сотрудничества может выступать Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, соответствующие нормы национального законодательства,

регламентирующие формы и механизм совместной антитеррористической деятельности12.

В то же время специфика деятельности правоохранительных органов, их компетенция в сфере предупреждения и пресечения деятельности ИГ не может выходить за пределы специальных криминологических мер, включая выявление объективных причин зарождения и развития террористической организации, воздействие на политические, экономические и социальные детерминанты ее существования.

Ведущим российским криминологом

А.И. Долговой в рамках специального криминологического предупреждения терроризма предложены такие меры, как развитие международного сотрудничества с

правоохранительными органами зарубежных стран в сфере противодействия терроризму (прежде всего приграничных государств), совершенствование правовой базы

международного сотрудничества, в том числе по вопросам установления местонахождения и выдачи преступников, конфискации и возврата преступных доходов путем использования каналов Национального Бюро Интерпола и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (БКБОП) на территории Содружества Независимых Государств13.

12 См., например: ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; ст. 2 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; р. IV «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009); ст. 4 Указа Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму»; Указ Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола»; «Конвенция против транснациональной организованной преступности» (принята в Нью-Йорке 15.11.2000 резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН); «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (Заключена в Шанхае 15.06.2001) и др.

13 Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой М.: Норма, 2010. С. 486.

http://fin-izdat.r

Перечислим основные, по нашему мнению, формы международного сотрудничества

правоохранительных органов по

противодействию ИГ.

1. Использование института запроса о правовой помощи. Правовая помощь предусмотрена ст. 453 УПК России и соответствующими двусторонними и многосторонними договорами и соглашениями Российской Федерации. Исследователи отмечают, что такого рода запросы, получившие в специальной литературе наименование международных следственных поручений, направляются тогда, когда по находящемуся в производстве уголовному делу необходимо выполнить отдельные процессуальные действия, например допросы свидетелей и обвиняемых, обыски, выемки и др. [6].

В процессе предварительного следствия может потребоваться участие в процессуальных действиях лиц, проживающих за границей и являющихся свидетелями, потерпевшими, экспертами, гражданскими истцами или ответчиками. С их согласия они могут быть вызваны на территорию Российской Федерации14.

Требования, которым должен соответствовать направляемый в иностранное государство запрос о получении доказательств, предъявляются к его форме, содержанию и языку. В основном все они закреплены в международных договорах, участником которых является Российская Федерация, а также в УПК РФ. По мнению В.В. Захаренковой, запрос, безусловно, должен быть сделан в письменной форме. В неотложных случаях либо в иных ситуациях, допускаемых запрашиваемой стороной, он может быть направлен по факсу или иным согласованным средствам электронной связи, но в кратчайший срок должен быть надлежащим образом подтвержден письменным оригиналом [7].

2. Обмен информацией. По мнению экспертов специализированных комитетов ООН, сбор данных и обмен информацией помогают компетентным властям лучше понять характер финансовой деятельности террористов и выработать методы борьбы с переправлением средств и пресечения финансовых потоков15.

14 Румянцев А.Ю. Межведомственное и международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и другими особо опасными преступлениями // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 247-251.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями от 03.11.2014 на имя Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюциями

>ита1/пайопа1/ 191

Целью обмена информацией между правоохранительными органами стран-партнеров может быть содействие повышению информированности об угрозе, создаваемой ИГ и ее пособниками, созданию условий для оперативного принятия решений, согласованию усилий по предполагаемой совместной антитеррористической деятельности, нейтрализации общих угроз и локализации.

В качестве механизма обмена информацией между правоохранительными органами по

противодействию ИГ активно используется электронный массив - Международный банк данных по противодействию терроризму, созданный аппаратом Национального

антитеррористического комитета Российской Федерации.

Функционирование указанного банка данных осуществляется по двум сегментам: сегменту открытой информации (далее СОИ МБД) и сегменту закрытой информации (далее СЗИ МБД)16. При этом в открытом сегменте используются сведения о совершенных терактах, организациях и группировках террористической направленности, лицах, пропавших без вести в регионах террористической активности, международные и национальные нормативные правовые документы в сфере противодействия терроризму, материалы по противодействию идеологии терроризма, аналитические материалы о тенденциях распространения террористической угрозы и методах противодействия ей.

По информации заместителя руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета И.Г. Сироткина, партнерами по СОИ МБД являются 26 спецслужб из 22 государств Европы, Азии и Африки, а также Контртеррористический Комитет ООН, Комитеты 1267 и 1540 Совета Безопасности ООН, Исполнительный комитет, Региональная Антитеррористическая Структура (РАТС) ШОС, Антитеррористический Центр (АТЦ) СНГ17.

1267 (1999 г.) и 1989 (2011 г.) по организации «Аль-Каида» и связанным с ней лицам и организациям, согласно пункту а) приложения к резолюции 2083 (2012 г.) Совета Безопасности ООН.

16 Ильин Е.П. Международный терроризм и пути повышения эффективности борьбы с ним // Вестник Академии военных наук. 2008. № 1. С. 14.

17 Доклад заместителя руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета

И.Г. Сироткина к Ежегодной конференции по обзору проблем в области безопасности (23-25 июня 2015 г., Вена).

192 №р:/Лп-^а!|

В свою очередь, в СЗИ МБД размещены конфиденциальные сведения, не относящиеся, в соответствии с законодательством стран-партнеров, к сведениям, составляющим государственную или служебную тайну. Это информация о вооружении и тактике действий ИГ, материалы по тематике финансирования терроризма, сведения об установленных пособниках террористов, лицах, подозреваемых в терроризме, материалы международного сотрудничества спецслужб по противодействию терроризму, а также национальное законодательство и другие материалы.

Также СЗИ МБД содержит информацию об иностранных террористах-боевиках, гражданах, принимавших участие в боевых действиях в афгано-пакистанской зоне, в странах Северной Африки, Ближнего Востока. Уже сейчас в указанный раздел от ряда зарубежных спецслужб и правоохранительных органов поступают материалы по данной тематике.

Кроме режимов накопления и обработки информации в СЗИ МБД реализована возможность обмена конфиденциальными материалами по каналам защищенной электронной почты.

Необходимо отметить, что к СОИ МБД организован равноправный доступ всех партнеров, а к СЗИ МБД право доступа получают только те пользователи, для которых получено разрешение от страны, разместившей информацию.

3. Участие сотрудников правоохранительных органов различных государств в совместных следственных действиях, оперативно-розыскных мероприятиях, осуществляемых на территории других государств. При этом между заинтересованными государствами заключается соглашение о создании совместной следственно-оперативной группы, в котором помимо основных реквизитов, целей, задач создания такой группы, указываются: руководитель, конкретные исполнители, их число и функциональные обязанности, материально-техническое и финансовое обеспечение. Следственно-оперативная группа комплектуется из опытных, наиболее квалифицированных сотрудников правоохранительных органов участвующих государств [8].

Анализ обстановки в государствах Центрально-Азиатского региона свидетельствует об активизации деятельности ИГ в северных провинциях Исламской республики Афганистан и Ферганской долине, расположенной на стыке

Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. В настоящее время на таджикской границе располагаются до 5 тыс., а на туркменской -порядка 2 тыс. боевиков из ИГ. Афганские провинции Кундуз, Баглан, Сари-Пуль, Фарьяб, Джуазджан стали местом скопления террористов родом из Таджикистана, Узбекистана, Северного Кавказа, Саудовской Аравии и Пакистана.

Установлено, что за последние три года от 2 до 4 тыс. граждан Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана вступили в ряды ИГ в Сирии. Предполагается, что в основе их мотивации лежит репрессивная природа центрально-азиатских государств и ограниченные перспективы на будущее. В связи с данным фактом наиболее остро стоит проблема так называемых «возвращенцев» - лиц, прибывших после участия в боевых действиях на территорию других государств. При этом политика Казахстана и Узбекистана по отношению к упомянутой категории лиц представляет собой жесткую «политику нулевой терпимости». Это обусловливает действия боевиков-«возвращенцев» по прибытию в Киргизию, потому что они могут въехать в эту страну и не попасть под такое наблюдение властей, как в Узбекистане или Казахстане18.

В связи с указанными фактами, актуальным является вопрос о проведении совместных следственных действий с правоохранительными органами Таджикистана, Афганистана и Киргизии по расследованию преступлений,

предусмотренных ч. 2 ст. 208 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенных гражданами России в период своего пребывания в рядах ИГ и скрывающихся от уголовного преследования на территории перечисленных государств.

4. Осуществление уголовного преследования и выдача (экстрадиция) лиц, обвиняемых в преступлении или осужденных за их совершение на территории другого государства. Институт экстрадиции закреплен нормами уголовного законодательства (ст. 13 УК РФ) и активно используется российскими и зарубежными правоохранительными органами. По мнению некоторых ученых, в настоящее время это -осуществляемая в процессуальном порядке деятельность компетентных органов двух и более государств, основанная на нормах национального и международного права, а также принципе взаимности. Она направлена на обеспечение выдачи лиц, совершивших преступление, для уголовного преследования, привлечения их к уголовной ответственности и (или) исполнения приговора, а также передачу осужденных лиц для отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются или постоянно в нем проживают, либо применения по отношению к ним принудительных мер медицинского характера19. Другие исследователи также отмечают, что лицо может быть выдано государству, которое в наибольшей степени пострадало от преступного деяния [9].

Таким образом, имеющийся в распоряжении правоохранительных органов набор организационно-правовых, информационно-коммуникационных и экспертно-криминалистических средств является эффективной предпосылкой для согласования усилий по осуществлению совместной

антитеррористической деятельности.

Реализация такого рода сотрудничества может способствовать повышению эффективности противодействия трансграничным угрозам безопасности заинтересованных государств, исходящих в том числе и от международной террористической организации ИГ.

19 Вениаминов А.Г., Грудинин Н.С., Лопатин А.В.

Экстрадиция. Проблемы понятия и отраслевой

18 Syria Calling: Radicalisation in Central Asia // Europe and npnmgjiexHOCTH // NAUKA-RASTUDENT.RU. 2015. № 1 (13).

Central Asia Briefing № 72 Bishkek/Brussels, 20 January 2015. C. 53.

Список литературы

1. Волеводз А. Уголовно-правовое противодействие международному терроризму // Уголовное право. 2014. № 2. С. 128-134.

2. Inside Terrorist Organizations. Ed. by David C. Rapoport. NY: Columbia University Press, 1988. P. 17.

3. Кузнецов А.А. «Исламское государство» в контексте политических изменений на Ближнем Востоке // Вестник МГИМО. Электронный журнал. 2015. № 2. С. 184-192. URL: http://urlid.ru/acjv.

4. Федорченко А.В., Крылов А.В. Феномен «Исламского государства» // Вестник МГИМО. Электронный журнал. 2015. № 2. С. 174-183. URL: http://urlid.ru/aqjw.

5. Лошакова С.А. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с коррупцией как фактор обеспечения безопасности в Европе // Безопасность бизнеса. 2014. № 4. С. 36-39.

6. Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации: монография. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. С. 148.

7. Захаренкова В.В. Условия, определяющие порядок подготовки и направления международного поручения о правовой помощи по уголовным делам // Закон. 2014. № 1. С. 131-139.

8. Феоктистова Е.Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2010. С. 51.

9. Францифоров Ю.В., Несмачная Н.В. Институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства // Российская юстиция. 2013. № 11. С. 14-17.

Национальные интересы: National Interests:

приоритеты и безопасность 4 (2016) 187-196 Priorities and Security

ISSN 2311-875X (Online) Threats and Security

ISSN 2073-2872 (Print)

INTERNATIONAL COOPERATION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN COUNTERING TERRORISM OF THE ISLAMIC STATE OF IRAQ AND SYRIA

Pavel V. AGAPOVa'% Roman S. IVANOVb

a Research Institute of Academy of the Prosecutor General's Office of Russian Federation, Moscow, Russian Federation kafedraup212@mail.ru

b Research Institute of Academy of the Prosecutor General's Office of Russian Federation, Moscow, Russian Federation irs_ch74@mail.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 25 November 2015 Accepted 14 December 2015

JEL classification: K14, K33, K42

Keywords: international terrorism, combating, international cooperation, law enforcement agencies, ISIS

Abstract

Importance International terrorism is of special significance, considering security threats of Russia. Comprehensive measures for countering terrorism necessitate international cooperation of law enforcement agencies.

Objectives The research overviews key areas and the mechanism for cooperation among law enforcement agencies in combating the ISIS.

Methods The research relies upon a criminological and legislative analysis of specifics and potential threats of the Islamic State.

Results Law enforcement agencies were proved to have a set of organizational, legislative, information, communication, expert and criminological tools, which are an effective premise for coordinating efforts with foreign partners to combat joint anti-terrorist activities. Conclusions and Relevance We conclude that the mechanism for international cooperation of law enforcement agencies, if implemented, will increase efficiency of combating cross-border security threats, including those expressed by the ISIS.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Volevodz A. Ugolovno-pravovoe protivodeistvie mezhdunarodnomu terrorizmu [Criminal and legislative prevention of international terrorism]. Ugolovnoe pravo = Criminal Law, 2014, no. 2, pp. 128-134.

2. Inside Terrorist Organizations. New York, Columbia University Press, 1988, p. 17.

3. Kuznetsov A.A. ['Islamic State' in the context of political changes in the Middle East]. VestnikMGIMO, 2015, no. 2, pp. 184-192. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/aqjv.

4. Fedorchenko A.V., Krylov A.V. [The phenomenon of the 'Islamic State']. Vestnik MGIMO, 2015, no. 2, pp. 174-183. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/acjw.

5. Loshakova S.A. Mezhdunarodno-pravovoe sotrudnichestvo gosudarstv v bor'be s korruptsiei kak faktor obespecheniya bezopasnosti v Evrope [International legal cooperation of States in combating corruption as a security factor in Europe]. Bezopasnost'biznesa = Business Security, 2014, no. 4, pp. 36-39.

6. Marochkin S.Yu. Deistvie i realizatsiya norm mezhdunarodnogo prava v pravovoi sisteme Rossiiskoi Federatsii: monografiya [The effect and enforcement of international law clauses in the legislative system of the Russian Federation: a monograph]. Moscow, Norma, INFRA-M Publ., 2011, p. 148.

7. Zakharenkova V.V. Usloviya, opredelyayushchie poryadok podgotovki i napravleniya mezhdunarodnogo porucheniya o pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam [Conditions that determine the procedure for preparing and sending an international request for assistance in criminal proceedings]. Zakon = Law, 2014, no. 1, pp. 131-139.

8. Feoktistova E.E. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo organovpredvaritel'nogo rassledovaniyapo ugolovnym delam: protsessual'no-pravovye i kriminalisticheskie aspekty: monografiya [International cooperation of

preliminary criminal investigation bodies: procedural, legal and criminological aspects: a monograph], Moscow, Scientific Research Institute of the Ministry of the Interior of Russian Federation Publ., 2010, p. 51.

9. Frantsiforov Yu.V., Nesmachnaya N.V. Institut vydachi litsa dlya ugolovnogo presledovaniya ili ispolneniya prigovora v ramkakh mezhdunarodnogo sotrudnichestva v sfere ugolovnogo sudoproizvodstva [The institution of extradition for criminal prosecution or court judgment enforcement as part of international cooperation in criminal proceedings]. Rossiiskayayustitsiya = Russian Justitia, 2013, no. 11, pp. 14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.