Научная статья на тему 'Территория успеха - предпринимательство и взросление в деле'

Территория успеха - предпринимательство и взросление в деле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ ПРОЕКТЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ТЕПЛИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ШКОЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ / ЛАГЕРЬ ТРУДА И ОТДЫХА / СHILDREN AND ADULTS PROJECTS / TECHNOLOGICAL TRAINING / SCHOOLYARD SITE / GREENHOUSES / SCHOOL WORKSHOP / WORK AND RECREATION CAMPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гимранов Салават Махмутович

Эффективные модели социализации в общеобразовательной школе (на примере лицея № 2 г. Мамадыш Республики Татарстан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территория успеха - предпринимательство и взросление в деле»

ТЕР

РИТОРИЯ УСПЕХА -предпринимательство и взросление в деле

Салават Махмутович Гимранов,

директор лицея № 2 города Мамадыш, Республика Татарстан

Важнейшая цель системы школьного образования — подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях постиндустриального общества. Для полноценной реализации этой цели необходима технологическая подготовка учащихся, начиная с основной школы.

• детско-взрослые проекты • технологическая подготовка • пришкольный участок • тепличное хозяйство • школьная мастерская • лагерь труда и отдыха

Кратко о лицее

«Лицей № 2 г. Мамадыш» — инновационное, интенсивно развивающееся образовательное учреждение естественно-научной направленности.

Ядро образовательной модели лицея — углублённое изучение отдельных предметов начинается с 5-го класса. Углублённо изучаются математика, физика, химия, биология.

На базе лицея работают социально-экономический, естественно-математический, химико-биологический классы.

В лицее успешно работает Научное общество «Гражданин».

Лицей является Всероссийской научно-экспериментальной площадкой по проблеме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на осно-

ве деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ — начальная школа — средняя школа».

Поддерживает тесную связь с вузами, работают университетские профессорские классы.

Лицей является ассоциированной школой «ЮНЕСКО» и пилотная школа Intel в Республике Татарстан.

В 2012 году лицей стал участником межведомственного проекта «Здоровье моей школы», в рамках которого получил экологический комплекс для проведения мониторинга, цель которого — наблюдение за состоянием окружающей среды, наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду, обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Наша «Территория успеха» — благоприятная среда для реализации совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь. «Территория успеха» состоит из нескольких взаимосвязанных элементов:

1. Азбука земли — пришкольный участок.

2. Тепличное хозяйство — парники для выращивания овощей и рассады.

3. Сервисный центр — мастерская, предоставляющая полиграфические и ^ — услуги.

4. Лагерь труда и отдыха учащихся — создание в летний период условий для развития социальной активности подростков, основанной на социально-значимом труде

А теперь о каждом из них более подробно.

Азбука земли

Сегодня не многие школы сохранили свои пришкольные участки-огороды. В полном объёме они функционируют, пожалуй, лишь в сельских учебных заведениях. Хотя лицей расположен в городе, наш пришкольный участок лучше, чем участки сельских школ. Мы считаем, что роль пришкольного участка-огорода очень велика в воспитании подрастающего поколения.

Практические работы на пришкольном участке играют большую роль в трудовом и профори-ентационном воспитании учащихся. С малых лет у школьников формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям; для учащихся представляется возможность применить на практике теоретические знания, полученные на уроках биологии, экологии, географии, технологии.

Пришкольный участок используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого невозможно вести уроки технологии и биологии на уровне современных требований, а так же используется для выращивания овощей для школьной столовой. Кроме того, учащиеся привлекаются к общественно — полезному труду. К работе на пришкольном участке привлекается весь персонал лицея. На весенней обработке почвы, посадке и уборке картофеля работают

совместно все учителя, учащиеся, а также родители. Выбор культур для выращивания определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, условиями лицея и возможностями в приобретении семян и посадочного материала.

В первой половине июня к работе на пришкольном участке привлекаются все работники лицея. Работой учащихся руководят учителя по специально составленному графику. Летнюю практику учащиеся проходят с большим желанием.

В соответствии со школьными программами биологии и сельскохозяйственного труда УОУ (площадью 0,5 га) имеет следующие отделы: полевых культур, овощных культур, плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, начальных классов, экологии, дендрологический, производственный.

Тепличное хозяйство

В 1998 году вступила в действие теплица лицея. На территории участка 4 парника общей площадью 10 кв.м. В парники ранней весной высаживается рассада овощных и цветочных культур для реализации населению и озеленения города. Летом в парниках выращиваются овощные культуры.

Лицей арендовал у агрофирмы «Трудовик» в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан 8 га земли, которая отведена под посадку моркови, свеклы, картофеля. Выращенный урожай используется для обеспечения бесплатного питания учащихся, излишек реализуется. Особое внимание уделяется оформлению цветников. Растения подбираются с таким расчётом, чтобы цветение продолжалось в течение всего лета до снега. Мы считаем, что пришкольная территория должна быть украшением города, вызывать чувство гордости у учащихся за участие в создании такой красоты.

В настоящее время большое внимание придаётся благоустройству городов, сёл, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. В лицее всё должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Если театр начинается с вешалки, то школа — с пришкольного участка.

Сервисный центр

Цель проекта «Школьный сервисный центр» — ознакомить школьников с основами организации собственного дела в области обслуживания и ремонта компьютерной техники, а также сформировать элементарные умения — систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, реализации и контролю действий в предпринимательской деятельности.

Основная идея школьного сервисного центра компьютерной техники состоит в том, чтобы, во-первых, свести к минимуму простой техники в общеобразовательных учреждениях, из-за поломок или неверных установок, настроек; во-вторых, включить в процесс практического развития работу по профессиональной ориентации школьников; в-третьих, выработать у учащихся умения, необходимые для успешной предпринимательской деятельности, получить опыт работы в «дочерней фирме» и реализовывать его на практике.

Школьный сервисный центр поможет педагогам не только содержать технику в исправном состоянии, но и оперативно устранить возникшие неисправности. При избытке соответствующих запасных частей и опыта работы по ремонту техники такая услуга наверняка в перспективе будет иметь спрос среди населения. При соответствующем развитии и самосовершенствовании, рекламных акциях школьная компания будет оказывать комплекс услуг, а именно услуги по ремонту компьютеров, комплексному обслуживанию заказчиков в области настройки, поддержания технического

рабочего состояния оборудования, замене запасных частей, обновлению программного обеспечения и системного администрирования, проведению профилактических работ компьютерной техники. При этом гарантируется: индивидуальный подход к обслуживанию; комплексное оказание сервиса; обеспечение всеми комплектующими материалами; установка программного обеспечения; льготное обслуживание для педагогов и постоянных клиентов.

«Школьный сервисный центр» создан на базе МБОУ «Лицей № 2 г. Мамадыш» и тесно сотрудничает с компанией ICL-КПО. Основные виды деятельности центра:

• ремонт и обслуживание вычислительной техники, оргтехники, офисного оборудования;

• сопровождение программного обеспечения (ПО);

• монтаж структурированных кабельных сетей, внутренних линий связи;

• модернизация устаревшей конфигурации компьютерной техники;

• производство полиграфической продукции;

• предоставление полиграфических услуг;

• разработка Web приложений.

Штат сервисного центра состоит из руководителя (учителя информатики лицея Сафина А.М.) и технических специалистов (группы учащихся 9—10-х классов). Руководитель центра координирует действия сервисной мастерской и является ответственным лицом, которое взаимодействует с сервисным центром компании ICL-КПО ВС. Одновременно он материально ответственное лицо, осуществляющее приём и отправку комплектующих производителю, выдачу комплектующих техническим специалистам, а также отвечающий за сохранность вверенного ему оборудования. Руководитель и технические специалисты должны пройти обучение и стажировку в компании ICL-КПО ВС. После обучения выдаётся сертификат, дающий право восстанавливать работоспособность оборудования в гарантийный период.

Важные цели работы учащихся в «Школьном сервисном центре» — подготовка к самостоятельной трудовой жизни, предоставление возможности заработать материальные средства (собственные карманные деньги), получение опыта диагностики и ремонта компьютеров, возможность предоставления недорогой технической помощи при ремонте компьютеров учеников из малоимущих и малообеспеченных семей.

Маркетинговый план

Описание рынка

Рынок компьютерной техники в настоящее время каждый год расширяется, появляются новые модели, старые снимаются с производства и отремонтировать их вне специализированных сервисных центров не представляется возможным, а учитывая удалённость последних или последнего время ремонта может занять слишком много времени, что для педагога, обязанного ежедневно вести электронный журнал, в учебное время является не приемлемым событием. Ремонтная база, находящаяся «под рукой» сократит не только время обращения — доставки, но и общее время простоя техники из-за поломки. Таким образом, услуга «ремонт компьютеров», окажется очень востребованной и даже популярной в педагогическом мире и не только.

Анализ рынка

Сильные стороны: индивидуальный подход; неосвоенный сегмент рынка; низкая конкуренция; востребованность услуги и растущий интерес к ней; поддержка государства; сильные кадры.

Слабые стороны: недостаток финансовых ресурсов; отсутствие штатных единиц.

Возможности: участие в региональных и иных государственных программах; сотрудничество со многими организациями; расширение спектра услуг.

Угрозы: нехватка ресурсов для осуществления проекта.

Производственный план

Услуги, которые планируются оказываться, будут заключаться в следующем:

• оказание компьютерной помощи учениками-старшеклассниками школы-центра компетенции;

• предоставление возможности заработать материальные средства (собственные карманные деньги);

• получение опыта диагностики и ремонта компьютеров;

• возможность предоставления недорогой технической помощи при ремонте компьютеров учеников из малоимущих и малообеспеченных семей.

В дальнейшем возможность предоставления дополнительных услуг:

• компьютерный набор и вёрстка;

• сканирование, распознавание и ксерокопия;

• распечатка на лазерном принтере;

• запись CD-R, RW, DVD;

• монтаж видеофильмов и роликов.

Цены на 1 услугу планируется установить в среднем на 10—15% ниже по сравнению с ценами других производителей услуги на рынке.

Организационный план

Организационная структура включает следующий персонал:

1. Руководитель.

2. Диспетчер — работник склада.

3. Группа диагностики и ремонта.

Функции сотрудников компании

При выполнении основных видов деятельности структура сервисной мастерской должна включать:

• руководитель, координирующий действия сервисной мастерской и являющийся ответственным лицом, которое взаимодействует с сервисным центром производителя;

• диспетчер — работник склада, в обязанность которого входит регистрация заявок в базе, приём и выдача оборудования пользователям, материально ответственное лицо, осуществляющее приём и отправку комплектующих производителю, выдачу

комплектующих техническим специалистам, а также отвечающий за сохранность вверенного ему оборудования;

• группу диагностики и ремонта: технические специалисты, выполняющие ремонт оборудования.

Технические специалисты должны пройти обучение и стажировку у производителя оборудования. После обучения выдаётся сертификат, дающий право восстанавливать работоспособность оборудования производителя в гарантийный период.

Также технические специалисты должны пройти инструктаж по технике безопасности и по электрической безопасности для допуска к работам до 1000 V.

Требования к техническому обеспечению

Оборудование:

• тестер;

• набор отвёрток;

• пылесос с выдувом;

• набор инструмента. Минимум — бокорезы, пинцеты, плоскогубцы, разных размеров, торцевые и рожковые гаечные ключи на

5—10 мм;

• антистатический браслет антистатический коврик, которые присоединяются к контуру защитного заземления.

Расходные материалы необходимые при ремонте:

• термопаста;

• стяжки кабельные;

• протирочные материалы: ветошь, салфетки, кисти и т.п.

Приблизительная стоимость оборудования и расходных материалов:

• 9 000—10 000 руб. (внебюджетные средства образовательного учреждения);

• автоматизированное рабочее место (АРМ): ПК, монитор, МФУ;

Предоставляет образовательное учреждении:

• электронную базу, в которой ведётся приём и история ремонта оборудования;

• сервисный центр должен быть оснащён,

как минимум, одной выделенной телефонной линией, электронной почтой и доступом в Интернет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требования к помещению:

• площадь помещения приёма и выдачи заказов должна соответствовать объёму посетителей и быть не менее 10 кв.м.;

• приёмное помещение должно быть отделено от ремонтной зоны и склада;

• размеры производственного помещения должны позволять осуществлять работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту;

• в приёмном помещении должны быть оформлены информационные стенды с условиями обслуживания и правилами приёма в ремонт;

• административные и производственные помещения должны удовлетворять санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, предъявляемым к помещениям данного класса (схожи с требованиями для школьных классов).

В производственных помещениях обеспечивается необходимый технологический режим и микроклимат, отвечающий требованиям хранения запасных частей, комплектующих изделий, готовой продукции и проведения ремонтных и поверочных работ.

Лагерь труда и отдыха учащихся дневного пребывания

Цель лагеря — создание в летний период условий для развития социальной активности подростков, основанной на социально-значимом труде. Программа является оздоровительно-образовательной и направлена на раскрытие индивидуальных способностей школьников в процессе организации совместной деятельности. В программу включены мероприятия по оздоровлению детей. Кроме того, предполагается не только трудовая, но и развлекательно-до-суговая деятельность. В лагере 30 школьников 15 — 17 лет.

Вот таким образом мы и создаём территорию, на которой учатся быть успешными, находить своё место в жизни, социализируются и самореализуются взрослые и дети. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.