ТЕР
РИТОРИЯ УСПЕХА -предпринимательство и взросление в деле
Салават Махмутович Гимранов,
директор лицея № 2 города Мамадыш, Республика Татарстан
Важнейшая цель системы школьного образования — подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях постиндустриального общества. Для полноценной реализации этой цели необходима технологическая подготовка учащихся, начиная с основной школы.
• детско-взрослые проекты • технологическая подготовка • пришкольный участок • тепличное хозяйство • школьная мастерская • лагерь труда и отдыха
Кратко о лицее
«Лицей № 2 г. Мамадыш» — инновационное, интенсивно развивающееся образовательное учреждение естественно-научной направленности.
Ядро образовательной модели лицея — углублённое изучение отдельных предметов начинается с 5-го класса. Углублённо изучаются математика, физика, химия, биология.
На базе лицея работают социально-экономический, естественно-математический, химико-биологический классы.
В лицее успешно работает Научное общество «Гражданин».
Лицей является Всероссийской научно-экспериментальной площадкой по проблеме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на осно-
ве деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ — начальная школа — средняя школа».
Поддерживает тесную связь с вузами, работают университетские профессорские классы.
Лицей является ассоциированной школой «ЮНЕСКО» и пилотная школа Intel в Республике Татарстан.
В 2012 году лицей стал участником межведомственного проекта «Здоровье моей школы», в рамках которого получил экологический комплекс для проведения мониторинга, цель которого — наблюдение за состоянием окружающей среды, наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду, обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Наша «Территория успеха» — благоприятная среда для реализации совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь. «Территория успеха» состоит из нескольких взаимосвязанных элементов:
1. Азбука земли — пришкольный участок.
2. Тепличное хозяйство — парники для выращивания овощей и рассады.
3. Сервисный центр — мастерская, предоставляющая полиграфические и ^ — услуги.
4. Лагерь труда и отдыха учащихся — создание в летний период условий для развития социальной активности подростков, основанной на социально-значимом труде
А теперь о каждом из них более подробно.
Азбука земли
Сегодня не многие школы сохранили свои пришкольные участки-огороды. В полном объёме они функционируют, пожалуй, лишь в сельских учебных заведениях. Хотя лицей расположен в городе, наш пришкольный участок лучше, чем участки сельских школ. Мы считаем, что роль пришкольного участка-огорода очень велика в воспитании подрастающего поколения.
Практические работы на пришкольном участке играют большую роль в трудовом и профори-ентационном воспитании учащихся. С малых лет у школьников формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям; для учащихся представляется возможность применить на практике теоретические знания, полученные на уроках биологии, экологии, географии, технологии.
Пришкольный участок используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого невозможно вести уроки технологии и биологии на уровне современных требований, а так же используется для выращивания овощей для школьной столовой. Кроме того, учащиеся привлекаются к общественно — полезному труду. К работе на пришкольном участке привлекается весь персонал лицея. На весенней обработке почвы, посадке и уборке картофеля работают
совместно все учителя, учащиеся, а также родители. Выбор культур для выращивания определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, условиями лицея и возможностями в приобретении семян и посадочного материала.
В первой половине июня к работе на пришкольном участке привлекаются все работники лицея. Работой учащихся руководят учителя по специально составленному графику. Летнюю практику учащиеся проходят с большим желанием.
В соответствии со школьными программами биологии и сельскохозяйственного труда УОУ (площадью 0,5 га) имеет следующие отделы: полевых культур, овощных культур, плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, начальных классов, экологии, дендрологический, производственный.
Тепличное хозяйство
В 1998 году вступила в действие теплица лицея. На территории участка 4 парника общей площадью 10 кв.м. В парники ранней весной высаживается рассада овощных и цветочных культур для реализации населению и озеленения города. Летом в парниках выращиваются овощные культуры.
Лицей арендовал у агрофирмы «Трудовик» в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан 8 га земли, которая отведена под посадку моркови, свеклы, картофеля. Выращенный урожай используется для обеспечения бесплатного питания учащихся, излишек реализуется. Особое внимание уделяется оформлению цветников. Растения подбираются с таким расчётом, чтобы цветение продолжалось в течение всего лета до снега. Мы считаем, что пришкольная территория должна быть украшением города, вызывать чувство гордости у учащихся за участие в создании такой красоты.
В настоящее время большое внимание придаётся благоустройству городов, сёл, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. В лицее всё должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Если театр начинается с вешалки, то школа — с пришкольного участка.
Сервисный центр
Цель проекта «Школьный сервисный центр» — ознакомить школьников с основами организации собственного дела в области обслуживания и ремонта компьютерной техники, а также сформировать элементарные умения — систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, реализации и контролю действий в предпринимательской деятельности.
Основная идея школьного сервисного центра компьютерной техники состоит в том, чтобы, во-первых, свести к минимуму простой техники в общеобразовательных учреждениях, из-за поломок или неверных установок, настроек; во-вторых, включить в процесс практического развития работу по профессиональной ориентации школьников; в-третьих, выработать у учащихся умения, необходимые для успешной предпринимательской деятельности, получить опыт работы в «дочерней фирме» и реализовывать его на практике.
Школьный сервисный центр поможет педагогам не только содержать технику в исправном состоянии, но и оперативно устранить возникшие неисправности. При избытке соответствующих запасных частей и опыта работы по ремонту техники такая услуга наверняка в перспективе будет иметь спрос среди населения. При соответствующем развитии и самосовершенствовании, рекламных акциях школьная компания будет оказывать комплекс услуг, а именно услуги по ремонту компьютеров, комплексному обслуживанию заказчиков в области настройки, поддержания технического
рабочего состояния оборудования, замене запасных частей, обновлению программного обеспечения и системного администрирования, проведению профилактических работ компьютерной техники. При этом гарантируется: индивидуальный подход к обслуживанию; комплексное оказание сервиса; обеспечение всеми комплектующими материалами; установка программного обеспечения; льготное обслуживание для педагогов и постоянных клиентов.
«Школьный сервисный центр» создан на базе МБОУ «Лицей № 2 г. Мамадыш» и тесно сотрудничает с компанией ICL-КПО. Основные виды деятельности центра:
• ремонт и обслуживание вычислительной техники, оргтехники, офисного оборудования;
• сопровождение программного обеспечения (ПО);
• монтаж структурированных кабельных сетей, внутренних линий связи;
• модернизация устаревшей конфигурации компьютерной техники;
• производство полиграфической продукции;
• предоставление полиграфических услуг;
• разработка Web приложений.
Штат сервисного центра состоит из руководителя (учителя информатики лицея Сафина А.М.) и технических специалистов (группы учащихся 9—10-х классов). Руководитель центра координирует действия сервисной мастерской и является ответственным лицом, которое взаимодействует с сервисным центром компании ICL-КПО ВС. Одновременно он материально ответственное лицо, осуществляющее приём и отправку комплектующих производителю, выдачу комплектующих техническим специалистам, а также отвечающий за сохранность вверенного ему оборудования. Руководитель и технические специалисты должны пройти обучение и стажировку в компании ICL-КПО ВС. После обучения выдаётся сертификат, дающий право восстанавливать работоспособность оборудования в гарантийный период.
Важные цели работы учащихся в «Школьном сервисном центре» — подготовка к самостоятельной трудовой жизни, предоставление возможности заработать материальные средства (собственные карманные деньги), получение опыта диагностики и ремонта компьютеров, возможность предоставления недорогой технической помощи при ремонте компьютеров учеников из малоимущих и малообеспеченных семей.
Маркетинговый план
Описание рынка
Рынок компьютерной техники в настоящее время каждый год расширяется, появляются новые модели, старые снимаются с производства и отремонтировать их вне специализированных сервисных центров не представляется возможным, а учитывая удалённость последних или последнего время ремонта может занять слишком много времени, что для педагога, обязанного ежедневно вести электронный журнал, в учебное время является не приемлемым событием. Ремонтная база, находящаяся «под рукой» сократит не только время обращения — доставки, но и общее время простоя техники из-за поломки. Таким образом, услуга «ремонт компьютеров», окажется очень востребованной и даже популярной в педагогическом мире и не только.
Анализ рынка
Сильные стороны: индивидуальный подход; неосвоенный сегмент рынка; низкая конкуренция; востребованность услуги и растущий интерес к ней; поддержка государства; сильные кадры.
Слабые стороны: недостаток финансовых ресурсов; отсутствие штатных единиц.
Возможности: участие в региональных и иных государственных программах; сотрудничество со многими организациями; расширение спектра услуг.
Угрозы: нехватка ресурсов для осуществления проекта.
Производственный план
Услуги, которые планируются оказываться, будут заключаться в следующем:
• оказание компьютерной помощи учениками-старшеклассниками школы-центра компетенции;
• предоставление возможности заработать материальные средства (собственные карманные деньги);
• получение опыта диагностики и ремонта компьютеров;
• возможность предоставления недорогой технической помощи при ремонте компьютеров учеников из малоимущих и малообеспеченных семей.
В дальнейшем возможность предоставления дополнительных услуг:
• компьютерный набор и вёрстка;
• сканирование, распознавание и ксерокопия;
• распечатка на лазерном принтере;
• запись CD-R, RW, DVD;
• монтаж видеофильмов и роликов.
Цены на 1 услугу планируется установить в среднем на 10—15% ниже по сравнению с ценами других производителей услуги на рынке.
Организационный план
Организационная структура включает следующий персонал:
1. Руководитель.
2. Диспетчер — работник склада.
3. Группа диагностики и ремонта.
Функции сотрудников компании
При выполнении основных видов деятельности структура сервисной мастерской должна включать:
• руководитель, координирующий действия сервисной мастерской и являющийся ответственным лицом, которое взаимодействует с сервисным центром производителя;
• диспетчер — работник склада, в обязанность которого входит регистрация заявок в базе, приём и выдача оборудования пользователям, материально ответственное лицо, осуществляющее приём и отправку комплектующих производителю, выдачу
комплектующих техническим специалистам, а также отвечающий за сохранность вверенного ему оборудования;
• группу диагностики и ремонта: технические специалисты, выполняющие ремонт оборудования.
Технические специалисты должны пройти обучение и стажировку у производителя оборудования. После обучения выдаётся сертификат, дающий право восстанавливать работоспособность оборудования производителя в гарантийный период.
Также технические специалисты должны пройти инструктаж по технике безопасности и по электрической безопасности для допуска к работам до 1000 V.
Требования к техническому обеспечению
Оборудование:
• тестер;
• набор отвёрток;
• пылесос с выдувом;
• набор инструмента. Минимум — бокорезы, пинцеты, плоскогубцы, разных размеров, торцевые и рожковые гаечные ключи на
5—10 мм;
• антистатический браслет антистатический коврик, которые присоединяются к контуру защитного заземления.
Расходные материалы необходимые при ремонте:
• термопаста;
• стяжки кабельные;
• протирочные материалы: ветошь, салфетки, кисти и т.п.
Приблизительная стоимость оборудования и расходных материалов:
• 9 000—10 000 руб. (внебюджетные средства образовательного учреждения);
• автоматизированное рабочее место (АРМ): ПК, монитор, МФУ;
Предоставляет образовательное учреждении:
• электронную базу, в которой ведётся приём и история ремонта оборудования;
• сервисный центр должен быть оснащён,
как минимум, одной выделенной телефонной линией, электронной почтой и доступом в Интернет.
Требования к помещению:
• площадь помещения приёма и выдачи заказов должна соответствовать объёму посетителей и быть не менее 10 кв.м.;
• приёмное помещение должно быть отделено от ремонтной зоны и склада;
• размеры производственного помещения должны позволять осуществлять работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту;
• в приёмном помещении должны быть оформлены информационные стенды с условиями обслуживания и правилами приёма в ремонт;
• административные и производственные помещения должны удовлетворять санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, предъявляемым к помещениям данного класса (схожи с требованиями для школьных классов).
В производственных помещениях обеспечивается необходимый технологический режим и микроклимат, отвечающий требованиям хранения запасных частей, комплектующих изделий, готовой продукции и проведения ремонтных и поверочных работ.
Лагерь труда и отдыха учащихся дневного пребывания
Цель лагеря — создание в летний период условий для развития социальной активности подростков, основанной на социально-значимом труде. Программа является оздоровительно-образовательной и направлена на раскрытие индивидуальных способностей школьников в процессе организации совместной деятельности. В программу включены мероприятия по оздоровлению детей. Кроме того, предполагается не только трудовая, но и развлекательно-до-суговая деятельность. В лагере 30 школьников 15 — 17 лет.
Вот таким образом мы и создаём территорию, на которой учатся быть успешными, находить своё место в жизни, социализируются и самореализуются взрослые и дети. НО