Балыктахская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Мегино-Кан-галасский улус» Республики Саха (Якутия) стала лауреатом юбилейного X Международного конкурса имени А.С. Макаренко.
О
Агрошкола — центр воспитания будущего хозяина земли
Вячеслав Егорович Сотников,
директор МБОУ «Балыктахская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса, Республики Саха (Якутия)
Любовь Васильевна Винокурова,
заместитель директора по научно-методической работе
• трудовое воспитание • агрошкола • учебная мастерская • организация труда и летнего отдыха школьников
История Балыктахской средней школы насчитывает около семидесяти лет. В поисках собственного пути школа на каждом этапе своего развития внедряла новые формы деятельности в учебно-воспитательный процесс.
В 2000 году Балыктахская школа стала республиканской экспериментальной площадкой. Первый экспериментальный проект «Социально-педагогическая поддержка в условиях школы самообеспечения» был успешно завершён в 2005 году. Тогда же при поддержке республиканской и муниципальной власти на базе школы был открыт республиканский детский дом семейного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следующий проект «Школа социального успеха с детским домом семейного типа», который стал продолжением первого, будет завершён в 2012 году.
Сегодня школа работает по проекту «Агрошкола социального успеха как центр воспитания будущего хозяина земли». Идея проекта: воспитание и обучение будущего хозяина земли, адекватного социокультурным и экономическим условиям развития села. Цель: организация непрерывного трудового воспитания и обучения учащихся в условиях агрошколы социального успеха. Этот проект также стал продолжением двух предыдущих проектов, и мы надеемся, что благодаря ему школа сделает новый существенный скачок в своём развитии.
В годы советской власти наше село имело крупное сельское хозяйство, в нём трудились передовики производства не только ре-
-е-
ПЕДАГОГИКА И ПОЛИТИКА
спубликанского, но и союзного уровня. И сегодня, когда в нашей стране возрождается сельское хозяйство, в районе «Мегинский наслег» проводится целенаправленная работа по включению его жителей в животноводческую деятельность. Создан и успешно работает производственный кооператив «Хаххах». Планируются механизация и автоматизация производственных баз, на которых в недалёком будущем предстоит трудиться подготовленным, грамотным людям. А воспитание и обучение подрастающего поколения в лучших традициях своего родного села — задача сельской школы. Поэтому именно от сельской школы во многом зависит успех проводимых преобразований.
Одной из важнейших задач школы стало расширение её производственной базы. В связи с этим были увеличены и обустроены посевные площади под картофель (до 6 га) и корнеплоды (до одного га); подготовлен погреб для хранения урожая; очищены сенокосные угодья; отремонтированы жилые помещения, летник и телятник летника для базы летнего трудового лагеря «Сыккыс». Для развития подсобного хозяйства школы создан сельскохозяйственный кооператив «Сыккыс».
Направления работы кооператива включают: разведение крупного рогатого скота, лошадей, выращивание картофеля, столовых корнеплодов. Хозяйство имеет свой расчётный счёт, вырученные деньги идут на материальные, хозяйственные нужды школы. Финансово-хозяйственное обоснование расходов школы до 2015 года разработано совместно с другими агрошколами.
Школа имеет 87 га сенокосных угодий, что позволило увеличить поголовье крупного рогатого скота до 20 голов и приобрести при поддержке сельскохозяйственного отдела улуса 10 голов породистого молодняка лошадей.
Кроме того, в озёрах, закреплённых за школой, мы разводим мальков карасей. А осенью из этих озёр совместными усилиями взрослых и детей вылавливаем и продаём рыбу (мунха), что позволяет увеличить внебюджетные средства школы. Продукцией, выращенной взросло-детским коллективом школы, и сельхозпродукцией из подсобного хозяйства школа обеспечивает свою столовую и столовую пришкольного интерната.
Содержание агротехнологического образования
В программу развития школы введено отдельное направление, которое определяет основное содержание агротехнологического образования, направленного на формирование у школьников инновационного мышления с учётом традиционного уклада жизни села, социально-экономических изменений в улусе и республике.
Агротехнологический компонент составляет 15% всего содержания школьного образования. Для учащихся средней ступени проводят-
В.Е. Сотников, Л.В. Винокурова. Агрошкола — центр воспитания будущего хозяина земли
ся спецкурсы, на которых они изучают основы агрономии и животноводства, малогабаритную сельскохозяйственную технику. С 9-го класса вводится спецкурс «Автодело». После его окончания ребята получают водительские права класса «В». На старшей ступени для школьников организованы курсы «Химизация сельского хозяйства и охрана окружающей среды», «Основы рыночной экономики». Работаем совместно с Тюнгюлюнским профессиональным лицеем № 4, с животноводческим кооперативом «Хаххах». Практические занятия проводятся на учебно-производственном участке школы, а также на производственной базе кооператива и профессионального лицея.
Большое внимание педагоги школы уделяют научно-исследовательской деятельности школьников. Участие в научном обществе, организованном в школе, даёт возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в области различных наук, развивать интеллект, овладеть начальными навыками научно-исследовательской работы. Ежегодно наши школьники участвуют и занимают призовые места в муниципальных, региональных, республиканских научно-практических конференциях. Есть среди них лауреаты республиканского НПК «Шаг в будущее», дипломанты всероссийских конференций.
Оснащённость учебных классов по агротехнологическим предметам
В 1968 г. школа стала первой в районе, где было введено обучение по кабинетной системе. Наш коллектив и сегодня бережно сохраняет школьные традиции. В 2000 году по программе «2000 добрых дел к 2000 году» своими усилиями реконструировали школу. Учителя усиленно работают над эстетическим оформлением, над оснащением кабинетов учебно-наглядными пособиями и новыми информационными средствами обучения. Таким образом, сегодня все кабинеты отвечают самым современным требованиям.
Кабинет биологии и химии — один из лучших в школе. Его отличает своеобразный дизайн, он оснащён современной компьютерной техникой, медиатекой и богатым раздаточным материалом для проведения уроков.
В учебной мастерской и кабинете домоводства созданы условия для организации продуктивного труда учащихся. Здесь проводятся занятия по резьбе (по дереву и кости), столярному делу, шитью, рукоделию, кулинарии и т.д.
Учебная мастерская стала победителем смотра школьных мастерских в улусе. Именно здесь наши ребята создают свои уникальные работы, которые представляют не только на республиканских, но и на международных выставках прикладного искусства.
П Е Д А Г О Г И К А И П О Л И Т И К А
Организация летнего труда и отдыха детей
В школе и в летнее время проводится целенаправленная работа по трудовому воспитанию детей и подростков. Первый летний лагерь труда и отдыха «Тайга» был организован в 1983 году. Его воспитанники занимались благоустройством села, сенокосом. Тогда же был создан первый пришкольный лагерь по выращиванию сельхозпродуктов. В настоящее время организация летнего труда и отдыха школьников направлена на укрепление материально-технической базы школы, обеспечение сельскохозяйственной продукцией столовой интерната, развитие подсобного хозяйства и пришкольного участка. Работают два лагеря: стационарный трудовой лагерь «Сыккыс» и социальный оздоровительно-трудовой лагерь дневного пребывания «Мичээр».
С лета 2008 года всё поголовье скота было выведено в летник, который находится в 10 км от села. Для ухода за поголовьем и был организован летний лагерь «Сыккыс», в котором 50 учащихся школы работали доярами и телятницами. Работа проводилась в рамках республиканской программы «СайылыктааЬын». Большую поддержку в работе по этой программе нам оказала местная администрация.
В организации лагерной деятельности, направленной на всестороннее развитие детей, педагоги тесно взаимодействует с учреждениями культуры и здравоохранения, общественными организациями наслега, родителями.
Ф- Д "Ф
Для детей-сирот лагерь стал настоящим домом, педагоги и технический персонал создают в нём условия, максимально приближенные к семейным. Работа лагеря привлекла к себе внимание журналистов, ей была посвящена отдельная телепередача. Опытом организации жизнедеятельности детей в лагере «Сыккыс» педагоги поделились на республиканском семинаре агрошкол республики.
В 2008 году школа стала призёром республиканского смотра летних трудовых отрядов, в 2010 году — победителем улусного конкурса среди летних трудовых лагерей и названа лучшей школой района по организации летнего труда учащихся. В лагере «Мичээр» школьники работают на пришкольном участке школы. В 2011 году летним трудом были заняты 119 наших воспитанников, что составляет 60% от общего числа учащихся.
Системная, творческая работа с опорой на социальный заказ и традиции села, на образовательные потребности ребёнка и его семьи — это требование времени. И такая работа коллектива школы доказала свою актуальность и востребованность. Сегодня наша школа — победитель приоритетного национального проекта «Образование», обладатель гранта Президента Республики Саха (Якутия) за инновационную деятельность, призёр Республиканского смотра летних трудовых лагерей.