Д.А. Нестеренко
Территориальное планирование градостроительных структур псковской области как фактор экономического развития, социальной стабильности региона и обороноспособности государства
Под локальным или групповым расселением современная наука понимает распределение населения в границах определенной территориально-административной единицы страны в процессе формирования новых и развития существующих населённых мест, с учётом размещения мест приложения труда, быта и отдыха, при этом отдельные городские поселения располагаются относительно тесной группой и имеют между собой развитые функциональные связи. Такой уровень расселения характеризуется тесными ближними взаимоотношениями и представлен в нашей стране внутриобластными группами административных районов [1, 2].
Термин «региональное расселение» подразумевает распределение населения в границах территориально-административной единицы страны высшего ранга, в системе районирования территории, имеющей специфическую географическую, экономическую и экологическую общность. Для этого уровня расселения характерно экстенсивное (связанное с количественным увеличением, распространением) взаимодействие и налаживание связей с соседствующими административными регионами государства. Такого рода организация существует в экономическом подрайоне, состоящем из группы областей, или в территориально-административной единице в масштабах одной области [1, 2].
Общеизвестно, что локальный уровень градостроительной иерархии - это детализация и конкретизация общегосударственной программы преобразования сложившегося расселения применительно к специфическим (природно-географическим, социально-экономическим, демографическим и др.) условиям отдельных регионов; разработка предложений по формированию структуры региональных систем населенных мест в увязке с конкретными территориально-планировочными и народнохозяйственными условиями объекта, доведение их до стадии градостроительного проектирования; формулировка предложений по планово-регулируемому формированию групповых систем населенных мест разного типа.
Таким образом, групповое расселение является опорой, фундаментом всей иерархической системы управления и взаимодействия с градостроительными процессами страны. Из этого становится понятной особая значимость регулирования мероприятий, происходящих на данном уровне расселения.
Активные межселенные контакты в границах Псковской области благотворно повлияют на военную инфраструктуру области, что в дальнейшем выразиться в увеличении уровня общественного обслуживания и возможности широкого квалифицированного выбора потребляемых услуг для военнослужащих, членов их семей, а так же гражданского населения [3, 4, 5].
Военные специалисты уверены, что при наличии развитой системы транспортных связей, социально-экономической базы центрального города, удовлетворяющей должным образом потребности не только его жителей, но и населения всех тяготеющих к нему групп. Военно-территориальная инфраструктура, организованная по такому принципу, приведет к повышению уровня и качества жизни, или, по крайней мере, к существенному увеличению социальной привлекательности района.
Определяющим фактором возникновения инфраструктуры, удовлетворяющей таким требованиям, по расчетам специалистов-градостроителей, является численность населения не менее 50 тысяч человек. Из вышеизложенного становится очевидным, что абсолютно обособленное существование военно-территориальных образований либо не обеспечит требований современного уровня проживания, либо становится не оправдано затратным.
Решение данной проблемы видится в непосредственном участии военного архитектора-градостроителя - квалифицированного эксперта, подготовленного для комплексного управления обоюдными социальными процессами в структуре воинских территориальных формирований и внедрением их общественно полезных свойств в градоформирующий аспект субъекта Российской Федерации. Таким образом, подразумевая симбиоз - взаимовыгодное сосуществование двух разных по целевому назначению «организмов» - гарнизонного каркаса субъекта Федерации и административно-территориальной единицы в границах Псковской области.
Одновременно со стороны гражданско-социальной точки зрения на вопрос Псковская область имеет ярлык социально-депрессивного региона, что является отражением ситуации, в которой находятся без исключения большинство российских регионов, не имеющих на своей территории сырьевых ресурсов, либо крупных промышленных предприятий. Исторически же сложилось так, что Псковская область -регион явно недокапитализированный. В области за последние сто лет не было реализовано ни одного крупного экономического проекта. Во многом это обусловлено тем, что Псков традиционно испытывает дефицит интереса со стороны власти - как в советское время, так и сейчас [6].
Особенности географического положения области обусловили его нахождение между крупнейшими центрами развития страны (Москвой и Санкт-Петербургом). Область разорвана на две части. Это один из немногих регионов, где есть два центра развития -города Псков и Великие Луки, население которых превышает 50 тысяч человек. К Петербургу тяготеет Псков, а к Москве, соответственно, Великие Луки. Логично использовать ресурсы двух этих городов, рассматривая развитие области как площадку для активной кооперации между Москвой и Петербургом, которая обладает рядом цивильных преимуществ еще и как приграничная территория [ 6].
Это означает, что область должна стремиться встроиться в коридоры развития Москвы и Петербурга. Причем таким образом, чтобы не получилось обратного эффекта, когда тот же Петербург станет выкачивать ресурсы из Пскова. В случае же, если Псковская область сможет предложить что-нибудь постоянно развивающимся агломерациям, то в область потянутся ресурсы. Если же область займет пассивную позицию, то, естественно, последние кадры, финансы уйдут в Петербург и Москву[6].
Поэтому в современном многополярном мире следует вести ювелирную политику архитектурного управления, комбинируя все возможные пути развития региона, исходя из его индивидуальных особенностей, извлекая максимум пользы с минимальными затратами. Необходимо создание такой системы в масштабах Псковской области, в которой элементы гарнизонного каркаса обеспечивали бы необходимые требования по обороне государства, а социально-административная составляющая функционировала бы, поддерживая работоспособность воинских и штатских элементов.
Теория центральных мест Вальтера Кристаллера оказала огромное влияние на развитие экономической географии в Великобритании и США, в частности, на представителей школы пространственного анализа. В Швеции в соответствии с теорией центральных мест была проведена реформа административно-территориального деления. Кристаллер различал семь градостроительно-территориальных уровней: поселок, большой поселок, окружной город, центр округа, центр области, столица провинции, столица географического района [7].
Теория центральных мест повествует об оптимальной каркасно-сетевой структуре населенных пунктов, обеспечивающей одновременно массовый доступ к объектам сферы услуг, максимально быстрое перемещение между городами и эффективное управление территорией. Такая структура обладает строгой иерархией, число уровней которой прямо пропорционально социально-экономическому развитию территории. С повышением уровня структурной ступени развития населенный пункт предоставляет всё более широкий набор услуг большему числу нижестоящих в иерархии поселений.
Существует мнение о том, что взаимодействие административно-территориальных единиц невозможно описать по средствам строгой схемы. Протекающие процессы сугубо индивидуальны и соответствуют в большинстве случаев конкретно взятому региону и зависят от присущих ему свойств, характеристик и внешних факторов, соответствующих так же определенному временному периоду. Но однозначно можно говорить только об аналогичности градостроительных процессов, заставляющих систему функционировать.
Графическое отображение такой пространственной организации представляет собой совокупность правильных шестиугольников, подобно пчелиным сотам, где центры ячеек низшей территориально-организационной ступени являются узлами шестиугольника более высокого уровня иерархии. Такого рода идеальное построение не может дать исчерпывающего описания процессов, протекающих в конкретном территориальном формировании из-за крайне редко встречающегося структурного построения такого типа. Множество исторических, политических и географических факторов нарушают симметрию и строгую иерархию распределения, а численное исследование эволюционной модели показало неустойчивость симметричного распределения для появления зон с высокой концентрацией активности, способных вызвать отток населения и снизить активность других зон [7, 8, 9].
Вообще изменение типов расселения населения связано, прежде всего, с основными закономерностями развития и смены общественно-экономических формаций. Само расселение служит важнейшей характеристикой способа производства и как таковое является производным от главенствующих производственных отношений и целей этих самых формаций.
Современные ученые считают, что действительная смена исторических типов расселения основана на смене общественно-экономических формаций. Каждой формации соответствует свой исторический тип расселения [10].
Теперь становится очевидным, необходимость «тонкого регулирования» градостроительных процессов структур гарнизонного каркаса. Это не менее обходимо, чем управление развитием населенными пунктами, поскольку их масштабы адекватны, градостроительные функции подобны, за исключением специфических предназначений каждого территориального формирования. Все вышеописанное, однозначно свидетельствует о высокой ответственности правильного использования градостроительных знаний в формировании экономического развития, социальной стабильности региона и обороноспособности государства в масштабе Российского государства.
Литература
1. Яргина 3. Н., Косицкий Я. В., Владимиров В. В. Основы теории
градостроительства. - М.: Стройиздат, 1986. - 325 с.
2. Фомин Н. О. Расселение и города. - Л.: Стройиздат, 1984. - 38 с.
3. Булгаков Д. В. Система материального обеспечения войск: на-правления
совершенствования // Военная мысль. - 2000. - № 4. -С. 57-60.
4. Бунин М. А., Мухин В. И. Гарнизонный комплекс Ленинградского военного
округа. Стратегия градорегулирования / ВИТУ - СПб, 2002.- 156 с.
5. Ермаков С. Н. Савинский П. Ф. Военно-экономические проблемы военной
реформы. // Военная мысль. - 2001. - № 6. - С. 8-10.
6. материалы интернета, центр стратегических разработок Северо-запад, «Концепция
социально-экономического развития Псковской области на долгосрочную перспективу», комментарий руководителя рабочей группы Д. А. Ялова
7. И. Пригожин, И. Стенгерс. "Порядок из хаоса". — М.: Эдиториал УРСС, 2001. —
С. 312. — ISBN 5-8360-0240-1.
8. Allen P.M., Sanglier M. Dynamic model of Urban Growth (англ.) // Journal of Social
and Biological Structures. — 1978. — Т. 1. — С. 265-280.
9. Allen P.M., Sanglier M. Self-Organization and Decision-Making (англ.) // Environment
and Planning. — 1981. — Т. 13. — С. 167-183.
10. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионолистика. СПб, 2002. (под ред. С.Б. Лаврова).